Если ребенок отстает в развитии что делать. Ребенок отстает в развитии. Специальный детский сад

Каждый ребёнок индивидуален. Соответственно и скорость развития у каждого своя. Кто-то в 9 месяцев уже ходит самостоятельно, а кто-то только в год. Нет шаблонов, по которым можно судить о развитии ребёнка. Но что делать, если ребёнок отстаёт в развитии. Почему это происходит и какие признаки бывают.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Ребенок отстает в развитии

Перед тем, как начинать паниковать, бегать по врачам, выясните, что стало причиной, вызвавшей задержку развития ребенка.

Отставание в развитии ребенка происходит по следующим причинам:

  • Некорректный подход в воспитании. В данном случае речь идёт о неусвоенном материале. Или при недостатке информации, с отсутствием поощрения к её восполнению со стороны взрослых. Ребёнок перестаёт развиваться умственно, снижается способность мозга к запоминанию и усвоению материала.
  • Задержка психического развития ребёнка проявляется в наличии у детей определённого поведения - оно становится более детским, работоспособность снижена, повышена утомляемость. Начатые дела такие детки обычно не завершают.

Причиной задержки психического развития у малыша могут стать патологические роды. Наличие у беременной:

  • нарушений в беременность;
  • частых заболеваний;
  • патологических родов;
  • употребление алкоголя сверх меры, курение, злоупотребление препаратами.

Причины задержки развития могут быть также и социальными. К ним относят:

  • слишком сильный контроль со стороны родителей;
  • в семье к малышу относятся агрессивно;
  • наличие психических травм, полученных в раннем детстве.

Для постановки диагноза мало знать, почему ребенок отстает в развитии. Необходимо пройти комплексное обследование у педиатра, невропатолога, детского психолога.

Признаки отставания в развитии ребенка

Выявить те или иные отклонения от нормы в развитии ребёнка можно уже с самого рождения. И как только крохе исполняется 3-4 года, диагноз ставится безошибочно на основании клинических признаков, сбора анамнеза, осмотра. Чаще всего у таких детей слабо развиты или отсутствуют безусловные рефлексы.

Выделяют следующие признаки отставания в развитии ребенка:

  • грудной ребёнок не может сконцентрироваться на предмете;
  • наличие острой реакции или её отсутствие на резкие звуки;
  • новорожденный не фокусирует взгляд, и не следит за предметом;
  • к 3 месяцам кроха не умеет улыбаться;
  • нечленораздельная речь (словно «каша во рту»);
  • ребёнок не запоминает буквы, процесс чтения затруднён.

Это всего лишь небольшой список признаков почему ребенок отстает в развитии. При постановке такого диагноза лечение начинается сразу же.

Что делать если ребенок отстает в развитии

На вопрос что делать, если ребенок отстает в развитии точный ответ дать затруднительно. Это связано с индивидуальными особенностями ребёнка, стадии задержки и выбранном лечении врачами. Чаще всего это:

  • Занятия с педагогами, логопедами, врачами (невропатолог, психолог, психиатр).
  • Соблюдение режима дня
Так как кроха с задержкой развития отличается быстрой утомляемость, в его распорядок дня стоит включить продолжительный сон.
  • Проведение и посещение коррекционных занятий.

Если родители вовремя заметят проблему и приложат максимум усилий для её устранения, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Постоянно наблюдая за поведением своего малыша и сравнивая его со сверстниками, родители иногда считают, что ребенок отстает в развитии. Не нужно сразу паниковать, ведь все дети развиваются по-разному. Следует определить степень и причины этой неприятности и как постараться изменить ситуацию.

Почему ребенок отстает в развитии

Если малыш позже сделает первые шаги или долго не начинает говорить, это еще не означает появления проблемы. Но если уже все сроки истекли, а новые навыки у ребенка все еще не появляются, нужно принимать меры.

Если ребенок отстает в развитии, нужно постараться определить причину

Причины отставания могут быть физиологические и психологические. Чаще всего на нарушение развития влияют следующие факторы:

  • Недостатки воспитания вызывают у ребенка трудности восприятия мира. С рождения малышом нужно заниматься, помогать ему учиться, поощрять к усвоению новой информации. Если этого не происходит, совершенно здоровые дети кажутся умственно и физически слабыми.
  • Причиной сбоев в психическом развитии не обязательно являются нарушения работы мозга. Скорее незрелое поведение ребенка и не соответствующие возрасту реакции являются следствием патологий при беременности и родах или перенесенного заболевания.
  • Отношения в семье влияют на развитие малыша. Задержку вызывает агрессивное отношение или чрезмерная строгость родителей.
  • Может сказаться полученная в детстве психологическая травма.

Нужно обдумать все вероятные причины возникшей проблемы и подробно и честно рассказать о своих подозрениях специалисту, обратившись за врачебной помощью.

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Чем раньше начать бороться с проблемой, тем больше вероятность положительного результата. Прежде всего, необходимо посетить педиатра или детского невропатолога и следовать его рекомендациям. Но и от действий мамы во многом зависит коррекция поведения ребенка:

  • В зависимости от типа отставания в развитии малыша следует водить на консультацию к логопеду, психиатру, ортопеду.
  • Следить за режимом, обеспечивать полноценный сон и отдых, выделять постоянное время для занятий.
  • Нужно выполнять с ребенком корректирующие упражнения и посещать группы лечебной физкультуры.

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Каждый ребенок развивается в своем темпе, по мере возможностей изучая окружающий его мир. Но к моменту поступления в детский сад или школу у малышей, как правило, уже должен быть багаж знаний, умений и навыков, адекватных возрасту. И пополнение этого багажа четко отслеживается в определенные периоды. Если же этого не происходит, вашему малышу могут диагностировать задержку. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания

Исследуя проблему задержки психического развития, ученые разных стран определили много предпосылок, приводящих к этому состоянию. Условно их можно поделить на биологические и социальные.

К биологическим относят факторы, вызывающие органическое поражение головного мозга:

  • патологии беременности и родов;
  • психологические, неврологические и психосоматические заболевания в семейном анамнезе;
  • нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте;
  • микротравмы головы, перенесенные в период до 3-4 лет.

Кроме того, к биологическим факторам можно отнести нарушения слуха и зрения, которые мешают адекватному восприятию окружающего мира.

Задержке развития могут способствовать и социальные причины:

  • гиперопека со стороны родителей;
  • агрессивное или равнодушное отношение к ребенку в семье;
  • психические травмы, перенесенные в раннем детстве.

Чтобы понять, что делать, если ребенок отстает в развитии, нужно диагностировать причину, вызвавшую подобное состояние. А это может быть как один фактор, так и сочетание нескольких.

Классификация

Согласно отечественной классификации, дети с задержкой психического развития делятся на четыре группы

Первая группа – дети, задержка в развитии которых вызвана причинами конституционального происхождения. Такие малыши выглядят младше, обладают меньшим ростом. Параллельно с физической сферой у них наблюдается и отставание в развитии сферы эмоций, речи. А игровые интересы всегда преобладают над обучением даже в школьном возрасте. Как правило, это явление – наследственное.

Вторая группа – дети с тяжелыми соматическим заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте. Например, бронхиальная астма, заболевания пищеварительной, сердечнососудистой систем, заболевания почек и т.д. Плохое соматическое состояние задерживает созревание центральной нервной системы, чему способствует и тот факт, что дети месяцами находятся в больнице, лишенные социального контакта.

Третья группа – дети с задержкой развития психогенного происхождения. Такое состояние, как правило, наблюдается при неблагоприятных условиях воспитания, которые нарушают формирование личности ребенка. Жестокость родителей, гиперопека, безнадзорность в раннем детстве – главные причины таких нарушений.

Четвертая группа – дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Иными словами, к задержке приводят травмы и заболевания центральной нервной системы во внутриутробном периоде, а также в раннем возрасте, особенно до двух лет.

Коррекция

Что делать, если вашему ребенку диагностировали одну из форм задержки психического развития? Решение о лечении принимает педиатр. Он может назначить такие меры как медикаментозная терапия, оздоровительные мероприятия общего характера, а также специальные занятия по коррекции тех или иных навыков.

Медикаментозное лечение обычно назначается в комплексе с педагогическими и логопедическими занятиями, кроме того, к лечению могут быть привлечены невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, логопед, дефектолог.

Общеоздоровительные мероприятия включают в себя соблюдение режима сна и бодрствования, кормления и занятий. Малыши с задержкой психического развития отличаются низкой работоспособностью и нуждаются в более продолжительном сне. Кроме того, промежутки между кормлениями, сном, лечебными процедурами и занятиями должны быть заполнены интересной деятельностью.

Коррекционные занятия – как правило, это упражнения, направленные на развитие координации движений, равновесия, прямостояния, ходьбы, ритма, ориентации в пространстве. Поскольку у малышей с задержкой развития физические качества обычно тоже страдают, то им рекомендуются гимнастические упражнения вроде ходьбы, бега, прыжков, лазания, а также активное взаимодействие с игрушками и предметами. Иными словами, все, что тренирует ловкость, скорость реакций, силу и выносливость.

Если ребенок вялый и малоподвижный, его нужно специально заинтересовывать и стимулировать к игре. В случае, если ребенок проявляет невнимательность и рассеянность, ему предлагают задания, требующие выдержки и организованности. Кроме того, проводится коррекция неправильной установки стоп и плоскостопия, свойственных таким деткам, выполняются упражнения на развитие моторики рук. Детям назначаются занятия по стимуляции психического развития, которые включают наблюдение за миром окружающих людей и явлений и активное взаимодействие с предметами, с которыми ребенка знакомят взрослые.