Консультация для родителей в детском саду на осеннюю тему. Консультация для родителей на тему «Что такое осень? Осенние консультации для родителей старшей группы

Папка передвижка для родителей на тему "Осень"

Описание материала: Материал включает в себя: рассказы ребенку об осени, стихи об осени для чтения детям и заучивания наизусть, картины русских художников, загадки, осенние приметы, наблюдения с детьми в природе, простые осенние эксперименты и логические задачки для детей.
Автор: Вафина Юлия Владимировна воспитатель МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 44» г. Миасс Челябинской области.
Назначение: данный материал поможет в оформлении информации в родительский уголок.
Цель: помощь родителям в знакомстве детей с осенью.
Задачи:
- учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;
- расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных;
- провести веселые прогулки малышей с родителями;
- знакомство с приметами, стихами об осени;
- воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
На смену тёплого и солнечного лета приходит осень. И перед родителями, встаёт вопрос - как рассказать детям про осень? Осень - пора золотая и грустная, но только не для детей! Взмывает в небо ворох оранжевых листьев и задорный смех провожает тепло и палящее солнце до следующего года. Ребенку все равно, осень это или весна, или еще каким-то мудреным словом все это называется, он хочет играть и веселиться.


1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

Например:

— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.

— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

Например:

алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:

— Береза. — Желтые березовые листья.

— Клен. — Алые кленовые листья.

— Осина. — Пунцовые осиновые листья.

— Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».

Птицы улетают, Собралися в стаи.

Листья улетают, Ветер их уносит.

Все это бывает, Если с нами… (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.. Спокойно укладывают ладони на стол

Нищева)

10. Рассказать ребенку, какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью. Пришла осень, похолодало. Таня собралась идти в парк гулять, но не знает как ей одеться. Помоги Тане. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

Уважаемые родители, позвольте предложить вам некоторые игры, задания, вопросы, стихи для развития речи вашего ребенка. Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке на дачу. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время.

На примере темы «Осень» аналогичные задания, игры вы можете использовать и по теме «Зима», «Весна».

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило, обратите внимание на изменения в природе. Во время прогулки задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например: — Какое сейчас время года? — Сейчас осень. — Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов - на улице. — На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает, завяли цветы. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду. Уточните у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

Постарайтесь, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков осени. Если возникают затруднения, помогите наводящими вопросами.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами ранней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы, сравнивая эти два периода. Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое. — А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами. — Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые. — А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. — Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы. — Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет. — Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме. — Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

3. Вспомнить названия перелетных птиц. Почему они так называются.

4. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Словесные игры:

  • "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое. Аналогично со словами - солнце, ветер, дождь, листья, трава…

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Аналогично со словами - солнце, ветер, дождь, листья, трава…

  • "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов: туча - тучка, солнце - солнышко, дождь - дождик, аналогично ветер, лист, лужа, трава, зонт…
  • "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Ветер дует - ветры дуют.

Птица улетает - птицы улетают.

Лист желтеет - листья желтеют.

Дождь моросит - дожди моросят.

Цветок увядает - цветы увядают.

Холод наступает - холода наступают.

Лист падает - листья падают.

Урожай созревает - урожаи созревают.

Туча застилает - тучи застилают.

  • "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью...

Летом день длинный, а осенью...

Летом тучи ходят высоко, а осенью...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Летом цветы расцветают, а осенью…

Летом ветер теплый, а осенью…

Весной птицы прилетают из теплых краев, а осенью…

  • "Посчитай" на согласование числительных с существительным:

1 лужа, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 птица, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 лист, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 желудь, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 туча, 2 …, 3..., 4..

1 день, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 цветок, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 ветка, 2 …, 3..., 4..., 5...

1 камешек, 2 …, 3..., 4..., 5...

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Набухают почки, распускаются листья.

Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

На улице расцветают одуванчики.

Над цветами порхают бабочки, пчелы собирают нектар.

Небо застилают серые тучи, и часто идут затяжные дожди.

  • «Вставь словечко» на согласование предлогов со словами в предложении.

Лист упал … землю.

Шишка упала … дерева.

Грибок попал … корзину.

Солнце спряталось … тучу.

Заяц выглядывает … кустов.

Боровик прячется … листом.

Белка сушит грибы … ветке.

Люди убирают яблоки … садах.

Мышка прячет зернышки … норке.

  • «Закончи предложение» (формировать умение составлять сложные предложения с союзом потому что).

Я люблю осень, потому что …

Мне не нравится осень, потому что …

На улице много луж, потому что …

Огородники собирают урожай, потому что …

Дуют сильные ветры, потому что …

  • "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно - следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

На улице пасмурно, потому что идет дожди. Идет дождь, потому что на улице пасмурно.

В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что в садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей.

Люди одеваются теплее, потому что наступила осень. Наступила осень, потому что люди одеваются теплее.

  • "Ответь на вопросы" (образование прилагательных от существительных).

День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? - ...

Дождик, который идет осенью, какой? - ...

Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...

Погода, которая бывает осенью, какая? - ...

День, когда на улице пасмурно, какой? - …

Утро, когда на улице туман, какое? - …

Цветы, которые расцветают ранней осенью, какие? - …

Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Потом поиграйте с ребенком в игру:

  • «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; он возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
  • Выучите со своим ребенком стихотворение об осенних месяцах.

СЕНТЯБРЬ

Полетели в небе птицы.

Что им дома не сидится?

Просит их сентябрь: «На юге

Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ

В ноябре лесные звери

Закрывают в норках двери.

Бурый мишка до весны

Будет спать и видеть сны.

  • Известно, что на развитие речи большое влияние оказывает то, как у ребенка развита мелкая моторика рук.

Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.

Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.

Пусть дома ребенок нарисует «Осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья с разноцветными листьями; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи …). Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине.

Используйте пальчиковые игры на осеннюю тематику, они способствуют развитию не только моторики кисти, пальцев рук, но и развитию речи (дети выполняют движения руками, пальцами, сопровождая их речью). Найти пальчиковые упражнения вы можете в книгах, которые так и называются, или в интернете.

Вот несколько примеров:

"Осенние листья"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибать пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)

"Овощи и фрукты"

У Лариски - две редиски»

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

"Компот"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

(Загибают пальчики по одному, начи-ная с большого.)

(Опять «варят» и «мешают».)

Уважаемые родители, больше общайтесь со своим ребенком, разговаривайте, задавайте вопросы, учите наблюдать, анализировать.

Желаю удачи!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43»

Тема недели: Золотая осень.

Подготовила:

Воспитатель

Федорова В. Л.

2015 г.

Тема недели: Золотая осень.

Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.

Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени. Разобрать значение слова листопад. От каких двух слов образовано?

Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков.

Упражнения на развитие речи:

Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?)

Ветер осенью (какой?)

Дождь осенью (какой?)

Листья осенью (какие?)

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?)

Осенью солнце (что делает?)

Осенью птицы (что делаю?)

Упражнение "Назови ласково"

Туча - тучка. Солнце -... Дождь -... Ветер -...

Упражнение "Ответь на вопросы" (образовании прилагательных от существительных)

День, когда идет дождь, какой? -... (дождливый)

День, когда дует ветер, какой? -...

Дождик, который идет осенью, какой?

Погода, когда часто идут дожди, какая?

Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?

Погода, которая бывает осенью, какая?

Упражнение "Найди ошибки" (на развитие слухового внимания) Определи, чего не бывает осенью.

  • Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
  • Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
  • Набухают почки, распускаются листья.
  • Люди собирают урожай овощей и фруктов.
  • Дикие животные не делают запасы корма.

Упражнение "Скажи наоборот"

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью...

Летом день длинный, а осенью...

Летом тучи ходят высоко, а осенью...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

Упражнение "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная. Лимон (какой?) -... Абрикос (какой?) -... и т.д.

Упражнение "Назови ласково"

Слива - сливка, абрикос - абрикосик и т.д.

Упражнение "Один-много"

Один апельсин - много апельсинов. Одна груша - много груш. И т.д.

Упражнение «Назови сок, варенье

Сок из яблока - яблочный; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из вишни -....

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Лимон, вишня, банан, персик.

Малина, клубника, ананас, черника.

Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами. Упражнение «Сравни»

Составить сложносочиненные предложения с союзом, а по образцу: Лимон кислый, а яблоко сладкое. Лимон овальный, а яблоко круглое. Лимон желтый, а яблоко зеленое. Слива синяя, а яблоко - зеленное. Лимон кислый, а груша... И т.д.

Упражнение, "Какие будут фрукты?"

Если фрукты сварить, то они будут - вареные. Если фрукты заморозить, то они станут... Если яблоки запечь, тогда они получатся... Если груши посушить, тогда они станут... И т.д.


Прогулки в лесу (или парке) прекрасны в любое время года. И в каждом времени года есть своя прелесть. Весной — это радость от появления первой листвы и щебета птиц. Летом — прохлада, пение соловья и многообразие видов растений. Зимой прогулка в лес похожа на сказку и, попадая в лес, вы оказываетесь в гостях у Деда Мороза и Снегурочки. К тому же, это лыжные прогулки и катание на санках. Но самым красивым и красочным становится лес осенью. Многообразие цветов и ароматов делают прогулку в лесу (или парке) не только познавательной, но и полезной для здоровья.

Если вы отправились со своим малышом в лес, то основным занятием прогулки станет наблюдение. Но это не означает, что подвижные и словесные игры, сбор природного материала и другие интереснейшие занятия исключаются.

Расскажите своему малышу все, что знаете о лесе . А я, как всегда, немного вам помогу. Скажите ребенку, что вы отправляетесь не просто в лес, а в совершенно другой мир, отличный от того, в котором живем мы. Лес напоминает многоэтажный дом, где все жильцы дружат друг с другом, и каждый из них приносит огромную пользу для других. Расскажите о каждом этаже или (для старшего возраста) каждом ярусе леса.

♦ Первый (верхний) ярус похож на крышу. Он состоит из высоких, здоровых деревьев, образующих полог. Он прикрывает и защищает все живое, что находится под ним.

♦ Второй ярус находится верхним ярусом. Там растут молодые деревья. До того момента, пока не наступит их час, они прячутся под кронами своих старших братьев. Этот второй ярус, почти как у людей, называется подрост.

♦ Третий ярус — подлесок. Он состоит из кустарников. И хоть эти малыши гораздо ниже ростом, чем деревья, польза от них огромная. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода, скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Подлесок сохраняет влажность, без которой погибли бы все растения. А еще в подлеске живут птицы. Они уничтожают насекомых-вредителей. В этом уютном ярусе нашли свой приют мелкие и крупные животные.

♦ Четвертый ярус. Еще ниже растут полукустарники и разные травы.

♦ Пятый ярус. На самом нижнем этаже поселились мхи, лишайники, папоротники и грибы.

Вот сколько, оказывается, этажей в лесу! Независимо от того, на каком ярусе живет то или иное растение, оно непременно приносит пользу общему дому — лесу. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? А теперь благодаря вам даже ваш малыш об этом знает.

Этот рассказ можно дополнить наблюдением за каким-нибудь объектом. Например, за муравейником. Только не переусердствуйте с объектами для наблюдения. Лучше оставьте что-нибудь для следующего похода в лес. А тем для беседы может быть великое множество. И помните, чем больше узнает ваш малыш о лесе и его жителях, тем внимательнее и заботливее он вырастет.

Уходя из леса, наберите разноцветных листьев и природного материала, которыми так щедро делится с нами красавица осень, а заодно спросите малыша, почему деревья сбрасывают листья осенью? Пусть он выскажет вам свои самые фантастические предположения. А вы после его ответа расскажите то, что известно вам: деревья сбрасывают листья, потому что готовятся заснуть на зиму. Зимой холодно, деревьям тяжело добывать из мерзлой земли питающие их соки. Листики дереву зимой не нужны: они все равно промерзнут. Вот дерево и освобождается от них, чтобы зря не тратить жизненные силы. С падением листьев дерево перестает дышать так активно, как летом, и засыпает, как спящая красавица. Но огорчаться не стоит, ведь весной придет прекрасный принц — весеннее солнышко, поцелует спящее дерево, согреет его, и оно вновь пробудится к жизни.

Гуляя с ребенком по лесу, обязательно расскажите о правилах поведения в лесу. Скажите, что в лесу можно и поиграть, и пошуметь, и поаукать, и даже покричать, но главное правило — никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Берёзка осенью

❀ Если лес или парк находится слишком далеко от дома, не огорчайтесь — понаблюдать за осенней природой можно и во дворе. Выйдя на улицу в начале осени, понаблюдайте за тем, как она раскрасила листья на кустарниках и деревьях. Спросите, какими красками любит пользоваться царица Осень. Скажите, что это красивое время года в народе называют «Золотой осенью». Спросите малыша, как он думает, почему ей дали такое красивое имя.

❀ В каждом дворе наверняка есть березка. За ней можно наблюдать в любое время года. А вы знали, что по березе можно узнать, какая будет осень — теплая и солнечная или дождливая и холодная? Все просто. Рассмотрите, как начала раскрашивать осень листочки на этом дереве. Если желтая листва березы равномерно перемешана с зеленой по всей кроне, то осень будет сухой и теплой. Если же береза начинает желтеть снизу, то, скорее всего, придется пораньше достать теплые вещи — погода будет холодной и мокрой.

❀ Предложите малышу сделать запись и зарисовку в свой блокнот. Если он может только рисовать, не беда, запишите сами. Или пусть нарисует два варианта пожелтевшей березы и под каждым из них оставит свой детский комментарий. Рядом с равномерно пожелтевшей березкой пусть нарисует веселую рожицу, а рядом с березой, которая начала желтеть снизу, — грустную.

Сказка о том, как Осень березку одарила

Прошло Лето, и Осень засобиралась в дорогу. Собиралась она и думала, как встретит ее природа? Ведь Лето так щедро одарило природу зеленью и цветами, солнышком и теплыми днями. «А мне нужно подготовить землю к суровой зиме и хочется сделать это мягко и красиво», — размышляла Осень. Решила она подарить миру вместо летнего зеленого цвета множество ярких и красивых цветов, чтобы запомнили ее не холодной и дождливой, а яркой и красивой. А еще тому, кто встретится ей на дороге первым, решила она подарить что-то особенное. Взяла она яркие краски и отправилась в путь.

Вышла Осень на пригорок и тут же повстречалась со скромницей березкой. Стояла она и протягивала свои тонкие веточки навстречу Осени, словно приглашала в гости. Понравилась Осени березка своей скромностью и приветливостью. Вот и решила она выполнить свое обещание, да к тому же сделать ее своей помощницей.

— За то, что приветливо встретила меня, подарю я тебе не один красивый наряд, а сразу два. Будешь выбирать, в какой нарядиться. Один сарафан снизу желтый, а сверху зеленый. Если его наденешь, приду я с дождями да холодом. Если же нарядишься в другой наряд, на котором желтые да зеленые листочки вперемешку, одарю землю солнышком да теплом. Как выберешь, так и будет. Люди, что смотреть на твои осенние наряды будут, не раз спасибо скажут за подсказку.

Поблагодарила ее березка, в пояс поклонилась. Улыбнулась в ответ Осень и дальше пошла, красоту миру дарить. С тех пор люди, что внимательно следили за тем, как природа меняется, стали к березке ходить погоду узнавать.

О других растениях осенью

❀ С наступлением осени наступают изменения не только в жизни деревьев и кустарников. Безусловно, многообразие красок листвы придает ей особое очарование. Ель, лиственница и сосна, которые не могут посоревноваться в красоте с лиственными деревьями, красуются своими шишками, а можжевельник, жимолость, шиповник, боярышник — вкусными и полезными плодами.

❀ Но осенью также зацветают удивительной красоты цветы. Это яркие георгины, астры, шафраны и многие другие. Осень щедро одаривает нас этим многообразием красок, словно извиняясь за то, что вскоре сама же и «смоет» всю эту красоту дождями. Попробуйте создать вместе с детьми цветочные аранжировки и композиции, пробудив их фантазию детей. Из засушенных листьев и сухих былинок можно создать красивые аппликации.

❀ Не отстают от других растений и овощи. Так, картофель, морковь, капуста, редька и лук приходят к нам на стол именно осенью. А как вкусны осенние яблоки, груши и виноград! Вот сколько полезного припасла для нас щедрая осень.

❀ С приходом поздней осени обратите внимание детей на растения, находящиеся уже в состоянии покоя, без листьев. Красоту можно увидеть даже в голых ветвях, которые контрастно выделяются на фоне неба, особенно при хорошем солнечном освещении.