На что имеет право воспитатель детского сада. Должностная инструкция воспитателя. Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности

Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.

Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.

Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.

Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…

Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.

Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.


Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.

Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС

Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.

Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.

С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.

Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.


Итак, кратко о должностных обязанностях:

  • Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
  • Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
  • Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-об разовательной работы;
  • Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
  • Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
  • Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС

Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.

Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?

Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?


Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:

    • Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
    • Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
    • Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
    • Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
    • Основы психологической детской реабилитологии;
    • Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
    • Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
    • Законы этики педагога;
    • Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
    • Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
    • Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
    • Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
    • Основы социологии, экологии, экономики;
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • Правила пожбезопасности и охраны труда;
    • Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
    • Основы работы с текстовым редактором и т.п.

Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.


Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.

Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?

      • Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
      • Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
      • Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
      • Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
      • Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
      • Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.

Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.

Воспитатель дошкольного учреждения – человек, который одним из первых встречается ребенку вне дома. Организация его социальной роли в будущем намного зависит от того, какой человек его будет встречать, и учить в первые годы жизни. Именно в ДДУ ребенок получает первый опыт взаимодействия с учителями, детьми и обучением. Инструкции разъясняющие права и обязанности для каждого работника детского сада облегчат ежедневное взаимодействие с воспитанниками, родителями и руководством.

Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада

Типовая должностная инструкция включает в себя основные аспекты обязательных условий для всех воспитателей РФ. Составляя пример инструкций для своего коллектива, заведующая детским садом может внести в него свои дополнения, не противоречащие основным правилам ФГОС и Трудовому кодексу РФ, а также другим нормативным актам, утвержденных Приказом Минобрнауки России.


Общие положения должностной инструкции воспитателя детского сада

Общие положения определяют основные требования к сотруднику детского дошкольного учреждения, его соподчиняемость и необходимые законы, а также нормативные акты и приказы, регламентирующие ежедневный рабочий процесс. Назначается и увольняется сотрудник с должности заведующей ДОУ. Подчиняется заведующему и старшему воспитателю этого ДОУ. Основой для составления должностной инструкции являются требования ФГОС ДО, инструкции по охране труда и требования Конвенции ООН о правах ребенка. Основополагающим законом в составлении инструкций для каждого работника ДОУ является Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада имеет следующие должностные обязанности :

  1. Осуществление запланированной программы воспитательно-образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
  2. Наблюдение за поведением детей, способствование к развитию коммуникативных и познавательных способностей малышей в различных организационных формах взаимодействия.
  3. Осуществлять помощь в социально-образовательной деятельности малышей.
  4. Организация жизнедеятельности группы должна соответствовать ТБ, внутреннему регламенту ДО и возрастным потребностям детей.
  5. Оказание первой мед.помощи при критических ситуациях.
  6. Организовать досуг детей, составлять и внедрять в жизнь праздничные мероприятия с помощью муз.работника, инструктором по физ.культуре. Применять все возможные технологии для большего восприятия и развития перцептивной сферы ребенка.
  7. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего, снимает пробы приготовленной пищи поваром на кухне.
  8. Осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Построение обучения с учетом рекомендаций смежных специалистов: логопед, психолог и др.
  9. Активно взаимодействует с пед.коллективом, родителями и опекунами детей. Постоянно обновляет демонстрационные стенды для родителей.
  10. Поддерживает порядок своего рабочего места.
  11. Активно проявляет такие личностные свойства, как аккуратность, отзывчивость, доброжелательность и ответственность.
  12. Своевременно, в установленном порядке ведет внутреннюю документацию.

Права

Воспитатель детского сада имеет право :

  1. Воспитатель имеет все права, гарантированные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом об образовании РФ, Коллективным договором и другими локальными актами детского сада.
  2. Организовывать и принимать участи в творческой работе групп.
  3. Самостоятельно подбирать техники и методики, которые считает рациональными и обоснованными для выполнения обучающего и воспитательного процесса.
  4. Достойное рабочее место с необходимой укомплектовкой мебели, комфортными условиями для работы и наличие вспомогательного инвентаря для выполнения своих обязанностей.
  5. Повышать свою квалификацию и проводить аттестацию рабочего места добровольно, без принуждения руководства.
  6. Участвовать в родительских собраниях, собраниях пед.коллектива, делиться опытом с участниками собрания.
  7. Брать участие в мероприятиях специализированной направленности.
  8. Ознакомиться с Приказами и распоряжениями ФГОС ДО, Минобрнауки России, а также с внутренними нормативными приказами и распоряжениями.
  9. Защиту собственной чести и достоинства, гарантированных конституцией РФ.

Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за :

  • жизнь и здоровье своих воспитанников;
  • нарушение прав и свобод воспитанников;
  • преднамеренное или непреднамеренное создание условий, угрожающих жизни и здоровью ребенка и сотрудников ДОУ;
  • неоказание доврачебной помощи, а также скрытие от администрации несчастного случая.

В случае нарушения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, может нести дисциплинарное наказание, предусмотренное трудовым законодательством РФ, материальную или уголовную ответственность.

Условия работы

Основная деятельность данного работника детского сада связана с работой с детьми дошкольного возраста, т.е. до семи лет. Эта работа предполагает наличие у воспитателя высоких моральных качеств, таких как терпеливость, ответственность, порядочность, аккуратность, доброжелательность. Деятельность связана с пребыванием маленьких детей в саду, отсюда условия труда проходят в повышенной ежедневной моральной ответственности за малышей. Основными помощниками являются младший воспитатель детского сада и помощник главного.


    Должностная инструкция инженера-энергетика

    Если в штате организации или предприятия предусмотрена такая должность как инженер-энергетик, появляется задача – составить…

    Должностная инструкция системного администратора

    Работа системного администратора выходит за рамки конкретного рабочего места и отражается на деятельности всей организации.…

    Должностная инструкция секретаря-делопроизводителя

    Секретарь делопроизводитель выполняет важную функцию на любом предприятии: в школе, в детском саду, в коммерческой…

    Должностная инструкция кладовщика склада

    Склад считается ключевым объектом на производстве. И самым значимым сотрудником в этом отделе можно назвать…

    Должностная инструкция технического директора

    Многие предприятия разделены на несколько департаментов. У каждого из таких подразделений должен быть свой руководитель.…

    Должностная инструкция офис-менеджера

    Должностная инструкция регламентирует обязанности и полномочия сотрудника. Этот документ разрабатывается для подчиненных руководителем отдела или…

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

ФАЙЛЫ

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами , а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения» . Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.

Согласовано Утверждаю

Председатель профкома Заведующая

МДОУ детский сад №12 МДОУ детский сад №12 __________ Агапова Т.Р. _________Авдеева О.В.

20____ г. ______________20___ г.

Должностная инструкция

воспитателя.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
  1. Воспитатель ДОУ назначается и освобождается от должности приказом заведующей ДОУ. На период отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя его обязанности могут быть возложены на другого воспитателя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа заведующей ДОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
  2. Воспитатель подчиняется заведующей ДОУ и старшему воспитателю.
  3. В своей деятельности воспитатель руководствуется Конституцией и законами РФ; Указами президента РФ и решениями правительства РФ органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания; Конвенцией о правах ребенка, нормативными методическими документами по вопросам коррекционно-развивающего обучения и воспитания, а так же Уставом ДОУ, Конвенцией развития, годовым планом ДОУ, базисной, специальными программами, новыми и традиционными образовательными технологиями и методиками, реализуемые в процессе работы с детьми, приказами и распоряжениями заведующей ДОУ, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
  1. ФУНКЦИИ:

Основными направлениями деятельности воспитателя ДОУ являются:

  1. Планирование и организация учебно-воспитательного процесса, анализ его результатов и дальнейшая коррекционно-развивающая работа с детьми.
  2. Обеспечение режима норм и правил техники безопасности в соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе.
  1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:
  1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.
  2. Проводит совместно с медперсоналом ДОУ комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизического развития детей. Оказывает первую и доврачебную медицинскую помощь.
  3. Своевременно информирует заведующую, медицинский персонал ДОУ, родителей об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает медицинской сестре об отсутствующих детях, выясняет причины их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
  4. Согласовывает с родителями планируемые в ДОУ профилактические прививки детей под роспись родителей.
  5. Уделяет детям, пришедшим в сад после болезни особое внимание.
  6. Помогает вновь поступившим детям в адаптации к условиям детского сада.
  7. Обеспечивает строгое выполнение установленного для детей режима дня.
  8. Содействует созданию и использованию условий в группе для полноценного развития дошкольников с учетом их возраста и склонностей.
  9. Способствует развитию общения воспитанников. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями.
  10. Работает в тесном контакте со специалистами.
  11. Координирует деятельность помощника воспитателя.
  12. Осуществляет текущее и перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в группе.
  13. Обеспечивает качественное выполнение запланированной работы, используя индивидуально-дифференцированный подход к детям.
  14. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает к активному сотрудничеству с детским садом.
  15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям.
  16. Ведет обязательную документацию:
  1. журнал учета посещаемости;
  2. план работы;
  3. журнал закаливания;
  4. документацию, установленную руководством ДОУ в соответствии с номенклатурой дел.
  1. Бережно использует имущество, закрепленное за группой, методическую литературу, пособия. Ведет учет игрушек и дидактического материала.
  2. Строго по графику проходит медосмотр.
  1. ПРАВА:

Воспитатель имеет право:

  1. Участвовать в работе Совета педагогов.
  2. Избирать и быть избранным председателем Совета педагогов ДОУ.
  3. Выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы /в т. ч. и авторские/,
  4. Методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы.
  5. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  6. Требовать от администрации МДОУ создания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации.
  7. Повышать квалификацию, профессиональное мастерство.
  8. Аттестовываться на соответствующую квалификационную категорию.
  9. Участвовать в экспериментальной работе, распространять свой педагогический опыт, получивший научное подтверждение.
  10. Получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, дополнительные льготы, предоставляемые педработникам местными органами власти и управления, учредителем, администрацией образовательного учреждения.
  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
  1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение без уважительной причины Устава ПВТР МДОУ, законных распоряжений заведующей д/с, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
  2. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, связанных с физическими и психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель д/с может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством.
  3. За нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, санитарно-гигиенических правил, охраны жизни и здоровья детей привлекается к дисциплинарной ответственности в порядке действующим законодательством РФ.
  4. За причинение детскому саду и участникам учебно-воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах установленных трудовым или гражданским законодательством.
  5. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей.
  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ:
  1. Воспитатель работает по графику, исходя из 36-часовой рабочей недели. График утвержден заведующей ДОУ.
  2. Самостоятельно планирует учебно-воспитательный процесс.
  3. Предоставляет устный или письменный отчет о работе за год, о своей деятельности согласно распоряжению администрации ДОУ.
  4. Получает информацию нормативно-правового или организационно-методического характера от заведующей ДОУ, старшего воспитателя. Знакомится под расписку с соответствующими документами.
  5. Обменивается информацией, опытом работы со своими коллегами.
  6. Координирует и направляет работу помощника воспитателя группы.
  7. Строит учебно-воспитательный процесс с учетом взаимодействия с другим воспитателем группы, муз. руководителем, инструктором по физкультуре, психологом, другими специалистами, родителями воспитанников.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, психологию, индивидуальные и возрастные особенности детей, основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должностная инструкция может быть изменена и дополнена.

С инструкцией ознакомлена: _____________ __________________

(подпись)

«______» _______________

_____________________________________________________________________

Должностная инструкция отвечает требованием раздела Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «В квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н


Воспитатель детского сада - это разносторонний специалист в таких областях как педагогика, психология, образование и даже гигиена. Это человек, который организовывает распорядок дня для группы, или нескольких групп детей разного возраста. Нужно учитывать, что занятия могут проходить как в помещении, так и на улице. Поэтому очень важно, чтобы работник детского сада был подготовлен оказать медицинскую помощь в случаях травмоопасных ситуаций.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитатель детского сада должен знать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, физиологию и гигиену для каждой возрастной группы подопечных. Также, специалист должен разбираться в психологии отношений, обладать умением аргументировать свою позицию. Важно уметь донести свою мысль для каждого из детей. И конечно же педагогу нужно помочь своим маленьким подопечным развиваться в социуме, сглаживать конфликты, создавать благоприятную среду для развития.

Воспитатель детского сада - должностные обязанности по ФГОС

В ежедневные должностные обязанности воспитателя детского сада по ФГОС входят:

  • надзор за детьми - принимать их днем и возвращать родителям вечером;
  • разработка обучающих методик для лучшего усваивания материала;
  • помощь в социализации ребенка;
  • проведение занятий как в помещении так и на улице;
  • проведение физических занятий, оздоровительных мероприятий;
  • организация походов по различным местам представляющих культурную ценность.

Помимо этого, педагог осуществляет постоянное наблюдение за каждым из малышей в течении дня. При необходимости специалист должен оказать ребенку медицинскую помощь, или же помочь с бытовыми трудностями - переодевание, завязывание шнурков, кормление, гигиенические процедуры.

Педагог должен обучать детей в соответствии с учебной программой. Обычно, она включает в себя дошкольные занятия русским языком и математикой. Также внимание уделяется творческим занятиям. В их перечень может входить музыка, рисование, лепка. В некоторых детских садах детей знакомят с классическими композиторами, писателями, художниками.

Чем должен руководствоваться воспитатель детского сада в своей профессиональной деятельности?

В первую очередь воспитатель детского сада в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться следующим перечнем документов:

  • Конституция РФ;
  • ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
  • Документами о образовательной деятельности для дошкольников общего вида;
  • Правилами охраны труда, пожарной безопасности, санитарными.

Также сотрудник должен подчиняться правилам локальных документов, присущим конкретному учреждению в котором он несет службу. Это могут быть:

  • Трудовой договор;
  • Устав детского сада;
  • Внутренние правила учреждения.

Естественным является и следование приказам руководства - младший воспитатель должен выполнять требования старшего, а также заведующего дошкольного учреждения соответственно.

Права воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Должностная инструкция воспитателя детского сада вместе с обязанностями предоставляет и список прав. Сотрудник имеет право запросить помощь вышестоящего специалиста в случае, если самостоятельно решить проблему не может.

Если у работника есть свои идеи по улучшению образовательной программы - он в праве их внести на рассмотрение. Также педагог может свободно делиться своим педагогическим опытом с другими сотрудниками, применять его на собраниях, педагогических советах.

Хоть образовательная программа чаще всего является фиксированной, педагог имеет свободное право выбирать учебные материалы (должны соответствовать общеобразовательной программе), использовать свои методики обучения малышей, делиться своими материалами с другим сотрудниками учреждения.

Если сотрудника не удовлетворяют условия работы, он может обратиться к администрации учреждения с требованием улучшить их.

Ответственность воспитателя детского сада по ФГОС

Как уже говорилось, в первую очередь воспитатель детского сада по ФГОС несет ответственность за своих маленьких подопечных - детей дошкольного возраста. Он персонально ответственен за их жизнь и здоровье, за своевременное оказание им помощи в случае необходимости.

Сотрудник несет ответственность за исполнение своих должностных обязанностей. Работник обязывается следовать установленной программе обучения, заполнять необходимую документацию, нести материальную ответственность за инвентарь и предметы предоставленные учреждением.

Как воспитатель, специалист должен нести ответственность за моральное состоянием, личностью ребенка. Если работник был замечен даже единожды в действиях, которые повлекли психическое насилие над малышом - он должен будет понести ответственность в виде снятия его с должности.

Связи по должности воспитателя - взаимоотношения

Как уже упоминалось выше, работник может обмениваться материалами, методиками обучения, а также делиться педагогическим опытом с коллегами.

Важно понимать, что коллектив детского сада работает для того, чтоб дать необходимые знания детям, помочь им адаптироваться в социуме. Для этого руководители учреждения периодически организовывают совещания, педагогические советы, собрания, цель которых направлена на разрешение вопросов по воспитанию детей.

Соответственно работнику детского сада необходимо принимать участия в подобных мероприятиях в ходе своей профессиональной деятельности. Воспитатель это тот, на кого дети равняются, у кого они учатся. Поэтому он и сам должен постоянно повышать квалификацию, а обмен опытом с другими сотрудниками способствует этому в вышей мере.