Деятельность подразделяется на разрушительную и

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественный и научной форме, в мифах и религиозных учениях) ценностно-ориентированная деятельность (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения) прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразующая деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Ж. Руссо, Д. Дидро (циннисноориентована деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской резолюции XVIII в. (социально-преобразующая деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развития наук, то есть познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить творческую и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечение больных и воспитания детей. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Гибель людей, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. И в наше время есть немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушают природу: вырубают леса, уничтожают пастбища, разрушают почвы, загрязняют воды и атмосферу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: "Ломать - не строить". Но чаще всего разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая. Бывает работа, выполняемая строго по правилам, по инструкции. Так, на автозаводе создается серия автомобилей одной модели. На конвейере рабочий, устанавливая, например, левое переднее колесо, пользуется одинаковыми деталями и инструментами, выполняет те же действия. Каждый раз повторяются определенные операции, предусмотренные технологическими требованиями. Эта деятельность в основе своей шаблонная, монотонная.

От такой, безусловно, полезной, творческой, но однообразной деятельности отличается деятельность, требующая каждый раз нестандартных, нешаблонных действий.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.

Что же такое творчество? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовало. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее яркое творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности включает в себя элементы творчества. С этой точки зрения творческой является вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целей и потребностей.

Творчество заключается не в той деятельности, где каждое действие вполне регламентирована правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагает самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, которые отличаются от подобных ситуаций в прошлом.

Конечно, масштабы и значение создаваемого нового в разных случаях неодинаковы. Например, изобретение книгопечатания опирался на известный ранее способ размножения рисунков. Здесь была расширена область применения уже существующих знаний. А создание А. Энштейном теории относительности означало возникновение совершенно новой концепции, переворот в науке. Но и тот, и другой творческие акты имели историческое значение.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждает к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, то есть отражение в сознании человека явлений действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Представление позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что "мертвая петля" - первая фигура высшего пилотажа - была выполнена пилотом П. Нестеровым сначала в представлении, а затем на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средства достижения цели недостаточно.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого осознаются. В интуиции оказывается, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: "Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно именно так". Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется порой годами, нередко приходит будто внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый Г. Гельмгольц (1821-1894) говорил: "Мысль озаряет вас внезапно, без усилия, как вдохновение".

Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе боя полководцу приходится принимать решения мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831) писал: "Умственная деятельность здесь (на войне) оставляет отрасль строгого знания - логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение интуитивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающие ".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль

"озарит" ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает потрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к правильному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопления образов, четкое осознание задачи и бессознательное изобретение его решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыте накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предыдущего опыта, его "побочный продукт".

Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н.А. Бердяев считал творчество приложением, созданием нового, что не было в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который создал мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт, Н. Бердяевым, - это интуиция, "внутреннее познания". Второй творческий акт - это реализация продуктов творчества, которая называется мастерством, искусством. В первом - человек свободный, но это познание внутри самой себя. Во втором - она связана с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной степени имеет способности к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или нет. Что должна делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно же овладевать культуру, язык, знания, способы деятельности. Опыт предыдущих поколений, отраженный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно только через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любом утверждению, а сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого композитора П.И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".

Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учение.

Многообразие деятельности

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов - «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что направлена деятельность;

    цель -ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

    вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов - практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Обществознание стал самым востребованным предметом для поступления в ВУЗы. Как же готовить учащихся к ЕГЭ, когда большинство современных учебников по обществознанию, как бы интересно они ни были написаны, все – таки не дают четкого восприятия, понимания и уяснения сложного обществоведческого материала.

Для учащихся подготовлены опорные конспекты по обществознанию в схемах и таблицах, используя различные источники.

В основу материала положен Кодификатор элементов содержания для проведения ЕГЭ по обществознанию, его основные разделы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика».

Учащиеся, используя средства графической наглядности, как бы «фотографируют» каждую тему. Поскольку у человека в его восприятии окружающей действительности доминирует зрительная память, которая незаменима в том числе и при изучении обществознания.

Использование схем и таблиц поможет лучшему запоминанию, развитию памяти, логического мышления, аналитических способностей, формированию мировоззрения.

Методика работы с опорными конспектами предполагает следующие формы учебной деятельности:

Изучение соответствующей темы по разделам учебника, а затем закрепление ее по предложенным схемам и таблицам;

Работа с тематическими тестами, типовыми вариантами.

Все это помогает обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ.

Человек и общество

1.1. Человек

Человек – биосоциальное существо.

Индивид – представитель человеческого рода, обладающего биологическими признаками.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, не повторяющееся ни в ком; специфические природные, биологические, психические и общественные характеристики.

Личность – проявление социально значимых характеристик человека

Социализация – а) процесс включения человека в ту или иную социальную группу;

б) формирование типично - групповых свойств; в) процесс освоения культурных норм и социальных ролей.

1.2.

Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение – 1. это совокупность взглядов человека на мир, который его

окружает;

2. это целостное представление о природе, обществе,

человеке, находящее выражение в системе ценностей и

идеалов личности, социальной группы, общества.

Виды мировоззрения

ОБЫДЕННОЕ

(житейское)

РЕЛИГИОЗНОЕ

НАУЧНОЕ

Возникает в процессе практической деятельности

Основа - религиозные учения (Библия, Коран)

Научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания

Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности, понять, как лучше их достичь.

1.3.

Виды знаний

Знания – это результат познания

Виды знаний

Гуманитарное (человек в центре внимания)

Философия, науки о человеке

Формы научного познания

Ощущение

Восприятие

Представление

    Понятие

    Суждение

    Умозаключение

Уровни научного познания

Особенности научного познания –

1.Объективность (независимо от нашего сознания)

2.Рационалистическая обоснованность

3.Системность знания, проверяемость

Ненаучное знание:

    мифы

    практическое знание (жизненная практика, опыт повседневной жизни)

    народная мудрость и здравый смысл

    искусство (использование художественного образа)

    паранаука (лженаука)

Познание

Чувственное познание

Научное познание

Основные формы рационального (логического) познания

Методы научного познания

Гипотеза (предположение)

Теоретический анализ

Синтез

Практическое исследование (наблюдение)

Законы, выводы (умозаключения)

Методы добывания знания

    наблюдение

    эксперимент

    научное моделирование

Уровни научного познания

Наблюдение

Эксперимент

Измерение

Описания

Классификация

Систематизация

Понятия

Суждения

Умозаключение

Социальное познание

Особенности социального познания

    Совпадение субъекта и объекта социального познания (объясняется наличием многих несовпадающих выводов и оценок, возникающих при изучении одного и того же общественного явления)

    Сложность изучаемого объекта - общества

    В социальном познании возможности наблюдения и эксперимента ограничены

Объект социального познания – общество (сложнее, чем природа, поскольку в нем проявляются сознание и воля людей.)

Субъект социального познания – люди, которые имеют определенные интересы.

Результат социального познания зависят от субъективной позиции исследователя.

Результат социального познания – знания об обществе.

Социализация – процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу.

Социализация направлена на формирование типично-групповых свойств и проявлений человека.

1.4.

Понятие истины, её критерии

Истина – это соответствие полученного знания действительности, реальному положению дел

Критерии истины:

(идея взаимодополняемости)

Логическая согласованность

(знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т.е. согласовано с имеющейся системой взглядов)

Практическая полезность

тех или иных знаний (истинно то, что полезно для человека)

1.5.Мышление и деятельность.

Виды деятельности

Практическая (преобразование реальных объектов

природы и общества )

Духовная

(с изменением сознания людей)

Материально–производственная

Социально-преобразовательная

Познавательная (художественная, научная форма)

Ценностно-ориентировочная (положительное отрицательное отношение людей к миру; мировоззрение)

прогностическая(прогнозпланирование)

Созидательная ← ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ → Разрушительная

Коммуникативная

(общение)

Сознательная деятельность, нацелена на практически полезный результат

Рождение нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего

Ориентирована не на результат на сам процесс

Речевое (вербальное) эмоциональное (невербальное) (мимика, пантомимика, движение тела)

Деятельность – не приспособление к окружающей среде, а преобразование ее.

Структура деятельности

Тот, кто осуществляет деятельность.

Землевладелец→

Бригада→

Министерство образования →

Человек, группа

Это то, на что направлена деятельность.

Земля

Строящий дом

Все учебные заведения стран

Структура деятельности

1.6.

Потребности и интересы

(нужда в том, что необходимо для организма человека и развития его личности)

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, еде, физических движениях.

Экзистенциальные: «существование», безопасность, комфорт, гарантия занятости, страхование

В социальной связи, общении, совместной деятельности

Престижные: (признание, достижение успеха, служебный рост)

Духовные: самовыражение

Потребности

1.10.

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.

Культура – 1) в наиболее широком смысле – все созданное человеком, это сотворенная человеком вторая природа.

2)изначально в латинском «возделывание, обработки почвы»

3) это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, историческая совокупность производственных, общественных и духовных достижений.

КУЛЬТУРА

Массовая

XX веке)

Элитарная

Создаваемая народом и бытующая в народных массах

Кино, индустрия развлечений, поп-культура.

Коммерческая направленность

Стандартизована

Неотделима от СМИ

на узкий круг потребителей,

сложная по форме и содержанию, носит не коммерческий характер

1.11.

Наука. Основные особенности научного мышления.Естественные и гуманитарные науки.

Наука – это творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и обоснованности результата: получение, обоснование, систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке (естественные, социальные, гуманитарные науки)

Черты современной науки : 1) универсальность

2) безграничность

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование)

В процессе рационального (логического)

познания используются : 1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

1.12 Образование, его значение для личности и общества. ( целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства)

1.13. Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение людей на основе веры в Бога.

1.14. Искусство – художественное творчество, в целом проявляющееся в различных его видах – архитектуре, скульптуре, живописи.

ОСОБЕННОСТИ:

1.Чувственное восприятие

2.Субъективность

3.Образность (художественный образ)

1.15. Мораль (от латинского – нравственный) – совокупность нравственных норм в виде идеалов добра и зла, поддерживаемых силой общественного мнения.

1.16. Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, движение вперед.

Регресс – движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

1.17. Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения

Типы общества

Доиндустриальное общество (аграрное, с\х,

традиционное)

Индустриальное общество (промышленное)

Постиндустриальное общество (информационное)

Экономическая

1. базируется на с/х

2. ирригационная система

3. натуральное хозяйство (производится для себя и ничего для продажи)

4.нет товарно –денежных отношений

1. доминирует промышленное производство

2. условия для относительно свободного развития предпринимательства

3. развивается рынок

4. совершенствуется техника

5. машинная технология

1. производство ориентировано не на объем, а на качество продукции, на запросы потребителя

2. сфера услуг преобладает над сферой производства

3. спрос на работников, способных к более разнообразной деятельности, чем в индустриальном обществе

4.интеллектуальная технология

Политическая

Власть в одном центре (князь, царь, король)

1. Появляются демократические принципы управления обществом

2. развивается гражданское общество

1. Демократия, правовое государство

2. Гражданское общество

Социальная

Коллективные формы человеческого общежития

Племя, община

1. Процесс урбанизации (перемещение из деревни в город)

2. Разрушение сословных строгих перегородок

3. Изменение социальной стратификации

4. Города играют важную роль

1.Социальное деление общества по профессиям

2. Доминируют профессиональные специалисты

3.Теоретические знания - направляющая сила социального изменения

Духовная

культурная

Адаптация (приспособление) к природным условиям

Решающее влияние религии

1. идея индивидуализма

2. личность более самостоятельна

Информатика –значимая отрасль европейской экономики.

Ценности:

1.повышение качества жизни

2.увеличение доли свободного времени - более сильный мотив, чем рост заработной платы, денежных доходов.

Проблемы:

Не трудоустройство граждан, а формирование стимула к продуктивной деятельности;

Статус не успешного предпринимателя, а статус человека, способного увлечь своими действиями и идеями.

ДВА ТИПА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Западная (научно-техническая, техногенная, индустриальная),

возникла в районе Средиземноморья, Запада, Европа, США XIX XX в.

1. Следование традициям, передаваемые от поколения к поколениям. Активность направлена во внутрь человека, на самосозерцание

1. Преобразующая деятельность человека. Обновление, прогресс, научное познание, интеллект, преобразование мира.

2. Экстенсивная технология

(расширение, увеличение,количество)

2. Интенсивное производство (постоянное совершенствование орудий труда, способов воздействия на природу)

3. Коллективные формы человеческого общежития

3. Независимая автономная личность – основа для выработки идей о правах человека, гражданского общества, правового государства.

4. Установка на адаптацию к природным условиям. Связь с природой, не поощряется её преобразование.

4. Активная творческая, преобразующая деятельность человека.