Сообщение для воспитателей " условия для создания социальной ситуации развития детей в дошкольных учреждениях". Тема педсовета: «создание социальной ситуации в развитии воспитанников с учетом фгос Проектирование социальной ситуации развития ребенка дошкол

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей; потребность в движениях, которая приводит к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Социальная ситуация развития дошкольника

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка.

Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Ведущим средством общения у детей является язык. Младшие дошкольники задают "тысячи" вопросов. Они хотят выяснить, куда исчезает ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, собака лает. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый серьезно относился к ней, как к партнеру, товарища. Такое сотрудничество ребенка со взрослым получило название познавательного общения. Если она не встречает такого отношения, у ребенка возникает негативизм и упрямство.

В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения - личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей и своих собственных с точки зрения моральных норм. И для разговора на эту тему необходим более высокий уровень интеллекта. Ради этой формы общения ребенок отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя (А. Запорожец, М.И. Лисина).

Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где придется слушать взрослого, внимательно впитывать в себя все то, что будет говорить учитель.

Важную роль в формировании личности ребенка имеет потребность в общении со сверстниками, в окружении которых он находится с первых дней жизни. Между детьми могут возникать самые разнообразные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала пребывания в дошкольном учреждении, получала положительный опыт сотрудничества, взаимопомощи.

На третьем году жизни отношения между детьми возникают, в основном, на основе действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместим, взаимосвязанный характер. Дети старшего дошкольного возраста в совместной деятельности уже усваивают такие формы сотрудничества: дежурят и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыта подчинения. Стремление к руководству у детей определяется эмоциональным отношением к своей деятельности, а не позицией руководителя. Дети дошкольники еще недостаточно осознают борьбу за руководство.

У дошкольников продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А.В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание ребенка является одним из путей овладения общественным опытом.

В течение дошкольного возраста у ребенка меняется характер наследования. Если младший дошкольник последовал отдельные формы поведения взрослых и сверстников, то старший дошкольник не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения.

Ребенок-дошкольник имеет большое желание включиться во взрослую жизнь, активно в нем участвовать. По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, ее задач. Взрослый выступает н обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, врач, шофер и т. Ин.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок является членом общества, вне общества она жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованного, а не прямой связи с миром.

Именно из этого противоречия и рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ученые рассматривают игру как ведущую деятельность дошкольника и определяют социальную обусловленность ее развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Игра - социальна по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, .повьязаним с развитием общества, его культуры. Игра - особая форма жизни ребенка в обществе. Она представляет собой деятельность, в которой дети выполняют роли взрослых, воспроизводя в игровых условиях их жизни, труде и отношения между ними. Через игру дошкольники удовлетворяют свои потребности в общении со взрослыми, в общественной жизни с ними.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Суть игры, как ведущей деятельности, заключается в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающем мире.

На рубеже раннего и дошкольного возраста возникают первые виды детских игр. Это, прежде всего, режиссерская игра. За ней сразу же появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. И обязательным условием развертки такой игры являются яркие, интенсивные переживания: ребенка поразила увиденная им картина, и она сама, в своих игровых действиях воспроизводит этот образ, который вызвал у нее сильный эмоциональный отклик. У Жана Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Его дочь, которая наблюдала во время каникул старую сельскую колокольней и услышав ее звон, оставалась под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, став неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. "Ты мне мешаешь, не бачиш- я работаю" .- "Не разговаривай со мной, - отвечает девочка.- я - церковь".

В другой раз дочь Ж. Пиаже, зайдя на кухню, была поражена видом ощипанная утки, лежала на столе. Вечером девочку находят на диване. Она лежит, не двигается, молчит, не отвечает на вопрос, затем слышится ее приглушенный голос: «Я - мертвая утка".

Именно режиссерская и образно-ролевая игра становятся источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей наиболее развитой формы в среднем дошкольном возрасте. Позже из нее выделяются игры с правилами и другие виды игр. Следует отметить, что возникновение новых видов игр не значит отличие старых, уже освоенных, - все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят непосредственно ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ роли и отношения. Дети играют друг с другом, или с куклой, как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется мотив соревнования, личный или командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и печатных игр.

Игра имеет свою структуру.

Сюжет - та сфера действительности, которая воспроизводится в игре. Сначала ребенок ограничена рамками семьи и поэтому игры его связаны в основном с семейными, .побутовимы проблемами. Затем, усваивая новые области жизни, она начинает выполнять более сложные сюжеты - производственные, военные и т. Д. Более разнообразными становятся и формы игр на старые сюжеты, например, "дочки-матери". Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой и долговременные. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, после чего ему необходимо переключиться на что-то другое, то в 4 5 лет одна игра может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и тоже по несколько часов подряд, а некоторые игры в них могут растягиваться на несколько дней.

Те моменты в деятельности и во взаимоотношениях взрослых, воспроизводятся детьми, составляют содержание игры.

Центральным компонентом в сюжетно-ролевой игре роль, которую берет на себя ребенок. В детской игре есть все профессии, которые есть в окружающей жизни взрослых людей. Но самым прекрасным в ролевой игре является то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит ее деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

Важным компонентом игры являются игровые действия. Это действия, свободные от операционно-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленным предметам, по которым не закреплены никакие действия.

Одним из компонентов в структуре игры есть правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это еще и линия развития произвольности, которая имеет свое продолжение в школьном возрасте.

Игра все время меняется и на конец дошкольного возраста достигает высокого уровня развития. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры г предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественная суть деятельности взрослого человека.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она масс значительное влияние на психическое развитие ребенка.

В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В работе формируются нравственные качества ребенка, чувство долга, уважения к людям. Очень важно, чтобы ребенок переживал положительные чувства, которые стимулируют, развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Усваивая трудовые умения и навыки, ребенок начинает более четко представлять свои обязанности, лучше осознавать необходимость их выполнения, прилагать усилия, чтобы лучше выполнить порученное ей дело. Укрепляется чувство ответственности, сознание своего долга перед коллективом (З.Н. Борисова). Включение дошкольника в трудовой деятельности, постоянное руководство им со стороны взрослого является безусловным условием всестороннего развития психики ребенка.

Значительное влияние на умственное развитие ребенка масс обучения. На начало дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.

Важным элементом, определяющим характер учения дошкольника является отношение ребенка к требованиям взрослого. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех учения дошкольника в значительной степени зависит от функций между участниками процесса и наличием определенных условий.

В пункте 3.2.5. Федерального государственного стандарта дошкольного образования перечислены следующие условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1. обеспечение эмоционального благополучия через:

· непосредственное общение с каждым ребенком;

· уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

· создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

· создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

· недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

· создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

· развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

· развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

· создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

· организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

· поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

· оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе путем создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, через использование современных информационных технологий и ресурсов

Общие основания

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.


Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность моделирования состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране любого электронного устройства. Возможности использования современных информационных технологий, ресурсов, электронных устройств позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения электронные образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и, что очень актуально в дошкольном возрасте, - обучить самостоятельно приобретать новые знания.

Наталья Татарских
Социальная ситуация развития

Мы сегодня собрались на очередное методическое мероприятие, которое пройдет в форме «Устного журнала» по теме социальной ситуации развития

Тема : «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель : Повысить уровни компетентности педагогов в вопросах создания социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста.

Задачи : 1. Расширить уровень теоретических знаний по вопросу установления партнерских отношений взрослого и ребенка.

2. Познакомить с основными понятиями социальная ситуация развития , сензитивные периоды дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию практических умений к организации образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО.

4. Создать условия по обмену и распространению опытом.

Форма организации : устный журнал

Ход мероприятия : Участникам при входе предлагается выбрать бэйджик ввиде цветка 3 цвета.

Наше мероприятие запланировано примерно на 1,5 часа. Надеемся, что оно будет для вас интересным, полезным и поможет в дальнейшем нашему развитию .

А начнем мы нашу работу с игрового упражнения «В кругу профессионалов» 1 слайд

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.

2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.

3. Если вы уверены, что у каждого ребенка свой темп развития , дотроньтесь до кончика носа.

4. Если вы считаете, что дети развиваются благодаря богатой , насыщенной среде, кивните головой.

5. Если вы полагаете, что при развитии ребенка , не нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что учет возрастных особенностей, сензитивных периодов важен в создании социальной ситуации развития ребенка . Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить и систематизировать знания по созданию социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста. А сейчас обратите внимание на цвет вашего бэйджика и присесть за стол, обозначенным таким же цветом.

2 слайд Мы понимаем, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Мы помним, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на нас взрослых : на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения и создания благоприятных условий.

В связи с этим проблема развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.

1. Оказывать педагогическую поддержку детям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;

3. Развивать социальную компетентность дошкольников, установление правил взаимодействия в разных ситуациях .

4. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Начинаем листать страницы нашего журнала и первая страница «Информационная»

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум . Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Создание социальной ситуации развития необходимо для развития интеллектуальных , творческих, физических способностей.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, через создание способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой

6 слайд Мы предлагаем вашему вниманию ролик раскрывающий понятие Социальная ситуация развития .

2 страница нашего журнала «Практическая» , на которой

мы с вами попробуем сами дать определение понятию Социальная ситуация развития . (Заслушиваем варианты участников.)

8 слайд Давайте посмотрим какие определения и термины нам предлагает современная педагогоика.

Термин Социальная ситуация развития – Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка . Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка . Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития . Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Л. С. Выготский

Социальная ситуация развития – система социальных условий , определяющих психологическое развитие людей .

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности , отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие , в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

9 слайд Следующая страница нашего устного журнала : «Документ в действии»

Сегодня очень важно понимать ФГОС, важно знать понятия, которыми должен оперировать педагог. Перед вами на столах лежат карточки с терминами, вам необходимо установить соответствие между понятиями и определениями, т. к. они перепутаны.

10 слайд Правильные ответы предлагаем найти в документе ФГОС п. 3.2.5. – пожалуйста, проверьте себя!

Вывод : таким образом социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства своей личности.

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого детского сада, который предполагает постановку задачи превращения уклада жизни в детском саду в социальную ситуацию развития личности ребенка . И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

11 слайд А теперь, обозначив все эти понятия, позвольте перелистнуть следующую страницу журнала – страница «Проблемная» .

Без понятия «социальная ситуация развития » , введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка .

Выготский говорит следующее : социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция , будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка . И перед нами стоит проблема разобраться в этом вопросе и определить условия для создания социальной ситуации развития на каждом возрастном этапе дошкольника и заполнить таблицу. 1 команда участников заполняет младенческий возраст(0-1, вторая команда- раннее детство(1-3) и 3 команда - дошкольного периода ребенка(3-7)

возраст Ведущая деятельность. В чем заключается кризис Новообразования Социальная ситуация развития

0-1 0-6. ситуативно -личное общение со взрослым.

С 6 месяцев ситуативно -деловая форма общения ребенка со взрослым. Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л. С. Выготский выделяет три момента, характеризующие кризис первого года жизни : становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли.

Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство . Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития . Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.

Привязанность к матери, выделенность себя,

С 6 месяцев – специфические предметные действия.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

1-3 Предметная деятельность ребенка.

Овладение орудийными действиями.

Развитие предметных действий . Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений , кризис выделения своего «Я» , по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Становление «системы Я» и самооценки. Ребенок – взрослый в сотрудничестве, целью которого выступает усвоение общественно- выработанных способов употребления предметов.

3-6 Сюжетно – ролевая игра. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Кризис 7 лет - это переломная точка на кривой детского развития , отделяющая один возраст от другого.

Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт Становление иерархии мотивов деятельности.

Возникновение потребности в общественно значимой деятельности. Выражается в появлении у ребенка внутренней позиции и осознании своего поведения.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации . Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения : дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития .

12 слайд Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно . Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный , стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л. И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития . В этом нашла свое выражение идея А. Н. Леонтьева о бескризисном характере развития . Критический возраст в теории деятельности А. Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности, что и является по сути социальной ситуацией развития .

13 слайд А теперь я приглашаю вас к дискуссии : страница «Дискуссионная» . Давайте подумаем и ответим на вопросы : почему так важно учитывать индивидуальные особенности детей. Давайте попытаемся выделить варианты индивидуальных особенностей детей современного детского сада.

Примерные ответы участников.

Вывод : детский сад должен создавать условия для построения вариативного развивающего образования , ориентированного на каждого ребенка, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям , а также имеющим различные возможности здоровья.

Давайте представим, что в нашем детском саду все дети талантливы. Но даже при этом

разные, т. к. воспринимают окружающий мир каждый по-своему : один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать в естественных условиях развития .

Задание переделать текст знакомой песни «В лесу родилась елочка» от лица аудиала, визуала и кинестета.

Ответы. Аудиал-версия : «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку : «Спи, елочка, бай-бай» , мороз играл на дудочке : «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

Визуал-версия : «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу : стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку : «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия : «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

6страница журнала - «Внимание, опыт!»

Вашему вниманию предлагаем еще один ролик из интернета «Социальная ситуация развития » .

Обсуждение ролика. Действительно материально обеспеченная семья это не залог создания ситуации развития , современные родители не имеют достаточных знаний в вопросах воспитания, общения со своими детьми. Конечно, сегодня каждый детский сад имеет свой опыт взаимодействия с семьей для создания социальной ситуации успеха . Вашему вниманию предлагается опыт работы МАДОУ № 131 «Проектная деятельность, как способ привлечения родителей в педпроцесс детского сада»

Страница Заключительная.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Команда с белой шляпой – выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе работы за год.

Команда с красной шляпой –делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении задач годового плана, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, прогулок. Команда с черной шляпой – высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана работы, с какими трудностями столкнулись. Команда с зеленой шляпой – ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения.

Команда с желтой шляпой – раскрывает позитивные стороны работы за год. Команда с синей шляпой – подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность всех участников.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ Л.С. Выготский ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристики возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения. Если социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста -- ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», то в дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.


УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ (ИЗ ФГОС ДО) I.Обеспечение эмоционального благополучия. II.Поддержка индивидуальности и инициативы. III.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях. IV.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. V.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.






УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на уме­ние общаться с другими людьми. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чув­ства противоположной стороны. Умение говорить и умение слу­шать имеют важное значение, так как определяют качество взаи­моотношений


ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ 1. Разговаривать лицом друг к другу. Контакт глаз. 2. Дать ребёнку обратную связь: Задать уточняющие вопросы, например: «Ты решил…». Назвать чувства ребёнка: «Ты рассердился?» 3. Держать паузу после каждой реплики ребёнка. 4. Повторить то, что вы услышали от ребёнка, обозначить его чувства. Что хорошего? 1. Ослабнет отрицательное переживание ребёнка. 2.Ребёнок будет больше рассказывать о себе. 3.Ребёнок продвигается в самостоятельном решении своей трудности.


ВСПОМИНАЕМ: Что вы чувствовали в детстве, когда вступали в контакт с взрослыми? Были ли в детстве взрослые, с которыми был хороший неформальный контакт и они уделяли вам внимание (что вам нужно было для хорошего контакта с взрослыми) Как в вашей семье относились к проявлению вами ярких эмоций? Что вам говорили при этом? Как это сказалось в вашей жизни? Выводы: Если ребёнок на «голодном пайке», он тянет «одеяло внимания» на себя, пусть это даже отрицательное внимание.


Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - способность преодоле­вать состояние излишнего эмоционального возбуждения при вы­полнении сложной деятельности, неподверженность эмоцио­ нальных состояний отрицательным влияниям (внешним и внут­ренним). Это один из пси­ хологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности.


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА Причины проявления эмоциональной неустойчивости (по результатам анкетирования педагогов; Семёнова Е.М., Минск): 1 место - материально-бытовые условия; повышенная ответственность за жизнь, благополучие и здоровье ребёнка; низкая престижность профессии воспитателя. 2 место – субъективные факторы (что свидетельствует о недооценке педагогами собственных личностных особенностей для проявления эмоциональной устойчивости): индивидуально-типологические особенности (не зависящие от человека); эмоциональная неуравновешенность и возбудимость; неумение управлять проявлениями эмоционального состояния. На 12 место в ранговом ряду педагоги поставили поведенческую гибкость (шаблонность, ригидность мышления и поведения), что свидетельствует о невнимательном отношении педагогов к данным особенностям профессионального поведения.


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА В процессе исследования выяснилось, что на самом деле проявление эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности педагога определяется психологическими характеристиками личности: Профессиональное самосознание (мотивация к педагогической деятельности, гуманистические мотивы личности, позитивность самовосприятия, стремление к самосовершенствованию) Эмоциональная отзывчивость (способность понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие) Волевая саморегуляция Поведенческая гибкость (лёгкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации, умение адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно)


КАК ПОВЫСИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ Безопасная эмоциональная разрядка (назвать, признать и безопасно разрядить чувства) Значение безопасной эмоциональной разрядки. Профилактика (игры и упражнения на разрядку) Правила. Повышение профессиональной самооценки. Одна из главных причин низкой самооценки – критика. Внутренний критик. Поддержка.


УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ РАЗМЫШЛЯЕМ: 1. Как вы понимаете честные, доверительные отношения с другими людьми (детьми)? 2. Что мешает установить такие отношения с близкими людьми, с собственными детьми, детьми группы? (записать) 3. Что хорошего в установлении таких отношений?


Близкие отношения определяются доверительностью, внима­нием, заботой друг о друге и позволяют: - свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми; - чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять внутреннее напряжение; -повышать самооценку и развивать чувство собственного дос­ тоинства. Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, ка­ков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле.


Особое место в эмоциональном благополучии занимает по­требность быть любимым и способность человека любить других. Однако прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - пока­затель неуважения к самому себе (Дистресс «Я недостаточно хорош»)




РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Развитие и становление чувства индивидуально­сти происходит к юношескому возрасту. Однако у многих людей становле­ние индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения са­мого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросле­ния. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероиспо­ведание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности.


РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ У маленького ребёнка выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах: «Я сам». Развитию индивидуальности способствуют: 1) способность человека взаимодействовать с другими – формируется по подражанию так называемым «значимым другим» (в дошкольном возрасте это родители); 2) способность понимать неоднозначность действия (замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно); неоднозначность свойств вещей (палочку можно использовать в игре как ложку и как градусник); 3) способность противостоять шаблону, стереотипу поведения (разный стиль поведения в конфликте); 4) способность вставать на точку зрения другого человека (в сюжетно-ролевой игре;


АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Активность (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную на­правленность.


ТРИ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ Пассивное поведение выражается в том, что чело­век перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, об­виняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушают­ся, если они были. Активное поведение выража­ется в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, же­ланиях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенны­ми методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Неза­ висимость и чувство собственного достоинства присущи таким лю­дям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие лю­ди, как правило, достигают больших успехов. Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притя­заний на права других людей. Естественно, это вызывает их от­ветную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Аг­рессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувст­во собственного достоинства, заставляет принимать ответные ме­ры.


ПОТРЕБНОСТЬ – ПРИЧИНА АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Потребность (существует объективно) - причина активности личности, это нужда (необходимость) человека в чем-то, то к чему он стремится. Она может быть неосознанной и осознанной. Внутреннее осознание потребности (мотив – существует субъективно в сознании, всегда осознаваем) побуждает человека к активному поиску путей её удовлетворения и становятся побуждающей причиной к деятельности. Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения.


Потребности условно можно разделить на биологические, личностные и социальные. Биологические направлены на обеспе­чение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и т. п. Личностные потребности стимулируют под­держание человеком своей самостоятельности и индивидуально­сти: это потребности в самовыражении и самоутверждении. Соци­альные потребности направлены на деятельность и на контакты с другими людьми: это потребность в общении, включенности в ка­кую-либо группу, в деятельность.


КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ 1. Физиологические потребности. 2. Потребность в безопасности, надежности. 3. Социальные потребности. 4. Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного достоинства. 5. Потребность в самореализации и развитии личности, в само­актуализации, осмыслении своего места в мире.




СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗИТИВНЫХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ Работа в малых группах. Задание: Перечислите условия, которые, по вашему мнению, необходимы для создания доброжелательных отношений между детьми 1. Выбирают спикеров малых групп (1 минута). Участники группы выполняют задание самостоятельно (5 минут) 2. По очереди высказываются, спикер записывает (5 минут) 3. Спикеры группы зачитывают ответы. 4. Ведущий дополняет при необходимости: дети могут принадлежать к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Мозговой штурм. Средства развития коммуникативных способностей детей-дошкольников. Выбрать членов комиссии, которые будут обрабатывать предложенные решения. 1 этап – постановка проблемы. 2 этап – генерация идей. Правила: нет ограничений по количеству идей; полный запрет на критику (в том числе положительную); любые, даже самые абсурдные идеи, приветствуются; комбинируйте и улучшайте любые идеи (нет авторитетов). 3 этап – группировка, отбор и оценка идей. Оценка теперь не ограничивается, а приветствуется Ваши чувства после мозгового штурма.




Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка, через: Создание условий для овладения культурными средствами деятельности; Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей Поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства Оценку индивидуального развития детей

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

3.2.8. Организация должна создавать возможности:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта.

3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.4.4. При организации инклюзивного образования:

при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;

при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации 6 , могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:

1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;

расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.