Конспект родительского собрания в форме деловой игры "Знаю ли я своего ребёнка" план-конспект занятия на тему. Родительское собрание – деловая игра Деловая игра родительское собрание в детском саду

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: Скачать конспект

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Деловая игра «Конфликты, в детском саду, и способы его решения»
Участники: Педагоги-стажёры, родители 2 младшей группы «Гнёздышко», эксперты: социальный педагог, педагог-психолог, юрист.
Цель: повышение педагогической и социально-коммуникативной компетентности родителей; разработка основных правил выхода из конфликтной ситуации.
Целевая аудитория:
1. Родители: родители-«родители», родители – «дети»;
2. Эксперты: психологи, социальный педагог, юрист;
3. Воспитатели-стажёры.
Ход игры:
Каждый участник перед входом вытягивает жетон. В группе рассаживаются в соответствии с выбранными жетонами за столы. Поприветствуем команду Экспертов, воспитателей, Родителей-РОДИТЕЛЕЙ, Родителей – ДЕТЕЙ.
Поиграем в игру «Родительский диктант» и на «Кресло размышлений» я приглашаю мужчину с зелёными глазами.
- Современные родители стараются все сами делать за своего ребёнка: кормят его, одевают, играют за него, тогда зачем ему ручки? Давайте их завяжем. (Завязываем руки). Так как они у Вас еще маленькие вы носите их на руках, ножками они не ходят, вы их водите сами туда, куда можно, не дай Бог пойдут не по той тропинке и что-нибудь случится. Зачем тогда ему ножки? Завяжем мы их. (Завязываем ноги). А если он на остановке или в магазине закатит скандал, начнёт кричать и плакать, окружающие подумают, что он невоспитанный и начнут осуждать. Нам же не хочется, чтобы про нас так думали? Давайте завяжем ему ротик? (Завязываем рот). А если он где-то что-то услышит не то, что ему надо знать, или вдруг услышит это «плохое» слово «НЕЛЬЗЯ», или вдруг его кто-нибудь заругает, за плохое поведение – давайте ему завяжем ушки. (Завязываем уши). А вдруг он увидит что-то плохое, и узнает, что мир не так добр, как мама ему нарисовала, что есть трудности в жизни и с ними необходимо бороться самостоятельно сняв розовые очки. Пусть лучше он в них и остается – завяжем ему глазки. (Завязываем глаза). А так как мы (взрослые) ему самостоятельности не даем, оберегаем от всего, в том числе и от детских шалостей, от детского любопытства, давайте завяжем ему сердечко, он же всё равно нашей жизнь живёт, а не своей, зачем оно ему? (Завязываем сердечко).
Посмотрите, какой замечательный красивый ребёночек у нас получился. Вам нравиться? (Нет) А почему он Вам не нравиться? Это же идеальный ребёнок, такой какого хотите Вы! Может и родительское собрание тогда не нужно? (Нужно). Что мы можем сделать для этого ребёнка? А ребёнок станет хорошим, когда мы его развяжем? А когда? Ребёнок только тогда, станет хорошим, когда мы начнём относится к нему как к самостоятельной личности, будем только корректировать его поведение и сами начнём меняться и выполнять правила………
Задание №1: «Права, обязанности и ответственность родителей». Перед Вами на столах лежит статья №44 закона «Об Образовании», ваше задание выбрать те права и обязанности, которые подходят только Вашей группе. (Каждая группа для себя выбирает: родители, воспитатели). Эксперт – юрист, готовится к выступлению: выдержки из семейного кодекса по воспитанию детей. Родители – «Дети» рисуют большую картину «Мы вместе».
Вывод: В связи с введением стандарта в ДОУ у родителей появились права и обязанности, которые должны выполняться, но к сожалению пока это не так и поэтому возникают конфликты. А что такое конфликт?
КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Отправная точка гармонизации отношений. Из-за чего может возникнуть конфликт? Какие конфликты могут быть в детском саду? Можно выделить три группы, подумайте какие?
1. Родители – воспитатели;
2. Родители-старшие родители (дедушки, бабушки);
3. Родители – дети.
Задание №2: Посмотрите и решите конфликтные ситуации в первой группе «Родители-воспитатели». Вы уважаемые родители, воспитатели и эксперты, при просмотре определяете следующее:
- кто неправильно повёл себя?
- какой выход из сложившейся ситуации можно найти, при этом упираясь на правила, которые вы видите на доске.
(На доске вывешены правила: 1. Творческий подход к решению конфликтной ситуации;
2.Статья 44 «Закона об Образовании»;
3. Единый стиль воспитания;
4. Содружество с воспитателями и работниками ДОУ;
5. Дружелюбное уважительное отношение к работникам ДОУ;
6. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ и группы;
7. Конфликтные ситуации необходимо решать без детей;
8. Необходимо следовать в соответствии с законом РФ;
9. Выполнение правил Устава Учреждения;
10. Нет мотивации к деятельности;
11. Другое.
- какой выход вы предложите из сложившейся ситуации или как можно переиграть.
Просмотр первой ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии с Семейным кодексом и в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы.
Решение: Переиграть ситуации в пользу воспитателя и взять домашнее задания для развития своего ребёнка.
Просмотр второй ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы, нет творческого подхода к жизнедеятельности группы.
Решение: Переиграть ситуацию: взять роль мамы-кошки и выступить на театральной пятнице.
Вторая группа, где могут возникнуть конфликты – это родители и старшие родители.
Задание №3: Каждой группе предлагается карточка с ситуацией, вы решаете её в соответствии с планом, ЭКСПЕРТЫ вас дополняют и комментируют ваши ответы.
1) Для родителей: Мама собирает ребёнка в детский сад, рядом ходит бабушка и помогает маме, так как ребёнок плачет и не хочет идти. У него для этого находится целый арсенал отговорок: болит живот, хочет кушать, хочет остаться с мамой и т.д. Мама говорит ему о том, что в садике интересно, его ждут детки, воспитательница по нему скучает. Ребёнок начинает успокаиваться. Бабушка говорит: - Ну пусть он сегодня побудет дома со мной. Ничего страшного не случиться, если один денек пропустит! Мама: (раздраженно отвечает, так как ребёнок практически успокоился) Мама, о чём вы говорите? Как пропустить! Там же программа по которой развивают детей. Это как школа, только для малышей. Школу тоже будем пропускать? Ребёнок начинает опять плакать.
2) Для воспитателей. Мама рассказывает дома бабушке, что завтра попросили сопровождать детей на экскурсию, а её не отпускают с работы. Бабушка говорит: Как что придумают, хоть стой - хоть падай! Раньше как было: привели, оставили, их накормили, спать уложили, вечером пришли и забрали, а сейчас – экскурсии, развлечения, занятия, праздники и для всего нужны родители! Что попало! Не нравятся мне это нововведения!

Сейчас наши «Дети» на некоторое время отлучатся, а мы с Вами немножко поиграем.
Игра на сплочение «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока
не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Игра на сплочение «Сосиски – кетчуп-кока-кола»
Участники встают друг за другом и держатся за талию. Идут по кругу и выполняют действия: правая нога в сторону – сосиски, левая нога в сторону – кетчуп, круговые движения тазом – кока-кола. После круга берем за талию через одного, следующий круг через два человека.
Игра «Досчитай»
Все участники встают в круг. Необходимо досчитать до 30, но не договариваясь друг с другом. Если два человека скажут одно число вместе, то счёт начинается с начала.
Задание №4: Наши «Дети» уже готовы. Прошу Вас присесть на свои места. Сейчас «Дети» разыграют перед нами ситуации, а мы по той же схеме дадим характеристику ситуации и найти выход. (Просмотр ситуаций)
1. Папа одевает ребёнка домой. Дочка спрашивает:
- Папа, ты купишь мне куклу, которая разговаривает?
П: - А ты себя хорошо вела?
Д: Да, хорошо.
П: Спросим у воспитателя. Как сегодня вела себя моя дочь?
В: Хорошо. Оно красивее всех танцевала, выполняла все задания, помогала Светлане Александровне, но не поделили куклу с Мариной и поругались. Правда, быстро помирились!
П: Доча, мы же разговаривали, что нельзя ругаться с детками в детском саду.
Д: (стоит на своём и начинает уже канючить): Папа, ну купи куклу!!!
П: Ты меня, что не слышишь?
Д: (бьёт отца по лицу и начинает истерить) Хочу, хочу, хочу! Я сказала, куклу!!
П: (не обращая внимания на удар продолжает её одевать)
2. Вся семья сидит за столом и собираются обедать. Мама зовёт ребёнка за стол. Приходит ребёнок, садится, видит что в тарелке суп и начинает капризничать: Я не хочу суп! Отодвигает тарелку.
М: Доченька ну суп вкусный и полезный, поешь!
Д: Я не хочу! И не буду! (начинает истерить)
П: (бьёт кулаком по столу) Ну-ка быстро ешь я тебе сказал! И прекрати ныть!
М: Пусть сидит голодная значит, раз суп не хочет есть!
Б: (Берет конфетку со стола и дает девочке) Кушай внученька конфетку, что ты голодная будешь сидеть что ли!?
М и П: (в один голос): Мама, что вы делаете?

Первая ситуация. Итог: Родители идут на поводу у ребёнка, выполняя все его капризы, нет уважения к родителям, так как их слово для ребёнка ничего не значит.
Решение: Воспитать ребёнка в соответствии с
Вторая ситуация. Итог: Родители воспитывают ребёнка не в едином стиле, нет согласованности между друг другом, ребёнок не может понять почему один говорит так, другой по-другому.
Решение: выбрать единый стиль воспитания, при этом, чтобы ребёнок не видел Ваших обсуждений.
Спасибо нашим «Детям». Подведём итог в виде «Свода правил», который нам помогала составлять Светлана Семёновна. Посмотрим, что же у нас получилось. (На доску вывешиваются лепестки, на которых записаны правила и ещё раз проговариваются)
у Вас лежат на столах зеленыё и красный смайлик. Если Вы считаете, что собрание было полезным и актуальным для нашей группы, приклейте зелёный смайлик в виде стебелька к нашему цветику-семецветику, если же Вам было интересно, но необходима дополнительная информация, то приклейте красный смайлик на сердцевинку.
Омар Хайям
Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом
Бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно,
Зло, излученное тобой, к
Тебе вернется непременно…
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высоких слов
Не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Прекрасные моменты…
Давайте жить, во всем
Друг другу
Потакая, - тем более, что
Жизнь короткая такая!…

Родительское собрание в ДОУ

Нетрадиционное родительское собрание в форме деловой игры «Счастливый случай» на тему «Роль этикета в воспитании детей».

Бикбаева Эльмира Ханафиевна, воспитатель МБДОУ ДС "Золотой петушок", г. Оса, Пермский край
Задачи : показать родителям, что этическое воспитание одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности, способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Ход собрания:
- Добрый вечер уважаемые дети и родители! Нашу встречу хотелось бы начать со слов Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни». Сегодня мы собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию наших детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема сегодняшней встречи «Роль этикета в воспитании детей».
- Что же такое этикет? (ответы родителей)
- Этикет – это французское слово, которое обозначает «свод правил поведения, обхождения, принятых в определенном обществе».
- Обсуждение этого вопроса будет проходить во время игры «Счастливый случай». У нас две команды «Метеорчики» и «Дельфинчики». Команды проходите занимайте свои места.
- Оценивать нас будут жюри, в состав которых входят…
- Жюри будут оценивать содержательность, оригинальность, эмоциональность выступления.

- Итак, гейм первый «Разминка» .
Каждая команда отвечает на 10 вопросов за две минуты. За каждый правильный ответ 1 балл. Чтобы определить, какая команда начинает детям нужно отгадать загадку.
1) 4 сестрицы под одной фамилией.
2) Ножек 4, шляпок 1, нужен, коль станет обедать семья.
- первой отвечает команда…
Вопросы первой команде:
1. Чем берут хлеб из корзины?
2. Чем едят макароны?
3. Чем размельчают овощи?
4. Куда нужно положить ложку, размешав сахар в чае?
5. Какие фрукты едят руками?
6. Когда приборы кладут параллельно друг другу?
7. В какой руке держат нож?

8. Как нужно наклонять тарелку с супом?
9. Что нужно делать, если вилка упала?
10. Как нужно разговаривать за столом?
Вопросы второй команде:
1. Как едят хлеб?
2. Чем едят рыбу?
3. Чем размельчают мясные блюда (котлеты)?
4. Куда нужно положить ломтик лимона, отжав его в чае?
5. Какие фрукты едят с помощью вилки и ножа?
6. Как приборы кладутся, прервав есть?
7. В какой руке держать вилку?
8. Как нужно вести ложку с супом?
9. Куда класть использованную бумажную салфетку?
10. Что едят десертной ложкой?

- Гейм второй «Заморочки из бочки»
Нужно разыграть ситуацию, описанную на экране. Чтобы определить номер ситуации, нужно достать бочонок из бочки. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.
Ситуация 1:
Ребёнок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась.
Ситуация 2:
Девочка хочет узнать у незнакомого человека время.
Ситуация 3:
На остановке в автобус входит старенькая бабушка.
Ситуация 4:
Девочке хочется купить шоколадку. Как нужно говорить с продавцом.
- А сейчас жюри посчитают итоги двух конкурсов, а мы поиграем.
Музыкальная игра «Если дети утром умываются»
- Слово жюри.

- Гейм третий «Ты - мне, я – тебе»
- Одна команда читает начало предложения, а вторая должна его продолжить. Жюри оценивает правильность, за каждый верный ответ – 1 балл.
1. Выбирая фрукты, лежащие в вазе, берите…
2. Не следует пить вино, когда…
3. Птицу едят…
4. Второе блюдо с гарниром и без нужно есть…
5. Арбуз едят…
6. Чашку с ручкой берут…

- 4 гейм «Тёмная лошадка»
- команда выбирает лошадку, вторая достаётся второй команде. Каждая лошадка предлагает вам задания: 1.Сервировка праздничного стола 2. Сервировка обеденного стола.
- Этот конкур жюри оценивает в 5 баллов.
- пока жюри подводит итоги, игра с телезрителями «Это я, это я, это все мои друзья».

- 5 гейм «Гонка за лидером»
Перед вами телефон доверия. Нужно прослушать вопрос и ответить на него.
Оценивается 5 баллов.
- пока жюри подводить итоги - Музыкальная пауза.
- слово жюри.

Главная > Документ

3.5. Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Игры и игровые ситуации способствуют снятию монотонности родительского собрания, являются прекрасной разминкой для любой категории слушателей (детей и взрослых), служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности. Игры помогут в некоторых случаях более непринужденно выполнить сложное задание. Приведем примеры таких разминок, подвижных упражнений для отдыха. Мне нравится. Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: "Мне нравятся те, у кого карие глаза (или светлая обувь, или носящие очки и т. д.)" Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру. Круг общения. Все участники родительского собрания встают в круг. Один из участников находится в центре круга. Ему нужно пройти по кругу, останавливаясь напротив каждого участника. Нужно прикоснуться ладонями к ладоням каждого и окунуться в его глаза. Комплимент. Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые вызывает образ данного человека. На прогулке. Все присутствующие встают в круг. Учитель рассказывает о прогулке и просит всех повторять за ним движения: "Я иду по росе босиком, она такая холодная. В траве сидит кузнечик и стрекочет цвирк, цвирк. Высоко в небе парит жаворонок, медленно и плавно машет крыльями. Я загляделся и наступил на ежика. Ой. И т. д." Все зависит от фантазии проводящего игру, возможности и желания родителей участвовать в этой игре. Волшебный стул. Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, то сменяет сидящего на стуле. Игра продолжается 5-7 минут. Поезд. Все родители, пришедшие на собрание, выстраиваются в шеренгу друг за другом. У всех, кроме первого участника, глаза закрыты или завязаны. Первый начинает движение между рядами парт или в коридоре, по лестнице, все остальные следуют за ним. После 5-7 минут такого движения участникам предлагается поделиться своими ощущениями и чувствами. Троллейбус (трамвай, автобус, метро). На счет 10 участники должны поставить стулья в два ряда напротив друг друга, сесть и запомнить, где кто сидит. На счет 7 нужно поменяться местами с кем-нибудь из участников, сидящих напротив. На счет 3 нужно вернуться на свое место. Переходы делаются без спешки. Сороконожка. Все участники выстраиваются в шеренгу и пытаются передвигаться с одной ноги (с правой или левой), повторяя все движения за ведущим. Затем проводится анализ ощущений каждого участника. Строим квадраты. Для игры нужна веревка, длиной 7-8 метров, концы которой связаны, и 8 платков, чтобы завязать глаза. Приглашается 8 добровольцев. Им завязываются глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагается задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить. Строим пирамиду (башню). Для построения пирамиды (башни) берутся любые предметы. Ее можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек из-под пива, соломки для коктейля и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду (башню), которая бы имела максимальную высоту и была устойчива. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Построенные пирамиды (башни) по возможности сохраняются. Победителем является та группа, чья пирамида (башня) самая высокая и самая прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела. Зоопарк. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу, рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями. Мимика и жесты. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой загадку или пословицу с помощью мимики и жестов. Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д. Посидите на стуле так, как сидит: председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая кого-либо из присутствующих, побитая собака, пчела на цветке, поросенок на кактусе, невеста на свадьбе и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы лучше в шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах. Походите по комнате так, как : если бы вы были стеклянным, резиновым, надутым, как воздушный шарик, песочным, плюшевым, деревянным и др. Хлопки. В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д. Произнесите короткую фразу из одного слова: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, зачарованно и т. д. Определи цвет. Все родители встают в круг. Один выходит из комнаты. В его отсутствие группа выбирает один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). Возвращается водящий, и все участники по очереди начинают демонстрировать телодвижения, которые, по их мнению, выражают задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой цвет был задуман. Желательно, чтобы телодвижения не были прямыми подсказками. Пишущая машинка. Всем участникам раздаются буквы. По команде учителя участники становятся по алфавиту. Задается пословица, поговорка или строчка из стихотворения, и участники "печатают" ее, отхлопывая каждый свою букву, знаки препинания. Все вместе отхлопывают паузы. Арифмометр. Вариант пишущей машинки, только с цифрами. Выполняются простые арифметические действия. Озвучивание. Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна по увиденному создать сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершении игры идет обмен сценариями. Гомеостат (групповая совместимость). Участники становятся в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего "выбрасывает" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники "выбросили" одно и то же количество пальцев. Предварительно договариваться об этом нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока группа не справится со своим заданием. Игра выявляет взаимоотношения в группе.

3.6. Приемы завершения родительских собраний

Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии. Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч. Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч - задает вопрос. Жест дня. Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. Рисунок дня. Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. Система координат. На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат - это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой - по организации. Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. Анонимный совет. Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме. Выставки. На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий. Анкетирование родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания. Типичный участник родительского собрания. Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта. Пирамида знаний. Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д. Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: "Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?" Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания. Самоанализ личностных качеств. Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий - 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника. Венок знаний (умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник. Синтез информации в кратких выражениях. Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом - используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: "За что я благодарен себе сегодня?" Чудесный ларец (чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании. Оценка по карточкам. Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя. Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам. Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний. Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей. Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видиокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения. Письмо. Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует. Работа в круге. Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. Прощание. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися.

ГЛАВА 4 Беседы для родителей

Беседа 1. Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить в виде формулы: система семейных отношений=(родители+родители)+(родители+дети)+(дети+дети). Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов-практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все "права на ребенка" - наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания. Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, считаясь с авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19-ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию" Януша Корчака о правах ребенка: ребенок имеет "право на смерть", право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Ольга Артемьева
Конспект родительского собрания в форме деловой игры «Под защитой закона»

Цель : внедрение модели системы правового воспитания в детском саду, основанной на партнёрстве ДОУ с родителями и повышение уровня правовой культуры родителей .

Предварительная работа : Анкетирование родителей «Что вы знаете о правах ребёнка?» .

Деловая игра «Под защитой закона » .

Папка-передвижка : «Права и обязанности ребёнка» , «Правовое воспитание дошкольника» .

Папка-передвижка для детей : «Дети нуждаются в защите » , «Дети имеют право» .

Фото-коллаж : «Если ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно» , «Каждый ребёнок имеет право» .

Выставка детского творчества : «Тарелка для брата» , «Коврик для бабушки» , «Моя семья» , «Игрушка для друга» .

Наглядно-информационный стенд «Пять основных принципов влияния родителей на ребёнка » .

План проведения.

1. Вступительная беседа о Декларации прав ребёнка, о Конвенции о правах ребёнка.

2. Игра «Сундучок» .

3. Блиц-турнир по содержанию Конвенции о правах ребёнка.

5. Заключительное слово педагога и родителей . Стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Ход мероприятия.

1. Вступительная беседа.

Сегодня мы собрались , чтобы поговорить на очень важную и актуальную тему – это права и обязанности ребёнка. В современном мире каждый цивилизованный и образованный человек, а особенно, педагоги, воспитатели, родители обязаны знать свои собственные права и обязанности и права, и обязанности своих детей. Уметь отстаивать, защищать их и уважать права других людей.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919году Комитета детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности международный союз спасения детей.

В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребёнка, где впервые подчёркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ.

Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948года приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребёнка.

К концу 70 годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со временем принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребёнка и методов их защиты . Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предыдущий опыт.

Таким документом стала Конвенция о правах ребёнка принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства – члены ООН – ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Конвенция, состоит из преамбулы и 54 статей, охватывающих как гражданство – политические, так и культурные права детей от их рождения до достижения совершеннолетия.

А сейчас, я хочу у Вас спросить : «Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?» (ответы родителей ) .

Как Вы считаете, нужно ли знание прав и обязанностей нашим детям в дошкольном возрасте? Почему? (ответы родителей ) .

А кто из Вас, знаком с содержанием Конвенции о правах ребёнка? (ответы родителей ) .

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители – гаранты прав и обязанностей ребёнка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребёнок.

2. Игра «Сундучок» .

А поможет нам в этом игра «Сундучок» (родители по очереди вытаскивают из сундучка различные предметы и объясняют, к какому праву оно относится – градусник, свидетельство о рождении, книга, сердечко, домик, конверт, букварь, игрушка мама с детёнышем и т. д.)

3. Блиц – турнир.

Вот сейчас мы с вами поиграли, как наши дети, а теперь прошу Вас обратить внимание, на столах лежат карточки, на которых написаны вопросы и даны предполагаемые ответы. Вам из 4 вариантов нужно выбрать на Ваш взгляд 1 правильный ответ и объяснить свой выбор.

Карточка 1

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?

Задание. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции?

1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3) право на жизнь, право на свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;

4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Карточка 2

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

Задание 1. Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

1) Органы управления Российской Федерации;

3) образовательное учреждение;

4) родители и другие лица , воспитывающие ребёнка.

Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

1) Родители или другие лица , несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту ;

2) ребёнок и родители или другие лица , замещающие родителей ;

3) родители или другие лица , замещающие родителей , и образовательное учреждение;

4) родители и органы местного управления образованием.

Задание 3. Имеет ли ребёнок право на доходы, полученные им?

1) Да, если они получены с согласия родителей ;

2) да, если они получены не в результате правонарушения;

3) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители ;

4) нет, ребёнок не должен работать.

Карточка 3

Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ «Об образовании» ?

Задание1. Кто несёт ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в образовательном учреждении?

1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;

2) органы местного самоуправления;

3) местные органы управления образованием;

4) образовательное учреждение.

Задание 2. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?

1) Учредитель;

2) органы управления образовательным учреждением;

3) должностные лица образовательного учреждения;

4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

Задание 3. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свобода воспитанников и дело дойдёт до судебного разбирательства?

1) Заведующая как представитель образовательного учреждения;

2) заведующая как должностное лицо этого учреждения;

3) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

4) учредитель образовательного учреждения.

Задание 4. Даёт ли право закон РФ «Об образовании» участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям ) обучающихся?

1) Да, только через родительские комитеты ;

2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия ;

3) да, только через Совет образовательного учреждения;

Задание 5. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;

4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Карточка 4

Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребёнком. Какие действия Вам следует совершить?

1) Побеседовать с родителями ребёнка и указать на неправомерность их действий;

2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребёнок;

3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушают права ребёнка.

Карточка 5

Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему сыну. Имеет ли право представлять интересы ребёнка только кто-нибудь из родителей ?

1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей ;

2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребёнком;

3) нет, органы опеки обязаны назначить ребёнку представителя для защиты его прав ;

4) нет, ребёнок имеет право на собственное мнение.

Карточка 6

Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми :

Какие признаки поведения ребёнка или его родителей Вас тогда насторожили?

Как Вы себя вели, что чувствовали?

Что Вы предприняли?

Как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?

(Ответы прилагаются) .

4. Решение педагогических ситуаций.

А теперь давайте переключимся на реальную действительность, на нашу повседневную жизнь. Я предлагаю вашему вниманию обсудить ситуации из жизни. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребёнка (ситуации читают родители ) .

1) Отец жестоко заставляет убирать игрушки на место. (Какое право ребёнка нарушил родитель здесь )

2) Ребёнок отказывается убирать игрушки, бабушка : «Иди, внучек спать, я сама всё уберу» . (Что можете сказать по этому поводу) .

3) Мать говорит ребёнку : «Лодырь, лентяй, опять всё раскидал, ничего не убрал!» (Какие права ребёнка нарушает мать? Какими обязанностями пренебрегает ребёнок)

4) «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин : «Он вкусный, полезный, в нём много витаминов, съешь апельсинчик!» . – «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу» . (У Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них) .

5) «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки мыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!». (Оцените стиль общения с четырёхлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребёнок в детский сад).

6) На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет. (Как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад)

7) Родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребёнку» . Мама настаивала на тёплой воде для умывания, т. к. по её мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребёнка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты. (Кто из родителей прав ? Почему отец не проявил свои знания раньше)

8) Ваша дочка утром хочет надеть своё любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть тёплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у неё будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт. (Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию)

Сейчас мы с вами разобрали ситуации, которые происходят в наших семьях. Поэтому я ещё раз, хочу подчеркнуть, что семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности . Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Не зря народная мудрость гласит «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» .

Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей , чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Давайте мы с вами вместе подведём итог нашей встрече прочитав стихотворение «Как хорошо, что есть права» .

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает .

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Только ты на свет родился ,

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться

Имя первое своё.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь всегда, ребята.

Папа, мама, ты и я –

Называемся «семья» .

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

Есть ещё такое право

Помнить, думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно,

Есть у нас такой закон .

Если жар, всё тело ломит

И совсем не до игры ,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке .

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь -

Пищу вправе получать.

Будь ты слабым или сильным,

Белым, черным – все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано!

Помните, уважаемые родители :

Если ребёнка лишь критиковать,

Он научится всё отрицать!

Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

Если всё время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

Если взрослых поступки постыдные,

За себя постоянно ему будет стыдно!

Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

Будьте к нему справедливы, люди,

И справедливым ребёнок Ваш будет!

Любите его таким, каков он есть,

Ему не нужны заигрывания и лесть ,

И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

Елена Константинова
Родительское собрание в форме деловой игры

Методическая разработка родительского собрания на тему :

в форме деловой игры

Родительское собрание в форме деловой игры .

Цель : дать родителям знания , которые помогут им «повернуться лицом к ребенку» , заложить умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; показать родителям на примерах актуальность и значимость целей.

Материалы и оборудование : мольберт, шапки-маски, столы для родителей , лепестки цветика - самоцветика, кукла, средства ТСО – мультимедийное оснащение.

Участники : родители и воспитатель .

Ход деловой игры:

На мольберте изображение грустного лица ребенка

Воспитатель : Уважаемые родители , сегодня мы собрались с вами для того , чтобы обсудить проблему на тему : «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» . Я предлагаю провести это собрание в форме деловой игры .

Гениальность – это работа природы или дар, доступный каждому? Говорят, что возможности человека безграничны. В некоторых людях потенциал спит всю жизнь, и человек уходит, так и не раскрыв его. Задача родителей в свое время разглядеть потенциал, открыть способности дитя, направить в нужное русло. Многие из нас задаются вопросом о том, как это сделать – выявить талант, создать условия для его развития и творчества, а иногда проявить настойчивость.

Посадить дерево, построить дом или воспитать сына или дочь. А еще лучше – обоих. Причем воспитать так, чтобы каждый из них стал человеком с большой буквы. Потому что дерево через какое-то время засохнет, дом разрушится, а человек будет жить в настоящем и будущем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Все мы знаем, что дети – цветы жизни, и лишь от осознанного труда родителя – садовника зависит , какими они вырастут.

Дети – цветы жизни и сегодня на деловой игре я предлагаю вам создать условия, чтобы ребенок стал счастливым, радостным – гениальным!

Сейчас я предлагаю вам разделиться на микрогруппы.

Воспитатель раздает карточки – лепестки с заданием

1 лепесток – «Забота»

Воспитатель : Ребенок рождается на свет маленьким и беззащитным и в первую очередь мы должны окружить его заботой.

Инсценировка стихотворения «Заболел сынок»

Простудился Ваня –

Заболел сынок

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонёк

За окном метели

Снег несут упрямо,

От его постели

Не уходит мама.

Потеплей накрыла

И дала напиться.

О сыночке милом

Станет мать молиться.

Прикрепляется 1 лепесток «Забота» к рисунку на мольберте

Воспитатель : а теперь посмотрим на ситуацию №2.

Второй микрогруппой разыгрывается сценка «Родители за все в ответе »

Воспитатель : Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети. Два ребенка под окном повстречались вечерком.

1 ребенок : А у нас в квартире газ. А у вас?

2 ребенок : А у нас сегодня кошка родила вчера котят . Котята выросли немножко, есть из блюдца не хотят.

1 ребенок : А у нас сегодня папа пришел на веселе. Кошку выбросил в окошко, вместо кошки стало две.

2 ребенок : А мой папа бегемот. Его мама так зовет.

1 ребенок : Бегемотом удивили! Я у папы – крокодил. Брат – осел, сестра – свинья. Зоопарк, а не семья.

2 ребенок : А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом.

1 ребенок : Велосипедом? Ерунда! Мотоциклом – это да!

2 ребенок : Замолчи! Как дам по шее!

1 ребенок : Ах, ты драться? Получи!

Ведущий : Вова Петю укусил. Петя Вову зацепил, всю одежду изорвали, два забора поломали, час каталися в пыли, а потом домой пошли. Да… Что с ребенком улица сделала, но ведь улица – дело пятое , ведь не улица виноватая. Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети!

Воспитатель прикрепляет лепестки №2 «Внимание» и №3 «Ответственность» к рисунку на мольберте

Воспитатель : Теперь ситуация № 3. Сценка «Первоклассник» . Рано утром мама Квочка в класс отправила сыночка.

Мама Квочка : Не дерись, не сердись, не вертись. Ну, пора. Ни пуха, ни пера!

Прощаются

Мама Квочка : Ой, наверное, мой сыночек учится, слушает учителя, занимается, старается!

Ведущий : Вот проходит, час, другой. Петушок идет домой. Он шагает еле-еле со школьного двора.

Мама Квочка : А на нем самом деле – нет ни пуха, ни пера!

Воспитатель : Кто кого любит – тот того голубит.

Воспитатель прикрепляет лепесток №4 «Любовь»

Воспитатель : Ситуация №4

Инсценировка отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Мальчик сидит на лавке с костылем, а девочка бегает с цветком вокруг него

Девочка : Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик : Витя, а тебя как?

Девочка : Женя, давай играть в салки.

Мальчик : Я не могу, я больной.

Девочка : Как жалко! Ты мне мне очень нравишься, и я бы с большим удовольствием побегала бы с тобой.

Мальчик : Ты мне тоже нравишься, но к сожалению это не возможно.

Девочка : Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик. Гляди :

Лети-лети, лепесток через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели…

Вели, чтобы Витя был здоров.

Воспитатель : Доброе слово – лечит.

Воспитатель прикрепляет лепестки №5 «Доброта» №6 «Чуткость»

Воспитатель : Ситуация №7. Сценка «Любимая игрушка»

Девочка держит игрушку Мишку

Девочка : Мишка, Мишка, до свиданья, как же я тебя люблю!

Но теперь на воспитанье новой маме отдаю

Обращаясь к маленькой девочке :

Любит мишка чай с малиной,

К чаю сладкий пирожок,

Спать ложится на перину

И всегда на правый бок.

Маленькая девочка : Ну, иди ко мне, мой мишка. Что боишься, не идешь? Ничего, что я малышка, ты со мной не пропадешь…

Воспитатель : Доверяйте своему ребенку.

Воспитатель прикрепляет лепесток №7 «Доверие»

На мольберте воспитатель меняет изображение лица грустного ребенка на веселое

Воспитатель : Ну, вот уважаемые родители , мы и окружили нашего ребенка добротой, чуткостью, любовью, доверием, вниманием, заботой, ответственностью и теплом. Но наш ребенок так же хочет поделится своим теплом с нами.

Воспитатель зажигает свечу и передает ее родителям – участникам деловой игры .

Воспитатель : Чего бы вы хотели пожелать всем родителям , чтобы их ребенок стал самым счастливым?

Свеча передается из рук в руки. В это время участники озвучивают свои пожелания.

На мультимедийной установке появляется слайд и музыка «Аве Мария»

Воспитатель : Быть родителем – это счастье ? Это награда или наказание? Тяжелый и нудный труд? К сожалению, еще многие люди желают «Завести ребенка» - именно «завести» , как щенка или котенка. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» , - писал поэт Максимиллиан Волошин, и это убеждение должно определить позицию осознанного родительства . Не «ты – мой ребенок» , а «я – твой родитель » , и поэтому ты имеешь право требовать от меня внимания, заботы, любви, доброты, доверия, согласия.

Если наш ребенок будет счастливым, то он будет и гениальным! Уважаемые родители , спасибо вам за участие в нашей деловой игре .