Конспект нод в старшей группе «Сказка о яблочке. Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская кукла-закрутка Конспект нод в старшей группе на тему

Тема : «Все увидим, все узнаем (искусственные материалы и химические вещества необходимы)»

Цель : создать условия для формирования знаний детей о некоторых свойствах искусственных материалов и химических веществ.

Задачи:
создать условия для изучения детьми некоторых свойств современных материалов: резины, пластмассы, поролона;
создать условия для изучения детьми некоторых свойств химических веществ: сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель;
создать условия для взаимодействия детей друг с другом, развития любознательности, тактильной памяти, внимания, мышления;
создать условия для бережного отношения детей к своему здоровью.

Оборудование: пластмассовый кубик, резиновый мяч, поролоновая губка, резиновые шарики, пластиковая бутылка, сода, уксусная кислота, моющая жидкость, краситель, гуашь, кисти, карандаши, бумага, мультимедийная презентация.

Активизация словаря:
искусственные материалы, резиновый, пластмассовый, поролоновый, химические вещества.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой-то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками.
Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.

Воспитатель: Дамир, что же там такое? Что ты почувствовал, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?

Ребенок называет и отгадывает: это предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.

Воспитатель: Дамир, покажи ребятам кубик. Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Дамир назвал признаки предмета.
Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.

Воспитатель: Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать. Игорь, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)

Воспитатель: Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким?
Дети отгадывают.

Воспитатель: Сейчас проверим, кто был прав.
Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.

Воспитатель: Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный.
Закрепляют признаки хором.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать? Катя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)

Воспитатель: Что это?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь посмотрим, угадали мы или нет.
Ребенок достает из мешка губку.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Катя назвала признаки предмета. Давайте повторим эти признаки.
Дети : Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.

Воспитатель: Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы?
Ответы детей.

Воспитатель: Мяч из какого материала сделан? (Из резины). Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа – это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами , или синтетическими.
Резина – это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С.В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.

Воспитатель: Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы?
Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса » означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.

Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.

Физминутка (игровой самомассаж) «Хорошее настроение»
В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли.
Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок.
Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим.
Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись
Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть.
Руки надо растереть, чтобы больше не болеть.
И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть.
Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим быть веселыми, красивыми, здоровыми».

Дидактическая игра «Рассели гостей»
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов и картонный трехэтажный дом (гостиница).
Воспитатель: К нам приехали гости. Этих гостей необходимо расселить в доме. На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором – из пластмассы. На третьем этаже – из поролона.
Дети расселяют гостей.
Воспитатель: Молодцы! Всех расселили правильно.

Экспериментальная деятельность
Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны.
Дети: Из резины.

Воспитатель: Попробуйте их надуть.
Дети надувают шары.

Воспитатель: Какие красивые, разные по цвету и форме. А почему они получились разные по форме?
Ответы детей.

Воспитатель: Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет?
Дети: Он сдуется.

Воспитатель: Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду.
Дети наливают воду.

Воспитатель: Что происходит? Вода не выливается?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух. А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода?
Дети: Нет.

Воспитатель: Значит пластмасса прочная, не пропускает воду. А если мы нальем воду на мочалку из поролона?
Дети экспериментируют.

Воспитатель: Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.

Воспитатель: Ребята, помимо этих химических веществ из которых изготавливают пластмассу, резину и поролон существует еще множество различных веществ, которые мы используем в своей жизни. Например: различные моющие вещества (шампуни, стиральные порошки, мыло), различные красители. А также вещества, которые можно добавлять при приготовлении пищи, например: сода, уксусная кислота.

Нужно помнить! Любые вещества и материалы могут быть опасными! Например: неприятный запах у пластиковых игрушек или различные кислоты и пищевые добавки. Запомните это и никогда не берите без разрешения взрослых незнакомые жидкости и порошки, так как это опасно для жизни и здоровья человека!

Воспитатель: А сейчас я хочу показать вам интересный опыт. Дамир, вспомни, когда на улице было много снега ты с ребятами построил большую горку, а наверху этой горки сделал углубление и все сказали, что очень похоже на вулкан. И вы сказали, что хотели бы посмотреть на извержение вулкана.
Дети: Да!

Воспитатель: С помощью химических веществ мы попробуем воспроизвести извержение вулкана. Я начала делать модель вулкана, но не успела. Ребята, вы поможете мне его доделать?
Дети: Да!

Воспитатель: Тогда берите кисти и краски, давайте раскрасим наш вулкан! Наша модель вулкан состоит из пластиковой бутылки и картона. А теперь давайте делать лаву для извержения. В бутылку наливаем воду, добавляем соду, моющую жидкость, красный краситель и уксусную кислоту.
Дети: Ура! Извержение вулкана!

Воспитатель: Вот как здорово и интересно получилось! Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше запомнилось?
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь зафиксируйте свои наблюдения в блокнотах. Спасибо всем за работу.
Название: Конспект НОД в старшей группе по образовательной области «Познание» — «Все увидим, все узнаем»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 5-6 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Белочка»
Месторасположение: г. Черногорск пер. Рабочий 15

Конспект НОД по теме: «В гостях у Лесничего»

Возраст: старший дошкольный

Интеграция областей: Познавательное развитие (экология), речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (безопасное поведение в природе, труд, физическое развитие)

Цель: познакомить детей с новой профессией «Лесничий»

Задачи:

Образовательная:

Дать детям представление о лесничем - человеке, который заботится о лесе и его обитателях, расширять представления детей о труде взрослых.

Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца.

Развивающая:

Развивать наблюдательность, умение находить ответы на вопросы в процессе образовательной деятельности; сравнивать, анализировать и делать выводы; рассказывать о результатах своей деятельности.

Закрепить правила поведения в лесу;

Воспитательная:

Воспитывать уважение к труду, интерес к природе, умение бережно расходовать всё, что даёт природа.

Воспитывать уважительное отношение к лесной жизни, по которым живут обитатели леса.

Воспитывать культуру поведения в лесу.

Активизация словаря:

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

Обогащать речевой словарь существительными, обозначающими название профессий, растений, животных, птиц; наречиями, обозначающими взаимоотношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых.

Упражнять в образовании однокоренных слов

(лес – лесник, лесовик, лесной) .

Упражнять в употреблении простых, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Прививать любовь к природе и бережному отношению к ней, закрепить правила поведения в лесу

Формы и методы :

Использование художественного слова, вопросы, объяснения, наблюдения, беседа, дидактическая игра, создание развивающей среды, показ презентации, постановка проблемного вопроса, организация практической деятельности, комментирования, сюрпризный момент, слушание пения птиц и звуков леса, физ. минутка, смена видов деятельности

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы;

Отгадывание загадок о профессиях;

Просмотр презентаций: «Профессии», «Правила поведения в лесу»;

Беседы: «Лес наше богатство», «Правила поведения в лесу»,

«Все работы хороши».

Дидактические игры: «Профессии», «Что нужно для работы», «Что можно, что нельзя»,

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за трудом взрослых.

Выставка рисунков: «Сохраним природу».

Разучивание стихотворения с движениями

Материал:

Мультимедийная установка, презентация «Загадки о профессиях», картинки с изображением разных профессий, мяч, пакеты для «сбора мусора», сигнальные карточки на каждого ребёнка, аудиозапись со звуками леса и пением птиц

Предполагаемый результат:

У детей сформировано представление о профессии Лесничего, о поведении в лесу и на природе

Организационная часть:

Воспитатель: На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… Да, в старину профессий было мало, и все они могли поместиться на одном крыльце вместе с царём. В наше время профессий стало очень много, и люди всех профессий на одном крыльце уже не поместятся.

А сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете профессии?

Презентация «Загадки о профессиях»

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предметы, а кому брошу мяч, тот называет профессию, где нужны эти предметы

Игра с мячом «Кому это нужно»

Основная часть:

Дети, посмотрите, пока мы с вами играли, нам на почту пришло письмо, давайте я его открою и вам прочитаю: «Дорогие ребята, приглашаю вас к себе в гости, но прошу вас не забывать о правилах поведения в лесу. Лесничий»

А вы хотите попасть в гости к лесничему? Тогда давайте вспомним правила поведения в лесу. Я буду читать правило, а вы будете показывать с помощью сигнальных карточек, можно так вести себя в лесу или нет. Не забудьте, что красный цвет – цвет опасности, означает, что так себя вести нельзя. Зелёный цвет – разрешающий, означает, что так себя вести в лесу можно.

1. Ветви не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни листочек не рвите.

2. Наконец-то можно пошуметь, покричать, и главное, это никому не помешает.

3. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

4. Пучеглазую лягушку, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

5. Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Молодцы, справились с заданием. А чтобы попасть к лесничему в гости, надо произнести волшебные слова:

Раз-два, раз-два

Закрываем мы глаза.

Руки кверху все подняли,

Плавно ими покачали,

Покружились, покружились

И в лесу мы очутились.

Звучат звуки леса и пение птиц. К детям выходит Лесничий.

Лесничий: Здравствуйте, ребятки! Очень рад вас видеть у себя в гостях. Присаживайтесь на брёвнышко.

Я лесничий, главный человек в лесу. А как вы думаете, кто такой лесничий?

Я знаю, где и как растут деревья. Какие из них можно рубить, а какие нужно лечить. Я знаю, где нужно посадить новые деревья, знаю повадки обитателей леса, слежу за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, Работа у лесничего трудная, а иногда приходится жить в лесу, в сторожке, вдали от города. Десятки километров в день приходится проходить пешком, на лыжах, ездить верхом на лошади. Основное дело лесничих - забота о лесе.

Воспитатель: Ребята, от какого слова образовалось слово ЛЕСНИЧИЙ?

Какие ещё слова можно образовать от слова ЛЕС?

Ребята, а вам нравится ходить в лес? А почему вам нравится бывать в лесу?

Лесничий: А вот я вам хочу рассказать одну историю:

«Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ёжика и взяли его домой… »

Какие правила поведения в лесу нарушили дети?

А что будет, если не беречь деревья?

Что будет, если разорять гнезда?

Что будет, если мы не будем беречь природу?

Ну, молодцы, всё знаете! Вы, наверно и трудиться любите?

А не могли бы вы мне помочь, навести порядок на этом участке леса. Посмотрите, сколько мусора оставили после себя люди, мне надо его весь убрать и сложить вот в эти пакеты.

Дети собирают мусор.

Лесничий: Молодцы, ребятки. А вы знаете, почему нельзя в лесу мусорить?

(Потому что лес – это дом для животных и растений. Если мы будем мусорить, то растения погибнут, животные могут пораниться острыми банками, стеклом, может быть пожар…).

Лесничий: Какие вы молодцы! Вот бы все люди, приходящие в лес, знали как надо себя вести, чтобы нам, Лесничим, больше времени оставалось на заботу о растениях и животных.

Большое спасибо вам за проделанную работу от всех обитателей леса. (Дарит шишки, желуди, диск «Звуки леса»)

Воспитатель: Вы теперь знаете, какая трудная, но очень интересная и нужная у лесника профессия. А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Заключительная часть. Итог занятия.

Дети, вам понравилось в гостях у лесничего? Что нового вы узнали?

А о чём бы вы хотели рассказать сегодня дома?

Тема:

Возраст детей:

Цель:

Задачи:

1.

Формы и методы:

Оборудование и материалы :

Предварительная работа:

Предполагаемый результат:

Ход деятельности:

Организационная:

Основная деятельность:

Заключительная часть:

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей.

Тема: «Как мы Федору трудиться учили».

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Цель: Формировать у детей положительное отношение к труду и его результатам.

Задачи:

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой ты трудишься, является частью общего дела коллектива;

2.Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей подгруппы и коллектива в целом;

3.Закреплять умение правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности;

4.Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда;

5.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура

Формы и методы:

Беседа, объяснения, вопросы проблемного характера, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы :

Губки, фартуки, мыльная и чистая вода, подносы, клеёнки, тазы, столы

Предварительная работа:

Беседа о труде, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

В результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход деятельности:

Организационная:

Воспитатель с детьми заходят в группу, вдруг, слышится шорох и шум за дверями, входит Федора и поёт песню «Про лень»

Воспитатель: Дети, кто это к нам пришёл? (Федора)

А разве хорошо быть ленивым?

Наши дети, Федора, любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?

Федора: Ну, не знаю. Хотя, если честно, надоело мне в грязи жить. А вы согласны мне помочь? (Да)

Воспитатель: Но, перед тем, как помочь Федоре, мы поиграем в игру «Отгадай, какой центр»?

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены детские стулья, строительный материал, кукольный уголок. А дети отгадывают, о чём говорит эта карточка.

Всё правильно, все центры вы правильно назвали. Ребята, а что нам необходимо, чтобы провести уборку?

Основная деятельность:

А сейчас вы разойдитесь по «центрам». Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу. Как должен действовать каждый из вас? Надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять

Дети расходятся по «Центрам» и разбирают оборудование. Воспитатель разливает воду по тазикам, но, прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами труда.

Воспитатель: Ну, а теперь, наденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов!».

В процессе труда воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок работы, спрашивает, как дети распределили обязанности, оказывает индивидуальную помощь.

Федора в процессе трудовой деятельности ходит по центрам и старается помочь детям, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.

Заключительная часть:

После окончания работы Федора восхищается, как в группе стало чисто и уютно, не то, что у неё в избушке.

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потрудились, а теперь не забудем навести порядок на своём рабочем месте, всё уберём на место.

Воспитатель вместе с Федорой следят, чтобы после завершения работы дети навели порядок на своих рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Предлагает присесть на стульчики и полюбоваться результатом своего труда. Дети по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку своего труда.

Федора благодарит детей за то, что они научили её трудиться и прощается с ними.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей.

Тема: «Как мы Федору трудиться учили».

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Цель: Формировать у детей положительное отношение к труду и его результатам.

Задачи:

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой ты трудишься, является частью общего дела коллектива;

2.Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей подгруппы и коллектива в целом;

3.Закреплять умение правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности;

4.Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда;

5.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура

Формы и методы:

Беседа, объяснения, вопросы проблемного характера, художественное слово, опора на знания детей, практическая работа, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы :

Губки, фартуки, мыльная и чистая вода, подносы, клеёнки, тазы, столы

Предварительная работа:

Беседа о труде, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

В результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход деятельности:

Организационная:

Воспитатель с детьми заходят в группу, вдруг, слышится шорох и шум за дверями, входит Федора и поёт песню «Про лень»

Воспитатель: Дети, кто это к нам пришёл? (Федора)

А разве хорошо быть ленивым?

Наши дети, Федора, любят и умеют трудиться. Хочешь, мы и тебя научим?

Федора: Ну, не знаю. Хотя, если честно, надоело мне в грязи жить. А вы согласны мне помочь? (Да)

Воспитатель: Но, перед тем, как помочь Федоре, мы поиграем в игру «Отгадай, какой центр»?

Воспитатель показывает детям карточки, на которых изображены детские стулья, строительный материал, кукольный уголок. А дети отгадывают, о чём говорит эта карточка.

Всё правильно, все центры вы правильно назвали. Ребята, а что нам необходимо, чтобы провести уборку?

Основная деятельность:

А сейчас вы разойдитесь по «центрам». Подумайте, в каком порядке будете выполнять работу. Как должен действовать каждый из вас? Надо договориться, кто какую часть работы будет выполнять

Дети расходятся по «Центрам» и разбирают оборудование. Воспитатель разливает воду по тазикам, но, прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспоминают и закрепляют правила безопасного обращения с предметами труда.

Воспитатель: Ну, а теперь, наденем фартуки, и за дело! Наш девиз: «К труду готов, больше дела, меньше слов!».

В процессе труда воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок работы, спрашивает, как дети распределили обязанности, оказывает индивидуальную помощь.

Федора в процессе трудовой деятельности ходит по центрам и старается помочь детям, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.

Заключительная часть:

После окончания работы Федора восхищается, как в группе стало чисто и уютно, не то, что у неё в избушке.

Воспитатель: Молодцы, дети, хорошо потрудились, а теперь не забудем навести порядок на своём рабочем месте, всё уберём на место.

Воспитатель вместе с Федорой следят, чтобы после завершения работы дети навели порядок на своих рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Предлагает присесть на стульчики и полюбоваться результатом своего труда. Дети по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку своего труда.

Федора благодарит детей за то, что они научили её трудиться и прощается с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» на тему «Путешествие в страну «Здоровье».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественное творчество»

Задачи:

Образовательные: расширить представление детей о здоровье, как одной из главных ценностей жизни человека. Закрепить правила культурно-гигиенического поведения.

Развивающие: развивать логическое мышление, речевую активность.

Воспитательные : воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Воспитывать умение выполнять коллективные действия; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность. Вызвать интерес в составлении коллективной работы (газеты о здоровье).

Оздоровительные : формировать правильную осанку в различных видах деятельности.

Материалы и оборудование: плакаты с изображением продуктов, в составе которых есть те, или иные витамины; картинки с изображением овощей, фруктов, полезных и вредных продуктов; режимных моментов; картинки с различными видами спорта; муляжи овощей и фруктов, зубная щётка и паста, мыло и мочалка, шампунь и полотенце, расчёска и заколка, губка и тазик, салфетки и носовой платок; спортивный инвентарь. Костюмы доктора Айболита.

Ход занятия :

Дети приходят в физкультурный зал.

Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о здоровье.

А вы хотите быть здоровыми?

В зале под музыку появляется доктор Айболит.

Доктор : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Сейчас я вас осмотрю и узнаю, здоровы ли вы.(осматривает). Ты что-то бледный, наверно, каши не ешь? А у тебя глаза сонные, наверное поздно ложишься спать и не высыпаешься. (и т. д.) Сегодня мы с вами отправимся вас в страну «здоровье». В стране «Здоровье», как и в разных странах, есть много городов и некоторые из них мы сегодня посетим. Пойдём мы туда пешком, потому что ходить пешком очень полезно.

Ведущий - Здоровье - это большое богатство. Когда мы не болеем, мы играем, бегаем, веселимся. Здоровый человек - ловкий, быстрый. Для того чтобы быть здоровым надо вести здоровый образ жизни.

Д.А. :А вы знаете что это такое здоровый образ жизни? А с чем его едят?

Ответы детей:

Здоровый образ жизни - соблюдение режима дня, правильное питание, закаливания, занятия спортом.

Д.А.: Дети, я хочу сегодня отправиться с вами в страну здоровья. В этом путешествии вы узнаете много интересного и полезного.

Воспитатель: ну что, ребята, нам пора в путь.

(Ходьба в колонне, ходьба с высоким подниманием колен, на носках; бег обычный, бег «змейкой», с замедлением темпа; ходьба; дыхательные упражнения)

Д.А.: Мы подошли к первой остановке, называется она «Витамины»(на стене висят картинки

Хазова Наталья Дмитриевна

Воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида №400", г. Омск

Хазова Н.Д. НОД в старшей группе. Тема: "Семья" // Совушка. 2017. N2(8)..10.2019).

Заказ № 27764

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Задачи:

  1. закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
  2. учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  3. вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.

Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.

Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.

Покажите свои ладошки.

Потрите их друг о дружку.

Прижмите свои ладони к сердцу.

Что вы чувствуете? (ответы детей)

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.

(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .

Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре семь добавлю Я -

Что получится? - Семья!

Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).

Воспитатель: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.

Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?

Дети: Родственники, родные, близкие.

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?

Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).

Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказы 2- 3 детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.

Физминутка

Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать,

и семечко начинает расти

(дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны лопаются.

(резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.

Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дети в семье не в тягость, а в радость.
  • Когда семья вместе, то и душа на месте.
  • Каждой матери свое дитя мило.
  • Семья - это 7 я.
  • Дома и стены помогают
  • Дружная семья гору сдвинет
  • Вся семья вместе так и душа на месте
  • Добрые детки дому венец, плохие детки - дому конец
  • В родной семье и каша гуще
  • Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
  • Дома вместе тесно, а врозь - скучно
  • Нет милее дружка, чем родная матушка

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.

Игра с мячом «Родственники».

  • Как ты называешь мамину маму?
  • Ты для бабушки кто?
  • Как ты называешь папиного отца?
  • Кто для тебя бабушкин сын?
  • Кто тебе сестра твоей мамы?
  • Кто для тебя бабушкина дочка?
  • Как называется сын твоей тети?
  • Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.

Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».

  • Обсуждение мультфильма.
  • Правильно ли поступил мальчик?
  • Рада ли была мама?
  • Что нужно было сделать мальчику после игры?
  • А вы не огорчаете своих мам?
  • Правильно поступаете?
  • А вот сейчас мы и проверим.
  • Нарисовали красивую картинку для мамы.
  • Подрались с другом.
  • Съели всю кашу на завтрак.
  • Убрали игрушки на место
  • Порвали книгу.
  • Не вымыли руки перед едой.
  • Уступили место бабушке в автобусе.
  • Помогли маме полить цветы.

Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.

Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»

Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.

(Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).

Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь

это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?

Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездка на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно, семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.

Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.

Алевтина Сорокина
Конспект НОД в старшей группе «Что такое детский сад?»

Конспект НОД в старшей группе

«Что такое детский сад ?

Тема : "Что такое детский сад ? "

Цели :

Уточнить знания о помещениях группы , труде людей, работающих в детском саду .

Формировать доброжелательное отношения между детьми.

Активизировать словарь детей по теме : "Что такое детский сад ? "

Воспитывать уважение к труду работников детского сада .

Воспитывать доброжелательное отношение в общении детей друг с другом и воспитателем.

Оборудование демонстрационное : игрушки - слоник, мишутка, коробка с принадлежностями для повара и медсестры, презентация профессии в детском саду .

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель выставляет игрушки – слоника и мишутку. Посмотрите-ка, ребята, В гости к нам пришли зверята! Обращает внимание детей на то, что зверята грустные, ведь у них нет детского сада - они даже не знают, что это такое . Предлагает послушать стихотворение про детский сад :

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Детский сад - второй ваш дом.

Как тепло, уютно в нем!

Вы его любите, дети,

Самый добрый дом на свете!

Г. Шалаева

2. Беседа.

Педагог просит детей рассказать зверятам по плану, что представляет собой детский сад .

План рассказа :

1. Как называется наш детский сад ? (На слайде показываю, что детский сад называется «Берёзка» ).

2. Сколько у него этажей?

3. Как называется группа ?

4. На каком этаже она находится?

5. Какие помещения есть в группе ?

6. Что делают в спальне (раздевалке, групповой и умывальной комнатах)

Напоминает, что в саду нужно играть дружно, не ссориться, называть друг друга по имени. Предлагает отдельным детям назвать по именам нескольких товарищей, произнося имена ласково.

В сад, как знает детвора,

Ходят с самого утра.

И хотели, не хотели,

Нужно быстро встать с постели,

Не скандалить, не кричать

И на маму не ворчать.

Г. Шалаева

Загадывание загадок.

Подводит детей к высказываниям о том, что детский сад - второй дом , где они проводят целый день с утра до вечера, там им хорошо и весело. Вместе с тем детский сад - это не только дом, здание, помещение, но и взрослые, которые заботятся о малышах, чтобы им было комфортно. Педагог просит воспитанников рассказать зверятам о жизни в детском саду .

Вопросы :

Кто гуляет с детьми (занимается с ними, читает им сказки? (Воспитатели.) (показываю слайд, и спрашиваю детей, как зовут их воспитателей. (Ответы детей Галина Викторовна и Алевтина Юрьевна) .

Как зовут того, кто помогает воспитателю (помощника воспитателя, младший воспитатель, няня) . (Показываю слайд, с картинкой младшего воспитателя и спрашиваю детей как зовут их мл. воспитателя. (Ответ детей Антонина Николаевна)

Кто умеет приготовить

Десять блюд из макарон?

Кто в приготовление пищи

Ежедневно погружен?

Без кого не может точно

Детский сад и дня прожить

И кого за это срочно

Мы должны благодарить?

Вам отгадывать пора.

Это – наши (повара) . (Показываю слайд, с картинкой поваров)

Кто за садик отвечает

Эти долгие года

И к кому мы за советом

Обращаемся всегда?

Конечно же (заведующая) . (Показываю слайд, с картинкой заведующей и спрашиваю детей, как зовут заведующую нашего детского сада )

(ответ детей Татьяна Алексеевна) .

За здоровьем деток

Медсестра следит.

Лечит без таблеток

Ангину и бронхит». (Показываю слайд, с картинкой медсестры в детском саду и спрашиваю : «знаете ли вы, как зовут нашу медсестру? Она приходит к нам каждое утро смотрит, кто пришёл в детский сад , а кто заболел и остался дома». (Ответы детей Ирина Алексеевна) .

А кто мне скажет, где мы с вами танцуем и песенки разучиваем? (Ответ детей в музыкальном зале, а знаете вы имя и отчество музыкального руководителя? (ответ детей - Зинаида Егоровна) .

Воспитатель : Ну что, слоник и мишутка, теперь вы поняли, кто здесь нарисован и чем они занимаются в детском садике ? (Да) .

Воспитатель : Ой, ребятки, посмотрите, Слоник с Мишуткой принесли еще вот эту коробку. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Эта коробка необычная. В ней лежат предметы, которые так нужны для повара и медсестры. Наши гости несли в наш детский сад , чтобы отдать её вам, но они так спешили к нам в гости, что Слоник и Мишутка, которые несли коробку, упали, а все предметы рассыпались и перепутались. Теперь они нуждаются в вашей помощи, чтобы разобраться, кому же какой предмет необходим для работы. Давайте поможем нашим гостям. Дети (давайте)

3. Физкультминутка «Большой - маленький» .

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Пальчиковая игра «Моя семья» Цели : развитие мелкой моторики рук, речи, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Игра заключается в произнесении потешки :

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши)

4. Дидактическая игра «Волшебная коробка» . (Дети вытаскивают предметы из коробки, называют, объясняют их назначение. Каждый предмет кладут тому, кому он нужен - повару : плиту, кастрюлю, сковороду; медсестре : шприц, градусник, витамины).

Воспитатель : Ребята Молодцы! Вы все сделали правильно, поэтому Слонёнок и Мишутка дарят вам эти игрушки.

Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки . Любите детский сад - ваш второй дом!

Ребята, как вы думаете, понравился наш рассказ Мишутке и Слонику

О чём вам было особенно интересно рассказывать? (Ответы детей) . Молодцы, вы все сегодня очень старались , а теперь давайте поиграем в игрушки, которые подарили нам наши друзья.

5. Итог. Обсудив профессии работников детского сада , воспитатель предлагает детям подумать и сказать, чья работа важнее, и подводит к выводу : одинаково важна и нужна работа всех сотрудников. Все, кто трудится в детском саду , стараются выполнить свою работу как можно лучше, чтобы детям было хорошо. Работа сложная, поэтому не нужно огорчать взрослых, надо беречь их труд и стараться помочь . Педагог предлагает детям подумать, как и чем они могут помочь воспитателю, медсестре, помощнику воспитателя и другим сотрудникам, подводит к выводу, что их помощь может заключаться в доброжелательном отношении друг к другу, в уборке своих вещей и игрушек на место, умении аккуратно есть, чисто мыть руки, тепло одеваться, чтобы не заболеть.

Рефлексия.

О чём говорили на занятии?

Кто трудится в детском саду ?

Что понравилось на занятии?

И мне понравилось, как вы работали на занятии, как отвечали на вопросы, давайте теперь поиграем с игрушками, которые вам подарили слоник и миша.

Публикации по теме:

«Что такое детский сад?» Давно не писала в своём блоге, времени не хватало. А сегодня рано утром, как-то само собой родилось вот такое стихотворение. Может настроение.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему: «Как Лисичка узнала, что такое детский сад». (Выполнил.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»Цель:дать представления о времени; познакомить с понятиями.

Организация: МБДОУ детский сад № 19 «Золотая рыбка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Искитим

Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-закрутки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Задачи:

Обучающие:

Рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;

Познакомить с принципами её изготовления;

Научить изготовлению одного из видов традиционной куклы-закрутки;

Развивающие:

Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;

Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного быта;

Расширить представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении изделий;

Развивать интерес детей к ручным умениям в быту посредством знакомства с историей традиционных русских ремёсел;

Расширить музыкальный кругозор детей посредством русских народных мелодий;

Воспитательные:

Указать значение традиционной куклы – закрутки в современном обществе;

Воспитывать интерес к народным традициям;

Прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

Развивать коммуникативные навыки:

Воспитывать у детей желание трудиться, поддержать потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Предварительная работа:

Разучивание стихов, народных танцев и песен;

Беседы о старинных русских промыслах, толкование слова «ведунья»

Обеспечение:

Образец готовой тряпичной куклы;

Ножницы;

Разноцветные нити;

Х/б ткань белого цвета;

Лоскутки цветных х/б тканей;

Кружево, тесьма, ленты;

Аудиоаппаратура;

Диски с записями мелодий русских народных песен;

Компьютер.

Видеопроектор.

Подборка слайдов.

Ход НОД

(Звучит русская народная мелодия. Воспитатель приветствует детей в русском народном костюме)

Воспитатель:

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

Сшила сарафан себе всем на удивленье!

До чего же он хорош! Просто загляденье!

На сарафане полосы синие и красные.

Кружочки разноцветные, узоры распрекрасные!

(Демонстрируется образец тряпичной куклы)

Воспитатель: - Красивая кукла у нас? Вам она понравилась? А чем она вам понравилась? Тогда слушайте про неё сказку….

(воспитатель с детьми проходят в оформленный уголок русского быта, присаживаются на лавки)

Жили-были в давние времена мама с дочкой. Однажды простудилась девочка и заболела. Что только мама не делала: и чаем с малиной поила, и горячим молоком с мёдом. Ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке-ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундука разноцветные лоскутки и нитки и сделала куклу без лица, безликую. Отдала её матери и велела положить её рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а утром проснулась здоровая. Кукла всю болезнь в себя забрала.

Понравилась вам сказка?

Как вы считаете, в чем была магическая сила куколки? (В материнской любви)

Почему кукла была безликая? (Чтобы не вселилась злая душа).

Да, никогда так не оживал старый лоскут, как в кукле. И не в той кукле, которую мама принесла из магазина, а в той, что сделала сама. Есть такая примета - когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне. На Руси тряпичные куклы девочки должны были уметь «вертеть» с пяти лет. Куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими, так как в неё, по русским поверьям могла вселиться нечистая сила. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом. Как вы думаете, что означает слово «оберег»?

А если вам кукла понравилась, - как сделать подскажу.

Известно всем, что в русской деревушке

Была закрутка – самая любимая игрушка!

Я знаю, в юности прабабушка моя

В такие куклы с удовольствием играла.

И девушка, похожей на себя,

Обычно куколку такую создавала.

В закрутки – куклы до замужества играли;

Они и чуткий сон детей оберегали,

И благосостоянье приносили для народа,

И символом считались продолженья рода.

И пусть безликими закрутки – куклы были

Они оберегали всю семью, хранили.

И право стать невестой та имела,

Что сотню кукол сшить себе сумела

Ваши прабабушки сами изготавливали себе такие куклы из лоскутков, оставшихся от пошива одежды. И таких кукол у девочки обычно было очень много.

Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

Что же нам потребуется, чтобы сделать такую куколку? Давайте рассмотрим её повнимательнее и подумаем вместе.

Но перед тем как приступить к изготовлению кукол, давайте вспомним, как нужно обращаться с опасными предметами (с ножницами)- отвечают дети.

Русская хороводная «Ах ты, берёза»

Воспитатель приглашает детей за рабочие столы, на которых уже готов раздаточный материал для изготовления куклы-закрутки)

А сейчас вы узнаете, как изготовить такую куклу.

(В качестве объяснения нового материала звучат стихи. А так же демонстрируются электронные слайды с поэтапным изготовлением куклы-закрутки)

Воспитатель:

Шло время и года сливалися в века.

Но, не забыв традиции лоскутной,

И в двадцать первом веке, как в былые времена,

Увлечены искусством этим люди безрассудно!

Кусочек ткани в столбик я сверну,

Получится для куколки хорошая основа.

А белой тряпочкой лицо ей обтяну,

И вот уж куколка практически готова!

С любовью лоскутки переберу,

Отсортирую и разрежу так, как нужно.

И гармонично цветовую гамму подберу,

И спорится работа очень дружно!

Вот лоскуток, к нему добавь ещё один –

И смотришь – получилась цветовая гамма.

Все лоскутки в прекрасные наряды превратим

Для куколок закруток: дочки с мамой!

Нигде не оживет так старый лоскуток,

Как в русской кукле, куколке – закрутке.

Наряд красив; и на подоле вышит завиток.

Создать такой наряд – не шутки!

Всегда лоскутные работы на Руси

Так были радостны, и красочны, и ярки!

Мы изготовим с вами куклы от души –

Чтоб получились настоящие подарки!

И кукла появляется на белый свет.

Одежкой похваляется – ей сносу нет.

Её наряд оригинален и прекрасен!

Тесьмой и кружевом мы тот наряд украсим.

Такие куклы сделать предстоит и вам.

Они оригинальны будут, ярки и красивы.

За вдохновеньем обратимся к прожитым векам,

А значит, что традиции народа будут вечно живы!

  • (Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляем ее ниткой по краям – это рук “для куклы”.
  • Делаем головку и руки куклы: кладем свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибаем квадрат по диагонали и закрепляем голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию так же перевязываем, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.
  • Затем куклу пеленают или делают юбочку.
  • На голову можно повязать платочек из пестрой ткани.)

Воспитатель:

Вот такие красивые куклы-закрутки должны получиться у вас. Причем каждая из них будет оригинальна и неповторима.

(Дети выполняют задание. Во время работы звучит музыка. В качестве технологической карты по изготовлению куклы-закрутки используются электронные слайды).

Воспитатель:

У каждой из вас получилась замечательная кукла!

Дети становятся в круг, показывают готовые куклы, читают стихи:

Вот для куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

Как пуховые подушки,

Мягки новые игрушки!

Вот и куклы расписные

Всех на свете краше!

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Бывало куклы – девицы все встанут в хоровод,

И каждая так весело танцует и поёт!

Собрались все куклы тут.

В хоровод они зовут!

Перед всем честным народом

Мы станцуем хороводом!

Воспитатель:

В круг скорее все вставайте,

Хоровод свой начинайте!

(Исполняется русская народная песня; дети водят хоровод) «На горе-то калина»

Воспитатель:

Да, ребята хороши!

Танцевали от души!

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, красавицы

Пришла пора прощаться!

Будьте умелы, прилежны, старательны,

И аккуратны, и очень внимательны

Нам не на долго придется прощаться.

Будем ещё много раз мы встречаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Подведение итогов:

Ребята, что вы сегодня узнали?

Вам понравилось делать куклу?

Всё у вас получалось или в чём-то возникли затруднения?

Что бы вам ещё хотелось узнать?

Список литературы:

1. Аникина, В., Жигулева, В. Рязанцев, А. Мудрость народа. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / В. Аникина, В. Жигулева, А. Рязанцева. – М. : Худож. лит., 1994.

2. Голозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел: популярное пособие для родителей и педагогов / Ю. Б. Голозева. - Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.