Средства и методы закаливания детей дошкольного возраста. Закаливание ультрафиолетовыми лучами

Как правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда?

Корреспондентам сайт рассказала о закаливании кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Надежда Березина.

Как закаливать

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры : обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни.

Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.

Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность . К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Как принимать воздушные ванны

Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.

Для начала выберите комфортную для ребенка температуру , постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде.

Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично.

Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой , которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

Как умываться

После зарядки отправляйтесь в ванную , чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Как спать

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2-3 градуса ниже, чем обычная температура , в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.

Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков.

Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21-23 градусов, а для ребят постарше — 20-21 градус, а с 5-7 лет — 19-21 градус.

Как одеваться

Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках , малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18-22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом.

А если стало прохладно, и температура в доме упала до 16-17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.

Как ходить

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности : ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Памятка родителям

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность .

К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка.

Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней . Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.

Но вот с чем не стоит экспериментировать — это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби.

Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма , и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша.

Закаливание детей дошкольного возраста всегда вызывает множественные споры. Одни говорят, что делать этого категорически нельзя, явно представляя, как бедных детишек заставляют выходить голышом на морозный воздух и обливают ледяной водой. Другие же, более осведомленные в способах и пользе закаливающих мероприятий в детском возрасте, выступают однозначно «ЗА». Принципы закаливания деток в дошкольном возрасте немного отличаются от тех методик, которые принято использовать взрослыми людьми. Они более щадящие и мягко действуют на неокрепший организм, повышая защитные функции и формируя сильный иммунитет.

С чего начать закалку детям дошкольного возраста, и когда можно проводить первые процедуры? Основа закаливания маленьких детей – адаптация организма к воздействию окружающей среды. Начинать можно с самого рождения. Многие мамы, боясь за здоровье своего младенца, предпочитают гулять на улице только в теплую солнечную погоду. Но это совсем неправильно. Даже при морозе (если, конечно, градусник не показывает -20), когда пасмурно или дует ветер, гулять на улице не только можно, но и нужно. Главное, одевать детей по погодным условиям.

Более активные методы закаливания организма – , обтирания и принятие воздушных ванн рекомендуется начинать постепенно и не ранее, чем ребенку исполнится три–четыре года. Это зависит, в первую очередь, от его эмоционального и физического состояния.

Только от родителей зависит, выработает ли привычку закаляться их малыш в дальнейшем. Закаливание должно быть приятным для ребенка, нести в себе положительные эмоции. Можно превратить процедуру в интересную игру и, конечно же, родители должны своим примером показывать, что это полезно.

Как утверждают специалисты медицинской сферы, существует ряд определенных правил относительно того, как должно проходить закаливание детей раннего возраста:

  • Использование выбранного метода закаливания должно быть регулярным, ежедневным. Это как традиция, которая выполняется всеми членами семьи.
  • Последовательность увеличения нагрузок.
  • Чередование местных и общих методов закалки.
  • Комплексный подход.

Закаливание ребенка или взрослого – это всегда комплекс мероприятий, который направлен на укрепление иммунной системы и противостояние организма перепадам температур. Многие мамы совершают ошибку, одевая ребенка очень тепло, а потом удивляются, почему их малыш вялый и апатичный. Всему виной перегрев. Детей нужно одевать согласно температурному режиму и погодным условиям. Перед тем, как ложиться спать, помещение должно проветриваться. Сон на свежем воздухе всегда спокойный, сладкий и крепкий.

Во время ночного отдыха температурный показатель в помещении, где спит малыш, должен быть несколько ниже, чем днем. Одеваться дома нужно легко, не стоит идти на поводу у бабушек, которые твердят, что даже в квартире нужно надевать на ребенка шапку. Если малыш болеет, процедуры закаливания необходимо отложить до его полного выздоровления.

Как закалять маленьких детей

Методы закаливания детей не так разнообразны, как у взрослых. К ним относятся следующие:

  • воздушные ванны;
  • водные процедуры;
  • солнечные ванны.

Закалять детей воздушными ваннами необходимо с самого рождения. Чем больше времени малыш будет проводить на улице, вне зависимости от погоды (конечно, без крайностей в виде урагана, сильного мороза или ливня), тем лучше. Хорошо способствуют укреплению иммунитета воздушные ванны, которые можно проводить дома.

Достаточно открывать окно для проветривания на несколько минут, чтобы в комнате стало свежо, но не холодно. Ребеночка лучше всего раздеть и оставить голышом. Постепенно интервал проветривания следует увеличивать. Это щадящий и в тоже время достаточно действенный способ закалки малышей.

Закаливание детей водой – это постепенное приучение ребенка к контакту с водой. Процедура может быть полной и частичной, в зависимости от возрастных особенностей ребенка и его психоэмоционального состояния. Хотя, по мнению врачей-педиатров, чем раньше детей окунать в воду, тем будет лучше. Если малыш болен, водные процедуры лучше отложить до выздоровления.

Бывают ситуации, кода детки испытывают страх перед водой. В таких случаях рекомендуется проводить обтирание, используя мягкую губку в виде игрушки или же мамину руку, благодаря чему удается одновременно провести процедуру и купировать фобию. Оптимальная температура воды – 34°С. Ее можно регулярно понижать на 1 градус, но не делать слишком холодной и следить за реакцией малыша. Чем ниже будет температура воды, тем меньше продолжительность купания.

Солнечные ванны часто используются для закаливания детей дошкольного возраста в детском саду. Нахождение под открытыми лучами умеренного солнца повышает иммунитет, положительно влияет на центральную нервную систему, активизирует процессы регенерационного характера кожи. Начинаться процедура должна не раньше 17.00 вечером либо до 11.00 дня. В данный период солнце не палит слишком сильно и риск получить ожог минимален. Однако голова у малыша прикрывается кепкой или панамой.

Закаливание в детсадах и дома

Закаливание детей в детском саду всегда проводится воспитателями в виде интересных, групповых игр. Наиболее распространенные методы закалки – воздушные и солнечные ванны, во время которых малыши выполняют различные физические упражнения с умеренной нагрузкой. Водные процедуры, как правило, ограничиваются играми, во время которых детки опускают в воду ладони, а потом похлопывают друг друга под веселое музыкальное сопровождение.

Закаливание детей 3 лет подразумевает растирание стоп прохладной водой после дневного сна. Одна из эффективных процедур – хождение босыми ногами по специальным массажным коврикам, во время которой активизируются биологически активные точки, что положительно воздействуют на работу внутренних органов и активизируют обмен веществ.

Как правильно закалять маленького ребенка, с поэтапным увеличением времени

Ребенка можно закаливать и дома, используя для этого следующие простые процедуры:

  • полоскать горло;
  • процедура контрастного душа;
  • купание в прохладной воде;
  • растирание стоп;
  • растирание и обливание всего тела.

Ходить босыми ногами по земле или песку можно при температуре воздуха от 21 градуса. Данный способ закалки не только укрепляет иммунную систему, но и является лучшей профилактикой плоскостопия у детей.

Специальные коврики, которые используются для хождения босиком, можно купить в детском магазине или же сделать самостоятельно. Использовать их можно, когда ребенку исполнился год, и он уже начал осваивать навыки хождения. Массажный коврик своими руками делается из соли, картона, клея и клеенки. Картон понадобится для того, чтобы сделать бортики, которые предотвратят просыпание соли. Клеенку нужно постелить на пол, сверху насыпать соль (предпочтительно использовать морскую). Клей необходим для склеивания бортов.

Похожую дорожку можно приготовить из пуговиц, круп, гальки или щебенки. Главное, чтобы предметы не были слишком острые, иначе ребенок может пораниться. Это наилучшее упражнение, которое не только укрепит иммунную систему, но и предупредит риск развития плоскостопия.

Полоскание горла – зачем и почему?

Многие родители удивляются, зачем нужно полоскать горло простой чистой водой. Как считают специалисты, это лучший способ предупреждения ангин. Заботливые мамы, стараясь предупредить заболевание детей, сами приводят их к многочисленным простудам. Следя за тем, чтобы их чадо пило только теплую жидкость, они разрушают естественную защиту слизистой оболочки горла.

Уследить за малышом очень трудно и не всегда можно увидеть, что он взял со стола холодный компот или воду. Как итог – ангина. Чтобы предупредить заболевание, рекомендуется проводить регулярное водное полоскание горла. Первые манипуляции осуществляются при помощи теплой воды, в последующем температура каждый раз понижается на 1. Полоскать горло ледяной водой в целях профилактики ангин категорически запрещено! Температура воды для полоскания горла должна быть не ниже 20 градусов.

Правила закаливания маленьких детей

Любой метод закаливания организма пойдет на пользу только в случае его правильного использования. Воздушные ванны должны приниматься исключительно на свежем, чистом воздухе. Идеально, если это будет парк, лес или берег водоема. Использовать балкон, на котором курят для проведения воздушных ванн категорически запрещено!

Профилактика заболеваний вирусного и инфекционного характера – это соблюдение личной гигиены. Одежда маленькому ребенку должна меняться каждый день, при необходимости несколько раз за сутки. Все вещи должны быть сшиты из натуральных тканей, обеспечивающих телу нормальное кожное дыхание.

После принятия солнечных ванн, если малыш немного пропотел, одежду необходимо обязательно заменить чистой и свежей. Водные процедуры должны заканчиваться растиранием тела сухим полотенцем. Если процедура закаливания подразумевает полоскание горла, необходимо использовать только прокипяченную, чистую воду, без каких-либо добавок.

Проводить водные процедуры на открытых водоемах можно только в том случае, если вода в них соответствует санитарным и гигиеническим нормам. Категорически запрещено купание в реках или озерах, если возле них проходят канализационные оттоки. Перед началом курса закаливания ребенка необходимо показать педиатру, чтобы удостовериться в отсутствии острых и хронических заболеваний, которые могут стать существенным противопоказанием к процедурам.

– комплексная мера. Одного полоскания горла или хождения по массажной дорожке недостаточно. По мере возможности необходимо выполнять несколько профилактических процедур, чередуя их между собой.

Специалисты в области здоровья рекомендуют начинать совершать закаливание с самого раннего возраста. Поскольку у малышей механизмы терморегуляции функционируют пока что не в полную силу, позволяющую без проблем справляться с перегреванием и переохлаждением, закаливающие процедуры станут отличной тренировкой неокрепшего детского организма. Закаливание детей дошкольного возраста позволяет им как можно быстрее адаптироваться к систематическому пребыванию в детском саду, являющемся в данное время основным учреждением, помогающим родителям в воспитании своих чад.

Раннее закаливание позволяет укрепить иммунную систему и, тем самым, реже болеть. Чем раньше проводятся закаливающие процедуры, тем скорее формируется сопротивляемость холоду. Также у закаленного ребенка быстрее образуются полезные условные рефлексы, необходимые для экстренной мобилизации внутренних ресурсов организма.

Общие принципы закаливания

Перед началом закаливающих процедур важно усвоить общие правила закаливания детей.

Без соблюдения данных требований закаливание не принесет пользы и может даже навредить здоровью ребенка.

Крайне важно запомнить следующее:

  1. Должна соблюдаться регулярность. Нерегулярные процедуры не будут являться продуктивными. Только систематический закаливающий процесс без привязки ко времени года может дать максимальный эффект.
  2. Закаливающие мероприятия следует производить исключительно в здоровом состоянии. Состояние ослабленного болезнью детского организма может в результате процедур только значительно ухудшиться.
  3. Такие факторы, как интенсивность, длительность и частота могут изменяться в сторону увеличения лишь постепенно. При этом необходим тщательный и своевременный контроль за тем, как малыш справляется с поставленной нагрузкой.
  4. Закаливающая программа должна разрабатываться для каждого ребенка сугубо индивидуально, исходя из его особенностей. Единый подход ко всей группе закаливающихся категорически неприемлем. Воспитатели в детском саду должны четко соблюдать данное требование.
  5. Обязательно должна быть соблюдена последовательность в осуществлении процедур. Необходимо начинать с более простых действий, постепенно переходя к проведению более сильнодействующего закаливания.
  6. Закаливание детей дошкольного возраста должно производиться лишь при их положительном эмоциональном настрое. Только имеющееся на момент процедур хорошее настроение будет залогом формирования заинтересованности малышей в этом процессе.

Методы закаливания детского организма

Закаливание детей раннего возраста может осуществляться с помощью неспециальных и специальных методов. Неспециальные методы закаливания организма заключаются в создании оптимальных условий, необходимых для достижения лучшего результата. Это, прежде всего, подбор одежды по погоде и ситуации, обеспечение притока свежего воздуха в помещении и контроль за его температурой. Специальные методы закаливания детей – это закаливание воздухом, солнцем и водой. Их непосредственное применение возможно как в домашних условиях под контролем взрослых домочадцев, так и в детском саду под присмотром персонала учреждения.

Воздушные закаливающие процедуры

Закаливание воздухом – самый простой и общедоступный метод. Воздействие воздуха на организм происходит благодаря трем его характеристикам: температуре, проценту влажности и свободному движению частиц. Начинают данный процесс с принятия воздушных ванн. Сначала это совершается во время переодевания, затем – в ходе занятий утренней гимнастикой. Сочетание закаливающих действий и физических упражнений – самый оптимальный вариант. Важно перед зарядкой проветрить комнату и не одевать ребенка тепло. Подходящая одежда – майка, трусики и носки. Потом можно будет делать упражнения и босиком.

В дальнейшем допускается открывать форточку в то время, когда ребенок спит. Первоначально дозволяется спать в таких условиях только днем, вскоре же можно оставлять малыша в проветриваемом помещении и на всю ночь, естественно лишь в теплое время года. Температура воздуха должна быть комфортной. Варьируется она от +18 до +26 градусов. Большая температура может привести к перегреванию, а низкая – к простудным заболеваниям.

Завершающий этап воздушных закаливающих процедур – уличные прогулки. Осуществляться они могут в любую погоду по 3-4 часа в день. Одежда малыша должна быть легкой, с как можно меньшим содержанием искусственных материалов. В случае, если ребенок вспотел, то его срочно нужно вести домой для переодевания.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи – достаточно интенсивное и в то же время опасное средство закаливания. Солнце способно оказывать на человека такое же воздействие, как и на все живое вокруг. Оно ускоряет рост, обменные процессы, способствует укреплению нервной системы, а также повышает сопротивляемость организма вредным инфекциям.

Закаливающие процедуры принято начинать со световоздушных ванн, находясь в тени деревьев. Затем через время переходят к местным солнечным ваннам, при которых открытыми оставляют лишь некоторые участки тела. Чтобы у ребенка не случился солнечный удар, на голове у него всегда должен быть головной убор светлых тонов. Обязательно также, чтобы при себе имелось питье.

Рекомендуется пребывать под воздействием открытых лучей либо утром, либо вечером. Наилучшее время – промежуток с 10 до 11 часов утра. Крайне важно контролировать детское самочувствие. Длительность приема солнечных ванн должна увеличиваться постепенно. Первоначальное время – 4 минуты, затем его увеличивают до получаса.

Приемы закаливания водой

Закаливание водой является самым действенным. Взрослым необходимо постараться, чтобы оно прочно вошло в режим дня дошкольника, выражаясь, прежде всего, в следующих обыденных процедурах, выполнять которые следует как дома, так и во время пребывания в детском саду:

  1. мытье кистей рук после сна, посещения туалета и прогулки, а также до и после приема пищи;
  2. попеременное мытье сначала теплой, а затем и прохладной водой рук до локтя, шеи, лица и верхней части груди;
  3. ежедневная чистка зубов с их полосканием прохладной водой;
  4. полоскание глотки прохладной водой после еды.

Когда данные приемы закаливания станут важной составляющей режима дня ребенка, можно переходить к специальным закаливающим водным процедурам:

  • Первоочередной такой процедурой должны являться обтирания тела. Начинать следует с сухого растирания кожи варежкой до легкой безболезненной красноты. Проделывать это необходимо на протяжении 7-10 дней. После можно приступать уже к влажным обтираниям. Температура воды должна постепенно снижаться с +32 до +18 градусов. Снижение производится на градус каждые 2 дня. Оптимальная длительность влажных обтираний – 3 минуты.
  • Рекомендуются также контрастные обливания рук и стоп ног. Детям с ослабленным организмом желателен щадящий режим. Заключается он в том, что ноги и руки сначала обливают теплой водой в +38 градусов, затем температура снижается градусов на 10. После этого обливания производятся снова теплой водой. Для здоровых детей перепад температуры является более ощутимым – от +38 до +18 градусов.
  • Самой эффективной процедурой являются общие обливания тела. Начальная температура для этого равна +36 градусам, а сам процесс обливания на первой стадии занимает 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на градус, общая же длительность процедуры возрастает до 35 секунд.

В заключение

В заключение необходимо отметить, что выполнение правильного закаливающего процесса возможно только в результате объединения усилий семьи ребенка, контролирующей его в домашних привычных условиях, и сотрудников детского сада. Он должен осуществляться по заранее определенной системе. Непродуманных экспериментов в этом важном и ответственном деле быть не должно. Особенно нежелательно экспериментировать в ходе закаливания детского организма водой. Лучше придерживаться стандартных правил закаливания, разработанных для маленьких детей.

Закаливание детей дошкольного возраста

Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников.


Описание материала: предлагаю Вам материал по теме «Влияние профилактических мероприятий по закаливанию на здоровье дошкольников». Данный материал будет полезен как младшими, старшим дошкольникам, так воспитателям и родителям.
Цель : напомнить педагогическому составу и родителям о важности проведения всех методов (приемов) при проведении комплекса воздушных ванн.
Задачи:
- повысить качество и эффективность проведения воздушных ванн;
- укрепление здоровья (закаливание) дошкольников, как следствие, повышение посещаемости воспитанников детского сада.

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В.А. Сухомлинский

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников это важный этап в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении профилактических мероприятий по закаливанию. Бодрящая гимнастика после дневного сна - один из методов сохранения здоровья дошкольника. Приступая к закаливанию детей, следует придерживаться следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья, а также комплексность в использовании закаливающих процедур.
После дневного пробуждения ребенка, в нервной системе происходит сохранение тормозных процессов, в это время идет снижение как умственной, так и физической работоспособности, резко понижается скорость реакции. Резкий переход из состояния сна к бодрствованию, крайне вреден, поэтому необходимы профилактические мероприятия, связанные с бодрящей гимнастикой после сна. Очень эффективно проводить упражнения под музыку, так как происходит процесс возбуждения в нервной системе дошкольника, то есть полезен внешний окружающий сигнал, поступающий в нервную систему, это не только может быть музыка, но и яркий свет, солнце, раздвинутые шторы, водные процедуры.
При проведении гимнастики после сна, устраняются последствия вялости, сонливости, идет на подъем результат умственной и физической работоспособности. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а так же позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер. Поднять настроение и мышечный тонус детей можно с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс бодрящей гимнастики длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам.
Таким образом, комплекс воздушных ванн состоит из нескольких частей:
- разминочные упражнения в постели;
-выполнение простого самомассажа,
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- ходьба по «тропе здоровья»;
- подвижные игры в помещении.


Заканчиваться гимнастика может контрастным умыванием лица и рук. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Методические рекомендации по закаливанию:
1. Проведение «Тропы здоровья».
2. Сон без маечек.
3. Питьевой режим.
4. Воздушные ванны.
Целью проведения оздоровительной процедуры «Тропа здоровья» является укрепление свода стопы, воздействие на рефлексогенные точки стопы, повышение общей резистентности организма к инфекциям, активизации умственной деятельности. Процедура проводится перед сном и после сна. Дети в трусиках и маечках босиком проходят по раздражающим поверхностям, продолжительность процедуры 5 минут. Необходимое оборудование: раздражающие поверхности (ребристая доска, колючий коврик, коврики с нашитыми пуговицами и т.д.).
Воздушные ванны дети получают на утренней гимнастике, на гимнастике после дневного сна. Воздушные ванны после дневного сна проводятся в сочетании с бодрящей гимнастикой и тропой здоровья.
Первое время (адаптационный период) дети привыкают находиться в помещении в рубашках. Затем их приучают спать без маечек. По мере привыкания дети переходят к воздушным ваннам в одних трусиках. Воздушные ванны могут принимать практически все здоровые дети и ослабленные после заболеваний. Детям с задержкой роста и развития прием воздушных ванн показан особо!


Существует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и интенсивных. Очень многим из них родители и даже воспитатели не придают особого значения. Между тем, такие простые вещи, как сквозное проветривания помещения в отсутствии детей имеет огромную пользу. В помещении должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха – не выше 22, во время сна – не выше 18, но и не ниже 14 градусов. Иммунологи говорят, что такой перепад – наиболее благоприятный для здорового комфортного сна и закаливания дошкольников.
Влажность воздуха должна поддерживаться на уровне 40-60%, пол в помещении должен быть теплым и в присутствии детей недопустимы никакие сквозняки. А вот когда дети на прогулке или в спортзале – обязательное проведение сквозного проветривания.
Комплекс воздушных ванн - декабрь.
1. Гимнастика в постели.
Исходное положение - ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди (не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
- Исходное положение - лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж.
Воспитатель:
Выпал снег, но вот досада,
Не готовы мы к зиме
Простужаться нам не надо
Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
- Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
- А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
- У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
- Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки.
- Лыжник (имитация ходьбы на лыжах);
-Заготовим на зиму дрова (встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков).

Мы сейчас бревно распилим,
Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова"
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
- Давай дружок, смелей дружок,
- Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
- Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
- И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
- Его улыбка так светла (улыбаться)
- Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы (« метла»).
- Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры (умывание прохладной водой).
Таким образом, о пользе воздушных ванн известно еще с самых древних времен. Закаливание благоприятно влияет на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы, так же способствует хорошей работе мышечной и костной систем дошкольника. Происходит нормализация психического состояния это особо актуально в детском возрасте.

Татьяна Захарова
Закаливание в дошкольном возрасте

Введение

Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями и обществом встает вопрос - каким воспитать ребенка, чтобы он не болел, разумно развивался.

Внедрение в детских садах закалки –тренировки заключается в предложении нового практического взгляда на роль человека в природе, в формировании основ природного мышления, которое отражается в совершенствовании тела и гармоничном развитии психологии человека в единстве с природными явлениями.

Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 -20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 -70 % - от образа жизни. Важную роль играет закаливание . Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет , в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и

- специальные : общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия

Физкультурой; к специальным закаливающим процедурам относятся закаливания

Воздухом (воздушные ванны, солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) .

Воздушные ванны

Первой закаливающей процедурой для ребенка являются воздушные ванны. Необходимо проветривать помещения 4 - 5 раз в день по 10 - 15 мин зимой, держать летом почти постоянно открытыми форточки. Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается на 1 - 2°С, что является закаливающим фактором . При сквозном проветривании воздухообмен происходит гораздо быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате. Возможно использование бытовых кондиционеров, которые автоматически регулируют температуру и влажность.

Дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2,5 - 3 ч при температуре не ниже -15 - 16°С.

Насморк не противопоказание для прогулок. Нужно только предварительно прочистить нос. Лицо ребенка и зимой должно быть открыто.

Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в родильном доме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без одежды.

Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Максимальное время воздушных ванн для детей 30 - 40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с гимнастическими упражнениями.

Закаливание солнцем

воздуха 20°С для детей и лучше в безветренную погоду. Поведение ребенка в момент проведения ванны должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны 5 мин с ежедневным увеличением до 30 - 40 мин и более.

Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30°С. После солнечных ванн, назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, например, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды. Первая - повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении – и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазодилатация.

Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением

активности. Третья фаза (неблагоприятная) - исчерпываются приспособительные возможности организма, возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Методика водного закаливания зависит от возраста ребенка . Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания .

В дошкольном возрасте можно использовать общие обтирания со снижением температуры воды до 24°С, общие обливания температуры до 24 - 28°С. Длительность процедуры до 1,5 мин; температура воды и ее снижение - как при общем обливании.

Существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием . Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т. е. ноги предварительно нужно согреть.

Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1 - 2 мин (топчет

ими, затем в прохладную на 5 - 20 с. Число попеременных погружений 3 - 6.

Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1°С и доводят до 18 - 10°С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей.

Принципы закаливания

В результате применения методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками , сложился ряд принципов закаливания , которые позволяют достичь желаемых результатов.

В дошкольных и школьных учреждениях предложена система закаливания , которая должна формировать веру (а не стереотип) в здоровый образ жизни.

Предлагаемая система состоит из нескольких, постоянно сменяющих друг друга ступеней по оздоровлению. Начинаются они дома, с пробуждением, продолжаются в течение дня в детском саду и школе и заканчиваются вечером перед сном . День у ребят в дошкольном учреждении начинается с утренней зарядки, которая регулярно проводится на свежем воздухе в облегченной одежде. В комплекс зарядки обязательно включаются несколько упражнений на дыхание. После зарядки в группе дети моют холодной водой лицо, руки, шею, ушные раковины, полощут рот и нос. В течение дня в помещении дети находятся в легкой одежде, босиком или раздеваются до трусиков. Температура в комнате поддерживается не выше 22–24оС.

Во время прогулок у детей облегченная одежда (преимущественно из хлопчатобумажных тканей, соответствующая погодным условиям и позволяющая детям активно двигаться и играть в подвижные игры.

В детском саду дети спят в одних трусиках в хорошо проветренной спальне.

Центральным звеном закаливания схеме :

«дорожке здоровья» ,

Пульсирующий микроклимат,

Все это выполняется в течение 15 минут быстро, энергично и, конечно же, в сознательной, с элементами игры, форме. Перед этим с детьми проводится кратковременная настройка, которая направлена на создание хорошего эмоционального состояния.

В систему закаливания входят и занятия дома, иначе организм теряет тренированность системы теплорегуляции.

Детям передают свой опыт взрослые : в дошкольных учреждениях - воспитатели, дома - родители. Делать это могут те люди, которые его имеют, сами на себе все почувствовали. Поэтому важное место в системе закаливания занимает просвещение родителей, коллектива детского сада и приобщение их к здоровому образу жизни. С этой целью необходимо информировать по этому вопросу, давая методические рекомендации и домашние задания по закаливанию и физическим упражнениям.

Методика проведения закаливающих процедур

Предлагаемая методика . Вариант первый - щадящий и рассчитан на 11–12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года - февраля. Вариант второй - несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодовых нагрузок. Разница - в их продолжительности.

Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая :

Воздушные ванны, босохождение и умывание холодной водой,

Обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,

Обливание всего тела холодной водой,

Подготовка к выходу на морозный воздух, использование пульсирующего микроклимата, а перед выходом на снег - топтание на замерзшем полотенце.

Вот так, не спеша, постепенно подойти к применению таких экстремальных методов закаливания , как выход на воздух с минусовыми температурами, ходьба и бег по снегу босиком, обливание ледяной водой. Может возникнуть вопрос : «Нужны ли такие крайне предельные методы закаливания » . Ответ заключен в третьем принципе - интенсивность. Наш организм постоянно получает огромное количество информации относительно взаимодействия с внешней средой. Чтобы сигнал на холод способствовал лучшей мобилизации защитных сил, он должен быть ярким и выделяться из общего потока информации.

Организация закаливания в дошкольных учреждениях

Важно отметить, что проводя закаливание , следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания , в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания . Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание .

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию , помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

Проводится закаливание

Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением . Если руководитель сам занимается закаливанием , верит в его пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.

Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой. У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.

Заключение

Закаливая тело и дух , здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.

Центральным звеном закаливания является целая цепочка последовательных действий, которые можно выполнять как до, так и после дневного сна. Они проходят по следующей схеме :

Ходьба босиком и легкий бег по «дорожке здоровья» ,

Пульсирующий микроклимат,

Выход на землю или снег в трусиках,

Обливание всего тела холодной водой.

Методика закаливания дошкольников имеет два варианта : щадящий и ускоренный.

И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений , которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему закаливания , они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.

Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Список использованной литературы

1. Праздников В. П.: "Закаливание детей дошкольного возраста " – Санкт-Петербург : изд-во "Медицина",2008 – с. 125

2. Пономарев С. А.: "Растите детей здоровыми" - М.: изд-во "спортИв", 2012.- с. 360

3. Голубева Л. Г. Закаливание дошкольника : пособие для родителей / Л. Г. Голубева, И. А. Прилепина; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007. – 32 с.

5. Козырева О. В. Если ребенок часто болеет : пособие для педагогов и инструкторов физкультуры / О. В. Козырева. - М.: Просвещение, 2008. – 96 с.

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Инфра, 2012. - 158 с.

7. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений . – М.: АРКТИ. 2011. – 88 с.

8. Воронцова И. М., Беленький Л. А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С. -Петербург, 2010. - С. 27.

9. Праздников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста - М ., 2008. - С. 220.

10. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф. - Дубна, 2012. - с. 115.