Основные принципы закаливания детей. Закаливание в дошкольном возрасте. Закаливание ребёнка раннего возраста

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей среды и повысить сопротивляемость различным патологиям.

Закаливать ребенка можно по-разному – существует остаточно много методик проведения подобных процедур, но сначала нужно все-таки проконсультироваться с педиатром. Дело в том, что бездумное закаливание, начатое не по правилам, может привести к большим проблемам со здоровьем малыша, а специалист составит график закаливания и даст рекомендации родителям с учетом возраста ребенка, его физиологических особенностей и имеющихся соматических заболеваний.

Общие правила закаливания детей

Родители должны знать некоторые общие правила проведения закаливания, чтобы здоровью ребенка действительно была оказана польза. К таким правилам относятся :

  1. Начинать процедуры закаливания нужно только на фоне полного здоровья. Это подразумевает, что у малыша не должно быть ни , ни каких-либо проявлений .
  2. Нужно получить консультацию у педиатра, который составит индивидуальную программу закаливания.
  3. Процесс закаливания должен быть постепенным, ускорять его ни в коем случае нельзя.
  4. Все закаливающие процедуры нужно проводить систематично, регулярно и круглый год без праздников и выходных.

Врачи выделяют три закаливающих фактора – воздух, солнечные лучи и вода, которые и используются для проведения рассматриваемых процедур.

Закаливание ребенка воздухом

Повседневное закаливание начинают с воздушных ванн, и проводить подобную процедуру можно с первых дней жизни младенца. Переодевая кроху, нужно оставлять его без одежды буквально на несколько минут, но каждый день нужно удлинять время пребывания малыша раздетым. Начинать воздушные ванны нужно с температуры комфорта, затем ее постепенно снижают, но в пределах разумного – она не должна быть ниже 17 градусов тепла . Такое постепенное снижение температуры воздуха в помещении позволит избежать переохлаждения младенца.

Закаливание воздухом также подразумевает проветривание помещения, и с на свежем воздухе. Эффективность данных закаливающих процедур зависит не только от того, как долго и как часто ребенок пребывает на воздухе, а и от того, какая площадь поверхности тела будет открытой. Чтобы обеспечить полноценное закаливание воздухом, родители должны соблюдать следующие рекомендации:

  • одежда для прогулки на свежем воздухе должна подбираться в строгом соответствии с климатическими условиями, нужно избегать чрезмерного укутывания малыша;
  • вещи малыша должны быть пошиты из натуральных тканей;
  • одежда не должна сковывать движения малыша;
  • если во время прогулки ребенок вспотел, то его обязательно нужно переодеть, так как важная одежда может вызвать переохлаждение.

Каждый день нужно совершать с малышом прогулки продолжительностью 3-4 часа, причем, в любое время года. Конечно, временные показатели можно разделить на несколько раз, но именно регулярность прогулок будет способствовать тренировке терморегуляторных механизмов и адаптации к различным погодным условиям.

Если ребенок пребывает в возрасте 2-3 года, то воздушные ванны рекомендуется совмещать с утренней гимнастико й. Во время таких занятий ребенок должен находиться в маечке, трусиках и носочках, помещение должно быть проветриваемым. Через некоторое время можно будет отказаться от носков и маечки, чтобы малыш делал утреннюю зарядку в трусиках.

Воздействие воздуха можно использовать и во время дневного/ночного сна . Для этого нужно хорошо проветрить помещение спальни, но следует контролировать – до 3 лет детям подойдет 19 - 21 градус тепла, а более старшим и 18 - 20 градусов. Постепенно можно и нужно приучать ребенка ко сну с открытой форточкой или фрамугой не только теплое время года, но и в холодное.

Обратите внимание: совсем маленьким детям педиатры рекомендуют проводить закаливание воздухом путем обеспечения дневного сна на воздухе.

Если говорить о солнечных ваннах, то они должны крайне осторожно вводиться в алгоритм закаливания – начинать с размещения ребенка в тени, затем постепенно давать возможность солнечным лучам воздействовать непосредственно на открытые поверхности тела крохи . Причем, такое вот прямое воздействие солнечных лучей должно оказываться не более 5 минут, а оптимальным временем станет 9-10 часов утра. Это уже потом, когда родители убедятся в нормальном состоянии здоровья малыша, можно будет увеличивать время его пребывания под солнечными лучами.

Обратите внимание: при проведении солнечных ванн обязательно нужно надеть на голову малыша светлую панамку и обеспечить его питьем.

Закаливание детей водой

Такой тип закаливания можно разделить на ежедневные процедуры и специальные методики . Ежедневные процедуры – это умывание и мытье рук водой, температуру которой нужно постепенно снижать. Можно несколько разнообразить умывание и сделать его расширенным – кроме лица и кистей рук, малышу моют шею, руки до локтей и верхнюю часть груди. Чистка зубов, кстати, тоже относится к закаливающим процедурам – например, это может защитить зубы от кариеса. Чистить зубы, а затем полоскать рот и горло нужно теплой водой, потом ее температура постепенно снижается и достигает возможного минимума – 22 градуса .

К специальным закаливающим водным процедурам относятся влажные обтирания, купание в открытых водоемах, контрастное обливание и плавание. Какую методику можно применять для конкретного ребенка, должен определить педиатр. Родители же должны запомнить некоторые особенности закаливания водой:

Обратите внимание: педиатры считают, что оптимальное закаливание и укрепление организма происходит при плавании – оно может заменить все вышеописанные процедуры из категории «закаливания водой».

Кроме этого, родители могут приучать ребенка ходить босиком – это тоже одна из методик закаливания, крайне желательно делать это на твердой поверхности.

Категорически не стоит применять к детям экстремальные методики закаливания – обливание водой на снегу, окунание в прорубь, хождение босиком по снегу и так далее . Подобные процедуры могут спровоцировать развитие

Направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

1.1 Физиологические механизмы закаливания организма

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов детского организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

Что же такое закаливание?

Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное закаливающее действие, например обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

При охлаждении тела или частей тела, например рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия . При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Ребенок при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.

Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1 С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного ребенка в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1 С составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8 С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного ребенка теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека , то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое обоснование системы закаливания по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что все вышеприведенные крупные исследования и открытия в науке осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

Таким образом, в настоящее время наука - физиология, гигиена, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

1.2. Принципы и методы закаливания

В результате применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность . Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме . Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность . Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность . Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность . Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций . Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается скожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как

закаливающего средства является то, что они доступны людям различного

возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и

страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний

эти процедурыназначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение укрепления здоровья имеют прогулки.Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонусанервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаютсяпроцессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой идыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в нейповышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание насвежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние наэмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексноговоздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления искорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человекаоказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями,содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17-21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние нарецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодныевоздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладныевоздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурамвнешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающихтерморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередьтренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитногобарьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают

положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна

оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От

относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с

поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит

значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха

Закаливанием организма можно заняться в любом возрасте. Но для детишек раннего возраста это особенно важно: закаливание помогает деткам выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей среды и повысить сопротивляемость организма всяческим заболеваниям.

Методик закаливания детей существует много. Для того чтобы не навредить здоровью малыша, следует проконсультироваться с педиатром, ибо необходимо учитывать не только возраст и физическое развитие ребенка, но и состояние его здоровья на период начала закаливания. Наиболее благоприятный сезон для начала оздоровительных процедур – лето.

Общие правила закаливания детей

  • Начало процедур только на фоне полного здоровья;
  • консультация педиатра по индивидуально подобранной методике закаливания;
  • эмоциональная подготовка ребенка (положительный настрой) к закаливающим процедурам;
  • процесс должен быть постепенным, без искусственного ускорения;
  • систематичность круглогодичного проведения процедур.

К закаливающим факторам относятся воздух, вода, солнечные лучи.

Закаливание воздухом

Начинают повседневное закаливание с воздушных ванн уже с первых дней жизни ребенка. Переодевая грудничка, оставляют его без одежды на несколько минут, постепенно удлиняя это время. Начинают воздушные ванны при температуре комфорта, постепенно снижая ее в разумных пределах: не ниже +17°С и не выше +26°С, чтобы избежать переохлаждения и перегревания малыша.

К закаливанию воздухом относятся также проветривание помещения, прогулки и сон на свежем воздухе. Эффективность процедур зависит не только от температуры воздуха, длительности воздушных ванн, но и от площади открытых поверхностей тела.

Поэтому одежду ребенку для прогулок необходимо подбирать строго в соответствии с климатическими условиями, избегая чрезмерного укутывания детей. Одежду лучше подбирать из натуральных тканей. Она не должна мешать движениям ребенка.

Во время прогулки ребенок должен двигаться, но необходимо контролировать его активность. Если ребенок вспотел, надо его переодеть, так как влажная одежда может вызвать переохлаждение.

Ежедневные прогулки должны длиться 3-4 часа в любое время года, они будут способствовать тренировке терморегуляторных механизмов и адаптации к различным погодным условиям.

Для детей с 2-3 лет воздушные ванны рекомендуется совмещать с утренней гимнастикой, к которой следует приучать малышей с самого раннего детства. Во время занятий ребенок должен находиться в маечке, трусиках и носочках в проветренном помещении. Постепенно можно будет отказаться от носочков и маечки.

Воздействие воздуха можно использовать и во время дневного и ночного сна. Для этого перед сном хорошо проветривают помещение (или обеспечивают сон на воздухе). Температура в спальне должна быть в пределах 22-23°С для ребятишек до 3 лет, около 20°С – до 5 лет и 19-20°С– в 5-7 лет. Постепенно приучают ребенка ко сну с открытой форточкой или фрамугой в холодное время года (но без сквозняков).

Педиатры настоятельно рекомендуют начинать световоздушные ванны в тени, затем постепенно переходить к солнечным ваннам отдельных открытых участков тела с период с 10 до 11 час. утра, начиная с 5-6 мин. и постепенно увеличивать их продолжительность до 10 мин. 2 р. за время прогулки. Нельзя забывать о светлой панамке на голову ребенка и обеспечении его питьем.

Закаливание водой

Закаливание водой можно разделить на ежедневные процедуры и специальные закаливающие методики.

К ежедневным относятся: умывание и мытье рук водой с постепенно снижаемой температурой. Разновидностью такого закаливания является расширенное умывание: помимо лица и кистей рук моют ребенку шею, руки до локтей, верхнюю часть груди.

Чистка зубов прохладной водой защитит от . Полоскание рта и горла после еды водой с постепенно снижаемой (на 1°С в неделю) температурой от 36°С до 22°С позволяет избежать .

К специальным закаливающим водным методикам относятся влажные обтирания, контрастное обливание, купание в открытых водоемах, плавание. Возможность применения этих методик и выбор конкретных из них для каждого малыша нужно согласовать с педиатром, наблюдающим ребенка.

Обтирания : начинать следует с сухого растирания тела махровым полотенцем или специальной варежкой до легкого покраснения кожи ежедневно в течение 7-8 дней. Затем переходят на влажные обтирания в течение 3 мин., начиная с 30°С и снижая температуру воды на 1°С каждые 2 дня до комнатной. Завершают процедуру сухим обтиранием.

Контрастные обливания стоп (или рук), используя лейку или кувшин, чередуя воду +38°С и +18°С. Для часто болеющих или ослабленных деток можно применять воду с меньшим контрастом температур (+38°С и +28°С). Заканчивают обливание прохладной водой (а ослабленным детям – теплой). После этого проводят сухое растирание кожи.

Общее обливание тела: в течение 15 сек. ребенка обливают водой +36°С, затем постепенно (на 1°С в неделю) температуру воды снижают, но увеличивают продолжительность процедуры, доводя ее до 35 сек.

Ножные ванны : ноги ребенка помещают в таз с водой на 3-4 мин., постепенно снижая температуру воды. Более сильным воздействием обладают контрастные ножные ванны: в одном тазу вода +38°С, в другом – + 34°С. Постепенно, каждые 3-4 дня, температура воды во втором тазу снижается на 1-2°С и доводится до +20°С.

Наиболее оптимальным закаливающим и общеукрепляющим организм действием является плавание .

Хождение босиком также оказывает закаливающее действие. Однако маленькому ребенку вредно длительно ходить босиком, особенно по твердой поверхности (для правильного формирования свода стопы и с целью ).

Поэтому к такому закаливанию надо подходить дозированно: разрешать ребенку ходить босиком во время утренней гимнастики. При поездках на природу летом босиком малыш может побегать по траве при условии отсутствия опасности травмирования.

Не следует забывать, что любая закаливающая процедура не должна вызывать отрицательных эмоций. Если какая-либо из них не нравится малышу, то от нее следует отказаться.

В случае возникновения любого у ребенка все процедуры по закаливанию необходимо прекратить. Возобновлять их можно начать спустя 1-2 нед. после выздоровления, но по щадящему режиму: при водных процедурах применять воду с температурой на 2-3° С выше той, которая использовалась до болезни.

Категорически не рекомендуется применять для детей какие-либо экстремальные методики закаливания: обливание водой ребенка на снегу, хождение босиком по снегу, окунать детей в проруби и т.д. Такие «эксперименты» вызывают стресс в организме малыша, последствия которого могут быть очень тяжелыми.

Очень важным фактором является систематичность проводимых процедур. Поэтому, начав проводить их в теплый сезон, следует их продолжать в холодное время года, то есть проводить круглогодично, вырабатывая устойчивость к холодовым раздражителям.

Резюме для родителей

Всем понятно, что закаливание ребенка в дошкольном возрасте принесет только пользу детскому организму, общее самочувствие. Но только правильный выбор закаливающих процедур сможет укрепить здоровье малыша и не навредить.

Чтобы подобрать индивидуальный вид и режим закаливания, следует получить консультацию педиатра. Нужно помнить, что закаливание ребенка потребует от родителей не только желания, но и терпения, и времени для систематичного проведения процедур.

Закаливание детей – полезная практика, к которой не многие родители не решаются прибегать, так как считают ее экстремальной и не знают, как правильно приступить к данному виду оздоровления. Проведенная вовремя грамотная профилактика является лучшим способом оградить малыша от сезонных болезней. Но нужно учитывать многие факторы: иммунитет, состояние здоровья ребенка, его возраст.

Принципы закаливания детей


Комплекс мер, оказывающих воздействие на организм, и повышающий его сопротивляемость внешней среде, включает такие природные факторы, как: солнечное тепло, воздух и вода. Контраст температур лежит в основе данного процесса. Закаливание детей приводит организм в готовность противостоять негативным воздействиям, быстрее реагировать на них и легче выдерживать влияние холода, жары, ветра. Систематические процедуры улучшают работу всех систем:

  • нормализуется кровообращение;
  • укрепляется нервная система;
  • ускоряется .

Закаливание детей делает их здоровее, энергичней. Повышается аппетит и улучшается состояние волос и кожи. Но чтобы все сделать правильно и не навредить малышу, нужно учитывать главные принципы закаливания:

  1. Систематичность. Мероприятия должны проходить ежедневно.
  2. Последовательность и постепенность. Дозировка увеличивается со временем.

Когда можно начать закаливать ребенка?

Главное правило касается того периода, когда можно приступить к оздоровляющим процедурам. Ребенок должен быть полностью здоров, а организм – окрепшим. Желательно проконсультироваться с педиатром, который поможет составить программу, исходя из особенностей организма. Все новое вводится постепенно. Резкое начало закаливания ребенка чревато последствиям, этот момент нужно обдумать заранее. Родители должны обговорить время проведения закаливающих мероприятий, заранее подготовить к ним малыша, обеспечить его оптимистичный настрой.

Закаливание организма – противопоказания

Не всегда закаливание родителями детей приносит пользу, и существуют ограничения для проведения оздоровительных сеансов для детей. К ним относят:

  • наличие хронических заболеваний;
  • пороки сердца;
  • кишечные расстройства;
  • простуда, ;
  • тяжелые неврологические состояния;
  • истощение;
  • анемия (низкий уровень гемоглобина);
  • наличие ожогов;
  • нарушение сна;
  • вялое или возбужденное состояние;
  • негативное отношение к оздоровительным мероприятиям.

Как правило, закаливают дошкольников и школьников, не решаясь прибегать к манипуляциям с грудничками. На самом деле закаливание детей до года возможно при отсутствии противопоказаний и разрешения педиатра. Не рекомендованы подобные процедуры сильно недоношенным детям, слишком слабым, на разных стадиях истощения. Остальных можно закаливать с самого рождения, но с разумным подходом. Не обязательно сразу купать малыша в ледяной воде, можно использовать консервативные методы закаливания детей.

Виды закаливания детей


Медицина знает несколько способов закаливания. Все они делятся на неспециальные и специальные. К первым относятся общие действия по обеспечению ребенку правильного питания и режима дня: занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, наличие правильной одежды (уличной и домашней), регулярное проветривание жилого помещения. Специальные методы предусматривают особые мероприятия, проводимые дома и на улице. Виды закаливания детей:

  • водные;
  • воздушные;
  • солнечные.

Закаливание детей водой

Самая интенсивная процедура – закаливание водой, правила которой сводятся к тем же постепенным и адекватным действиям. Водные сеансы лучше проводить в теплое время года, приступать после с утренней зарядки. Температура воды должна понижаться постепенно, с комфортной (33-35 градусов) снижаться с каждым днем на пару градусов. Доступные водные закаливающие мероприятия:

  1. Обтирание. К нему можно приучать ребенка уже с полугода: мягкой влажной губкой или рукавицей протирать поочередно конечности, спинку и животик. Потом тело вытирается насухо.
  2. Обливание водой, прохладной или холодной. Короткие сеансы (не более 5 минут) можно начинать с 4-5 лет, обливаться в жаркую погоду на улице или после приема ванной. Температура воды снижается с 30-35 до 15 градусов.
  3. Контрастный душ состоит в чередовании прохладной и теплой воды, эффект достигается при большей разнице. На первых этапах вода должна быть комфортной температуры, а сеанс длиться не дольше минуты. Затем чередуется теплая, горячая и прохладная вода.
  4. Ножные ванны, ополаскивание стоп.
  5. Купание в водоеме в летнее время. Совмещено с активными физическими нагрузками.

Закаливание воздухом

Всем доступная и безопасная форма – закаливание воздухом, правила которой просты. Все, что требуется для осуществления манипуляций – свежий воздух. Противопоказаний практически не имеется, воздушные ванны практикуют и в младенческом возрасте (ненадолго раздевают ребенка во время пеленания), продолжают на протяжении всей жизни. Можно назвать следующие виды воздушных ванн:

  • кратковременное пребывание без одежды на воздухе;
  • зарядка на улице или с открытой форточкой;
  • игры, пробежки с ношением заведомо легкой одежды;
  • сон или отдых на свежем воздухе.

Закаливание солнцем

Одна из разновидностей воздушных ванн – пребывание на солнце. Это полезно, т.к. под действием ультрафиолета в организме вырабатывается полезный для костей . Закаленный ребенок – здоровый ребенок! Но важно дозировать время пребывания под Солнцем, не допуская перегрева. Правила такие:

  1. Тепловые ванны начинаются с комфортной температуры (22-28 градусов), от прямого попадания солнечных лучей необходимо прятаться в тени.
  2. Идеальное время – утренние (с 9 до 11) и вечерние (с 16 до 18) часы.
  3. Ребенок сначала не должен быть раздет полностью, на голове обязательно присутствие головного убора.
  4. Когда у малыша появится загар, разрешается раздеть его до трусиков и увеличить время пребывания на Солнце (не более 40-45 минут за один раз).
  5. Во время тепловых ванн нельзя забывать пополнять водный баланс в организме.
  6. Баня и сауна – как разновидности тепловых ванн – не рекомендованы маленьким детям. Они тяжело переносят температуру выше 41 градуса.

Как правильно закалять ребенка?


Распространенные ошибки родителей, которые пытаются приучить ребенка к здоровому образу жизни: приступить к активному закаливанию без подготовки и забывать о постоянстве. Чтобы избавить организм от стресса, важно адаптировать его к новым условиям. Как закалять ребенка грамотно? Постепенно, регулярно и последовательно. Закаляться надо каждый день, начиная с простых манипуляций: умывания холодной водой, хождения босиком, прогулок на улице. Запредельные температуры – это уже испытание для организма, а не оздоровительная процедура.

Закаливание ребенка – с чего начать?

Успешность мероприятия зависит от грамотного подхода: правильного старта и систематизированного продолжения. Как начать закалять ребенка?

  1. С воздушных процедур. Воздушные ванны – самые безопасные. С них желательно начинать закаливание детей любого возраста, особенно малышей.
  2. С комфортных температур с постепенным понижением (или повышением, если речь идет о нахождении на Солнце).
  3. В теплое время года.

Педиатр должен одобрить закаливание детей раннего возраста. С самого рождения мать совершает такие простые манипуляции, как утренняя гимнастика умывание, воздушные ванны в процессе переодеваний, вечернее купание. В последствие можно начинать обливать ножки прохладной водой, практиковать обтирание, приучить малыша засыпать с открытым окном или на улице.

Как закалять ребенка со слабым иммунитетом?

Закаливание укрепляет ослабленный , но неграмотный подход может стать причиной ухудшения самочувствия и болезни. Родителей беспокоит вопрос: как закалять часто болеющих детей? Контраст температур хорошо влияет на ослабленный иммунитет. Важно правильно одевать ребенка: не кутать его в холодное время года, одевать почти как себя (на пару слоев теплее). Прогулки на улице в любую погоду – отличная гимнастика для организма. Кроме этого, нельзя забывать про и сбалансированное питание.

Как закалять горло ребенку?

Зная, как правильно закалять ребенка в домашних условиях, можно сделать его здоровее без особых усилий и затрат. С четырехлетнего возраста полезно приучить его полоскать горло сначала водой комнатной температуры, а затем прохладной. Продолжительность сеанса увеличивается с одной до 2-3 минут. Можно практиковать контрастное полоскание, как душ. Это хорошая профилактика болезней горла. Другой вариант подобной процедуры – кушать мороженое (в теплом помещении, на улице) или рассасывать кубики льда.

Закаливание детей зимой


В холодное время года родители опасаются «заморозить» ребенка, поэтому откладывают все манипуляции по закаливанию на весну и лето. Действительно, запредельные температуры, ныряние в прорубь и хождение по снегу опасно для неподготовленного организма. Но закаливание организма ребенка можно проводить в любое время года, в том числе зимой. Зарядка на свежем воздухе, активные игры и прогулки, регулярные проветривания и водные мероприятия дома помогают защитить ослабленный иммунитет.

Закаливание детей летом

Летнее время года дает больше возможностей для проведения оздоровительных процедур: благоприятная температура воздуха, много солнечного света, теплая вода в водоемах. Летом много времени дети могут проводить на свежем воздухе и в воде, загорать, активно двигаться, получать витамины из пищи. Это хорошая основа для укрепления иммунитета. Закаливание детей школьного возраста во время каникул позволяет им подготовиться к учебному периоду и зиме.

Если с ответственностью подойти к делу, закаливание детей принесет много пользы и им, и родителям. Адаптированные к внешним негативным явлениям, малыши реже болеют и легче переносят вирусные инфекции. Методы закаливания можно разнообразить, от одних переходить к другим. Регулярные оздоровительные процедуры (водные и воздушные) должны войти в привычку, которые ребенок пронесет с собой во взрослую жизнь.

Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма внешним факторам окружающей среды через воздействие природных факторов: воды, воздуха и солнечных лучей. Закаливание улучшает работу физиологических процессов через нервную и эндокринную систему, укрепляет иммунитет, повышает сопротивляемость к инфекциям и простудам.

Методы подбираются для конкретного ребенка с учетом его физиологических возможностей и наличия патологии. Занятия эти систематические, продолжительность которых увеличивается постепенно.

    Показать всё

    Закаливание

    Закаливание – постепенное повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов среды. Начинают с грудного возраста. В основе контраст – повышение и понижение температуры воздуха и воды по отношению к температуре организма ребенка. При резких колебаниях температуры закаленный организм реагирует быстрее.

    Важно начинать процедуры в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает ходить в детский сад, в секции и сталкивается с различными инфекциями. У закаленного ребенка иммунный ответ будет усилен, и он не заболеет либо быстро справится с недугом.

    Принципы

    Существуют принципы, которых нужно придерживаться, чтобы это не было стрессом для организма ребенка и проходило постепенно и систематически:

    1. 1. Закаливание начинают в теплое время года.
    2. 2. Метод выбирают с учетом состояния здоровья малыша.
    3. 3. Воздушные методы применяются первыми.
    4. 4. Интенсивность процедур увеличивают постепенно, давая организму адаптироваться.
    5. 5. Важно проводить систематически, иначе эффекта не будет.
    6. 6. При прерывании из-за болезни начинать закаливания нужно с такой интенсивности, которая была в начале, переходя на следующий уровень быстрее.
    7. 7. Проводить процедуры нужно при удовлетворительном самочувствии и настроении ребенка, через 1-2 часа после еды.

    Методы

    Методы закаливания детей дошкольного возраста делятся на общие и специальные. Есть традиционные и нетрадиционные.

    Закаливающие процедуры :

    Воздушные ванны

    Воздушные ванны - это первая процедура, которую начинает получать малыш с грудного возраста. Удобно родителям проводить процедуры самостоятельно в домашних условиях и на улице. Она является самой безопасной.

    Воздействие

    Условия проведения

    Способы проведения

    Повышается тонус нервной системы

    Тепловые воздушные ванны (20-30 °C)

    Проветривание комнаты: постепенное увеличение времени пребывания. Дети дошкольного возраста до 30-40 минут

    Стабилизируются процессы терморегуляции

    Прохладные воздушные ванны (15-20 °C)

    Контрастные воздушные ванны. Ребенка пускать играть в двух комнатах, в которых разница температуры воздуха будет достигать 10-13 °C

    Нормализуется деятельность эндокринной, дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем

    Холодные воздушные ванны (ниже 15 °C)

    Стимулируется кровообращение

    Важно начинать постепенно с 3-5 минут. Принимать воздушные ванны лучше во время игр, в движении. Не принимают контрастные воздушные ванны при жаркой погоде, чтобы не простудить ребенка. Заканчивают проведение процедур при негативной реакции на перемены температур: бледность, цианоз, головокружение.

    Закаливание ультрафиолетовыми лучами

    Солнечные ванны – воздействие ультрафиолетовых лучей на кожные покровы. Начинают их принимать после воздушных ванн и у детей старше 1 года.

    Важно неукоснительно соблюдать все правила, чтобы ребенок не перегревался. Если появляются такие симптомы, как покраснение кожи, возбуждение, слабость – процедура прекращается. Противопоказание: температура воздуха свыше 30 °C.

    Водные процедуры

    Закаливание водой оказывает сильное воздействие. Организм ребенка реагирует на прохладную воду сначала ощущением холода и бледностью, а затем повышением активности и улучшением самочувствия. Применяя водные процедуры постоянно, можно быстрее достичь положительного результата.