Малыш в 4 мес. Чему научился малыш в четыре месяца

На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.

Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь – верчусь» . Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.

Упражнение «Качели» . Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?» . Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»

В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Дотянись и возьми» . Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки» . Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Упражнение «Сожми – разожми» . Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.

Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.

Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Упражнение «Такие разные игрушки» . Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков» . Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?» . Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки» . Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга . Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?» . Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на этом предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?» . Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. Например, «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание» . Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Пробуем на вскус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки – буквально все, что попадется под руку. Следует помнить – это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца

  • ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;
  • может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;
  • проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;
  • по звуку определяет местоположение предмета;
  • произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);
  • звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;
  • с удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;
  • усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Первые три месяца, когда происходили отладки в работе желудка, а вместе с ними и мучащие колики после приема пищи, уже позади. Настало время четвертого месяца - времени, когда в психологическом развитии малыша наблюдаются большие перемены. Какие навыки он приобрел за этот период? Что включает в себя развитие ребенка в 4 месяца?

Физические параметры

Младенец уверенно держит не только головку, лежа на животе, но и приподнимает грудь, опираясь на свои полуоткрытые ладошки. Угол между плечами и предплечьями, если его померять, в норме не будет больше 90 O. В четыре месяца кроха умеет удерживать головку вертикально минуту или больше.

Вес ребенка увеличится примерно на 500-600 грамм. Такая большая прибавка в весе объясняется небольшой двигательной активностью. С каждым последующим месяцем количество набранных грамм будет уменьшаться. Рост увеличится на 2 см.

Таким образом, в среднем в четыре месяца по этим двум показателям наблюдается следующая картина:

  • Вес составляет от 6 до 6,8 кг;
  • Рост от 62 до 65 см.

Не стоит переживать, если вес новорожденного не совпадает с общепринятыми нормами и таблицами. В серии этих статей уже обращалось внимание на индивидуальность развития детей, а также способ их вскармливания. Тревожными признаками можно считать только слишком маленький набор веса (или очень большой перебор).

Сон

Остается высокой потребность во сне. В четыре месяца дети спят по 16 часов в сутки, из которых 10 приходится на ночной сон. Остальные часы распределяются между тремя дневными снами. Некоторые младенцы к этому времени дают возможность своим родителям отдыхать всю ночь, но в большинстве случаев маме все же приходится раза два просыпаться для ночного кормления.

Если режим дня ребенка в 4 месяца установлен, проблем с отхождением ко сну не будет. Рекомендуется укладывать малыша на ночь с 7 до 9 часов вечера. Если , следует проанализировать ситуацию. На плохой сон могут влиять следующие факторы:

  1. Позднее отхождение ко сну. Переутомившийся ребенок сложно засыпает и встает раньше обычного.
  2. Ребенок постоянно капризничает. Причиной может быть прорезывание зубов или затянувшиеся проблемы с животиком, обостряющиеся к вечеру. Если малыш стал капризным, сходите к педиатру.
  3. Нет ритуала отхождения ко сну, или он нарушен. Сюда включаются одни и те же последовательные действия, настраивающие ребенка на сон: ванна, чтение любимой книжки, колыбельная.
  4. В кроватке много отвлекающих деталей. Игрушки, находящиеся в спальном месте, сохраняют активность крохи, а не способствуют засыпанию.

Капризы перед сном нельзя оставлять без внимания, следует искать причину

Питание

У деток, которые вскармливаются исключительно грудным молоком, питание остается без изменений. Через материнское молоко малыш получает все необходимое для роста и развития, так что до 6-ти месяцев ни в каких прикормах нет необходимости.

Нужно ли давать младенцу воду? Считается, что с молоком он получает достаточно жидкости и не может испытывать жажды. Но строгих правил нет. Если вы предлагаете грудничку попить и он не отказывается, то, конечно, допаивать стоит, тем более, если на улице жара. Обезвоживание в этом возрасте очень опасно.

В процессе кормления кроха начинает пробовать мамину грудь «на зубок». Хотя самих зубов еще нет или только прорезываются передние, сжимание соска деснами весьма болезненно и неприятно для мамы. Не бойтесь отучать кроху от подобных действий: испуг со стороны матери, вскрик помогут ему осознать, что вам больно. Если это не помогает, можно добиться, чтобы сжимание соска ассоциировалось с неприятными ощущениями и для него. Например, рекомендуется пальцами закрыть ему на несколько секунд носик: так и он поймет, что неправильно поступает, и освободит сосок «из плена».

Питание ребенка в 4 месяца включает еще одну особенность: крохе свойственно отвлекаться во время кормления, смотреть по сторонам. Отнеситесь к этому снисходительно: он вовсе не отказывается от груди, а просто боится пропустить что-то интересное.


Грудное молоко перекрывает в этом возрасте все потребности ребенка

Питание 4-месячного ребенка, находящегося на искусственных смесях, несколько отличается. За сутки получается около 6-7 кормлений, что по объему составляет почти 1 литр. Иногда возникает необходимость в раннем прикорме, но это, скорее, исключение из правил, чем норма. Если педиатр дает совет кормить ребенка «взрослыми» продуктами, лучше всего начинать с каш.

Некоторые считают, что в рацион младенца чуть ли не с месяца должны входить соки, а с четырех - овощные пюре, яичный желток. Однако помните, что соки содержат кислоты, абсолютно не нужные в этом возрасте для развивающегося детского пищеварительного тракта. То, что они есть в продаже с пометкой «с трех месяцев», говорит, скорее, о маркетинговом ходе, продвигающем ту или иную продукцию, чем о заботе. Пользу от яичного желтка сложно заметить, а вот вред в виде высыпаний и дерматитов - вполне. Поэтому не стоит спешить, всему свое время.

Купание и прогулки

Купание, как и прежде, приносит массу удовольствия, только теперь во время процедуры малыш активнее размахивает ручками и ножками, радостно гулит. Купание с игрушками приносит особое удовольствие.

В режим ребенка стоит включать ежедневные прогулки на свежем воздухе, не меньше 2-х часов в день. Причем гулять нужно в любую погоду.

Основные навыки

  1. Перевороты с животика на спинку или бочок происходят легко и непринужденно.
  2. Малыш приподнимается на руках, умеет хорошо держать голову.
  3. Ползает на животе по-пластунски за понравившейся ему игрушкой.
  4. Если поддерживать его за подмышки, можно увидеть, как малыш упирается пальцами ног о поверхность и оттолкнется от нее.
  5. Уже отсутствует гипертонус рук (на ногах еще может присутствовать).
  6. Садится с положения лежа, когда его подтягивают за ручки. Это движение можно использовать как элемент зарядки, но полноценно высаживать пока еще нельзя ввиду неокрепших мышц спины.
  7. Хорошо удерживает игрушку в руке, знает, как погреметь ею.
  8. Пальцы во рту - привычное явление.
  9. Во время кормления кроха держит мамину грудь.
  10. Он уже хорошо воспринимает яркие цвета, особенно желтый и красный. Но игрушки не должны быть перенасыщены по цветовой гамме. Три-четыре цветных компонента на одну игрушку - вполне достаточно. В этом возрасте малыш не просто видит, он провожает движущийся предмет взглядом.
  11. Кроха поворачивает голову следом за источником шума, речи, узнает родных по голосу. Если он слышит ритмичную музыку, может покачивать головой в такт. Развивайте чувство ритма, хлопая перед малюткой в такт музыке в ладоши.


Хорошее упражнение для 4-месячного младенца

Особенности психоэмоционального развития

Умения крохи связаны не только с его физическим развитием, перемены наблюдаются и в других областях его жизни:

  1. Навыки общения. При виде мамы или кого-то из близких малыш оживляется, дарит улыбку, активно дергает ручками и ножками. Гуление становится все более отчетливым, хорошо слышны открытые гласные «а», «о», улавливаются звуки, похожие на согласные «м», «п», «б». Реагирует на свое имя.
  2. В 4 месяца кроха способен выражать целый спектр эмоций: радость, обиду, страх, любопытство.
  3. С большим интересом происходит изучение собственного тела. Ребенку нравится трогать свое лицо, ножки, смотреть на себя в зеркало.
  4. Прослеживается способность устанавливать причинно-следственные связи. Например, при виде маминой груди кроха замирает в ожидании, понимая, что сейчас будет кормление.
  5. Первая реакция на незнакомых людей - настороженность. Далее она переходит либо в плач, либо в принятие незнакомца с любопытным рассматриванием. Если мама видоизменяется, к примеру, покрасила волосы, кардинально подстриглась, надела очки или шляпу, малыш может не узнать ее.


Рассматривание себя в зеркале - очень интересное занятие

Игры с малышом

Занятия с ребенком должны включать игры, развивающие мелкую моторику и навыки общения.

  1. «Ладушки»: мама садит малыша на колени, показывает как хлопать в ладоши и проговаривает стишок: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...». Такая игра помогает раскрыться ладошкам в полной мере.
  2. «Сорока-ворона». Эта игра предусматривает круговые движения пальчиком по центру ладошки, что благотворно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта.
  3. «Идет коза рогатая» также приносит радость малышам, вызывая у них смех.

Итак, в 4 месяца поведение ребенка становится все более осмысленным, доставляя радость окружающим родственникам и родителям. Поскольку малыш умело переворачивается, приобретает навыки ползания, его ни в коем случае нельзя оставлять одного, даже на большой кровати. В следующий месяц вам предстоит наблюдать еще большие свершения и маленькие победы на пути развития малыша.

Что должен уметь младенец в 4 месяца? В большинстве случаев, у детей проявляются новые способности. Малыш вместо того, чтобы хватать всё подряд, начинает целенаправленно брать игрушку. Он знает, что с ним играют. В своем возрасте малыш должен уметь переворачиваться со спины на животик, он уже опирается на предплечья, и высоко поднимает голову. А еще опирается на носочки, если его приподнимают. Другие элементы развития читайте далее.

Самые главные характеристики: вес, рост, прибавка в весе

Вес на 4-й месяц жизни составляет от 6 до 7 кг, рост – от 60 до 63 см, в своем весе набирает до 750 г.

Спит ребенок 16 часов в сутки — 10 из этих часов приходится на ночной сон, и 6 — на дневной. То есть, 3 раза по два часа ребеночек должен спать днем. Это всё примерно — и не критично, если показатели не совпадают.

Считается, что в этом возрасте ребенок съедает 1/6 массы своего тела, то есть это примерно от 180-210 г грудного молока или смеси за одно кормление.

Обратите внимание на развивающий коврик — для детей это схоже с захватывающим приключением

Кормление

Если он начинает прикусывать грудь деснами, вы должны быть как мама настороже, и обязательно отреагировать: вскрикнуть, отстранить ребенка от груди, показать, что такое поведение не приемлемо, и вы так с собой обращаться ему не разрешаете. Это первые элементы воспитания ребенка под грудью .

Развитие

  1. Ребенок захватывает и удерживает игрушку.
  2. Может долго лежать на животе, при этом достаточно высоко поднимается на локтях.
  3. Кто-то делает первые попытки либо начинает активно переворачиваться.

В этом возрасте внимательно следите за малюткой: не оставляйте его на высоких поверхностях, даже на пеленальном столе.

Нельзя отворачиваться, чтобы отнести подгузник или дотянуться до крема. Всё должно быть под руками, очень удобно и безопасно для вашего малыша.

  1. У малыша появляются эмоции – обида, страх, радость и другие.
  2. Произносит свои первые слоги «ма, па», хоть это и не осознанно.
  3. Он реагирует на свое имя.

Узнает часть своих близких и родных, радуется их приходу, расстраивается, когда они уходят. Если приходят какие-то новые люди, малыш настораживается, ведет себя спокойно, или начинает плакать, стремиться к маме, папе, бабе, деду. Идет разграничение на «свои-чужие». Узнаёт своих родных по голосу.

Выделяет свои или нелюбимые. С каким-то он проводит большую часть времени, а какие-то его вовсе не интересуют. Вы купили дорогую игрушку, и решили, что она ему 100% понравится, но карапуз на нее не посмотрит. Его может гвоздь в стене больше заинтересовать, чем крутая игрушка.

В этом возрасте идет активное осознание своего тела. Он начинает трогать и ощущать нос, живот, голову, смотреть на руки.

Мотивировать малютку к ползанью можно яркими игрушками, которые вы положите прямо перед ним

Что делать, чтоб малыш хорошо развивался в 4 месяца

Продолжайте исключительно грудное вскармливание. Кормите вокруг снов, чтоб он получал и грудное молоко, и на этом фоне гармонично развивался. Начинайте носить ребенка на бедре. В этом возрасте идет формирование тазобедренного сустава.

Можно уже выкладывать ребенка на развивающий коврик . Либо он лежит на спине и смотрит на дуги с висящими игрушками, либо это развивающий коврик, на котором ребенок лежит на животе, и на нем нашиты различные крючочки, бантики, ленточки, погремушки, шуршалки, пищалки. Это всё благоприятно скажется на развитии ребенка.

Как правильно носить кроху в этом возрасте смотрите видео:

Рекомендуем в этом возрасте начинать играть с ребенком в игры на осознание тела. В виде комарика, что он «летел-летел, и на животик сел». Либо вы просто поглаживаете ребенка и называете каждую часть тела. Вводите такие игры в свое общение с ребенком, чтобы это было на пользу малышу, и вы тоже могли немного отдохнуть и поиграть со своим крохой .

Есть месяцы которые запоминаются надолго, 4-й месяц именно такой. Почему? Расскажет молодая мама двоих детей:

Объясняйте и показывайте младенцу, чтобы вы не делали, куда бы вы ни шли, гулять, или в ванну. Рассказывайте всё. Доказано, что те дети, с которыми разговаривали в младенческом возрасте долго и много, всё объясняли и показывали – быстрее развиваются, чем те, с которыми родители не общались. Не стесняйтесь разговаривать .

Развивайте мелкую моторику. Давайте различные мешочки с крупами, тряпочки разные по фактуре. Всё что есть разное на ощупь по фактуре, температуре, по форме – давайте в ручки малышу.

Давайте малышам с 4 месяцев разглядывать книжки . В руки не давайте, так как он вряд ли будет держать книгу. Листайте из своих рук. Рассказывайте, какие там красивые зайчики нарисованы, мишки, лягушки и т.д. Кроха будет заинтересовано слушать.

Дети оживляются, когда видят яркие картинки в книге

Имитируйте звуки животных: киса говорит «мяу-мяу», собака говорит «гав-гав». Повторяйте за малышом те звуки, которые он произносит. Вводите новые звуки, которые он не говорит.

Рассказывайте малышам сказки, можете выдумать их сами, пойте песни, танцуйте с вашим малышом, читайте стихи. Ученые доказали, что детям, которым читали стихи в таком юном возрасте в будущем, когда подрастали, то у них не было проблем с запоминанием больших текстов.

Массаж остается по прежнему важным в этом возрасте. Вы можете нанять массажистов, или сами массажировать малыша. Сгибайте ручки, ножки, поглаживайте — стимулируйте любую физическую активность малыша . Переворачивайте его, если он этого еще не делает. Потихоньку учите ползать, если он этого не делает.

Видео о том, как делать гимнастику с малюткой и упражнения в ванной:

Выводы

После четвертого месяца жизни, малыша ожидает время больших перемен особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Мама всегда радуется, когда кроха выдает что-то новое. Замечайте каждый успех вашего малютки, и тогда любые трудности будут ни по чем.

Развитие детей на четвертом месяце жизни продолжает проходить быстрыми темпами. У большинства детей заканчивается период колик, работа всех органов приходит в стабильное и нормальное состояние. Двигательная активность у младенцев четвертого месяца жизни значительно возрастает, и ребенок начинает достигать своих первых успехов. Поскольку педиатр и невролог будут обращать пристальное внимание на соответствие развития вашего малыша стандартам, вам следует знать, что должен уметь делать ребенок в четыре месяца. Так вы сможете помочь младенцу развивать необходимые по возрасту навыки и умения.

Рефлексы

У четырехмесячного ребенка одни рефлексы продолжают угасать, а на основе других формируются определенные навыки:

  • хватательный рефлекс к 4 месяцам перерождается в осмысленные движения, малыш теперь берет в ручки все, до чего дотянется, долго удерживает предметы в кулачке и ощупывает их пальчиками. Именно сейчас начинается развитие мелкой моторики;
  • в этот период начинает угасать ползательный рефлекс. Если лежащему на животе малышу подложить ладонь под пяточки, он инстинктивно начнет отталкиваться ногами от появившейся опоры. Если регулярно стимулировать данный рефлекс, то 5 месяцам грудничок может поползти самостоятельно.

Умения

Несмотря на то, что все дети развиваются разными темпами, одни малыши быстрей осваивают определенные умения, а другие медленней, есть навыки, которыми должен овладеть каждый малыш к концу 4 месяца жизни:

  • ребенок должен хватать и удерживать в руке предметы;
  • малыш должен уметь самостоятельно переворачиваться со спины на животик;
  • лежа на животе, младенец должен уметь приподниматься на ручках;
  • если держать малыша вертикально таким образом, чтобы он докасался ножками до поверхности, младенец будет опираться пальцами об нее;
  • ребенок в 4 месяца должен активно проявлять эмоции – улыбаться, смеяться, сердиться и удивляться;
  • малыш должен уметь различать своих и чужих, а также реагировать на появление в доме незнакомых людей;
  • ребенок в 4 месяца довольно хорошо координирует движения своих рук. Он умеет поддерживать грудь или бутылочку во время кормления, трясет погремушкой и засовывает пальцы в рот.

Педиатр и невролог будут проверять наличие у грудничка этих навыков и оценивать, проходит ли развитие ребенка в 4 месяца, как положено.

Органы чувств

Зрение

Малыш в 4 месяца довольно хорошо различает цвета и даже начинает отдавать предпочтение одним из них. Сейчас самое время для покупки ярких, но не многоцветных игрушек.

Развитие зрительных органов в этот период все тесней связывается с мыслительными процессами. Малыш уже различает своих близких, должен уметь узнавать себя в зеркале. Ребенок пытается копировать ваши движения и артикуляцию, и вы можете это активно использовать для тренировки его зарождающихся речевых навыков и сложившихся физических умений.

Слух

Развитие слуха и мозга помогают ребенку познавать окружающий его мир. Малыш поворачивается точно в том направлении, откуда он слышит звук, различает близких людей по голосу. Если вы включали своему чаду музыку, то теперь у него могут появиться любимые мелодии, которые с помощью капризов он будет просить поставить. Ребенок может покачивать головой в такт или похлопывать в ладошки.

Продолжайте постоянно разговаривать с малышом, рассказывайте ему обо всем, происходящем вокруг, читайте ему сказки, комментируйте все свои действия.

Чем больше ребенок будет получать от вас информации, тем раньше он начнет говорить, и тем шире будет его словарный запас в будущем. Малыш уже запомнил свое имя и поворачивает в вашу сторону голову, когда вы обращаетесь к нему.

Сон

Длительность сна на четвертом месяце жизни несколько снижается, малыш теперь спит около 15 часов в сутки. Некоторые дети уже могут не просыпаться всю ночь, но тем не менее 2-3 пробуждения за ночь еще считаются психологической нормой.

Режим дневного сна и время начала ночного отдыха у детей к четырем месяцам должны уже установиться. В светлое время суток ребенок спит 3 раза. Педиатры и детские психологи рекомендуют готовить малыша вечером ко сну в 19-21 час, в более позднее время малыш может чувствовать себя переутомленным и от этого будет хуже засыпать.

Эмоции

  1. Комплекс оживления, появившийся на третьем месяце жизни, сейчас проявляется все ярче. При вашем появлении в комнате или разговоре с младенцем, он начинает улыбаться, лепетать и двигать всеми конечностями. Четырехмесячные дети осмысленно радуются появлению знакомых взрослых, а также новым игрушкам.
  2. Спектр эмоций, которые испытывает четырехмесячный малыш, значительно расширяется, он может испытывать любопытство, страх, радость и обиду, — и все это будет очень ярко проявляться на его лице.
  3. Между младенцем и родителями возникает тесная эмоциональная связь, дети чувствуют настроение взрослых и, подобно зеркалу, отражают его на своем лице. Малыши начинают капризничать и расстраиваться, когда близкие люди куда-то уходят. Психология четырехмесячного ребенка заставляет их требовать постоянного общения со взрослыми.

Речь

Дети на четвертом месяце жизни активно развивают свой речевой аппарат, и к тянущимся гласным звукам добавляются согласные «п», «м», «б». Поскольку малыш уже умеет анализировать ваши движения и делать попытки повторять их, чаще проводите с ним время, разговаривая.

Нарочито растягивайте звуки, показывайте, как должны двигаться губы для произнесения тех или иных звуков.

Вы увидите, что четырехмесячный ребенок старается изо всех сил и так же, как и вы, тянет губки. Регулярные тренировки и артикуляционные упражнения стимулируют раннее развитие речевых навыков, поэтому старайтесь уделять им время на протяжении дня, чтобы учить с младенцем произношение звуков.

Вес и рост

Ребенок продолжает активный рост и развитие, а из-за пока еще малоподвижного образа жизни у него может отмечаться значительная прибавка в весе. За четвертый месяц масса младенца увеличивается в среднем на 750 грамм, окружности головы и груди удлиняются на 15-20 мм.

В этот период малыш подрастает на 2-2,5 см. Сейчас вы можете оценить темпы роста детей, ведь новорожденный ребенок весил вдвое меньше, чем младенец на исходе четырех месяцев.

Кормление

Педиатры рекомендуют продолжать кормить детей, находящихся на грудном вскармливании, по требованию. Контролировать объемы съедаемого ребенком молока мы сможете, взвешивая его до и после кормления, или же просто наблюдая за прибавкой в весе четырехмесячного малыша. Если младенец растет нормальными темпами, хорошо себя чувствует и капризничает в меру, то вам не нужно беспокоиться, что ему не хватает питания.

При кормлении искусственными смесями вы можете следить за объемами, которые съедает ваш малыш, и привести его режим питания к строгому графику. На четвертом месяце жизни дети кушают 6-7 раз в сутки по 150-160 мл. в сутки.

Если врач сочтет, что четырехмесячный малыш готов к введению в рацион овощей или каш, он рекомендует вам начать прикорм, богатый клетчаткой и посоветует, с каких продуктов малыш может начать расширять свое меню.

Чему нужно уделить особое внимание на четвертом месяце?

  1. Поскольку четырехмесячный малыш пока не умеет играть самостоятельно, а лежать в кроватке ему быстро надоедает, ребенку очень важен контакт и общение со взрослыми. Кроме того, дети на четвертом месяце активно интересуются окружающим миром, им необходимо разглядывать, слышать и трогать все, что находится вокруг него.
  2. Чаще разговаривайте с четырехмесячным малышом и отвечайте на его гуление, рассказывайте о происходящем вокруг, называйте предметы, их цвета и форму.
  3. Детей теперь может заинтересовать не только удобная погремушка, поэтому приобретите для своего малыша развивающий коврик с деталями различных форм, шуршащими, гремящими и пищащими. Ребенку нравится трогать окружающие предметы, поэтому предоставьте в его распоряжение объекты, разные на ощупь, это хорошо разовьет его моторику и поможет активно познать мир.
  4. Не забывайте осуществлять своевременный уход за игрушками младенца, в четыре месяца у многих детей начинается зуд десен из-за прорезывания зубов, и они все тянут в рот. Чтобы избежать заболеваний кишечными инфекциями, регулярно промывайте и обдавайте кипятком игрушки малыша. Не покупайте для четырехмесячного младенца те изделия, за которыми нельзя осуществить подобный уход.
  5. Поскольку у четырехмесячного младенца начинается обильное слюнотечение, предвещающее скорое появление первого зуба, заблаговременно приобретите для него прорезыватели и болеутоляющие гели. Чтобы не допустить появления раздражения вокруг губ и на подбородке, вытирайте кожу чистым платочком и осуществляйте уход за этой зоной с помощью заживляющих кремов.
  6. Развивайте навыки переворачивания, которые осваивает малыш, стимулируйте его тянуться за игрушками, расположенными сбоку.
  7. Уложив младенца на живот, помогайте ему отталкиваться ножками от ваших ладоней. Если делать такие упражнения ежедневно, вы натренируете малыша, и он может поползти; раннее развитие этих способностей ускорит формирование и других навыков.
  8. Для развития моторики играйте с младенцем в «пальчиковые» игры, например, «Сорока-белобока» и «Мальчик-пальчик». Четырехмесячным детям нравятся ритмичные стихотворения и манипуляции с их ручками, со временем ребенок будет делать характерные движения из этих считалочек самостоятельно.
  9. После ванных процедур мягко массажируйте тело младенца, разминая его мышцы. Чтобы ваши руки скользили, используйте для процедуры то масло, с помощью которого вы производите уход за покровами малыша.