Что учитывают при раскрое швейного изделия. Правила раскроя плечевой одежды. Раскрой. Выполнение раскроя изделия


При настилании материалов необходимо соблюдать ряд технических условий:

  • полотна должны располагаться без натяжения, морщин и перекосов;
  • при настилании выравнивают все полотна по переднему концу настила и вдоль одной из кромок;
  • при настилании материала с рисунком в крупную клетку или поперечную полоску способом настила лицом к лицу. В парном полотне совмещают рисунок, а при настиле материалов с направленным рисунком, ворсом, все полотна настилают в одном направлении;
  • если для настилания используют материалы разных цветов или артикулов, то сначала настилают ткань одного цвета или артикула, а затем другие. Полотна ни в коем случае не смешивают.
  • Раскрой ткани на полотна выполняет бригада из двух человек на отдельном столе. Длина стола не меньше 7 м, для основных тканей, ширина 1, 60 см. Для подкладочных тканей, длина стола 7 м, ширина 1,20. Раскрой ткани на производстве выполняется механическим способом.

    Технические условия на раскрой изделия

    При изготовлении изделий, закройщики руководствуются едиными методами конструирования одежды, используя базовые лекала ведущих моделей и конструкционно — ведущих силуэтов. На лекалах указывается направление ткани, контрольные знаки и места измерений основных конструктивных участков, которые корректируются при раскрое индивидуальным путем, по меркам заказчика.

    При раскрое шерстяных тканей необходимо учитывать усадочную способность ткани. Поэтому ткань предварительно декатируется. Раскрой основной ткани по индивидуальным заказам всегда выполняется только на одно изделие. При этом ткань складывается в два сложения, лицевыми сторонами вовнутрь, совмещая кромки ткани. При пошиве ткани в полоску, в клетку, с несимметричным рисунком, где требуется подгонка рисунка, а также при изготовлении изделий с цельнокроенными рукавами и крупными несимметричными деталями, раскладку лекал выполняют в развернутом виде.

    В раскройном цехе выполняют следующие виды работ:

  • приемка материалов из подготовительного цеха;
  • приемка зарисовок, трафарета и конструкционных лекал из экспериментального цеха;
  • предварительное разрезание кусков ткани на полотна заданной длины в соответствии с расчетом;
  • настилание основного материала, подкладки, приклада по предварительному расчету измерений остатка материала;
  • контроль количества настила, обмеловка не четких контуров деталей;
  • учет результатов настила;
  • клеймение деталей на верхнем полотне настила;
  • раскрой деталей изделия;
  • выполнение зарисовок и раскрой полотен из материалов с текстильными дефектами;
  • сборка и комплектование пачек деталей кроя из основной ткани, подкладки и приклада (с учетом количества работников и срочности заказа);
  • нумерация деталей кроя;
  • оформление сопроводительного документа (маршрутного листа) на крой, печатание талонов, товарных ярлыков и контрольных лент;
  • отправление пачек кроя в швейные цеха или кладовую.

  • Прежде, чем начинать раскладывать детали выкройки, проведем небольшой тест .

    Возьмите ткань за короткий край, поднимите до уровня глаз и внимательно рассмотрите. Теперь переверните её, возьмите за другой короткий край, повторите действия. Видите разницу? Нет? Вот и отлично.

    Это означает, что по вертикали ваша ткань одинакова, то есть детали можно раскладывать способом «валет», т.е. «вверх ногами». Наиболее актуальна такая раскладка для деталей, напоминающих треугольник со скошенным углом, например, рукав. В этом случае расход ткани существенно уменьшается.

    Только будьте внимательны! Так называемые ворсованные ткани , например, бархат, замша, мех, велюр, бобрик, лоден, махровая и некоторые шерстяные ткани, категорически нельзя раскладывать «валетом» , иначе цвет на разных участках будет отличаться.

    Перед раскроем таких тканей обязательно определите направление ворса - проведите рукой вдоль кромки сверху вниз и обратно. Ворсованные ткани всегда кроят по направлению ворса для придания гладкости и лощености готовому изделию.

    Другой подводный камень таят в себе ткани с вертикальным рисунком . В этом случае сэкономить на раскладке «валетом» также не получится, иначе одна половинка юбки или жакета окажется рисунком вверх, а другая - рисунком вниз.

    Дополнительно хочу остановиться на тканях в клетку: они требуют подгонки и совмещения элементов, иначе готовое изделие будет выглядеть неопрятно и кустарно. Подгонка по клетке серьезно увеличивает расход ткани, минимум на 10% от основного размера, и тем больше, чем больше раппорт, т.е. повторяющийся элемент.

    Чтобы не ошибиться в величине «надбавки» и правильно рассчитать нужное количество ткани, можно поступить следующим образом: взять с собой в магазин комплект выкроек и уже на месте вычислить нужную длину полотна.

    Для обычных тканей, не требовательных к подгонке рисунка, можно воспользоваться и таким способом: взять самую большую простыню, разложить на ней детали выкройки, а потом измерить занятое пространство. При этом лучше сразу исходить из наиболее распространенной ширины ткани в 150 см.

    Безусловно, ширина полотна может быть любой. Например, фланелевые ткани всего 75 см в ширину, и легко прийти в замешательство, рассчитав длину на ширину 150, которую в магазине придется пересчитывать на ширину 75. Занятие, скажу я вам, не для слабонервных.

    Поэтому важно сначала присмотреть ткань, изучить все ее параметры, запомнить ширину, а потом провести контрольное измерение требуемой длины. Правда, при этом есть риск вернуться в магазин к «шапочному разбору», когда присмотренная ткань уже будет в руках другого покупателя.

    Конечно, лучше уметь «на глаз» прикидывать нужное количество ткани. Только как этому научиться? Да очень просто! Ну, хорошо, не очень просто. Но возможно.

    Вам потребуется:

    1. Запоминать расходы ткани на уже сшитые модели, т.е. копить опыт.

    2. Сначала изучать инструкцию к выкройке, где обычно указывают требуемые материалы и их количество, и только после этого отправляться в магазин.

    3. Иметь примерное представление, что на брюки следует брать одну длину, а на жакет с рукавами - одну длину плюс длину рукава. Зная свои размеры, не так сложно рассчитать примерное количество ткани.

    Безусловно, приблизительный расчет может иметь значительную погрешность, как в большую, так и в меньшую сторону. Больше - не меньше, а вот как сделать из одного метра два, вы узнаете чуть позже.

    Если говорить о линии кроя, то она может быть долевой, поперечной и косой (не путать с кривой). При этом вне зависимости от выбранного направления кроя детали располагаются либо вдоль, либо поперек, либо наискосок. Другими словами, кроить следует в одном направлении. Детали, выкроенные в разных направлениях, могут привести к перекосу и неправильной посадке изделия.

    При раскрое «по косой» все детали, независимо от их назначения, раскладываются по диагонали, причем, четко под углом 45 градусов. Крой под углом дает необыкновенно красивую драпировку на мягких струящихся тканях, однако при этом является самым расходным и неэкономным способом раскроя, да и не для всех тканей подходит. Чаще всего под углом кроятся только отдельные детали, преимущественно служебного назначения, например, косые бейки для обработки срезов пройм и горловины.

    Наверняка из курса домоводства многие помнят, что ткань имеет две нити: нить утка и долевую нить. Основу ткани составляют именно долевые нити, а нити утка являются поперечными, их вплетают между натянутыми на ткацком станке основными нитями. В традиционном раскрое детали раскладываются по долевой нити. Исключение составляют некоторые ткани, имеющие специфический рисунок или фактуру. В этом случае допускается раскрой в поперечном направлении.

    Обычно на готовых выкройках долевая нить уже отмечена специальной линией со стрелкой, остается только расположить детали на ткани так, чтобы эта линия была параллельна краю ткани или сгибу.

    В зависимости от сложения ткани раскрой может быть четырех типов: в два слоя, в один слой, «от сгиба» и комбинированный.

    Раскрой в два слоя

    Такой способ актуален для зеркальных и одинаковых деталей.
    Минус: низкая экономичность, остаются довольно большие неиспользованные куски ткани между деталями.
    Плюс: одним движением ножниц выкраиваются сразу две детали - правая и левая.

    Кстати говоря, бывают такие случаи, когда одинаковых деталей требуется много, например, для юбки-шестиклинки их нужно - сами догадываетесь сколько. С одной стороны - чего проще, сложить ткань в шесть раз, а потом один раз отрезать. Я пробовала так делать, ерунда получается.

    Такое множественное сложение приводит к смещению деталей с очевидными последствиями: вырезать ровно получается только первые два слоя, остальные напоминают след пьяного тракториста.

    Раскрой в один слой

    Подходит для любых выкроек, всегда используется при раскрое одиночных деталей.
    Минус: уходит больше времени на раскрой, требуется обвести и выкроить каждую деталь.
    Плюс: единственный максимально экономичный способ раскладки, когда не хватает ткани.

    Раскрой «от сгиба»

    Незаменим для деталей без срединного шва, например, переднее полотнище юбки. При этом линия середины детали должна совпадать с линией сгиба ткани. Обратите внимание! Детали со сгибом вырезают без припуска, ведь шов в этом месте отсутствует.
    Минус: подходит только для деталей со сгибом.
    Плюс: точный раскрой детали (при раскрое такой детали в один слой возможны погрешности, а раскрой в два слоя неприемлем, так как получится две половинки).

    Комбинированный

    Является наиболее универсальным и идеальным: для деталей со сгибом складывается небольшой участок ткани, ровно на эту деталь, остальные детали выкройки максимально плотно раскладываются в один слой.
    Минус: минусов нет.
    Плюс: сочетает в себе все плюсы указанных выше способов.

    Важное правило раскроя- сначала раскладываем крупные детали, а потом между ними размещаем мелкие и только потом скалываем и вырезаем!

    Отдельного разговора заслуживает такая неотъемлемая часть любого раскроя, как припуски на швы.

    Обычно выкройки приводятся без припусков, и их необходимо прочерчивать самостоятельно. Как мы уже говорили, лучше всего бумажные выкройки вырезать сразу с припусками. Это позволит сэкономить до 30% времени раскроя на переводе контуров детали на ткань и вычерчивании припусков. Тем более, может придти в голову переложить детали выкройки. Тогда припуски придется чертить заново по уже нарисованным ранее линиям. Согласитесь, не самое приятное занятие.

    Поэтому для экономии времени и нервов берем детали с уже готовыми припусками и максимально плотно раскладываем их на ткани (помним о направлении долевой нити, ворса и рисунка!). Затем берем портновские булавки с круглыми головками и прикалываем деталь за припуск к разложенной ткани. Булавки должны быть максимально острыми и гладкими, иначе могут остаться дырки, а на трикотаже и вовсе пойдет «стрела».

    Приколов детали, тщательно проверяем количество, зеркальность и парность деталей, сверяемся с инструкцией и - в путь!

    Маленькое, но важное правило: приразрезании ткани нижнее лезвие ножниц должно касаться поверхности стола, нельзя резать ткань, держа ножницы на весу, получим очень кривые и рваные срезы.

    Ножницы для раскроя должны быть очень острыми и не использоваться для резанья бумаги!

    Бывают ножницы под левую и правую руку, леворукие стоят дороже, но существенно облегчают труд левшам.

    После раскроя вынимаем булавки и переносим линии разрезов, вытачек, карманов. Это можно сделать несколькими способами.

    Копировальные стежки, или силки

    С технологией силков мы познакомились в ходе освоения

    Портновский мел, карандаш или шариковая ручка

    На бумажной выкройке вырезаем вытачку, прикладываем ее к изнанке правой половинки, обводим портновским мелком, затем складываем правую и левую половинки изнанкой друг к другу и прохлопываем ладонью место вытачки. Мел слегка осыпается, и на левой половинке проступают контуры вытачки.

    При обводке карандашом или ручкой потребуется обвести каждую вытачку, однако перед нанесением разметки следует проверить на обрезке ткани, не остаются ли отпечатки на лицевой стороне.

    «Волшебный» портновский мелок

    Такой мелок очень подходит для тканей, на которых остаются следы от обычного мела и карандаша. Линии, сделанные «волшебным» мелком исчезают через 24 часа или сразу при утюжке. Такое волшебство накладывает серьезное обязательство: необходимо начать шить немедленно, иначе наутро вы найдете свою ткань без единой отметки.

    Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что особую экономичность раскрою дает раскладка деталей в один слой или комбинированным способом; использование булавок для фиксации выкроек к ткани и формирование припусков уже на бумажной выкройке.

    Использованные источники-

    Наш очередной урок шитья посвящается простому, казалось бы, этапу в шитье — раскладке выкроек на ткань. Для того, чтобы правильно разложить детали выкройки на подготовленную ткань, достаточно иметь в своем арсенале стол (для широких юбок это можно делать и на полу), мелок, булавки, и измерительные инструменты — треугольник или обычную линейку. Выполнить раскладку деталей очень просто, а наши советы помогут разобраться в этом даже новичкам. Мы расскажем, как правильно подготовить ткань к раскрою и разложить на ней детали выкройки.

    После того как вы построили базовую выкройку, первое, что нужно сделать — проверить выкройку на точность и совпадение контрольных линий. Проконтролируйте длину швов, линии бедра, талии. Измерьте полуобхват груди, талии и полуобхват бедер по выкройке и сравните с мерками с учетом прибавок на свободу облегания. Также важной меркой является глубина проймы для плечевых изделий и высота сидения для брюк. После того, как выкройка проверена, переснимите детали на кальку и переходите к подготовке ткани к раскрою.

    Подготовка ткани к раскрою

    Перед раскроем ткань необходимо подготовить соответствующим образом (провести ВТО — влажно-тепловую обработку ткани),чтобы в последствии после стирки изделие не утратило свой вид, ткань не «села» или наоборот, не растянулась, изделие не изменило свой цвет и т. п. Рекомендуем вам изучить , в зависимости от ее качеств.

    Раскрой изделия – простые правила

    Долевая нить (нить основы ткани) идет параллельно кромке ткани. Поперечная нить (нить утка) идет перпендикулярно кромке.

    СОВЕТ! Чтобы определить на ткани без кромок направление долевой нити, возьмите отрез с двух сторон по краю на небольшом расстоянии (около 0,5 м) и резко растяните ткань. Затем сделайте то же самое по другой стороне. Обратите внимание на эластичность ткани и звук, который возникает при растяжении. По долевой нити большинство тканей практически не тянутся или тянутся очень слабо, при растяжении возникает характерный хлопковый звук (это не касается эластичных тканей).

    После подготовки ткани, отрез необходимо сложить вдвое по долевой нити. Детали выкройки наколоть на ткань таким образом, чтобы намеченные направления долевой нити совпадали с тканью. Если на ткани нет направления ворса или рисунка, не требуется совмещение по клетке, детали изделия можно разложить в разных направлениях для экономии ткани.

    Если совмещение требуется, его надо обязательно разметить на деталях выкройки с учетом раппорта ткани и разложить выкройки соответствующим образом (рис. 1).

    Рис. 1. Раскладка выкроек на ткань с раппортом

    Детали пояса, кокеток, подзоры, обтачки, клапаны и другие детали брюк раскладывают в промежутках между основными деталями соблюдая направление долевой нити, намеченное на деталях.

    Для тканей с направлением ворса (бархат, вельвет) детали раскладываются на ткани только в одну сторону. Направление ворса должно идти сверху вниз.
    После окончательной раскладки на ткань всех деталей, их прикалывают булавками, обводят по контуру портновским мелком или специальным маркером, размечают припуски на швы – по 1,5 см, по низу деталей – 3-4 см, отмечают все контрольные линии. Затем выкраивают детали по контурам припусков. Сняв выкройку, проводят контрольные линии полностью и переносят их на лицевую сторону наметочными силками.

    Рис. 2. Раскладка выкроек при продольном сгибе ткани

    Варианты раскладки выкройки на ткани

    Направление долевой нити на деталях изделия определяется в зависимости от модели, одни детали могут быть выкроены по долевой нити (или нить основы), другие – по поперечной нити (нить утка) или по косой нити.
    Предлагаем вам наиболее популярные варианты раскладок выкроек на тканях. Выбирая способ раскладки исходите из модели изделия, свойств ткани и ее ширины, а также направления принта или ворса.

    Продольный сгиб ткани

    При таком варианте раскладки ткань складывается пополам кройка к кромке по долевой нити (нить основы) (рис. 1).

    Поперечный сгиб ткани

    При таком варианте раскладки ткань складывается пополам срез к срезу по поперечной нити (нить утка). Детали выкройки раскладывают по поперечной нити. Такая раскладка характерна для блузочных тканей в полоску с добавлением эластана.

    Рис. 3. Раскладка выкроек при поперечном сгибе ткани

    Раскладка в разворот

    Такой вид раскладки применяется при раскрое юбок и платьев, где требуется разложить детали под уголом 45 градусов, например, юбка-колокол. Ткань раскладывается в один слой, детали накалывают по косой нити.

    Рис. 4. Раскладка выкроек в разворот ткани

    Раскладка в два сгиба

    Такой вид раскладки применяется для изделий, в которых полочка и спинка выкраивается со сгибом. В этом случае застежка-молния по спинке не предусмотрена.

    Рис. 5. Раскладка выкроек на ткани в два сгиба

    Раскладка – частичный сгиб ткани

    Рис. 6. Раскладка выкроек при частичном сгибе ткани

    Такая раскладка может применяться для экономии ткани или при недостаточной ширине ткани. При такой раскладке ткань частично складывается лицевыми сторонами внутрь, детали со сгибом накалывают по сгибу, на остальной части полотна накалывают детали в один слой.

    Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

    Закрепить умения в подготовке ткани к раскрою;

    Закрепить умение экономной раскладки лекал на ткани

    Развитие исследовательских умений - выдвигать гипотезы и проверять их;

    Воспитывать самостоятельность, умение преодолевать трудности в

    проблемных ситуациях.

    Ход урока:

    Стадия Вызова.

      Показ фрагмента мультфильма «Жадный богач».

    С овечьей шкурой к скорняку

    Зашел богач-сосед:

    - Из этой шкуры шапку сшить

    Ты можешь или нет?

    - Могу! - сказал в ответ скорняк,

    На шкуру посмотрев.

    - А выйдет две? – спросил богач,

    На корточки присев.

      Как вы думаете, что ответил скорняк? Почему?

    Ответы детей:

    Скорняк ответил богачу утвердительно, так как заказчик не назвал размера шапки. Расход ткани на изделие может зависеть не только от размера, но и от модели, ширины и качества ткани.

    Учитель фиксирует ответы на доске.

      Сколько шапок сшил скорняк купцу и почему? Прочитайте текст.

    Ответы детей:

      Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, давайте вспомним последовательность, подготовки ткани к раскрою.Сейчас я вам раздам карточки, вы должны определить последовательность действий подготовки ткани к раскрою (проставить цифры). Проверьте свою работу по данному образцу.

    Подготовка ткани к раскрою.

    Перед раскроем большинство тканей необходимо декатировать (увлажнение и просушивание во избежание усадки готового изделия)

    Определить долевую нить, лицевую и изнаночную стороны, направление рисунка или ворса;

    Проверить, нет ли ткацких дефектов;

    Срезать кромки, если они стягивают ткань;

    Проутюжить ткань, чтобы удалить замины;

    Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок;

    Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

    Последовательность подготовки ткани к раскрою мы с вами повторили. Для того чтобы выполнить практическую работу, нам сегодня необходимо определиться с выбором моделей ночных сорочек и прихваток.

    Выступление отдельных учащихся с заранее подготовленными сообщениями в форме презентациий:

    а) девочки рассказывают о ночных сорочках и показывают их модели;

    б) мальчики сообщают о прихватках и знакомят с их видами.

    Задача остальных учащихся на данном этапе занятия: выбрать понравившиеся варианты ночной сорочки и прихватки, зарисовать их на листах.

    Обоснование своего выбора.

    (В ходе обсуждения учащиеся убеждаются в том, что расход ткани зависит от многих вариантов , что чем проще модель, тем меньше расхода ткани).

      Подготовка к практической работе. (рассказ учителя)

    Раскрой - один из важнейших процессов пошива одежды. Он делится на два этапа: подготовка ткани к раскрою и сам раскрой.

    Раскладку выкроек на ткани проводят несколькими способами:
    - в сгиб – ткань сложена вдвое по длине лицевой стороной вовнутрь; таким образом кроят парные детали и детали со сгибом.

    - в разворот - ткань развернута в ширину; такой способ используют для раскроя одиночных деталей.

    - в два слоя - ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали; подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.)

    Раскладка выкроек на ткани и раскрой должны проводиться на большом столе или ровной гладкой поверхности. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.

    Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом), учитывая припуски на швы.

    Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

    2. Детям раздаются карточки-памятки. Раскладки выкроек на ткани.

    1. Разложить сначала крупные детали выкроек

      Совмещать долевую нить на деталях выкройки с долевой нитью на ткани.

      На тканях с односторонним рисунком и на ворсовых тканях детали выкроек должны располагаться в одном направлении.

      Детали лекал необходимо расположить так, чтобы раскладка была экономичной.

      Детали выкройки необходимо прикалывать к ткани булавками и после этого произвести обмеловку выкройки по контуру. Вторую линию следует отметить пунктиром с учетом припусков на швы.

      Вырезать детали по второй меловой линии, учитывая припуски на швы.

    3. Далее учащиеся выполняют тренировочные упражнения раскладки выкроек на ткани в М 1:4 выбрав один из вариантов, благодаря которым одно из самых сложных и трудоемких для данного возраста детей учебное занятие становится более понятным и даже увлекательным.

    Выполнение практической работы ""Раскладка выкроек деталей на ткани и раскрой"" (работа в парах)

      Вводный инструктаж по ТБ

      Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

      Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

      Осуществление контроля по ходу выполнения практической работы учащимися)

    Контроль 1.

    Правильно ли расположены выкройки на ткани с учетом рисунка?

    Совпадает ли направление долевой нити на ткани с обозначением ее на выкройке?

    Точно ли выполнена обводка деталей? Все ли контрольные точки отмечены на ткани?

    Правильно ли даны припуски?

    Произвести раскрой.

    Контроль 2.

    Все ли детали кроя в наличии?

    Нанесены ли контрольные точки по линии талии.

    Равномерны ли припуски на швы?

    Указано ли направление долевой нити ткани.

    3) Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

    4) Афиширование работ учащихся.

    Стадия Рефлексии.

    Что нового и важного узнали вы сегодня на уроке? Выполнение каких заданий вызвали затруднения? Как вы оцениваете свою работу?

    Этап урока, время этапа

    Задачи этапа

    Методы, приемы обучения

    Формы учебного взаимодействия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД и предметные действия

    Мотивационно-целевой этап

    Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к проблеме;

    Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

    Наведение на проблему с использованием видеофрагмента мультфильма

    фронтальная

    Создает проблемную ситуацию.

    Предлагает ученикам обсудить и решить проблему.

    Смотрят фрагмент мультфильма.

    Обсуждают и решают проблему исходя из жизненного опыта

    Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);

    Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблемы;

    Личностные УУД:

    Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

    Регулятивные УУД:

    Определять цели учебной деятельности.

    Ориентировоч-ный этап

    Организовать самостоятельное планирование и выбор поиска информации

    Составление алгоритма подготовки ткани к раскрою

    Предлагает составить алгоритм и сравнить его с правильным вариантом

    Дети составляют алгоритм и сравнивают его с правильным вариантом

    Регулятивные УУД;

    Планировать, составлять план действий с учетом конечного результата.

    Поисково-исследователь-ский этап

    Осуществить самостоятельный поиск учащимися решения проблемы и построения нового знания.

    Презентация

    индивидуальная фронтальная

    Предлагает учащимся выбрать понравившуюся модель, зарисовать ее и дать обоснование своему выбору

    выбирают модель и

    аргументируют свой выбор.

    Познавательные УУД;

    Извлекать необходимую информацию из презентации.

    Коммуникативные УУД:

    Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Практический этап

    Обеспечить применение полученных знаний для достижения конечного результата.

    Рассказ практическая работа.

    парная, фронтальная

    Проводит инструктаж по ТБ.

    Учитель раздает памятки- карточки с указанием последовательности раскроя изделия

    Контролирует деятельность учащихся.

    Слушают и отвечают на вопросы.

    Самостоятельно выполняют действия по алгоритму

    Предметные УД:

    Выполнять конкретные действия.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Обеспечить осмысление процесса и результата деятельност.

    фронтальная

    Задает рефлексивные вопросы.

    Оценивают степень достижения своей цели;

    Регулятивные УУД:

    Оценивать степень достижения цели.

    Личностные УУД:

    Выражать свои мысли.

    Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов - например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.

    Подробнее о том, как правильно провести декатировку ткани перед раскроем, можно почитать в нашем мастер-классе:

    Долевая нить


    Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам. Если вы новичок в шитье, рекомендуем углубиться в эту тему:

    На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику - если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.

    Основные правила раскладки выкройки на ткани


    Самый главный принцип - раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной. Это значит, что вы должны найти оптимальное расположение деталей на ткани, оставляя минимальное количество пустот между ними с учетом припусков. Такие пустоты называются межлекальными выпадами, и ваша задача - минимизировать межлекальные потери ткани.

    Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.

    Следующий важный этап - анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.

    Однотонные ткани


    Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.

    Ткани с рисунком

    Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.


    Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.


    Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.

    Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.

    Ткани в полоску


    Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.

    Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.

    Ткани в клетку


    Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.

    Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя, поэтому подробнее ознакомиться с различными тонкостями этой задачи вы можете в нашем отдельном материале:

    Ткани с ворсом


    При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.

    Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.

    Основные виды раскладок выкройки на ткани

    Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.

    Продольный сгиб


    В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.

    Поперечный сгиб


    Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.

    Частичный сгиб


    Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.

    В два сгиба


    В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.

    В разворот


    Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифон) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.

    Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять - ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!

    После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером. Подробнее о способах разметки вы можете почитать в нашем специальном материале:

    Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно - куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом! А все возникшие вопросы вы можете задать в комментариях, мы постараемся на них ответить.