Олег киреев. Джазовые истории олега киреева Олег киреев саксофон джаз

Олег Киреев – российский джазовый саксофонист и композитор, пионер этно-джаза в России. Родился в 1963 году в Уфе. В 1982 году окончил эстрадно-джазовое отделение Уфимского училища искусств по специальности «саксофон» (класс Наиля Утяшева). В 1980-е годы как артист Башкирской филармонии, затем – Башкирского республиканского объединения музыкальных ансамблей начал выступать в уфимских джазовых коллективах разных составов. На его творчество в то время оказали влияние легендарный тромбонист Вячеслав Назаров, ансамбли «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, Игорь Бутман, Лариса Долина и ансамбль Анатолия Кролла, записи Чика Кориа, Майлза Дейвиса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и др.

Олег Киреев – российский джазовый саксофонист и композитор, пионер этно-джаза в России. Родился в 1963 году в Уфе. В 1982 году окончил эстрадно-джазовое отделение Уфимского училища искусств по специальности «саксофон» (класс Наиля Утяшева). В 1980-е годы как артист Башкирской филармонии, затем – Башкирского республиканского объединения музыкальных ансамблей начал выступать в уфимских джазовых коллективах разных составов. На его творчество в то время оказали влияние легендарный тромбонист Вячеслав Назаров, ансамбли «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, Игорь Бутман, Лариса Долина и ансамбль Анатолия Кролла, записи Чика Кориа, Майлза Дейвиса, Джона Колтрейна, Декстера Гордона и др.

В 1986 году Олег Киреев организовал ансамбль «Орлан» (в первоначальном составе существовал до 1991 года), исполнявший джазовые обработки народной башкирской музыки с использованием электроники и народных инструментов. Быстро снискавший популярность коллектив объехал с гастролями весь СССР, не раз завоевывал награды на фестивалях этнической и джазовой музыки, в 1989 году выпустил дебютную пластинку. После 20-летнего перерыва костяк ансамбля воссоединился во время Международного джазового фестиваля «Розовая пантера» в Уфе, в настоящее время планирует выпуск пластинки «Орлан 2020».

В 1991–1994 годах Олег Киреев жил и работал в Польше, выступал в варшавском джаз-клубе Remont; руководил джаз-клубом Ogrudek в Кракове. После выпуска сольного альбома Romantic в 1994 году по приглашению американского саксофониста Бада Шенка обучался в США и принимал участие в джазовых фестивалях в Портленде и Сиэтле.

В 1996 году выступил в составе квартета на фестивале в Монтрё и получил диплом «За выдающееся выступление»; в том же году выпустил в Польше знаковый альбом мейнстримового направления “Song For Sonny”. В 1997 году впервые принял участие в международном джазовом фестивале в Бирмингеме, где играл в ансамблях Рэя Александра (США), Энди Хемилтона (Англия) и группе Happy Seals (Франция). В том же году стал арт-директором московского клуба Cool Train.

С 1998 года музыкант живет и работает в Москве, активно гастролирует по России и за рубежом. В течение ряда лет активно сотрудничал с ведущими джазовыми музыкантами России, такими как Даниил Крамер, Лев Кушнир, Евгений Рябов, Григорий Файн, Александр Виницкий и другие. Организовал множество джазовых концертов и фестивалей. В 1999 году создал этно-джазовый проект «Фэн Шуй Джаз Театр» (существовал до 2009 года), выступавший в России, США и странах Европы.

В 2006 году Олег Киреев стал одним из основателей и арт-директором московского джазового клуба «Союз композиторов», в котором по приглашению музыканта выступали многие звезды мирового джаза. В 2011–2013 гг. был одним из организаторов и лидеров международного фестиваля «Классика и джаз» в парке Царицыно. В настоящее время руководит московским «Академ Джаз Клубом».

С 2006 года музыкант регулярно гастролирует в США, выступая на концертных площадках Нью-Йорка (клубы Iridium, Smalls, Smoke), Вашингтона (Blues Alley), Филадельфии, Сан-Франциско и др. В 2008 году на нью-йоркском лейбле Jazzheads выпустил диск “Mandala”, вошедший в лонг-лист номинантов премии Grammy в категории «Лучший альбом современного джаза» (Best Contemporary Jazz Album). В 2009 году записал альбом “Rhyme And Reason” с американскими музыкантами – барабанщиком И-Джеем Стриклендом, пианистом Китом Джаворсом и контрабасистом Борисом Козловым. В 2016 году сотрудничество музыкантов продолжилось на записи диска “The Meeting”, в которой наряду с Олегом Киреевым приняли участие Кит Джаворс, И-Джей Стрикленд, басист Pat Metheny Group Бен Уильямс и трубач Том Харрелл. Альбом попал в топ-50 американских джазовых радиочартов, был назван лучшим альбомом года изданием Jazz Week и вошел в лонг-лист номинантов премии Grammy.

25 сентября 2010 года Олег Киреев назначен советником по культуре Президента Республики Башкортостан. В 2012 году удостоен почетного звания «Народный артист Республики Башкортостан».

Олег Киреев – джазовый российский саксофонист, Народный артист Республики Башкортостан, в 2008 году – номинант премии «Грэмми», частый гость на отечественных и зарубежных джазовых фестивалях.

«Джазовые истории» для всех

Серия концертов – Джазовые истории Олега Киреева – существует и проводится уже несколько лет в Московской Филармонии в концертном зале имени Чайковского. Мероприятие пользуется неизменным успехом – как правило, абонемент расписан на 2 года вперед.

С 2015 года одноименный формат концертов стартовал и в Уфе – родном городе музыканта, но тематическая часть проекта отличается от московской.

В Москве мы начинаем проект с ведущим концертов, джазовым обозревателем Михаилом Митропольским, а в Уфе показываем 7-минутный фильм, каждый раз новый для выбранной темы, и готовит его также Михаил Митропольский.

Концерты позиционируются как мероприятия для всей семьи и носят социально-культурную направленность. Большое количество пригласительных билетов получают студенты, малообеспеченные слои населения, а также и дети. Идея концерта – проведение экскурса в джазовую историю с целью просвещения, образования, но ненавязчиво и со вкусом. В репертуаре этих программ прозвучат, в первую очередь, такие известные композиции как Corcovado, Summertime и еще многие знаменитые стандарты.

«Джазовые истории» обращаются к творчеству великих деятелей джаза, создавших целый стиль или жанровую эпоху, таких как Чарли Паркер, Джон Колтрейн и другие.

Часто выступая на различных площадках, музыкант понял, что очень многие из зрителей, нередко не знают ни стилей, ни направлений в музыке и приходят просто послушать конкретного исполнителя. Такую ситуацию хотелось изменить, в следствие чего и появились «Джазовые истории».

Помогать Олегу Кирееву в его благородном начинании будут не только коллеги – российские именитые музыканты, но и гости из других стран. К слову, Олег давно стал известен в среде иностранных джазовых исполнителей, благодаря неоднократному сотрудничеству и совместным концертам с ними, как сольно, так и принимая участие в международных музыкальных фестивалях.

Концепция этого проекта подразумевает высокое исполнительство музыкантов, но при этом их персонализация не первична, то есть основное условие участников проекта – владение различными стилями на высочайшем уровне. Поэтому наш состав практически всегда один, но бывают и специальные гости, например, программа, посвященная вокалисткам джаза, была представлена специально приехавшей Шерон Кларк из Америки.

В будущем у Олега есть мечта – привезти специальных гостей из Америки – страны, где и родился джаз. Помимо этого, в задумках проекта есть идея звучания на сцене кроссовера (прим.автора – музыка, в которой происходит смешение двух разных стилей), например классики и джаза, джаза и рок-музыки. Музыканту очень интересна тема этнических инструментов в джазе. Имея огромный совместный опыт выступлений с американцами, Олег планирует в следующем сезоне показать эти проекты в США.

С большим энтузиазмом Олег Киреев говорит о продолжении во всех видах, в том числе и в публицистике, тем более, уточняет автор, джазовые истории они могут рассказывать бесконечно! Поделился саксофонист и входящими в концерты темами:

Недавно мы отыграли программы, посвященные творчеству Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона, также блестяще прошел концерт «Музыкальный мир Бразилии» и «Этника в джазе».

Олег Киреев о вдохновении

Для каждого музыканта крайне важно наличие вдохновения для созидания и правильной мотивации в творчестве. Олег Киреев поделился своими впечатлениями о том, что в первую очередь помогало ему в создании собственной музыки и развитию своего стиля, подачи и музыкального чутья.


«Я с юности полюбил хорошую музыку, в первую очередь, ту, которая имеет ярко выраженную мелодию, когда же пришло понимание, что джаз – моя музыка, то стали появляться и кумиры. Это саксофонисты и пианисты такие, как Джон Колтрейн, Стэн Гетц, Чарли Паркер, Майкл Брекер, Кит Джарретт, Чик Кориа, Херби Хенкок. Также влияние на мой вкус оказал Майлс Дэвис.

Кстати, как продолжение джазовых историй у меня запущен новый проект «Джаз для детей и не только!» Он идет с большим успехом, на этих концертах дети знакомятся и с джазом, и с музыкальными инструментами, мы играем для детей также музыку из мультфильмов. На наших концертах мы посвящаем зрителя в джаз, рассказываем ему жанровые различия и знакомим с творчеством гениев XX века.

Я всю жизнь пропагандирую джазовую музыку, и логичным продолжением стали концерты с одноименным названием.

Олег Киреев – известный и разносторонний саксофонист, в российском джазе - является едва ли не единственным покровителем такого музыкального направления, как этно-джаз. С помощью своего творчества он неутомимо пропагандирует уже два десятилетия эту оригинальную и разностилевую музыку, экспериментируя в области этно-джаз-рока.

Основанный Олегом в 1986 году джаз-бэнд «Орлан», покорил Советский Союз своей неординарностью, дебютировав на фестивале в Куйбышеве. Обращение и интерес к фольклорной музыке не случайны, ведь, родившись в Башкирии, Олег и весь состав его квинтета были с детства зачарованы богатством звучания национальных инструментов – кубыза и курая, вдохновлены невероятным воздействием древнего горлового пения, присутствующего в традициях буддийских народов, живущих по соседству.

Этническая музыка, рассказывающая о бескрайних просторах, корневым образом обращающаяся к глубинам человеческого существа, бесподобно и живо сливалась с импровизационным свободным естеством джаза. В музыкальном раже, развивая идеи синтеза, программы «Орлана» могли включать и аранжировки мелодий The Beatles и собственные композиции участников ансамбля. Став народным коллективом Башкирии в 88-м году, музыканты выпустили свой первый релиз «Башкирские легенды» в 89-м на звукозаписывающем лейбле, одновременно успешно выступая на отечественных фестивалях по всей стране.

Гастроли в Польше в 1991 году стали последними выступлениями для джаз-группы, пока в 2011 году «Орлан» не собрался опять вместе. После стольких лет костяк воссоединился во время музыкального фестиваля в Уфе. В записи нового альбома, помимо Олега Киреева, приняли участие музыканты из состава «Орлана»конца 1980-х (трубач Рустем Галиуллин, басист Олег Янгуров и барабанщик Рустем Каримов) и новые члены ансамбля - клавишники Владислав Сенчилло и Руслан Янбаев и перкуссионист Руслан Капитонов.

Название нового альбома «Башкирский караван», разумеется, апеллирует к знатокам музыки, связывая эту работу с традиционным джазом. Тем не менее, прямого цитирования или знакомых мелодий вы там не найдёте. Но обнаружите плавящийся джаз в котле этнической музыки, - то есть буйство и динамику того, что принято называть фьюжн. Особенно главная композиция «Башкирский Караван» как будто становится магическим миражом, видением, гипнотизируя слушателя своей восточной задумчивой темой и горловым пением Киреева, и разворачивая музыкальное полотно из неожиданно сплетающихся звуков саксофона и трубы. Вслед, не сбавляя оборотов, «Татарский танец» со своей весёлой мелодией и авангардным звучанием Олега предстаёт перед слушателем во всей красе и победоносности безоговорочного хита. Два трэка, написанные Рустемом Галиуллиным («Салават» и «Куваш купере»), отличаются от всех остальных, здесь фанк прорывается в партии трубы, творя неудержимые и гибкие музыкальные пируэты.

Состав участников:
Олег Киреев (саксофоны, вокал)
Рустем Галиуллин (труба)
Владислав Сенчилло (клавишные)
Рустем Каримов (ударные)
Олег Янгуров (бас гитара)
Руслан Капитонов (перкуссия)

Oleg Kireyev - "Galaxy"
Miras Art, 2006
Новый альбом саксофониста Олега Киреева продолжает линию его популярных записей "Love Letters" и "Мандала". Трудно сомневаться в искренности Олега, когда он говорит: "Я всегда делаю шаг в сторону публики. Мне намного больше нравится, когда люди на моих концертах танцуют, а не сидят с серьезным выражением лица". Правила игры в этой области заданы в мировых масштабах, и Олег старается следовать им - привнося, правда, свой колорит этнических линий татарского, молдавского, африканского и прочего происхождения. Кроме обычного состава ансамбля Киреева последних лет, в который входят гитарист Валерий Панфилов, бас-гитарист Виктор Матюхин, барабанщик Ильдар Нафигов и сенегальский перкуссионист Н"Джага Самбе, в записи диска участвовали и гости - клавишник Валерий Беликов, аккордеонист Михаил Смирнов (сын гитариста Ивана Смирнова) и известный в московских богемных кругах французский поэт Бруно Нивер.

На джазовой сцене имя саксофониста Олега Киреева известно с 1984 года. Со своей джаз-группой "ОРЛАН" он объехал весь Советский Союз от Новосибирска до Риги, участвовал во многих джазовых фестивалях, как в стране, так за рубежом.
В 1989 г. Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" выпускает альбом "Ансамбль Олега Киреева "ОРЛАН" с его авторскими композициями. Далее следует серия зарубежных поездок. В Польше Олег задерживается на довольно продолжительное время, работая с ведущими польскими джазменами.
В 1994 г., по возвращению в Россию, он записывает новый сольный альбом "Романтик". В этом же году, по приглашению известного американского саксофониста Бада Шэнка, Олег уезжает учиться в США, где принимает участие в джазовом фестивале в г. Сиэтле, выступая вместе с Хэлом Галпером, Дейвом Пэком, Стивом Эллингтоном и другими.
Весной 1995 г. на фирмах Arton и Govi Records (Польша) Олег Киреев записывает компакт диск "Song for Sonny" совместно с известными польскими музыкантами Иоахимом Менцелем (фортепиано) и Казимиром Йонкишем (ударные). Четвертым участником был басист Аркадий Оврутский из Москвы.
В июле 1996 г. квартет Олега Киреева, выступив на XXX Международном джаз-фестивале в Монтре (Швейцария), был удостоен диплома "За выдающееся выступление".
В 1997 г. создана новая музыкальная программа "Love Letters", состоящая из новых авторских композиций Олега Киреева. Летом этого же года он получает приглашение в Великобританию на "Бирмингем Джаз-Фестиваль", где выступает в ансамблях Рэя Александра (США), Энди Хемилтона (Англия) и группе "Happy Seals" (Франция).
По окончании фестиваля Олег получил приглашение в Лондон на "Ealing Jazz Festival", одновременно выступая на джазовых сценах других городов Великобритании. Ансамбли, с которыми Олег работает как солист, включают в себя такие имена, как Жан Туассон, Дик Пирс, Гарри Болудин и другие английские звезды джаза. Во время этого турне написан концерт "Жизнь в Англии".
В течение ряда лет Олег Киреев активно сотрудничает также и с такими ведущими джазовыми музыкантами России, как Даниил Крамер , Лев Кушнир , Евгений Рябов, Григорий Файн , Александр Виницкий и другими. Выступает в джазовых клубах России, Польши, Финляндии, США, Англии. Репертуар музыканта охватывает практически все жанры джазовой музыки. В настоящее время Олег Киреев работает преимущественно в стиле традиционного джаза.
В августе 1998 г. Олег вместе со своим музыкальным партнером, гитаристом Александром Виницким попал в тяжелую автокатастрофу в Подмосковье. Несколько месяцев на больничной койке, затем - тяжелый восстановительный период надолго вывели Олега из строя. Однако уже в феврале 1999-го он смог вернуться в Уфу, где провел очередной джазовый фестиваль, а 20 мая 1999 г. отпраздновал свое возвращение в строй творческим вечером "Олег Киреев и настоящие друзья " в Центральном Доме работников искусств (Москва).
Осенью 1999 г. Олег совершил турне по России совместно с американским саксофонистом Майком Эллисом (Мордвиновым). Московскому концерту тура предшествовал чат с Олегом и Майком на сервере "Джаз в России".
С января 2000 г. Олег постоянно участвует в выступлениях проекта "Второе приближение " пианиста Андрея Разина.
Осенью 2000 г. Олег выпустил в России ряд альбомов: свою новую работу в манере этно-фьюжн "Love Letters" - на лейбле Landy Star, переиздал на лейбле Jazzland/Русская серия альбом "Song For Sonny" и на этом же лейбле выпустил свою новую работу с гитаристом Александром Виницким.

"Русский саксофонист завоевал репутацию мощного, свингуещего музыканта с высокой энергией."

The Express Star, Англия

"Революционный русский музыкант Олег Киреев - сюрприз Бирмингемского джаз-фестиваля, экстраординарный тенорист."

The Evening Mail, Англия

"В игре Олега Киреева слышна удивительно гармоничная комбинация стилей начиная с джаза 20-х годов, до музыки Джона Колтрейна".