Задачи. Учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка; расширять знания о фруктах; пробуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.
Материал . Альбомный лист бумаги, гуашь, две кисточки (одна обязательно жесткая из натуральной щетины), маленький листочек бумаги для проверки цвета.
Ход занятия.
Педагог читает или рассказывает: «Осень – одно из самых красивых времен года. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев пожелтевшие листья, шелестят под ногами резные листья дуба, золотые сердечки листьев березы. На их фоне такими праздничными кажутся покрасневшие кленовые листья… А в садах поспели яблоки. Сколько их! Сочных, вкусных и таких разных по величине, форме и цвету. Желтые и зеленые, красные и белые, в полоску и в крапинку, с яркими бочками и нежным румянцем… Яблоки не только вкусные, но и очень полезные. В них много витаминов и других нужных организму человека веществ. Яблоки нравятся и взрослым и детям. Можно есть свежие яблоки, можно варить из них варенье, повидло, делать сок, сушить. А какие вкусные пироги с яблочной начинкой пекут наши мамы и бабушки!»
«Представьте себе, что к нам в окно заглядывает яблоневая ветка. Вот такая, например». Показать детям образец, уточнить вместе с ними форму и цвет яблок, листьев, ветки. Предложить детям нарисовать ветку. Последовательность рисования: сначала дети рисуют желтой гуашью тычками круги - яблоки (количество и расположение – по желанию детей); потом тычками - ветки.
Дети рисуют. Не забывайте напоминать им каждый раз, что, набрав краску на кисть, нужно обязательно сделать несколько пробных тычков на листочке бумаги, чтобы убрать лишнюю краску и проверить ее цвет.
Первая пауза. Ритмическая гимнастика «Сбор яблок» (музыка любая, с четким ритмом).
Педагог |
Дети |
Мы идем во фруктовый сад. Вдыхаем яблок аромат. Хотим сорвать яблоки с дерева. Может быть, допрыгнем до них? Подумаем, как же сорвать яблоки? Нужно поставить лестницу! Срываем яблоки и кладем в корзину. Яблоки собрали, теперь отдохнем. |
Ходьба на месте. Дыхательные упражнения. Поднимаются на носочки, Тянут поочередно то одну. То другую руку вверх. То же, только с прыжком. Полуприседание, Руки чуть в стороны. Имитируют подъем по лестнице. Имитируют сбор яблок. Садятся на стульчики, закрывают глаза. |
Дети после паузы рисуют тонкой кистью листья, место прикрепления яблок к ветке и их сердцевину.
Вторая пауза. Дидактическая игра «Кто больше?»
Что можно делать из яблок? (Варенье, повидло, мармелад; из них выжимают сок, их сушат, маринуют и т. д.)
Какие бывают яблоки на вкус? (Сладкие, кислые, сочные, кисло-сладкие, мягкие, жесткие и др.)
Какие бывают яблоки по цвету? (Ответы детей.)
Какими словами описываются яблоки в русских сказках? (Румяное, наливное, золотое.)
Желтая краска на яблоках к этому времени высохла – можно на них рисовать легкими тычками румянец.
Педагог: «Какой яблоневый сад у нас получился! Яблоки крупные, румяные, так и просятся в рот.
Что за чудные плоды –
Нет вкусней, сочней еды!
Цветом желтым, цветом красным
Осень щедро красит их.
Невозможно мимо них
Пройти рядом равнодушно,
Так и хочется их скушать.
А они, налившись соком,
С веток спелым своим боком
Манят нас, собой дразня,
Будто молвят: «Съешь меня»!
Организация: МБДОУ № 226
Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону
Конспект занятия по ИЗО для средней группы в нетрадиционной технике «Осенняя яблоня»
Цель:
познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования: обводка руки, печатание пальчиками. Развивать у детей чувство цвета, формы, эстетическое восприятие
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоционально отзываться на красоту осени;
2.Учить передавать в рисунке красоту осени;
3. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Оборудование:
- репродукции картин осени, изображение яблони,
Муляжи яблок,
Детские рисунки с изображением яблони,
Магнитная доска,
Материалы:
Листы бумаги голубого цвета формата А4;
Гуашь;
Баночки с водой;
Салфетки;
Простой карандаш;
Кисти;
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними деревьями во время прогулок;
Беседа о деревьях, которые плодоносят осенью;
Подвижные игры: «Листопад», «Горячая картошка», «Яблочко»;
Дидактические игры: «Третий лишний», «Собери пары», «Фрукты-овощи»; «Съедобное - несъедобное»
Разучивание стихов про осень, яблоню, яблоко, деревья, фрукты;
Отгадывание загадок
Ход занятия:
Воспитатель:
- Дети, а какое сейчас время года? Почему вы так решили? (Осень, с деревьев опадают жёлтые листья).
Какие деревья осенью дают плоды? (Груши, яблоки, рябина, калина, каштаны).
Послушайте стихотворение:
Яблоня.
Высоко на дереве яблоки созрели,
Солнышком напитаны спелые бока;
Мы такие яблочки никогда не ели
И никто не пробовал, уж наверняка .
Вам понравилось стихотворение? О каком дереве оно? Какими словами автор говорит о яблоне? (О яблоне. О плодах, которые солнышком напитаны спелые бока).
Сегодня мы с вами нарисуем красивое осеннее дерево - яблоню, с помощью нетрадиционной техники, для этого нам понадобятся гуашевые краски, кисти, простой карандаш, вода и салфетки.
Воспитатель показывает примерную работу и описывает дерево.
Дети, какие части дерева вы знаете? (ветки, ствол, лист, корень, крона дерева).
Правильно разместить (скомпоновать) дерево на бумаге, развернём лист вертикально, левую руку положим на формат и обведём её правой рукой простым карандашом. Рука будет стволом, а пальцы ветками. (Воспитатель показывает, как это сделать) .
Пальцы превращаем в ветки, а чтобы яблоня получилась красивой, немного разомнёмся и превратимся на несколько минут деревьями.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо, (дыхательные упражнения)
- деревцо. (руки вверх, наклоны вправо-влево)
Ветер тише, тише, тише- (дети приседают)
Деревцо всё выше, выше. (дети поднимаются вверх на носочках, поднимая руки)
Воспитатель:
Теперь раскроем краски и нарисуем коричневый ствол, способом примакивания напечатаем дереву жёлто-зелёные листья. Молодцы!
Теперь украсим нашу яблоньку яблоками. Для этого нам понадобятся ваши пальчики, макаем пальчик в красную краску и печатаем, отпечаток получается круглый, как яблочко. Молодцы!
Какие красивые, нарядные осенние яблоньки у нас получились! Пальчики вытираем салфетками.
Анализ детских работ:
В конце занятия дети рассматривают работы друг друга, и педагог хвалит всех детей.
Воспитатель: -Дети, чем мы сегодня занимались?
Дети:- Рисовали яблоню осенью.
Воспитатель: -Чем мы рисовали?
Дети:- Гуашью, с помощью руки и пальчиков.
Воспитатель: -Молодцы ребята! Пусть эти рисунки порадуют вас и поднимут вам хорошее осеннее настроение.
____________________________________________________________________
К предварительной работе:
Загадки:
Ярко – красный Сидит - зеленеет,
Бочок атласный, Падает - желтеет,
Либо красное целиком, Лежит - почернеет.
Опадает, (Листья)
Коль созревает,
- жаль, если с червяком. Пришла без красок
(Яблоко) И без кисти
Листья с веток облетают, И перекрасила
- к югу улетают. Все листья.
- за время года?- спросим. (Осень)
Знаем сами. Это… (осень)
- чудо-дерево,
На дереве – мячики: Не матушка родима,
Летом – зеленые, А гостинцем оделила.
Осенью – румяные. (Яблоня)
(Яблоня)
Скучная картина! «Про яблони и яблоки»
Тучи без конца, Зелёные и красные,
Дождик так и льётся, Полезные, прекрасные,
Лужи у крыльца… Отменный аромат -
Чахлая рябина Отведать каждый рад.
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка На веточке-чудеснице
- пятном. Плодов полезных ряд,
Что ты рано в гости, В конце златого лета
Осень к нам пришла? Выходят на парад.
Ещё просит сердце
Света и тепла!.. А дальше отправляются
- яблоньки-красавицы В коробки и корзины,
Плоды - подарок лета. И поступают свежими
яблоньки-красавицы К нам сразу магазины.
Плоды – вкуснее нету. Ирис Ревю
А.Плещеев
Пословицы и поговорки
Душа не яблоко, её не разделишь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Не тряси яблоко, по куда зелено: созреет - само упадёт.
Хочешь съесть яблоко –посади яблоню.
Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
Всякое яблоко стремится стать яблоней.
У соседа яблоко всегда кажется вкуснее.
Кто в день яблоко съедает – тот у врача не бывает.
Фразеологизмы
Яблоку негде упасть - о большой тесноте.
Яблоко раздора - то, что порождает ссору.
Литература:
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Лепка, аппликация, рисование. Планирование, конспекты, методические рекомендации». М 2007 г.
Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина «1000 загадок» Ярославль 2002 г.
Е.Г.Сайкина, Ж.Е.Филирева «Физкульт привет - минуткам и паузам!»С-П 2006 г.
А.Т.Волобуев «500 загадок обо всём для детей» 2008 г.
Р.Г.Козаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование» М 2007 г.
О.В.Мариничева, Н.В.Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать времена года» Ярославль 2006 г.
А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль 2004 г.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки»
«Яблони для Каркуши».
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Цель: учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, д. и. «Овощи и фрукты», «Варим компот».
Материалы к занятию: цветные карандаши цветные фломастеры, бумага размером альбомного листа (на каждого ребенка) .
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Беседа об осени. Воспитатель напоминает детям, что наступила осень. Пожелтела на лугу трава; листья окрасились в яркие цвета: красный, оранжевый; покраснели ягоды на рябине; в лесу много грибов, орехов; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах и на плодовых деревьях поспели фрукты.
Беседа на тему «Фрукты – полезные продукты»
— А вы, ребята, пробовали витамины?
— Витамины бывают не только в таблетках.
— А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов.
Сюрпризный момент:ребята нам пришло письмо от Каркуши.
Здравствуйте ребята! Сегодня,я к вам не прилечу. Я полетела с перелетными птицами, в теплые края посмотреть на яблонях поспели яблоки.
Воспитатель: Ребята, а наша Каркуша перелетная птица.
Ответы детей.
— Конечно нет, она не сможет лететь так далеко. Она устанет, отстанет от стаи и может потеряться. Надо что то делать. А давайте, Вы дети нарисуете Каркуше яблони, на которых поспели яблоки. И у Каркуши,будет свой яблоневый сад, тогда она вернется и не потеряется.
Дети: давайте.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья, ладони развести)
Ах, какой приятный вкус.
А теперь приступим к работе (дети садятся)
— Сели, улыбнулись друг другу, чтобы быть добрыми и радостными!
Дети рисуют яблоню.
Вот какие мы с вами молодцы. Мы сейчас пойдем на прогулку и попросим птиц передать Каркуше, что у нас есть свой яблоневый сад, пусть возвращается.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки»
«Яблони для Каркуши».
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Цель: учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, д. и. «Овощи и фрукты», «Варим компот».
Материалы к занятию: цветные карандаши цветные фломастеры, бумага размером альбомного листа (на каждого ребенка) .
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Беседа об осени. Воспитатель напоминает детям, что наступила осень. Пожелтела на лугу трава; листья окрасились в яркие цвета: красный, оранжевый; покраснели ягоды на рябине; в лесу много грибов, орехов; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах и на плодовых деревьях поспели фрукты.
Беседа на тему «Фрукты – полезные продукты»
А вы, ребята, пробовали витамины?
Витамины бывают не только в таблетках.
А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов.
Сюрпризный момент:ребята нам пришло письмо от Каркуши.
Здравствуйте ребята! Сегодня,я к вам не прилечу. Я полетела с перелетными птицами, в теплые края посмотреть на яблонях поспели яблоки.
Воспитатель: Ребята, а наша Каркуша перелетная птица.
Ответы детей.
Конечно нет, она не сможет лететь так далеко. Она устанет, отстанет от стаи и может потеряться. Надо что то делать. А давайте, Вы дети нарисуете Каркуше яблони, на которых поспели яблоки. И у Каркуши,будет свой яблоневый сад, тогда она вернется и не потеряется.
Дети: давайте.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику:
У дороги яблонька стоит,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит.
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас.
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
В сладко яблочко вопьюсь,
(соединить запястья, ладони развести)
Ах, какой приятный вкус.
А теперь приступим к работе (дети садятся)
Сели, улыбнулись друг другу, чтобы быть добрыми и радостными!
Дети рисуют яблоню.
Вот какие мы с вами молодцы. Мы сейчас пойдем на прогулку и попросим птиц передать Каркуше, что у нас есть свой яблоневый сад, пусть возвращается.
Гульназ Сагитова
Конспект НОД по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки»
Тема непосредственной образовательной деятельности «На яблоне поспели яблоки »
Цель : продолжать учить детей рисовать дерево , передавая его характерные особенности : ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы . Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
Предварительная работа : наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию : цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером альбомного листа (на каждого ребенка) .
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1. Организационный момент. Беседа.
Воспитатель. Сегодня мы будем рисовать дерево , плоды которого лежат в этом мешочке. Кто сможет узнать эти плоды на ощупь?
Воспитатель дает детям возможность на ощупь определить плод. Если дети не могут узнать, можно предложить отгадать загадку :
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Правильно, это яблоко . (Воспитатель достает из мешочка яблоко .) Посмотрите, какое оно красное. Яблоко , оно очень полезно каждому из нас. Если мы постоянно будем, есть их, мы не будем болеть, потому что в яблоках много витаминов . И вот именно сейчас, в начале осени, начинают собирать урожай яблок , которые мы будем, есть зимой. Посмотрите на эту картинку. На ней изображена яблоня . (Дети называют, из каких частей состоит дерево)
2. Подготовка к практической деятельности.
Вот такое полезное дерево с очень полезными плодами мы сегодня нарисуем. Вначале мы рисуем ствол дерева. Посмотрите, к верху ствол сужается. Затем рисуем ветки. На ветках рисуем листья. (Круговыми движениями, без закрашивания) . А круглые яблоки вы уже умеете рисовать самостоятельно . 2-3 детей пробуют нарисовать дерево самостоятельно у доски.
Перед тем, как приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
У дороги яблонька стоит ,
(руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит .
(сложить запястья вместе)
Сильно ветку я потряс,
(руки над головой, движения вперед-назад)
Вот и яблочко у нас .
(ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко )
В сладко яблочко вопьюсь ,
(соединить запястья, ладони развести)
Ах, какой приятный вкус.
3. Практическая самостоятельная деятельность.
/в процессе рисования оказываю индивидуальную помощь, слежу за осанкой /
4. Рефлексия. По окончании работы, говорю : Посмотрите, ребята. Мы с вами нарисовали яблоневый сад . А как много яблок .
В конце непосредственной образовательной деятельности все вместе любуемся яблонями и поём первый куплет песни «Урожайная» сл. и муз. А. Филиппенко
/дети водят хоровод вокруг яблони и поют песню/ - 2 мин.
Мы корзиночки несём,
Хором песенку поём.
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Припев : Ой, да, собирай
И на зиму запасай.
Предлагаю детям вымыть руки и угощаю их яблоками .
Фрукты богаты витаминами, полезны для нашего здоровья. / дети кушают яблоки/