Досуговые программы для детей и молодёжи. Программа по организации досуга детей младшего школьного возраста «Передай добро по кругу Культурно досуговая программа для детей

ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пояснительная записка:


Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.

ЦВР - центр внешкольной работы с детьми Приморского района Санкт-Петербурга, центр где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».

Для реализации программы необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом

4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся

Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

Досуговые мероприятия внутри объединений (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся Центра

При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».

Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».

Задачи:


    Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;


    Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;


    Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;


    Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;


    Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;


    Популяризация семейного досуга;


    Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

Ожидаемые результаты:


    Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;


    Повышение культуры досугового общения обучающихся;


    Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;


    Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦВР


    Повышение качества проведения досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:


    Анализ подготовки и проведения мероприятия.


    Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.


    Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).


    Самоанализ организационной деятельности.


    Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).


    Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).


    Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:


    конкурсно – познавательные программы;


    конкурсно-развлекательные программы;


    конкурсно-игровые программы;


    театрализованные представления;


    концерты;


    беседы, викторины, диспуты.

Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:

При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.

В проведении программ использует следующие методы:

Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);

Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);

Метод импровизации (используется на всех программах);

Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);

Метод формирования познавательного интереса;

Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).

Традиционные мероприятия в рамках программы:

1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в ЦВР-ки», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для обучающихся ЦВР;

2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦВР; «День матери».

3 модуль - «Думай о будущем»: мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.

Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений.

Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из трех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Думай о будущем».

Модуль 1.«Досуг, общение, творчество». Цель: - воспитание культуры праздника и общения обучающихся.
Задачи: - развитие системы досуговых мероприятий;

- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Ожидаемые результаты:

Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;

Раскрытие творческой индивидуальности детей.

Модуль 2. «Семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:

Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

Организация семейных праздников;

Воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 3. «Думай о будущем». Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

Развитие интереса к истории своего Отечества;

Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;

Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;

Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:

Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.

Методическое обеспечение программы.

Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./

Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».

Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».

Литература.

1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.

3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.

Периодическая печать.

1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.

2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

5.Последний звонок. – Газета.

6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».

7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.

9.Чем развлечь гостей. – Журнал.

10. «В кругу друзей»

(посвящение в «ЦВР-ки»)

Игра- путешествие


Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах


«День именинника»


Конкурсно-развлекательная программа


Создание традиционной атмосферы праздника


11.«Вместе целая страна». Отчетные выставки, концерты в объединениях, Развитие творческой индивидуальности

награждение обучающихся. детей. Отслеживание творческого роста.

Управление образования Варнавинского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Центр развития творчества детей и юношества» р. п. Варнавино Нижегородской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ЦРТДиЮ:

Приказ № ____ от

«_____»_____________ 2011 г.

Программа культурно-досуговой деятельности детей и подростков ЦРТДиЮ «Досуг, общение, праздник»

Р. п. Варнавино

За основу данной программы взяты программы СПО (ФДО) « Игра-дело серьёзное», мегапроект Центра эстетического воспитания детей Нижегородской области « Моё Отечество»

«Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры»
Бертран Рассел

Пояснительная записка

В современных условиях наметилось явное противоречие между сложившейся системой культурно-досуговой деятельности и формами, дающими возможность детям для выражения их внутреннего мира, эмоционального восприятия окружающей действительности. Фактически, у детей происходит смена культурных образцов, кумиров, норм. Одновременно в культуре активно проявляются разрушительные тенденции, выражающиеся в самовозникновении, саморазвитии, самораспаде культурно-досуговых форм. И это, естественно, сказывается на деятельности детей в сфере досуга. Поэтому вопросы организации детского досуга очень актуальны сегодня, также как и проблема организации культурного досуга.

Свободное время ребенка – важная социально-педагогическая проблема, охватывающая круг вопросов, связанных с потребностями, творческими возможностями личности, развитием способностей, организаторских умений, эмоционально-ценностного отношения к миру в целом. Социализации личности ребенка способствуют активные формы работы по организации досуга детей.

Деятельность человека, в том числе педагогическая, всегда реализуется в определённых пространственно-временных рамках и несёт в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Социокультурное пространство образовательного учреждения представляет собой особым образом организованную территорию, на которой осуществляется обучение, воспитание, развитие ребёнка, а также профессиональная самореализация и развитие педагогических кадров , совершенствование педагогической компетентности родителей. Содержательный смысл понятия « социокультурное пространство» связан с процессом становления и развития личности как субъекта культуры.

Степень развитости социокультурного пространства образовательного учреждения определяется тем, какую часть детей близлежащего социума охватывает его образовательная система; какие сферы их жизнедеятельности она развивает; насколько развиты и эффективно функционируют другие компоненты пространства; насколько сформированы связи между его компонентами и в какой мере они придают целостность этому пространству, влияют на эффективность процесса социализации подрастающего поколения.

Социокультурное пространство УДОД формирует специфические для него виды деятельности . Как известно, Законом РФ « Об образовании» (1992г.) утверждён новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений-дворцов и домой пионеров и школьников, станций юных туристов, техников, натуралистов, клубов по месту жительства и т. п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей (УДОД) и являются специализированными заведениями, созданными для оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.

Структурно в своём современном виде дополнительное образование детей (ДОД) представлено двумя основными объёмными блоками: образовательным и культурно-досуговым. При этом образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность-рекреационную и коммукативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребёнка, правда, делают это различными способами.

Системообразующим компонентом в этом единстве, и это существенно отличает дополнительное образование детей от внешкольной работы, выступает масштабный образовательный блок. Его назначение-удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Обучение детей осуществляется на основе образовательных программ (программ ДОД), разрабатываемых, как правило, самими педагогами; спектр видов деятельности, на основе которых создаются такие программы, чрезвычайно разнообразен.

Культурно-досуговая деятельность, как и раньше во внешкольных учреждениях, продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД, важным компонентом его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые программы УДОД нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного времени досуга своих сверстников.

Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью УДОД? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий)-праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т. д.

В качестве примера можно привести перечень основных направлений культурно-досуговой деятельности, реализуемых в УДОД « Центр развития творчества детей и юношества» п. Варнавино Нижегородской области.

Таблица №1

Основные направления культурно-досуговой деятельности ЦРТДиЮ на 2013-2014 г.

Социально -

значимые

программы

Тематические

досуговые

программы

Традиционные

творческие

праздники

Фестивали,

конкурсы,

«С верой, надеждой, любовью»

«Вместе дружная семья»

«День пожилого человека»

«День матери»

«День защитника Отечества»

«День Победы»

«День семьи»

« Подарок маленькому другу»

« Радуга планеты детства»

Концерты в центре соцобеспечения

Тематический час, в рамках мероприятий, посвящённых году экологии в России « Твори добро на всей земле, твори добро на радость людям!» Тематическая встреча двух поколений « Комсомол ответил-есть!» «Творчество и дружба» «Играйте вместе с нами»

«Есть внутренняя музыка души»

«Каникулы»

День открытых дверей « Мастерами. Увы не рождаются»

«Осенины»

«Рождество»

«Масленица»

«Встреча на высшем уровне для старшеклассников»

«А у нас во дворе»

«Союз сердец и радости общения»

Творческий отчёт перед населением

Выставка детского творчества « Радуга талантов»

Участие в фестивале « Созвездие талантов»

Участие в конкурсе « Я тоже хочу петь!»

Участие в конкурсе « Своё сердце отдаю детям»

На первый взгляд, сосуществование и взаимопроникновение двух указанных блоков вполне адекватно отражает палитру основных направлений работы с детьми в УДОД, доступных им видов деятельности. Однако более пристальный анализ места и роли культурно-досуговой деятельности, ее реального статуса в образовательных учреждениях, а также всего многообразия современных деятельностных форм в системе дополнительного образования детей показывает, что практическая реализация культурно-досуговой деятельности сопровождается рядом проблем и противоречий, требующих незамедлительного решения.

Целеполагание:

Цель :

· Воспитание культуры досуга и общения воспитанниковЦРТДиЮ.

· Развитие досуговой деятельности через возможность самореализации личности ребёнка, развитие его художественных и интеллектуальных задатков.

· Выявление нового, нетрадиционного в опыте детского коллектива на основе игровой практики.

Задачи :

· формирование и развитие системы досуговых мероприятий;

· создание необходимых условий для воспитания культуры досуга и общения;

· создание особой внутренней среды, способствующей развитию доброжелательного общения в коллективах педагогов и воспитанников;

· развитие творческого потенциала детей, создание условий для интенсивной творческой деятельности детей;

· сохранение традиций ЦРТДиЮ; создание новых.

Структура культурно-досуговой деятельности в сфере

дополнительного образования детей в ЦРТДиЮ п. Варнавино Нижегородской области.

Культурно-досуговая деятельность (ККД) в системе УДОД ЦРТДиЮ представлена пятью блоками. В их числе:

I. Массовые досуговые мероприятия (или массовые досуговые программы – именно то, что сегодня обычно и называют культурно-досуговой деятельностью УДОД).

II. Рекреативно-оздоровительная деятельность (осуществляется преимущественно в каникулярное время).

III. Социально-продуктивная деятельность детей по преобразованию окружающей действительности (социальное творчество детей).

IV. Клубная работа с детьми и родителями.

V. Детское общественное движение, связанное с развитием самоуправления, формированием у детей лидерских качеств.

Общественно-Государственные объединения" href="/text/category/obshestvenno_gosudarstvennie_obtzedineniya/" rel="bookmark">общественных объединений «Радуга» (СДОО);

· акция « Подарок маленькому другу». Работа с дошкольниками и детскими садами п. Варнавино;

· социальный проект «Варнавушка» по возрождению народных традиций Варнавинского района

Что дает детям участие в подобного рода социальных проектах?

Во-первых, такие проекты позволяют направить деятельность образовательных учреждений (и педагогов, и учащихся) на преобразование окружающей действительности. Дети - участники проектов, включившись в реальную социальную практику, социальное творчество, заявляют о себе как о полноправном субъекте развития своего города, поселка, формируют в себе качества патриота и гражданина.

Во-вторых, участникам социальных проектов удается воплотить свои творческие способности в активных, востребованных обществом видах жизнедеятельности, понять свою роль и место в современном обществе.

В-третьих, положительный опыт реализации данных проектов при поддержке муниципальных властей и представителей политики, бизнеса свидетельствует о возможности практического решения социальных проблем той или иной территории с использованием идей, высказанных молодежью.

IV. Клубная работа с детьми и родителями

Данное направление социально-культурной деятельности в настоящее время практически полностью вошло в состав образовательного блока УДОД. Программы работы клубов в своем подавляющем большинстве переведены в разряд образовательных программ дополнительного образования детей, а деятельность самих клубов организуется в основном по принципу работы учебных групп системы ДОД.

Думается, такая организация клубной работы не во всем соответствует самой идее клуба как добровольного объединения имеющих общие интересы людей в целях общения, отдыха, развлечения.

Главные принципы организации деятельности клуба:

 добровольность членства,

 самоуправление,

 единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом;

 открытость системы деятельности;

 сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практически-преобразующей);

 отсутствие взаимного давления;

 особый дух демократии и доброжелательная атмосфера;

 личностный комфорт членов клуба;

 широкие возможности для выбора единомышленников.

Несомненными достоинствами клубных объединений являются неформальное общение (не связанное регламентом и жесткими обязательствами), неприемлемость шаблона, доступность для широкого круга людей за счет открытости клуба и многообразия форм деятельности.

Один из главных принципов деятельности клуба – открытость системы. Это означает, что участником может стать любой ребенок, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу деятельности клуба, способностей и интересов.

Работой клуба руководит совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог-организатор, он же – председатель совета клуба.

В качестве основных направлений деятельности клуба могут стать:

1.Реализация образовательных программ (спецкурсы по обучению жизненным навыкам по профилю клуба).

2.Реализация исследовательских программ (с использованием специальных знаний и информации членов клуба, участие в исследовательских проектах по профилю клуба).

3.Реализация практико-ориентированных социально-творческих проектов.

4.Реализация досуговых программ (общие мероприятия для всех членов клуба, а также создание творческих групп по различным направлениям: музыкальному, спортивному и др.).

Таким образом, организация работы клубов в УДОД связана с самыми разными видами деятельности и не может сводиться только к реализации одного из них. Интереснейший опыт именно такой организации клубной работы демонстрирует « Затея», в течение многих лет «Клуб выходного дня». Его совместные дела – экспедиции и походы, Дни здоровья; творческие игры, конкурсы; циклы занятий с родителями.

План работы клуба « Затея» на 2013-2014 год.

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Анкетирование. Утверждение плана работы на год. Знакомство с программой ЦРТДиЮ « Досуг. Общение. Праздник.»

Сентябрь

Педагоги-организаторы, вожатые

Педагоги доп. образования, организаторы, вожатые

« В ожидании Нового года»-методическая помощь по проведению новогодних представлений в детских учреждениях

Педагоги доп. образования, организаторы, вожатые, старшеклассники

« Семейные встречи за круглым столом» Тема: « Здравствуй, Новый год!» (как организовать праздник дома), работа творческой мастерской по изготовлению елочных украшений.

« Рождественские встречи» праздничное чаепитие, встреча с настоятелем церкви Кутумовым П., новогодний концерт.

День здоровья. Посещение Фока « Богатырь»

« Семейные встречи за круглым столом». Тема: « Волшебное тесто» (занятие тестопластике)

Февраль-март

Академия здоровья. Занятие на тренажерах.

« Семейные встречи за круглым столом» Тема: « Букет из конфет»

Конкурсная программа « Кулинарные посиделки»

«Здоровье сгубишь - новое не купишь!» - День здоровья на природе.

Творческий отчёт ЦРТДиЮ.

Закрытие КВД. Праздничное чаепитие. Игры, конкурсы

V. Детское общественное движение

В советский период внешкольными учреждениями был накоплен огромный позитивный опыт по развитию в образовательных учреждениях детского самоуправления, формированию у детей лидерских качеств. Стремление к личностному развитию и лидерству в избранной сфере деятельности – важнейшая базовая потребность человека.

Важнейшими направлениями современного этапа возрождения детского движения являются: создание новых детских и молодежных общественных организаций, формирование механизмов детского самоуправления в образовательных учреждениях, разработка и реализация образовательных программ по целенаправленному воспитанию лидеров в молодежной среде.

В ЦРТДиЮ с этой целью разработана и успешно реализуется программа Союза детских общественных объединений « Радуга». Ее задачи: познавать и улучшать окружающий мир, быть достойным гражданином своего Отечества. В ЦРТДиЮ есть интересный опыт организации работы по воспитанию у подростков лидерских качеств. Разработан проект «Школа лидеров», целью которого является подготовка кадров молодежных лидеров для работы в общественных и государственных организациях.

Детское общественное движение – это один из важных аспектов становления гражданского общества в России. Здесь имеются все необходимые условия для того, чтобы предоставить каждому ребенку реальные возможности испытать свои способности и склонности, приобрести персональный опыт проживания различных ситуаций и определения своей позиции в этих ситуациях. Через коллективные творческие дела учебных групп, массовые досуговые мероприятия, клубную деятельность, специальные программы по развитию лидерских качеств и другие формы УДОД могут и должны поставить перед собой задачу формирования у обучающихся видения и понимания культуры коллективного взаимодействия и доверия, формирования коммуникативной компетенции, освоения позиции лидера, приобретения навыков самоуправления. Тогда само УДОД сможет стать центром социального притяжения, активным участником «сети гражданской активности».

Основные задачи УДОД по воспитанию в детях лидерских качеств:

 Развивать у обучающихся лидерские качества прямыми и непрямыми методами через образовательный процесс и другие формы деятельности.

 Обеспечить учащимся возможность реальной деятельности с участием взрослых людей, которые могут служить образцами лидерства, дать учащимся испытать себя в возможно большем числе реальных жизненных ситуаций, которые позволят им осознать свое призвание и развиваться в выбранном направлении.

 Формировать в учреждениях культуру преодоления, разумного риска, инноваций, достижения и уважения к успеху.

 Педагогам и администрации учреждений подавать примеры лидерства, пропагандировать успехи обучающихся и опыт их достижений, поддерживать отношения с выпускниками прошлых лет.

 Организовать для учащихся проведение специальных тренингов по развитию лидерских компетенций.

Проводить мероприятия (походы, соревнования, выезды в профильные лагеря и т. п.), способствующие выявлению важнейших лидерских компетенций в процессе преодоления реальных трудностей.

Перечисленные направления могут составить основу деятельности в блоке «Детское движение» как составной части социально-культурной деятельности УДОД.

Механизм реализации культурно-досуговой программы

План реализации программы « ДОСУГ» на 2013-2014 учебный год.

День открытых дверей в ЦРТДиЮ « Мастерами, увы, не рождаются». Работа творческих мастерских.

Сентябрь

Тематический час, в рамках мероприятий, посвящённых году экологии в России « Твори добро на всей земле, твори добро на радость людям!»

Сентябрь

« И снова музыка звучит!» познавательно-развлекательная программа, посвящённая Дню музыки.

Тематический час для детей начальной школы « Детям о Конституции», посвящённый 20-летию Конституции РФ

Встреча поколений. «Комсомол - моя судьба», посвящённая 90-летию Комсомола.

« И пусть виски посеребрила седина»- праздничная программа, посвящённая Дню пожилого человека.

« Созвездие дружбы»- концертная программа, посвящённая Дню единения России.

« Осенний коллаж», игровая программа для воспитанников ЦРТДиЮ

"Любовью вашей дорожим, за все спасибо говорим"- праздничная программа, посвящённая Дню матери.

Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования « Сердце отдаю детям», посвящённый 95-летию дополнительного образования

Экологическое ток-шоу «Наша Земля в наших руках!» (о формировании экологической культуры подростков), посвящённое подведению итогов Года экологии в России.

«По заснеженным дорожкам» - новогодняя развлекательная программа для детей.

« Турагенство Бабы Яги» игровая программа для воспитанников ЦРТДиЮ младшего звена.

« Исполнение желаний» - новогодняя развлекательная программа для воспитанников 11-14 лет.

« Новый год шагает по планете»- новогодний вечер отдыха для старшеклассников.

Игровая программа « Новые Олимпийские игры», посвящённая открытию зимней олимпиады в Сочи.

« Мы вместе!»- отчётный концерт творческих коллективов и солистов ЦТРДиЮ.

« Седьмое чувство»- игровая программа для воспитанников ЦРТДиЮ.

Областной конкурс « Вожатый года 2014».

Районный смотр художественной самодеятельности « Созвездие талантов».

« Культура и личность»-тематический час, в рамках реализации мероприятий, посвящённых году Культуры в России.

« Пасхальный перезвон» конкурсная программа для воспитанников ЦРТДиЮ

« Всей семьёй за чашкой чая!»- познавательная программа, посвящённая Дню семьи.

«Здоровье сгубишь - новое не купишь!» - День здоровья на природе.

Творческий отчёт ЦРТДиЮ.

« Добрым смехом смеются дети»- праздник, посвящённый Дню защиты детей.

Работа летнего лагеря актива « Алый парус».

Выводы:

Таким образом, предложенная структура культурно-досуговой деятельности в ЦРТДиЮ показывает, что, с одной стороны, за пределами собственно образовательной деятельности УДОД, связанной с реализацией образовательных программ, находится весьма обширное поле самореализации ребенка; с другой стороны, большинство конкретных видов деятельности в рамках социо-культурной деятельности в той или иной степени связаны с образовательной деятельностью, а, следовательно, имеют выраженный образовательный потенциал.

Задача состоит в том, чтобы «увязать» социально-культурные программы и проекты с образовательными программами дополнительного образования детей. Это, в свою очередь, упирается в практически не исследованную пока проблему определения содержания педагогических результатов социально-культурной деятельности, соотнесения их с результатами образовательной деятельности, выявления способов отслеживания этих результатов и их фиксации при документальном оформлении различных видов социально-культурной деятельности УДОД через планы, сценарии, программы, проекты.

Ожидаемые результаты:

Список использованной литературы:

Ариарский и культура досуга // Семья в зеркале социально-культурной деятельности. – СПб.: Специальная литература, 2004, с. 87.

Асафова Т., Кленова Н. «Надежда России»: поддержка социального творчества детей // Народное образование, 2005, № 6.


ПРОГРАММА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦРТДиЮ "ПОЛЯРИС"

БУДАНОВОЙ ПОЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Мончегорск - 2011 г.

Пояснительная записка:


Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

На сегодняшний день на территории всей России строятся детские и подростковые досуговые центры, разрабатываются доступные досуговые программы, но, тем не менее, острота проблемы дополнительного образования практически не стачивается.

ЦРТДиЮ «Полярис» - центр досуговой деятельности детей и подростков города Мончегорска, где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.

Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».

Для реализации программы необходимы определенные условия:

1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.

2. Привлечение к организации и проведении мероприятий по программе увлеченных творческих личностей с большим творческим потенциалом

4. Самореализация творческого и индивидуального потенциала воспитанников ЦРТДиЮ "Полярис" .

Данная программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:

Досуговые мероприятия внутри объединений ЦРТДиЮ "Полярис" (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);

Праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис" и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);

Конкурсные, игровые программы для отдельных классов по заявкам школ города;

Мероприятия, проводимые в каникулярное время для обучающихся и детей посещающих профильные оздоровительные лагеря дневного пребывания, организованных ЦРТДиЮ "Полярис» и др.

В реализации программы принимают непосредственное участие обучающиеся отдела художественно- эстетического воспитания ЦРТДиЮ "Полярис".

При разработке программы учитывался личный опыт досуговой деятельности, опыт работы Центров творчества г. Москвы, Калининграда, Самары, Санкт-Петербурга и базируется на основных методических материалах: Гальченко А.Б. «О типологии досуговой программ и не только/ Сфера досуга – сфера социализации», Кульпетдинова М.Е. «Подходы к разработке досуговых программ/ Ключ к успеху».


Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по целевой воспитательной программе «Будущее начинается сегодня».

Задачи:


  • Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;

  • Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;

  • Сплочение обучающихся центра через совместную досуговую деятельность;

  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;

  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;

  • Популяризация семейного досуга;

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Ожидаемые результаты:

  • Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;

  • Повышение культуры досугового общения обучающихся;

  • Развитие системы познавательно-развлекательных массовых мероприятий;

  • Рост уровня сплочённости объединений обучающихся ЦРТДиЮ «Полярис»;

  • Повышение качества проведения досуговых мероприятий.

Способы проверки ожидаемых результатов:


  • Анализ подготовки и проведения мероприятия.

  • Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.

  • Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа. отзывы, наблюдение, анкетирование).

  • Самоанализ организационной деятельности.

  • Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).

  • Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).

  • Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Формы проведения досуговых мероприятий:


  • конкурсно – познавательные программы;

  • конкурсно-развлекательные программы;

  • конкурсно-игровые программы;

  • театрализованные представления;

  • концерты;

  • беседы, викторины, диспуты.

Современные технологии и методы, используемые при проведении досуговых программ:

При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые, клубные.

В проведении программ использует следующие методы:

Метод театрализации, (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);

Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности, формирование межличностных отношений);

Метод импровизации (используется на всех программах);

Соревновательный метод (используется в конкурсно - развлекательных и спортивных мероприятиях);

Метод формирования познавательного интереса;

Метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).
Традиционные мероприятия в рамках программы:

1 модуль – «Досуг, общение, творчество»: «Посвящение в Полярисники», «День друзей»; «День именинника»; Новогодние программы; «От всей души!»; выпускные мероприятия для школьных учреждений города и обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис";

2 модуль – «Семья»: «А ну-ка, папы»; «Мамин портрет»; Отчетный концерт для родителей обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис"; «День матери» (в т.ч. для многодетных семей).

3 модуль – «Каникулы»: Мероприятия для детей, посещающих оздоровительные лагеря; «23+8»; «Хорошее настроение»; Тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис".

4 модуль - «Думай о будущем»: тематические дискотеки для обучающихся ЦРТДиЮ "Полярис", мероприятия по профилактике правил дорожного движения, пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.

Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей объединений отдела ХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис», образовательных учреждений города.

Даная досуговая программа реализуется в рамках целевой воспитательной программы «Будущее начинается сегодня», которая состоит из четырех модулей: «Досуг, общение, творчество», «Семья», «Каникулы», «Думай о будущем».
Модуль 1.«Досуг, общение, творчество».
Цель: - воспитание культуры праздника и общения обучающихся ОХЭВ ЦРТДиЮ «Полярис» и воспитанников образовательных учреждений города.
Задачи: - развитие системы досуговых мероприятий;

- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;

Развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.


Ожидаемые результаты:

Участие обучающихся в досуговых мероприятиях;

Раскрытие творческой индивидуальности детей.




Мероприятия

Форма проведения

Цель

1.

«Чудеса под Новый год»

Театрализованное представление



2.

«В кругу друзей» (посвящение в «Полярисники»)

Игра- путешествие



3.

«День именинника»



Создание традиционной атмосферы праздника

4.

«23+8»

Конкурсно-развлекательная программа

Развитие сплоченности коллектива через совместное участие в конкурсах

5.

«Мисс Золушка»





6.

«Мисс Полярис»

Конкурсная программа (I, II отборочные туры)

Развитие креативного и коммуникативного потенциала личности

7.

«Вместе целая страна».

Отчетные концерты объединений ХЭВ,награждение обучающихся.

Развитие творческой индивидуальности детей. Отслеживание творческого роста.

Модуль 2. «Каникулы».
Цель: Создание условий для организации досуговой деятельности подростков в каникулярное время.
Задачи:

Пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

Профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

Развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.


Ожидаемые результаты:

Реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

Положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;

Приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.


Модуль 3. «Семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Задачи:

Взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

Организация семейных праздников;

Воспитание бережного отношения к семейным традициям.


Ожидаемые результаты:

Активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

Удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 4. «Думай о будущем».
Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

Развитие интереса к истории своего Отечества;

Обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;

Привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;

Формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:

Развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.




Мероприятия

Форма проведения

Цель

1

«Государственные символы России»

Беседа

Знакомство с символикой Российской РФ. Патриотическое воспитание.

2

«Выбор за мной»

Тематическая дискотека (в рамках городской декады» SOS»)

Профилактика вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни.

3

«Конвенция ООН по правам ребенка»

Беседа

Знакомство с правовыми нормами ребенка

«Детство-это ты и я».

Концерт в рамках городской акции «Быть ребенком не должно быть больно»

Развитие художественно-эстетического и креативного потенциала личности. Воспитание духовности, нравственных качеств

«Мы памяти этой верны!»

Концерт для ветеранов



«Сынам отечества»

Концерт для военнослужащих

Воспитание и развитие нравственно-патриотических качеств

Методическое обеспечение программы.

Приложение №1 «Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, и пр./

Приложение №2 «Диагностика воспитательного процесса: формы диагностики воспитанности, критерии экспертизы воспитательного мероприятия».

Приложение №3 «Формы досуговых мероприятий».

Литература.

1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.

3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.


Периодическая печать.

1.Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.

2.Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

3.Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.

4.Обруч. – Научно-методический журнал.

5.Последний звонок. – Газета.

6.Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».

7.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

8.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №144 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДОСУГ+»

Возраст детей: 5-11 класс

Фролова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

Пояснительная записка…………………………………..……………….…3

Учебно-тематический план ………………..…………………………….....8

Методическое обеспечение………………………………………………..11

Литература …………….………………………………….………...……...25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная школа определяет успешность своей деятельности в зависимости от результатов учебно-воспитательного процесса: повышения успеваемости учащихся, гармонизации межличностных отношений всех участников учебного процесса, статуса учреждения в образовательном пространстве. Главным показателем хорошей работы является успешный выпускник, который подготовлен к «взрослой жизни»: он самостоятелен, знает основные принципы демократического общества, интеллектуально развит, претендует на лидерские позиции в будущем, владеет навыками самоорганизации, управления, коммуникации и т.д.

Наиболее интенсивно такие качества развиваются при активном участии школьника в процессе ученического самоуправления, которое дает возможность исполнить ту роль, которая соответствует личности учащегося. Ученическое самоуправления вовлекает учащихся в управление своими школьными делами, что целесообразно рассматривать как способ подготовки их к жизни в демократическом обществе.

Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У учащихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.

К концу обучения старшеклассники расширят свои знания об организации мероприятий и о деятельности органов местного самоуправления, освоят методы работы в коллективе, завоюют авторитет через практику взаимоотношений, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.

Как отклик на это и создана данная дополнительная образовательная программа «Досуг+». Она даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально и физически, эмоционально и духовно, самореализоваться и приобрести организаторский опыт.

Цель Программы - создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразными игровыми формами досуга, а также методами организации и проведения массовых мероприятий;

развивать специальные умения, необходимые организатору досуга;

включать в практическую деятельность по организации и проведения досуговых мероприятий;

создавать условия для развития коммуникативных навыков и художественно-эстетического вкуса;

способствовать формированию сплочённого детского коллектива, умений обучающихся работать в команде.

Данная программа является общекультурной и имеет социально-педагогическую направленность.

Программа предназначена для детей и подростков 11 - 17 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Освоение Программы не требует предварительной подготовки и специального отбора обучающихся.

Условия реализации

Программа ориентирована: на детей 11-17 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество занятий: 2 раза в неделю по 90 минут.

Количество занятий в год: 146 часов.

Наполняемость групп: 15 человек.

В объединение осуществляется прием учащихся лицея и всех учеников других учебных заведений Калининского района по желанию и по заявлению родителей. В объединении может заниматься любой ребенок, независимо от природных задатков и навыков. не имеющих медицинских противопоказаний.

Возможен дополнительный набор в течение года по результатам собеседования.

Формы и методы проведения занятий

Образовательная программа «Досуг+» предполагает решение комплексных педагогических задач в процессе учебной и воспитательной деятельности, массовых творческих мероприятий, работы с классными руководителями, учителями, родителями.

Программа составлена согласно принципам педагогической целесообразности перехода от простых работ к более сложным. Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка,

Форма организации детей на занятии: групповая.

Программа дополнительного образования «Досуг+» представляет собой сложную многогранную структуру, которая развивает ученическое самоуправление на школьном уровне и одновременно гармонично развивает личность подростка. Обучение по программе проходит в разнообразных формах, способствующих лучшему улучшению материала с дельнейшим его применением:

практикум,

деловая игра.

Для реализации используются следующие формы работы: беседа, обсуждение, поручение, метод убеждения, разъяснение, презентации, индивидуальная работа, общественно-полезная деятельность, коллективно-творческая деятельность, игра, соревнование.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Любой ребенок в процессе творчества является созидателем. Задача педагогов, работающих по программе «Досуг+» - направить свою педагогическую деятельность на достижение успеха обучающихся, используя различные приемы и средства. От слаженности действий, от правильности выбора содержания учебно-воспитательного процесса, постановки воспитательных задач, грамотного выбора форм и методов работы напрямую зависит и предполагаемый результат деятельности педагогов по данной (как и иной другой) программе. Результатом успешной реализации программы должно стать:

К концу обучения обучающиеся должны знать:

цели и функции ученического самоуправления;

механизм взаимодействия органов ученического самоуправления с другими школьными и внешкольными объединениями;

основные институты местного самоуправления, разнообразие его форм;

стадии формирования и управление коллективом;

основные понятия психологии личности.

уметь:

организовывать и проводить мероприятия;

планировать, анализировать, стимулировать, контролировать работу органов ученического самоуправления;

ориентироваться в собственных склонностях, способностях и на основании этого разрешать возникающие проблемы;

ставить цели, достигать их;

самостоятельно планировать и реализовывать идеи, инициативы;

составлять и реализовывать социальные проекты;

работать с информацией.

Формы подведения итогов (способы проверки знаний).

Проводится входной, промежуточный и итоговый контроль. Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование общих знаний, беседы с родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в объединение, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Используются следующие методы диагностики: наблюдение, опрос, анализ образовательной деятельности обучающихся.

Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, участию в выставках, проводимых при участии объединения. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по предметным программам, так и воспитательные результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.

По результатам промежуточной (вторая половина учебного года) и итоговой диагностик родителям обучающихся выдаются рекомендации педагогов дополнительного образования и психолога школы, в каком направлении деятельности ребенок может реализовать себя в большей степени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов (тем)

Общее количество часов

Практика

Комплектование группы

Введение. Лидер.

Игры на выявление лидера.

Коллектив.

Искусство общения.

Конфликты и пути их решения

Основы публичного выступления.

Основные формы организации досуговой деятельности.

Общие сведения.

Мероприятия.

Социальное проектирование.

Комплектование группы.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с группой.

Практика. Игры «Арифметика», «Я еду». Тестирование «Я - лидер». Формула успеха лидера.

Игры на выявление лидера.

Теория. «Кто такой лидер?»

Практика. «Кораблекрушение», «Кулачок», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмите меня».

Коллектив.

Теория. Этапы развития коллектива. Стиль руководства коллективом. Закономерности работы коллектива. Влияние на коллектив.

Практика. Упражнение «Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (по Лутошкину).

Искусство общения.

Теория. Понятие общения. Стили общения. Эффективные способы начала общения.

Практика. Упражнение «Давайте познакомимся». Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. Выход из общения. Упражнение «Место встречи». «Маски в общении». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь», «Найди по инструкции», «Горячий стул», «Репка». Игровые методики. «На златом крыльце сидели», «На плоту». «Свободный разговор», «Разброс мнений». Ток-шоу.

Конфликты и пути их решения .

Теория. Человек в конфликте. Диагностика конфликта. Виды поведения в конфликте. Стратегия сотрудничества в конфликте.

Практика. Искусство ведения переговоров.

Основы публичного выступления .

Теория. Искусство полемики. Виды вопросов. Простые и сложные вопросы. Искусство отвечать. Правила поведения в дискуссии.

Практика. Игровые методики. «Публичная лекция», «Турнир ораторов», «На пне в лесу», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

Основные формы организации досуговой деятельности .

  1. Общие сведения

Теория. «Досуговая деятельность это…».

Практика. Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...», «Или-или», «Это мой нос», «Я никогда...». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

  1. Игра.

Теория. Общие сведения «Что такое игра?».

Практика. «Репка». Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Бояре», «Голова - хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меня укусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар», «Вместе мы одна семья», «Охота на льва», «Глава, рамена, колена, пальцы», . «Часы», «Семья дяди Томаса», «Веселая грамматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики. «Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Три королевства». Творческие игры. Конкурсы актерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или - или», «Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Моя машина не заводится», «Будь собой!», «Живая пирамида», «Судоходная линия». Спокойные игры.

  1. Мероприятия.

Теория. Основные характеристики. Виды мероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.

Практика. Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенного мероприятия.

  1. Дело.

Теория. Основные характеристики. Воспитательные возможности дела. Творческая мастерская «Конструируем КТД».

Практика. Предварительная подготовка дела. Упражнение «Выбор организатора». Анализ условий, потребностей и интересов участников, постановка цели деятельности. Коллективное планирование дела. Игра «Корзина грецких орехов». Коллективная подготовка. Упражнение «Организаторское лото», «Сценарий мероприятия», «Памятка главному организатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализ дела. Выявление ошибок. Определение ближайших последствий проведенного дела.

Социальное проектирование.

Теория. Общие сведения. Основные признаки проекта. Определение проблем. Мозговой штурм «Решаем проблемы». Составляющие проекта: проблема, цели и задачи, результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.

Практика. Реализация проекта. Презентационная папка проекта. Анализ реализации проекта. Определение ближайших последствий реализации проекта.

Под организаторскими способностями понимают такое сочетание индивидуально-психологических свойств, которое помогает быстро, надежно, уверенно включать людей (в случае индивидуальной деятельности - включаться) в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность в ходе этой деятельности. Организаторские способности представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, которые условно можно представить в виде четырех блоков: 1) знания и умения, связанные с пониманием особенностей внутреннего состояния и поведения людей (знание психологических особенностей людей, организаторская проницательность и т.д.); 2) знания и умения, связанные с построением эффективного общения и обеспечения разнообразностороннего влияния (знание этапов общения, умение убеждать и т.д.); 3) знания и умения, связанные с пониманием закономерностей работы коллектива и управления им (знание психологической совместимости, влияние на коллектив, знание законов развития коллектива, выбор оптимального стиля руководства и т.д.; 4) знания и умения, связанные с организацией и проведением дела (понимание цели, умения планировать, рассчитывать и распределять работу, осуществлять контроль и стимулирование, подводить итоги и т.д.). Таким образом, формирование организаторских способностей требует комплексного подхода, в том числе подразумевающего одновременное ознакомление человека с теоретическими основами организаторской деятельности и выработку у него соответствующих практических умений и навыков.

Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогическое явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.

В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:

информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;

операционный. Он включает в себя формирование у подростков организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских проблем;

практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.

В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат следующие основные принципы:

компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;

взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;

преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.

Но необходимо помнить, что организаторская техника - не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.

Одно из главных условий подготовки организаторов - стимулирование их работы над собой, поэтому уже на вводном занятии используется методика М.И.Рожкова «Чтобы расти, надо смотреться в «зеркало», сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.

Дидактический материал

Карточки с описанием ролей к сюжетно-ролевой игре «Праздник»

раздаточный материал таблица к игре «Кораблекрушение»

Карточки «Совет лидеру»

Карточки к играм

Карточки для разбивки на микрогруппы

Карточки «Виды мероприятий»

Карточки к упражнению «Выбор организатора».

Карточки к упражнению «Распределение ролей».

Методичка «Формула успеха лидера»

Презентация «Социальный проект - современная воспитательная технология»

Презентация «Составляющие социального проекта»

Раздаточный материал к игре «Три королевства»

Раздаточный материал к игре «Калоши счастья»

Таблица «Как слушать», «Как говорить»

Таблица «Лидерские качества»

Таблица «Стили руководства»

Таблица «Формы организации досуговой деятельности»

Таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Тест «Я - лидер»

Литература для педагогов

Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Организация и планирование работы. М.,2006г.

Э.Кристофер, Л.Смит. Тренинг лидерства. С.-Петербург, 2002г.

Н.Е. Щуркова. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004г.

Т.Г.Григорьева и др. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999г.

С.Оськина. Формирование организаторских умений подростков.// ж. Воспитание школьников №5 2008г.

Н. Галеева. Формирование организаторских способностей у школьников.// ж. Воспитание школьников. №3 2008г.

М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. Владос. М. 2002г.

Андерсон Джилл. Думай. Пытайся. Развивайся. Общая редакция и перевод А.Л. Шлионский. С-Петербург. «Азбука»,1996

Горохова Е.В. хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое самоуправление», Н. Новгород, 2000 г.

Джини Г. Скотт. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991.

Долил Митчелл. Страус Давид. Как работать вместе.- АЮЛ, 1994.

Дополнительное образование, № 4, 2006 г.

Закон РФ "О поддержке детских и молодежных общественных объединений"

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.

Леванова Е. Готовясь работать с подростками.- М., 1993 г.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1987 г.

Петрова Н.П. Тренинг победителя. Издательство «Речь», С-Петербург, 2002 г.

Прутченков А.С. Тренинг личностного роста.- М., 1993 г.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. Москва. «Новая школа», 1995 г.

Сборник материалов «В помощь вожатому». Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 14. Чебоксары, 2005 г.

Сергеева В.П. Классный руководитель. Планирование работы от А до Я. Москва, «Педагогическое общество России», 2001 г.

Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г.

Тихомирова Е. Воспитание лидера. Журнал «Воспитание школьников» № 4, 5, 2003 г.

«Я - лидер». Сборник материалов СДиМД, Ростов-на-Дону, 2000 г.

Литература для обучающихся

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- Лениздат, 1992 г.

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Москва. «Просвещение», 1998 г.

Данилова В.Л. Как стать собой. Пособие для самообразования. Москва, «Интерпракс», 1994

Леви В. Искусство быть собой.- М., 1991 г.

Леви В. Искусство быть другим.- М., 1980 г.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день.- М., 1993 г.

Соловьев Э. Современный этикет и деловой протокол.- М., 1993 г.

Сегодня типичным для практики является организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий, без должного программного обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Полноценное использование этого потенциала предполагает переход от её планирования к программированию, то есть построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.

Мы предприняли попытку написать такую программу.

Цель данной культурно-досуговой программы – помочь педагогам дополнительного образования в подготовке и проведении очень важного с точки зрения воспитательной работы, первого праздника в стенах Центров внешкольной работы – праздника посвящения детей в мир творчества.

В программе даны сведения о значении этого праздника для нашего учреждения, его целях и задачах, показан алгоритм педагогического руководства организацией данного мероприятия, рассказано о различных формах его проведения в зависимости от возраста воспитанников.

Посвящение у нас в Центре проходит для младшего и среднего возраста в форме игры-путешествия с театрализацией.

Предлагаемый нами сценарий является небольшим театрализованным представлением, в основе которого лежит единая сюжетная линия, объединяющая персонажи и весь музыкальный материал в единое целое.

К материалу прилагаются методические пояснения, которые подскажут, как эти посвящения сделать действительно праздниками – весёлыми, интересными, запоминающимися.

Дополнительное образование – это золотой ключик, позволяющий ребёнку открыть двери в ещё неизведанный, интересный, яркий мир. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации даёт каждому ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах. По словам Сухомлинского, "у каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном". И задача педагогов дополнительного образования затронуть в душах детей колокольчики творчества, таланта.

Ведь проблема развития творческих способностей очень многоаспектная и непростая, но несомненно одно – творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности – например, занятия музыкой могут пробудить музыкальный слух, общение с поэтическим искусством в состоянии развить поэтический слух и вкус.

Одним из разновидностей творческой деятельности в системе дополнительного образования детей являются разные типы культурно-досуговых программ, в частности, праздники.

Что такое праздник? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но, скорее всего, праздник – это когда все друзья собираются вместе, когда царят дружба, веселье и взаимопонимание, когда звучат песни, танцы, шутки… На наш взгляд, потребность в празднике – это потребность любого человека в разделенной с другими людьми радости. Собственно говоря, превращение "своей" радости в "общую" и создаёт праздник, умножает радостное переживание за счёт сопереживанию других, делает его общим. И чем больше в нашей жизни праздников, тем веселее и интереснее жить.

Поэтому педагоги нашего Центра, не дожидаясь календарных, разрабатывают и проводят много оригинальных мероприятий для детей младшего, среднего и старшего возраста.

Это различные праздники, коллективно-творческие дела, тематические вечера, заседания дискуссионного клуба, творческие и познавательные игры и многое-многое другое. Без них уже невозможно представить жизнь нашего Центра; они создают особую воспитательную среду для обучающихся. Атмосфера доверия, обеспечивающая максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогами, раскованность ведут к творческому раскрепощению; развиваются способности, стимулируются творчество и инициатива, удовлетворяются потребности в общении.

И первый шаг в этом направлении для детей, впервые переступивших порог нашего Центра внешкольной работы – участие в подготовке и проведении традиционного праздника "Посвящение студийцев в мир творчества".

Значение этого праздника очень важно в воспитательной работе, так как коллектив любой студии начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдёт на высоком эмоциональном уровне, у руководителя студии будет большая вероятность создания здорового, крепкого коллектива. И одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общения детей является праздник "Посвящение студийцев в мир творчества".

Алгоритм организации этого праздника мы рассматриваем как технологию педагогического руководства организацией деятельности.

1. Предварительная подготовка педагога

Эта стадия организаторской деятельности предполагает обдумывание и выдвижение целей и задач, продумывание содержания и формы мероприятия, ожидаемого результата.

Цели и задачи:

  • создание условий для развития творческих способностей детей;
  • расширение кругозора воспитанников;
  • расширение эмоционального мира ребёнка;
  • формирование умений работать в группе, воспитание чувства взаимной ответственности, взаимной поддержки, сплочение детского коллектива;
  • расширение сферы неформального общения между педагогами, детьми и родителями.

Этот праздник проводим в конце сентября – начале октября.

Формы организации этого мероприятия зависят от возраста воспитанников. Для детей младшего и среднего возраста – игра-путешествие с театрализацией. Для студийцев старшего возраста – шоу-программа.

Время проведения праздника – не более 2-х часов.

Ожидаемые результаты: развитие интересов к познанию, формирование социально-активной личности, развитие творчества учащихся, самоутверждение, расширение сферы неформального общения между педагогами, детьми и их родителями.

2. Планирование

На этапе планирования педагог, ответственный за проведение праздника, обсуждает с руководителями всех студий возможные варианты идей по подготовке и проведению (Приложение 1). В свою очередь, в каждом коллективе преподаватели проводят с детьми и родителями конкурс на лучшее предложение в план, идёт коллективный выбор вариантов. Например, при планировании игры-путешествия обсуждаются количество групп, участвующих в игре, названия станций, вопросы на каждой станции, вовлечение детей в театрализацию и т.д. В каждой студии придумывают и обсуждают девиз (Приложение 3), эмблемы

Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

отличия в костюмах, формируются творческие группы для участия в празднике


Рисунок 5

3. Текущая организаторская деятельность (подготовка)

В процессе подготовки полностью разрабатывается и утверждается сценарий, пишется и утверждается план подготовки мероприятия, где описаны все организационные моменты и указаны ответственные за них. Чем больше детей включены в графу "ответственные", тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности взрослых и детей. Совместная разработка идеи, сюжета, его построения, детальная проработка его содержания делают и сам праздник ярким и запоминающимся событием в жизни каждого ребёнка.

4. Проведение мероприятия

Проведение праздника осуществляется в соответствии с разработанным на этапе подготовки сценарием.

5. Анализ

Анализ осуществляется на этапе подведения итогов проведенного праздника.

В нашем учреждении разработана карта анализа мероприятия, по которой и подводится итог (Приложение 4). Также участники, и педагоги, и студийцы отвечают на следующие вопросы в анкете: "Что получилось наиболее удачно, а что не получилось?", "Какие есть предложения на будущее?" и т.д. (Приложение 5).

6. Последействие

Это завершающая стадия организации мероприятия. Педагог, организующий этот праздник, анализирует эффективность выполнения поставленных целей и задач, определяет перспективы подобных мероприятий на будущее.

Все участники игры-путешествия заранее делятся на команды, не более 15-20 человек (желательно с учётом специфики коллектива).

Заранее организаторами определяются контрольные пунк­ты или станции, на которых ребята должны побывать,

Например:

1. танцевальная мозаика;

2. бисероплетение;

3. туризм;

4. шахматы и т.д. всего 15 (по количеству команд).

Даётся старт игре-путешествию, раздаются каждой команде мар­шрутный лист (Приложение 2) и команда во главе с сопровождающим пе­дагогом отправляется в путешествие. На станциях ребят ждут подго­товленные педагоги и дают задание с учётом специфики данной стан­ции. По времени задание не должно превышать 2 минуты.

Варианты награждения, поощрения и подведение итогов игры-путешествия могут быть разные.

Вариант I

На последней станции каждой команде выдаётся ключ (или фраг­мент общей мозаики). После игры-путешествия из всех принесённых командами фрагментов мозаики, под руководством художника, предста­вители команд собирают одну общую мозаику. В этой мозаике изо­бражена этакая творческая "куча" (специфика и виды деятельности каждого коллектива).

Вариант II

Когда что-то (ключ, фрагмент мозаики или ещё что-либо) выдаётся на каждой станции.

Например, если взять за основу идею зрелищного коллективного оформления сцены, то на каждой станции можно выдавать элементы этого оформления. Допустим, мы решили оформить задник сцены в виде солнечной весёлой поляны. (Частично он уже будет оформлен, а недостающие элементы ребята принесут, если правильно выполнят задание). Тогда на одной станции будут давать лучики для солнца, на другой – фрагменты радуги (пронумерованные сзади), далее лепестки цветов, бабочки, грибочки, листья от дерева и т.д. и т.п.

Если 15 команд и 15 станций, то предметов должно быть 225. Оформление такого количества предметов трудоёмко и, наверное, не каждому под силу. Тогда можно ограничиться выдачей элементов оформления только на последней станции (как заключение).

Посвящение студийцев ЦВР "Я вхожу в мир творчества"

Ведущая:

Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!

Вот поэтому каждый год в наш Центр приходят всё новые и новые ребята, самые любознательные, активные и талантливые. Мы рады вам, здравствуйте! (музыкальная отбивка)

Сегодня, в этом зале впервые собрались все вместе:
Театралы и туристы
И танцоры, вокалисты,
Мастера вязанья,
Вышивки и рисованья,
И, конечно, гитаристы.
Краеведы, шахматисты.

(обращается к одному из участников в зале)

Ты ничего не перепутал? Мы рады, что вы ничего не перепутали и нашли себе занятие по душе. Это так важно, когда у человека есть любимое, интересное увле­ченье, которое приносит радость, удовлетворение, успех. Здесь вам всегда рады, здесь вас всегда ждут и любят. Здесь вы обязательно приобретёте новых верных друзей. (музыкальная отбивка)

Гном:

Ну что ж, детвора,
Праздник начинать пора,
Ой, ребятушки, беда,
Злая бабушка Яга
Навредить нам захотела,
Белоснежку одолела,
Белоснежка, выходи,
Сколько деток, погляди.
Обманула, заманила
И в избушку засадила,
Сможете её спасти!
Вы ж в своём просторном зале
Там она в тоске, печали,

Ведущая: Что ж нам делать, объясни.

Гном:

Ой, боюсь, идёт Яга,
Возвращается, пока!

(звучит песня Бабы Яги, можно использовать песню "Молодец, моло­дец!" соло Шапокляк и припев из мюзикла "Происшествие в стране Мульти-Пульти" (Б.Савельев-А.Хайт)

Выскакивает Баба Яга, танцует, пристаёт к детям.

Баба Яга:

Русским духом пахнет здесь,
И народу здесь не счесть.
Вы зачем пришли сюда,
Праздника не будет,
Белоснежка у меня
Жить отныне будет.
Я её не отпущу,
Веселиться не пущу.
Чтоб она не убежала
Не найти вам их теперь.
Заперла я крепко дверь
А ключи я разбросала,

Ведущая:

Неужели, Бабушка Яга,
Не увидеть Белоснежку никогда?

Баба Яга:

Открыть мою избу не просто,
Дверь на пятнадцати замках,
Ключи в пятнадцати кружках.
Чтобы мои ключи найти,
Но ключ достанется не каждому,
Все студии должны вы обойти,
А только ловкому, умному, отважному.

Ведущая:

Вы постараетесь, друзья?
На вас надеюсь очень я!
Удача пусть будет с вами,
Возвращайтесь скорее с ключами.
И помните, что ключ достанется не каждому,
А только самому ловкому, умному, отважному.
А вы, руководители, помогите,
Ребят по студиям разведите.

(начинается игра-путешествие "Я вхожу в мир творчест­ва". Идёт перекличка команд, выдача маршрутных листов, объяснение игры-путешествия)

Ведущая:

Ай, ребята, молодцы!
Принесли вы все ключи

Баба Яга:

А я, признаться, вам не верю,
Сама ключи сейчас проверю.
Количество их сосчитайте.
А ну-ка все дружно их поднимайте,

Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15.

(ведущая собирает ключи или фрагменты мозаики)

Баба Яга:

Признаюсь честно я, не ожидала,
Что вы такие умные не знала.
Я пораженье признаю
И Белоснежку отдаю.

(музыкальная заставка)

Выходит гномик, ведя за руку Белоснежку.

Белоснежка:

Спасибо, милые друзья!
За то, что вы спасли меня!
Я так на праздник к вам бежала,
Но Бабка Ёжка помешала.
Хотела праздник отменить,
Веселье в слёзы превратить.
Но вы, ребята, молодцы!
Вы для меня собрали.
Ключей пятнадцать без труда
Себя вы показали,

(звучат, названия коллективов и торжественно каждый предста­витель команды выносит, свой ключ на сцену и под торжественную музыку делают круг почета)

Ведущая: Каждой команде удалось завоевать этот золотой ключик. И теперь этим ключом вы сможете открыть любую дверь в мир творчест­ва, искусства и фантазии.

Белоснежка: Вот и настал самый торжественный момент нашего праздника. Чтобы стать полноправными воспитанниками нашего Цен­тра, вам необходимо дать клятву. Вы готовы?

Клятва: Я, воспитанник Центра внешкольной работы, перед лицом своих товарищей клянусь и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод посещать Центр внешкольной работы. Клянусь!

(дети повторяют)

Полюбить, как самих себя, выбранный нами вид творчества. Клянусь!

Впитывать, как губка, всё, чему учит педагог и стараться выжать из него ещё больше.

Своими успехами дарить людям радость. Клянусь!

Ведущая:

Наши двери открыты всегда
Для верных, надёжных друзей,
Вы кружковцами стали теперь.
Поздравляю, ребята, вас я,

(ребята 2 и 3 года обучения дарят первачкам праздничный концерт)

Ведущая:

Вот трудности все позади
И дискотека впереди.
Приглашаем всех веселиться,
Отдыхать и танцевать и резвиться!

Литература

1. Емельянова И.С. Роль праздников в воспитании детей.- Кл. рук., 2008, № 5, с. 23-26.

2. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности.- Ярославль: Академия развития, 2004.

3. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением.- Кострома: издательство КГУ, 2000.

4. Малая В.Я. Театральные проекты. Я вхожу в мир искусств.- Репертуарно-методическая библиотечка.- 2001, № 6.

5. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей.- Воронеж: Изд-во "Учитель", 2003.

6. Озерова О.В., Булгакова Е.В. Развить творчество каждого ученика.- Кл. рук., 2008, № 5, с. 77-81.

7. Опарина Н.А. Педагогич. рук-во культурно-досуговой деятельностью школьников.- М.: сентябрь, 2007 .

9. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия.- М.: Гуман. изд. центр "ВЛАДОС", 2001.

10. Торгашов В.Н. Мы играем в праздники.- М.: "Педагогическое общество России", 2001.