Развивающие вкладыши для малышей фигуры. Рамки и вкладыши. Чем полезны игры с рамками-вкладышами

В этой статье опишем примеры развивающих игр с вкладышами-мисочками и рамками-вкладышами – для ребенка первого года жизни.

Какие игрушки можно назвать вкладышами?

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши – можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

Вкладыши-мисочки – это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) – с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм – для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогутразвить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела – вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием – он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» – если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) – в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов – это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши-мисочки

Для начала предложите малышу всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине.

Вкладывание

Дайте малышу несколько вкладышей (2-3) для самостоятельных манипуляций. Понаблюдайте за ним – будет ли он вкладывать их друг в друга. После самостоятельной игры покажите ему, как собрать все вкладыши в один – самый большой. Возможно, кроха удивится – как так – было много, а все поместились в один. Повторяя Ваши действия, иногда ребенок будет пробовать силой втиснуть большой вкладыш в маленький...

Понаблюдайте за ним, и если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, не ждите, пока он начнет капризничать устав от собственных «неудач». Ни в коем случае не нужно порицать малыша за его упрямство – оно вполне характерно для его возраста. Просто дайте ему в руку для вкладывания другой подходящий кубик и вместе с ним вложите его. Постепенно, методом проб и ошибок, малыш научится выбирать подходящие по размеру предметы. Вложив все части игрушки-вкладыша, он опять будет разбирать их и собирать вновь и вновь – закрепляя приобретенные знания и навыки.

Прятки

Прятки – это хороший способ разнообразить игру с вкладышами, если она чуть поднадоела Вашему чаду. Итак, у Вас три кубика – маленький, средний и большой. Незаметно от ребенка на столе накройте кубики в указанном порядке полостью вниз, а затем устройте игру в прятки.
Снимите больший кубик на глазах у ребёнка его. Кроха увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Комментируйте свои действия – побуждая интерес малыша: «Что там у нас тут прячется? Смотри, кубик! А вот еще кубик!» Потом опять – только теперь, чтобы ребенок видел - накройте меньшие кубики большими, приговаривая: «А теперь давай спрячем его вот так. Нет кубика. А теперь и этот тоже спрячем. Вот один кубик остался! Поищи – где кубики спрятались?». Малыш наверняка захочет участвовать в этой занимательной игре. Сначала он сможет только снимать верхние кубики, а Вы будете снова собирать их. Обучите его действуя его руками как можно спрятать маленький кубик, одев на него больший. Также покажите и объясните, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Как только малыш научился взаимодействовать с вкладышами - постепенно игру можно усложнять, увеличивая, например, число вкладышей.
Еще один вариант игры: возьмите три разноцветных вкладыша и одну маленькую игрушку – подходящую для того, что прикрыть ее можно любым из трех вкладышей. Выставите на стол перед ребенком три кубика-вкладыша вверх дном, и прямо перед его глазами спрячьте под один из них игрушку. Выждав непродолжительное время, спросите: «Где зайчик? (игрушка)» Сразу ли малыш найдет ее? Эта игра поможет развить у ребенка память.

Башенка

Постройка башенки – это еще один отличный вариант игры с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз, а самого маленького – на дно среднего. «Удивитесь»: «Вот какая у нас башня получилась!». Позвольте малышу исследовать Вашу работу, скорее всего он развалит башенку. Скажите: «Вот какой ты сильный – развалил такую большую башенку!». Возводите башенки для своего крохи снова и снова. И через определённое количество повторов, ему тоже захочется выстроить кубики в высоту. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший. Такая игра будет занимать его до 1,5-2-х лет.

Рамки-вкладыши

Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Закрой окошко!

Покажите ребенку, как можно закрыть «крышечкой» каждое окошко. Остановитесь на одной форме. Обведите пальцем малыша по контуру, сначала отверстия, а потом – вкладыша. Затем помогите малышу поместить вкладыш самому. Объясните ему: «Видишь, для каждого окошка подходит только одна «крышечка», а другие не помещаются. Попробуй сам!» Вместе с ним подбирайте соответствующие по форме вкладыши для каждого отверстия. Затем предоставьте ему возможность играть самостоятельно.
Следите за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Ведь однообразно играть, после определенного количества повторов, ребенку может просто надоесть, и он потеряет интерес к игрушке. Изменяйте задания, например, за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия.

Рамки-вкладыши – это многофункциональная развивающая игрушка для ребенка от нескольких месяцев до 5-6 лет. Основной принцип игры – вставлять фигурки (вкладыши) в соответствующие по форме углубления (рамки). Во время этого увлекательного занятия ваш малыш разовьет мелкую моторику рук, пространственное мышление, память и внимание, научится соотносить предметы по форме и размеру, расширит словарный запас и кругозор. Наблюдая за скоростью и качеством выполнения задания, вы можете проследить путь интеллектуального развития ребенка и прогресс в его обучении.

В нашем интернет-магазине вы можете купить рамки-вкладыши разных видов. Для малышей от 8 месяцев подойдут дощечки с фигурами, или доски Сегена . Игрушка представляет собой планшет с выемками, куда вставляются фигурки, различные по форме, размеру, цвету, тематике (например, фрукты, овощи, животные и так далее). Каждый вкладыш состоит из одной или нескольких частей, имеет специальную ручку или выступающие над поверхностью планшета края, чтобы его было удобно вынимать из рамки. Аналогично изготовлены рамки-вкладыши Монтессори, однако эта игрушка двухступенчатая: геометрические вкладыши вставлены не в общий планшет, а в отдельные квадратные пластинки. Игры этого типа учат ребенка определять форму предмета на вид и на ощупь, с закрытыми глазами, помогают ему отработать механические навыки возвращения вкладышей на место, знакомят с эталонами геометрических форм. Также фигурки можно обводить на бумаге и штриховать, чтобы подготовить детскую руку к письму.

Другой вид деревянных рамок-вкладышей, походящий для детей от года, – это пазлы . Малышу предлагается картинка, разрезанная на несколько фрагментов и сложенная в общую рамку. Иногда в качестве подсказки есть цветной подслой: на планшете, под вкладышами, нарисована та же картинка, но с недостающими деталями (люди в машине, комнаты в доме и т.п.). Собирая пазл, ребенок познакомится с понятиями «часть» и «целое», разовьет комбинаторные способности, научится ориентироваться на плоскости и воспроизводить изображение по памяти. На первых порах вы можете просить ребенка просто дополнить картинку недостающими деталями, а со временем он сможет собирать ее целиком самостоятельно.

Своеобразными рамками-вкладышами для детей от 1,5 лет являются игры, где нужно подбирать гардероб какому-нибудь персонажу: «Одень семью медвежат», «Поменяй одежду мальчику» и другие. Это не только интересное, но и познавательное занятие, во время которого ваш малыш познакомится с названиями предметов одежды, научится подбирать костюм по погоде и по случаю (нарядный, для прогулки, для сна). Особенно такая игра понравится девочкам, ведь она так похожа на бумажных кукол!

В этом разделе вы также обнаружите деревянные лабиринты . Фигурки нужно провести по извилистым тропинкам и поставить на свои места (например, поместить детенышей животных рядом с их мамами). Эта игра особенно активно развивает у ребенка пространственно-логическое мышление, усидчивость, речь и знания об окружающем мире.

Большинство рамок-вкладышей сделано из хорошо обработанной древесины, но встречаются также игрушки из мягкого вспененного материала – флексики. Последние прекрасно подходят для игр в воде, так как прилипают к гладкой плитке и стенкам ванны.

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить. Исходя из этого, главные задачи, которые перед нами стоят-это развитие речи детей. Давно известно, что речь детей напрямую зависит от развития мелкой моторики. Чем более умелые и развитые ручки у малышей, тем лучше они говорят. Так- же доказано, что огромное влияние на развитие речи оказывает сенсорное воспитание. Знакомясь с окружающим миром, малыши познают свойства различных предметов и материалов, расширяется активный словарь детей. Поэтому я решила, в своей работе, делать упор на развитие сенсорики и мелкой моторики. Я знаю, что Никитин Б. П. тоже большую роль отводит играм по развитию сенсорики и моторики у детей. В своей книге "Ступеньки творчества или развивающие игры" он описал много интересных, развивающих игр. Детям от 1, 5 лет он рекомендует "Рамки и вкладыши М. Монтессори". Я решила попробовать это пособие в работе со своими воспитанниками. Я поговорила с родителями, рассказала им об этом пособии и они поддержали меня и приобрели его нам в группу, для занятий. Результат этих занятий превзошел все мои ожидания! Детям очень понравилось это яркое пособие, они играют с ним с огромным удовольствием, очень быстро научились различать геометрические фигуры и запомнили их названия, пальчики малышей стали послушными и ловкими, дети стали лучше говорить, расширился активный словарь.

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

"Рамки и вкладыши М. Монтессори"

Занятия с рамками и вкладышами я проводила индивидуально. С новыми геометрическими фигурами, знакомила детей постепенно, по принципу от простого к сложному. Сначала освоили круг, затем квадрат, потом треугольник. Новую геометрическую фигуру сравнивали, с хорошо знакомыми детям, предметами. Круг похож на солнышко, на тарелку; треугольник на крышу дома, на горку; квадрат на кубик, на стены дома и тд.

Чтобы детям было интереснее играть, я нарисовала в рамках веселые геометрические мордашки и назвала жильцов: веселый квадрат, веселый треугольник, веселый круг и тд.

Детям очень нравится открывать и закрывать окошки в домиках веселых человечков. Эти несложные действия они готовы повторять много. много раз.

А это, еще одна любимая наша игра. Используя только вкладыши, мы сооружали вот такие несложные постройки:

домики

различные пирамидки


Что такоеигрушки - вкладыши:

Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Описания игр с игрушками-вкладышами вынесены в статью

Идея рамок-вкладышей, впервые реализованная Марией Монтессори, оказалась настолько гениальна, что была подхвачена и расширена множеством авторов по всему миру. Сейчас существует огромное разнообразие игрушек с общим названием «рамки-вкладыши». Как же ими играть?

Рамки-вкладыши очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по форме, тематике, возрастному предназначению, техническому оформлению (например, деревянные рамки-вкладыши). Какова бы ни была игрушка, главное – она приносит огромную пользу крохе. Основная задача игры – вернуть на место вырезанную мелкую деталь, предварительно сопоставив форму и размер элемента и «домика» для него. В некоторых игрушках есть возможность ориентироваться по смыслу картинки, в других же форма и размер являются единственными определяющими характеристиками. Интересно, не так ли?

Начинаем играть рамками-вкладышами

Познакомить кроху с такой интересной игрушкой можно еще до годика. Ребенку понадобятся самые простые рамки, например, с геометрическими фигурами. Отлично, если игрушка будет выполнена в контрастных цветах. Обведите пальчиком малыша по контуру фигур, прокомментируйте действия, попробуйте вместе положить фигурки в «домики».

После года дайте карапузу собранную , пусть кроха попробует ее самостоятельно разобрать. Для малыша это очень сложная работа, поэтому подбадривайте и хвалите чадо. Для того чтобы освоить созидательные действия, нужно сначала научиться разрушать.

Ближе к двум годам простые рамки-вкладыши ваш кроха будет собирать очень быстро. Переходите к более сложным вариантам. Не думайте, что вынимать фигурки и класть их на место – занятие для самых маленьких. Рамки-вкладыши будут интересны для детей и более старшего возраста.

Варианты игр с рамками-вкладышами

Когда ребенок уже собирает рамку уверенно, и это занятие ему надоедает, попробуйте предложить ему новые интересные способы сборки:

  • с закрытыми глазами;
  • левой рукой;
  • двумя руками одновременно (хорошо развиваются оба полушария мозга);
  • пальцами ног (отличная профилактика плоскостопия);
  • по очереди с вами;
  • на скорость: кто быстрее, взяв каждый по рамке с одинаковым количеством элементов;
  • на личный рекорд (чтобы было более наглядно, каждую секунду превратите в клеточку и постройте рекордную башню, объясните, что чем меньше башня, тем быстрее работал ваш малыш, пусть он попробует теперь уменьшить собственную башню). Таким образом, ребенок постепенно будет учиться ставить перед собой цели и задачи и достигать их;
  • исправлять ошибки вашей сборки.

Придумывайте различные сюжеты для придания занятию вкладывания деталей в рамку интересного смысла. Например, геометрические фигуры – это печенье, а рамка-вкладыш – одушевленное существо по имени Рамочка. Ребенку будет интересно кормить Рамочку, вкладывая ей еду прямо в животик. Или же рамка будет домиком для животных, которые изображены на мелких деталях. А быть может, она превратится в кораблик, на котором захотят прокатиться цифры.

Можно играть рамкой-вкладышем и учить кроху . Предложите поместить в рамку все элементы по очереди, а очередь будет определяться: по количеству слогов (сначала все слова из одного слога, потом из двух, трех и т.д.), по количеству букв, звуков, по алфавиту.

Чем полезны игры с рамками-вкладышами

  1. Развитие мелкой моторики и мышц пальчиков . Необходимость брать пальчиками мелкие детали, поворачивать их, подстраивая под «домик», вставлять в рамку, а для самого маленького ребенка даже доставать мелкие детали из рамки-вкладыша – все это прекрасно развивает пальчики, готовит руку к письму. Малыш играет, а учеба идет! Это ли не мечта всех родителей!
  2. Совершенствование зрительно-моторной координации . Ребенок учится визуально оценивать и сопоставлять формы, размеры, подбирая их друг к другу. Для крохи положить круглую фигурку в ячейку соответствующей формы – достижение.
  3. Развитие памяти. Прежде всего, зрительной. Умение запоминать образы значительно облегчит ребенку процесс обучения чему угодно.
  4. Развитие внимания и усидчивости . Естественно, если малыш не будет внимателен, то пропустит нужную ячейку и корова не найдет свой домик, а треугольник попробует попасть в домик квадрата. Чтобы не допустить такой путаницы, крохе придется сосредоточиться, не отвлекаться от своего занятия. Умение собраться, решая поставленную задачу, – это одно из базовых умений, которое определяет школьную зрелость ребенка (ссылка на статью о готовности к школе).
  5. Формирование логического мышления . Собирая и разбирая рамки-вкладыши различных тематик, малыш будет сравнивать, сопоставлять, объединять, классифицировать, находить сходства и различия, а значит, учиться мыслить логически.
  6. Расширение знаний об окружающем мире, общая эрудиция . Для того чтобы малыш повышал свою эрудицию, играя с рамками-вкладышами, родителям стоит позаботиться о том, чтобы ассортимент игрушек был достаточно разнообразный тематически и постоянно пополнялся новыми рамками-вкладышами на еще не изученные темы.

Попробуйте сами собрать одну из рамок-вкладышей и прислушайтесь к своим ощущениям, когда деталь попадает точно на свое место. Не это ли победа? Чувствовать, что все получается, приятно не только взрослым, но и малышам. Подарите крохе уверенность в собственных силах!