Ребенок в 4 года очень стеснительный. Стеснительный ребенок

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Любые родители уверены в том, что их ребенок – самый лучший, самый талантливый, самый умный и сообразительный. Более того, им очень хочется, чтобы в этом убедились и все окружающие. Однако часто на деле оказывается так, что малыш, бойко рассказывающий домашним стишки или считающий окружающие предметы, на людях замыкается в себе и на все просьбы что-либо рассказать или показать реагирует одинаково: краснеет и прячется у мамы или папы за спиной. Именно так проявляется детская стеснительность, более всего свойственная детям в возрасте от трех до пяти лет. При этом сами родители попросту недоумевают, почему вдруг бойкий и болтливый малыш превращается в молчуна, готового вот-вот расплакаться из-за сильно настойчивых взрослых…

Почему ребенок стесняется?

Сразу же хочется обратить внимание родителей, что подобное поведение ребенка ни в коем случае не следует объяснять личными предпочтениями малыша. Дескать, маму он любит – потому ей и рассказывает все, а вот бабушку побаивается, вот и не вытянешь из него ни слова. На самом деле, никакой – ни прямой, ни косвенной – связи здесь нет! Кроха может болтать без умолку с незнакомым человеком в общественном транспорте, но при этом наотрез отказаться посчитать, сколько яблок принесла ему любимая бабушка – но это не означает, что он обижается на бабушку или не хочет с ней общаться.

Прежде, чем решать, что делать с таким поведением, нужно обязательно разобраться, чем оно вызвано. Дело в том, что существует генетическая предрасположенность к стеснению, - в этом случае вам просто следует смириться, что ваш ребенок такой, и ни к чему его не принуждать. Также застенчивость может носить временный характер, ведь, как уже говорилось выше, именно в возрасте 3-5 лет детки начинают стесняться в незнакомых ситуациях, однако с возрастом это проходит.

Может быть и другая причина: смена привычной обстановки. Не случайно психологи связывают проявления стеснительности именно с трехлетним возрастом, ведь, как правило, именно в этом возрасте малыш из привычной домашней обстановки попадает в новую для него среду – детский сад . И здесь ему уже придется привыкать не только к новым друзьям, но и общаться с массой взрослых людей, которые воспринимают их иначе, чем мама с папой. Причем замечено, что указанный период стеснительности практически отсутствует у «ясельных» детей, т.е. тех, которые осознавали себя, уже находясь в коллективе. И вот именно в этом, третьем случае родителям есть над чем поработать, если они желают избавить свое чадо от сверхмерной застенчивости.

Стеснительный малыш: что делать?

В первую очередь, родителям не следует забывать о том, что все начинается с них. Самая распространенная ошибка – это «сдать» ребенка психологу и ждать результата, не меняя при этом себя. Будет ли от этого польза? Вряд ли. А вот вреда можно доставить немало.

Начните с того, что постарайтесь поднять самооценку ребенку. Для этого давайте ему задания, с которыми он с легкостью справится, а за выполнение хвалите его так, как будто он поставил мировой рекорд.

Забудьте о наказаниях – даже если вы раньше их практиковали. Нет ничего такого, за что вы могли бы упрекать своего малыша. Если он посещает детский сад – поговорите с воспитателем и добейтесь от него аналогичного поведения. Помните, чем чаще крохе повторяют, что он сделал что-то не так – тем сильнее он будет стесняться и сторониться общества.

И еще: исключите все, что может испугать ребенка. Если он боится темноты – не пытайтесь его заставить преодолеть этот страх именно сейчас – всему свое время. Если он боится оставаться один – ни в коем случае не оставляйте его и уж тем более не используйте ни первый, ни второй страхи в качестве наказания за плохое (с вашей точки зрения) поведение. Помните, что ваша любовь – это самое лучшее лекарство, которое способно творить настоящие чудеса!

Сторчевая Марина специально для сайта сайт

Все дети разные - одни очень контактные и общительные, а другие застенчивые и замкнутые. Одни дети смело идут к другим детям или взрослым и с удовольствием играют в любой обстановке, а другие застенчиво прячутся за маму или папу, а оказавшись наедине с другими детьми или взрослыми, тихонько сидят в уголке, боясь начать разговор даже со сверстниками. Как же раскрепостить ребенка, чтобы он мог чувствовать себя уверенно в любой обстановке?

Причины стеснительности ребенка

Прежде всего попытайтесь разобраться, почему ребенок застенчив, ведь только поняв причину, можно найти путь к решению проблемы. Причин такого поведения ребенка достаточно много, поэтому понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, в каких ситуациях проявляется стеснительность. Может быть, ваш ребенок стесняется только в каких-то определенных ситуациях? Например, он проявляет стеснительность только при встрече с незнакомыми людьми, а может быть, только в незнакомой обстановке или же в то время, когда ему необходимо отвечать на какие-либо неудобные для него вопросы.

Понимая причину, которая приводит к стеснительности, можно будет рассмотреть несколько возможных вариантов борьбы с этим явлением.

Не просто застенчивость

Наблюдая внимательно за ребенком, можно обнаружить, что ребенок застенчив вовсе не из-за боязни кого-то или чего-то, а из-за некоторых заболеваний, в том числе и психических, например, отклонения, связанные с расстройствами аутистического спектра, такими как синдром Аспергера, аутизм, чрезмерное беспокойство или умственная отсталость. Если вы заметили некоторые признаки развития этих заболеваний у ребенка, немедленно обращайтесь к специалисту, так как чем раньше начнется лечение и социализация ребенка, тем больше шансов для него вести впоследствии нормальную жизнь в обществе

Родители – образец для подражания

Чтобы ребенок мог нормально развиваться, следите за своим поведением. Известно, что именно родители являются для детей образцом для подражания, и, наблюдая за поведением папы и мамы, ребенок затем ведет себя так же. Чаще всего, если мама очень застенчива (малыш чаще все же бывает именно с мамой), ребенок скопирует ее манеру общения и также будет проявлять застенчивость и излишнюю стеснительность.


Знайте, что ребенок, подрастая, сам по себе не изменится и из застенчивого не превратится в общительного и активного. Поэтому его социализацией необходимо заниматься с того момента, как обратили внимание на его застенчивость.

Старайтесь корректировать поведение ребенка сразу, приобщить его к разговорам, со знакомыми сверстниками, с детьми соседей, с бабушками у подъезда на лавочке. Чаще спрашивайте его мнение по любому поводу, пусть он высказывает свою точку зрения даже в присутствии других детей и взрослых.

Хвалите ребенка за любое проявление самостоятельности, выходите с ним поиграть на детские площадки и поощряйте принимать участие в игры с детьми.

Помните, что застенчивость – это всего лишь защитная оболочка от невзгод, которых ребенок боится, поэтому необходимо показать, что все, что его окружает, не так уж и плохо. Покажите, что, проявляя открытость, он только приобретет, а не потеряет. Именно общительность даст ему возможность раскрыться и приобрести друзей.

Наверняка Вы хоть раз видели родителей, буквально заставляющих свое чадо рассказать стишок в незнакомой компании или спеть песенку Деду Морозу на новогоднем утреннике. И, конечно, Вы не могли не обратить внимания на самого ребенка - забитого, с испуганными глазенками, стремящегося поскорее спрятаться за чью-нибудь широкую спину. А, может быть, Вы и сами допускаете такие ошибки по отношению к своему малышу? Да-да, желая , Вы допускаете грубейшую ошибку, выраженную в резком обращении с тем, кому, наоборот, нужна ласка, понимание и забота.

Согласно исследованиям ученых, около 42% детей с 3 до 7 лет являются застенчивыми. Как же раскрепостить ребенка, не нанося при этом удар по его несформировавшейся детской психике?


Часто застенчивость проявляется, когда родители такого ребенка принимают у себя гостей или сами идут в гости со своим чадом. При виде обилия незнакомых или малознакомых людей у малыша появляется , неуверенность, стеснение, желание просто испариться или пропасть куда-то. На вопросы взрослых он не отвечает, жмется к маме или просто сидит в углу.

Наиболее ярко застенчивый ребенок показывает себя в детском саду, когда он боится подойти к группе сверстников, включиться в игру, попросить игрушку. Занятия и праздники в детском саду становятся для таких детей каторгой - потому что ему приходится петь, танцевать, выступать, как-то себя проявлять. То есть делать то, чего он боится. Ведь застенчивые дети всегда боятся сделать что-то не так, показаться глупыми или смешными, попросить о чем-то. Обычно у них невнятный голос, мимика, движения наигранны и нервны.

Неверно считать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. Наоборот, он очень этого хочет - и именно поэтому он очень напряжен и боится сделать что-то не так, чтобы ему не отказали в этом общении. Застенчивые дети доброжелательно относятся к окружающим, но на контакт не идут, отвечают односложно, поэтому могут показаться высокомерными «буками». Все это - следствие неуверенности в себе и очень низкой самооценки.

Дело в том, что все застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, причем часто выдумывают себе мнимые комплексы. А свои достоинства они, наоборот, не замечают или не придают им особого значения. В результате всего этого, такие дети, конечно, чувствительны к любой критике, избегают всяческих контактов, считая себя хуже других. Таким детям тяжело даются различного рода решения, они безынициативны и не могут себя защитить.

Если застенчивость не преодолевать - то потом это выльется в огромные проблемы в жизни и комплексы, которые будут усугубляться ощущением нереализованных возможностей, потому что заметили не его, а того, кто активнее.

Причины застенчивости

Давно доказано, что застенчивость никак не связана с умственными или интеллектуальными способностями ребенка. И вообще, застенчивыми не рождаются, а становятся. Как? Сейчас мы перечислим факторы, формирующие застенчивость у ребенка-дошкольника.

1. Жесткий контроль со стороны семьи

Если в семье ребенок является объектом постоянного контроля - обычно из него вырастает забитый, беспомощный «тихоня». Если любое проявление его активности и любознательности одергивается фразами: «Не трогай», «Не ходи туда», «Не делай так», «Сиди смирно» - то, конечно, все зачатки самостоятельности в нем стремительно тают. К той же категории относятся и дети из семей, где родителям, по сути, нет никакого дела до своего чада, и единственное, чего от него требуют - это сидеть тихо и не доставлять беспокойства родителям.

В такой ситуации необходимо усмирить свои «командирские наклонности» и начать следовать принципу: «Если нельзя, но очень хочется - то можно!» Ребенок хочет рисовать на обоях? Пусть рисует, но не на наклеенных, а на старом рулоне. Дитятко желает бегать по лужам? Пусть наденет и - и вперед! Подумайте сами: если требовать от ребенка идеального послушания - разве можно его потом упрекать в безынициативности, застенчивости и робости?

2. Наследственность

Если родители малообщительны, а в семье принято «бояться людей» и стремиться ограждать себя и малыша от всех мировых неприятностей - неудивительно, что ребенок вырастет таким же замкнутым. Кроме того, такие родители склонны обвинять весь мир в том, что он настроен недоброжелательно к их ребенку. Конечно, в итоге у малыша будет боязнь всех и вся! Ведь когда зимой все идут на новогодние представления или кататься с горки - он сидит дома, ведь «зимой в людных местах можно подхватить ужасные вирусы, а катаясь с горки - сломать шею». Когда летом все катаются на велосипедах и лазают по деревьям - он тихонько идет по обочине, «чтобы его не сбили сумасшедшие велосипедисты», а самому кататься на велосипеде или лазить по деревьям «очень опасно, ведь можно сломать ногу-шею-руку»! Конечно же, и общение таких детей с людьми будет происходить на расстоянии «не менее 5 метров», в результате чего у ребенка не будет абсолютно никаких коммуникативных навыков. А вечное сидение дома или пешие неторопливые прогулки не лучшим образом будут влиять на его физическое развитие.

В этом случае родители должны пересилить себя и свой страх за «дитятко» - и позволить ему кататься на велосипеде, ходить на представления, общаться с детьми, приводить их в гости. Если будет совсем тяжело - валерьянка всегда придет на помощь!

3. Родители-активисты

Другая крайность родительского воспитания - это излишне активные и коммуникабельные родители, у которых в доме всегда много гостей и которые легко заводят новые знакомства. Конечно же, они просто не могут понять, как их ребенок может быть не таким, как они. И раскрепощают такие родители свое чадо весьма прямолинейно: записывают на курсы актерского мастерства, в балетную школу, заставляют на каждой встрече друзей (коих может быть до 5 в неделю) рассказывать стихи, петь и плясать. И, естественно, все свои телодвижения родители-активисты сопровождают фразами: «Ну разве так сложно сказать «Здравствуйте»???», «Неужели ты не можешь попросить игрушку и мальчика Пети?» и др. Конечно, для родителей-холериков все проще простого А вот для ребенка-меланхолика подвигом считается даже просто взглянуть незнакомому человеку в глаза.

В этом случае родителям стоит поумерить свои амбиции и признать право ребенка на индивидуальные черты характера. А вместо курсов актерского мастерства лучше записать его в кружок по кройке и шитью, вязанию, спортивную секцию и т.д. Если у Вашего ребенка возникает конфликт со сверстниками - старайтесь взять на себя не функции «вершителя судеб» вроде: «Сейчас папа пойдет и разберется», а все-таки ограничьтесь советами своему малышу, как разрешить ту или иную ситуацию. Кроме того, хороша будет Ваша функция посредника, когда Вы громко проговорите оппоненту то, что тихонько пробормотал Ваш малыш, не сопровождая это собственными комментариями.

4. Интеллигентная среда

Если Ваш ребенок - стандартная иллюстрация «ботаника-очкарика с книжкой под мышкой» в курточке «из натуральных материалов а-ля 50-е», а воспитанием его занимается в основном бабушка - то неудивительно, что он застенчив. Наверняка, дома ему прививают утонченную культуру, привычку носить все «натуральное и качественное немаркого цвета», а не синтетические «попугайские наряды». А в детском саду или школе, при столкновении с настоящей жизнью, ребенка начинают обуревать противоречивые чувства: ведь дети вокруг носят синтетические «попугайские наряды», жуют «смертельно вредную» жвачку, играют в компьютерные игры, «разрушающие мозг» - и Вашему ребенку начинает хотеться того же самого! Его внутренние установки вступают в конфликт с желаниями - что безумно сложно для маленького ребенка и провоцирует у него настороженное отношение ко всему вокруг!

Чтобы сделать Вашего малыша счастливым, Вам необходимо изменить некоторым своим установкам. Например, нужно внушить ребенку, что есть много мнений, а не единственное правильное мнение мамы или бабушки: «Да, Петя ходит в яркой китайской синтетической футболке, а ты надеваешь серую хлопчатобумажную. И то, и другое хорошо и красиво». Но все-таки, желательно сделать так, чтобы ребенок не сильно выбивался из общества сверстников. Поэтому, может быть, покупка чего-то вредного, но такого заманчивого, не будет трагедией?

5. Пережитый стресс

Бывает и так, что застенчивость ребенка является естественной реакцией на пережитый в жизни стресс: переезд и переход в другой детский сад или школу, где малыша начали публично унижать, неудачи во взаимоотношениях со сверстниками, развод родителей или травля в школе.

Помочь такому ребенку можно только разговорами и постепенным выведением из него последствий стресса. Возможно, что появится необходимость обратиться к психологу.

Преодоление застенчивости

1. Не позволяйте никому и сами не называйте ребенка робким или застенчивым. Дело в том, что таким образом Вы и окружающие навешиваете ярлык на малыша: «тихоня», «боится людей», «застенчивый» - заставляя его вести себя соответствующе.

2. Расскажите ребенку, что Вы сами были когда-то застенчивыми - это вас сблизит и малышу добавится уверенность, что Вы его понимаете и поддерживаете. Расскажите ему о том, как преодолели застенчивость, помогло ли это Вам в жизни. Видя перед собой положительный пример, ребенок сможет стать более уверенным в себе и преодолеть собственную застенчивость.

3. Покажите ребенку, что Вы его любите, понимаете и сочувствуете его проблемам. Ведь очень часто застенчивость и неуверенность в себе идут рука об руку. Необходимо сделать малыша более уверенным - и застенчивость начнет уходить на глазах. Замечайте любой мало-мальски значительный его успех, хвалите его, в том числе, перед окружающими. Говорите ему, что если у ребенка будет что-то не получаться - он всегда может рассчитывать на Вашу помощь. Если ребенок допускает какую-то ошибку - ни в коем случае не ругайте его, а просто попробуйте вместе разобраться в причинах этой ошибки и подумайте, что нужно сделать, чтобы такого больше не повторилось. Когда Вы видите, что малыш чего-то боится - скажите, что Вы тоже иногда боитесь того же самого (выступить на публике, заговорить с незнакомым человеком) - это поможет малышу открыться Вам и начать свободно обсуждать с Вами свои проблемы.

4. Попробуйте дома поиграть в шумные игры. Целью этой затеи должно быть раскрепощение ребенка, чтобы он выпустил свои эмоции наружу. Не бойтесь гнева соседей - пусть он бегает, топочет, стучит по стенам - но, желательно, не ночью! Важно, чтобы ребенок научился показывать свои эмоции, что очень сильно поможет ему в играх со сверстниками.

5. Тренируйте вместе с ребенком контакт взглядом. Объясните ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе. Сначала смотрите в глаза друг другу, потом пусть он старается наладить визуальный контакт с другими людьми. Если поначалу ребенку очень сложно это сделать - пусть он смотри на переносицу собеседника. Не забывайте подбадривать его и показывать, что Вы верите в его успех.

6. Обсудите с ребенком всю прелесть общения, чтобы он понял, что он теряет, молчаливо сидя в уголке. Расскажите, как Вы добились чего-то в жизни, благодаря общению, в красках распишите ему, как интересно знакомиться с другими людьми.

7. Проиграйте некоторые коммуникативные сценки дома, например, сценку знакомства, начала разговора, беседы. Можно привлечь мягкие игрушки, с которыми ребенок будет «заговаривать», а можно проиграть общение друг с другом. Цель этой затеи - подготовить ребенка к реальному знакомству и реальной беседе со сверстниками.

8. Ставьте перед ребенком те цели, которых он может добиться. Но в любом случае, всегда уверяйте его, что в случае неудачи Вы придете на помощь. Можно завести специальную тетрадку, где малыш каждый день будет отмечать звездочкой свои «маленькие победы»: попросить в детском саду лейку, рассказать стихотворение гостям, спеть песенку на утреннике, познакомиться на детской площадке с девочкой.

9. Каждый коммуникативный успех должен награждаться. Никогда не порицайте его за застенчивость - иначе получите обратный эффект, но всегда хвалите его за общительность. Это может быть обычная похвала, покупка мороженого или угощение конфетой - что угодно - главное, чтобы малыша знал, что его успехи ценят!

10. Не забудьте про способы защиты от тех, кто не слишком захочет идти на контакт. Ведь робкий ребенок всегда боится своей беззащитности, если на него вдруг начнут обзываться и смеяться над ним. Поэтому в его арсенале защитных средств должно быть и «крепкое словцо», и «крепкий кулачок». Не запрещайте ему давать сдачи (конечно, с оговоркой, что первым лезть в драку, да и вообще решать споры кулаками - не слишком хорошо). Научите ребенка вставлять «крепкое словцо» при необходимости - то есть, в ответ на оскорбления кем-нибудь. Нет, никто не призывает учить пятилетнего ребенка ругаться матом, но какие-то шуточные фразочки будут иметь не худшее воздействие: «Лейкин-Бармалейкин», «Иванов - без штанов» и др.

И еще один удар «ниже пояса», которому неплохо обучить малыша - это «подкуп». Не подумайте ничего криминального - речь идет всего лишь об угощении конфетами детей в детском саду, маленьких презентах друзьям или просто симпатичным сверстникам в виде наклеек, жвачек и т.д. Это расположит малышей к Вашему ребенку, а сам «стесняшка» почувствует себя важным и нужным.

И помните: застенчивость, конечно, это не слишком хорошее качество, особенно в современном мире. Но и здесь есть свои плюсы и выгоды. Давайте, посмотрим на две ситуации, где застенчивость является хорошим помощником для малыша!

Представьте, детский сад, один мальчик принес в группу невероятную машинку, просто мечту всех детей современности! Конечно, счастливчика все обступили - в робкой надежде прикоснуться к мечте. Робкий «стесняшка» держится в сторонке, не решаясь подойти…Вроде бы, на первый взгляд, несчастный ребенок. Но на самом же деле, это просто наимудрейший стратегический ход! Пока все крутятся вокруг одной игрушки на всех, остальные зайцы-тигры-крокодилы-куклы-машинки и даже невероятная детская посуда - в распоряжении «стесняшки», и со всем этим можно вволю наиграться!

Вторая ситуация разыгрывается в кабинете врача, который уже добрых 20 минут не может заставить маленького пациента открыть рот и сказать «а-а-а». Вы думали, он боится? Не тут-то было! Упертый ребенок будет стоять на своем, пока добрый врач не подарит ему деревянную палочку, кусочек капельницы, обрывок ватки, поршень от шприца и…Что тут у вас еще ценного? А, зеркальце и стетскпф…, стетаскоффф, тьфу, слушалку, вот!

Ну и, конечно, не стоит забывать, что взгляд застенчивого ребенка, полный робкой надежды и мольбы, прошибет сердце даже самой строгой воспитательницы вроде фрекен Бок! Иначе почему Кот в сапогах из «Шрека» так будоражит сердца миллионов? Главное, чтобы маленький хитрец не злоупотреблял использованием этого «оружия»!

Бойкие, целеустремленные детки всегда получают все первыми, и обязательно самое лучшее, а застенчивые малыши зачастую стоят в сторонке, боясь подойти к Деду Морозу на утреннике или стесняясь рассказать стишок в садике на 8-е марта. Почему у одних родителей ребенок идет напролом к своей цели, а у других боится даже выйти из-за маминой юбки? Дело не только в воспитании, но и во врожденном характере, темпераменте, и очень часто мы требуем от своих детей больше, чем они могут. Если у вас застенчивый ребенок, возможно, стоит его немножко раскрепощать, но если он на генетическом уровне чувствует стеснение в любом обществе, и даже дома, то может и бороться с этим не стоит, а нужно лишь учить малыша приспосабливаться к жизни.

Почему ребенок стал стесняться?

Практически всех маленьких деток до 3-х лет можно назвать стеснительными, робкими, но это не свойство характера, а просто защитная реакция малыша на неизвестный мир вокруг. Он прячется за мамину юбку, но с удовольствием выглядывает из-за неё, рассматривая новых людей, знакомых, новые улицы и дома. Перед мамой и папой дети зачастую ведут себя нормально, а вот когда приходят бабушки, дедушки, друзья родителей, они чувствуют беспокойство, вторжение в свое личное защищенное пространство, и от этого они начинают нервничать, у них бывают перепады настроения, они убегают в другую комнату, не говоря уже о том, чтобы заговорить с чужими людьми. Но такое поведение для маленьких деток вполне нормальное - они лишь знакомятся с этим миром. А вот если после 3-х лет, когда ребенок пошел в садик или когда он приходит к кому-то в гости, не может вымолвить ни слова, то как бы не старались его раскрепостить, застенчивость может полностью поглотить малыша.

Вы должны обращать внимание на то, как ребенок ведет себя в гостях: если через какое-то время он разыгрался и подружился со всеми - значит, нет поводов для беспокойства. Ну, а если ребенок стал стесняться, и даже к концу вечера все так же не отходит от вас и ни с кем до сих пор не заговорил, значит, ваш малыш действительно стал чрезвычайно робким, и причин тому может быть несколько.

  • «Врожденная» стеснительность

Человек уже рождается с определенным типом темперамента. Переучить, перевоспитать ребенка бывает просто невозможно, потому что робость - это часть его самого, не надуманная и не приобретенная, а можно сказать - врожденная. И в этом случае ребенку нужно помочь жить и выживать с этой стеснительностью, а не стараться её подавить.

  • Заниженная самооценка

Мы очень часто встречаем взрослых людей, которые выглядят эффектно, но у них чрезвычайно низкая самооценка. А ведь все это тянется с самого детства, и виной тому могут быть даже его родители. Единственная небрежно оброненная фраза может глубоко засесть в сознании ребенка и не даст ему полноценно развиваться. Так, например, мама однажды может сказать своей дочери: «Нечего вертеться у зеркала! Ты все равно не увидишь там ничего особенного!». И тогда девочка действительно начинает думать, что ничего в ней особенного нет, что она серенькая мышка, на которую никто никогда не обратит внимание. Вот вам уже и комплекс неполноценности, и заниженная самооценка. Если ребенка все время «затюкивать» и говорить, что он плохой, что он не умеет то, не умеет это, никогда ничего не достигнет и ни к чему не стремится, то в этом случае родители сами же программируют его на это. И малыш начинает думать, что если так говорят его родители, значит, о его недостатках знают все вокруг и все смеются над ним - как же после таких мыслей будешь бойким и жизнерадостным?

  • Физические недостатки

Еще одна причина, не зависящая от окружающих - это физические недостатки ребенка. Это может быть и некие уродующие черты лица, и хромота, и смещение позвонков, и опухоли, и ДЦП, и плохое зрение, в результате чего ребенку приходится носить смешные сильные очки. Все это не придаст уверенности даже взрослому человеку, не говоря уже о детях. Если физические недостатки врожденные, то первые 2 года ребенок вряд ли будет их стесняться, потому что он еще не понимает, что не такой как все. Но когда он все больше будет общаться со сверстниками, а тем более, когда пойдет в садик - вот тут-то и начинаются проблемы. Дети не любят выделяющихся, непохожих людей, они становятся злыми по отношению к ним, отталкивают их, обзывают, пытаются всячески насолить, не дружат с ними. В итоге малыш становится чуть ли не изгоем, он начинает бояться общения и других людей, старается быть один, чтобы никто его не видел и не смеялся над ним. Это чрезвычайно болезненно для маленькой души, а без помощи родителей ребенок так и останется стеснительным, закрытым для всех.

  • Давление со стороны воспитателей и учителей

В каждой пятой семье случаются конфликты детей с их воспитателями в садике или учителями в школе. И чем ребенок мог им не угодить? Это может быть и личная неприязнь, и банальная гиперактивность ребенка или его молчаливость. Если малыш уже изначально был немного застенчивым, то неприятные выговоры воспитателя могут вовсе испугать ребенка, и он будет робким даже дома. Такие перемены в поведении ребенка внимательный родитель обязательно заметит и вынужден будет пообщаться с воспитателем или перевести ребенка в другую группу.

В школе ребенок может не проявлять серьезных успехов, и в результате услышит в свою сторону неприятные слова «тугодум», «неуч», «умственно отсталый», «ты ничего в этой жизни не добьешься», «лентяй». И без того напуганный новым обществом ребенок может вовсе замкнуться в себе, станет робким, и боязливым, тем более если вы поддержите не ребенка, а позицию учителя.

Из таких ситуаций может быть два итога-либо ребенок запротестует против такого отношения к себе, либо начнет думать, что он действительно не достоин признания, что все только то и думают, что он плохой, что он неудачник. Ребенок боится подойти к сверстникам, потому что заранее уверен, что они его не примут к себе, он боится что-либо сказать у доски, потому что уверен, что снова на него польются неприятные слова.

К чему приводит стеснительность?

Многие привыкли думать, что стеснительный ребенок никогда не добьется вершин в своей жизни. Но все возможно, особенно если детскую робость родители смогут направить в правильное русло.

  • Позитивный итог стеснительности

Если стеснительность не пришла к ребенку в результате насмешек и неправильного воспитания, а просто является неотъемлемой частью его самого, то ничего плохого в этом нет. Такие дети зачастую мягкие, приветливые, готовы помочь ближним, особенно домашним животным, у них доброе отзывчивое сердце. И пускай они не стремятся к вершинам, к депутатским мандатам, зато могут реализовать себя, как добропорядочные личности. Стеснительные детки никогда не вступают в конфликты, стараются все замять еще на стадии возгорания ссоры, стараются выслушать и слышать оппонента. Именно за искренность и доброту таких деток начинают ценить окружающие.

Конечно, в современном мире робость уже не является такой значимой чертой характера, как еще 20 лет назад, но даже сейчас стеснительные девушки многим парням нравятся больше боевых одногодок, и семьи создают именно с такими застенчивыми подругами.

  • Негативный итог стеснительности

Но зачастую застенчивость у детей появляется в результате неприятных жизненных ситуаций и негативного отношения окружающих. Родителям в этом случае нужно быть чрезвычайно чуткими и помочь ребенку повысить свою самооценку, иначе он может пронести робость через всю свою жизнь, так и не добившись успеха ни в карьере, ни в личной жизни.

Ребенок стесняется выйти к доске, стесняется подойти к Деду Морозу и рассказать ему стих, чтобы получить подарок, он даже молчит, когда до безумия хочет в магазине яркую игрушку. В итоге пятерку у доски получает другой школьник, подарок Дед Мороз отдает более смелому ребенку, а игрушку покупают брату, потому что он имел смелость попросить об этом родителей. Ребенок сам лишает себя многих радостей и достижений только потому, что очень стесняется сделать этот небольшой шаг. А в будущем он будет робеть перед первым признанием в любви, и его потенциальную вторую половинку могут просто увести из-под носа.

И что самое обидное для родителей - видеть, что ребенок не только стесняется, но и признает все удары судьбы и неудачи как должное. Малыш с самого детства привык, что у него ничего не получается, что он не достоин всего того, что есть у других, и он попросту смиряется с этим.

Как побороть стеснительность ребенка?

Каждый родитель переживает за будущее своего ребенка, нам хочется, чтобы они были успешными, нашли себя в этой жизни и никогда не знали бед. И практически все мы уверены, что стеснительность не станет верным помощником в жизни наших детей. Что же с ней делать? Как побороть стеснительность ребенка и не разрушить при этом его индивидуальность? А ведь главное не искоренить эту робость, а понять, нужно ли это делать вообще. Возможно, борясь с застенчивостью вашего чада, вы лишь еще больше замкнете его в себе, так что принимайте попытки по его «перевоспитанию», но очень тщательно взвешивайте результаты и успехи вашего малыша.

  • Если ваш ребенок уже начал стесняться, не ругайте его за это, тем более не говорите фраз «что же ты стесняешься, как кисейная барышня, вот посмотри, какие бойкие у тебя одноклассники» в присутствии этих же друзей или других детей. Так вы лишь разовьете в ребенке еще больший комплекс неполноценности, вы его опозорите, и ребенок теперь уж точно ни с кем не заговорит, потому что будет думать, что все будут над ним смеяться;
  • Чтобы хоть немного раскрепоститься, ребенку нужно общаться, и помочь ему в этом должны именно родители. Почаще приглашайте к себе в гости ваших друзей и друзей вашего ребенка. Если ваш малыш не идет на контакт - общайтесь вместе с ним, разговаривайте с другими и обязательно спрашивайте, что об этом думает ваш ребенок. Конечно, малыш будет стесняться и может просто уткнуться головой в ваши волосы, но доверительные слова, физический контакт (глаженье по голове, держание за руку) должно помочь ребенку почувствовать себя в безопасности. Рассказывайте ребенку о тех людях, которые должны к вам прийти, чтобы ребенок уже заочно с ними знакомился;
  • Если вы и браните ребенка, то обязательно говорите ему, что он может лучше, что вы уверены в его способностях, и ему нужно просто немножечко постараться. Дайте ребенку стремление, а не унижайте его словами, что он неуч, ничего не знает и не умеет;
  • Что делать родителям, если ребенок стесняется своих явных недостатков? Даже если у малыша есть физические недостатки, не стоит постоянно жалеть его и делать вид, что этого никто не замечает. Малышу с самого детства нужно знать, что он не такой как все, но вы должны наполнить его жизнь такой любовью и заботой, чтобы ребенок понимал, что и с этими недостатками можно жить, а друзей заслужить можно своей открытостью и дружелюбностью. Обязательно подготавливайте ребенка к тому, что ждет его за стенами родного дома, что его могут обижать и дразнить. Но вы должны научить ребенка быть стойким и любить жизнь только за то, что вы есть в этой жизни. Научите ребенка быть общительным и принимать все это не так близко к сердцу. Конечно, это непросто, но без вашей помощи и поддержки малыш и вовсе может утратить рвение к жизни;
  • Повышайте заниженную самооценку ребенка: хвалите его за малейшие успехи, и даже если у него что-то не получается, всегда предлагайте свою помощь и говорите о том, что вы верите в него и уверены в его силах и успехах;
  • Научите ребенка даже к неудачам относиться с юмором и пробовать еще раз, а не опускать руки после первого же провала;
  • Если вы заметили, что ваш ребенок очень боится и стеснятся сделать что-то новое, особенно если оно идет против правил, сделайте это вместе с ним. Видите, что малышка во все глаза смотрит на ваши новые туфли, но стесняется попросить их примерить? Предложите ей перемерять всю вашу обувь вместе, дайте ей на праздник накраситься губной помадой. Пускай для ребенка нечто запретное станет досягаемым, и тогда, возможно, он престанет так бояться всего нового;
  • Если вы заметили неадекватное поведение воспитателя или учителя по отношения к вашему ребенку на протяжении долгого времени, подумайте о том, чтобы поменять группу, садик, класс или школу, иначе психика вашего малыша может нарушиться.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)