Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности. Педагогическое эссе «Современные дети Эссе на тему любимые продукты современного ребенка

Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.

Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.

У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.

Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.

В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь, растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.

Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

Блистательна, полувоздушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит …. Она

Она….. Взгляд ее глаз, взмах руки, улыбка, чарующее «Здравствуйте…..» и в зале тишина, и «галерка» и « партер» ею покорены. Десятки детских глаз обращены к ней. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Все чудеса совершит она. Кто? Ответ кроется в слове УЧИТЕЛЬ - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник, любящий детей, любящий свою работу. И очень мягкий, как мягкий знак, как само слово-учитель! Разве можно пройти мимо такой профессии?

Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии – только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Нет, я никогда не буду учителем…»

Поступив в школу, я, как многие девочки, начала примерять на себя эту роль. Вернувшись из школы, домой, мы затевали игру «в школу», и мне всегда хотелось быть учительницей, доброй, терпеливой, поправляющей ручку в руке ученика, проверяющей тетради.

Позже появилось внимательное отношение к труду учителя, любопытство. Я неосознанно пыталась проникнуть в тайны этой профессии. Внимательно следила за поведением учителей на уроке и дома перед зеркалом копировала манеру говорить, водить указкой по карте и даже поправлять очки. Учительский стол со стопками тетрадей, книгами, журналами, какими-то карточками привлекал меня.

Мы росли с сознанием того, что педагогами становятся самые умные и самые хорошие люди на свете, что им открыты все тайны мира, что на любой вопрос они ответят. Такими были мои, учителя, многие из них до сих пор работают в нашей школе. Мне повезло с моими учителями! Я видела, с каким удовольствием они выполняют свою работу. Мне казалось, что это так легко быть учителем, никаких сложностей в профессии не возникает.

А когда я училась в старших классах, у нас был 10 педагогический класс. В течение всего года у нас были уроки педагогики и психологии, в конце года, мы со знанием дела (как нам казалось)проводили тестирование будущих первоклашек и чувствовали себя страшно гордыми и взрослыми…….И судьба моя была предрешена..

И вот наступило 1 сентября 1997 года. Я стою перед целым классом, на меня смотрят семнадцать пар таких чудных глаз. С тех пор я окунулась с головой в этот шумный, беспокойный, проблемный и радостный мир детства. Так началась моя жизнь в школе.

Школа –удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее, а компьютер – это величайшее достижение современной технологии.

Кто покажет ученикам, что компьютер – не только средство для развлечений, а друг и помощник человека во многих делах? Кто научит их работать на компьютере? Кто покажет многогранный мир информации и научит ориентироваться и жить в нём, что так необходимо в условиях становления нового типа общества – информационного? Конечно же, учитель информатики! И я им стала.

А каким должен быть современный учитель, современный учитель информатики, это человек, который способен учить современных детей, детей нового поколения?

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. Принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в школе.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся обычным явлением подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на ребенка? Каков он современный ребенок? Это ребенок, конечно же, имеющий определенные особенности развития. Современные дети отличаются своей энергией, талантами. Они не признают идеалов и не ищут кумиров. Они верят в себя, в свои возможности и способности. Демократия и сотрудничество – единственно возможная форма организации отношений между детьми нового поколения. Они не воспринимают жесткие рамки, готовые принципы. Недаром во Франции современное поколение называют «тефлоновые дети», т.к. к ним «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения.

Их сознание отличается от нашего. Если мы росли на сказках, любили в детстве фантазировать, придумывать правила игр, то современные дети более прагматичны и осведомлены об окружающем мире. Девочкам уже не интересно просто одеть куколку и покатать ее в коляске. Они открывают компьютер и для виртуальной куклы продумывают все: от одежды и туфель до макияжа и маникюра. Сегодня дети они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает другими. И вот таких «других» изо дня в день учитель встречает на уроке.

Утро…. Все спешат на работу, спешу и я, учитель информатики. Иду по светлому коридору в класс на урок. А навстречу мне маленькие и большие, спокойные и не очень, кто шагом, кто бегом, мои ученики. Они все такие разные!.. Но они – мои! Что я им дам сегодня на уроке?! Каким он будет, этот урок! С чем я приду на урок?

Во-первых, я приду с убеждением того, что ребенок – главная ценность. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Я считаю, что педагогу необходимо создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно могут раскрыться способности ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. Свою роль как учителя информатики я вижу в том, чтобы снабдить учеников инструментами, которые помогут им не потеряться в современном информационном обществе. Навыки работы с информацией, овладение информационно-коммуникационными технологиями – это ключ к успешной учебе, а в дальнейшем – к успешной деятельности во взрослой жизни. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» об этом так говорится «Система образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий...».

На уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, отбирать нужное. Стандарты второго поколения направлены на качественное усвоение через системно-деятельностный подход. Вот чему мы должны научить ребенка - мыслить и действовать, чтобы он в самостоятельной жизни был конкурентоспособен, коммуникативен, не ждал, когда на него свалится манна небесная.

Что необходимо для того, чтобы мои ученики стали успешными, конкурентоспособными? Главное, по-моему, чтобы ребенок преодолел страх. Д октор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: «Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха». И это действительно так. Если учитель одобряет ученика, он привыкает быть уверенным в себе. Эту уверенность я и помогаю обрести детям. Сотрудничество для меня является сутью школьного обучения. Учитель …Он и артист, и скульптор, и врач, и художник, и творец… Но если он артист, то сегодня на уроке – артист второго плана. На передний план выходит ученик. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.

При этом нам, педагогам, нужно направить детей не в свободное плавание по этой бурной реке «компьютеризации и информатизации», а задать им верное направление. Ведь сколько подростков "уходит в омут" компьютерных игр. Их «засасывает» компьютерная паутина Интернета в свой виртуальный мир, и они уже не могут выбраться на поверхность, не могут жить в реальной жизни. Мы, учителя информатики, должны научить ребят сделать выбор между хорошим и плохим, уметь обезопасить себя при выходе в виртуальный мир точно так же, как мы учим наших детей при выходе в окружающий реальный мир. Ведь в том виртуальном мире хранится столько же, а может, и больше опасностей, что и в реальном мире.

На уроках я объясняю ребятам, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. Моя задача – заинтересовать, показать, что, кроме компьютерных игр, в компьютере есть много интересного и полезного, что, в Интернете, кроме чатов, форумов, есть весьма интересные сайты, где можно найти много полезной информации, принять участие в конкурсах, олимпиадах.

Невозможно найти класс, в котором дети обладали бы одинаковыми способностями, одинаково бы интересовались компьютерными технологиями, поэтому в процессе преподавания предмета опираюсь на личностно-ориентированный подход. Работу со школьниками, интересующимися компьютерными технологиями, и с учащимися, не увлечёнными предметом строю следующим образом: при подготовке к уроку учитываю особенности учащихся: каждой группе готовлю разные задания. Новый материал подаю в зависимости от направленности группы учащихся. Домашнее задание для каждой из групп также отличается в зависимости от специфики группы: учащимся, увлечённым информатикой, на дом задаю дополнительные задания, для остальных по минимуму.

Во-вторых, у учителя должно быть стремление к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

Я хочу показать ученикам, как интересна эта наука и как наполнена ею наша жизнь. Сегодня фантастическими темпами развиваются технические и программные средства. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого бурного развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Чтобы успевать за прогрессом, требуются личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий. И я, как учитель информатики, должна научить школьников мобильности, то есть готовности к освоению новых технологий и способности применять их для работы с информацией. А для этого использую проблемное обучение, игровой и проектный методы, интерактивные и мультимедийные технологии, Интернет-сервисы и цифровые образовательные ресурсы. Стараюсь быть в курсе новинок и событий в компьютерном мире и сфере ИКТ, постоянно совершенствую свое мастерство и хочу быть современным учителем. . И я учусь до сих пор, учусь у своих коллег, своих учеников. Я поняла, что главное дело учителя, как и школьника - учиться! Для реализации стандартов требуется главное качество педагога – умение учиться самому. Учить и учиться. Не ошибешься, если прочтешь эту фразу справа налево. Я нахожусь в поиске новых образовательных технологий. За последние годы мы освоили облачные технологии, сайтостроение, моделирование, не забываем и о языках программирования. Мечта – освоить робототехнику.

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю…». Так и я стремлюсь заразить своих учеников к бесконечным просторам знаний, причем на своем примере.

Все свои знания лучшие, передовые учителя должны направить на то, чтобы разработать отвечающие запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников.

А в- третьих, и самое главное, идя на урок, педагог должен любить детей, без любви не может быть учителя. Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, тем не менее, часто отказывают ему в необходимом внимании. Вместо общения на равных, на интересные подростку темы, взрослые навязывают свои представления о правильном поведении. Подросток пытается обсудить важные события в своей жизни, взрослые больше озабочены дисциплиной и коррекцией поведения подростка. Современный учитель должен быть человеком, с которым можно поговорить не только о предмете, который он преподает, но и о многом другом. Чем глубже знания, чем шире кругозор и всесторонняя образованность учителя, тем в большей степени он не только преподаватель, но и воспитатель. И я учусь быть воспитателем. Мне хочется не просто делиться своими знаниями с учениками, но и делиться частичкой своей души. Учить мыслить, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать и сочувствовать, сопереживать. Самое главное, что я поняла – педагог не просто должен отбыть положенный период урока, он живет проблемами и бедами детей, вместе со своими учениками радуется успехам и огорчается неудачам.

Вместе со своими семиклассниками учусь петь и танцевать, учу вместе с ними стихи и рисую плакаты, мы вместе размышляем, что-то придумываем и творим. Ни одна другая профессия не дает такой уникальной возможности саморазвития и самовыражения. Профессия учителя обязывает меня быть молодой, активной и неуспокоенной. А еще надо шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства жить неуютно. Вспоминаются слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает.

Таким образом, чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;

обладать критическим мышлением, уметь находить нестандартные решения;

быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;

Быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии

Незаметно наступает вечер, школа гасит огни, смолкает детский щебет. Учитель усталый, но вдохновленный идет домой. О доме тоже забывать нельзя. И долго будет гореть свет в окне этого дома, ведь учитель готовится к своему очередному уроку. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь». Каждый урок – это маленький спектакль, затрагивающий струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок – впереди.

P . S .Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем детей нового поколения!

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.

«Почему я воспитатель»

Мы, взрослые, не всегда находим время для душевных слов, теплых объятий. И как часто в наших взрослых заботах, мы забываем, что рядом с нами наш ребенок – личность, человек с сердцем, умом, душой ничуть не слабее, чем наш взрослый разум, а в сто раз сильнее, терпимее, добрее. Остановиться, понять душу ребенка, быть ему другом, близким и родным человеком – занятие не из простых. Ребенок мал, легок, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним.
Назначение человека на земле – оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя ещё краше. Эти хрупкие «ростки» — дети, ведь дороже золота и всех райских благ – ребёнок. Это прекрасно – закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, отдавать им, этим неугомонным созданиям, тепло твоего сердца. Вспомнить только эти бесконечные «где? когда? почему?», энергию, бьющую через край! Она заставляет забыть обо всем.
Я не мечтала быть воспитателем, но меня с самого детства окружали дети. В школе я была постоянной вожатой для первоклашек. Они делились со мной своими переживаниями, впечатлениями, проблемами. Не я выбрала профессию, а профессия выбрала меня.
Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле?
Слово воспитание без приставки «вос-» звучит как – питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Ушинский писал: «Только личность может воспитать личность» И мне ясно, что хороший воспитатель всегда учится сам. Учится, работая над собой.
Многие представляют труд воспитателя лишь как игру с детьми, веселое времяпрепровождение. Это не так! Работа воспитателя – каждодневный, кропотливый труд. Он первым открывает дверь в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания. Предо мной стоит непростая задача – научить ребенка понимать и ценить все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Я хочу быть всегда интересной для своих детей!
Особым образом осознаешь значимость своей профессии, когда видишь распахнутые навстречу глаза малышей, глаза, готовые вместить в себя весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, твой взгляд, твой жест. И ты понимаешь, ты нужна им, ты для них целая вселенная.
Я хочу , чтобы мой воспитанник вырос человеком добрым и отзывчивым, научился бережно относиться ко всему живому, быть созидателем, умел ценить прекрасное и доброе, чтобы то, что было ценно во все времена: Добро, Истина, Любовь, Красота, Взаимопонимание остались ценностью для наших детей. Чтобы свободу не подменили на вседозволенность.
Я могу, принимать ребенка таким какой он есть, быть с ним откровенной, понять детские заботы и проблемы, каждый день вместе с ним совершать открытия и радоваться жизни, научить его общаться и принимать людей такими какие они есть, помогать ему справляться с трудностями, учить преодолевать неудачи, быть ему другом, партнером, заботливой мамой и мудрым наставником, помочь ребенку почувствовать себя частью этого мира, понять свою человеческую роль, ее значение для окружающих, для природы. Быть с ребенком откровенной, делиться своим жизненным опытом, понять детские заботы и проблемы, принимать своего воспитанника таким, каков он есть.

ЭССЕ

О каких особенностях современных детей необходимо знать родителям, школьному учителю, педагогу дополнительного образования?

Какие же они современные дети? Сейчас наши дети отличаются от нас больше, чем, когда- либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас. Они не всегда ведут себя хорошо, т.к. они обладают повышенной возбудимостью и гиперактивностью. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно, настойчивы и требовательны. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Первое, что ребёнок видит и к чему инстинктивно стремится,- это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом,- целиком заслуга пап и мам. Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие- либо педагогические приемы) не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастает хорошим, просто им подражая. Современные дети более грамотны, чем их родители, во всём, что касается важных для общества нововведений. Это дети информационного века, информационного типа развития общества. Они обладают новым типом сознания- системно-смысловым, а не системно- структурным, как их родители. У детей наблюдается повышенная потребность к восприятию информации. Глаз нынешнего ребёнка, натренированный компьютерными играми и многочасовыми просмотрами пёстрых и скоростных мультфильмов, может без особых усилий теперь «заглотнуть» куда больше визуальной информации, чем глаз взрослого. Им проще напечатать сочинение на компьютере, чем написать его в тетради ручкой. Отличительными особенностями поколения учащихся является решение школьниками проблем самопознания, самоопределения и самореализации. У наших детей своя точка зрения (новая) на процесс образования. С развитием общества меняется и мировоззрение детей, физиологическое и психологическое внутреннее состояние. Но они довольно слабо связывают свои жизненные перспективы с возможностями школьного образования, его качества. Мы имеем дело с новым поколением учащихся, значимыми чертами которого являются: ориентация на себя, свои возможности в сочетании с инфантильностью, которая проявляется в завышении своих притязаний и перекладыванием реальной ответственности за следствия своих действий на взрослых людей; ориентация на личное благополучие, личный жизненный успех, на свою индивидуальность; подмена понятия образованности информированностью, нарастание отчуждения от школы, снижение личностной значимости школьного образования. У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за единицу времени. Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.