Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа). Конспект урока "семейные традиции" Традиции нашей семьи занятие в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 65 г.Балаково Саратовской области Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по познавательному развитию Развиваем кругозор и любознательность " Семья и её традиции" Воспитатель: МБДОУ детский сад № 65 Вдовина Людмила Владимировна январь 2013год " Семья и её традиции" Приоритетная образовательная область: "Познание". В интеграции: "Коммуникация", "Социализация", "Безопасность", "Художественное творчество", "Физическая культура", "Музыка". Цель: Обогатить представление о семье. Задачи: Образовательные: -формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; -подвести детей к умению строить элементарные родственные связи; -активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивающие: - продолжать развивать умения рассуждать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи. Воспитательные: - продолжать воспитывать любящее заботливое отношение ко всем членам своей семьи; - воспитывать в детях уважение к семейным традициям. Методические приёмы: - беседа, - игра "Настроение", - физ. минутка "Семейная зарядка", - пальчиковая гимнастика "Дружная семья". - метод поощрительного словесного стимулирования. Словарная работа: Семейная традиция. Материал: генеалогическое древо "Моя семья", персонажи сказки "Репка" - фланелеграф. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок на тему семья, чтение рассказов - Л. Квитко "Бабушкины руки", А. Яковлев "Мама", совместные рисунки родителей и детей на тему "Моя семья"; составление генеалогического древа своей семьи с родителями. Ход НОД. Орг. момент. (Дети стоят в кругу). - Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. - Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Настенька, Варенька...). Сообщение темы занятия. Дети в игровой зоне. - Ребята, я предлагаю вам сегодня помочь малышам рассказать и показать сказку. Хотите? Давайте её вспомним, отгадав загадку: "Бабка, Старый дед и внучка. Мышка, кот, собака Жучка - вместе все меня смогли вытянуть из - под земли". Да эта сказка называется "Репка", в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща? (показывается репка). - Эта сказка про дружную семью. Назовите её членов. (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.) Ребята, а можно назвать в сказке Жучку, кошку, мышку членами семьи? Посмотрите внимательно, что вы видите (на фланелеграфе сказка " Репка", но перепутанная). - Я, ничего не пойму. Как называется эта сказка? Что случилось в сказке? (перепуталась). -Ребята, я предлагаю вам все исправить, ведь эту сказку к себе пригласили и другие ребята, только они младше вас. И они могут познакомиться с неправильной сказкой. -И так кто начнет рассказывать нам сказку громко выразительно (ребенок начинает рассказывать сказку). - "Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет - потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. - Воспитатель останавливает ребенка и говорит за бабку, а бабка говорит: "Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят? (Предварительно дети с родителя дома сделали генеалогическое древо своей семьи, остальные нарисовали свою семью). Воспитатель: - Ребята, расскажите бабке по рисунку о своей семье. (Расскажите, пожалуйста о количестве членов вашей семьи, её статус, перечислите их по И.О. (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.) Воспитатель: - Так что же такое семья - это ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки. Семья - самое дорогое, что есть у человека. Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда обитания, а мама и папа - самые близкие ребёнку люди. Можно задать наводящие вопросы: - С кем ты живёшь? - Кто самый старший в вашей семье? - Кто самый младший? - Как ты заботишься о членах своей семьи? - Ты любишь своих близких? Почему? - А почему у твоего папы отчество Иванович? - Как зовут твою сестру, бабушку? Воспитатель: - Посмотрите на бабку, как вы думаете, какое у нее настроение? А давайте поиграем, какое сейчас у вас настроение. Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение? А если они хмурятся? (Дети ставят героев сказки в правильном порядке дед, бабка). Воспитатель: - Слушаем сказку "Репки" дальше. Кто хочет продолжить сказку дальше? "Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, воспитатель останавливает ребенка и говорит за внучку, а внучка говорит: "С удовольствием помогу, но я не внучка, а Маша. Воспитатель: - Ребята, а почему Маша говорит, что она не внучка. Давайте расскажем Маше, кем она приходится бабке. А кого называют бабушкой. А теперь послушайте, я начну, вы продолжайте на вопросы отвечайте: - Мне она тётя, а моей маме...(сестра). - Моему папе он папа, а мне...(дедушка). - Моему папе она жена, а мне...(мама). - Папе он родной брат, а мне...(дядя). Воспитатель: - Молодцы, ребята, теперь мы знаем, как называются родные нам люди. (Дети ставят в правильном порядке героев сказки за бабкой внучку). Воспитатель: - Сказка продолжается: помогайте ребята: "Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Воспитатель останавливает ребенка и говорит: - Та охотно прибежала на помощь, и ей захотелось у нас остаться с вами. Разрешим Жучке? Воспитатель: - Ребята, а скажите на улице можно подходить к чужим собакам? Конечно, нет, все собаки разные, по- разному воспитаны своими хозяевами. Дети, а у животных есть семьи? Воспитатель: - Все мы любим, отмечать праздники с семьёй. Какие вы отмечаете праздники дома? (День рождения, день свадьбы, юбилеи...) - Скажите, как обычно готовятся к семейным торжествам? Правильно. Гости готовят подарки и цветы; посвящают юбилярам стихи и песни; хозяева украшают дом или квартиру; готовят угощения и накрывают стол. Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое традиция, семейная традиция? Семейные традиции - это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями. Каждая семья интересна по- своему, у каждой - свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества, на Новый год - украшать елку, на Пасху - печь куличи, красить яйца...1 Чтобы хорошо встретить праздник, весело нужно быть здоровыми, крепкими, что для этого нужно делать? Физ. минутка "Семейная зарядка". Осенью, весною, летом и зимой мы во двор выходим Дружною семьёй встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку мама руки поднимает (руки вверх и вниз). Папа бодро приседает (приседания). Повороты вправо-влево делает мой братик Слава (руки на поясе, повороты всем корпусом). А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны). Воспитатель: -Ребята,а вы можете рассказать о своей традиции в семье?(Можно рассказать, как проводите свободное время, отпуск с семьей).Так чем же отличается одна семья от другой? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями). Воспитатель: - Понравилось Жучке вместе с вами играть, но "Репку" надо дальше тянуть. (Дети ставят за внучкой Жучку). " Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут - потянут вытянуть не могут. Воспитатель: -Кого тогда крикнула Жучка? (Кошку). -Кошка прибежала и предлагает вам превратиться в художников и нарисовать одного из членов семьи, любого,но одного. Все люди одинаковы, и чем они отличаются? (цветом глаз, волос, ростом, выражением лица). И мы с вами сделаем одну большую семью, а ваши родители посмотрят и узнают себя. (Дети ставят кошку за Жучкой, садятся за столы рисовать). Воспитатель: - А пока вы рисуете - сказка продолжается: "Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, ____________________________________________________________________ 1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева М.: Мозаика-Синтез, 2011. вытянуть не могут. Позвала кошка мышку". - Мышка прибежала и предлагает вам поиграть. Пальчиковая гимнастика "Дружная семья". Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, вместе - дружная семья! Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли. Воспитатель: - Как вы думаете, почему они смогли вытянуть репку? (Тянули все вместе, дружно, они жили большой и дружной семьей). Итог. Воспитатель: - Что такое семья? Какие бывают семьи? - эта сказка про дружную семью. - Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, помогают, жалеют, сочувствуют. Семья объединяет родных: родителей и детей. - Как нужно относиться к членам своей семьи? - Дети, запомните одно: семья - самое дорогое для человека. Любите свою семью, почитайте своих родителей, помните своих предков и уважайте традиции своей семьи. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже, На этой сказочной земле. Воспитатель: - Что вы хотите пожелать своей семье? - Мы с вами сказку исправили и поэтому можем отправить ее другим ребятам, чтобы они с ней познакомились. Подойдите ко мне и помогите сложить ее по порядку в конверт, чтобы отправить. Дети складывают и отправляют в другую группу. Воспитатель: - Понравилось ли вам ребята наша сказка? Что больше всего тебе понравилось? А как ты думаешь, все ли у тебя сегодня получилось? - Закончить наше игровое путешествие я предлагаю песней, которая называется "Неразлучные друзья". Приложение Песня "Неразлучные друзья". 1. Ехать замечательно на плечах на папиных, Доставать макушкою до сигнала "Стоп". Папы даже важные - все одноэтажные, А вот так, с добавкою, папа-небоскреб. Припев: Неразлучные друзья, неразлучные друзья Есть на белом свете. Неразлучные друзья, неразлучные друзья - Взрослые и дети! 2. До чего же вкусная, булка калорийная, Постовой не сердится, транспорт - подождет: Переходит улицу мама двухсерийная, А вторую серию за руку ведет! 3. Дети смогут по морю плавать капитанами, Докторскими каплями насморки лечить, Управлять послушными башенными кранами, Этому лишь только их надо научить!

Валентина Петровна Овчинникова
Конспект занятия «Семейные традиции»

Цель : формирование представлений о семейных традициях , объединяющих семью.

Задачи :

1. расширять представление детей о семье, о родственных отношениях;

2. активизировать и обогащать словарный запас детей;

3. воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью, интерес к семейным традициям .

Материал : семейные фотографии , выставка рисунков по теме «Моя семья» , плакат с ребусом.

Предварительная работа : беседа «Моя семья» , рассматривание иллюстраций, картин с изображением семьи, чтение пословиц и поговорок о семье, разучивание стихов.

Ход НОД:

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» Ю. Антонова

Дети заходят в групповую комнату, становятся в круг, приветствуют гостей.

Воспитатель :

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей , то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

Воспитатель : А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, бабушки и дедушки.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Воспитатель : А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

Ответы детей.

Воспитатель : Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев : кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

Дети читают стихи.

Воспитатель : Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Ответы детей.

Воспитатель : Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо. Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили. Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.

Вот послушайте :

«Отец и мать цены не имеют» .

«При солнышке тепло, при матери - добро» .

«Нет милее дружка, чем родная матушка» .

«В родной семье и каша слаще» .

«В семье лад, так не нужен и клад» .

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

Пальчиковая игра «Дружная семья» .

Дети поочередно загибают пальцы в кулачок :

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель : У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Главное отличие – это традиции , которые в каждой семье свои. А что такое традиция ? Традиция– это то , что соблюдается всегда. Традиции - это то , что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

Ответы детей.

Показ презентации семейных традиций Десяткина Вани .

Физминутка :

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

Воспитатель : Традиции бывают разные , но у каждой семьи – свои традиции : встречать и угощать гостей, проводить праздники и дни рождения. Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед

каждое воскресенье, когда вся семья в сборе и на столе вкусные пироги или когда вы все вместе наряжаете елку на Новый год или на 9 мая

по- особенному поздравляете прадедушку или соседа- ветерана.

Дети, а кому каждый вечер мама читает сказки?

Чтение книги – это тоже семейная традиция . Традиция эта очень хорошая , ведь из книг можно узнать много интересного и полезного. Такая традиция называется – семейное чтение .

Расскажите об интересных традициях в ваших семьях , например, как

вы празднуете дни рождения? А рассказ вы можете начинать вот так : «Мы всегда вместе …»

Как встречаете Новый год?

А теперь расскажите, как вы проводите дома выходной день?

Дети рассказывают свои семейные традиции .

Воспитатель. Спасибо, дети. Теперь мы знаем, что каждая семья имеет свои традиции и поэтому каждая семья интересна по – своему. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Эти правила составляют культуру семьи, являются ее ценностями.

А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается : «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие , составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье .

Показ картинок с традициями семьи .

Воспитатель : Дети, а есть ли традиции у нас в детском саду? А какие, например?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, дети. У нас в детском саду есть свои традиции , мы ведь тоже как одна семья. Какая у нас семья? Как мы живем? (Мы в детском саду живем большой и дружной семьей) .

Наша группа - тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа . Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

Да, очень важно следовать семейным традициям , чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Сейчас я вам предлагаю ввести традицию и в нашей группе . Давайте сейчас вместе с вами составим семейный альбом .

Дети составляют альбом из принесенных из дома фотографий.

Звучит фонограмма песни «Семейный альбом » .

Воспитатель : Дети, посмотрите на доску, здесь нарисован хитрый ребус, что вы видите? (Цифру 7 и букву Я) Если прочитать ребус какое слово получится?

Правильно, получилось слово «Семья» .

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

Сегодня мы поговорили о семье, о разных семейных традициях . Семья - это близкие и родные люди. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Когда придете домой, расскажите своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, что у нас в группе появилась новая традиция - семейный альбом группы , который мы будем пополнять фотографиями.

План- конспект занятия по теме «Наши семейные традиции».

Цель занятия:

Приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

Дальнейшее знакомство с понятиями «семья», родственные отношения;

Знакомство с семейными традициями народов Забайкалья;

Развитие познавательной и творческой активности детей, памяти, воображения;

Воспитание любви и уважения к семье, семейным ценностям и традициям.

Оборудование :

Карточки с заданиями, бумага, толковый словарь, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Знакомство детей с темой и целью занятия.

Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о семье, о том, какая должна быть семья, какую роль она играет в жизни каждого человека. Узнаем, что такое семейные традиции и какими они бывают.

II. Повторение и закрепление пройденного материала.

1) - Итак, давайте вспомним, какие бывают родственники (мама, отец, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, тетя, дядя и др.).

Какие из них чаще всего живут вместе в одном доме, одной квартире? (родители и дети).

2) Выполнение заданий 1, 2 на листочках.

Пояснение педагога к 1-ому заданию:

Значение того или иного слова можно узнать из толкового словаря. Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Находим слова на букву «С», ищем слово «семья», читаем: «Семья - группа живущих вместе близких родственников (муж жена, родители и дети)». Дети записывают значение слова на листочках с заданием.

3) На прошлом занятии мы говорили с вами о том, что каждому человеку при рождении дается имя. Каждое имя несет в себе какое-то значение, что-то обозначает. Говорят, что имя влияет на дальнейшую судьбу человека, поэтому к выбору имени нужно подходить серьезно и ответственно.

Одной группе ребят было дано задание узнать, что означают их имена. Многие имена пришли в русский язык из других языков и имеют свой перевод. Давайте узнаем значение некоторых из них.

1. Алексей(греч.) - защитник

2. Александр(греч.) - защитник людей

3. Анастасия(греч.) - воскресение

4. Андрей(греч.) - храбрец

5. Анна(егип.) - благодать

6. Валерий(лат.) - - здоровый, сильный

7. Дарья(перс) - победительница

8. Евгений(греч.) - благородный

9. Екатерина(греч.) - непорочная, чистая

10. Елена(греч.) - светлая

11. Игорь - сила

12. Ирина(греч.) - мир

13. Константин(лат.) - постоянный

14. Ксения(греч.) - гостеприимная

15. Людмила(слав.) - милая людям

16. Максим(лат.) - величайший

17. Марина(лат.) - морская

18. Мария(егип.) - госпожа

19. Наталья(лат.) - родная

20. Никита(греч.) - победитель

21. Татьяна(греч.) -устроительница

Другие ребята должны были узнать, как появились их фамилии и что они обозначают. Кто справился с этим непростым заданием?

III. Объяснение новой темы занятия.

Почти в каждой семье, особенно крепкой и дружной, есть свои традиции.

Что означает это слово? Посмотрим в толковом словаре:

«Семейные традиции - это определенные нормы поведения, обычаи, взгляды, которые приняты в семье и переходят от одного поколения в другому».

Что значит «от одного поколения к другому»? (от прадедушки и прабабушки - к дедушке и бабушке, от бабушки и дедушки - к отцу и матери, от матери и отца - к детям, от детей - к внукам). То есть получается такая «цепочка», по которой семейные традиции передаются от одного поколения к другому.

Наиболее долго сохраняются те семейные традиции, которые связаны с добрыми делами, хорошими и благородными поступками, веселыми воспоминаниями.

Например, уважение и почитание младшими членами семьи старших; уважительное отношение мужчин к женщинам (мужа - к жене, сына - к матери, брата - к сестре, внука -к бабушке).

Эти традиции могут сохраняться в семьях в течении многих лет.

А есть традиции не такие древние и значительные, которые появились недавно, только в одной семье. Например, встреча Нового года на природе (в лесу); совместная поездка в отпуск всей семьей в деревню; выход в кино, театр, музей в выходные дни. То есть семейных традиций может быть очень и очень много, самых разных, старых и новых, важных и не очень.

Многие семейные традиции связаны с народными традициями, и появились они очень давно. В нашем крае - Забайкалье, семейные традиции пришли из обычаев тех народов, которые здесь проживали. Например, в бурятских семьях многим семейным традициям уже несколько веков. У бурят очень сильно проявляются родственные связи: они оказывают помощь в нужде и несчастьях, помогают бедным родственникам, сиротам и вдовам. До сих пор буряты почти никогда не бросают своих детей, а сирот не отдают в детские дома, их забирают к себе на воспитание родственники. Каждый бурят должен знать свою родословную (то есть, кем были их предки: деды, прадеды, прапрадеды и т.д. как их звали, чем они занимались). Соблюдая эту традицию, некоторые буряты знают свою родословную до десятого колена.

К сожалению, во многих русских семьях эта традиция утрачена: некоторые русские даже плохо знают своих ближних родственников, особенно если их нет в живых.

Строго соблюдали свои семейные традиции так называемые «семейские» - это русские, которые были сосланы в Забайкалье в 18 веке за свои религиозные убеждения.

Во- первых, они строго вели здоровый образ жизни: у семейских запрещалось курить, пить спиртные напитки, сквернословить. Ели они только здоровую, свежую пищу, выращенную своими руками. Семейские говорили: «Кто вино любит, тот себя губит», «Меньше пить - дольше жить», а про курящих говорили: «Кто курит табак, тот хуже собак».

Во-вторых, семейские были очень трудолюбивы, много работали: вели большое хозяйство, занимались земледелием, разводили большие огороды, содержали скот, сами пряли, ткали, т.е. полностью содержали себя, все делали своими руками.

Поэтому семейские всегда очень хорошо выглядели: были высокие, красивые, а главное имели прекрасное здоровье.

Строго соблюдали семейские и еще одну традицию: содержали в полном порядке свои дома и дворы.

В наше время многие потомки семейских стараются соблюдать семейные традиции своих предков.

IV. Выполнение творческого задания.

«Что должно быть в хорошей дружной семье»

V. Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали на занятии?

Что такое семейные традиции?

VI. Домашнее задание

Выполнить задание №3

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции».

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

Что такое семья? (ответы детей).

Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я - Галина Александровна).



Посмотрите на эти картины внимательно.

Что изображено на картинах? (семья)

Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

Зерно - Будь всегда сыт.

Монета - Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

Праздников на Руси проводилось много.

Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

У меня для вас очень интересное задание.

На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).

Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

О каких традициях мы напишем финским детям?

Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».


Конспект занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

Цель: Ознакомление воспитанников с целями, задачами и содержанием занятия, знакомить детей с особенностями русских традиций и прививать интерес к национальной Культуре.

Задачи:


  1. познакомить воспитанников с традициями русских людей;

  2. воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим;

  3. развивать логическое мышление, речь, умение работать с пословицами.
Оборудование и методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, каравай с солью, картинки для коллажа, разрезные пословицы, ватман, клей-карандаш.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Педагог встречает детей с хлебом, солью.

Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите на хлеб и соль!

Так встречали гостей на Руси и сегодня мы с вами поговорим о традициях нашего народа. Тема нашего занятия: «Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?»

2. Основная часть.

А.М. Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Данное изречение мы не редко вспоминаем, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обрядах, обычаях. Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции русского народа

Что же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. Обратите внимание на слайд. Слово «Традиция» в словаре С.И. Ожегова обозначает:

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, например, традиция встречи Нового года в семейном кругу.

Как можно своими словами объяснить данное слово?

Подведем итог ваших ответов, сделайте вывод, что такое традиция.

«Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».

Какими могут быть традиции? (Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные). Приведите свои примеры традиций.

Примерные традиции

1. Издавна на Руси существовали традиции, когда семья занималась одним видом деятельности. И были гончары, плотники, пекари. Складывались династии.

2. Существует традиция называть детей в честь кого- то из членов семьи. (Алёшина Ира – в честь бабушки, Рыбаков Андрей – в честь папы).

3. Традиции давать Отчество в честь родового имени, указывает на имя отца.

4. Традиция собирать и хранить фотографии.

5. Традиция отмечать семейные праздники.

6. Традиция провожать молодых людей в Армию и так далее.

Все семьи разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, обычаями, атмосферою, традициями.

А для чего человеку семья?

3. Знакомство с легендой «Как появилась дружная семья?»

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец выслушал просителей и сказал «Никто не научит жить вас счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите какой Вы хотите видеть свою семью? Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

На доске табличка со словами: Любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь.

Ребята, запомните эту легенду. Если каждый будет следовать этим правилам, то в семье будет царствовать мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.

В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников - это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепления здоровья и благополучия людей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Семейные традиции в каждой семье есть, нужно только подумать хорошенько. У некоторых, например, дети к празднику обязательно открытки сами рисуют. Перед Новым годом пишут Деду Морозу письмо с просьбами и обещаниями хорошо себя вести и слушаться родителей. Очень любят дети совместное выпекание пирогов к Пасхе или ко дню рождения. На Новый год всегда наряжать живую елку. Собираться за столом всей семьей, сервировать стол красиво, как оказалось, совместные обеды – это теперь вообще редкость.

Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами: «У нас такая традиция».

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

Кто знает, как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль). Традиции гостеприимства были очень сильны на Руси. Н.М.Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя.

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их кушаньем.

Назовите, кто знает, какие блюда на Руси были почетными?

Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в детском доме. (Праздники: Рождество, Масленица, Пасха).

Скажите, как в ваших группах-семьях отмечаются дни рождения?

А в старину, отмечали именины.

Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека.

Например, мои именины 29 (16) сентября - мученица Людмила, княгиня Чешская. Святая Людмила ревностно распространяла в Чехии христианство и воспитала своего внука, святого Вячеслава, в христианском благочестии. Людмила претерпела тяжкие мучения была убита в 927 году Внук ее Вячеслав перенес ее мощи в Прагу в церковь св. Георгия.

Времена изменились. Теперь не всегда люди называют детей именами святых, в день которых они родились.

Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В настоящее время это прекрасная традиция возвращается и все больше людей стали отмечать свои именины.

В России именины стали праздновать очень давно, еще в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги.

Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков.

Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.

Все члены семьи создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Именинник пребывал в приподнятом настроении. Отмечали праздник весело. После застолья гости плясали, играли в разные игры, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник от себя дарил ответные подарки гостям за то, что они пришли его поздравить.

В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения.

А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).

Давайте отдохнем и поиграем. (Все пословицы размещены в разных местах стола). Педагог раздает детям начало пословиц, а дети должны найти их вторые половинки.

Разминка

2. Игра: «Составьте пословицу о семье».


  1. На что клад, коли в семье лад.
2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте.

4. Согласную семью и горе не берет.

5. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

6. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

7. Дружная семья и землю превращает в золото.
Объясните пословицы.

Какая пословица вам больше всего понравилась, запомнилась?

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…

Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях. Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло языческих традиций почитания старших. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости - основы воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт.

А уж любовь к своему Отечеству – одна из традиций. Традиция провожать в Армию – защищать свое Отечество. Знать своих предков, гордиться историей.

Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать фотографии в альбом, друзей наш детский дом?

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд тесно связаны. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Мы очень любим активный отдых, поэтому поездки на природу – это наша семейная традиция. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?

Мы то же живем в нашем детском доме большой семьей. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш детский дом станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

3. Подведение итогов занятия.


  • Что нового узнали?

  • Чему научились?

  • Что такое традиции?

  • Какие традиции вам известны? Для чего нужны семейные традиции?
Творческая деятельность

Подводя итог нашему занятию, я предлагаю вам составить коллаж, об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о Русских традициях. Работу вы должны будете представить с комментариями (защита работ)

Вывод:

В основном, обычаи и традиции русского народа связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Традиции, с любовью и пониманием проводимые в семье, наполнят жизнь красотой и богатством, укрепят связь поколений. Приумножайте традиции и передайте их следующим поколениям!

Я, как хозяйка нашей сегодняшней встречи, приглашаю вас сейчас, на чаепитие с караваем.

Дополнение за чашкой чая

Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития – англичане. Они всего-навсего придумали свой файф-о-клок, тогда как русские придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая – самовар! Невозможно представить себе русский быт без этого очень уютного атрибута традиционного семейного чаепития.

Вечер выходного дня, когда вся семья собирается расслабиться за чашкой крепкого чая с домашней выпечкой – это то, во что выводились самоварные чаепития. Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению, задушевной беседе. Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго.

По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие – старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались и порция горячего и крепкого чая, и радушное внимание хозяина. Пили чай из саксонского, дрезденского, или же отечественного фарфора (особенно славился Поповский). Мещане и купцы любили пить ароматный горячий напиток из глубоких блюдец, с колотым сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности пить «пустой» чай – то есть чай, не сопровождающийся какой-нибудь закуской. В разных городах и губерниях, в разных эпохах, к чаю полагались разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики – всего и не описать.

Литература


  1. Андреев, А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. 320 с.

  2. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография, 1981. № 2. 97с.

  3. Брянов В. А. О традициях и обычаях. Нальчик: Наука, 1961. 240 с.

  4. Шангина И. Ю. Русские традиционные праздники. СПб., 1897. 270 с.

  5. Терещенко А.В.;Худож.В.Н.Забайров. - Москва: Русская книга, 1999. - 309с. : - (Народная мудрость). Обычаи и традиции русского народа Москва: ОЛМА-Пресс, 1999. - 542с.

  6. Клиентов А., Народные промыслы, - М.: Белый город, 2002

  7. Коротковой М.В., Традиции русского народа,

  8. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия

  9. ЗабылинМ.; худож. Е Шамрай, В. Щербаков. – М. : Эксмо, 2003. – 608 с. : ил.

  10. Межиева М. Праздники на Руси / М. Мариева. – М. Белый город, 2007. – 48 с.

  11. Михеева Л. Русские народные праздники / Л. Михеева; худож. Е. А. Румянцева. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 79 с.: ил.
Конспект разработала: Ткаченко Л.В., воспитатель.