Коучинг для родителей: позитивное родительство и осознанность. Позитивное родительство


Принципы позитивного родительства

Каждый родитель хочет видеть будущее своего ребенка успешным, счастливым и благополучным. И поэтому с самого детства пытается научить ему самому лучшему, старается наказывать справедливо и хвалить заслуженно. Но не всегда все получается именно так.

Постараемся не разбираться в проблеме, а найти лучшее решение.Например руководствоваться принципами позитивного родительства.

Когда ребёнок, например, опрокидывает вазу, на самом деле он случайно роняет вазу на пол, и не очень хорошо фокусировать его внимание на этой ошибке. Вместо этого, насколько вы найдёте в себе силы - ведь мы никогда не слышали ничего подобного в таком случае - нужно превозмочь себя и сказать что- нибудь нежное и тёплое. Например: «О, такая красивая ваза разбилась! Нам надо быть осторожными, когда мы играем рядом с вазами. Они очень хрупкие, могут легко разбиться. Давай пока всё оставим и уберём этот беспорядок».

С точки зрения позитивного родительства, когда, например, семилетний ребёнок разбивает вазу, это не его вина. Ему всего лишь семь лет и никто не может ожидать, чтобы он понял ценность этой вазы и вряд ли стоит ожидать того, что он будет об этом помнить. Нет необходимости объяснять ребенку, к примеру, насколько ценна была разбитая им ваза. До шести-семи лет дети вообще не могут определить денежной ценности, для них пять, пятьсот или пять тысяч долларов - это всё одно и тоже. Если вы понаблюдаете, как дети играют, как они делают искусственные деньги, то увидите их особенные ценности. Конфета может стоить, например, пятьдесят рублей, а машина может стоить двадцать рублей, в зависимости от того, что ребенку сейчас необходимо и насколько это ценно на данный момент именно для него, а не в общей системе расценок и тарифов.

Когда играют семилетние дети, они иногда разбивают вещи, потому что энергии у них достаточно, движения очень много, тела достаточно сильные и если даже родители говорят ему не трогать вазу, ребёнок забывает об этом наставлении и на самом деле он теряет над собой контроль. Что здесь поделаешь? Нельзя считать виной, например, если тормоза машины прекращают работать. Если автобус или троллейбус не прошёл должный техосмотр, не были устранены неполадки, то это не вина самой машины. В случае аварии нужно винить службу технического контроля.

Нет никакого смысла в том, что родители концентрируются на ошибке ребёнка. Переживание, что у ребёнка не увеличивается способность делать выводы из своих ошибок, только вносит хаос, смятение в психику ребенка и в значительной степени мешает его развитию. Когда ребёнок разбивает вазу, например, мама может почувствовать или подумать, что я должна дать ему понять, что это не хорошо, и он должен отреагировать. Но поступив в соответствии с принципом позитивного родительства, который отвергает необходимость пристыжения ребёнка как метод воспитания, мама сможет убедиться, что ребёнок будет сам стараться беречь вазы и сотрудничать с ней в других вопросах.

Некоторые дети, боясь наказания или неодобрения, начинают отрицать свою причастность к тому, что произошло. В этом случае реальной проблемой является страх ребёнка, а не то, что он как бы уходит от ответственности. Часто родители приходят в гнев из-за того, что, помимо проступка, ребенок еще и врёт им, что его не делал.
Вспоминаю случай во время путешествия по Индии, когда я заказал себе полудрагоценный камень в одном магазине. Мужчина-продавец, поскольку у него не было подходящего камня, послал своего сына, семи- восьмилетнего мальчика домой для того, чтобы он принёс этот камень. Прошло довольно много времени, может быть минут тридцать или сорок. Мальчик пришёл и просто, глядя на отца, совершенно спокойно сказал - я его потерял. Отец вообще никак не отреагировал, хотя вещь была достаточно дорогой. Он просто извинился передо мной и сказал, что придётся подождать ещё, и отправил старшего сына за новым камнем.

Во многих культурах эти принципы являются естественными, они передаются из поколения в поколение, и тот, кого не наказывали, не стыдили до девяти лет, никогда не станет этого делать со своими детьми.
Вместо того чтобы отклонять склонность к сотрудничеству детей с помощью пристыжения, посрамления и наказания, мудрые родители смотрят сквозь пальцы или просто остаются нейтральными и фокусируются на том, как исправить последствия сделанной ошибки даже в отношении детей предподросткового возраста. Дети предподросткового возраста и подростки обычно считают, что если вы не можете доказать их причастность, что они замешаны в совершении ошибки, они действительно могут считать, что этого не делали. То есть, это такое внутреннее понимание, внутреннее восприятие вещей, и поэтому вместо того, чтобы вынудить признать свою вину, мудрые родители должны увидеть большую проблему - мой ребёнок, подросток не чувствует себя в безопасности, он не чувствует, что с ним считаются, что его могут любить, даже если он совершает какие-то ошибки.

По лекциям М.Нарушевича

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно. Главный вопрос - возымело ли это на вас положительное действие? На меня - нет! Когда я сама стала мамой, я пообещала себе не ставить детей в угол и не шлепать их - никогда. Старшей дочери сейчас 9 лет, и я успешно держу это обещание. Однако у меня регулярно возникал вопрос - что же делать, если я уже стерла язык, в сотый раз повторяя детям просьбу убрать за собой постель, собрать разбросанные игрушки или помыть посуду после завтрака? Я ворчала без остановки. Методы воспитания моей мамы и бабушки явно не подходили, нужно было изобретать новые, собственные.

У нас пять дочек, они все разные. Я их очень люблю, мне интересно с ними играть, наблюдать за тем, как они развиваются, узнавать, о чем они думают и мечтают. Однако, когда я отскребала пластилин, размазанный по ковру, или собирала бесконечные обертки от конфет и жвачек, я ловила себя на ощущении, что я управляю стадом безответственных миньнов-разрушителей, которые задались целью завалить квартиру мусором до потолка. Перебрав множетсво подходов в поиске инструментов для коллективного поддержания порядка дома, я все же нашла те, которые подходят нашей семье. А кроме того, я сделала открытие - мои дети намного лучше, чем я о них думала! Честное слово! Они вовсе не ленивые, безответственные или неопрятные - все дело было в организации! Вот несколько правил, которые нам помогли.

1. Назначьте главного.

Признаюсь честно, я люблю командовать, и мои дети тоже - наследственность дает о себе знать. Если назначить главного по уборке стола - это 100% гарантия, что тарелки будут убраны в раковину. Под руководством одной из дочерей (возраст не важен, важна должность главнокомандующей) вся семья дружно убирает посуду и иногда даже ее моет. Загвоздка была в отсутствии лидера!

2. Сначала вместе с мамой, потом сами.

Мечтаете, чтобы груда скомканной одежды превратилась в аккуратно сложенные стопки в шкафу? Я тоже! Но для ребенка аккуратно сложить рубашку так же сложно, как для взрослого без подготовки соорудить за 2 минуты элегантного лебедя из обеденной салфетки. Мы с дочерями составили и написали таблицу: те дела, которые они могут делать сами (складывать грязное белье в корзину, убирать свои игрушки, чистить зубы и т.д.) и те, которые мы будем делать вместе (аккуратно складывать одежду, мыть посуду, готовить яичницу) Через какое-то время девочки научились самостоятельно делать вещи из второго списка, и я для этого им уже не нужна. Загвоздка была в отсутствии навыков, а не в упрямстве.

3. Победителю - награда.

Дети по собственной инициативе завели такой наградной лист: за каждое хорошее дело получаешь наклейку, собрал 10 или больше наклеек к пятнице - получаешь небольшой подарок. Очень мотивирует!

4. Передайте ответственность.

На самом деле, еще никто никогда не умирал от беспорядка в комнате. Да, это неприятно. Кстати, это неприятно и родителям и детям одинаково, просто детям нужно больше времени, чтобы дойти до этой стадии. Дайте детям время созреть! Когда последние чистые колготки/тетрадки или любимый планшет будут погребены под грудами одежды, мусора, постельного белья - дети совершенно самостоятельно наведут порядок. А от родителей требуется, как говорил Карлсон, «Терпение, только терпение» - и он был прав!

5. Хвалите и подтверждайте значимость всех дел, показывайте, как важна и приятна вам помощь детей. Признание мотивирует и детей, и взрослых. Вспомните, как порой хочется, чтобы муж, вернувшись домой с работы, сказал: «Дорогая, сколько ты всего сделала! Дома порядок навела, ужин приготовила, уроки с детьми сделала, продукты купила, белье постирала, а еще и счета оплатила - как ты все это успеваешь?! Я восхищаюсь тобой!» Хочется летать от счастья, правда? Детям тоже! Хвалите их за помощь, показывайте, как важна вам их забота и участие в домашнем хозяйстве.

Сегодня мы вместе с Дафной (8 лет) готовили томатный суп для мужа. Вся кухня была в помидорах, на полу - укроп, а я в пятнах супа, потому что Дафна вынула блендер из кастрюли до того, как выключила его. Но мы довольны, ведь вечером Дафна похвастается своим томатным супом и получит заслуженные похвалу и благодарность. И пока я отмываюсь в ванной, Дафна активно оттирает кухню, потому что уборка - это часть процесса приготовления еды, так мы с ней договорились.


Яна Агарунова , психолог, писатель, руководитель центра «Земля, Ветер, Огонь» , автор тренинга «Искусство быть родителем».

Всем родителям приходится регулярно встречаться с учителем - как на родительских собраниях, так и лично. Несколько советов помогут вам выстроить правильные отношения с педагогами Не избегайте общения с педагогами: найдите возможность поговорить с учителем об успеваемости и поведении вашего ребенка-школьника. Попросите учителя рассказать не только о его сильных и слабых сторонах, но и привести примеры – это поможет избежать недоразумений. Уточните, что дается ребенку легко, в каких областях требуется приложить больше усилий, какие перспективы видит педагог.

Новые методы

Вас ставили в детстве в угол? Помните, как это было? Меня, например, наказывали редко, но те пару раз, когда я стояла в углу и отколупывала штукатурку со стены, я помню прекрасно. Главный вопрос – возымело ли это на вас положительное действие? На меня – нет! Когда я сама стала мамой, я пообещала себе не ставить детей в угол и не шлепать их - никогда. Старшей дочери сейчас 9 лет, и я успешно держу это обещание. Однако у меня регулярно возникал вопрос – что же делать, если я уже стерла язык, в сотый раз повторяя детям просьбу убрать за собой постель, собрать разбросанные игрушки или помыть посуду после завтрака? Я ворчала без остановки. Методы воспитания моей мамы и бабушки явно не подходили, нужно было изобретать новые, собственные.

У нас пять дочек, они все разные. Я их очень люблю, мне интересно с ними играть, наблюдать за тем, как они развиваются, узнавать, о чем они думают и мечтают. Однако, когда я отскребала пластилин, размазанный по ковру, или собирала бесконечные обертки от конфет и жвачек, я ловила себя на ощущении, что я управляю стадом безответственных миньнов-разрушителей, которые задались целью завалить квартиру мусором до потолка. Перебрав множетсво подходов в поиске инструментов для коллективного поддержания порядка дома, я все же нашла те, которые подходят нашей семье. А кроме того, я сделала открытие – мои дети намного лучше, чем я о них думала! Честное слово! Они вовсе не ленивые, безответственные или неопрятные – все дело было в организации! Вот несколько правил, которые нам помогли.

  1. Назначьте главного. Признаюсь честно, я люблю командовать, и мои дети тоже - наследственность дает о себе знать. Если назначить главного по уборке стола – это 100% гарантия, что тарелки будут убраны в раковину. Под руководством одной из дочерей (возраст не важен, важна должность главнокомандующей) вся семья дружно убирает посуду и иногда даже ее моет. Загвоздка была в отсутствии лидера!
  2. Сначала вместе с мамой, потом сами. Мечтаете, чтобы груда скомканной одежды превратилась в аккуратно сложенные стопки в шкафу? Я тоже! Но для ребенка аккуратно сложить рубашку так же сложно, как для взрослого без подготовки соорудить за 2 минуты элегантного лебедя из обеденной салфетки. Мы с дочерями составили и написали таблицу: те дела, которые они могут делать сами (складывать грязное белье в корзину, убирать свои игрушки, чистить зубы и т.д.) и те, которые мы будем делать вместе (аккуратно складывать одежду, мыть посуду, готовить яичницу) Через какое-то время девочки научились самостоятельно делать вещи из второго списка, и я для этого им уже не нужна. Загвоздка была в отсутствии навыков, а не в упрямстве.
  3. Победителю – награда . Дети по собственной инициативе завели такой наградной лист: за каждое хорошее дело получаешь наклейку, собрал 10 или больше наклеек к пятнице - получаешь небольшой подарок. Очень мотивирует!
  4. Передайте ответственность. На самом деле, еще никто никогда не умирал от беспорядка в комнате. Да, это неприятно. Кстати, это неприятно и родителям и детям одинаково, просто детям нужно больше времени, чтобы дойти до этой стадии. Дайте детям время созреть! Когда последние чистые колготки/тетрадки или любимый планшет будут погребены под грудами одежды, мусора, постельного белья – дети совершенно самостоятельно наведут порядок. А от родителей требуется, как говорил Карлсон, «Терпение, только терпение» - и он был прав!
  5. Хвалите и подтверждайте значимость всех дел, показывайте, как важна и приятна вам помощь детей. Признание мотивирует и детей, и взрослых. Вспомните, как порой хочется, чтобы муж, вернувшись домой с работы, сказал: «Дорогая, сколько ты всего сделала! Дома порядок навела, ужин приготовила, уроки с детьми сделала, продукты купила, белье постирала, а еще и счета оплатила – как ты все это успеваешь?! Я восхищаюсь тобой!» Хочется летать от счастья, правда? Детям тоже! Хвалите их за помощь, показывайте, как важна вам их забота и участие в домашнем хозяйстве.

Сегодня мы вместе с Дафной (8 лет) готовили томатный суп для мужа. Вся кухня была в помидорах, на полу - укроп, а я в пятнах супа, потому что Дафна вынула блендер из кастрюли до того, как выключила его. Но мы довольны, ведь вечером Дафна похвастается своим томатным супом и получит заслуженные похвалу и благодарность. И пока я отмываюсь в ванной, Дафна активно оттирает кухню, потому что уборка - это часть процесса приготовления еды, так мы с ней договорились.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Всем родителям приходится регулярно встречаться с учителем - как на родительских собраниях, так и лично. Несколько советов помогут вам выстроить правильные отношения с педагогами Не избегайте общения с педагогами: найдите возможность поговорить с учителем об успеваемости и поведении вашего ребенка-школьника. Попросите учителя рассказать не только о его сильных и слабых сторонах, но и привести примеры – это поможет избежать недоразумений. Уточните, что дается ребенку легко, в каких областях требуется приложить больше усилий, какие перспективы видит педагог.

До какого возраста нужно кормить ребенка грудью?

Набирающая стремительные обороты тенденция к естественному родительству проповедует кормление грудью столько времени, сколько малышу будет необходимо. Но не является ли эта необходимость продиктованной какими-то психологическими потребностями мамы или проявлениями начальных навыков "управлять мамой" у ребенка? В этом мы постарались разобраться вместе с детским психологом, кандидатом психологических наук Натальей Компанец, http://mir-detej.kiev.ua. Зачем кормить дольше? В современных условиях долгокормящими воспринимаются мамы детей старше полутора лет.

Весна всегда радует нас первым теплым солнышком, но еще дают о себе знать зимние заморозки и холодные дожди со снегом, поэтому каждый родитель должен знать, как одеть ребенка весной так, чтобы он не простудился и получил максимум пользы от прогулки. Предлагаем вашему вниманию 8 рекомендаций о том, как одеть ребенка весной: Не стоит сильно кутать ребенка, собираясь на весеннюю прогулку, ведь уже все-таки не зима, одетый в два свитера ребенок быстро вспотеет и простудится.

Сегодняшний СОВЕТ ДНЯ от экс-жены владельца Лаборатории Касперского, матери 4-х детей и одной из самых влиятельных женщин России Натальи Касперской: «Я довольно часто сталкиваюсь с тем, что современные женщины считают, что сначала они займутся карьерой, а когда-нибудь потом родят детей. Я считаю, что сначала женщина должна родить детей, а потом уже заниматься чем угодно в своей жизни, потому что это реально какое-то достижение, которое надо сделать... А истинная ценность как раз лежит в детях и в семье.

5 причин записать ребенка на футбол

Если ваш сын любит гонять мяч по коридору, отведите его в соответствующую секцию: новым Пеле ребенок, может быть, и не станет, но занятия точно пойдут ему на пользу. Футбол развивает ловкость, координацию движений, выносливость и коммуникационные навыки. Тренировки у начинающих игроков длятся 1,5-2 часа и проходят как минимум 3 раза в неделю. Сначала ребята занимаются общефизической подготовкой – бегают, прыгают и растягиваются, а потом начинают отрабатывать удары по неподвижному мячу и осваивают парные перепасовки.