Что происходит с ребенком в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет. Шашки и шахматы

Пятилетний малыш – это маленький, но уже очень похожий на взрослого человек, обладающий многими навыками и умениями, самостоятельный и рассудительный. В детском садике он относится к старшей группе и может обучаться на постоянной основе. Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители могут помочь ему серьезно подготовиться к школьным занятиям в недалеком будущем. В этом возрасте умения очень различаются в зависимости от предпочтений ребенка, не стоит сравнивать его с другими детишками.

К пяти годам малыш может существенно пойти в рост, и развитие всех его жизненных систем будет стремительно продолжаться. В целом, мальчики и девочки вырастают на 7-10 см, ежемесячно прибавляя в весе на 200 г, а в росте на 0,5 см.
За год у детей значительно увеличивается длина ног и рук, размер тазовых костей, плеч, у девочек, по сравнению с мальчиками, возрастает окружность груди.
Кости ребенка продолжают расти быстрее, чем соединительная ткань суставов и сухожилий, поэтому родителям нужно следить за осанкой малыша и не позволять ему поднимать тяжести. Это же касается и слишком активных физических упражнений. В некоторых случаях чрезмерные нагрузки приводят к плоскостопию, искривлению позвоночника и грыже, особенно, у мальчиков. Также активно продолжают развиваться органы дыхания, сердце, поверхность мозга составляет около 90% размера взрослого человека.
Характер малыша также развивается:

  1. Формирование новых психических аспектов характеризуется произвольностью памяти, восприятия и внимания, отсюда и новые черты характера, поведение, которое меняется с ростом осознанности себя и своих поступков.
  2. В возрасте 5 лет сверстники начинают играть в жизни малыша все более серьезную роль, так начинается адаптация маленького человека к социальному обществу.
  3. Основные черты характера малыша уже сформированы, и даже если он не отличается покладистостью, в пять лет он мало капризничает, не противопоставляет свое мнение мнению родителей, в большинстве случаев идет на компромисс. Агрессию он может проявлять лишь в отношении людей – своих ровесников и взрослых, которые ему категорически не нравятся.

Пять лет – это благодатный возраст, но родителям расслабляться не стоит, и поведение детей, по-прежнему, зависит от их личного примера и воспитания.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

Благодаря интенсивному формированию опорно-двигательного аппарата, росту мышечной мускулатуры и развитию координации, малыш в 5 лет может уметь многое, и продолжает совершенствовать усвоенные навыки:

  • у детей этого возраста уверенная проходка, они могут свободно передвигаться по бордюру, узкой дощечке, наклонным плоскостям, хорошо сохраняя равновесие;
  • малыш обожает прыгать и делать кувырки, качаться на качелях, кружиться, в том числе и на каруселях, закрыв глаза, стоит на одной ножке, поддерживая баланс, так как его вестибулярный аппарат отлично справляется со своей работой;
  • ребенок взбирается и спускается по шведской стенке, держась не только двумя руками, но и одной, может висеть, взявшись за перекладину или горизонтальные стойки турника;
  • используя в играх мяч, дитя кидает его и ловит более точно, редко промахивается и все его движения уверенны;
  • малыши этого возраста много бегают, иногда даже на довольно большие расстояния, при этом, огибая препятствия, меняя направление, одновременно перепрыгивая через преграды, теперь прогулки с сыном и дочерью могут быть более длительными, так как ребенок становится более сильным и выносливым.
  • в 5 лет некоторые детки могут удерживаться на канате и даже взбираться по нему, поскольку ручки их тоже развиваются и обладают силой.

И этот только минимум физических умений, на которые способен пятилетний ребенок. Если родители регулярно занимаются с малышом, развивая у него мелкую моторику, то он обладает более совершенными навыками:

  • ребенок без труда закрашивает раскраски, делает все точно и аккуратно, не заходя за границы другого цвета;
  • из специального теста и пластилина может вылепить мелкие детали для более крупных поделок;
  • умеет развязывать, завязывать шнурки и косички из тесемок;
  • рисует буквы, копирует простые изображения, фигуры;
  • может правильно держать ручку, кисточку или карандаш, регулирует силу нажатия на эти принадлежности при письме и рисовании.

Многих интересует, что должен уметь делать маленький человек в 5 лет в социально-бытовом плане. Ребенок этого возраста вполне самодостаточен и подолгу может играть один, но у него уже появляется стремление к совместным играм и времяпровождению.

Все бытовые действия, привитые ему взрослыми раньше, он делает уверенно и самостоятельно:

  • сам умывается и чистит зубки по утрам и вечерам;
  • приходя с прогулки, разувается, снимает уличную одежду и раскладывает свои вещи по местам;
  • может сам помыться, намыливая свои ручки, ножки и другие части тела, потереться мочалкой, но это лучше делать под контролем мамы или папы;
  • перед принятием пищи малыш сам идет и моет руки;
  • с уверенностью держит столовые приборы.

Кроме того, малыш уже может помогать маме в таких делах, как:

  • полив цветов;
  • уборка постелей;
  • самостоятельное приготовление завтрака из молока и хлопьев;
  • вынос сора в мусоропровод;
  • наведение порядка на столе после еды и своих занятий – письма, рисования, лепки.

Особое место занимает умственное развитие ребенка в 5 лет, что неразрывно связано с речью и памятью.

Особенности мышления пятилетнего ребенка

Поскольку в 5 лет у детей бурно развиваются лобные доли мозга, у них появляется ассоциативная память, которая помогает им делать логичные выводы, обобщать события, сравнивать, определять причины и следствия.
В этом возрасте значительно вырастает и активность в плане познания окружающего мира, теперь малыш быстрее и лучше запоминает информацию, причем в большом количестве. В этот благодатный момент, когда у ребенка возникает желание обучаться, родителям надо понимать, что любые умственные перегрузки не желательны, но если подавать знания последовательно и не торопясь, то можно добиться хороших результатов.

Что может уметь ребенок в 5 лет, если родители уделяли время обучению? Оказывается, немало:

  • отличает основные цвета и оттенки, знает их названия, может показать, как пример;
  • считает до 10, различает цифры и то, как называется каждая, производит простейшие расчеты на сложение и вычитание;
  • делает различие между геометрическими фигурами, как простыми, так и сложными;
  • отгадывает загадки и ребусы простого содержания;
  • распознает времена года, дни, месяцы и недели;
  • большинство букв малышу уже знакомо, пишет он их с помощью клеточек и без;
  • собственноручно, без помощи взрослых складывает пазлы из 10 элементов, а детали конструктора по заданному образцу;
  • легко отыскивает предмет, не вписывающиеся отдельные понятия;
  • особо одаренные детки умеют читать, складывая слоги.

Чтобы логическое мышление развивалось у ребенка и дальше, в этот период ему нужно много читать, рассказывать, уже можно использовать более серьезные детские книги и даже энциклопедии, в которых объяснения даются простым, доступным языком. Темы могут быть разными – природа, погода, животные и многое другое.

Относительно словарного запаса, то он у детей уже достигает 2000 слов. Мысли свои малыш уже излагает понятно и вразумительно, в его речи заметно прослеживается логика, хотя, конечно же, она еще детская и наивная.

  • ребенок умеет использовать все словесные формы, применяет времена и наклонения глаголов, наречия, разные формы прилагательных;
  • в этом возрасте дитя знает многих людей и может назвать их не только по имени, но и по фамилии, отчеству, также может рассказать не только, в каком городе он проживает, но и какая это область;
  • родители бывают в восторге от того с каким старанием малыш повествует о происшедших с ним событиях, используя восклицательные и вопросительные интонации;
  • самое интересное, что пятилетние дети уже могут поправлять сами себя, если сказали что-то неправильно.

Хотя малыши продолжают копировать взрослых, но в их речи явно прослеживаются свои собственные мысли и выводы, поэтому общение с ребенком в этот момент особенно важно.
Память у пятилетних детей продолжает развиваться и становится все более сознательной. Чтобы она максимально формировалась и дальше, нужно объяснять дочери или сыну смысл незнакомых слов, ситуаций, названий. Многих интересует, что должен уметь в пять лет малыш в отношении этого важного свойства человеческого мозга?
Вот перечень этих действий, при условии нормального развития:

  • малыш способен, одновременно, запомнить до 7-8 предметов;
  • хорошо запоминает отрывки прозы и стихи, легко подбирает рифму к окончанию слов;
  • разные события может пересказывать в непосредственной последовательности;
  • концентрация внимания достигает у пятилетних детей 15 минут, в течение которых они обучаются, не отвлекаясь на посторонние вещи;
  • теперь им гораздо легче дается находить отличия на картинках, они могут описать некоторые свойства предметов, дать короткую характеристику и назначение бытовых принадлежностей;
  • дети отлично запоминают незнакомые, даже иностранные слова и их значение.

Все эти новые умения говорят о том, что ребенок взрослеет, формируется не только его физиология, мозг, но и постепенно появляются новые черты характера, особенно это заметно на примере девочек и мальчиков этого возраста.

Пятилетние мальчики и девочки: отличия в развитии

В пять лет малыши разного пола уже прекрасно осознают свои различия и половую принадлежность. Если это мальчик, уметь в 5 лет он может все то же, что и девочка, но воспитание его существенно отличается. В малыше следует поощрять чисто мужские качества, чтобы он не вырос слабовольным, маменькиным сынком, и всегда смог постоять за себя и свои убеждения. Поэтому мальчиков рекомендуется хвалить за смелые и честные поступки, а отчитывать очень осторожно и в исключительных ситуациях, так как унижение маленького человека любого пола недопустимо.
В процессе воспитания важно все – соответствующие игрушки, мелкие поручения, знакомство с бытовыми инструментами. Мальчик должен ежедневно видеть перед собой рыцарское отношение отца к матери и другим женщинам. Для физического развития малыша можно оборудовать комнату под тренажерный зал – это даст ребенку возможность выплескивать свою энергию и привьет любовь к спорту.
А что же нужно уметь в 5 лет девочке, и как правильно воспитывать малышку? В этом случае, как отцу, так и матери надо быть крайне деликатными, ведь в это время закладывается нравственность и моральная основа поведения будущей женщины. Девочка этого возраста изо всех сил старается быть похожей на свою маму и во всем ей подражает. С малышкой надо постоянно разговаривать, важные убеждения надо подавать в игровой форме. В характер девочки важно заложить чуткость, сострадание и нежность. Попутно мама может учить ее простому рукоделью, несложной готовке, уборке комнаты. И, конечно, воспитание, так же как и обучение должно быть более мягким. Обязательно подчеркивайте, что девочка очень красивая и милая, чтобы у нее была нормальная самооценка.
Для полноценного развития детей обоих полов родителями должны быть предусмотрены развивающие игры и занятия:

  • обучение родному и иностранному языку по методу Зайцева, игровая методика game method с использованием аудио-лингвального и визульного способа;
  • настольные игры, пазлы и мозаики на время;
  • ролевые игры (в больницу, школу, маму и папу);
  • изучение компьютера (не более 30 минут в день);
  • некоторые компьютерные игры для улучшения сообразительности и реакции (не более полчаса в день);
  • для физического развития, координации – догонялки, жмурки и прятки, любые подвижные игры, гимнастика;
  • для развития творческого потенциала и воображения – рисование самостоятельных эскизов, сюжетов, лепка усложненных фигурок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 5 лет, родители должны способствовать его физическому формированию, а также уделять внимание всестороннему развитию личности малыша. Для этого существует огромное количество развивающих игр, пособий, интересных книг и просто полезных домашних заданий. Обязательно прислушивайтесь к пожеланиям и стремлению малыша — если он интересуется рисование, уделяйте этому занятию больше времени, пусть даже в ущерб другим занятиям. В этом возрасте просыпается талант и наклонности ребенка, не загубите их на корню.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени. Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь :
1.Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

7. Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

8. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Логическое мышление

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)
  • Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
  • Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
  • Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1.Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
2.Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
3.Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
Развитие Речи

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен уметь объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

12.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

13. Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.

14. Ребенок может различать гласные и согласные буквы.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5.Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

6. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Узнать, как застилать кроватку .

3. Налить воду-сок-молоко в стакан.
4.Вытереть брызги после себя.

5. Использовать салфетку за столом.

6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

7. Использовать ершик в туалете.
8.Выбирать одежду по погоде.
9.Завязывать шнурки.

10. Бросать мусор в мусорное ведро .

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.


Внимание.

– Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15-20 минут.

– Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

– Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

– Копировать в точности узор или движение.

– Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например,называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.

Мышление.

– Не путает понятия «вчера» и «завтра», «завтрак», «ужин», а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;

– Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

– Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

– Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

– Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.

– Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).

– Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.

– Складывать пазлы без посторонней помощи.

– Закончить предложение, используя умозаключение: «Если папа выше мамы, то мама…», «Если два больше одного, то один…» и т. д.

– Определять последовательность событий по картинкам – что вначале, что потом.

Память.

– Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10.

– Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.

– Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

– Запоминает все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов.

– Запоминать считалочки и скороговорки, рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

– Запоминает фразы из 5 – 7 слов, например: «У Игоря много игрушек и есть красивая большая машинка».

– Повторяет в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

Мелкая моторика.

– Аккуратно вырезать картинки.

– Писать буквы и числа.

– Дорисовывать недостающие детали к картинке.

– Бить молотком по гвоздю.

– Воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

– Обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры. Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.

– Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.

– Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направлениедвижения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

– Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.

Крупная моторика.

– Хорошо бегает. Умеет пробежать без остановки, довольно быстро, от 200 до 300 метров по пересеченной местности. Бегает на носках.

– Прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге,

– Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

– Хорошая координированность движений — если попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает это.

– Хорошо играть с мячом, достаточно ловко ловит мяч, весьма точно его бросает.

– Демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия, может пройти по узкой доске, может кувыркаться, раскачиваться на качелях.

– Уверенно чувствует себя на «шведской» стенке;

– Может немного подняться по канату с помощью рук и ног.

Математика.

– Пишет цифры от 0 до 10,

– Соотносит цифру с количеством предметов.

– Умеет из неравенства делать равенство.

– Умеет писать и пользоваться математическими знаками.

– Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот.

– Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

– Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры.

– Ориентируется на листе бумаги.

– Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

Развитие речи.

– Использовать в речи синонимы, антонимы, слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

– Знать и уметь писать печатные буквы алфавита.

– Определять количество слогов в словах,

– Пересказывать небольшие рассказы..

– Активный словарь 2-3 тысячи слов.

– Пассивный словарь – 14 тысяч слов

– Составлять предложения из предложенных слов, например: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с, на и т. д.

– Образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.

– Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда невытащишь и рыбку из пруда».

– Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок.

– Выразительно исполнять , с разной интонации передавать строки,содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.

– Составлять предложения из 3-4 слов.

– Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир.

– Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей.

— Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.

– Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.

– Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.

– Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.

– Отличать хищных животных от травоядных.

– Отличать перелетных птиц от зимующих.

– Отличать садовые цветы от полевых.

– Отличать деревья от кустарников.

– Называть явления природы.

– Хорошо контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми — сдрузьями родителей, с соседями и пр.

Домашние обязанности:

– Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

– Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.

– Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол.

– Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.

– Расстилать и убирать постель и убирать комнату.

– Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.

– Чистить зеркала, если они низко расположены.

– Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую - цветное. Складывать чистое белье и убирать его.

– Вежливо отвечать на телефонные звонки.

– Помогать по уходу за двором.

– Оплачивать мелкие покупки.

– Помогать папе мыть машину.

– Помогать выносить мусор.

– Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

– Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.

– Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Психологические потребности :

– Потребность в общении со сверстниками.

– Творческая активность.

– В движении

– В самостоятельности

Мотивы 5-ти леток:

– Взаимоотношения с людьми

– Потребность в дружбе

Как можно удовлетворять::

Ребенку очень нужен собеседник, с которым он мог бы обсудить волнующие его темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни».

Ведущая деятельность :

Сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция:

Воображение

Особенности возраста :

— Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

— Общение со взрослыми внеситуативно – личностное.

— Общение со сверстниками внеситуативно — деловое.

— Половая идентификация.

— Появление творческой активности во всех видах деятельности.

— Развитие фантазии.

— Доминирующее настроение ребенка этого возраста — бодрое, веселое. Если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм, радуется жизни;

— Постоянно обнаруживает стремление помочь маме или папе, бабушке или дедушке.

— Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям.

— Половое самосознание после 5 лет изменить невозможно.

— К 5.5 годам формируется фундамент личности:

— Возникает своя внутренняя позиция.

— Формируются психологические установки.

— Осознание и понимание своей роли, своего места в семье и другой микросреде.

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно – деловая форма общения со сверстниками.

Цели и задачи взрослых :

— Формировать элементы произвольности психических процессов во всех видах деятельности.

— Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

— Способствовать развитию эмпатийных проявлений (эмпатия = сопереживание, сочувствие) .

— Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

— Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

— Обучать детей планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение, как предпосылку у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания.

Ребенок пятилетнего возраста относится к категории старших дошкольников. В этом возрасте он физически развит, много умеет и постоянно совершенствует свои навыки. В этот период важно особое внимание уделять навыкам общения, познавательным способностям и интеллектуальному развитию. Пришло время постепенно готовиться к школе.

В это время физическое и психическое развитие мальчика в 5 лет существенно не отличается от развития девочки. Основные навыки дети обоих полов должны выполнять одинаково. Особенности могут проявляться игровой деятельности, воспитании и выборе дополнительных занятий.

Что должен знать ребенок в 5 лет

Для оценки развития знаний пятилетнего ребенка есть много критериев. Если говорить в общем, дети этого возраста должны знать:

  • свою половую принадлежность, половую принадлежность взрослых
  • фамилию, имя и отчество свои и своих родственников
  • свой возраст, возраст родителей и родных
  • адрес, город и страну, где он живет
  • называть профессии и чем они отличительны, кем работают родные
  • времена года, месяцы, время суток, дни недели, точно называть их последовательность
  • основные правила дорожного движения
  • группы предметов и обобщающие их характеристики

Также детям в пять лет нужно знать цифры хотя бы до десяти, уметь сравнивать числа, элементарно считать, пользоваться числительными, как порядкового, так количественного значения. Стоит знать се геометрические фигуры, уметь их нарисовать или найти, знать понятия о сожжении и вычитании, уметь им пользоваться. Также ребенок должен знать основные понятия о правилах поведения, а также он должен описать основные предметы и их расположение относительно себя и объектов. Должен уметь составлять рассказы, описывать события и происшествия.
Дети могут контролировать свое поведение относительно устоев семьи и принятых норм, они понимают разницу между плохим и хорошим поступком. Им свойственно чувство сострадания и справедливости, они умеют делиться, помогать. В этом возрасте дети задают много вопросов, взрослых и серьезных, анализируют ответы и делают из них выводы.

Что должен уметь ребенок в 5 лет

К пятилетию дети уже многое умеют, хотя порой им нужно напоминать что-либо сделать. Основные навыки ребенка в 5 лет - самостоятельное одевание, обувание, выбор одежды по сезону. Дети умеют сами причесаться, почистить зубы и умыться, прибрать в комнате и заправить постель. Они могут выполнять небольшие поручения, соблюдать дисциплину и поддерживать порядок в доме. Им можно поручить протирать пыль, поливать цветы, кормить кошку, сервировать стол к обеду.
Есть также и особые физические умения ребенка в 5 лет. Ребенок может быстро бегать без остановки до полутора минут, пробегать до 50 метров. Дети активно прыгают на одной или двух ногах - вперед или на месте, держат равновесие на одной ноге, лазают, подтягиваются, кувыркаются. Они активно играют с мячом или другими предметами, ловко поднимаются и спускаются по лестнице даже с предметами в руках, идут по узкой дощечке, сохраняя равновесие. Дети обладают гибкостью, ловкостью, что дает возможности начать занятия спортом. В это время дети активно осваивают лыжи и коньки, ролики, двухколесный велосипед, скакалку.
Что должен уметь мальчик в 5 лет? К основным навыкам относят ролевые игры в машинки, «войнушку», профессии, строить из конструктора с небольшими деталями заданные фигуры или макеты. Девочки должны уметь помочь маме по дому, одевать кукол и ухаживать за ними, приводить в порядок свою одежду и волосы.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.