Герма́нская демократи́ческая респу́блика (гдр). Германская демократическая республика

Вторая мировая война (1939-1945 гг.), с которой нацистское государство связывало достижение всеевропейского господства и устранение противостояния с СССР , окончилась для Германии полным военным и политическим поражением. После военной капитуляции (8 мая 1945 г.) прежнее германское государство и номинально, и практически прекратило свое существование. Власть в стране и все функции управления перешли к военной администрации оккупировавших Германию держав.

В продолжение переходного периода (1945-1949 гг.) восстановление германской государственности было осложнено, во-первых, разрушительными последствиями войны, во-вторых, нарастанием противоречий между прежними союзниками по вопросам о будущем государственно-политическом устройстве Европы, в том числе Германии. Это привело в итоге к расколу Германии и к установлению на десятилетия особого оккупационного режима, подразумевавшего ограниченный суверенитет вновь образованных германских государств.

Принципы послевоенного устройства Германии были определены решениями Крымской и, главное. Потсдамской конференциями государств-союзников (СССР, США и Великобритании). Они были поддержаны Францией и рядом других стран, находившихся в состоянии войны с Германией. Согласно этим решениям, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с нею организации, большинство карательных учреждений райха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения. В стране должны были последовательно проводиться денацификация, демилитаризация и демократизация. Дальнейшее решение «германского вопроса», включая подготовку мирного договора , отдавалось в руки Совета министров иностранных дел государств-союзников.

5 июня 1945 г. государства-союзники обнародовали Декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна подразделялась на 4 оккупационные зоны, которые отдавалась под администрацию Великобритании (наибольшая по территории зона), США, СССР и Франции; совместному управлению подлежала столица – Берлин. Для решения общих вопросов образовался союзный Контрольный совет из главнокомандующих четырех оккупационных армий, решения в котором принимались бы по принципу единогласия. В каждой зоне создавалось собственное управление по типу военного губернаторства. На губернаторов возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, осуществления политики денацификации и демилитаризации, а также преследования нацистских преступников, возвращения ранее насильственно перемещенных лиц и военнопленных всех национальностей.

После установления военной администрации во всех зонах была разрешена деятельность политических партий демократического направления. Новые партии должны были сыграть основную роль в восстановлении государственных структур и в политической организации населения (хотя и в разных целях с позиций СССР и западных держав). В восточной зоне оккупации (СССР) доминирующей политической силой стали возродившиеся Социал-демократическая и Коммунистическая партии. Под давлением советской администрации и под руководством лидеров, находившихся в годы войны в СССР, они слились в Социалистическую единую партию Германии (апрель 1946 г.), поставившую целью установление в стране социалистического государства в духе революционного марксизма и при полном социальном переустройстве страны по советскому образцу. В оккупационных зонах западных держав во главе политических процессов стала вновь образовавшаяся партия – Христианско-демократический союз (июнь 1945 г.); в Баварии аналогичным по направленности объединением стал Христианско-социальный союз (январь 1946 г.). Эти партии стояли на платформе демократического республиканизма, создания общества социального рыночного хозяйства, основанного на частной собственности . Одновременно возродилась в западных зонах и Социал-демократическая партия Германии (июнь 1946 г.).

Расхождения политических курсов партий восточной и западной зон, очевидно вело к гражданскому противостоянию в стране. В условиях резкого расхождения военно-политических целей СССР и США в Европе, их позиций по поводу судьбы Германии (США предполагали политическое дробление страны на несколько самостоятельных земель, СССР – создание единого государства «народной демократии ») такое противостояние вылилось бы в новую мировую войну. Поэтому ситуация предопределила государственный раздел Германии, создание на территории бывшего райха (в границах 1937 г.; согласно основополагающим решениям союзнических конференций все «новоприобретения» отторгались от страны, кроме того, Силезия и Восточная Пруссия отошли к Польше и СССР) двух новых государств.

Образование ФРГ и ГДР

В течение 1945 – 1948 гг. западные зоны консолидировались. В них были проведены реформы административного устройства. В 1945 г. было восстановлено деление на исторические земли, под контролем военных властей возрождены местные представительные органы – ландтаги и земельные правительства . Объединение английской и американской зон оккупации (в т. н. Бизонию ) в декабре 1946 г. подвело к формированию объединенного органа власти и управления. Таким стал Экономический совет (май 1947 г.), избиравшийся ландтагами и полномочный принимать общие финансово-экономические решения. В связи с распространением американского «плана Маршалла» (предусматривавшего финансово-экономическую помощь разоренной Европе) на Германию эти решения приобрели для западных зон все более объединяющее значение. (И одновременно проведение «плана Маршалла» способствовало отъединению восточной зоны, поскольку правительство СССР отвергло его). В Бизоний оформился Совет земель – своего рода вторая правительственная палата, а также Верховный суд; по сути, функции центральной администрации выполнял Административный совет, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель.

Дальнейшие расхождения между западными союзниками и СССР по поводу послевоенного устройства Германии, различие первых экономических реформ на Востоке и на Западе Германии предопределило курс западных союзников на государственное обособление западных зон. В феврале-марте и в апреле-июне 1948 г. на Лондонских конференциях 6 стран-союзников (США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) было принято политическое решение о создании особого Западногерманского государства. В 1948 г. к Бизоний была присоединена французская зона оккупации (образовалась т.н. «Тризония»). В июня 1948 г. в западногерманских землях была проведена собственная денежная реформа. 1 июля 1948 г . военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства (согласно особой инструкции в адрес группы по подготовке конституции , начавшей работу в августе 1948 г., западное государство должно было стать федеральным). В мае 1949 г. завершился процесс обсуждения и одобрения разработанной западногерманской конституции. На очередной сессии Совета министров иностранных дел государств-победителей (май-июнь 1949 г.) раскол стал как бы официально признанным.

Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31). Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство , основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.

Конституция ГДР 1949 г. установила основные принципы организации государства: народовластие, политическое доминирование СЕПГ, сочетание законодательных и правительственных полномочий органов демократического представительства. Согласно Конституции за гражданами ГДР признавались демократические свободы (слова, печати, собраний, союзов), оговаривалось равноправие по признакам пола или национальности, за национальными меньшинствами сохранялось право на использование своего языка. Государство брало на себя охрану брака и семьи. Конституция закрепляла и права на собственность, однако оговаривалось, что содержание собственнических прав всецело определяется ее общественным предназначением: «Собственность обязывает» (ст. 22-24). Допускалось принудительное отчуждение собственности в общественных интересах.

Конституция признала формальный политический плюрализм в виде существования нескольких партий. Главенствующей политической силой стала Социалистическая единая партия Германии (1946), продолжившая традиции КПГ; она была и самой массовой общественно-политической организацией (свыше 2 млн. членов). Наряду с нею образовались и партии демократического направления, но несколько специального социального состава: Крестьянская Демократическая партия (1948), объединившая сторонников социалистической кооперации в деревне, Национально-демократическая партия (1948), представлявшая интересы ремесленников и «единоличников», Либерально-демократическая партия (1945) и Христианско-демократический союз (1945), которые главным образом объединили демократическую интеллигенцию. Все эти партии были относительно немногочисленными (не свыше 100 тыс. членов) и участвовали в политическом процессе только под главенством СЕПГ в составе т. н. Национального фронта; места в государственных органах по результатам выборов распределялись на основе установленной партийной квоты (при более чем двойном преимуществе СЕПП.

Верховным органом государственной власти в ГДР была Народная палата . Она избиралась населением (с 21 года) в составе 400 депутатов на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Депутатские места распределялись по квоте между партиями (117 мест – СЕПГ, по 52 – другим, остальные прочим общественным организациям – на основании закона 1958 г.). Особенностью было то, что избирались также и заместители депутатов, которые занимали их места, если те переходили на другую работу. Народной Палате принадлежали права законодательства, контроль за деятельностью правительства, вотирование бюджета.

Кроме Народной палаты, первоначально была сформирована и Палата земель – на основе пропорционального представительства 5 земель, образовавших ГДР. Однако в 1952 г. поземельное территориальное деление было уничтожено, образовались новые области (14) и округа (217). Поэтому в декабре 1958 г. Палата земель была упразднена, и парламент стал однопалатным.

Народная палата стояла во главе системы народных представительств областей, округов. Формально будучи провозглашены органами государственной власти на местах, местные представительства были полномочны только обеспечивать общественный порядок, культурно-просветительную деятельность на своей территории, т. е. были обычными органами самоуправления, при том что вышестоящие органы сохраняли права отмены решений нижестоящих.

Главой государства был президент . Он избирался на совместном заседании Народной палаты и Палаты земель (первым президентом ГДР был избран в 1949 г. старейший коммунист В. Пик). Президенту принадлежали важные государственные полномочия: опубликования законов, членство в правительстве, международное представительство, право помилования . С кончиной В. Пика в 1960 г. пост президента был упразднен. Роль коллективного главы государства перешла к Государственному совету, который образовывался Народной палатой на 4 года. Государственному совету поручался также надзор за местными органами власти, он образовывал Национальный совет обороны – особый военно-политический институт, полномочия которого при определенных условиях превышали полномочия любого органа власти, кроме Центрального комитета СЕПГ.

Народная палата также образовывала правительство – Совет министров (в составе председателя, заместителей, министров и др.).Правительство также считалось коалиционным (по партиям), но важные посты вручались только представителям СЕПГ.

В 1968 г. в ГДР была принята новая конституция. Разработана она была по решению VII съезда СЕПГ (1967). В основание новой, по сути, редакции основного закона была положена концепция о «демократии победившего социализма», выдвинутая еще на VI съезде СЕПГ (1963). Общенародный плебисцит 6 апреля 1968 г. утвердил Конституцию (подавляющим большинством в 92% от имеющих право голоса). Позднее, в 1974 г. в Конституцию были внесены дополнительные поправки идеологического значения.

Конституция 1968 г. в целом воспроизвела сложившуюся систему органов государственной власти и управления. «Верховным властным государственным органом ГДР» провозглашалась Народная палата – единственный законодательный орган (ст. 48). Она состояла из 500 депутатов, избираемых на 5 лет всеобщим равным и тайным голосованием. Никаких ограничений (подобным тем, что были в 1949 г., исходя из принципов «классовой демократии» не предполагалось). Полномочия главы государства оставлены были за Государственным советом, в котором возросла роль Председателя Совета, выполнявшего внешнеполитические и организационные функции самостоятельно. Сохранился прежний статус и за правительством. Несколько расширены были права местных народных представительств.

Наиболее детализированными стали конституционные разделы о правах граждан: здесь были декларированы право на участие в политической, социальной и культурной жизни, на занятия культурой, спортом и т. п. Конституция устанавливала централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством в качестве определяющего принципа деятельности экономики. Значительная часть новых идейно-политических правоположений Конституции была обусловлена необходимостью согласовать государственно-правовые нормы с международными документами, конвенциями ООН, и не имела реального юридического значения во внутригосударственной жизни.

В середине 1989 г. в силу не вполне ясных внутренних причин ГДР оказалась в глубоком социально-политическом кризисе. Застой в экономике, обусловленный социалистической системой хозяйствования, нарастание диктаторских стремлений в государственной практике СЕПГ, отказ руководства СЕПГ даже от формальной либерализации системы (наподобие «перестройки» в СССР) и в связи с этим охлаждение отношений с СССР и руководством КПСС вызвали общественное недовольство. Начался массовый исход граждан ГДР заграницу, главным образом в Западную Германию. Руководство ЦК СЕПГ стало на путь полицейской диктатуры, что предопределило и дальнейший рост недовольства, и внешнеполитическую изоляцию ГДР. В этих условиях определяющим для судеб Германии стал выдвинутый канцлером ФРГ Колем план (из «10 пунктов») государственно-политического объединения Германии. Развитие событий, однако, несколько видоизменило намеченные планом перспективы. Правительство ГДР и руководство СЕПГ практически потеряло управление государством, по стране прокатились народные демонстрации. Исходя из собственных внешнеполитических интересов, СССР отказался от поддержки самостоятельного германского восточного государства, согласился с предложениями ФРГ и прежних союзников о выводе советских войск и соответствующих материальных компенсациях. При согласии четырех держав (США. Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.

Создание новой единой Германии опиралось на специальные договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально экономический союз, в августе 1990 г. – государственно-политический. Попытки сохранившей активность части СЕПГ (преобразовавшейся в Партию демократического социализма) отстоять самостоятельность восточной части окончились провалом, т. к. большинство населения не поддержало партию на выборах в местные органы власти. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические 5 земель, которые получили все права соответственно Боннской конституции. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ. Общегерманские выборы (декабрь 1990 г.) принесли победу единому Христианско-демократическому союзу, который вплоть до конца XX в. сохранил в Германии статус правящей партии.

Объединение сделало ФРГ наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль в структурах объединённой Европы.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Создание Германской Демократической Республики


В советской оккупационной зоне создание Германской Демократической Республики было узаконено институтами Народных конгрессов. 1-й Немецкий народный конгресс собрался в декабре 1947, в нем участвовали СЕПГ, ЛДПГ, ряд общественных организаций и КПГ из западных зон (ХДС отказался принять участие в конгрессе). Делегаты прибыли со всех концов Германии, но 80% из них представляли жителей советской зоны оккупации. 2-й Конгресс был созван в марте 1948, в нем приняли участие делегаты только из Восточной Германии. На нем был избран Немецкий народный совет, в задачу которого входило выработка конституции новой демократической Германии. Совет принял конституцию в марте 1949, а в мае того же года состоялись выборы делегатов на 3-й Немецкий народный конгресс, которые проводились по модели, ставшие нормой в советском блоке: избиратели могли голосовать только за единственный список кандидатов, подавляющее большинство которых были членами СЕПГ. На конгрессе был избран 2-й Немецкий народный совет. Хотя делегаты от СЕПГ не составляли большинства в этом совете, партия обеспечила себе доминирующее положение благодаря партийному руководству делегатами от общественных организаций (молодежного движения, профсоюзов, женской организации, культурной лиги).

7 октября 1949 Немецкий народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики . Первым президентом ГДР стал Вильгельм Пик, а главой Временного правительства - Отто Гротеволь. За пять месяцев до принятия конституции и провозглашения ГДР в Западной Германии была провозглашена Федеративная Республика Германия. Поскольку официальное создание ГДР произошло после создания ФРГ, восточногерманские лидеры получили повод обвинить Запад в расколе Германии.

Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР


На протяжении всего своего существования ГДР постоянно переживала экономические трудности. Некоторые из них были результатом скудости природных ресурсов и слабого развития экономической инфраструктуры, но большинство явилось следствием политики, проводимой Советским Союзом и властями Восточной Германии. На территории ГДР отсутствовали месторождения таких важных ископаемых, как каменный уголь и железная руда. Сказывался и недостаток управленцев и инженеров высокого класса, которые бежали на Запад.

В 1952 СЕПГ провозгласила, что в ГДР будет построен социализм. Следуя сталинской модели, лидеры ГДР навязывали жесткую экономическую систему с централизованным планированием и государственным контролем. Преимущественному развитию подлежала тяжелая индустрия. Не обращая внимания на недовольство граждан, вызванное дефицитом потребительских товаров, власти всеми способами пытались заставить трудящихся повышать производительность труда.

После смерти Сталина положение рабочих не улучшилось, и они ответили восстанием 16-17 июня 1953. Выступление началось как забастовка строительных рабочих Восточного Берлина. Волнения сразу же перекинулись на другие отрасли промышленности в столице, а затем и на всю ГДР. Забастовщики требовали не только улучшения своего экономического положения, но и проведения свободных выборов. Власти были охвачены паникой. Военизированная "Народная полиция" утратила контроль за ситуацией, и советская военная администрация ввела танки.

После событий июня 1953 правительство перешло к политике кнута и пряника. Более мягкая экономическая политика ("новый курс") предусматривала снижение норм выработки для рабочих и увеличение производства некоторых потребительских товаров. В то же время проводились широкомасштабные репрессии в отношении зачинщиков волнений и нелояльных функционеров СЕПГ. Около 20 демонстрантов было казнено, многие были брошены в тюрьмы, почти треть партийных чиновников либо сместили со своих постов, либо перевели на другую работу с официальной мотивировкой "за утрату связи с народом". Тем не менее режиму удалось преодолеть кризис. Через два года СССР официально признал суверенитет ГДР, а в 1956 Восточная Германия сформировала вооруженные силы и стала полноправным участником Организации Варшавского договора.

Еще одним потрясением для стран советского блока стал 20-й съезд КПСС (1956), на котором председатель Совета министров Н.С.Хрущев выступил с разоблачением сталинских репрессий. Откровения лидера СССР вызвали волнения в Польше и Венгрии, но в ГДР ситуация осталась спокойной. Улучшение экономического положения, вызванное новым курсом, а также возможность для недовольных граждан "голосовать ногами", т.е. эмигрировать через открытую границу в Берлине, помогли предотвратить повторение событий 1953.

Некоторое смягчение советской политики после 20-го съезда КПСС воодушевило тех членов СЕПГ, которые не были согласны с позицией Вальтера Ульбрихта, ключевой политической фигуры в стране, и других сторонников жесткого курса. Реформаторы, во главе которых стоял Вольфганг Харих, преподаватель университета им. Гумбольдта в Восточном Берлине, выступали за демократические выборы, рабочий контроль на производстве и "социалистическое объединение" Германии. Ульбрихт сумел преодолеть и эту оппозицию "ревизионистов-уклонистов". Харих был посажен в тюрьму, где пробыл с 1957 по 1964.

Берлинская стена


Разгромив сторонников реформ в своих рядах, руководство Восточной Германии приступило к ускоренной национализации. В 1959 началась массовая коллективизация сельского хозяйства и огосударствление многочисленных мелких предприятий. В 1958 около 52% земельных угодий приходилось на частный сектор, к 1960 он был доведен до 8%.

Демонстрируя поддержку ГДР, Хрущев занял жесткую позицию в отношении Берлина. Он потребовал от западных держав фактического признания ГДР, угрожая закрыть доступ в Западный Берлин. (До 1970-х годов западные державы отказывались признать ГДР как независимое государство, настаивая на том, что Германия должна быть объединена в соответствии с послевоенными договоренностями.) В очередной раз масштабы начавшегося исхода населения из ГДР приобрели устрашающие для правительства масштабы. В 1961 ГДР покинули более 207 тыс. граждан (всего с 1945 на запад перебралось более 3 млн. человек). В августе 1961 восточногерманское правительство блокировало поток беженцев, отдав распоряжение о возведении бетонной стены и заграждений из колючей проволоки между Восточным и Западным Берлином. В течение нескольких месяцев была оборудована граница между ГДР и Западной Германией.

Стабильность и процветание ГДР


Исход населения прекратился, специалисты оставались в стране. Появилась возможность осуществлять более эффективное государственное планирование. В результате в 1960-е и 1970-е годы стране удалось достичь уровня скромного благосостояния. Повышение уровня жизни не сопровождалось политической либерализацией или ослаблением зависимости от СССР. СЕПГ продолжала жестко контролировать сферы искусства и интеллектуальной деятельности. Восточногерманские интеллектуалы испытывали в своем творчестве значительно большие ограничения, чем их венгерские или польские коллеги. Известный культурный престиж нации опирался в основном на отличавшихся левыми взглядами писателей старшего поколения, таких, как Бертольт Брехт (вместе со своей женой, Еленой Вайгель, руководивший знаменитым театральным коллективом "Берлинер ансамбль"), Анна Зегерс, Арнольд Цвейг, Вилли Бредель и Людвиг Ренн. Но появилось и несколько новых значительных имен, среди них - Криста Вольф и Стефан Гейм.

Следует отметить и восточногерманских историков, таких, как Хорст Дрекслер и другие исследователи германской колониальной политики 1880-1918, в работах которых была осуществлена переоценка отдельных событий недавней немецкой истории. Но успешнее всего ГДР повышала свой международный престиж в области спорта. Развитая система государственных спортивных клубов и тренировочных лагерей воспитывала высококлассных атлетов, добивавшихся поразительных успехов на летних и зимних Олимпийских играх начиная с 1972.

Изменения в руководстве ГДР


К концу 1960-х годов Советский Союз, все еще жестко контролировавший Восточную Германию, стал проявлять недовольство политикой Вальтера Ульбрихта. Лидер СЕПГ активно противился новой политике западногерманского правительства во главе с Вилли Брандтом, направленной на улучшение отношений между Западной Германией и советским блоком. Недовольные попытками Ульбрихта саботировать восточную политику Брандта, советское руководство добилось его отставки с партийных постов. Ульбрихт сохранил малозначащий пост главы государства до своей смерти в 1973.

Преемником Ульбрихта на посту первого секретаря СЕПГ стал Эрих Хонеккер. Уроженец Саарской области, он рано вступил в коммунистическую партию, а после освобождения из заключения в конце Второй мировой войны стал профессиональным функционером СЕПГ. В течение многих лет он возглавлял молодежную организацию "Свободная немецкая молодежь". Хонеккер намеревался укрепить то, что он называл "реальным социализмом". При Хонеккере ГДР начала играть известную роль в международной политике, особенно в отношениях со странами "третьего мира". После подписания Основного договора с Западной Германией (1972) ГДР была признана большинством стран мирового сообщества и в 1973, как и ФРГ, стала членом ООН.

Крах ГДР


Хотя до конца 1980-х годов никаких массовых выступлений больше не было, восточногерманское население так полностью и не адаптировалось к режиму СЕПГ. В 1985 около 400 тыс. граждан ГДР подали заявление о выдаче постоянной выездной визы. Многие представители интеллигенции и церковные деятели открыто критиковали режим за отсутствие политических и культурных свобод. Правительство ответило усилением цензуры и изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Рядовые граждане высказывали возмущение системой тотальной слежки, осуществляемой армией информаторов, которые состояли на службе тайной полиции "штази". К 1980-м годам "штази" превратилась в своего рода коррумпированное государство в государстве, она контролировала свои собственные промышленные предприятия и даже осуществляла спекулятивные операции на международном валютном рынке.

Приход к власти в СССР М.С.Горбачева и его политика перестройки и гласности подорвали основу существования правящего режима СЕПГ. Восточногерманские лидеры рано осознали потенциальную опасность и отказались от перестройки в Восточной Германии. Но СЕПГ не могла утаить от граждан ГДР информацию об изменениях в других странах советского блока. Передачи западногерманского телевидения, которые жители ГДР смотрели значительно чаще, чем восточногерманскую телепродукцию, широко освещали ход реформ в Восточной Европе.

Недовольство большинства восточногерманских граждан своим правительством достигло кульминации в 1989. В то время как соседние восточноевропейские государства быстро либерализовали свои режимы, СЕПГ приветствовала жестокое подавление демонстрации китайских студентов в июне 1989 на площади Тяньаньмэнь. Но сдержать вал надвигающихся изменений в ГДР было уже невозможно. В августе Венгрия открыла свою границу с Австрией, что дало возможность тысячам восточногерманских отпускников эмигрировать на запад.

В конце 1989 народное недовольство вылилось в колоссальные демонстрации протеста в самой ГДР. "Демонстрации по понедельникам" быстро стали традиционными; сотни тысяч людей выходили на улицы крупных городов ГДР (наиболее массовые выступления состоялись в Лейпциге) с требованиями политической либерализации. Руководство ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными, кроме того, стало ясно, что оно теперь предоставлено само себе. В начале октября в Восточную Германию на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз уже не станет вмешиваться в дела ГДР для спасения правящего режима.

Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов в отношении протестующих. Но большинство членов политбюро СЕПГ не согласилось с его мнением, и в середине октября Хонеккер и его главные союзники были вынуждены уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ стал Эгон Кренц, как и Хонеккер, бывший руководитель молодежной организации. Правительство возглавил Ханс Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, слывший сторонником экономических и политических реформ.

Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны (Берлинская стена была открыта 9 ноября 1989) и провозглашены свободные выборы. Эти шаги оказались недостаточными, и Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На спешно созванном съезде в январе 1990 СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС), был принят действительно демократический партийный устав. Председателем обновленной партии стал Грегор Гизи, юрист по профессии, защищавший в эпоху Хонеккера нескольких восточногерманских диссидентов.

В марте 1990 граждане ГДР участвовали в первых за последние 58 лет свободных выборах. Их результаты сильно разочаровали тех, кто надеялся на сохранение либерализованной, но по-прежнему независимой и социалистической ГДР. Хотя несколько недавно возникших партий выступали за "третий путь", отличный от советского коммунизма и западногерманского капитализма, убедительную победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Этот избирательный блок требовал объединения с Западной Германией.

Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, стал первым (и последним) свободно избранным премьер-министром ГДР. Короткий период его правления ознаменовался большими переменами. Под руководством де Мезьера был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. В августе 1990 были восстановлены пять земель, упраздненных в ГДР в 1952 (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия). 3 октября 1990 ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной Республикой Германия.

История Германии насчитывает порядка двенадцати веков. Не единожды площадь ее территории менялась, как и менялась внешняя политика владык этой древней страны. Одно не изменилось наверняка – слава немецкого пива и щепетильная деловитость самих немцев.

Искусственное разделение 1945 года

По окончании войны победители без зазрений совести разделили Германию на два государства: на западе образовалась ФРГ, а на территории, оккупированной советскими войсками, появилось СВАГ (Советская Военная Администрация в Германии). Нельзя сказать, что инициатива о разделении великой и могучей Германии исходила от местных жителей, скорее это был произвол победителей, диктовавших свои правила. Об этом свидетельствуют постоянные попытки немцев объединить разрозненные части некогда могучего государства.

Спустя четыре года (в 1949) восточная часть современной Германии получила название Германской Демократической Республики. С этих пор внешняя политика ГДР строилась под диктовку СССР, в то время как ФРГ активно развивалось по капиталистическому пути: люди работали, покупали авиабилеты и благополучно путешествовали по всему миру. А в ГДР был коммунизм, с его пустующими продуктовыми магазинами и прочими радостями советского строя. Примечательно еще и то, что на территории ФРГ была сконцентрирована практически вся промышленность довоенной Германии, в то время как восточная часть была обезображена тяжелым военным временем. Именно поэтому с момента смерти Сталина вместо репараций страны Советов оказывали всяческую экономическую поддержку развивающейся республике.

Берлинская стена

Время шло, однако ничего не менялось. Мыслящие слои обеих Германий стремились объединить страну на пути к капиталистическому благоденствию, однако как со стороны СССР, так и со стороны США, не было ни малейшего желания способствовать единению двух разрозненных частей одного полноценного государства. Более того, в 1961 году была сооружена знаменитая берлинская стена, выполняющая роль стокилометрового забора между ФРГ и ГДР. Не успел немецкий народ отойти от войны, как познал на себе почти пятидесятилетнее иго держав-победителей. Таким образом, территория современной Германии стала ареной для политической игры, которую так часто называют холодной войной.

Новая Германия

Наверное, ни одно событие в жизни немецкого народа не было столь радостным, как объединение ФРГ и ГДР. Уже в 1989 году между двумя государствами установились самые тесные экономические отношения, люди наконец-то смогли полноценно общаться со своими родственниками. Больше всего досталось злополучной стене: за несколько месяцев она была разобрана по кирпичикам (часть ушло на сувениры для очевидцев непростых для Германии лет). «Единство и Право и Свобода» - девиз Германии олицетворяет прогрессивное общество этой развитой страны.

Германия для туристов

С момента образования единой государственной системы Германия стала открыта для путешественников со всех уголков этого мира. Ведь что может быть проще, чем купить авиабилеты в Берлин, которые продаются едва ли не в каждом аэропорту мира?! Германия славится своими архитектурными памятниками, которые, несмотря на тяжелую войну, сохранились в исключительно хорошем состоянии. Прежде всего, это многочисленные музеи, количество которых превышает 4500 тысячи, замки и крепости, ратуши и многое другое. Архитектура Германии отличается готичной величественностью и неповторимостью. Практически в каждом городе есть на что посмотреть.

Во всем мире ценится качество немецкого пива, которое тут варят испокон веков. Вкупе со знаменитыми сосисками, оно представляет из себя своеобразный магнит, который притягивает любителей пенного напитка со всего мира. Так, на Октоберфест, который проходит в конце сентября – начале октября съезжаются десятки тысяч людей только для того, чтобы отведать пинту-другую вкусного алкогольного напитка и от души повеселиться.

Германия – страна порядка. Русские туристы едут сюда за непревзойденным качеством обслуживания, радушием и гостеприимством местного населения, а также за экскурсиями по многочисленным историческим местам. Сюда стоит поехать только для того, чтобы почувствовать, насколько сильно разнится мировоззрение аборигенов и славянских народов. Может быть, после этого вы захотите изменить что-то и в себе?! Попробовать определенно стоит! Материал размещен: 21.10.2010

Начало «холодной войны» в 1946-1947 гг., растущая конфронтация между СССР и западными державами делали невозможным воссоздание единого германского государства. Различия в подходе СССР и США к решению германской проблемы оказались непреодолимы. СССР выступал за воссоединение Германии, её демилитаризацию и нейтральный статус. США выступали против нейтрального статуса объединённой Германии. Они стремились видеть в Германии зависимого союзника. В результате победы СССР в войне страны Восточной Европы оказались под его контролем. Власть в них постепенно перешла к местным коммунистам, лояльным СССР. США и западные государства в противостоянии СССР стремились сохранить Западную Германию в своей сфере влияния. Это предопределило государственный раскол Германии.

Западные государства приняли решение о создании особого Западногерманского государства на тех территориях, которые находились под их оккупационным контролем. Для этого во Франкфурте учреждался Экономический совет из представителей ландтагов земель. Он решал финансово - экономические вопросы. В Экономическом совете располагали большинством партии ХДС, ХСС и СвДП, которые выступали за социальную рыночную экономику. В 1948 г. по решению Экономического совета в трёх западных оккупационных зонах произошла денежная реформа. В обращение вводилась стабильная немецкая марка, отменялся контроль над ценами. Западная Германия вступила на путь создания социальной рыночной экономики, началось её экономическое возрождение.

В 1948 г. для разработки и принятия проекта конституции западногерманского государства созывался особый Парламентский совет - Учредительное собрание, избранный ландтагами западногерманских земель. Проект конституции разрабатывался в комитетах Парламентского совета при участии немецких правоведов и утверждался военными губернаторами. В мае 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон. Он получил ратификацию, одобрение ландтагов западногерманских земель, кроме Баварии, однако действующий и для неё, и вступил в силу. Так появилась Федеративная Республика Германия (ФРГ). Она охватывала половину прежней территории страны и там проживало две трети немцев. Западные государства в 1949 г. приняли оккупационный статýт. Он ограничивал суверенитет ФРГ в области внешней политики, обороны, внешней торговли вплоть до 1955 г. Германия до сих пор оккупирована американскими войсками.

Конституция ФРГ официально называется Основным законом, так как при принятии этот акт рассматривался как временный до объединения германских земель в единое государство, после чего предполагалась разработка конституции объединённой Германии. Согласно Основному закону ФРГ была открыта для присоединения остальных германских земель. После достижения единства Германии Основной закон действует для всего немецкого народа и теряет силу в день, когда вступает в силу новая конституция, которая будет принята по свободному решению немецкого народа. Конституция 1949 г. называлась также Боннской - по названию новой столицы ФРГ - Бонн.

В советской зоне оккупации, то есть в восточной части Германии, в октябре 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская демократическая республика (ГДР). В результате начался длительный сорокалетний период существования двух самостоятельных германских государств. Они не остались нейтральными, а вошли в противостоящие друг другу военно-политические союзы. В 1955 г. ФРГ вступила в НАТО, а ГДР в Организацию Варшавского договора.

В состав ГДР вошли пять германских земель. Вскоре в 1952 г. земли на территории ГДР юридически упразднялись и образовывались четырнадцать территориальных округов. Палата земель в 1958 г. упразднялась. Парламент ГДР - Народная палата стал однопалатным. ГДР, учреждённая как федеративное государство, стала унитарным государством.

Возникшие в послевоенный период на немецкой земле Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика на протяжении сорока лет как бы олицетворяли две социально-экономические и политические системы, два образа жизни – капиталистический (ФРГ) и социалистический (ГДР). Из них каждая по-своему «работала» на авторитет соответствующей системы.

Однако это экономическое состязание в конечном результате оказалось не в пользу социалистической модели. Так, в конце 1980-х годов производительность труда в ГДР была намного ниже западногерманской и значительная часть предприятий в стране были убыточными, но необходимо учитывать, что в основе этого лежали не только институциональные причины, но и политическое давление Запада.

Стартовые условия после войны были схожими, политический раскол Германии привел к экономической дезинтеграции стран, к расколу единого хозяйства. Но основные диспропорции возникли между относительно развитой обрабатывающей промышленностью, на территории ГДР и предельно недостаточной для нее угольно-металлургической сырьевой и энергетической базой, которая осталась на Западе. Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью был дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было базиса тяжелой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Учитывая практически полное отсутствие внешних валютных кредитов (СССР их предоставлял, но не в таких объемах, как США по «плану Маршалла» для ФРГ), груз репараций (ФРГ выплатила в меньшей степени) и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после1953 г.), экономические достижения ГДР в 50-е годы можно назвать феноменальными. Если ФРГ (а ее темпы роста в разы превосходили показатели Великобритании и Франции) увеличила с 1950 по 1958 гг. выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР – на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950-58 гг. составлял 10%, а в ФРГ – 8,5%. В1957 г. ГДР обошла ФРГ и по объему роста промышленности в сравнении с1936 г. Если взять уровень этого года за 100%, то в1957 г. промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ – в 2,26 раза. Причем стартовые позиции обеих стран в1950 г. были примерно одинаковыми: ГДР – 110,6% от уровня 1936 года, ФРГ – 110,9%. Однако за этими впечатляющими цифрами скрывались серьезные структурные проблемы экономики ГДР.

Развивая тяжелую промышленность и ухитряясь при этом избегать инфляции и дефицита госбюджета, правительству ГДР пришлось серьезно ограничить рост производства товаров народного потребления. Волнения населения в июне1953 г. во многом объяснялись не только повышением и без того высоких нормы выработки, но и перебоями в снабжении некоторыми продуктами, а также высокими ценами в госторговле на мясо, масло, ткани, одежду, кожаную обувь и посуду. Вследствие этого правительство ГДР произвело массированное перераспределение инвестиций с тяжелой промышленности в пользу отраслей, непосредственно удовлетворявших нужды населения. Однако новое направление инвестиционной политики государства сделало невозможным коренное переоснащение основных фондов изрядно устаревшей промышленности Восточной Германии. Большинство ее предприятий оставались на технологическом уровне1939 г., в то время как в ФРГ обновление оборудования в промышленности (и так гораздо меньше пострадавшей от войны, чем индустрия ГДР) произошло после1945 г. дважды.

И если первоначально перераспределение средств в пользу легкой и пищевой промышленности было оправдано, то в конкретных условиях индустриально развитой ГДР оно слишком затянулось. Страна все равно объективно не могла накормить и одеть себя за счет внутренних ресурсов. Следовательно, нужно было наращивать экспорт, а основными экспортными товарами Восточной Германии всегда были промышленное оборудование и изделия химической промышленности. Но так как в эти отрасли не направлялось достаточное количество средств, то их продукция морально устаревала и с каждым днем становилась все менее конкурентоспособной на Западе. Соответственно сокращались валютные поступления, которые можно было использовать для закупки продуктов и высококачественных товаров народного потребления, многие из которых (например, традиционные для потребления в Германии кофе и шоколад) не могли поставляться из стран соцлагеря. Получалось, что западные немцы к середине 50-х годов уже входили во вкус т.н. южных фруктов (т.е. бананов, ананасов и т.д.), в то время как для жителей ГДР пока еще не хватало хорошего кофе. Причем очень интересно, что эти проблемы прекрасно понимали в СССР, хотя многим это казалось несущественным. Но если советские рабочие и крестьяне были в 1950-е годы непритязательны в выборе потребительских товаров, и отсутствие некоторых вещей не воспринималось ими как лишения и тяготы, то немцы традиционно имели более высокую культуру потребления. Отсутствие кофе было для них весьма чувствительным. К тому же ГДР имела перед собой пример ФРГ, и выживание немецкого рабоче-крестьянского государства действительно зависело от того, сможет ли оно обеспечить своим гражданам хотя бы сравнимый с ФРГ уровень жизни. ГДР из года в год была вынуждена импортировать (в основном из СССР) значительную часть потребляемого в стране продовольствия. За границей закупалось 25% зерна, 11% мяса, 7% масла и 8% яиц.

Понятно, что в ГДР формировали такую же структуру экономики, какой она была в СССР, что влекло за собой процессы национализации и огосударствления. В 1952 году в деревнях стали создаваться производственные кооперативы, причем с применением как экономического, так и административного нажима. Пик принудительной коллективизации в ГДР пришелся на 1960 год. В течение этого года было коллективизировано сельскохозяйственных земель столько же, сколько за все предыдущие восемь лет. К концу 1960 года более 80% сельскохозяйственных земель в ГДР было огосударствлено. Аналогично строилась политика и в индустриальном секторе, и если в начале 1960-х годов социалистический промышленный сектор производил 85% всего совокупного общественного продукта, то к началу 70-х годов доля народных (государственных) предприятий в промышленном производстве составила уже 94,9%.

В ФРГ к середине 1950-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10,3% в 1950 до 1,2% в 1960).

К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»). Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 годы среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с1 га, а в 1967 и 1968 — соответственно 41,2 и 42,3 ц с1 га. Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам.

В числе факторов, способствовавших столь успешному развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:

  • западная часть Германии исторически была сформирована как индустриальный центр страны, где сконцентрировались самые квалифицированные трудовые кадры;
  • значительная стартовая помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по Плану Маршалла (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
  • государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
  • укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
  • минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
  • многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны, что стало дополнительным источником рабочей силы. Для экономики ФРГ беженцы из ГДР дали очень много, так стоимость человеческого капитала, перемещаемого из ГДР, составляла в ФРГ в 50-х годах 2,6 млрд. марок ежегодно (экономия на образовании и обучении персонала). В1960 г. доля беженцев и переселенцев (не только из ГДР, но и из других стран Восточной Европы) составляла 30,7% всех лиц наемного труда ФРГ;
  • поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.

Тот факт, что уже через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей, говорит о высокой эффективности реформ рубежа 1940-1950-х годов, ставших надежной стартовой площадкой развития западногерманской экономики. Для социально-экономической модели ГДР же были присущи все недостатки, характерные для командно-административной системы государственного социализма. Так, плановое хозяйство в значительной степени лишило граждан ГДР личной инициативы и самостоятельности, полностью был ликвидирован средний слой общества как базис экономического развития, предпринимательство и трудовая активность были парализованы. В результате производительность экономики была относительно низкой в сравнении с западными странами. В1979 г. она составляла 46% западного уровня и упала к1989 г. до 30-40%.

Сегодня многие немцы принципиально не желают делить страну на Запад и Восток и предпочитают забыть о пережитках прошлого. Однако даже спустя более двадцати лет после объединения между двумя частями страны остаются существенные экономические и институциональные различия не в пользу восточного региона Германии.