Сохин развитие речи детей. Феликс сохин - поэт, который учил детей говорить. Основные положения психолого-педагогической теории Ф.А. Сохина

Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста

Разделы работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Развитие речевого слуха.
Развитие артикуляционного аппарата.
Работа над развитием речевого дыхания.
Работа над голосом.
Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
Работа над дикцией.
Работа над орфоэпией.
Работа над темпом речи.
Работа над интонационной выразительностью.
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-5 лет.
Примерный практический материал.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5-7 лет.
Примерный практический материал.

Планирование работы по звуковой культуре речи.
Занятия по звуковой культуре речи.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в содержание занятии по родному языку.
Включение различных разделов звуковой культуры речи в музыкальные занятия.
Работа над различными разделами звуковой культуры речи вне занятий.
Формирование словаря.
Связная речь.
Особенности связной речи детей дошкольного возраста.
Пересказ литературных произведений.
Рассказывание по картине.
Рассказывание по игрушке.
Рассказы детей из опыта.
Творческие рассказы.
Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой.
Вторая младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.
Подготовительная к школе группа.
Ознакомление с предложением.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Ознакомление со слоговым строением слова.
Ознакомление со звуковым строением слова.
Речь воспитателя.
Требования к звуковой стороне речи.
Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.
Работа над собственной речью.
Устранение недостатков произнесения звуков.
Речевое дыхание.
Работа над дикцией.
Орфоэпия.
Интонационная выразительность.
Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление.
Планирование работы воспитателя.
Календарный план работы по развитию речи на одну неделю в подготовительной группе.
Вопросы для выборочного анализа календарных планов воспитателей (по развитию речи).


Скачать

Введение

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Развитая в соответствии с возрастом речь ребенка - одна из важнейших характеристик школьной готовности будущего первоклассника.

Однако сегодня мы наблюдаем неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Неразвитая речь является серьезным препятствием для успешного обучения в школе и для общего развития ребенка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому для успешного овладения речью необходимо целенаправленное обучение.

Целью курсовой работы является изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников и реализацию его идей в современном ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить этапы жизненного пути Ф.А. Сохина;

Рассмотреть влияние психолого-педагогического исследования 50-70 годов на разработку методической теории развития речи Ф.А. Сохина;

Изучить научные основы методики развития речи и обучения дошкольников родному языку;

Проанализировать осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста в теории Ф.А. Сохина;

Охарактеризовать научную школу, созданную Ф.А. Сохиным;

Рассмотреть реализацию идей Ф.А. Сохина в области развития и обучения родному языку современных дошкольников.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Основные положения психолого-педагогической теории Ф.А. Сохина

Этапы жизненного пути Ф.А. Сохина

Сохин Феликс Алексеевич (1928-1989) - российский психолог и лингвист. Область научных интересов Сохина Ф.А. связана с исследованиями в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Образование получил в МГУ им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.).

После окончания психологического отделения философского факультета МГУ работал преподавателем психологии в Московском пединституте иностранных языков (1951-1957).

В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей.

С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее время - Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования), созданного А.В. Запорожцем заведующим лабораторией подготовки детей к школе.

В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР.

В 1972 г. возглавил там же лабораторию развития речи.

Ф.А. Сохин в течение нескольких лет сотрудничал с журналом "Вопросы психологии", сначала - в качестве редактора (1956-1960), затем - члена редколлегии (1960-1962), заместителя главного редактора (1962-1970), члена редакционного совета (1971-1981), а в последние годы жизни - рецензента. Он также являлся членом редколлегии журнала "Дошкольное воспитание" (с 1980 г.).

Награжден орденом "Знак Почета" (1981 г.), знаком "Отличник просвещения СССР" (1986 г.).

В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию "Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста", которую, к сожалению, не успел защитить.

В область научных интересов Ф.А. Сохина входила психология и педагогика развития речи детей дошкольного возраста. Под его руководством в лаборатории развития речи в Институте дошкольного образования проводились исследования усвоения языка дошкольниками и разрабатывались теоретические проблемы этого процесса. Разработка психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду включала обучение родному языку и русскому языку в национальном и многонациональном детских садах.

Большое внимание уделялось также сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. На основе этих исследований разработаны "Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду" (1982) и "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (1984), в которых учитывается специфика развития речи дошкольников.

Существует два подхода к проблеме усвоения языка. Согласно имитационно-интуитивистскому подходу, язык усваивается ребенком интуитивно, путем подражания взрослым. В противовес этому взгляду в исследованиях Ф.А. Сохина и его сотрудников было показано, что дети способны к самостоятельному наблюдению и пониманию принципов словообразования, элементарных семантических (смысловых) и структурных аспектов языка, формированию языковых обобщений. Это создает условия для саморазвития речи, повышения самоконтроля при построении высказываний. Исследования Ф.А. Сохина были обобщены в его книге "Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников", которая вышла в свет после смерти автора, в 2003 г.

Тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи, Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, горячо отстаивал самостоятельное значение речевого развития ребёнка, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как одна сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ развитие речи было выделено в особый раздел "Программы воспитания и обучения в детском саду", а в Институте дошкольного воспитания АПН (сейчас Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента ее создания и до конца своей жизни.

Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

Идеи Ф.А. Сохина переплетались с работами М.М. Кониной. М.М. Конина считала, что полагаться на формирование грамматических навыков в процессе исправления ошибок неправомерно. Необходимо обучение детей, помощь в преодолении трудностей, а не пассивное ожидание ошибок и последующее их исправление.

Высказанные ею научные идеи, размышления, суждения об особенностях речевого развития детей, содержании и методах развития речи и обучения родному языку живут, получили свое развитие. На основе ее лекционного курса, представлявшего научно-обоснованную, проверенную на практике систему работы по развитию речи дошкольника, созданы новые лекционные курсы, методические пособия, подготовлены статьи. Исследователи ссылаются на ее публикации .

После ухода из жизни Ф.А. Сохина его идеи продолжают развиваться в науке и практике речевого развития дошкольников благодаря О.С. Ушаковой. На данный момент Ушакова О.С. доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Одним из главных трудов О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников является учебное пособие (основанное на докторской диссертации) "Развитие речи дошкольников".

Ушакова О.С. является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994). Ушакова О.С. является автором 200 научных и научно-методических работ и ряда книг для воспитателей дошкольных учреждений.

Доктор наук, профессор О.С. Ушакова награждена орденом "Знак почёта", медалью "Ветеран труда", знаком "Отличник просвещения". Научная работа О.С. Ушаковой всегда отличается разноплановостью, многоаспектностью, определяется состоянием разработанности методики развития речи детей, как науки, потребности практики, а также подготовки специалистов в вузе и педагогическом колледже. Формирование грамматического строя и словаря, воспитание звуковой культуры речи, история становления и развития методики стали предметами научного исследования О.С. Ушаковой.

Под руководством О.С. Ушаковой выполнены и защищены кандидатские диссертации по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова, формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.)

Школа Ф.А. Сохина - уникальное явление в психолого-педагогической науке. Заслуга Ф.А. Сохина и его школы в том, что методика развития речи и обучения дошкольника родному языку перешла на качественно новый уровень.

Ф.А. Сохин обосновал психологическую природу речевых задач. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Благодаря Ф.А Сохину, выросла целая методическая школа, которая занималась (и теперь занимается) методикой обучения родному языку и развития речи дошкольников. Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе". Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста.

В работах Ф.А.Сохина утверждалось, что при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладении языком. Центральными задачами такого обучения являются - формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, в результате чего у детей возникает интерес к родному языку, обеспечивается творческий характер речи, проявляется тенденция к её саморазвитию. Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом для дальнейших исследований, выполненных его учениками и последователями: О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.И. Максаковым и др.

Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке, Ф.А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Результаты исследований, проведенных Ф.А.Сохиным, и его учениками, можно назвать новой ступенью научного освоения системы обучения языку и развития речи в отечественной дошкольной педагогике.

До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Считалось, что решается эта задача в процессе обогащения словаря и овладения связной речью. И только, когда в 1950-е года появились статьи, посвященные проблеме формирования у дошкольников грамматической правильности речи (причем это были публикации из опыта работы воспитателей), на неё обращают внимание специалисты в области дошкольного воспитания, которые раскрывают задачи, содержание и методику обучения данной проблемы. Работа А.Н Гвоздева "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка", явилась фундаментом, на котором была построена эта методика, позволив понять, как ребенок усваивает грамматические категории. Этот раздел в школе Ф.А. Сохина представлен работами М.С. Лаврик, А.Г. Тамбовцевой, Е.А. Федеравичене, изучающими проблемы формирования языковых обобщений в морфологии, словообразовании, синтаксисе.

С именем Ф.А. Сохина связано преодоление двух подходов к пониманию развития речи: инстинктивистского, или интуитивистского и формалистского. Хотя они, на первый взгляд - противоположны, в основе каждого из них - идея подражания речевым образцам взрослого, в первом случае - стихийного, во втором - организованного. Именно понятие языкового обобщения снимает в себе эту оппозицию, выводя проблему совсем в иную плоскость.

В лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой разработана теория усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогические основы методики развития речи в детском саду.

Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа), чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.

Глава о речи воспитателя преследует цель помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. В последней главе книги даются некоторые рекомендации по планированию работы воспитателя.

В пособии не дается всестороннее и полное освещение содержания и методики развития речи в детском саду, что в известной мере объясняется недостаточней разработанностью некоторых вопросов в дошкольной дидактике и психологии детской речи.

Методические пособие написано сотрудниками Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (Н. Ф. Виноградова, А. И. Максаков, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова), Московского государственного педагогического института имени В. И. Левина (М. Ф. Фомичева), Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (В. И. Логинова), Московского государственного заочного педагогического института (А. М. Бородач).

1.1 Этапы жизненного пути Ф.А. Сохина

Сохин Феликс Алексеевич (1928-1989) - российский психолог и лингвист. Область научных интересов Сохина Ф.А. связана с исследованиями в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Образование получил в МГУ им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.).

После окончания психологического отделения философского факультета МГУ работал преподавателем психологии в Московском пединституте иностранных языков (1951-1957).

В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей.

С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее время - Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования), созданного А.В. Запорожцем заведующим лабораторией подготовки детей к школе.

В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР.

В 1972 г. возглавил там же лабораторию развития речи.

Ф.А. Сохин в течение нескольких лет сотрудничал с журналом "Вопросы психологии", сначала - в качестве редактора (1956-1960), затем - члена редколлегии (1960-1962), заместителя главного редактора (1962-1970), члена редакционного совета (1971-1981), а в последние годы жизни - рецензента. Он также являлся членом редколлегии журнала "Дошкольное воспитание" (с 1980 г.).

Награжден орденом "Знак Почета" (1981 г.), знаком "Отличник просвещения СССР" (1986 г.).

В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию "Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста", которую, к сожалению, не успел защитить.

В область научных интересов Ф.А. Сохина входила психология и педагогика развития речи детей дошкольного возраста. Под его руководством в лаборатории развития речи в Институте дошкольного образования проводились исследования усвоения языка дошкольниками и разрабатывались теоретические проблемы этого процесса. Разработка психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду включала обучение родному языку и русскому языку в национальном и многонациональном детских садах.

Большое внимание уделялось также сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. На основе этих исследований разработаны "Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду" (1982) и "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (1984), в которых учитывается специфика развития речи дошкольников.

Существует два подхода к проблеме усвоения языка. Согласно имитационно-интуитивистскому подходу, язык усваивается ребенком интуитивно, путем подражания взрослым. В противовес этому взгляду в исследованиях Ф.А. Сохина и его сотрудников было показано, что дети способны к самостоятельному наблюдению и пониманию принципов словообразования, элементарных семантических (смысловых) и структурных аспектов языка, формированию языковых обобщений. Это создает условия для саморазвития речи, повышения самоконтроля при построении высказываний. Исследования Ф.А. Сохина были обобщены в его книге "Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников", которая вышла в свет после смерти автора, в 2003 г.

Тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи, Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, горячо отстаивал самостоятельное значение речевого развития ребёнка, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как одна сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ развитие речи было выделено в особый раздел "Программы воспитания и обучения в детском саду", а в Институте дошкольного воспитания АПН (сейчас Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента ее создания и до конца своей жизни.

Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

Идеи Ф.А. Сохина переплетались с работами М.М. Кониной. М.М. Конина считала, что полагаться на формирование грамматических навыков в процессе исправления ошибок неправомерно. Необходимо обучение детей, помощь в преодолении трудностей, а не пассивное ожидание ошибок и последующее их исправление.

Высказанные ею научные идеи, размышления, суждения об особенностях речевого развития детей, содержании и методах развития речи и обучения родному языку живут, получили свое развитие. На основе ее лекционного курса, представлявшего научно-обоснованную, проверенную на практике систему работы по развитию речи дошкольника, созданы новые лекционные курсы, методические пособия, подготовлены статьи. Исследователи ссылаются на ее публикации .

После ухода из жизни Ф.А. Сохина его идеи продолжают развиваться в науке и практике речевого развития дошкольников благодаря О.С. Ушаковой. На данный момент Ушакова О.С. доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Одним из главных трудов О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников является учебное пособие (основанное на докторской диссертации) "Развитие речи дошкольников".

Ушакова О.С. является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994). Ушакова О.С. является автором 200 научных и научно-методических работ и ряда книг для воспитателей дошкольных учреждений.

Доктор наук, профессор О.С. Ушакова награждена орденом "Знак почёта", медалью "Ветеран труда", знаком "Отличник просвещения". Научная работа О.С. Ушаковой всегда отличается разноплановостью, многоаспектностью, определяется состоянием разработанности методики развития речи детей, как науки, потребности практики, а также подготовки специалистов в вузе и педагогическом колледже. Формирование грамматического строя и словаря, воспитание звуковой культуры речи, история становления и развития методики стали предметами научного исследования О.С. Ушаковой.

Под руководством О.С. Ушаковой выполнены и защищены кандидатские диссертации по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова, формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.)

Изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников

Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я...

Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом

Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами. Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество...

Методика формирования у учащихся средней школы обобщенных умений и навыков при изучении определенного интеграла в процессе решения задач

Пусть материальная точка движется прямолинейно с некоторой мгновенной скоростью, то есть. Известна скорость точки в любой момент времени, - непрерывная функция на отрезке. Требуется найти путь...

Из многочисленных обрядов, совершаемых в семье, особо выделяют четыре обряда жизненного цикла. Ими отмечены основные вехи человеческого пути. Это обряды детские, связанные с наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят к эпохе родового строя, и не имеют рационального объяснения. Они вырабатывались и освещались веками в разных местностях, поэтому невозможно полностью даже перечислить их...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

Калмыки придавали большое значение обряду создания семьи. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, которые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для "всего, что требует обычай"...

Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования

Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту. Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок...

Особенности современной кинематографической терминологии

Существует несколько путей формирования лексики. а) Использование собственных ресурсов (исконно русские слова). По хронологическому признаку выделяются следующие группы исконных русских слов, объединяемых своим происхождением...

Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных...

Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта (по старому стилю) 1888 г. в семье рабочего. После успешного окончания Кременчугского железнодорожного училища и годичных педагогических курсов в 1905 г. Антон Семенович ступил на учительскую стезю...

Тождественные преобразования выражений и методика обучения учащихся их выполнению

1. Начала алгебры Используется нерасчлененная система преобразований, представленная правилами выполнения действий над одной или обеими частями формулы. Цель - достичь беглости в выполнении заданий на решение простейших уравнений...

Многих интересует вопрос: почему одни люди все теряют, а другие - постоянно что-то находят? Такие люди часто считают себя обреченными на нищету и прозябание, им кажется, что их к этому толкает какая-то странная сила...

Формирование положительной репутации

Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей заинтересованы в совершенствовании коммуникаций. Все люди живут в одном мире...