Воспитание 4 летнего мальчика. Как воспитывать мальчика настоящим мужчиной: советы. Принимайте таким, какой есть

3 лет свойственно быть подвижным и любопытным. Чтобы обеспечить своевременное развитие малыша, ему надо грамотно организовывать досуг. Акцентируйте внимание на играх, развивающих мелкую моторику пальчиков рук, так как это напрямую связано с формированием мозга детей. Это могут быть незамысловатые устройства из конструктора, складывание картинок из кубиков, мозаики или пазлов, игры на выполнение несложных движений в ответ на слова взрослого, разучивание стихотворений, совместное с родителем изготовление поделки, рисование, ролевые игры в -матери, доктора и т.д. Ежедневно уделяйте время для общего физического развития ребенка. Это подвижные игры, занятия зарядкой, пешие прогулки, катание на роликовых коньках и велосипеде под присмотром взрослого. Ребенок 3 лет нуждается в компании сверстников. В этом возрасте его полезно устраивать в детский сад. Если такой возможности нет, старайтесь, чтобы ребенок учился общаться с ровесниками на прогулке, устраивайте детские праздники.

Развитие ребенка 3 лет протекает правильно, если он обладает определенными умениями и навыками. Родителям не надо выполнять за него те действия, которые тот может делать самостоятельно. Особенно если это касается самообслуживания: одевания, раздевания, приема пищи, гигиенических процедур, туалета. Максимально используйте способность маленьких детей к подражанию. Неразумно учить ребенка убирать после себя игрушки, если папа не научился складывать свою одежду в шкаф, а мама оставляет грязную посуду на столе после еды. Малыш в 3 года с удовольствием помогает родителям в домашних делах. Естественно, у него пока не все хорошо получается. Важно не отбить детское желание трудиться. Поэтому ни в коем случае нельзя ругать за неумелое выполнение дела, иначе труд превратится в наказание.

Позаботьтесь о безопасности ребенка, прежде чем он пойдет в детский сад. Он должен знать свою фамилию, имя, отчество и своих родителей, а также свой адрес. Поощряйте его рассказы о своей жизни: что он кушал, чем занимался, с кем играл. Приучите его, что идти к незнакомым людям нельзя, даже ели они предлагают сладости, игрушки и другое. Научите мыть руки перед едой, правильно вести себя за столом, пользоваться носовым платком, здороваться и прощаться. Учитывайте, что культурному поведению в обществе ребенок также учится у родителей. Немаловажно, чтобы ребенок заранее научился делиться своими игрушками, играть по правилам, постоять за себя. Малышей еще до 3 лет рекомендуется приучить к слову «Нельзя». То есть ребенок должен четко знать, что нельзя все, что опасно: включать электроприборы, выходить одному из дому, брать спички и т.д.

У ребенка примерно в возрасте 2,5 – 3,5 лет наступает кризис. Это проявляется в стремлении к самостоятельности: желании добиться своего, сделать все наоборот; неподчинении взрослым. Родителям надо понимать, что этот период необходим детям для развития воли и самолюбия. Важно сохранить с ребенком хорошие отношения. Чтобы смягчить кризис 3 лет у детей, необходимо заранее приучить малыша к режиму дня. Это ослабит борьбу ребенка за выполнение обычных дел: одевание, прием пищи, отход ко сну и т.д. Используйте способность ребенка в этом возрасте быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. То есть вместо того, чтобы противостоять малышу, можно отвлечь его внимание на что-то интересное и приятное. Ведите себя с малышом, как с равным себе: старайтесь советоваться с ним, позволяйте делать многое самостоятельно. Но ни в коем случае нельзя позволять малышу все, что угодно, руководствуясь вредным принципом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Кризис 3 лет обычно проходит в течение 1 года.

"С чего отцу начать воспитание мальчика?" Этот вопрос стал поводом для написания статьи . Сегодня мы публикуем продолжение, раскрывающее особенности воспитания мальчика в возрасте от 3 до 5 лет.

Переход границы: от матери — на сторону отца

С того момента, как мальчик осознал в своей жизни присутствие отца, он будет стараться порадовать его любой ценой. Даже в тех случаях, когда у мальчика есть веские причины ненавидеть отца, глубоко внутри себя он мечтает об отцовском одобрении. Любой положительный отклик отца в его адрес — даже самые простые слова: "Ну и парень!" — способны сотворить настоящее чудо: дать ощущение собственной ценности, способствовать принятию самого себя, дать почувствовать необходимую уверенность для построения отношений с другими людьми.

В детском возрасте любое невнимание, пренебрежение, критическое замечание или насмешка, особенно со стороны отца, ранят мальчика до глубины души.

Итак, уже невооруженным взглядом стало заметно, что наш сын готов покинуть мир матери и вступить в мир отца. Он на все лады заявляет нам, что готов к смене позиций.

Помню, когда моему сынишке, было около 3 лет, мы отдали его в детский садик, и там он всем детям и воспитателям рассказывал про любимого "папку Вовку" и про машины, которые папка чинит и на которых ездит. Когда я забирала его вечером из садика, воспитательница жаловалась, что она уже устала слушать "папка Вовка" да "папка Вовка" — весь день, бесконечное количество раз.

Как мы уже сказали, наш юный герой находится на пороге открытия нового мира — мужского мира. Однако не всё идет так гладко, как хотелось бы, и оказывается, что сам перейти с женской половины на мужскую мальчик не в силах. Тем более, в таком юном возрасте, как три годика. Он останавливается в начале пути и ждет, повторяя на все лады, как важен ему папка, как не терпится ему уже перейти туда, к папке. И, как правило, на этом ожидании весь переход и останавливается на долгие, долгие годы.

Причины всем нам, к сожалению, очень хорошо известны — папа бесконечно занят собственными проблемами: заработок, карьера, положение в обществе, неудовлетворенность от жизни. Какие-то переживания маленького человечка вообще не касаются его "великой жизни". "Пусть сначала подрастет — тогда и поговорим", — часто можно услышать от отцов. Мама, бабушка, няньки и пр. — те, кто занимаются и общаются с ребенком, считают мальчика слишком маленьким, слишком нежным: куда ему к отцу-то? Получается, что мужская сторона принять мальчика не готова, материнская — не готова отпустить.

И именно в отсутствии этого перехода совершается самая большая ошибка в воспитании мальчиков. Мы видим, что во всех моделях здорового развития предполагается, что мальчик должен отделиться от матери и перейти на сторону отца. "Но это не для нас!" — заявляет большинство современных родителей. "Но только не при нашем образе жизни", — подтверждают их друзья и знакомые.

Ведь это означает, например, для отца — полностью пересмотреть свою жизнь, её распорядок, приоритеты, пожертвовать карьерой и бутылкой пива на диване (и это только для начала). Для матери — доверить отцу свое любимое милое существо, к которому она привязана всем сердцем, а значит, оторвать его от себя, а это тоже больно и нежелательно. Оказывается, наш маленький трехлетний герой ставит перед всеми членами семьи очень глубокие личностные вопросы: "Что вы готовы сделать для моего развития? Насколько правильно устроена ваша жизнь? Готовы ли вы ее пересмотреть?".

И от того, как мы решаем эти вопросы, будет зависеть ход жизни нашей семьи и нашего малыша в ней. Если мы ну никак не хотим слышать и видеть очевидных вещей сейчас, то сможем увидеть их гораздо позже и уже только в качестве последствий. Но не будем о грустном.

Допустим, нашу статью читают родители, которые видят, что их малыш готов к переходу и хотят ему в этом помочь. Давайте вернемся к описанию самого этого процесса.

Итак, папа готов принять малыша на свою сторону, мама тоже видит в этом переходе важный этап развития сына, и сам малыш твердит бесконечно о том, что он пойдет с папкой чинить машину.

Эволюционная задача мальчика, переходящего мост между матерью (или женщиной) и отцом (или мужчиной), состоит в том, чтобы сохранить свое отношение к матери, но поместить ее теперь лишь на второе место среди своих привязанностей.

На стороне отца

Задача отца — "перенести мальчика через мост на другую сторону". Теперь главное место в душе мальчика принадлежит отцу. Его отсутствие или присутствие оказывают огромное влияние на поведение ребёнка. Независимо от того, какой характер носят отношения между отцом и сыном, сын узнает именно от отца, что значит быть мужчиной.

Если отца подолгу не бывает дома, если он большую часть времени проводит на работе и сохраняет отстраненность от жизни семьи, приходя домой, если отец полностью предоставляет заботу о детях матери, то велика вероятность того, что и сын в своей будущей семье будет себя вести точно так же. Если отец жесток, склонен к увлечению алкоголем или бросил семью, то статистика даёт основания предполагать, что и сын последует отцовскому примеру.

И в этом урок для всех отцов: заключив мир со своими собственными отцами и приняв всю правду о себе самом, вы сможете должным образом подготовиться к тому, чтобы помочь своему сыну "перейти мост", пробраться на другую сторону баррикады. Ваш сын почувствует это принятие, ему будет легче воспринять свою мужскую сущность, и вы, в свою очередь, порадуетесь его настойчивым попыткам стать на вас похожим.

Мальчиков необходимо принимать в мир взрослых мужчин с сочувствием, твердостью и отцовской любовью. Очень страшно уходить от матери. Мир отцовских взглядов и занятий одновременно и привлекает мальчика, и пугает его, кажется ему и заманчивым, и опасным. По эту сторону баррикады существует странный парадокс: тело мальчика является мужским, похожим на тело отца, но пришел он из материнского тела, совсем на него непохожего.

От отца сын узнает не только о своем мужском теле, но и о мужском складе своего ума, души и духа. Он узнает, как добиться успеха и изменить мир. Даже молчаливое общение с отцом дает мальчику ощущение наполнения этих потребностей.

Одинокие матери находятся в этот переходный период в связке со своими сыновьями. Мать может рассказать сыну о том, как он отличается от неё, какова его роль в жизни, какие силы растут в нем. Но она не мужчина, и поэтому она не может сообщить ему врожденное сознание того, что значит быть мужчиной. Если отца по каким-либо причинам у ребенка нет, мать должна найти для своего сына возможность общаться со взрослыми мужчинами, которые смогут уделить ему внимание и покажут, как использовать мощные силы, толкающие его в мужскую жизнь.

На самом деле, крепость союза мальчика со своими учителями оказывает огромное влияние на процесс его возмужания. Для того чтобы мальчик стал зрелым мужчиной, жизненно важно присутствие других взрослых мужчин, пусть даже это будет не родной отец. Жизнь сейчас такая, что идеальных семей с любящим отцом становится все меньше. Общаясь с мужчинами, которые находятся в поле его зрения, слушая их рассказы, наблюдая за их жизнью, мальчик незаметно для себя формирует модель того, каким он должен стать.

С рождением ребенка вместе с радостью приходит ответственность. Чем характерно воспитание мальчика 1 год, 2 года? Вырастить и воспитать мальчика — сложная задача, это длительный и сложный процесс. О и их применении стоит задуматься еще до рождения малыша. Как правильно , чему следует уделить особое внимание?

В это время начинает формироваться личность ребенка, его самостоятельность. Он учится говорить, делает первые шаги и попытки к познанию мира, исследует все, что его окружает. Ребенок перенимает модель поведения родителей, копирует их. Если взрослый занимается каким-либо делом, можно попросить ребенка повторять за ним. Таким образом можно будет задавать ребенку правильную схему поведения. Практически все дела по дому можно делать вместе, вовлекая ребенка в процесс. Благодаря этому в 7 лет, когда настанет время пойти в первый класс, у малыша не возникнет проблем с самостоятельностью. В этот момент мальчик понимает предназначение предметов и смысл манипуляций, совершаемых родителями. Он пытается сравнивать свои действия с действиями родителей, приобретает зачатки логического мышления. У него формируется эмоциональный фон и основы его будущей личности. Постепенно пополняется словарный запас, развивается речь.

Какие вопросы надо решить в первую очередь?

Начать правильное воспитание стоит с установки режима дня, который будет соответствовать потребностям ребенка. Если мама с ребенком придерживаются режима, то не возникнет проблем с аппетитом или сном, при этом он получает все необходимые ему для полноценного развития вещества. Режим, как неоспоримое правило, поможет дисциплинировать ребенка, избежать в дальнейшем (поддержка авторитета родителей).

Правила поведения в семье должны быть согласованы со всеми взрослыми. Ребенку необходимо объяснить, что такое режим, дисциплина, и почему так важно придерживаться временных рамок.

Существует масса принципов воспитания детей (они не универсальны, ведь каждый малыш уникален), родители должны выяснить для себя, каких им следует придерживаться:

  • Игнорировать раздражающее поведение ребенка, если это ему не навредит: привычку падать на пол и бить ногами, плач и т. п. Но будьте осторожны, не допускайте возникновения опасных ситуаций. Придется научиться сохранять спокойствие, хладнокровие при виде , — это воспитательный момент. При этом за хорошее поведение ребенка надо хвалить, поощрять. Если все правильно делать, то плохие привычки вскоре исчезнут. Малютка поймет, что пытаться манипулировать родителями бесполезно.
  • Выражать эмоции, жесты в общении с ребенком. Он должен уметь различать реакции родителей, которые в свою очередь должны быть ему понятны. С детьми старшего возраста можно обсудить свои эмоции, чувства, связанные с его поступками.
  • Применять логику. Малыш будет видеть, к чему приводят его действия, ощутит последствия. Для примера можно лишить ребенка просмотра мультфильмов, если его поведение было неудовлетворительно.
  • Отвлечь малыша. Следует занять его интересной развивающей игрой, если он не хочет делиться игрушками с другом.
  • Предоставить ему возможность хорошо себя вести. Чтобы не было беспорядка, рекомендуется организовать специальное место для игрушек.
  • Подавать хороший пример. Все свои привычки дети перенимают у взрослых, которые являются для них эталоном поведения.

Как растить малышей?

Как воспитывать мальчика 2 лет? Второй год жизни пророчит много открытий. Когда малышу 1-2 года, у него растет интерес к окружающему миру. Большую часть предметов вокруг себя годовалый малыш изучает на ощупь, запах и вкус. Не стоит ограничивать место нахождения ребенка одним манежем и отбирать у него все из рук. Действительно опасные предметы лучше убрать из его окружения. Надо пройтись вместе с ним по дому, показать, рассказать, дать потрогать в присутствии взрослого все, к чему у него возникнет интерес. Важно, чтобы мама в этот момент была рядом. Как только малыш научится ползать, а далее и ходить (уже с 5 месяцев), для него открываются новые горизонты, а вместе с ними и опасности. Нужно обезопасить дом: заглушки в розетках, обивка на углах, защелка на унитазе, убрать острые предметы подальше и т. д.

Взрослому очень странно, что мальчик для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Для него любая вещь интересна, необычна, вскоре он утратит к ней интерес и приступит к новому объекту исследований.

Какой период самый сложный?

Самым непростым для родителей и самого ребенка оказывается трехлетний возраст малыша. Как воспитывать мальчика 3 лет? Третий год жизни характерен установкой личности. Малыш, как и прежде, очень эмоционален: он, как оголенный провод, очень чувствителен к похвале и порицанию. Будучи психологически привязанным к маме и папе, тем не менее он проявляет нескрываемый интерес и к посторонним, особенно если они ему симпатичны. Когда ему будет четыре года, буря эмоций стихнет, а сейчас следует набраться терпения.

Происходит активная социализация, он ощущает потребность в активном общении со сверстниками. Малыш любит играть в игры, которые имеют сюжетную линию и развитие, примерять на себя разные роли. Решением всех проблем может оказаться детский сад. Но это имеет и свои недостатки. Многие психологи сходятся во мнении, что в 3 года еще рано вести ребенка в садик, ведь это может нарушить связь с матерью, которая в этот период особенно близкая и важная.

Активно изучая мир, мальчик начинает приобретать намерения, которые могут расходиться с мамиными планами. Но мама при этом остается самым большим авторитетом, все действия ребенка направлены на то, чтобы получить ее одобрение, похвалу. Если этого не происходит, назревает конфликт.

Чтобы поддерживать отношения с ребенком, необходимо:

  • подавать хороший пример поведения;
  • с уважением относиться к личности и чувствам ребенка;
  • дать возможность самовыражения, предоставить пространство для творчества;
  • предоставлять право выбора: съесть яблоко или банан, выпить сок или компот;
  • поощрять его занятия, проявлять интерес к его успехам.

Придерживаясь этих принципов, можно заметно снизить уровень стресса в этот кризисный период 3-летнего мальчика. И вскоре можно перейти к следующему этапу — воспитывать мальчика 4 лет.

В это время особенно важно времяпровождение всей семьей. Занятия спортом, творчеством, досуг, совместные прогулки на свежем воздухе, и т. д. Это дает ребенку платформу для развития и ощущения принадлежности семье, любви, где все заботы общие.

В период от 2,5 до 3 лет огромными скачками растет воображение и фантазия. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, упражнения в импровизации. Можно копировать повадки животных, любимых героев, сказочных персонажей. По мере развития фантазии, творческого представления популярными у ребенка будут такие способы творчества:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • оригами;
  • конструирование.

Все эти занятия развивают не только мышление и воображение, но и мелкую моторику пальцев, координацию движений.

Игра как метод общения с ребенком

Фокусировать свое внимание на чем-то одном долго ребенку трудно. Но его можно увлечь игрой на 10-15 минут (пусть это будет хотя бы пять минут). При этом игра может быть просто занимательным способом потратить время, а может быть отвлекающим маневром, или способом донести до него важную мысль (мораль). Так в форме игры можно научить ребенка мыть руки или чистить зубы, выучить цвета или освоить основы этикета.

В этом возрасте малыш уже может быть режиссером игры. Следует дать ему роль главного, разрешить распределять роли и определять правила игры. Родители будет удивлены проницательностью и остроумием ребенка. Посредством игры можно сообщить малышу о социуме, он может примерить на себя роль доктора, учителя, повара и т. п.

Возрастные нормы развития детей

Большинство детей приходят к каким-либо достижениям примерно в одном и том же возрасте: в 5-7 месяцев прорезаются молочные зубки, а в 5-6 лет — коренные. На основании этих периодов оценивают уровень развития ребенка. Но все дети уникальны сами по себе, каждый из них имеет свои особенности. Иногда отдельно взятые параметры у детей развиваются с задержкой. Если отставание небольшое (один или два месяца) бить тревогу не стоит.

Существуют критические периоды, которым стоит уделить внимание. Необходимо проверить, достиг ли мальчик основных моментов развития. Крайняя цифра задержки развития по какому-либо параметру — 5 месяцев. Стоит обратиться к специалисту, если:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не пытается перенять привычки и поведение родителей;
  • к 18 месяцам не сделал первые шаги;
  • знает менее 15 слов в возрасте 18 месяцев;

Причиной таких отклонений может быть врожденное заболевание, неправильное питание или нехватка общения. Но чаще всего это простой дефицит занятий с родителями, недостаток внимания, развивающих игр и времяпровождения с мамой.

Нужно быть готовым, что с рождением ребенка свободного времени у мамы почти не будет, но все старания, каждая минута, потраченная на общение с ребенком, пойдет на пользу. Придется вложить колоссальное количество времени и энергии в ребенка, чтобы он вырос достойным человеком. И в свою очередь отблагодарил родителей любовью и заботой.

У каждого ребенка с рождения сформирован индивидуальный характер. Воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, чтобы период становления личности прошел наиболее легко. По поводу воспитания ребенка 2 3 года психология советы дает самые разные. Это связано с тем, что развитие ребенка должно быть гармоничным, разносторонним. Поведение трехлетнего ребенка не является определением того, каким он вырастет. Его определяет темперамент, не скорректированный характером.

До 3 лет дети не демонстрируют, насколько они воспитаны. Поведение складывается из особенностей темперамента: происходит становление личности. Предпочтения и мировоззрение крохи меняются по несколько раз в день, что осложняет задачу родителей. Психология ребенка в 3 года имеет свои особенности:


На третий год жизни наибольший приоритет необходимо отдавать поведению ребенка в обществе.

Старайтесь доносить до малыша информацию в форме игры. Строгие запреты негативно влияют на воспитательный процесс и могут стать причиной неадекватного поведения, истерик. Соблюдайте режим дня. Воздержитесь от выяснения отношений с супругом в присутствии детей. Они негативно реагируют на подобные проявления эмоций со стороны родителей.

Отличие мальчиков от девочек

После двух лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Подчеркивайте отличия соответствующей одеждой. Быстрее всего половое осознание наступает в детском коллективе. Оно заметно по разделению дошкольников на группы для общения.

Особенности воспитания мальчиков состоят в том, что им нужно с раннего возраста объяснять о недопустимости драк с девочками, о роли защитника и будущего главы семьи. Легче всего это объяснить, если отец является примером для сына.

Девочкам еще рано прививать особые навыки. Поощряйте их страсть к примерке одежды и украшательству. Девочки часто подражают мамам и стремятся помочь в уборке дома или в приготовлении пищи. Приобретите им тематические наборы игрушек, имитирующих кухонную технику и бытовые приборы. Это позволит малышке в любое время попробовать примерить на себя роль хозяйки дома.

Особенности организации занятий

В возрастной период 2-3 года необходимо заниматься с ребенком разносторонне. В это время воспитание должно быть:

  • эстетическим;
  • моральным;
  • физическим.

Вам предстоит привить крохе простейшие навыки самообслуживания и дать уроки вежливости. Три годика – оптимальное время для этого.

Главная ошибка родителей – планирование длительных многочасовых занятий и попытка изучить за них массу нового. Трехлетке достаточно всего 10-15 минут на получение новых знаний, после чего нужно сменить вид деятельности.

Если кроха не настроен заниматься, замените урок на чтение, прослушивание музыкальных композиций и просмотр обучающих фильмов. Деятельность должна быть спокойной, чтобы изменение режима дня не чувствовалось.

Психологи рекомендуют использовать сенсорные дидактические игры. Они приносят хорошие плоды, развивая малыша сразу в нескольких направлениях: совершенствуют мелкую моторику, улучшают воображение и учат выстраивать логические цепочки. Пример такой игры – мозаика. Сначала выкладывайте узоры вместе, а затем дайте крохе самостоятельно составить картинку.

Особенности разных темпераментов

Часто проблемы и непослушание возникают из-за неправильного подхода к воспитанию ребенка. Если вы не учтете индивидуальные особенности своего чада, то очень часто будете сталкиваться с непониманием и истериками. Все люди делятся на 4 группы по типу темперамента, у каждого малыша он закладывается с рождения. При этом не существует идеальных представителей той или иной группы. Деление происходит по принципу преобладания черт, свойственных одному из темпераментов.


Главной задачей родителей является формирование у ребенка характера, который сгладит недостатки темперамента. Индивидуальный подход позволит сделать это максимально эффективно и мягко. Старайтесь избегать прямых и необоснованных запретов.

Запреты: осознанные и нет

При прямом запрете любой ребенок трех лет будет протестовать, но обойтись полностью от этого воспитательного момента нельзя. Запрещая, вы устанавливаете «границу», переходить через которую нельзя. Использовать ограничения можно для коррекции поведения крохи в обществе и для его защиты.

Родители часто используют запреты по привычке. В детстве их часто ограничивали самих, и они осознанно создают и для своего чада рамки. Фильтруйте информацию и запрещайте только то, что действительно необходимо.

Каждое ограничение, включенное в воспитательный процесс, нужно объяснить. У него должна быть четкая причина, которую нужно проговорить. Расскажите о последствиях нарушения запрета. Это должны быть не угрозы расправы, а конструктивные и логичные выводы. Например, в ситуации, когда вы отказываете ребенку в покупке мороженого: причиной будет слабый иммунитет, объяснение – частые болезни, а последствия нарушения – длительное лечение.

Существует группа нерациональных запретов, которые нужно исключить из процесса воспитания. Неосознанные ограничения имеют под собой причины:

  1. Принцип «ты – мне, я – тебе». Ребенок плохо вел себя на прогулке, за это родители лишили его сладкого или не купили ранее обещанную игрушку.
  2. Зависть. Красивая одежда, вкусная еда и хорошие игрушки – многие дети 90-х были лишены этих благ. Сейчас они совершенно без оснований ставят перед детьми ограничения, не имеющие защитной функции и воспитательной составляющей.
  3. Повышенная тревожность и чрезмерная опека. Чаще всего эта причина толкает на неосознанные запреты матерей. Женщины стараются защитить от всего первенцев и дошколят со слабым здоровьем. По этой причине многие дети не общаются со сверстниками, не имеют дома собаки, велосипеда, скейтборда и т.д.

Не запрещайте ребенку заниматься его увлечениями, даже если это компьютерные игры. Осознание от такого ограничения не наступит, кроха почувствует лишь досаду. Не стоит ставить слишком жесткие рамки, поведение нужно корректировать мягко. Важен тон: он не должен быть осуждающим.

Взросление невозможно без осознания границ. В течение кризиса трехлетнего возраста каждый дошкольник проверяет родителей на последовательность в ограничениях. Мама утром запретила есть мороженое, а папа на прогулке купил желаемое эскимо. Кроха понимает, что папой легче манипулировать, он главный. В дальнейшем он будет часто просить папу подтвердить мамины слова. Аналогичный пример можно привести с любыми родственниками, участвующими в воспитании. Часто отменяют запреты бабушки. При непоследовательности в воспитании часто возникают детские истерики, которым нельзя поддаваться.

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него - эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности - исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания - что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать , и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные - плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.