Занятие в подготовительной группе число 10. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб. Игра «Такие разные линии»

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

– закрепить знания детей о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;

– продолжать работу над формированием представлений детей о способах передвижения;

– ввести в активный словарь детей понятия “активный отдых” (путешествия, подвижные игры и т.д.); пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный туризм.

2. Задачи на развитие математических способностей:

– познакомить детей с образованием и записью числа 11;

– продолжать знакомить с новой счетной единицей – десятком;

– выкладывать цифру 11 из счетных палочек;

– формировать представление детей о последовательности дней недели, продолжать учить пользоваться условным обозначением;

– закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших, умение работать в паре;

– продолжать ориентироваться на листе в клетку;

– развивать логическое мышление;

– учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

– формировать навык самоконтроля и самооценки.

3. Задачи по обучению детей грамоте:

– совершенствовать слуховое восприятие детей посредством названия слов с заданными звуками;

– продолжать учить делить слова на слоги.

4. Воспитательные задачи:

– воспитывать умение работать в паре, развивать чувство взаимопомощи.

Оборудование. Шкатулка, ключ.

Демонстрационный материал. Карточки – число 10; состав числа 11; картинка с изображением логического ряда; карты – схемы для физминутки; письмо; приглашение; карта, где спрятан клад.

Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки к логическому ряду, карточки с цифрами и домики, игра “Собери недельку”, тетради, ручки, карточки для самоанализа.

Предварительная работа. Беседа на тему “Я на солнышке лежу…”, рассматривание иллюстраций с изображением туристов, различных видов транспорта, предметов, необходимых для отдыха, туристические походы в лес, знакомство с дядюшкой АУ.

Ход занятия

На столе шкатулка, на ней конверт с письмом.

– Ребята, как вы думаете, от кого может придти письмо? (От дядюшки АУ)

Ну, конечно, от него от дядюшки АУ.

“ Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот и начался третий месяц зимы.

– Как его называют? (Февраль)

– А какие зимние месяцы уже прошли? (Декабрь, январь)

Ребята! Я хорошо помню о своем приглашении в зимний лес и спрятанном для вас кладе. Но приглашение и карта лежат в сундучке, и получить их вы сможете, тогда когда я проверю ваши знания и умения. Для этого вам необходимо уметь хорошо считать, произносить звуки, составлять число, называть дни недели, отгадывать математические загадки, ориентироваться на листе бумаги, быть дружными при выполнении моих заданий.

Успехов вам желаю. Ваш дядюшка АУ”.

– Для чего нас дядюшка АУ приглашает в лес? (Чтобы отдохнуть и найти клад)

– Каким может быть отдых? (“Активным”, “пассивным”)

– А какой отдых у нас будет в лесу? (“Активный”)

– Почему вы так думаете? (Игры, развлечения, преодоление препятствий)

– Дети вы хотите отправиться в путешествие?

Для того чтобы нам отправиться в путешествие в зимний лес надо выполнить все задания дядюшки АУ. Вы готовы?

Задание 1. “Посчитаем рюкзаки”

– Что вы берете всегда с собой, когда отправляетесь в путешествие в лес? (Рюкзаки)

Дети, вас 10 человек.

– Сколько нам надо взять рюкзаков? (10)

– Сколько у нас рюкзаков? (10)

– Сколько это десятков? (Один десяток)

– 10 рюкзаков по другому можно назвать как? (Один десяток рюкзаков)

– Ребята, а вы возьмете меня с собой? (Да)

Я тоже возьму рюкзак.

– Давайте, посчитаем, сколько у нас стало рюкзаков? (11)

Всего одиннадцать рюкзаков.

– Как мы получили число 11?

Число 11 получается, если к 10 прибавить 1.

Или 11 = 1 дес. + 1 ед.

Одиннадцать записывается двумя цифрами “один” 11 .

Первая цифра – это количество десятков, вторая цифра – это количество единиц.

Выложите цифру 11 из счетных палочек (6 палочек)

Задание 2. “Собираем рюкзаки”

На доске развешаны картинки с изображением продуктов питания.

Нужно положить в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки х, с.

(хлеб, сок, сыр, сахар, соль, сухари, сушки, чипсы)

Задание 3. “Поиск автомобиля”

– Какие способы передвижения вы знаете? (Пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, конный, автомоторный, шлюпочный, парусный.)

– На чем бы вы хотели отправиться в путешествие в лес? (На автобусе)

– Значит это какой способ передвижения? (Автомоторный)

– Давайте определим, на каком из автобусов мы отправимся в лес.

Обратите внимание на форму кабины, окон. (Кабина прямоугольной формы, окна квадратные)

– Кто нас везет? (Шофер, водитель)

– Разделите это слово на слоги (при помощи хлопков).

– Сколько слогов?

– Назовите 1 слог? 2 слог?..

Физминутка.

А чтобы нам было веселей ехать, давайте поиграем в игру “Выполни фигуру”. Под музыку вы выполняете любые движения, но как только музыка останавливается. Вы остаетесь в той позе. какую я покажу на карточке.

Задание 4. “Собери недельку”

– Сколько всего дней в неделе?

– Назовите все дни по порядку.

– Как называется второй день недели? Каким цветом его обозначаем?

– Что больше семь дней или неделя?

Задание 5. “Засели числа в домик”

– Дети, дядюшка АУ хочет проверить, как вы умеете считать до 10 и составлять число 10 из двух меньших.

– Назовите все варианты состава числа 10:

10 – это 1 и 9 и т.д.

Задание 6. “Реши задачку”

  1. Сколько ушей у трех мышей?
  2. Сколько лап у двух медвежат?
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?

Задание 7. “Нарисуй ключик” (графический диктант)

– Дети, что у вас получилось? (Ключик)

Этим ключиком мы можем открыть шкатулку.

– Ребята здесь в шкатулке лежат какие-то конверты с картинками.

Дядюшка АУ хочет услышать как вы, выполнив все его задания, оцените себя.

Теперь, мы можем взять в шкатулке приглашение и карту.

Что ж, желаю ребятам
Клад мой быстро отыскать
И на лыжах покататься,
И выносливыми стать!

Удачной дороги. До встречи в лесу! Друг лесов и детей – Ваш дядя АУ!

Тема: Число 10

Цели : познакомить с числом 10; показать состав числа 10; научить считать до десяти; закрепить умение решать примеры.

Материал: карточка с цифрой 10, геометрические фигуры.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 10

Мышонок часто ходит в мышиный детский сад. Там он помогает воспитателям. Вот и сегодня он пришел помочь. Пора кормить малышей. Мышонок накрывает на стол. Сколько тарелок он поставил? (Девять.) Но малышам не хватило одной тарелки. Мышонок ее принес. Сколько тарелок стало теперь? (Десять.) Как можно получить число 10? (К девяти прибавить один.)

Принесите малышам десять печений. Положите десять квадратов. А еще десять котлет. Положите десять овалов. (Дети выполняют задания.)

Число 10 записывают с помощью цифры 10. (Воспитатель показывает карточку с этой цифрой.) Из каких двух уже знакомых нам цифр она состоит? (Ответы детей.)

2. Работа в тетради

Задание 1. Сколько мышат в группе? Посчитайте. Верно, десять. С помощью каких цифр нужно записать это число?

Давайте напишем число 10. (Дети выполняют задание 4.) Задание 2. Покажите десять пальцев. А сколько пальцев

на одной руке? Если к пальцам одной руки прибавить пальцы другой руки, то сколько будет? Значит, десять - это сколько и сколько? Верно, пять и пять.

3. Физкультминутка

Нет, не будем мы сидеть

Вовсе без движений.

Вместе сделаем сегодня

Десять упражнений.

Раз - нагнемся,

Два - подпрыгнем,

Три - руками потрясем,

А четыре - улыбнемся

И зажмуримся потом.

Пять - в ладоши звонко хлопнем,

Шесть - ногами громко топнем,

Семь - присядем,

Восемь - машем,

Девять - вместе мы попляшем,

Ну а десять - отдохнем

И сначала все начнем.

4. Работа в тетради

Задание 3. У мышат завтрак. Посчитайте мышат перед каждой тарелкой. Впишите в клеточки нужные цифры. Правильно заполните таблицу. Запомните, из каких двух чисел можно составить число 10.

Задание 4. Решите примеры с помощью числовой ленты.

5. Игра « Десять пальцев»

Воспитатель объясняет детям, что будет читать стихотворение, а они должны показывать нужное количество пальчиков - столько, сколько всякий раз называется в стихотворении. Дети выставляют вперед руки, сжатые в кулачки. Пока звучит стихотворение, они разгибают пальцы один за другим. Услышав про «один веселый пальчик», дети разгибают большой палец правой руки. При назывании числа 2 они разгибают еще большой палец левой руки (теперь уже два пальца выставлены вперед). При числе 3 нужно разогнуть указательный палец правой руки, при числе 4 - указательный палец левой руки и т. д.

Один веселый пальчик вышел погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Два веселых пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Три веселых пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Четыре дружных пальчика вышли погулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Пять веселых пальчиков вышли погулять.

Солнышко за тучку спряталось опять.

Шесть веселых пальчиков в парк пошли гулять.

Солнышко за тучкой может заскучать.

Семь веселых пальчиков будут его ждать.

Солнышко от тучки хочет отбежать.

Восемь ловких пальчиков станут подражать.

Солнышко на небе начало сиять.

Девять быстрых пальчиков вновь пошли гулять.

Солнышко на небе начало сиять.

Десять дружных пальчиков вышли погулять.

Цели: познакомить с числом 10; формировать знание состава числа 10; показать отличие записи нового числа от записи уже изученных чисел; развивать интерес к математике; воспитывать положительное отношение к счету.

  1. История козленка, который хотел научится считать
  2. Давайте козленку покажем, что мы знаем числа

Устный счет:

  • Спрятавшееся число, (слайд 2)
  • Заблудившееся числа (слайд 3)
  1. Физминутка.
    Солнце глянуло в кроватку.
    1,2,3,4,5
    Все мы делаем зарядку,
    Надо нам присесть и встать.
    Руки вытянуть пошире.
    1,2,3,4,5
    Наклониться, 3,4
    И на месте поскакать.
    На носок, потом- на пятку.
    Всё, закончилась зарядка .
  2. Изучение нового материала. Знакомство с числом 10.

    Что вы видите на экране? (слайд 4) Сосчитайте верхние солнышки. Сосчитайте солнышки внизу.

    Сколько солнышек нарисовано?

Число 10 записывается так.

^ Ноль встает за единицей

Цифра 10 на странице.

Чем отличается запись числа 10 от записи других чисел? Оно пишется в двух клетках.

Мы с вами умеем писать цифру 1 и цифру 0, а значит, умеем писать и цифру 10.
нарисуйте в воздухе перед собой цифру 1 и 0
-Где встречали число 10? (слайд 5)

Число 10 выступало в древности символом гармонии и полноты. Да и считать десятками намного проще, чем пятерками или тройками.

Например, ваши мамы покупают яйца по 10 штук, пуговицы, деньги (слайд 6), то есть десятками.

Назовите числа, которые меньше 10.

  1. Изучение состава числа 10.
    Наш козленок научился считать до десяти и стал считать всех зверей в лесу, но им это почему то не понравилось.
    — Фрагмент Мультфильма

У: Чему учит нас эта сказка?
Д: Надо учиться считать. От этого умения зависит даже жизнь.

  1. ^ Игра «Живые числа».
  2. -Однажды парусник набрал пассажиров и отправился в плавание. Вдруг налетел ветер, и начался шторм. Звери перебегали с одного борта парусника на другой. Кораблик западал то на одну сторону, то на другую.

    Остальные дети работают с фишками.

    Если Петух будет стоять слева, то сколько зверей останутся справа? (слайд 17)

    Прочитайте запись.

    Если слева к Петуху встанет свинья, то сколько зверей будет справа?

    Прочитайте запись.

    Теперь к Петуху и свинье присоединится лошадь. Сколько зверей справа?

    Прочитайте запись.

    Слева стоят Петух, свинья, лошадь и корова. Сколько зверей справа?

    Прочитайте запись.

    И тут Петух сказал: Нам надо разделиться, встать по разные стороны парусника, чтобы он не утонул.

    Как надо встать героям, чтобы парусник находился в равновесии и не утонул? (5 и 5).

  3. Итог. Рефлексия.

    — Что вы сегодня узнали нового?

    Я познакомился…

    Я узнал…

    Я смог… и т.д.

    Большое спасибо всем за отличную работу. Козленку очень понравилось заниматься с вами и вот что он нам написал (слайд) и нарисовал вот такое солнышко.

10
1 + 9
2 + 8
3 + 7
4 + 6
5 + 5
6 + 4
7 + 3
8 + 2
9 + 1

Тема: «Состав числа 10 из двух меньших чисел»

Задачи:

Сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе;

Определять место числа среди других чисел ряда;

Решать логические задачи;

Технике вертикальной штриховки в тетрадях.

2. Закрепить составление числа 10 из двух меньших чисел.

Демонстрационный материал: 2 набора цифр разного цвета; игрушка божья коровка; цветы, грибы и листья для счета; логические квадраты.

Раздаточный материал : тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в группу и видят необыкновенное дерево. Вместо листьев на нем — цифры (2 набора разного цвета).

— Какое необыкновенное волшебное дерево! Почему оно волшебное? Там кто-то спрятался. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела... (божья коровка)

Дети находят на дереве божью коровку с конвертом.

— Божья коровка приготовила для вас много заданий. И ей будет интересно их вам передать.

Задание 1. Назовите соседей цифры, на которую я сяду.

Задание 2. Назовите, из каких чисел состоят числа 4, 5.

Задание 3. Сорвите все цифры с дерева и быстро соберитесь в команды по цвету цифр и по порядку.

Задание 4 . Пройдите каждый на свою полянку. На полянках лежат 4 листа, 2 гриба и 3 цветка. Чего больше? Чего меньше? На сколько? Чего больше всего? Чего меньше всего?

Задание 5 . Возьмите карточки с девятью квадратами, определите, что должно быть в пустом квадрате (задание с логическими квадратами на усмотрение воспитателя).

— А теперь пройдите за столы и сядьте на свои места. Божья коровка приготовила вам задания в тетрадях. Их надо выполнить.

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: заштриховать большие и малые квадраты с вертикальной штриховкой.

Аты-баты, аты-баты,

Заштрихуем мы квадраты.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб»
Цель:
закреплять представления о составе предложения
Задачи:
совершенствовать словарь по теме; совершенствовать навыки составления рассказов по картине; совершенствовать навыки образования родственных слов; совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа, анализа предложения, его схемы
1. Оргмомент
Логопед. Перед вами картинки. Что на картинках вы видите?
Дети. Баранки, сушки, батон, хлеб.
Логопед. Сегодня, мы с вами будем говорить о хлебе, о вот этих замечательных изделиях, и о людях которые их готовят. А кто знает, как называются эти изделия: булочка, пряник, бублик?
Дети. Хлебобулочные.
Логопед. Правильно.
2. Игра «Какой, какие?»
Логопед ставит перед детьми поднос, а на нем – сушки, пряники. Предлагает их попробовать
Логопед. Саша, что ты попробовал?
Ребенок. Пряник.
Логопед. Расскажи нам, какой пряник.
Ребенок. Твердый, вкусный, белый внутри, круглый, маленький.
Логопед. Ребята, пряник вызывает аппетит?
Дети. Да.
Логопед. Значит, пряник еще и аппетитный!
Логопед. Паша, а у тебя?
Ребенок. У меня сушка, твердая, круглая, с дырочкой, похожа на обруч, аппетитная.
3. Рассматривание картины и беседа по ней.
Логопед. А как же хлеб попадает к нам на стол?
Дети. Его пекут.
Логопед. Вот на этой картине вы можете увидеть поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой. Что можно сказать еще о поле?
Дети. Поле можно назватьраздольное, большое, широкое, привольное.
Логопед. Еще, что есть на картине?
Дети. Люди.
Логопед. Люди убирают хлеб. Их называют
Дети. Хлеборобы.
Логопед. А еще есть спец.техника, какая?
Дети. Комбайн.
Логопед. Кто управляет комбайном?
Дети. Комбайнер.
Логопед. Правильно, комбайнер управляет большой машиной –комбайном. У комбайнера тяжелая и трудная работа.
Логопед. Вам понравилась картина? Почему?
Дети. На картине красивая природа. Еще на ней большой комбайн, который хорошо работает.
4. Коллективное составление рассказа по плану педагога
Логопед. А сейчас послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ.
План: Описание природы –поле, лес, небо Спец.техника. Чем вам понравилась картина.
5. Пальчиковая гимнастика «Каша»
Каша в поле росла, Поднимают руки вверх, шевелят пальчикамиК нам в тарелку пришла Приседают, «шагают» пальчиками по ковруВсех друзей угостимПо тарелке дадим. Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой.Птичке –невеличке,Зайцу и лисичке,Кошке и матрёшке-Всем дадим по ложке Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название
6. «Семейка слов»
Логопед. Итак, мы сегодня говорим о хлебе. А как ласково назвать хлеб?Дети. Хлебушек.Логопед. Как называется магазин, где продается хлеб?Дети. Хлебный.Логопед. Как называется ящик для хранения хлеба?Дети. Хлебница.Логопед. Как называют гостеприимного человека.Дети. Хлебосольный.Логопед. Все эти слова родственные, они имеют одну общую часть-хлеб.
7. Составление звуко-буквенной схемы слова «Хлеб»
8. Анализ предложения.
Логопед.Назовите слово-действие к слову хлеб. Что делают с хлебом?
Дети.Хлеб пекут. Хлеб едят. Хлеб убирают.
Логопед. У вас получились предложения, запишите их, помня то, что слово-предмет обозначается одной линией, слово-действие –двумя.9. Итог. Оценка деятельности детей.