Конспект занятия чтение потешки огуречик. Конспекты – младшая группа Чтение потешки «Наши уточки с утра». Цель. Тема: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Конспект по развитию речи с детьми первой младшей группы

Знакомство с потешкой «Огуречик, огуречик»

Усагина Людмила Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №75
Калининского района Санкт-Петербурга

Цель :

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим элементы частушечности и балагурства.

Активизация словаря детей новыми словами одного корня, но с разным оттенком огуречик, огурчик, огурец.

Пояснить значение слов исходя из величины огурец – большой, огурчик- поменьше, огуречик- маленький.

Познакомить с фольклорным персонажем- мышкой выделить характерные внешние особенности (маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный тонкий хвостик).

Материал :

Лист коричневого цвета (грядка), огуречная гирлянда листьев, норка мышки три огурца разной величины.

Ход занятия : «Сказка об Огурчике»

Жил- был Огуречик, был он маленький, зелененький. Рос он на грядке среди зеленых листиков. (Рассмотреть маленький огурчик какой у него хвостик). Папа и мама любили его. (Рассмотреть «папу» -огурца, «маму» - огурчик поменьше). Повторить с детьми несколько раз слова огурец, огурчик, огуречик. Все огурцы жили на грядке, а рядом в норке жила мышка (Рассмотреть мышку: маленькая, длинный хвостик, быстро бегает живет в норке).

«Папа» -огурец и «мама» - огурчик не разрешали маленькому Огурчику ходить далеко

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

И мама говорила: Огуречик, Огуречик!....

Но Огуречик не послушался и пошел на другую грядку, где жила мышка. Идет он и никого не видит. А мышка маленькая, серенькая, юркая увидела Огурчика выскочила из норки и бросилась догонять его, вот-вот схватит. Еле-еле Огуречик убежал. Посидел он, немного отдохнул и опять решил пойти посмотреть, где мышка живет.

Давайте, ребята, мы с вами попросим его «не ходить на тот конечик», мышка быстро бегает и может его съесть

Повторить потешку вместе с детьми еще раз.

Конспект игры - занятия по потешке

«Огуречик, огуречик»

Программное содержание:

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, персонажами огурчиком и мышкой, придав образу реалистические черты.

Обогащать словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: огурец, огурчик, огуречик. Пояснить значение этих слов, исходя из величины: огурец - большой, огурчик – поменьше, огуречик – маленький.

Развивать воображение, введя во вступительную часть занятия элементы сказки, распределив роли: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок».

Оборудование: три изображения с огурчиками разных размеров, изображение мышки, грядка.

Предварительная работа: Чтение, просмотр потешки «огуречик-огуречик»

Методические приемы: игровые элементы, элементы сказки с распределением ролей, показ, рассказ воспитателя, чтение потешки, разыгрывание фрагмента народной игры «Прятки».

Ход занятия:

Воспитатель:

Жил – был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке среди зеленых листиков. Вот он, посмотрите! (Снимаю с грядки огуречик, показываю его ребятам, даю возможность рассмотреть его, обращаю внимание на хвостик). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (Показываю три изображения, сопоставляя их, выделяя по величине «папу» - большим, «маму» - поменьше, и «сынка» - совсем маленьким).

Предлагаю детям подойти поближе и познакомиться со всей огуречной семьей. Дети берут в руки предметы изображения, я неоднократно повторяю слова: огурец, огурчик, огуречик, обращая внимание на их величину.

Вся семья жила на грядке среди зеленых листиков. (С этими словами располагаю огурчики в ряд среди листиков). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (С этими словами показываю изображение мышки). Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у нее длинный хвостик.

(Предлагаю детям подойти и рассмотреть мышку, еще раз обращаю их внимание на ее особенности и повадки). Она маленькая, быстро бегает и живет в норке. (С этими словами прячу мышку). Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Текст читаю медленно, меняю тембр голоса низкий). И мама говорила Огуречику: « Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Потешка повторяется, читаю ее до конца в среднем темпе, тембр голоса естественный. По ходу чтения потешки располагаю все три изображения по одной линии: вначале большой и маленький, затем средний и маленький, как бы разыгрывая сценку, в которой Огуречику дают наставления).

(Обращаясь к детям). Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? (Повторяя выразительно, обращаюсь к Огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет»). Но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. (С этими словами закрепляю изображения мышки и Огуречика с лицевой стороны, а палочки - держатели продеваю в прорезь с обратной стороны. Таким образом, двигая палочки добиваюсь эффекта перемещения изображений).

Воспитатель:

Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот – вот схватит. Она, то забегает вперед, то отстает, так как жертва ее, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле – еле убежал Огуречик. Повторяется сценка «Догонялки».

Посидел немного Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет?

Ребята,а, может, попросим Огуречика « не ходить на тот конечик?» Алена, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? А как Настя попросит? (Побуждаю детей повторять весь текст самостоятельно). Но Огуречик очень любопытный, все же идет еще раз посмотреть, где мышка живет. (Повторяется сценка погони мышки).

При вторичном показе развертываем сценку, разыгрываем фрагмент народной игры «Прятки»: то Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик ее не видит. Разыгрываются перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик».

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка об огуречике. Заучивание потешки «Огуречик, огуречик».

Программное содержание:

Формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ.

Учить детей узнавать овощи-муляжи и на картинке. Обращать внимание на их цвет, форму, вкусовые качества.

Учить понимать и правильно выполнять задания воспитателя. Использовать в речи слова: длинный, круглый, овальный. Дать понятие об обобщающем слове «овощи».

Знакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня но с разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец» – большой, «огурчик» – поменьше, а «огуречик» – совсем маленький.

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец» – папа, «огурчик» - мама, «огуречик» - сынок.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Выделить наиболее характерные внешние особенности: маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный, тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живет в норке, пищит (пи-пи-пи).

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации « Корзина с овощами», «Корзина с фруктами»;

2. Дидактические карточки с овощами;

3. Схема описательного рассказа «Овощи»;

4. Корзина с мулежами овощей;

5. Лист пластика – это как бы грядка на которой по середине насечены две параллельные прорези. каждая прорезь оформлена гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью приклеивается за верхний уголок треугольник. Это «норка», где прячется мышка;

6. Персонажи – огурец, огурчик, огуречик, мышка.

В рабочем положении огурчик двигается по верхней части прорези, а мышка – по нижней.

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Ход занятия:

Беседа об овощах.

Бабушка однажды с базара пришла,

Бабушка с базара домой принесла – две корзины: одну корзину с фруктами, а вторую с овощами. Поставила она их на полки в кладовку.

На какую полку бабушка поставила корзину с овощами? (верхнюю)

А на какую полку корзину с овощами? (нижнюю)

Ребята, скажите, где растут фрукты ? (в саду)

А скажите, где растут овощи? (на огороде)

Какие овощи растут в земле? (лук, чеснок, картофель, морковь, свекла, редиска)

Какие овощи растут на земле? (огурцы, помидоры, капуста, тыква, кабачок, перец, баклажан)

Для чего нужны овощи?

Вы так много знаете про овощи, а расскажите мне про каждый овощ.

Дидактическая игра «Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять

Принесли из магазина,

Мы огромную корзину.

Много в ней разных овощей,

Расскажи о них скорей.

Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет картинку, показывает ее детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Назвать овощ.

Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ. С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах.

Схема описательного рассказа на тему «Овощи».

План рассказа:

  1. Что это?
  2. Это овощ или фрукт?
  3. Где растет?
  4. Какой на вкус?
  5. Какой снаружи, какой внутри?
  6. Какого цвета?
  7. Какой формы?
  8. Какой на ощупь?
  9. Что можно из него приготовить?

Давайте приготовим что-нибудь вкусное.

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - капуста?

Мы капусту режим, режим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Ребята, давайте приготовим еще что-нибудь вкусное.

Массаж грудной клетки «Борщичок»

Чики-чики-чики-чок! Похлопывать ладонями.

Мы готовим борщичок.

Порежу картошку, Постукивать ребрами ладоней.

Свеколку, морковку,

Полголовки лучку, Поколачивать кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок! Поглаживать ладонями.

И готов борщичок!

Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же

они росли? (На огороде).

Игра «Огуречик-огуречик».

Я буду бабушка, а вы – мои огурчики. Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку (дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик (машет султанчиком над головами детей), стали огурчики расти.

(Дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх). Выросли огурчики.

Воспитатель предлагает послушать сказку «Сказка об огуречике».

Жил был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков (рассматривают огуречик, обращают внимание на хвостик).

Папа огурец и мама огурчик очень любили своего маленького сынка (Показывает три изображения).

- «Папа» огурец большой, «мама» огурчик – поменьше и «сынок» - совсем маленький (Воспитатель обращает внимание на их величину).

Вся огуречная семья жила на грядке, среди зеленых листиков.

- А в другом конце грядке жила мышка (воспитатель выдвигает изображение мышки).

(Воспитатель с детьми рассматривает мышку, обращает внимание на особенности и повадки).

в - Мышка маленькая, у нее длинный хвостик, она юркая, быстро бегает, живет норке (воспитатель прячет мышку в норку).

Папа огурец и мама огурчик не разрешали маленькому огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

И мама огурчик говорила огуречику:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Потешка повторяется в среднем темпе, тембр голоса естественный).

(По ходу чтения потешки воспитатель располагает все три изображения по одной линии).

Воспитатель (обращаясь к детям):

Вы запомнили, что говорили огуречику мама и папа?

(Воспитатель повторяет выразительно, обращаясь к огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет».)

Но огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Вот она притаилась под листочком. А огуречик никого не слушает и идет дальше. Мышка выскакивает, бросается в сторону огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Еле-еле убежал огуречик. Посидел немножко огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет.

Ребята, а может, попросим огуречика «не ходить на тот конечик».

(Воспитатель побуждает детей повторить самостоятельно весь текст).

Мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького огуречика и ушла к себе в норку.

А мы еще раз скажем огуречику:

«Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Папа огурец и мама огурчик благодарят детей за то, что дети

«не пустили огуречик на другой конечик» и приготовили

«Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с огурцом).


ПОЧИТАЕМ - ПОИГРАЕМ. Потешка «Огуречик, огуречик!» с детьми от 2 до 3 лет.
===============================================================
Потешка «Огуречик, огуречик!»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Реквизит:
-Картинка с изображением 3 огурчиков,
и мышки,
-маска-ободок огурчика,
-маска мышки.


Ход занятия:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. Показываем три картинки. Сопоставляем по величине “папа” - большой, “мама” - поменьше, и “сын” - совсем маленький.
Предлагаем малышу рассортировать огуречную семью по росту. Повторяем слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.
- Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. В другом конце грядке жила мышка. Вот она! Показываем картинку с мышкой.
- Посмотри, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик.
Предлагаем рассмотреть картинку с мышкой, ещё раз обращаем внимание на её особенности и повадки. Она юркая, быстро бегает, живет в норке.
-Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.
Папа говорил:
Текст потешки читаем медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской.
-И мама говорила Огуречику:
Читаем потешку в среднем темпе, тембр голоса естественный. Располагаем картинки вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Как бы разыгрываем сценку, в которой Огуречику даются наставления.
-Ты запомнил, что говорили Огуречику мама и папа?
Повторяем всю потешку, выделяя последнюю строчку:
-Но, Огуречик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка.
Подготовка к игре в “Догонялки”.
Ребенку одеваем шапочку огуречика, а сами маску мышки, в процессе игры можно меняться ролями.
- Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотри, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше.
При этих словах «мышка» выскакивает и бросается в сторону Огуречика-ребенка, стараясь вот-вот его схватить. Повторяем 2-3 раза.
Можно использовать элементы народной игры “Прятки”: Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит.
-И мышка поняла, что не догонит маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику:
Читаем потешку вместе с ребенком.
Лепка огуречика.
- Давай сегодня вылепим огуречик из пластилина. Такой пластилиновый огуречик поможет нам сохранить настоящий. Мышка попробует его, а он окажется невкусным. Вот она и убежит из огорода.
Помогаем ребенку выбрать цвет пластилина и скатать колбаску.
-Вот какой замечательный огуречик получился! Будет он теперь помогать охранять урожай от мышки.
Настоящий огуречик:
-Спасибо за помощь, теперь я побегу домой. Я понял, что всегда нужно маму с папой слушать и не уходить далеко одному.

Любовь Моисеенко
Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Русская народная потешка «Огуречик, огуречик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Чтение художественной литературы »

в группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество » , «Социализация» .

Тема : Русская народная потешка «Огуречик , огуречик »

Программное содержание :

1. Приучать детей слушать русскую народную потешку в сопровождении с показом действия на фланелеграфе.

2. Формировать умение различать овощи по форме и называть их (как шар, как палочка) .

3. Развивать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, различать зеленый цвет.

4. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих, умение аккуратно работать с пластилином.

Оборудование : фланелеграф, картинки (огурец – папа , огурчик-мама , огурчик-малыш , грядка, мышонок, норка, мешочек с муляжами овощей, пластилин, дощечки для лепки для каждого ребенка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает детей в группу. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель загадывает загадку :

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки

Дети : мышка

Воспитатель : Молодцы, отгадали. Сейчас я хочу рассказать вам потешку .

Жили- были на грядке зеленые огурчики : огурец-папа , огурчик-мама , и маленький огурчик малыш . А на другом конце грядке жила мышка. Посмотрите, какая мышка маленькая, быстро бегает, живет в норке, пищит «пи-пи-пи» . Папа и мама огурчики не разрешали малышу огурчику уходить далеко , говорили ему :

Огуречик , огуречик ,

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет!

Воспитатель : Какого цвета огурчик ? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, где растет огурчик ? (ответы детей)

Воспитатель : Почему нельзя ходить на другой конец грядки? (ответы детей)

Воспитатель : Кто любит грызть огурчики ? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, что еще растет на грядке? (ответы детей)

Посмотрите, у меня тоже есть овощи. Давайте их назовем, потрогаем и скажем, на что похожи : помидор – как шар, морковь – как палочка, капуста - как шар, огурец – как палочка .

Воспитатель : А теперь давайте поиграем. Я положу овощи в мешочек, а вы будете их отгадывать на ощупь.

Подойди Ваня, доставай овощ. Ваня, что ты достал? (помидор) На что похож помидор? (на шар) Молодец Ваня.

Подойди Саша, доставай овощ. Саша, что ты достал? (морковку) На что похожа морковка? (на палочку) Молодец Саша.

Подойди Маша, доставай овощ. Маша, что ты достала? (капусту) На что похож капуста? (на шар) Молодец Маша.

Подойди Оля, доставай овощ. Оля, что ты достала? (огурец ) На что похож огурец ? (на палочку) Молодец Оля.

Воспитатель : Какой зеленый у нас огурчик , давайте с ним поиграем.

Огуречик , огуречик , (хлопаем в ладоши)

Не ходи на тот конечик - (топаем ногами)

Там мышка живет, (погрозить пальчиком)

Тебе хвостик отгрызет! (бегут к воспитателю)

Воспитатель : Ребята, а что же сделать, чтобы мышка не навредила нашему огурчику ? (ответы детей)

Воспитатель : Дети, давайте вылепим огуречик из пластилина . Мышка огуречик из пластилина есть не будет и убежит из грядки.

Воспитатель : Какого цвета пластилин нам потребуется? (зеленый)

Воспитатель : На что похож огурец ? (огурец похож на толстую палочку или колбаску)

Воспитатель : А как мы будем раскатывать палочки? (показ способа лепки прямыми движениями ладоней)

Воспитатель : Пластилин раскатывайте на дощечке, аккуратно.

Воспитатель : Берите пластилин и лепите огурчики . (воспитатель привлекает внимание детей к лепке на дощечке, какими движениями, уточняет цвет пластилина, на что похож огурчик )

Итог :

Воспитатель : Какие замечательные зеленые огурчики получились у вас !

Все овощи такие аккуратные, полюбуйтесь ими. Молодцы!