Социокультурные образы старости как ценностные координаты жизни в пожилом и преклонном возрасте. Процесс старения и феномен старости

В статье старость рассматривается в рамках авторской концепции «культур жизни человека». Он предлагает различать «культуру детства», «культуру отрочества и юности», несколько «культур взрослого человека». Каждая культура жизни человека характеризуется особенностями жизнедеятельности и видения (сознания), а также характером социализации. Приводится краткая характеристика каждой культуры жизни. Затем разбираются проблемы старости (расставание с привычным образом жизни, болезни, потеря смысла жизни и др.), а также традиционные способы, с помощью которых пожилые люди пытаются бороться с этими проблемами. Автор высказывает гипотезу, что сущность культуры старости - это выстраивание концепции старости и ее реализация. В свою очередь, последняя предполагает, с одной стороны, изменение реальности и нахождение смысла своей жизни, с другой - возобновление жизни в новых условиях. На примере понимания здоровья человека и места, которое оно должно занимать в старости, обсуждаются условия реализации этой гипотезы. Здоровье отдельного человека, утверждает автор, сегодня лучше понимать не как отсутствие болезней или иллюзорное благополучие, а, прежде всего, как работу человека и качество, характер жизни, складывающиеся под влиянием подобной работы. Главные ее составляющие такие. Построение личной концепции здоровья (а на последнем этапе жизни - концепции старости). Включение в нее социальных требований к здоровью. Одновременно нужно развивать критическое отношение к услугам, которые предлагает государство или медицинский бизнес, корректировать их на основе своей личной концепции здоровья. Минимизация болезней с использованием как личных возможностей (здоровый образ жизни, работа с собственными ценностями и пр.), так и всех средств, предоставляемых обществом. Формирование установок на возобновление жизни и здоровья, что предполагает смену форм поведения и отношения к своему здоровью по мере старения. Умение работать и справляться со своими проблемами и стрессами. Подчинение всей указанной работы общему сценарию правильной жизни. Завершается статья обсуждением трех условий воспроизводства старости как культуры. Первый: эту культуру поддерживает общество, создавая для старческой жизни специальные условия и институты. Второй: сама биологическая природа работает на воспроизводство старости - люди стареют, болеют, идут к своему концу. Третий момент: совместная работа человека и культуры - человек создает индивидуальные концепции старости и реализует их, культура производит различные семиотики старости, которыми пользуются люди.

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. "Молодым" считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, "зрелым" - от 4 до 7% людей в этом возрасте и "старым" - свыше 7%. Порогом демографической "глубокой старости" следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН /24, с.9/.

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин /24, с.47/. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, во-вторых, это сфера социальных отношений, в-третьих, изменение демографической структуры, отражающееся на рынке труда и в-четвертых, изменения касаются функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых». В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей /26, с.282/.

В современной социальной геронтологии предприняты попытки построения теоретических конструктов, определяющих самобытность жизненного этапа пожилых людей, его социальных соотношений.

Теория разъединения. Сторонники данной теории делают акцент на изменениях в организационной структурированности социальной жизни, выделяя в качестве ведущей тенденцию сворачивания социальных связей и коммуникаций, уменьшения внешних побуждений. В качестве факторов, обусловливающих данную тенденцию, называются уход на пенсию или уменьшение интенсивности и объема занятости, отделение от взрослых детей, потеря близких и знакомых людей, изменение возрастных требований в семье, урбанистический стиль жизни.

Указанные изменения по-разному воспринимаются и психологически осваиваются каждым человеком. В связи с этим новые адаптационные стратегии на финальном этапе жизни, способствующие овладению социально-психологическими механизмами, блокирующими негативные последствия критический моментов в жизни пожилого человека. Это особенно важно, поскольку переход от одной социальной ситуации существования к другой не может быть чисто формальным, когда внешние события (выход на пенсию, отделение от детей, смена работы, изменение культурной среды) никак не подготовили изменений внутреннего мира личности, тем самым создав почву для возникновения проблем социальной адаптации и личностных кризисов.

Сам процесс перехода от одной социальной позиции к другой, по А. ван Теннепу, совершается в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения и разрыв с прошлым; транзиция - промежуточное состояние, «пустыня бесстатусности»; инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве. Старый человек часто застревает на этапе транзиции со всеми вытекающими из этого последствиями, фиксирующимися как разрыв, разлад, надлом. Между тем состояние перехода как поворотный момент в жизненном пространстве личности содержит в себе ценнейшую возможность личностного роста через реализацию некоего потенциала. В этом контексте такие институты культуры, как «обряды переходы» - исповедь, психотерапия, всевозможные образовательные программы, способствуют осмыслению переходной жизненной ситуации, когда человек, дистанцируясь от потока обыденной повседневной жизни, трансформирует культурно-исторический опыт социума в определение собственной стратегии поведения, корректирует свои взаимоотношения с окружающим миром /8, с.51 - 52/.

Теория активности связывает особенности данного жизненного этапа с индивидуализацией и локализацией старения, с неповторимо-индивидуальной спецификой факторов старения. Анализ этой проблемы осуществляется в контексте профилизации личности: ее стиля жизни, позиций, социокультурных ориентаций. При этом открытость, проникновение в социальный поток или, напротив, тенденцию отворачиваться от жизни соотносят с вариативностью индивидуальных реакций. Сохранение жизненной активности, многообразия вариантов отношения к жизни рассматривается как позитивный фактор, продлевающий жизнь. Люди с такой жизненной позицией открыты в первую очерезь изменениям, и даже большие изменения воспринимаются ими не как укроза, а скорее как вызов своим возможностям.

Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /8, с.53/.

Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).

Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость - болезнь, старость - бедность, старость - зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /8, с.55/.

Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.

Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8, с.55/.

Пожилой человек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования своего времени, с которым они фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.

Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.

В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости - наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.

Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного - синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 - 59/.

Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.

При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.

Теория геронтологической трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти /8, с.60/.

Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

Н.А. Рыбакова

ФЕНОМЕН СТАРОСТИ

Монография

В монографии рассматривается одна из мало изученных в философском и культурологическом отношении проблема – проблема старости и старения человека. Автор подходит к вопросу о сущности старости и старения как к целостному исторически изменяющемуся феномену, выявляет его ценностно-значимое социокультурное и метафизическое содержание.
Рекомендуется для студентов, изучающих проблемы современного человековедения и социальной работы, преподавателей вузов, а также социальных работников, имеющих дело с пожилыми и старыми людьми.

Старость не радость? (Вместо введения)................ 3
Глава I. Естественнонаучные концепции
старости.............................................................. 10
И. И. Мечников о старости как закономерном этапе жизни человека. Основные теории старения первой половины XX века. Исследование психологии старения. Адаптационно-регуляторная теория старения. Старение как интегральная болезнь (теория гиперадаптоза). Старение с точки зрения синергетики.
Глава II. Этногенетический аспект
исследования старости................................ 44
От организмоцентрического уровня изучения старости к этническому. Методологическое значение этнологического подхода в геронтологии.
Глава III. Возрасты жизни древнейшего
человека............................................................ 57
Две точки зрения - две мировоззренческие позиции. Символизм старости в свете архаического мышления.
Глава IV. Древнеславянский образ
старости............................................................. 66
Ведический характер древнеславянской культуры. Деяния древнеславянских богов. Старость в функции космосозидания. Умерщвление стариков: от факта к ритуалу. Соотношение жизни и смерти в древнеславянской культуре. Индивидуальность человека и смерть. Качественные и количественные характеристики старости. Старость как мудрость, приобретенная с годами. Трансформация ритуала умерщвления стариков. Мудрость старости как пронизанность светом космического начала. Три вида старости.
Глава V. Осмысление идеи старости
в античности.....................................................98
Равноправие возрастов жизни перед лицом вечности. Поиски космологических причин старения. Натурфилософские причины старения. Старик-мудрец и старик толпы. Старость как необходимая возрастная мера.
Глава VI. Старость и старчество
в христианстве................................................ 113
Возрастание человека: от творения до «века будущего». Равновесие человеческой жизни. Старость и плоть. Старость и преображение человека. Радование сердца как достижение духовного здоровья. «Домострой» как внешнее и внутреннее домостроительство. Софийная старость. Старчество как идея святого тела. Метафизический возраст Христа. Старчество как гигиена духа. Сердце как средоточие телесной и духовной жизни. Старчество и русская интеллигенция. Святая старость подвижника.
Глава VII. Экзистенциальный смысл
старости...............................................................148
Возраст как культурно-историческая категория. Отношение к старости - показатель развития культуры. Старость как состояние духовной зрелости. О необходимости категориального анализа старости. Рождение, жизнь, смерть. Старость как интегральный возраст жизни.
Средоточие старости (Вместо заключения)............ 161

«Лет до ста
расти
Нам без
старости»
В. В. Маяковский

Старость - не радость?
(Вместо введения)

Старость... Наверное, у большинства из нас это слово, в котором зафиксирован определённый этап жизненного пути, определённый возраст человека, не вызывает никакого энтузиазма. Мы привыкли, что когда грядёт, будь то шестьдесят или семьдесят, виновника торжества поздравляют, награждают и желают «долгих лет жизни», чтобы он жил и не старел, оставался вечно молодым. Слово «старость» в торжественной ситуации остаётся как бы запрещённым. Если же оно и промелькнёт невзначай, то его стремятся заговорить другими словами. И, не дай бог, пожелать юбиляру, чтобы он скорее состарился, вошел, что называется, в старческий возраст. Это будет воспринято как пожелание скорейшей смерти. Возможен скандал, возмутителя торжества сочтут невоспитанным, даже наглым, а то и вовсе посчитают ненормальным. Желать старости не принято - это знак дурного тона. Хотя при этом все прекрасно понимают, что от старости, как и от смерти, никуда не уйти.
Жизнь человека как бы обрамлена двумя абсолютными датами - датой рождения и датой смерти. Между ними пролегает то, что обычно называют жизненным путём человека. Меж этих дат человек путешествует по жизни. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Я - пришлец на земле: вошёл я рождением; выйду смертию». . И чуть далее: «Я - странник на земле: странствие начинаю с колыбели, оканчиваю гробом: странствую по возрастам от детства до старости, странствую по различным обстоятельствам и положениям земным». .
Как это изумительно точно и тонко подмечено: я - странник на земле. И жизнь моя - это странствие по возрастам: начинаю с детства и иду до старости... Ох, как порой нескончаемо долог и тернист бывает этот путь. Наверное, как бы убоясь этого пути, мы и желаем себе оставаться молодыми, тешим себя надеждой жить без старости. Почему? Да потому, что впереди один финал, один исход - смерть. Исключая же из лексикона своего слово «старость», мы как бы тем самым исключаем и слово «смерть». Отодвигая наступление старости, стремимся задержать и приход смерти.
От старости, как впрочем, и от смерти, повторяем, никуда не уйти. Верно ли это? От смерти не уйти - это абсолютно точно. «Исключений, - продолжает И. Брянчанинов, - не было: никто из человеков не остался навсегда на земле. Уйду и я. Уже начинаю отшествие, оскудевая в силах, подчиняясь старости. Уйду, уйду отсюда по непреложному закону и могущественному установлению Создателя и Бога моего». . Смерть неминуема. Но дожить до старости дано далеко не каждому. Умереть может младенец, жизненный путь которого обрывается, едва начавшись. Умереть может и юный отрок - то ли от болезни, то ли от несчастного случая. Умирает на поле боя солдат, не дождавшись старости... Одним словом, смерть готова принять каждого из нас с первых мгновений нашей жизни и в любой момент. Человек - раб смерти и уйти от неё он не в силах. Но идя к своему неминуемому концу, он должен обрести в своём странствии по возрастам искусство, чтобы пройти своевременно все возрасты, включая и старость. А это, видимо, и есть самое сложное из всех искусств. Что-то не сработало - жизнь оборвалась, хотя впереди ещё было много этапов.
Специально подчеркнём, что когда мы говорим о жизненном пути человека, то имеем в виду естественный жизненный путь, где налицо все возрастные этапы от детства до старости. Такой жизненный путь уместно назвать полным жизненным путём, или полным периодом жизни человека, в отличие от неполного (сокращённого), когда жизнь человека обрывается прежде достижения им старости. В дальнейшем о сокращённом жизненном пути мы речи вести не будем.
Теперь вполне резонно задать вопрос: а верно ли, что старость в наших представлениях обязательно должна ассоциироваться со смертью? И другой: оправдано ли, что стараемся отдалить старость, убежать от неё, застыв в состоянии «младости»? И третий: естественно ли это для человека?
Разумеется, на первый вопрос напрашивается утвердительный ответ: верно, ведь старость завершается именно смертью. Вот уже и готово обозначение качественного своеобразия старости как возраста и этапа жизненного пути человека: старость непосредственно предшествует смерти. Правда, потенциально смерти предшествует любой этап жизненного пути, однако, актуально для них смерть не является неизбежной. У старости же исход только один - смерть. Тут потенциальное и актуальное совпадают, сливаются и нет уже никакой вариации, никакого выбора. Стало быть, все возможности исчерпаны, вероятно, они осуществлены и других больше не предвидится...
И всё же с утвердительным ответом спешить не стоит: старость и смерть качественно разнятся меж собой, они, как это понятно, совсем не суть одно и то же. Старость - этап жизни, бытия человека. Смерть - уход из жизни, погружение в небытие. А бытие и небытие, как кажется на первый взгляд, вещи несовместные. И потому в старости - как этапе жизненного пути - нет ничего зазорного. Не так уж и плохо пожелать человеку дожить до старости, тем более, прожить саму старость. Ведь это, по сути дела означает, что мы желаем человеку полной (полноценной) жизни. Чтобы он прошёл все положенные ему стадии, вкусил и прелестей, и горестей, свойственных каждому жизненному этапу. И если мы убегаем от старости, то не обкрадываем ли самих себя в собственной жизни? Не оказываемся ли в таком случае этакими неполноценными людьми, не ощутившими всей полноты жизни? Ведь природой человеку предназначена старость как его естественное состояние, которого он должен достичь. Вот только далеко не каждому это удаётся.
В России в 1994 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 65 лет (59 - у мужчин, 72 - у женщин). В США, Великобритании - 75 лет, в Швеции - 78 лет, в Японии - 79 лет. . А это значит, что в России старость становится дефицитным возрастом. И если демографы, анализирующие возрастную динамику населения, констатируют, что на земном шаре в целом наблюдается постарение населения, что ведёт к ряду неблагоприятных последствий, то кто может сказать, не обернётся ли ещё большим социальным и психологическим бедствием то, что население России оканчивает своё странствие по возрастам, не достигая старости, т.е. не проживая полного периода жизни. Как это скажется на следующих поколениях, на отношениях между поколениями, на их самочувствии, самосознании, на социальном и психическом здоровье, наконец, на чувстве полноты жизни?
Видимо, в самой старости, раз она является завершающим этапом жизненного пути человека, заложен некий смысл, некая мудрость, а потому и не столь уж зазорно желать человеку дожить до старости. И пока и поскольку факт старости как именно завершающего этапа жизни налицо, постольку проблема старости и старения имеет и будет иметь свою общечеловеческую значимость. Она всегда будет привлекать к себе внимание людей - от простых обывателей до учёных и богословов. Можно сказать, что сама эта проблема относится к разряду нестареющих: она существует с тех пор, как появился человек, странствующий по возрастам, как появилось общество, в котором одновременно живут разные поколения и каждое из них связано с другим, каждое несёт в себе специфический социальный и культурный смысл. Сосуществующих и взаимодействующих поколений, если измерять время жизни человека веком, 100 годами, как правило, три: молодое, зрелое и старшее (старое). И от того, какая в этих отношениях сложится конфигурация, во многом зависит место, роль, значимость каждого из поколений в конкретную эпоху. Не случайно испанский философ Х. Ортега-и-Гассет различает эпохи старчества и эпохи юности. .
В XX в. в связи с увеличением численности и удельного веса старых людей в возрастной структуре многих стран мира, включая и Россию, возникла геронтология - наука о старении и старости, основной задачей которой стало изучение путей продления полноценной жизни человека. За это время геронтология накопила колоссальный эмпирический материал, выдвинула различные концепции старости, которые требуют тщательного анализа и обобщения.
Вершиной естественнонаучного изучения старости в XIX в. стали труды И. И. Мечникова. В его книгах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека» старость рассматривается как закономерный этап человеческой жизни. И. И. Мечников разработал теорию ортобиоза, в которой анализирует проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Опираясь на эволюционное учение, он исследовал продолжительность жизни и механизмы процесса старения.
После И. И. Мечникова проблема старения и старости исследовалась в биологии старения. И. Н. Буланкин, Дж. Биддер, М. С. Мильман, В. Н. Никитин и другие высказали много предположений о начале процесса старения. Различия в истолковании механизмов старения породили множество школ и направлений в рамках биологии старения.
Одной из наиболее важных проблем геронтологии является изучение связей между возрастными изменениями и болезнями старости. Имеют место попытки создать общую теорию старческих изменений, исследовать системные механизмы старения.
Однако, несмотря на впечатляющие успехи и достижения современной геронтологии, нельзя не заметить, что она, а также комплекс связанных с нею дисциплин, в основном ограничиваются естественнонаучным подходом к процессам старения и старости. И хотя геронтология претендует на создание универсальной естественнонаучной теории старения, тем не менее её притязания оказываются во многом неэффективными. Дело в том, что геронтология, функционирующая прежде всего как естественнонаучная дисциплина, в лучшем случае «расположена» на стыке естественнонаучного и социального способов изучения старости. Она исследует не старость и не процесс старения, но человека стареющего. Для неё старости самой по себе нет - старость здесь является своего рода абстракцией, обозначением человека, достигшего последнего возрастного этапа. Потому геронтология методологически ограничена медико-биологическими и социальными представлениями о человеке. А это - позиция, сомнительная методологически. Человек же - не просто биосоциальное и даже не биопсихосоциальное, но культурно-историческое существо. И вся его жизнь, включая и её биосоциальные аспекты, развёртывается, протекает в рамках определённой картины мира.
Путешествие по возрастам - это не только биологический процесс старения, не столько социальные проблемы пожилых людей, хотя всё это очень важно, но, прежде всего, странствие по возрастам в том или ином культурном пространстве, где жизненный путь человека вычерчивает порой весьма замысловатые траектории. И если действительно верно, что старости как таковой нет, позволим себе согласиться с точкой зрения геронтологии, то есть существуют лишь старые люди, то это справедливо лишь до определённых рамок. С точки зрения культуры старость обретает иное смысловое измерение, включающее особые социальные роли старых людей в социуме, особое их состояние в контексте родового бытия человека (племени, нации, народа). А потому она обретает вполне осязаемое бытие не только в абстрактном, но и живом воплощении, оставляя след в культуре в виде того или иного образа, феномена. Старость, как феномен социокультурной жизни общества, существует вполне реально. Носителем образа старости, в котором воплощается этот феномен, оказывается не просто эмпирически стареющий индивид, но народная традиция, обычай, то особое место, которое занимает старый человек в обществе. Потому от естественнонаучного видения проблемы для раскрытия старости следует перейти к её социокультурному исследованию.
В то же время надо отчётливо представлять, что и социокультурный аспект анализа старости ограничен в самом своём существе. Он важен тогда, когда возникает потребность вскрыть социокультурные типы и образы старости, выявить их динамику в общем контексте человеческой жизни. Но смысл старости и на этом пути полностью ещё не раскрывается, хотя это уже более глубокий и содержательный, по сравнению с геронтологическим, уровень её исследования. Человек есть существо не только биологическое, социокультурное, но и вселенское, он обладает вселенским бытием, бытием в мире в целом. И как только затронута тема «мира в целом», значит, поставлен вопрос о последних (или, что то же самое, первых) основаниях бытия человека в мире, а вместе с этим и вопрос об основаниях его возрастов. Стало быть, совсем не лишена смысла проблема метафизики старости - только на этом пути можно надеяться изучить этот феномен во всей его полноте.
Такой поворот проблемы оправдан тем, что человек - существо целостное, обладающее телесно-душевно-духовным бытием, а потому и всякий его возраст преломляется через эти его измерения. Человек - существо одновременно и индивидуальное, и родовое. Потому всякий его возраст не только индивидуален, но и воспроизводится в родовом бытии. Значит, старость тоже есть системно-целостное состояние человека, имеющее своё отпечатление в индивидуальном, родовом и вселенском назначении человека. Старость, как становится ясно, не сводится к биологическим, медицинским, антропологическим и прочим аспектам человека. Она есть целостный акт его бытия, вбирающий в себя все эти характеристики, являющий собой некий символический ценностно-значимый метафизический феномен, исполненный глубокого смысла. Какого именно? Об этом и пойдёт речь в настоящей книге.
Разумеется, её автор не претендует на полноту рассмотрения проблемы. Цель книги более скромная: привлечь внимание к чрезвычайно важной для всех нас проблеме и обозначить некоторые новые подходы к осмыслению феномена старости.
Примечания
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. М.:1993. С.91.
2. Там же. С.91.
3. Там же. С.91.
4. Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия //Вопросы философии. 1997. №10. С.11.
5. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени //Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: 1991. С. 6-7.

Механизмы феномена старения - предмет активных исследований, но для ученых он пока во многом остается загадкой. Изучая процессы старения, люди надеются продлить жизнь и улучшить ее качество.

Крыса обычно живет не больше трех лет. Слон может дожить до 70, а кит до 200 лет. Француженка Жанна Кальман, самый старый человек в мире среди долгожителей, чей возраст достоверно известен, умерла в 1997 г., когда ей было 122 года. Все эти примеры наглядно иллюстрируют феномен старения — возрастных изменений, постепенно приводящих организм к смерти. Но можно ли говорить о старении бактерий, которые размножаются делением? Если бы они старели, каждое новое поколение становилось бы старше предыдущего, и все бактерии давно бы вымерли. Так что бактерии, как бы стары они ни были, практически бессмертны и вечно остаются молодыми.

Неизбежный процесс

Старению подвергаются организмы, размножающиеся с помощью половых клеток (сперматозоидов и яйцеклеток): в результате их слияния на свет появляется совершенно новая особь. Так размножаются, за немногими исключениями, все животные. По-видимому, процесс старения тесно связан с механизмами размножения. Можно даже утверждать, что организм начинает стареть лишь после достижения им половой зрелости. Возрастные изменения, несомненно, также предопределены генетическими факторами.

Существуют три основные гипотезы, объясняющие феномен старения. Одну выдвинул английский биолог Питер Медавар. Он считает, что если бы процессы старения, ухудшающие функции организмов, начинались до наступления половой зрелости, то их род рано или поздно прервался бы и они имели бы меньше шансов передать свои гены потомкам, чем организмы, приступающие к размножению в расцвете сил. С другой стороны, рассуждает ученый, если старение начинается после наступления половой зрелости, оно не мешает размножению и передаче генов потомкам. Естественный отбор не устраняет связанные со старением нежелательные изменения организмов, следовательно, ответственные за них гены могут передаваться потомству.

Американский эволюционист Джордж Уильямс полагает, что, если какой-либо признак (скажем, способность к старению) имеет среди живых организмов универсальное распространение, естественный отбор, видимо, способствует его сохранению. Из этого он заключает, что гены старения должны оказывать благотворный эффект на молодой организм, например увеличивать его плодовитость.

По мнению английского геронтолога Тома Кирквуда, старение связано с механизмом «временного перераспределения» энергетических ресурсов, когда организмы отдают предпочтение процессам воспроизводства потомства в ущерб поддержанию жизненно важных функций тела. С эволюционной точки зрения для сохранения вида организмам важнее потратить энергию на репродуктивные процессы, сохранив свои гены в молодом, здоровом следующем поколении, чем направлять усилия на восстановление собственных уже изношенных тел. При благоприятных условиях существования выгоднее переключить баланс в пользу долгожительства и поддержания своей жизнеспособности, чтобы продолжить успешно размножаться.

Эти современные гипотезы, дополняющие друг друга, к сожалению, пока не дают окончательного решения загадки старения.

Размеры тела и долголетие

Анализ продолжительности жизни животных помогает понять процессы старения. Почему слоны живут дольше мышей? Во-первых, конечно, у них меньше естественных врагов. В условиях напряженной борьбы за существование мало кто может похвастаться долголетием. А мыши становятся жертвами хищников гораздо чаще, чем крупные млекопитающие.

Летучие мыши, которые днем прячутся в укрытиях, живут до 15 лет. Черепахи, надежно защищенные панцирем, могут прожить больше 100 лет. Но даже в условиях полной безопасности мышь не сможет дожить до 100 лет. Таким образом, естественный отбор не наделил долголетием виды, которые в природе не имеют шансов прожить долгую жизнь: оно не принесло бы им пользы как видам. Тому факту, почему более крупные виды - но не отдельные особи! — живут дольше мелких, можно дать и логическое объяснение. Чем крупнее животное, тем дольше ему приходится расти, чтобы достигнуть зрелости. Поэтому и старости он, естественно, достигает в более позднем возрасте, чем мышь. Слониха рождает одного детеныша раз в несколько лет. Поскольку он один из немногих продолжателей рода, мамаша очень долго окружает его родительской заботой. У мышей риск погибнуть в начале жизни намного выше, но и детенышей у них рождается помногу.

В поисках эликсира молодости?

Старение вызывает у ученых не только теоретический интерес. Многие исследования имеют практические цели. И хотя тайна бессмертия до сих пор не раскрыта, по всему миру давно ведутся работы, направленные на борьбу с признаками старения и продление жизни. Попытки идентифицировать гены, ответственные за продолжительность жизни, и научиться управлять их работой не увенчались успехом. Такой подход оказался слишком простым. Предельный возраст, достичь которого может организм, зависит от взаимодействия множества факторов, связанных как с наследственностью, так и с внешними условиями.

Людей не покидает надежда отыскать чудодейственное средство против старения. Еще сравнительно недавно такие свойства приписывали антиоксидантам, которые «обезвреживают» так называемые свободные радикалы, но представляют серьезную опасность для живых тканей. Рекламодатели советовали употреблять пищу и пить таблетки, содержащие антиоксиданты, и даже наносить их на кожу, несмотря на то что до сих пор нет результатов, достоверно свидетельствующих, что они позволяют успешно противостоять старению.

Сторонники другой методики призывали сокращать потребление калорий. Этот способ увеличивал продолжительность жизни у крыс, но не у плодовых мушек. Инъекции дегидроэпиавдростерона, вещества, синтезируемого надпочечниками, в некоторых случаях слегка замедляли процессы старения, в других никаких результатов не приносили.

В 1960-х гг. была сформулирована теория, согласно которой основной причиной старения является накопление возрастных генетических мутаций. Гены теряют способность правильно регулировать жизненно важные процессы вследствие повреждений в ДНК, а система репарации (способность исправлять нарушения), обеспечивающая относительную прочность структуры ДНК и надежность передачи наследственной информации, с возрастом ослабевает. Сегодня, однако, получены данные, опровергающие и эту гипотезу.

Так что, похоже, эпоха поиска эликсира молодости закончилась, по крайней мере для ученых. Но есть надежда, что геронтологические исследования позволят науке в скором будущем продвинуться в изучении механизмов старения и способов борьбы с ним.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Подольская Инга Александровна. Феномен старости: 09.00.11 Подольская, Инга Александровна Феномен старости: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 Москва, 2002 125 с. РГБ ОД, 61:03-9/153-2

Введение

Глава 1. Образ старости: философский, религиозный, медицинский подходы 14

1.1 Развитие философских представлений о старости 15

1.2 Формирование образа старости в контексте религиозных культур 39

1.3 Становление геронтологических представлений 49

Глава 2. Образ старости в общественном и индивидуальном сознании 68

2.1 Феномен старости в индивидуальном сознании 68

2.2 Феномен старости в общественном сознании 81

2.3 Пожилой человек в системе социальных отношений 97

Заключение 108

Список литературы и источников 114

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время происходят изменения в возрастной структуре населения. Рост численности возрастной группы пожилых людей является исторически беспрецедентным. Средний возраст населения становится все выше, а численность возрастных групп детей и молодежи сокращается, что квалифицируется социологами как «демографическая революция».

Из прогнозов ООН следует, что к 2025 году (при общей численности населения 8,5 миллиардов человек) 1,2 миллиарда человек перешагнут шестидесятилетний рубеж. Генеральной Ассамблеей ООН 1999 год был объявлен Международным годом пожилых людей в качестве «знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии».

Увеличение продолжительности жизни, падение рождаемости изменили количественное соотношение между возрастными группами. Процесс качественных сдвигов в образе, уровне жизни разных поколений, являющийся результатом модернизаций, урбанизации превращает пожилых людей в социальных изгоев, лишает их традиционного ореола мудрости, компенсирующего неизбежные социальные потери в позднем периоде жизни. Старость в общественном сознании предстает как период социальной дезадаптации.

Взаимодействие возрастных групп становится все более формальным, сменяясь растущим отчуждением, что способствует образованию субкультур. Прагматический подход к жизнедеятельности общества в

большинстве современных культур обуславливает положение пожилого человека «на обочине» жизни. В связи с этим в ущербном положении оказывается общество в целом. Проблема заключается не столько в самом явлении «старения населения», сколько в том, что современному обществу становится недоступным опыт пожилого человека в его чувственном, интеллектуальном, социокультурном проявлении.

Другой стороной проблемы является то, что подрастающее поколение должно учиться в «постаревшем» обществе. Знание обществом специфики протекания процесса старения, включенности пожилых людей в общественные отношения, уровня их адаптивных возможностей является одним из условий оптимизации жизнедеятельности всего общества в целом.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Философское осмысление отношения к старости как итогу жизненного пути встречается в работах философов на протяжении всей истории философии. Данное исследование опирается на философские представления о старости Платона, Сенеки, Цицерона, философов средневековья, Ф. Бэкона, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Ясперса, А. Камю, М. Бубера.

В рамках естественнонаучной парадигмы вопросы старения изучались с начала зарождения медицинской науки. Гиппократ рассматривал старость с материалистической и естественнонаучной позиции. Новое знание о старении как биологическом процессе получает свой максимум в период развития естественнонаучного знания. В XIX - XX веках исследовались биологические, медицинские факторы старения, учитывалась социальная обусловленность процесса старения. Мечников И.И., русский биолог и патолог, сформулировал теорию «ортобиоза», то есть разумного отношения людей к своему здоровью.

Сторонниками подобного взгляда на старость выступали также английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон, советский ботаник В.

Ф. Купревич, отечественный ученый В. М. Дильман. Признание старости болезнью представлялось серьезным обоснованием реальной возможности ее предотвращения. Целью научных исследований будет обретение человеком бессмертия.

Другого взгляда на старость придерживались представители отечественной медицины академик Д. Ф. Чеботарев, патолог И. В. Давыдовский и др., делая акцент на закономерности старения и трактуя данный факт как доказательство его неизбежности, а значит, и неотвратимости старости.

Вторая половина XX века - проникновение в геронтологию идей и методов химии, физики, социологии, демографии, статистики, психологии и, как следствие этого процесса - дифференциация целостного представления о старении человека на представления о специфичности старения различных уровней его организации. Происходит интенсификация исследований биологии старения человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системно - органном, организменном уровнях, ими занимались Ш. А. Медведев, В. В. Алпатов, Д. Ф. Чеботарев, В. В. Фролькис, В. Н. Никитин, Л. Бине, Ф. Бурльер, Б. Стрелер, К. Пархон и др.

Биолог В.Н. Никитин представил объемную классификацию теорий геронтогенеза этого периода, рассмотрев молекулярные теории старения, Теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток, теории аутоинтоксикации, разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме, теории дифференцировки и специализации

В отечественной и зарубежной психологии вопросы старения рассматривали представители возрастной, социальной и клинической психологии, в том числе Б. Г. Ананьев, Л. Анциферова, Т. В. Карсаевская, О. В. Краснова, И. Кемпер, А. Кемпински, Э. Эриксон, П. Балтис, Ш. Бюлер, X. Томе и др.

В современных исследованиях глубокое развитие получили социальный и культурологический аспекты феномена старости, которым посвящены работы Коротчик Н.А. и Елютиной М.Э. Коротчик рассматривает исторические образы старости, выделяя древнеславянский, античный, христианский. Елютина М.Э. проводит социокультурный анализ современной старости.

В работе используются материалы художественных произведений А.
Данте, Д. Голсуорси, Р. Акутагавы, Я. Кавабаты, Ф. М. Достоевского. Во
второй главе диссертационной работы автор анализирует тексты
автобиографических заметок и писем П. Казальса, Дж. Верди, В. Вересаева.
Различие взглядов на процесс старения и старость как феномен
человеческой жизни обусловливается культурноисторическими

особенностями, социальными условиями, а также индивидуальными представлениями мыслителей. В вышеперечисленных работах существуют как сходные, так и полярные точки зрения на проблему. В диссертационном исследовании рассматриваются особенности формирования образа старости в индивидуальном и общественном сознании.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются социальные и индивидуально-психологические факторы, определяющие адаптацию личности в пожилом возрасте.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является феномен старости.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - раскрытие сущности феномена старости, определение социальной роли пожилого человека как активного субъекта успешного функционирования общества и развития общественных отношений.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Выявить различные аспекты отношения к пожилым людям в современном обществе, особенности религиозных и социальных

традиций различных культур в аспекте отношения к образу старости.

    Проанализировать особенности индивидуального восприятия старости пожилыми людьми на основе данных психологических, социологических исследований.

    Выявить сходство и различие в общественном и индивидуальном восприятии образа старости.

4. Рассмотреть значимость социального стереотипа «пожилой
человек» для успешного функционирования общества и
развития общественных отношений.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Автором избран комплексный диалектический подход, синтезирующий положительные моменты философского материализма, идеализма, религиозных воззрений, естественнонаучных представлений и явлений социальной жизни.

Данный подход включает следующие основные принципы:

объективность рассмотрения;

историзм;

конкретно-исторический подход;

единство исторического и логического;

системность;

синергетизм.

Методологической базой исследования послужили общие положения философского, в том числе диалектического анализа проблем социальной сферы. Значительное внимание было уделено концепциям отечественной и зарубежной философии и психологии, анализирующим проблемы старения, преемственности поколений, особенностей социального положения пожилых людей в обществе. В работе используются данные психологического экспериментального анализа, проведенного автором в

рамках лонгитюдного исследования совместно с психологами. Материалы исследования обработаны с помощью методов математической статистики и зафиксированы как дипломные исследования в Калужском государственном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского. Применялись методы психологического исследования и анализа художественных текстов. НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в следующем:

    Установлено, что понятие старости обозначает процесс изменения физиологических функций организма человека. С медицинской точки зрения невозможно сделать окончательный вывод о том, что такое старость, нельзя указать ее возрастные границы.

    Показано, что в общественном и индивидуальном сознании образ пожилого человека связан с его социальным статусом пенсионера. Сформированный в общественном сознании стереотип «пенсионер» обусловливает ускорение инволюционных процессов, способствует социальной дезадаптации человека, начинающего ощущать себя старым, невостребованным обществом субъектом.

    Выявлены противоречия в общественном и индивидуальном восприятии образа старости. В индивидуальном сознании человека, остающегося деятельным до конца своих дней, отсутствует ощущение дискретности жизни. В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека». Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, обычный ритм его жизни. Общественное сознание отражает активность пожилого человека как исключительное достижение отдельно взятого индивида.

4. Обозначена необходимость разрушения социального

стереотипа восприятия пожилого человека. Наличие данного стереотипа способствует отчуждению человека пенсионного возраста от жизнедеятельности общества. Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества. НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты диссертационного исследования позволяют выработать ряд рекомендаций при разработке методологических основ государственных и муниципальных программ социально-экономического развития, социального обеспечения. Материалы исследования можно использовать при чтении общих и специальных учебных курсов по социальной философии, возрастной психологии, социологии. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Понятие старости в различных отраслях естественнонаучного и
гуманитарного знания, религиозных мировоззрений трактуется
неоднозначно.

В результате анализа существующих концепций и подходов к рассмотрению старости выявляются существенные различия в понимании сущности данного феномена: старость это а) зло, болезнь; б) закономерный этап жизни человека; в) высший итог жизни индивида, вершина его духовного развития.

2. В современных условиях жизнедеятельности общества статус
пенсионера способствует ограничению рамок жизнедеятельности
субъекта социальных отношений.

Понятие субъекта социальных отношений подразумевает активность его позиции, включенность в жизнь общества, наличие взаимодействия субъекта и общества. С выходом на пенсию человек превращается в объект социальных отношений, поскольку активность пенсионера не востребована обществом: ему предлагается забота, обеспечение, но не совместная деятельность.

3. Образ старости в общественном сознании вступает в противоречие с
образом старости в индивидуальном сознании конкретного субъекта
социальных отношений.

В общественном сознании существует четкая граница, обозначающая переход индивида в статус «пожилого человека», что характерно для технократического общества. Активность личностной позиции человека на протяжении всей жизни в его индивидуальном сознании воспринимается как норма, в общественном сознании - как исключение.

4. Стереотип «пожилого человека», сформированный в общественном
сознании, способствует отчуждению человека пенсионного возраста от
жизнедеятельности общества. Тем самым, общество оказывается
лишенным духовного и культурного опыта, носителями которого
являются пожилые люди.

Старость является высшим итогом жизненного пути, понимаемого как постоянное развертывание человеческой духовности. Признание высокой социальной значимости старости, опыта пожилых людей, способно в значительной степени обеспечить успешное развитие общества.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ определена задачами, методами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень ее разработанности, определены цели, задачи, предмет, объект, методологическая основа исследования, раскрыта научная новизна работы. В главе 1 «Образ старости: философский, религиозный, медицинский подходы» исследуются различные подходы к проблеме старения, отношение к пожилым и старым людям в традициях различных культур.

В разделе 1.1. «Развитие философских представлений о старости» рассматриваются представления философов различных направлений о феномене старости и процессе старения. Основное внимание исследователя направлено на философское осмысление положения пожилого человека в системе социальных отношений.

В разделе 1.2. «Формирование образа старости в контексте религиозных культур» анализируются религиозные основы формирования отношения конкретной культурной общности к старости как временному периоду жизни. Анализируются отдельные характеристики религиозной идеологии в ракурсе взаимоотношения поколений (отношение к старцам, старикам).

В разделе 1.3. «Становление геронтологических представлений» сопоставляются исследования биологов, патологов, физиологов, представителей практической медицины. Основное направление исследование - понимание биологических основ процесса старения, изучение физиологических характеристик пожилого человека. В данном разделе отмечается размытость временной границы, означающей переход организма индивида в состояние недееспособности.

В главе 2 «Образ старости в общественном и индивидуальном сознании» анализируются социальные отношения пожилых людей с обществом, в структуре которого они осуществляют реализацию своих потребностей. Рассматриваются традиции отношения общества к

пенсионерам, и особенности личностного отношения восприятия пенсионерами своего социального статуса.

В разделе 2.1. «Феномен старости в индивидуальном сознании» диссертант опирается на данные практических исследований, результаты которых позволяют анализировать самовосприятие пожилых людей, а также восприятие своей будущей старости людьми зрелого возраста. Приводятся данные беседы с работающими пенсионерами и неработающими. Особое внимание направлено на изучение вопроса о взаимосвязи ускорения процесса старения в связи с потерей возможности самореализации в профессиональной деятельности.

В разделе 2.2. «Феномен старости в общественном сознании» рассматриваются особенности общественного восприятия пожилого человека как субъекта деятельности в системе социальных отношений. Отмечается, что пенсионеру отводится роль пассивного наблюдателя за жизнедеятельностью других субъектов социальных отношений. Пенсионеру предлагается либо роль социального иждивенца, либо человека «на обочине». Определяется понятие субкультуры пожилых людей, сформированной под воздействием существующих социальных стереотипов восприятия роли пенсионера.

В разделе 2.2. «Пожилой человек в системе социальных отношений» В данном разделе исследование опирается на выводы, полученные в предыдущих разделах второй главы. Анализируются последствия воздействия социальных стереотипов восприятия пенсионеров и их роли в жизнедеятельности общества. Вводится понятие геронто логического гуманизма, позволяющего соотнести декларируемые традиции и ценностные ориентиры современного общества с подлинным состоянием общественной идеологии отношения к старому человеку. Определяется необходимость разрушения социального стереотипа «пенсионер» для оптимизации функционирования и развития современного общества.

В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются выводы, намечаются дальнейшие направления исследования по данной теме, а также формулируются несколько положений относительно практической деятельности по формированию новой модели восприятия пожилого человека и его места в системе социальных отношений.

Развитие философских представлений о старости

Впервые о старости, как явлении, требующем глубокого рассмотрения и изучения, задумались в Древней Греции, где наука о старости и старении обрела свое современное название. «Геронтология» означает учение о старости или стариках (geron, gerontos - старец, logos - понятие, учение). Этимологический смысл термина «геронтология» связан с понятием «герусия» (gerusia) - совет старейшин, как высший политический орган в Древней Греции, в состав которого, как правило, входили пожилые, умудренные жизненным опытом люди.

Греческая философия отстаивает идею равноправия возрастов жизни перед лицом вечности. Человек живет в мире и претерпевает все, что ему назначено. Поэтому в становлении индивидуальной жизни, в ее психической и социальной организации изучение особенностей «семи сезонов», как древние философы называли возрасты жизни, было необходимостью.

В период своего возникновения геронтология развивалась как единая, нерасчлененная дисциплина о старении человека, занимавшаяся в основном изучением и описанием внешних признаков старения людей пожилого возраста. Эти описания, как правило, носили поверхностный характер. Они не давали и не могли дать научного представления о старении человека как сложно организованном процессе качественно различных изменений. Однако, на данном этапе очевиден научный интерес античных философов к старости как этапу жизненного пути, как явлению, имеющему социальную и биологическую обусловленность.

Исследованием старости занимались Гиппократ, Платон,

Аристотель, Лукреций Кар, Сенека и другие. Гиппократ рассматривал старость с чисто материалистической, научной позиции. Он указывал на тесную связь человеческого организма с природой, окружающей средой. Зная роль характера питания в достижении долголетия, он говорил: «Одни питаются для возрастания и бытия, другие только для бытия, например, старики».

В сочинениях Софокла, Платона, Сенеки, Цицерона раскрывается иной смысл старости, связанный с понятиями мудрости, гармонии, провидения, святости.

В диалогах Платона старость предстает как разумность, рассудительность, справедливость, соразмерность, то есть то, что наиболее приближает к благу самому по себе.

Старики, по замыслу Платона как бы «цементируют» общество.

Примечательно, что Платон близок к определению тенденции реального общества: чем оно более статично, тем прочнее в нем положение стариков, стабильнее преемственность их правления. Поэтому причину назревающего кризис полиса, а, значит, традиций и норм полиса он видит, прежде всего, в утрате былой роли стариков в обществе. Платон идеализирует старость, представляет ее благом, эталоном, однако предписываемой ей роли старость в обществе не играла. В «Государстве», «Политике», «Законах)? и «Письмах» Платон сформулировал и обосновал концепцию геронтократической формы управления общественной жизнью. Понимание старости и отводимой ей роли в обществе вытекает из общефилософской теории Платона. Высшими формами деятельности, единственно приближающими человека к познанию самого себя и макрокосма, являются идеальные. Овладение ими и совершенствование в них не зависит от возраста. Исходя из своих представлений о бессмертии души, Платон считает, что сущность старости не выводима из тела и не зависит от его состояния. Она определяется душой, которая подвержена не старению, но совершенствованию. По мнению Платона, телесные немощи старости могут быть компенсированы ее интеллектуальной мощью.

Для обнаружения оснований геронтократических принципов правления Платон обращает внимание на специфические качества старости. «Как надо жить?», «В чем состоят цели человека, и каковы средства их осуществления?» - эти вопросы, волновавшие Платона, были порождены потребностями социальной жизни полиса, процессом возрастающей самостоятельности индивида. Решая эту проблему, Платон заключает, что именно старость олицетворяет совершенство человека. Она наделяется высокими познавательными способностями, умением разбираться в людях, дальновидностью, пророческим даром, обладанием истиной, справедливостью. Старики олицетворяют соразмерность и являются органами памяти. Им присуща мудрость, как способность поступать соответствующим образом на основе знания. «Размышления о сущности и пользе всего этого появляются с трудом, долгое время спустя, после многих страданий и учения, если вообще это приходит, поэтому только старики могут быть разумными правителями».

Формирование образа старости в контексте религиозных культур

Человеческое поведение, деятельность, образ мышления, этические, нравственные нормы формируются под влиянием социальной среды, условий воспитания. Религиозное мировоззрение личности формируется под влиянием той религии, которая является господствующей в конкретном обществе. Несмотря на то, что в условиях современного общества, в котором религиозные воззрения по большей части остаются в сознании людей либо в форме суеверий, либо в форме модернизированного восприятия Бога, филогенетически сформировавшиеся представления становятся зачастую определяющими поведение конкретного индивида, его отношение к идеалам, восприятие ценностей.

Основой европейского религиозного восприятия мира является христианское видение. Различие в особенностях совершения богослужений, чтении молитв, традиций оснащения храмов в протестантских, католических, православных традициях не является основанием для дифференцированного восприятия образа старости, поскольку основной источник формирования религиозного мировоззрения - Ветхий и Новый Завет - чтится всеми представителями христианских культур. С точки зрения христианского подхода старость представляется одним из наиболее важных моментов жизненного пути человека. Путы мирской суеты ослабевают, и остается больше времени для размышлений.

В христианском понимании старость - это время, когда мысль о Боге должна наполнять все человеческое существо, поскольку смерть близка. Святость - это основной идеал христианской Руси: святость земли, государства, семьи, творчества, святость личности, как сотворенной по образу Божию. Христианский образ старости и наиболее яркое его проявление - святая старость, есть реализация того, что подспудно заложено внутри каждого человека, его сопричастность божественному, сакральному. К старости ослабляются инстинкты, побуждающие человека к греховным плотским проявлениям, ослабление плоти идет также и за счет сопутствующих старости болезней. В результате создаются естественные предпосылки духовного просветления и обращения к Богу. Ослабление социальных связей угрожает пожилому человеку одиночеством, спасение от которого он находит в религии. Возможность обращения к Богу ослабляет трагизм личностной ситуации. Б. Миюскович считает, что Августин «Даже в своей «Исповеди», - не одинок». , поскольку он имеет возможность обращаться к Богу. Далее он цитирует Ф. Ницше, упоминая о том, что и у философа мы находим утверждение состояния полного одиночества человека со смертью или отрицанием Бога.

Восточные религии, в корне отличные от христианства пониманием сущности божественного, представляют образ старости как вершинный этап жизни. Отношение к пожилым, как в христианской религии, основывается на одной из заповеди, одной из ведущих норм морали, которая обязывает любого человека быть почтительным по отношению к своим родителям, своим предкам.

Феномен старости в индивидуальном сознании

Уникальность человека, его природа и сущность являются предметом изучения мыслителей всех направлений научного знания. Каждый художник, творящий в какой-либо из областей искусства, раскрывает образы человека, но каждый раз с субъективной позиции. В психологическом знании принято считать, что каждый человек раскрывает то или иное явление с учетом собственных потребностей. Так, художник пишет портреты людей, в которых даждый раз узнает какие-то свои черты. С точки зрения К. Г. Юнга, все, сформированное в процессе филогенеза и онтогенеза в бессознательном, играет роль в жизнедеятельности индивидуума. Фактор субъективности зачастую играет определяющую роль в объективном исследовании состояния другого человека. Принцип дополнительности Нильса Бора, сформулированный для естественнонаучного знания оказывается непреложен для познания человека.

Человек дуалистичен во всех своих проявлениях. Потребность человека в коммуникации с другими людьми сосуществует с потребностью находиться в одиночестве, потребности души и тела вступают в неразрешимое противоречие, изменяя поведение человека, вызывая у него глубокие переживания. Та же двойственность присуща и осознанию собственной жизни. Двойственность - это упрощенное представление, но если распределить множество градаций восприятия человеком самого себя на позитивные и негативные, то получается два полюса одного явления.

Осознание ценности своей жизни зависит от того образа результата, который индивид представляет себе. Знание о смертности побуждает каждого задумываться об итоге своей жизни: для чего мы живем, и «стоит ли жизнь труда быть прожитой».

О важности наличия образа результата для реализации любой деятельности писали отечественные психологи Выготский Л.С, Леонтьев А.Н. и последователи их школы. Представление этого образа определяет в значительной мере успешность любой деятельности: хорошо понимая все аспекты выбранного нами образа результата, мы имеем возможность определить необходимые средства, условия и способы достижения результата нашей деятельности. Конечно, в первую очередь это касается предметной деятельности. Жизнь, как таковую, анализировать по канонам предметной деятельности невозможно: это значило бы слишком упростить сущность человеческого бытия. С другой стороны, формирование представлений о жизненных ценностях, и нормах поведения, общения, творчества и познания всегда соответствуют какому-то образу, который складывается из многих составляющих. Каждый человек обладает своим видением мира, и субъективная картина мира должна быть относительно адекватной существующему миру, непротиворечивой самой себе, включать в себя окружающий мир, самого субъекта, и его представления об окружающем мире и о себе.

Возрастно-психологические исследования (Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Б. Ананьев) показывают, что в определенном возрасте с формированием самосознания человек задается вопросами: кто я? к чему я иду? чего я хочу достичь? В большинстве случаев, ответ на эти вопросы связан с деятельностью и реализацией себя в профессиональном и личностном плане. Вопрос «для чего я все это делаю?» возникает позже, уже в зрелом возрасте. Исследования, проводимые нами, показали, что люди редко задумываются о возможности собственной реализации в том возрасте, который принято определять как геронтологический. Представление о собственной старости возникает значительно реже, чем представление о собственной смерти. Зачастую на вопрос о том, что человек будет делать на пенсии, в 60 лет, в 70 лет, люди среднего возраста отвечают: «Я до этого не доживу, да и не хочу быть старым... Я себя пенсионером не представляю... Я никогда не выйду на пенсию... А что мне делать дома?» По всем этим ответам можно представить себе отношение человека к старости как к чему-то ужасному, нежелательному, бездеятельному и беспросветному в своем одиночестве. Этот образ старости формируется в индивидуальном сознании под влиянием многих факторов: условий воспитания, личного опыта общения с пожилыми людьми, идеологии государства, проявляющейся в политике социального отношения к пожилым. Пожилые люди свой возраст воспринимают по-разному. Интересным представляется сопоставление различных состояний пожилого человека в зависимости от субъективного отношения к себе как к пожилому.

Гениальный музыкант, Пабло Казальс, проживший 97 лет, писал в день 93-летия: «Это, конечно, не молодость. Это, правду сказать, ближе к старости, чем даже 90. Но ведь возраст - вещь относительная. Когда продолжаешь работать, впитывать красоту окружающего мира, то убеждаешься, что становиться старше - не всегда непременно значит стареть. Во всяком случае, в общепринятом смысле слова. Я многое воспринимаю теперь острее, чем прежде, и жизнь для меня становится все увлекательнее».