Сензитивный период по выготскому. Что такое сензитивные периоды и зачем родителям знать о них. Сензитивный период развития движений и действий

Что такое сензитивный период, когда малыша лучше обучать различным навыкам?

Какие периоды называют сензитивными

Все малыши, независимо от принадлежности к национальности, социальному уровню развиваются, согласно учению самого известного в мире педагога-психолога Монтессори, одинаково. За период от 0 до 6 лет проходит несколько этапов, когда малыш к окружающему миру особенно восприимчив. Такие периоды называются сензитивными.

Сензитивный период развития речи у детей

Возраст от 0 до года:

На определенном этапе, ближе к возрасту в 12 месяцев, ребеночек становится контактным, он пытается как-то показать свои эмоции. Первое, что он делает — имитирует звуки, что его окружают. Иногда можно услышать как кроха даже передразнивает взрослую речь, но пока неразборчиво, потому что он сам еще не различает некоторые нюансы. Специалисты утверждают, что если малыш был на искусственном вскармливании или вообще был лишен материнской ласки, дальнейшее развитие может проходить немного иначе, чем у тех, кто тесно общался с матерью.

От года до трех лет:

Это самый благодатный период для развития речи. Ребенок способный запоминать большое количество слов и воспроизводить их. Если малыш не будет слышать человеческую речь в данном возрасте, то может вообще не научиться нормально говорить. Например, как в случае с детьми, которые выросли с животными. Они не станут такими, как обычные малыши и общение в речевом плане буде для них сильно ограничено. Педагоги с мировым именем советуют в данный период много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, поддерживать любое общение, но меньше сюсюкать и потакать неправильному произношению слов.

От трех до шести лет:

Многие детки в данном возрасте обращают внимание на буквы. Они их видят в названиях магазинов, различных надписях. При этом сами пытаются рисовать буквы на стенах, песке, снегу, выкладывать их из кубиков и палочек. Как раз Монтессори рекомендует поддерживать в детях этот интерес и таким образом, играя, изучать различные буквы, позже, ближе к 5-летнему возрасту проснется интерес к чтению. К этому возрасту уже можно изучить практически все буквы, не принуждая малыша к этому. Тогда чтение будет даваться легче.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Приучить малыша к порядку можно не навязывая ему этого, а просто воспользоваться возрастом. Примерно в 2 годика ребенок часто устраивает истерики и капризничает. Замечено, что происходит подобное явление чаще в тех семьях, где не соблюдаются режимы питания, сна и бодрствования, не складывается аккуратно одежда и т. д. То есть нарушается определенный порядок вещей. Для ребенка это важно. Соблюдая режимы и систематически складывая игрушки и одежду свою и малыша в порядок можно подать ему определенный пример, который он будет соблюдать всю оставшуюся жизнь.

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Сенсорами называют наши органы восприятия окружающей среды — слух, нюх, зрение, тактильные ощущения. Как только ребеночек начинает ручками касаться предметов намерено, тянуть их в рот, он знакомиться с окружающей средой. Постепенно он различает звуки, цвета, запахи, различную текстуру. Это все происходит своим чередом, но малышу можно помочь запомнить как можно больше разных ощущений. Для этого можно играть с ним предметами, которые имеют различную форму, цвет, текстуру. Педагоги рекомендуют игру «волшебный мешок». Сложить туда различные за формой и размером предметы, конечно, безопасные для малыша. Кусочки тканей и различных материалов. Пусть он ручкой трогает и пытается угадать, что это.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает мелкую моторику, благодаря чему улучшаются когнитивные способности, то есть мыслительные. Ладошки непосредственно связаны с мозгом, при исполнении руками каких-то действий, например лепки из пластилина или теста, игры с песком, горохом, пуговицами, бусами, фасолью, происходит массаж и активация некоторых участков ладоней и пальцев, что положительно влияет на работу мозга. Поэтому малышу нужно разрешать играть с мелкими предметами, но чтобы не доставать потом их из уха, носа, нужно это делать под присмотром или максимально обезопасить ребенка, например, бусы, пуговицы нанизать на толстую прочную нитку.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Когда ребенок учится ходить, он часто падает, потому что не владеет еще своим телом в полной мере. Постепенно навык улучшается и падения сокращаются. Чтобы помочь малышу лучше координировать свои движения, можно позволять ему лазить по лестнице, взбираться на специальные горки-тренажеры, стоять на одной ноге или пытаться устоять на неустойчивых предметах. Эти занятия нужно проводить только под присмотром взрослых, чтобы свести травматизм к минимуму.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В данный отрезок времени закладываются навыки, которые называются этикетом или системой поведения в обществе. Это то, что потом будет определяться как воспитанность или отсутствие таковой. Дети в этом возрасте подражают поведению своих близких родственников или тех, с кем находятся большую часть времени. Если родители сами не воспитанные, то вероятность того, что ребенок будет вести себя так же очень высока. Только личным примером можно заложить в подрастающее поколение необходимые навыки общения с окружающими.
От рождения и до 6 лет малыш подобен губке, он жадно впитывает все, что его окружает, идет достаточно интенсивное развитие, которым можно воспользоваться, чтобы ненавязчиво обучить элементарным навыкам. Специально учить что-то делать не всегда получается качественно. Ребенок, в большинстве случаев, противится, особенно в раннем возрасте. Насильно не только мил не будешь, но мало чему научишь, а зная в каком возрасте малыш к чему больше склонен, можно просто играть с ним или показывать на собственном примере, имея определенную цель обучения чему-то и результаты будут куда лучше.

Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

Сенситивный (сензитивный) период - это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого - продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

  • 0-4 месяца - ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
  • 1-1,5 года - ребенок прислушивается к вашему разговору,
  • 2-2,5 года - в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
  • 2,5-3 года - ребенок проговаривает свои мысли и действия.
  • 3,5-4 года - ребенок может осознанно употреблять речь.
  • 4-4,5 года - в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
  • 5 лет - появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.

Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок - это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни , так как определенная последовательность действий - режим - дает ребенку чувство защищ енности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие - это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей - обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет . Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум - самостоятельно есть, а к трем - одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.

Также обязательно узнайте о том,

Фото в тексте: istockphoto.com

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития. Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори. Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах. Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям. В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Сенсорное развитие

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы. Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая. Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

Восприятие небольших предметов

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

Развитие действий и движений

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

  • Помогает развитию физических качеств.
  • За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
  • Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

Развитие социальных навыков

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

  • как надо здороваться и прощаться;
  • как обратиться за помощью;
  • как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать.

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр...

Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.… Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  • взрослый может (а, точнее, обязан!) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
  • взрослый может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

И еще несколько общих характеристик сензитивных периодов.

Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей , независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они индивидуальны , если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребенка.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

  • более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
  • этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;
  • более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности.

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

… Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей - в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в мире. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, родительский дом и родительская забота.

В обычной, житейской ситуации этот процесс пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори, - как с помощью создания «подготовленной среды», так и с помощью специальных упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость «подготовки ребенка к школе» осознается родителями, воспитателями и учителями достаточно хорошо, то многие из них и не представляют, что столь же важная задача заключается в подготовке ребенка к детскому саду . Речь здесь ни в коем случае не идет о некоторых знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед школой или детским садом. А о том, чтобы знать и учитывать внутренние законы его развития и не нарушать их, например, преждевременным направлением ребенка в детский сад, когда необходимый уровень жизненного опыта, самостоятельности им еще не достигнут, когда не сформировалось у него чувство порядка.

В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее - намного тоньше (если опять-таки не пускать этот процесс на самотек, а предоставить ребенку возможность упражнять свои органы чувств с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет «подготовленная среда» Монтессори-детского сада, где всегда есть все необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и, наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свои познавательные импульсы и несущие в Монтессори-группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасным материалом для упражнений навыков социального поведения.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

Сензитивный период развития речи

Этот сензитивный период длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4,5 месяца :

  • ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Напомним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь;
  • поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит, существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - веская причина для обращения к врачу;
  • дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата;
  • ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года :

  • ребенок сознательно выговаривает первое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;
  • но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

В возрасте около 1,5 лет :

  • ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику «приятно - неприятно» вместо «правильно - неправильно». Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе «воспитания»;
  • ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического «детского» языка с особыми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода .

Первый связан с категорическим запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в двуязычной среде , когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет :

  • ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;
  • дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
  • они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Отметим основную мысль М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем .

Сензитивный период восприятия порядка

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори. Вспомним ее известную фразу: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет , причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2-2,5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный уклад жизни, привычные ориентиры в связи с переходом к рыночной экономике. Но у нас была семья, профессия и пр., и это позволило худо-бедно удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Происходит это в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему .

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каждой из этих трех сфер.

Порядок в окружающей среде

Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовленная среда» (аналогичная той, которая формируется в Монтессори-школе), демонстрирующая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте - даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, ребенку в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.

Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям приходится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда - заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь «профессионалами» в воспитании собственного ребенка.

Порядок во времени

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех. После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня - это значит запустить ход «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихода и быть уверенным в их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне!

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

  1. Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности -обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).
  2. Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название («Готовимся ко сну») для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.
  3. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно ребенок научится тому, что видит.

В заключение отметим, что уровень сформированности у ребенка «чувства порядка» является одним из основных критериев готовности к Монтессори-детскому саду, да и к детскому саду вообще. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях: насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в Монтессори-группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок! Это же касается уровня «внутреннего порядка» (порядка в мыслях, поступках и пр.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в Монтессори-группу необходимо пройти курс индивидуальной Монтессори-терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов Монтессори-терапевту удается максимально использовать «излет» уже прошедшего сензитивного периода.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5,5 лет . Этот период в развитии ребенка описан не только в работах М. Монтессори, поэтому мы сделаем лишь несколько специальных замечаний.

Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной методики работы с сенсорным Монтессори-материалом развивается также стереогностическое чувство (термин М. Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок с завязанными глазами пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос в принципе есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических данных, воспользоваться которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ дает М. Монтессори, и заключается он в самой организации деятельности Монтессори-группы в детском саду. Речь идет о так называемой свободной работе детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем дол жен позаботиться Монтессори-учитель) ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. В этих условиях Монтессори-учитель, наблюдая за выбором ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в зоне его ближайшего развития, заранее предлагая ребенку познакомиться с соответствующим дидактическим материалом.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет , и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития . Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит М. Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и ребята, которые в открытую курят на остановках. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах М. Монтессори и ее последователей.

Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).

Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.

Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.

Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каж-дого индивидуальные свой-ства психики, способности и инте-ресы.

Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.

Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.

Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.

Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.

Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.

Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.

Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.

1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.

При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.

Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.

По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.

Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)

Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
. Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
. Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
. Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
. Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
. Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.

По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.

И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.

Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.

Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.

Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.

Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.

Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.

Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.

Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.

Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.

Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.

Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.

Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.

Литература

Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского . М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.