Какие конкретно годы входят в смешанный стаж мвд беларуси. Военная пенсия в беларуси Стаж работы в милиции белоруссии

Пенсии военнослужащих, сотрудников военизированных организаций и членов их семей. Для этих выплат ввели корректирующий коэффициент, который сдержит их рост. сайт спросил у пенсионеров, ранее трудившихся в Вооруженных силах и органах внутренних дел, хватает ли им пенсии и что они думают о ее пересмотре.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер

До конца этого года, как было во время прямой телефонной линии министра обороны Андрея Равкова, военнослужащим планируют повысить денежное довольствие. Соответственно, вырастут и пенсии военных (а также сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета и т. д). Но их рост будет ограничен корректирующими , введенными президентским указом № 314 с 1 сентября.

«В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей»

Депутат Палаты представителей, полковник Игорь Мартынов применение корректирующего коэффициента в 0,83 называет «правильным шагом» .

— Пенсии военнослужащих, представителей силовых структур несколько выше тех пенсий, которые получают все остальные. В целях уравновешивания этой разбежки это правильное решение, не вижу здесь ничего такого, — высказывает депутат свое мнение.

При этом Игорь Мартынов поддерживает то, что в итоге пенсии военных и сотрудников военизированных организаций все же станут больше: на службе они переносят психологические и физические нагрузки.

— Сравним рабочий день человека в погонах и гражданских. Как военный, могу сказать, что он (рабочий день. — Прим. ред.) не начинается в 8 часов и не заканчивается в 17.00. Он начинается в 8 утра и заканчивается в 8 утра. Я всегда должен быть готов, не имею права телефон отключить, так как выполняю возложенную на меня задачу. И так поступает каждый военнослужащий. Он принимал присягу, и это налагает на него ответственность. Это несколько иные вещи по сравнению с тем, что выполняют граждане, занятые в других сферах.

Депутат обращает внимание на то, что происходит в армиях наших ближайших соседей: например, в Беларуси военнослужащий получает не более 75% денежного довольствия, в России — не более 85%. Разницу в деньгах Игорь Мартынов называет довольно ощутимой.

Но все-таки военному жить на нынешнюю пенсию в Беларуси депутат считает возможным.

— В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей. У нас в принципе живут на пенсию и те, кто поменьше получает. Но у каждого свои запросы. Если кто-то хочет жизни более достойной, денег, естественно, маловато. Тогда, пожалуйста, иди работай, никто ведь не запрещает, право на труд есть у всех, — подытоживает Игорь Мартынов.

«Те, кто видит, как работают военные, не критикуют повышение пенсий»

Своим мнением с сайт анонимно поделились и другие пенсионеры Вооруженных сил и органов внутренних дел.

Так, подполковник Виктор получает военную пенсию уже 8 лет, но продолжает работать — правда, не в Вооруженных силах.

— Были у моей пенсии и взлеты, и падения, — рассуждает мужчина. — Последний раз повышали, наверное, в 2014 году. С тех пор — только перерасчеты, но это же крохи.

Виктор вспоминает, что в 2014 году его пенсия в эквиваленте равнялась примерно 500 долларам, а теперь это около 250 долларов. Так что росту доходов, пусть и с ограничивающим коэффициентом, он рад.

— Те, кто видит, как работают военные, не критикуют повышение пенсий. А тем, кто далек от службы, трудно понять! В армии люди не видят семей месяцами: учения, командировки. Военному человеку сегодня сказали: «После обеда убываете туда-то» — и он уехал. А гражданского попробуйте отправить! — объясняет свою позицию бывший военный.

Минчанин Олег , полковник милиции в запасе, к понижающему коэффициенту отнесся с пониманием:

— Теоретически, с экономической точки зрения, все сделано правильно, да и схема — уже отработанная в России. Но хотелось бы, чтобы коэффициента не было, — подчеркнул мужчина.

Свою пенсию Олег не называет, но отмечает: «У бывших сотрудников милиции есть пенсии и в 250, и в 300 рублей ». Конечно, все зависит от запросов, но жить на одну пенсию полковника возможно — особенно если продолжать работать.

— Большинство сотрудников милиции на пенсии так и поступают, — отметил Олег.

— Все очень просто: денег человеку всегда не хватает, — анонимно поделился своим мнением бывший сотрудник МВД . После выхода в запас он работал в службах безопасности. — Выплат хотелось бы больше. Но с голоду я не умираю. Моя жена, например, сейчас получает пенсию в полтора раза меньше моей. Но она работала недолго, уделяла внимание детям, потому такая ситуация. Можно ли жить на мою пенсию сотрудника МВД? Все зависит от того, что называть жизнью. Если хлеб, булка, за квартиру заплатить — то прожить можно. А отпуск, например, сейчас 500 долларов минимум потянет.

По данным Минобороны, на 1 января этого года в Беларуси количество военных пенсионеров составило около 79 тысяч человек. Для сравнения: два года назад их 82,8 тысячи человек.

— Кроме того, в настоящее время от Министерства обороны получают пенсию Герои Советского Союза, инвалиды и участники войны, ветераны боевых действий на территории других государств, участники войны в тылу в годы Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, узники фашистских концлагерей, почетные доноры и члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, — рассказывал в начале этого года помощник министра обороны по вопросам военной экономики и финансам — начальник главного финансово‑экономического управления Минобороны генерал-майор Игорь Можиловский .

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян - в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 - гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

Постановление МВД РБ 480 29.12.2012 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ декабря 2012 г. № 480 Об утверждении Инструкции о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

На основании пункта 271 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей» Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на главное управление кадров Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Министр генерал-майор милиции И.А.Шуневич СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Комитета Председатель государственного контроля Следственного комитета Республики Беларусь Республики Беларусь

А.С.Якобсон В.П.Шаев 28.12.2012.12.2012 УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства внутренних дел

Республики Беларусь.12.2012 № 480

ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членам их семей

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по назначению и выплате пенсий и пособий военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы) внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – сотрудники), членам семей умерших (погибших) сотрудников, а также членам семей умерших пенсионеров из числа сотрудников, имеющим право на назначение и выплату пенсий и пособий в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 36, ст. 571) (далее, если не установлено иное, – члены семьи сотрудника, пенсионера).

2. Назначение пенсий и пособий сотрудникам, а также членам семьи сотрудника, пенсионера осуществляется финансово-экономическим управлением Департамента финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь, финансово-экономическими отделами управления финансов и тыла главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета и управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее – финансовые подразделения органов внутренних дел).

3. Назначение пенсий сотрудникам, а также членам семьи сотрудника, пенсионера осуществляется соответствующим финансовым подразделением органа внутренних дел на основании следующих документов:

3.1. назначение пенсий за выслугу лет и по инвалидности:

Расчет выслуги лет для назначения пенсии по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции (далее – расчет);

Заявление о назначении (возобновлении выплаты) пенсии по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции (далее – заявление);

Денежный аттестат;

Свидетельство о болезни – для пенсионеров, прошедших освидетельствование в военно-врачебной комиссии;

Направленное в финансовое подразделение органа внутренних дел заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее – МРЭК) – для инвалидов;

Копии документов, подтверждающих периоды льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, получения среднего специального или высшего образования в качестве учащихся и студентов, стажа работы;

Фотография пенсионера размером 30 x 40 мм;

Выписка из приказа об увольнении с военной службы или со службы (исключении из списков личного состава);

Копии документов, подтверждающих право на льготы (при наличии);

3.2. назначение пенсий по случаю потери кормильца:

Расчет – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Заявление;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) кормильца либо копия решения суда об установлении факта смерти или объявлении кормильца умершим;

Выписка из приказа об исключении сотрудника из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Копия экспертного заключения по вопросу установления причинной связи увечья или заболевания, приведших к потери или частичной утрате профессиональной трудоспособности, инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями – в случае смерти участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

Денежный аттестат – для членов семей умерших (погибших) сотрудников;

Копия паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, удостоверяющего личность;

Документы, подтверждающие нахождение члена семьи, сотрудника, пенсионера, обратившегося за пенсией, на иждивении умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников), – для нетрудоспособных членов семьи сотрудника, пенсионера;

Справка о неполучении пенсии, выданная органом, назначающим и (или) выплачивающим пенсию по месту жительства;

Справка о месте жительства и составе семьи умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников);

3.3. дополнительно к документам, указанным в подпункте 3.2 настоящего пункта, при назначении пенсий по случаю потери кормильца членам семьи сотрудника, пенсионера, указанным в части третьей статьи 30 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»:

Копия свидетельства о рождении – для детей умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников);

Справка о том, что член семьи сотрудника, пенсионера, обратившийся за назначением пенсии, является обучающимся (с указанием необходимых сведений, которыми располагает учреждение образования, организация, реализующая образовательные программы послевузовского образования, иная организация, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – для обучающихся старше 18 лет;

Направленное в финансовое подразделение органа внутренних дел заключение МРЭК – для инвалидов;

Документы, подтверждающие неполучение алиментов от родителей в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, – для пасынков и падчериц;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) родителей либо копии решения суда об установлении факта смерти или объявлении родителей умершими – для братьев, сестер и внуков;

Копия решения суда об усыновлении (удочерении) или установлении опеки – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

Копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки (попечительства) – для лиц, над которыми установлена опека (попечительство);

Копия свидетельства о заключении брака (справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака) – для супруга (супруги) умершего (погибшего);

Выписка (копия) из трудовых книжек или иные документы, подтверждающие занятость, – для супруги (супруга) или одного из родителей либо деда, бабушки, брата или сестры, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего (погибшего) сотрудника (пенсионера из числа сотрудников), не достигшими 8-летнего возраста;

Документы, подтверждающие родственные отношения с умершим (погибшим), – для нетрудоспособных членов семьи умершего (погибшего);

Документы, подтверждающие воспитание или содержание умершего пасынка или падчерицы не менее 5 лет, – для отчима, мачехи умершего (погибшего).

4. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий и пособий сотрудникам и членам семей умерших (погибших) сотрудников, возлагается на кадровые подразделения органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – кадровые подразделения) по последнему месту прохождения военной службы или службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – служба) сотрудника перед увольнением.

5. После издания приказа об увольнении сотрудника с военной службы или со службы (исключении из списков личного состава) кадровым подразделением в течение десяти рабочих дней составляется расчет, который вместе с личным делом сотрудника и документами, указанными в пункте 3 настоящей Инструкции, необходимыми для назначения (возобновления выплаты) пенсий и пособий, представляется в соответствующее финансовое подразделение органа внутренних дел.

В расчете после каждой записи о службе, исчисленной на льготных условиях, указывается основание для льготного зачета стажа службы (нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь, перечни воинских частей и соединений, входивших в состав действующей армии, и иные документы).

При назначении пенсии в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 14 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в расчете перед выслугой лет указывается стаж работы на основании трудовой книжки и иных документов, подтверждающих стаж работы.

6. Исчисление выслуги лет (стажа работы) для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» производится согласно материалам личного дела сотрудника с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2006 г. № 666 «О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 187, 1/8072) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим офицерского состава, прапорщикам, мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований и членам их семей» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1994 г., № 12, ст. 213; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 42, 5/866).

Отдельные периоды стажа работы, прохождения военной службы или службы, подлежащих зачету в выслугу лет в календарном исчислении или на льготных условиях, должны быть подтверждены сведениями, предоставленными государственными архивными учреждениями, или иными документами.

7. Заявление и иные документы для назначения пенсий регистрируются сотрудниками финансового подразделения органа внутренних дел в книге учета пенсионных документов по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

8. После поступления всех необходимых документов для назначения пенсий финансовым подразделением органа внутренних дел в течение десяти рабочих дней составляются заключения о назначении пенсий (в зависимости от вида назначаемой пенсии).

Если сотрудник в течение одного месяца со дня увольнения с военной службы или со службы (исключения из списков личного состава) без уважительных причин не ознакомлен с расчетом, кадровое подразделение представляет в финансовое подразделение органа внутренних дел справку о невозможности оформления расчета в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Без письменного заявления сотрудника соответствующее заключение о назначении пенсии не составляется.

9. После утверждения заключения о назначении пенсии финансовым подразделением органа внутренних дел оформляется пенсионное дело сотрудника, членов семьи сотрудника, пенсионера, которое регистрируется в книге учета пенсионных дел по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

10. Для оформления пенсионного удостоверения по форме согласно приложению 5 к настоящей Инструкции лицо, которому назначается пенсия, представляет в соответствии с пунктом 3.14 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 119, 1/11590), паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и свою фотографию размером 30 x 40 мм.

11. Для увеличения размера пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «г» статьи 15 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются документы, подтверждающие стаж работы со дня увольнения с военной службы или со службы до дня достижения возраста, дающего право на получение пенсии по возрасту на общих основаниях (далее – пенсионный возраст), исчисленный в соответствии с частью первой статьи 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275). К пенсионному делу приобщаются копии указанных документов.

12. Для повышения пенсий в соответствии со статьей 45 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются документы, подтверждающие право пенсионера на льготы. К пенсионному делу приобщаются копии указанных документов.

13. Назначение членам семей умерших (погибших) сотрудников ежемесячного пособия в соответствии со статьей 361 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (далее – ежемесячное пособие) производится финансовым подразделением органа внутренних дел на основании заявления о назначении (возобновлении выплаты) ежемесячного пособия по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции (далее – заявление о назначении ежемесячного пособия) и документов, предусмотренных Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 1345 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 112, 5/11223).

14. На основании заявления о назначении ежемесячного пособия и необходимых документов финансовым подразделением органа внутренних дел составляется заключение о назначении ежемесячного пособия.

15. Для получения единовременного пособия в соответствии с пунктами 14 и 15 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 г. № 432 членами семьи умершего пенсионера из числа сотрудников в финансовое подразделение органа внутренних дел представляются следующие документы:

Заявление о выплате единовременного пособия;

Копия свидетельства о смерти (справка, содержащая сведения из записи акта о смерти) пенсионера из числа сотрудников либо копия решения суда об установлении факта смерти или объявлении пенсионера из числа сотрудников умершим;

Копия свидетельства о заключении брака (справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака) – для супруга (супруги) умершего пенсионера из числа сотрудников;

Копия паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, удостоверяющего личность, гражданина, обратившегося за получением единовременного пособия;

Справка о месте жительства и составе семьи умершего пенсионера из числа сотрудников;

Копия заключения МРЭК об установлении инвалидности гражданина, обратившегося за получением единовременного пособия, – для родителей умершего пенсионера из числа сотрудников, не достигших пенсионного возраста.

16. При выплате единовременного пособия членам семьи умершего пенсионера из числа сотрудников составляется заключение о выплате единовременного пособия.

17. В целях обеспечения правильности выплаты пенсий и пособий финансовые подразделения органов внутренних дел:

Разъясняют пенсионерам из числа сотрудников, а также членам семьи сотрудника, пенсионера порядок и сроки представления документов, случаи прекращения выплаты пенсий и пособий, а также иные обстоятельства, определяющие право на получение пенсии и пособий;

Осуществляют правовую оценку поступивших документов на выплату пенсий и пособий, а также содержащихся в них сведений;

Направляют дополнительные запросы в соответствующие государственные органы и иные организации, располагающие необходимыми сведениями, для правильной выплаты пенсий и пособий.

«О совершенствовании пенсионного обеспечения», который повысил пенсионный возраст всем белорусам на три года. Но люди в погонах по-прежнему на пенсию будут выходить гораздо раньше, чем большинство работников.

Мужчины - в 63 года, женщины - в 58 лет

Указ президента определил, что с 1 января 2017 г. возраст выхода на пенсию будет увеличиваться на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет у мужчин 63 лет и 58 лет у женщин. На это понадобится шесть лет.

То есть в 2017 году на пенсию пойдут мужчины, достигшие возраста 60,5 года и женщины в возрасте 55,5 года. В 2018 году - 61 и 56 лет, соответственно, в 2019-м - 61,5 и 56,5, в 2020-м - 62 и 57, в 2021-м - 62,5 и 57,5, в 2022-м - 63 и 58 лет.

Определенные льготы по возрасту выхода на пенсию сохранились. Так, как и Александр Лукашенко , общаясь 7 апреля с представителями трудового коллектива Минского автомобильного завода, осталась льгота для работников на вредных производствах. Пенсионный возраст для таких работников тоже повышен на три года, но разбежка сохранилась.

«Мы скажем «Есть!»

Сохранилась разбежка и между возрастом выхода на пенсию обычных работников и военнослужащих (а также приравненных к ним категорий).

В указе отмечается, что предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Это повышение распространяется также на сотрудников МВД, КГБ и МЧС.

Как отметил в комментарии для сайт начальник управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич , согласно указу возраст выхода на пенсию сотрудников внутренних дел, имевших ранее право выхода на пенсию в 45 лет, постепенно увеличится до 48 лет.

Напомним, министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич по поводу возможного повышения пенсионного возраста говорил, что МВД к этому готово: «Я считаю, что этот процесс неизбежен. Мое отношение такое: надо сохранить формулу пенсионного обеспечения для сотрудников органов внутренних дел. А увеличивать пенсионный возраст - как власть решит. Мы скажем «Есть!» и выполним любое решение нашего государства» .

На начало 2015 года в стране проживало 83 972 женщины в возрасте 54 лет, которым в этом году исполнится 55 лет, и 57 700 мужчин в возрасте 59 лет, которым в 2016-м предстояло выходить на пенсию по возрасту. Средний размер пенсий по возрасту на конец 2015 года в Беларуси составил 2 млн 897,3 тыс. рублей.

Если допустить, что все 141 672 человека (83 972 женщин и 57 700 мужчин), выйдут позже на полгода, то экономия в месяц (с условием, что каждый получил бы пенсию в среднем размере) составила бы 410 млрд 494 млн 620 тыс. рублей или примерно 21,6 млн долларов. А за полгода это уже почти 130 млн долларов.

Нам, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет.

Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет.

При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое.

После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало.

- Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».

Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет.

По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.

Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент.

- Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».

Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.

В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

- Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.

Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.