Игрушки для изучения цветов. Развитие восприятия цвета. Смотрим развивающие мультфильмы

Окружающий мир наполнен многообразием красок и форм. Чтобы жить полноценно, малыш должен научиться воспринимать этот мир - знать основные свойства предметов и уметь объединять их в целостный образ. Хотя малыш с самого рождения видит и слышит, он еще не умеет воспринимать предметно. Этому и будем учиться.

Игры на развитие восприятия цвета и формы

Существуют сенсорные эталоны , которые используются людьми в качестве образцов и мерок. Вот они-то и являются ориентиром для развития зрительного восприятия ребенка. Наша задача познакомить малыша с общепринятыми эталонами цвета (основные цвета спектра + белый и черный, позже оттенки) и эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Благодаря этому восприятие предметов становится более детальным, полным и точным. Позднее, основываясь на "эталонных" знаниях, ребенок сможет различать дополнительные цветовые оттенки и сложные фигуры.

Игры на восприятие цвета

Цвет в отличие от формы - это неосязаемая вещь, его нельзя потрогать и нужно обязательно видеть. Вначале с ребенком лучше изучить контрастные цвета (от 2 до 5 цветов). Здесь можно использовать небольшую пирамидку . Малыш сначала запомнит, как выглядит сам цвет, а уже потом его название. После изучения основной гаммы (желтый, красный, синий, зеленый, белый и черный) подключаем дополнительные цвета и оттенки. Это покажет малышу, что цвета могут быть не только контрастными, но и с плавным переходом. Здесь можно выбрать многоцветные пирамидки или цветовой Очень хороши на развитие восприятия цвета детские настольные игры , где по цветовой схеме нужно собрать ярких забавных птичек или разноцветные ряды-пирамидки.

Значение игр на восприятие цвета

Все эти развивающие игры научат ребенка различать цветовые тона, правильно их называть, подбирать сочетания цветов, формировать мысленно цветовые образы и сопоставлять их с окружающими предметами. Кроме того, игры с цветом развивают у ребенка эстетический и художественный вкус.

Игры на восприятие формы

Развивающее значение

Без выделения формы предметов нельзя правильно увидеть, а значит, и изобразить окружающие предметы. Знакомясь с предметами разной формы, малыши обследуют их одновременно рукой и глазом. Это учит 2 важным навыкам - согласованному действию левой и правой руки и координации руки и глаза. Без этих навыков ребенок в дальнейшем не научится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вытирать руки полотенцем и тп. В играх на восприятие формы путем ощупывания, примеривания, сопоставления фигур, ребенок познакомится с геометрическими формами и сможет их "узнавать" в обычных предметах из повседневной жизни (дверь-прямоугольник, крыша-треугольник и тд)

Виды игр для детей на восприятие формы

Замечательный производитель детских развивающих игрушек предлагает большой ассортимент игр на изучение фигур. Это пирамидки-сортеры со штырьками и фигурами разных форм и цветов, классические сортеры , геометрические конструкторы-головоломки , деревянные рамки с вкладышами из разных форм и др. От классики к креативу! Развивающие игрушки просто поражают своей оригинальностью и яркими красками. Для изучения форм Djeco выпустил наборы магнитных фигур с доской . Из цветных деталей разных форм и размеров можно создавать на магнитной доске забавные рожицы и рисунки. Карточки с подсказками тоже прилагаются. Развивающие игрушки на восприятие формы компании сразу настраивают на учебный лад. У нас в ассортименте игры по методике Никитиных на изучение целого и деления фигур на части, рамки-вкладыши Монтессори с геометрическими фигурами, игры Зайцева, яркие игровые планшеты для малышей с фигурками-вкладышами и др. Отличные игрушки для развития зрительного восприятия форм и цветов у фирмы . Это разнообразные геометрические пазлы и настольные игры из качественного дерева. Пользуются популярностью и настольные игры от на ассоциации фигур и форм. Они учат сравнивать и сопоставлять предметы по форме.

P.S: У ребенка развитие восприятия цвета и форм предметов происходит практически синхронно, поэтому имеет смысл совмещать эти игровые занятия вместе. В основном все развивающие игрушки из этой категории направлены на одновременное изучение цвета и форм, вам остается лишь выбрать, на чем сделать акцент.

Подвижная развивающая игра для детей «Форма. Цвет. Размер» - это необыкновенный комплект, который эффективно сочетает подвижные игры и развитие интеллекта. Секрет в особых фигурах – крупных, из мягкого полимера. Ваш малыш сразу заинтересуется этими фигурами и захочет с ними играть, вам останется только направлять его активность и получать удовольствие от занятий!

Несколько важных особенностей комплекта:

  • Он был разработан мамой и папой, которые хотели сделать нечто особенное для своих детей.
  • Фигуры сделаны из мягкого полимера, они приятны для детских ручек и совершенно безопасны.
  • Фигуры и поле не выгорают на солнце, их можно мыть и стирать.
  • Сложность игры можно менять, подстраиваясь под разный возраст детей.

Как заниматься по комплекту Форма. Цвет. Размер?

В состав комплекта входят 18 объёмных фигур, отличающихся по форме (круг, квадрат, треугольник), цвету (красный, синий, жёлтый), размеру (большие и маленькие), игровое поле 1,5 х 1,4 метра, 3 цветных мешочка, пособие для родителей. Методика включает в себя 10 игр различной сложности, которые помогут вам организовать занятия с ребенком. Вы легко можете менять условия игры, делая её как сложнее, так и интереснее. Каждая игра направлена на развитие конкретных навыков.

1. Учимся определять цвет.

Цель игры: развитие восприятия цветовых признаков предмета, умение правильно называть цвет (если ваш ребенок уже умеет говорить) и соотносить фигуры одного цвета друг с другом. Используйте для этого задания цветные мешочки.

Для начала, познакомьте ребенка с фигурами красного, синего и желтого цвета, правильно и четко называя цвета. Потом предложите ребенку поиграть и спрятать фигурки в мешочек соответствующего цвета. Можно перемешать все фигуры на полу и предложить ребенку самому выбирать каждую последующую фигуру, либо давать фигуру ребенку в руки. Если в игре принимает участие несколько детей, можно устроить соревнование, кто быстрее соберет фигуры заданного цвета в нужный мешочек.

2. Учимся определять “большой” и “маленький”.

Цель игры: развитие восприятия размера предмета, умение правильно определять и называть параметры величины “большой” и “маленький” (если ребенок уже умеет говорить), соотносить по размеру предметы и их изображения на игровом поле.

Используйте для игры фигуры и игровое поле. Познакомьте ребенка с понятиями “большой” и “маленький” (произносите слово “большой” громким низким голосом, а слово “маленький” более тихим и высоким). Покажите “большие” и “маленькие” фигуры на игровом поле. Дайте задание ребенку рассортировать все фигуры на “большие” и “маленькие” и положить их отдельно. После этого ребенок может попробовать поместить фигуры на соответствующие им “большие” и “маленькие” места (“домики”) на игровом поле. Играя с несколькими детьми можно можно устроить соревнование, дав задание одному ребенку найти все “маленькие”, а второму все “большие” фигуры.

3. Учимся распознавать форму.

Цель игры: развитие восприятия формы предмета, умение правильно называть основные геометрические формы (если ребенок уже умеет говорить) и соотносить их с изображением на игровом поле.

Познакомьте ребенка с названиями геометрических фигур: “круг”, “квадрат”, “треугольник”. Обратите внимание на наличие или отсутствие углов. Дайте ребенку потрогать углы, посчитайте их (у треугольника и квадрата), обратите внимание на их отсутствие (у круга), покажите как катится круг. Объясните ребенку, что у каждой фигуры на игровом поле есть свой “домик”. Перемешав все фигуры дайте задание найти для каждой свой “домик”. Для начала можно отобрать для задания фигуры только одной формы (например, только круги или только треугольники).

4.Учимся распознавать фигуры сразу по трем признакам: цвет, форма и размер.

Цель игры: развитие комбинаторных способностей, умении группировать предметы по трем признакам - цвету, форме и размеру.

Давайте ребенку по одной фигуре, для которой ребенок должен найти свое место на игровом поле, соответствующее по всем трем признакам. Если ребенку нравится самому вытаскивать фигуры из мешочков или их коробки, что бы поместить на нужное место на игровом поле, играть станет еще интереснее! Если ребенок умеет говорить и запомнил название фигур, цветов и размеров, он может называть все три признака фигуры.

5. Развиваем логику.

Цель игры: сенсорное развитие, развитие логики, закрепление навыков приобретенных в предыдущих играх.

Перед ребенком выкладываются фигуры (сначала три, а потом четыре) объединенные одним признаком (например формой или цветом или размером), одна из которых отличается от остальных (например все фигуры большие, а одна маленькая, или все фигуры одного цвета, а одна другого, все треугольники, а один квадрат). Ребенок должен определить какая фигура “лишняя”. Попросите ребенка объяснить свое решение. Не предлагайте для этого задания фигуры отличающиеся больше чем по одному признаку.

6. Развиваем внимание.

Цель игры: развитие внимания и памяти, а так же навыков приобретенных в предыдущих играх.

Эта игра известна под названием “ Что изменилось”. Положите перед ребенком три-четыре фигуры (начните с трех). Попросите ребенка запомнить их. После этого пусть ребенок отвернется, и в это время уберите одну из фигур. Кагда ребенок повернется он должен угадать какой фигуры не стало и правильно назвать ее по всем признакам, например: большой красный квадрат. Более сложный вариант игры, когда все фигуры остаются на месте, но меняются местами, или одна фигура убирается, а остальные меняются местами.

7. Формирование элементарных математических понятий.

Цель игры: познакомить ребенка с математическими понятиями “больше”, “меньше”, “равно”.

Сложите в стопку определенное количество фигур, в другую стопку такое же количество фигур, указав на то, что фигур в разных стопках поровну. Убрав одну из фигур предложите ребенку определить, в какой стопке фигур стало больше, а в какой стало меньше. Можно переложить фигуру из одной стопки в другую. Используйте для этого задания фигуры одного размера. Усложнив задание, предложите ребенку самому сложить две стопки фигур с разным количеством. Попробуйте посчитать фигуры.

8. Развиваем наблюдательность.

Цель игры: научить ребенка сравнивать, различать, находить общее, логически мыслить.

Возьмите две фигуры и предложите ребенку определить, что у них общее, и чем они отличаются. Например, общим может быть цвет и размер, а отличаться они могут формой (синий большой треугольник и синий большой круг).

9. Развиваем логику и наблюдательность.

Цель игры: Постройте логический ряд из фигур, объединенных общим свойством (например: красная фигура - синяя фигура - красная фигура - синяя фигура).

Спросите у ребенка, фигура какого цвета должна быть следующей. Такое же задание можно проводить сгруппировав фигуры по другим характеристикам - по форме или по размеру. Это сложное задание. Справится с ним под силу детям старшего дошкольного возраста.

10. Определяем фигуру по описанию.

Цель игры: научится внимательно слушать и запоминать описание фигур, находить по описанным признакам нужную фигуру. Развить сообразительность и логическое мышление.

Называете ребенку признаки фигуры (например: У него четыре угла, он красного цвета и он большой”). Ребенок по описанию должен найти нужную фигуру и поместить ее на свое место на игровом поле.

Как заниматься?

Занятия по комплекту рассчитаны на 53 недели. В дневничках подробно описываются все недели, список инструментов, интенсивность занятий, формы показа и игры. Игры в дневничках собраны на каждый день – в зависимости от возраста и умений вашего ребёнка.

В сегодняшней статье я хотела бы рассказать о том, как легко и увлекательно можно изучать геометрические фигуры с малышом, и зачем вообще в столь раннем возрасте грузить ребенка геометрией. Какие игры будут интересны малышу от 1 года, и какие материалы вам понадобятся для занятий – обо всем этом, читайте в статье. Кроме этого, здесь вы найдете несколько полезных материалов для скачивания.

Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?

    Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.

  1. Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
  2. На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с , мозаикой, математическим планшетом, и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.

Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах :

1. Называем геометрические фигуры всегда и везде

Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.

2. Играем в геометрическое лото

Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.

Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша (Ozon , KoroBoom ), фигурки от сортера, рамки-вкладыша.

Ну и самый нехлопотный вариант — это приобрести готовое лото с геометрическими фигурами .

3. Играем с сортером

Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон , Лабиринт , My-shop ) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.

Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.

4. Играем с рамкой-вкладышем

Понадобится такая рамка-вкладыш , на которой представлены все основные фигуры. По своей сути игра аналогична сортеру.

Вот еще одна интересная игра на распознавание форм – «» (Лабиринт , My-shop ). Несмотря на то, что возраст на ней указан 3-5 лет, она будет интересна ребенку 2-х лет и даже чуть раньше.

9. Учим формы по карточкам Домана

На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по , ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки "Геометрические фигуры" можно , а купить ЗДЕСЬ .

О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать .

10. Смотрим развивающие мультфильмы

Ну и, конечно, не помешает просмотр мультфильмов на тему «Геометрические фигуры», сейчас на просторах интернета их можно найти немало. Вот некоторые из них:

Вместо заключения

Очень часто процесс обучения ребенка геометрическим фигурам (да и не только фигурам) воспринимается родителями исключительно как постоянное экзаменирование ребенка, т.е. они пару раз показывают ребенку, например, квадрат, а в дальнейшем же обучение сводится к вопросу «Скажи, какая это фигура?». Такой подход крайне неправильный. Во-первых, потому что как и любой человек, ребенок не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, и это только отбивает у него охоту заниматься. Во-вторых, прежде чем о чем-то спрашивать малыша, ему нужно очень много раз это объяснить и показать!

Поэтому постарайтесь сводить проверочные вопросы к минимуму. Просто повторяйте и повторяйте изучаемую информацию, будь то названия фигур или чего-то еще. Делайте это во время игр и бесед с малышом. А то, что ребенок все усвоил, вы вскоре и сами увидите без лишних проверок.