Развитие операции классификации у дошкольников. Развиваем логическое мышление детей Задание для детей на группировку

Задание 1

Соотнести понятие и определение:

Разбиение -- логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.

Классификация -- объединение объектов или явлений на основе общих признаков в класс или группу.

Продолжить предложение:

Классификация по признакам -- сложное умственное действие, которое включает:

выделение оснований классификации (общих признаков предметов), по которым будет производиться разбиение;

распределение объектов с разными свойствами в разные классы;

объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое (класс). На основе анализа программы «Пралеска» заполнить концептуальную таблицу:

В дошкольном возрасте дети осваивают важнейшие способы познания формы, размера и количества: сравнение, сериацию, классификацию.

Сравнение -- самый первый способ познания свойств и отношений, которым овладевают дети, и один из основных логических приемов познания мира. Он позволяет ребенку обнаружить сходство или различие как между отдельными предметами, так и между группами предметов по форме, размеру, количеству, пространственному расположению.

В дошкольном возрасте дети осваивают с помощью взрослого сначала непосредственные (наложение, приложение, соединение линиями), а затем и опосредованные (с помощью предмета-посредника, счета, измерения) приемы сравнения предметов по размеру и групп предметов -- по количеству.

Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений -- сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией -- основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества. Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции. Способность к абстрагированию -- важнейшая особенность логико-математического мышления. Она успешно развивается в дошкольном возрасте в процессе сравнения, упорядочивания, классификации. Однако для ее развития требуется тщательный отбор дидактических материалов: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и другие аналогичные материалы.

Задание 2

Решите следующие задачи:

Разделить множество логических блоков так, чтобы:

  • 1 2 3 4
  • а) в синем обруче оказались все синие, в желтом - все круглые блоки
  • б) в красный круг попали все квадратные, в синий - все большие блоки
  • в) в желтый круг попали все желтые, в синий - все прямоугольные, в красный все маленькие блоки.

Задание 3

Разработать 3 конспекта обучающих игр, в основе которых лежит классификация по совместимым свойствам (одна игра на разбиение множества по одному свойству, вторая - по двум свойствам) по следующему плану: а) название игры, б) цель, в) материал, г) ход игры (описать 4 основные шага). Подобрать материал и подготовиться к показу методики организации игры.

"Чудесное дерево"

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знание основных цветов: зеленый, красный, синий, желтый. Закреплять счет до пяти. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материалы: Макет дерева, на нем 5-6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка - медвежонок, котенок, матрешки, счетные палочки, нитки, карточки с числами, горшочек, геометрических фигур, орешки, разрезная картинка «Снеговик».

Ход занятия

Мы сегодня побываем в сказке.

Все будет по-сказочному.

(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших, у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево Давайте посмотрим, что же на нем выросло. (мешочки).

Мешочки с заданиями. За каждое выполненное задание дерево подарит сюрприз - частичку от картинки.

  • 1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.
  • - Какого цвета бантик?
  • - Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)

Воспитатель достает горшочек.

Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум).

Там точно не мед. Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек).

Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры.

Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Поочередно подходит к детям, они на ощупь определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

  • 2. - Снимаем следующий мешочек.
  • - Какого цвета бантик? Посмотрим что там. Посчитаем орешки.
  • - Какая зверюшка любит орешки? Кого она угощала, вспомним.
  • 3. - Еще мешочек есть. Какого цвета бантик?
  • - Там счетные палочки и нитки. Из палочек сделать квадрат, треугольник, из ниток - круг.

Дети подходят к столу и выполняют задание.

4. - Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось кто-то мяукает.

Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!

Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.

У нас будет котиком, а вы - мышками. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.

«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»

Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.

«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!

Только котик засыпает, мышки пляску начинают»

Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!

«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»

  • - Сколько мышек? (много). Котиков? (один).
  • 5. - Вот как мы поиграли интересно.

Все подходят к дереву и воспитатель снимает еще один мешочек.

  • - Какого цвета бантик?
  • - В мешочке карточки с числами. (дети называют числа)
  • - Еще матрешки - подружки.
  • 6. Все задания выполнили. А теперь составим части и посмотрим, какая картинка получилась. (снеговик).
  • - Почему снеговика? Какое сейчас время года? Правильно, снеговика мы можем лепить только зимой.

На прогулке сделаем нашему снеговику друга.

Для этого нам нужно вернуться из сказки в детский сад (звучит музыка).

Открывайте глазки, улыбнитесь друг другу. Понравилось вам в сказке? Молодцы! Все задания выполнили.

Обучающая игра «Чудесный мешочек»

Цель: уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, называть их цвет, материал

Материал игры: мешочек, набор фигур. Ход игры:

  • 1. Педагог вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры и кладут в мешочек.
  • 2. Педагог предлагает детям по очереди достать из мешочка заданную фигуру.
  • 3. Педагог предлагает детям найти пару для своей фигуры, чтобы они были одинаковы по форме и цвету.
  • 4. Дети отвечают на вопросы о расположении фигур.

Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам

понимание слов: «разные», «одинаковые»

подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал намудобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством

Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством

Угощает мишку

«Записывает», как угощал мишку

Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.

В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша

В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых

В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Задание 4

На основе анализа методического пособия «Логика и математика для дошкольников» составить перечень игр и упражнений на основе классификации по несовместимым и по совместимым свойствам

  • 1) в один домик поместить зеленые кубики, а в другом - красные, т.к. детям необходимо провести классификацию по одному несовместимому свойству
  • 2) в большое ведро положите все большие игрушки, в маленькое - все маленькие; это задание сложнее, чем предыдущее, т.к. дается 2 несовместимых свойства, но проще, чем следующее, т.к. в нем детям конкретно определено, куда и какие игрушки класть
  • 3)разложите фигуры так, чтобы вместе оказались все одинаковые; это задание из всех предложенных наибольшей сложности, т.к. детям необходимо предварительно самостоятельно определить, по каким свойствам и признакам они будут классифицировать фигуры.

Составить 3 задания на классификацию разной степени сложности, записать их в порядке усложнения. 1. разложите кубики в коробку по цвету;

в большую коробку положите все большие кубики, а в маленькую - маленькие.

разделите между участниками фигуры так, чтобы у каждого оказались разные фигуры.

Познания свойств и отношений с помощью сравнения уточняются и закрепляются в дидактических играх «Два бассейна», «Большой -- маленький», «Стань там, где я скажу», «Что где находится», «Расставь по порядку», «Сложи дощечки», «В какую коробку», «Широкая лестница», «Что изменилось», «Узнай по описанию», «Наоборот», «Поручение», «Магазин» и др.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.
С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.
Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.
Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).
Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.
Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.
Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Вариант №1
Установка: (в качестве примера).
Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;
Зеленый – цветы;
Жёлтый – овощи;
Розовый – фрукты; и т.д.
В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.
На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.


№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.
Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.
Взрослый говорит:
Красный грузовик везет 1 предмет;
Желтый – 2;
Красный - 3; и т.д.
Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

Вариант №2.
На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.
Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".
Играют дети 4-7 лет.
Для игры берем только фургоны.

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).
Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.
После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.
Вариант №1.
В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;
В синем – У;
В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.
Установка:
В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:
В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;
В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.
Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет.

Вечкилева Людмила Петровна

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию

и группировку для построения количественной модели натурального числа

Проблемаразвития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения).

Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку.

Задания на классификацию для детей средней группы

Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением ) и чем отличаются (цветом ). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов,

спрашивает: как называются фигуры (круги ), чем похожи (величиной ) и чем отличаются (цветом: синие и красные ). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины ).

Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной.

Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет).

Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги ). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется ).

Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги ). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется ).

Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга ), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг?

Чем похожи и чем отличаются?

Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет)

Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура

лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты ). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру ). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата ). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй… ).

Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники ). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника ). Сколько всего фигур? (Одиннадцать ).

Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла ).

Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов ). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла ). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники ).

Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла ).

Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся

группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла ).

Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д.

Используемая литература.

Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М. «Просвещение»1998.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000.

Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996.

Виктория Прокопович
Игры для классификации предметов (с презентацией)

Классификация предметов – это умение находить общий признак предметов, и по нему объединять предметы в однородные группы. Классифицируем предметы по обобщающим словам.

На первый взгляд, классификация – скучное занятие. А чтобы классификация стала интересной, способ, как всегда, один – превратить ее в игру! Ведь способность выделять общие функциональные признаки у самых разных предметов поможет детям в дальнейшем усвоить практически все школьные премудрости.

1. Объединение предметов.

Предлагаю детям внимательно посмотреть на предметы и ответить на следующие вопросы: Что нарисовано? Что есть общего у этих предметов? Как назвать эти предметы одним словом (посуда, игрушки, овощи и пр. ?

2. «Разложи предметы на группы».

Предлагаю детям карточки-картинки, которые можно разложить по группам (например, цветы, птицы, деревья). Иногда я использую большие цветные геометрические фигуры. Так детям нагляднее и удобнее раскладывать карточки по группам, например, цветы на зеленом круге, птицы на синем квадрате, деревья на желтом треугольнике. При этом дети сами выбирают основу для своей группы.

3. «Что общее?».

Перечисляю несколько предметов и прошу ребят сказать, что их объединяет, как можно назвать одним словом. Например, «волк, лисица, медведь, заяц» или «автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус».

4. «Я знаю 5 предметов.» .

Провожу игру в группе или на улице с помощью мяча, любой другой игрушки. Здесь детям предлагается общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, «Я знаю 5 названий овощей: картофель, лук, морковь, свекла, помидор». Для упражнения рекомендуется использовать следующие общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, города, реки, фрукты, овощи, продукты, одежда, обувь, мебель, ягоды и др. Игра проходит очень динамично.

5. «Назови одним словом».

Игра-наоборот. Я называю несколько слов, а ребенок, который ловит мяч, должен назвать их одним общим словом («птицы, рыбы, звери», «ягоды, деревья, цветы»).

6. «Что лишнее» («Четвертый лишний», «Что не подходит?»).

Игра позволяет не только находить общие и разные свойства предметов, сравнивать, но и объединять в группы по какому-либо основному, существенному признаку, владеть навыком классификацию. А еще развивается речь, ребенок учится объяснять, доказывать свой выбор.

Предлагаю ребенку внимательно рассмотреть картинки с предметами и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак? Как одним словом охарактеризовать три оставшихся предмета?

7. «Противоположное значение».

Сначала нужно познакомить детей с противоположным значением. Для этого придет на помощь стихотворение:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко)

Скажу я далеко, а ты ответишь….(близко).

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец).

Теперь начало я скажу, ну, отвечай (конец).

Например, кислый -,мбелый -, храбрый -, черный -…. ,конец -…., светло -,старт -, веселый -…., покупать -, плохой -, помнить -,грустный -, большой -,высокий -, верх -, глупый -, забывать -, хорошо -, широкий -, начало -,день -, продавать -… .

8. «Вопрос- ответ» (знакомство с родовидовыми отношениями).

Дети усваивают, какие представители вида входят в пределы рода, что понятие род всегда шире, чем понятие «вид». Все представители какого-либо рода имеют общее присущие только ему признаки, именно поэтому признаку и другим признакам происходит объединение видовых понятий в род.

Задаю вопросы, сталкивающие родовой (деревья, кустарники, цветы, рыбы, птицы, ягоды, овощи, животные) и видовой признак предметов (береза, дуб, шиповник, сирень, карась, щука, ворона, голубь, малина, картофель, лук, лев, собака. Вопросы можно построить следующим образом:

Чего в лесу больше - деревьев или сосен?

Чего в поле больше - цветов или ромашек?

Чего в саду больше - кустарников или кустов малины?

Чего в реке больше - рыбы или щук? И т. д.

9. «Рыбы, птицы, звери» или «Ягоды, цветы, деревья» (родовидовые отношения).

Во время этой игры обычно использую мяч. Я бросаю ребенку мяч, произношу одно из слов (рыба, птица, цветок, зверь, ягода, дерево, фрукт). Ребенок, поймав мяч, называет видовое понятие к родовому, например, рыба-окунь; птица-сокол; зверь- медведь. Темы могут быть разные.

10. «Да – нет».

Для начала ребенок будет ведущим (роль ведущего детей обычно очень привлекает). Он загадывает какой-то предмет (можно взять карточку с изображением этого предмета и спрятать ее). Задача взрослого – угадать, что изображено на карточке. Он может задавать ведущему любые вопросы об этом предмете, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Диалог может выглядеть, например, так:

Это живое существо? - Да. - Это зверь? - Нет. - Птица? Да. - Городская? - Да. -Большая? - Нет. - Воробей. -Да.

Также для разнообразия я составляю вот такие презентации. Надеюсь, что мой материал будет полезен в Вашей работе.

Публикации по теме:

Аппликация «Скворечник для скворушки» с презентацией Конспект НОД по аппликации в средней группе «Скворечник» с презентацией Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Скворечник для скворушки».

Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов МБОУ Багаевская СОШ № 2 Учитель начальных классов Качалина Валентина Васильевна Тема: Поговорим о Конституции. Цели: 1. воспитывать уважение.

Конспект НОД для детей 5–6 лет с ЗПР «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Тема: «Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами» Задачи. Образовательные: Учить детей сравнивать.

Конспект утренней гимнастики для средней группы без предметов Цель: пробуждение организма, поддержка оптимального физического состояния. Задачи: - повышение общего жизненного тонуса; - укрепление всех.

Конспект занятия по математическому развитию «Определение веса предметов. Сравнение предметов по длине» (средняя группа) Задачи: 1. Учить детей определять вес предметов (тяжелый, легкий, самый легкий). 2. Продолжать упражнять детей в умении сравнивать предметы.

Конспект занятия «Положение предметов в пространстве» для 3 группы детей с ОВЗ Тема: Положение предметов в пространстве. Цель: Учить определять положение предмета или объекта относительно себя (на, возле, рядом, около,.

Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач ) ».

Цель – развитие умения классифицировать предметы .

Задачи :

Систематизировать навык классификации предметов по признакам ,

Систематизировать знания о свойствах предметов ,

Развитие мышления, воображения.

Оборудование : карточки с .

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг , на сходство и различие предметов .

Игра : «Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов .

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами : «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например , картинки со следующими изображениями : снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки : снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Игра : «Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку , можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна» , «Слоненок» и другие, в которых с животными происходили разительные перемены : либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например , почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ ) .

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов .

Игра «Общий предмет » .

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов : лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы . В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов : клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет , относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч) .

Подобным образом можно подобрать, например , в один ряд (вертикальный) круглые предметы , во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт) . Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов , как имеющий общий признак как одной группы , так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.) .

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ )

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет , отсекая лишние признаки .

Ведущий загадывает предмет . Дети задают вопросы . Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме :

* объект рукотворный или природный,

Если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)

Если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня» .

Данная игра учит описывать предмет , не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета , а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет , а все дети отгадывают.

Например : - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) .