Большая колыванская ваза. Декоративное убранство интерьеров Эрмитажа. Вазы. Национальный музей антропологии. Мексика

Малахитовая ваза-кратер «Медичи»1850-1852 гг. (Эрмитаж)

Санкт-Петербург знаменит не только памятниками зодчества, но и «одетыми» в гранитную оправу каналами и реками. Северная «Венеция» имеет еще одно преимущество перед многими другими городами мира: нигде больше не встретишь такого удивительного разнообразия камней, украшающих интерьеры многих дворцов, и прежде всего — Государственного Эрмитажа.
Все четыре здания Эрмитажа (Малый, Большой, Новый Эрмитаж и Зимний дворец) хранят более двухсот произведений искусства из малахита!
Со времен Древнего Египта люди ценили малахит. «Малахитовой эпохой» обычно называют 30-40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы.
Один из лучших образцов искусства уральских малахитчиков - колоссальная малахитовая ваза-кратер «Медичи» 1850-1852 гг. (Эрмитаж).
Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см.
В ней покоряет замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые волнистые зеленые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны.
На ножке малахитовой вазы переплетаются тёмно-зелёные узоры, напоминающие сердцевину дерева. Они прорезаны почти чёрными жилками и окаймлены светло-зелёной каймой. Выпуклый низ чаши не имеет специального организованного узора камня. Здесь в самом причудливом сочетании даны тёмные и ярко-светлые куски малахита, что создает впечатление мятого зелёного плюша. Борт чаши имеет тот же рисунок, но малахит для него взят густо-зелёный. В размещении плиток малахита виден принцип подхода мастера к созданию узора: ножка - единственная большая свободная поверхность, и на ней размещён значительный по величине рисунок: диаметр среднего узора 12-14 см.
Есть что-то колдовское в узорах этого материала. Это та красота, которая создана самой природой — и человек стремится подчеркнуть эту природную красоту. Зеленый или зеленовато-голубой уральский малахит- не просто редкий и весьма дорогой самоцвет. Этот камень - национальный символ России.
***
Автор описания: Наталья Черноморская

Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире .

История создания

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы . От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников .

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань . На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул . Из Барнаула обоз двинулся на Урал , на Уткинскую пристань реки Чусовая , где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём - по Чусовой, далее - по Каме , далее - по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву .

Символика

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края . Она изображена на гербе и флаге региона, а также на

Почти 25 лет вручную работали над её созданием, искали подходящий постамент, полировали и вырезали живописный орнамент на стенах. Когда она прибыла в Петербург, её очень долго хранили на складе, так как габариты «Царицы» были слишком крупны для залов Эрмитажа. Более 150 лет она стоит в Новом Эрмитаже и радует взор своей монументальностью и красотой.

История создания вазы начинается с 1819 года, когда в одной из каменоломен Алтайского края рабочие обнаружили 11-метровый участок яшмы. От него удалось отколоть восьмиметровый монолит, с трещиной, разделившей камень на две части, одна из которых - длиной в 5, 6 метра, была признана пригодной в работу. Нужно сказать, что в те годы изделия из камня пользовались огромной популярностью и поиски драгоценных камней и минералов крупных размеров велись без перерыва.

Когда камень столь большого размера был найден, Александру Первому незамедлительно отправили депешу, в которой доложили, что найден камень из которого может получиться особо крупная «эллиптическая чаша». В ответ из Петербурга прислали чертежи и гипсовую модель будущей вазы, которую назвали Колыванской в честь Колывановской фабрики, где над ней, с 1828 года не покладая рук трудился архитектор Авраам Мельников.

Почти четверть века прошла с тех пор, как рабочие обнаружили яшмовую глыбу и смогли сообщить в Петербург, что она готова к отправке. Сначала глыбу нужно было вытащить из земли, обработать и отшлифовать, затем обтесать и отполировать, вырезать орнамент и снова отполировать - все работы велись вручную и крайне кропотливо. Вместе с этим долго искали подходящий постамент, а потом не меньше обрабатывали его. В итоге, вес каменного изделия составил 19 тонн, высота - 2,5 метра, большой диаметр - 5, малый - более 3 метров.

Наконец, 19 февраля 1843 года караван из 154 лошадей отправился вместе со своей драгоценной ношей весом в 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Через полгода «Царица» прибыла в Петербург. Однако далее случился казус: баржа с ней долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста, после деревянные ящики простояли некое количество времени на набережной Невы против Эрмитажа, так как о месте, где должна была стоять ваза, заранее не подумали, а поместить её в парадном втором этаже Зимнего дворца, где находились произведения русских камнерезных фабрик, было невозможно из-за веса и габаритов чаши.

Посему «Царица» находилась до 1845 года на специальном складе, а после ей отвели проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Здесь ещё четыре года для неё сооружали особый фундамент, и только сенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на привычное нам место.

и хочу показать Вам один из экспонатов музея. Это знаменитая Колыванская ваза. Её высота более 2,5 метров,а овал чаши 5 на 3,25 метров.
Для неё в Новом Эрмитаже,в середине 19 века,создали специальный зал - Зал Большой Вазы.

Акварель художника Ухтомского Константина Андреевича.
А это сегодняшний вид зала:

По эрмитажной легенде, чтобы установить вазу в нижнем зале Нового Эрмитажа часть стены пришлось разобрать!!! Позднее всё привели в нужный порядок: проёмы заложили,оставив небольшие окна,стены облицевали искусственным мрамором,который был гораздо дороже настоящего!!! и установили скульптуру - у одной я долго стояла и пока не прочла надпись " Портрет пожилой дамы", никак не могла решить кто передо мной: мужчина или женщина???


Ну да Бог с ней,пусть себе стоит и любуется вазой.


Сделана ваза из зелёно-волнистой ревневской яшмы.
Вот её история:
В 19 веке один из российских камнерезных центров был создан на Алтае.
В 1819 году унтершихтмейстер И.С. Колычев, добывая на Ревневской каменоломне блоки для колонн, обнаружил яшмовую глыбу длиной около десяти метров. Когда глыбу стали отделять, она оказалась раздвоенной, причем большая ее часть достигала пяти с половиной метров. Пятиметровой длины яшмовый монолит, — уже само по себе было замечательным событием. Обработка этой породы является необычайно сложным процессом, ведь яшма, обладая большой твердостью, в то же время очень хрупка, не переносит ударов, которые порой оставляют на ней многочисленные трещины. Известно, что два постамента, предназначавшиеся под вазу-чашу, в процессе обработки погибли. Но алтайские мастера умели работать с яшмой.
В течение лета 1828 года яшмовая глыба обрабатывалась под руководством И.С. Колычева, а в сентябре 230 человек подтащили ее к каменотесному сараю и поставили, приподняв над землей примерно на один метр, на специальные стойки. В 1829 году «грубою обтескою» из камня было вынуто около 15 сантиметров породы.
Работа на Колывано-Воскресенской фабрике началась в 1831 году, куда яшмовую глыбу тащили целый месяц, при этом занято было 1000 человек, которые за сутки протаскивали монолит на полверсты.
На фабрике работа над вазой началась в цехе «колоссальных вещей». В гигантской яшмовой глыбе, из которой вырезалась «Царица ваз», было множеств мелких трещинок, но они были так искусно заделаны, что их трудно рассмотреть даже с близкого расстояния.
Чтобы драгоценный груз доставить в Барнаул, понадобились 160 лошадей и «четыре вновь изобретенного устройства вагона, особенно для самой чаши, имеющей с укупоркою весу слишкол 1000 пуд». Из Барнаула обоз двинулся в Екатеринбург, а потом водным путем по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе.

Благополучно добравшаяся до Санкт-Петербурга баржа в августе 1843 года доставила «Царицу ваз» в российскую столицу,где она пребывает и поныне,привлекая внимание посетителей!

Только один раз видела Панина чашу Колоссальную вживую. Поездку для нее в Санкт-Петербург организовал один руководитель предприятия из Курьи, восхищенный тем, как в колыванском музее верно сохраняют историю создания самого грандиозного изделии алтайских камнерезов.

Смотришь на Царицу ваз и - дух захватывает! - вспоминает Панина. - В Эрмитаже огромное количество разных экскурсий - и тематических, и обзорных. Практически все они заканчиваются в зале Царицы ваз, который по-другому называется еще залом Колыванской вазы.

Здесь все посетители непременно начинают фотографироваться. Поднимают руки и непроизвольно восклицают, потому что на фоне такой мощи люди смотрятся лилипутиками…

Пионеры-рудознатцы

- Ольга Борисовна, история Царицы ваз началась задолго до ее появления в столицы России..

Камнерезное дело на Алтае началось с того, что в 1786 году на реке Алее на Локтевском медеплавильном заводе открыли небольшую шлифовальную мастерскую, потому что там нашли очень интересный красивый порфир.

Потом на Алтай была отправлена группа специалистов-рудознатцев. Они нашли в окрестностях Колывани более 200 месторождений цветного поделочного камня. Все они были очень разные - яшма, гранит, порфир. Причем камни были разнообразны по цветовой гамме, по рисунку, по количеству запасов.

К концу XVIII века медеплавильный завод в селе Колывань был закрыт, а работные люди, специалисты здесь остались. И тогда принимается решение построить на базе закрытого медеплавильного завода большую фабрику по обработке цветного камня.

В 1800 году приступили по возведению двухэтажного здания, а в 1802 году в августе уже началось производство на этой фабрике.

Какие экономически разумные решения наши предки принимали: не просто закрыть, разогнав людей, а сохранить…

Да! Невольно сравнишь с ситуацией в Колыванстрое в конце прошлого века. Закрыли шахту и - все. Дороги чистить некому, поддерживать поселок, в котором была создана великолепная инфраструктура, жили и работали специалисты высочайшего класса, некому. Закрылось все. Люди разъехались по всей стране…

- Вернемся во времена разумных предков наших. Для Царицы ваз нужно было найти не просто камень, а чудо камень.

Ревневскую яшму на Алтае открыли в 1789 году на горе Ревнюха (сейчас это Змеиногорский район). Стали работать с этой яшмой не сразу.

Только Стрижков, первый управляющий Колыванской шлифовальной фабрики, заинтересовался этим камнем. В своих записях он подчеркнул, что это очень красивый твердый камень.

Недаром один из ведущих геологов России Фирсман в начале XX века, когда приезжал на Алтай, сказал, что такой разнообразной цветовой гаммы и такого рисунка яшмы он нигде не видел.

Глыбу длиной в 14 аршин (аршин - 0,711 м - прим. ред.). обнаружил на каменоломне унтер-шихмейстер И. С. Колычев в 1820 году. Но только спустя 4 года после отделения камня управляющий Колыванской шлифовальной фабрики сообщил в Санкт-Петербург, что монолит после очистки может быть употреблен для какой-либо вещи элипсовидной формы.

Отсечь все лишнее

- В Северной Пальмире заинтересовались алтайской находкой?

В Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство дворцов, украшений для парков. Сообщением с Алтая заинтересовался архитектор Мельников.

Он и стал автором проекта, который утвердил управляющий кабинетом императора Гурьев. Но переписка со столицей шла долго: почта ушла, вернулась через полгода. В чертежах, присланных из Санкт-Петербурга было что-то непонятно мастерам, например, делать лажки вогнутые или выпуклые и т. д.

Получив в 1828 году небольшой макет-модель, колыванским мастерам стало ясно, какую вазу делать, какие лажки, какие канелюры. И только тогда они приступили к обработке камня в карьере. Обтеска заняла много времени, ведь работали только летом.

Эту грубообработанную глыбу доставили в Колывань за 30 верст. Художник Тарский, исследовав историю, написал картину «Доставка монолита с Ревневского месторождения», которая сейчас находится в Колыванском музее.

Под глыбу подкладывали специальные волокуши, которые по зимнему пути тащили запряженные в лямки мужики, как бурлаки. По одним свидетельствам, было 567 человек. В других свидетельствах - более 1000 человек.

Мы склоняемся ко второй версии, потому что надо же было еще и дорогу торить, рубить лес. На фабрике к работам над чашей приступили 22 декабря 1831 года.

- Для этой работы было построено специальное здание?

Нет, оно было сделано еще в 1820 году. Дело в том, что двухэтажное здание постройки 1802 года имело один небольшой проход.

Когда же приступили к изделиям больших форм, поняли, что доставка огромных монолитов сюда будет затруднительной, а разобрать стену, сложенную из гранитных блоков, было невозможно.

Тогда решили неподалеку построить одноэтажное здание с большими воротами.

Здание колоссальной шлифовальной фабрики проектировалось именно для колоссальных изделий - (от колосс - «огромный», прим. редакции).

- Царица ваз - не единственная чаша колоссальная?

Были и другие, но они меньших размеров. В Эрмитаже на первом этаже стоят еще две колыванские вазы XIX века. От них, как правило, начинаются все экскурсии. Эти вазы, выполненные тоже из зелено-волнистой яшмы, вдвое меньше Царицы.

«Покои» для Царицы

- Наверняка, сложно было транспортировать эдакую махину?

Начали вазу делать 22 декабря 1831 года, а 9 февраля 1843 года ее готовую, упаковали, и специальным поездом - в виде вагона были сделаны четверо саней, в которые запрягли 154 лошади, чаша Колоссальная двинулась к Барнаулу.

В Барнаул обоз прибыл 18 февраля, а 21 февраля он направился в Екатеринбург, на Уткинскую пристань. Там ее перетащили на баржи, отправившиеся по рекам Чусовая, Кама, Волга, далее - по Мариинской системе.

14 августа 1843 года баржа достигла Петербурга. По усадке баржи определили вес вазы: с упаковкой она весила свыше 1000 пудов.

В Петербурге эта громадина вызвала испуг, потому что стало понятно, что ставить ее некуда. Шесть лет, заколоченная в ящике, она простояла на набережной Невы.

Ломали головы: что с ней делать? Предлагали вокруг нее лестницу соорудить, чтобы люди поднимались и осматривали ее внутри: там углубление 5 м на 3 м - как бассейн. Но таким образом всю красоту вазы не увидишь.

Тогда приняли решение: оборудовать для вазы конный проезд между старым и новым зданиями Эрмитажа. Возвели и укрепили фундамент, положили мозаичный пол, затащили Царицу ваз и с двух сторон закрыли - получились вечные «покои» для Царицы.

- Во время ленинградской блокады, наверное, сложно было сохранять этот гигантский экспонат?

Ее обкладывали мешками с песком, чтобы предотвратить попадание осколков. Снаряды и бомбы ее не повредили, но крыша над вазой была повреждена.

Когда раскрывали вазу, то работники Эрмитажа ведрами вычерпывали из нее воду. Военные годы плохо сказались на ее состоянии. Нужно было навести блеск, отшлифовать, отполировать поверхность.

Поэтому в 1948 году пр Эрмитаже открыли училище для специалистов по работе с камнем. Семь человек с нашей колыванской шлифовальной фабрики проходили там обучение и помогали восстанавливать Царицу ваз.

Когда они вновь вернулись в Колывань, то были очень большими специалистами своего дела, принесли много знаний и хороших навыков. И это очень пригодилось.

В 1952 году эти мастера - Митин, Поднебеснов - по проекту Воротникова сделали из кордонского порфира юбилейную вазу к 15-летию Алтайского края. Эти же специалисты сделали первую мозаичную картину из наших очень твердых камней.

И ваза и панно сейчас хранятся в краеведческом музее.

Российские мастера всегда высоко ценили алтайские камни. Тот же Фаберже делал свои ювелирные яйца из алтайского кварцита...

Да, в Эрмитаже есть изделия Фаберже из нашего белоречского кварцита. В том числе и пасхальные яйца. Кстати, колыванская шлифовальная фабрика делала огромное количество таких пасхальных яиц, которые затем русский царь как главнокомандующий раздавал своим подчиненным на праздник.

Такая традиция существовала во всех войсках российской армии. Мой дедушка был офицером царской армии, который в годы гражданской войны перешел на сторону красных, а закончил свою службу воинскую в чине майора советской армии. И с царских времен он хранил такое пасхальное яйцо колыванской фабрики…

- Ольга Борисовна, какое значение имела и имеет Царица ваз для нашей страны?

Павел Свиньин в своем журнале «Отечественных записках» в XIX веке написал о вазе целую статью, где были такие слова: «Хотя некоторые чаши и вазы, привезенные с сибирских гранильных фабрик в Санкт-Петербург, по изящности камней и по красоте своих форм могут сравняться с сею новою чашею и даже превосходить ее, но ни одна из них столь не доказывает ни богатства сибирской натуры, ни смелой предприимчивости русских мастеров».