Очечник из бересты плетение. Плетение из бересты (МК). Подготовка к работе

Создания множества видов предметов различного назначения, а также некоторых элементов изделий из других материалов.

О возникновении берестоплетения

Ничего толкового про историю возникновения берестоплетения сейчас не скажешь, я думаю. Другое дело, что о применении самой бересты засвидетельствовано не мало фактов, потому как найдены фрагменты бересты, которые применялись для письменности, например. Но согласитесь, эти новгородские письмена, датируемые XI веком, не были плетёными изделиями. Возникновение именно берестоплетения, как ремесла, по разным источникам относят в XVIII - XIX векам, а это уже не такое далёкое прошлое.

У меня нет ни цели, ни желания выяснять, когда же было сплетено первое изделие из бересты и когда это стало мейнстримом, ну в смысле, когда это ремесло получило широкое распространение.

Могу только сказать, что многие свидетельства о действительно древних ремёслах документированы на основании возраста найденных изделий из очень долговечных материалов, коим береста не является, или на основании возраста инструментов, применявшихся в производстве. Например, гончарное дело принято считать очень древним, так как найдены фрагменты керамических изделий возрастом порядка 8 тысяч лет. Сюда же отнести ткачество, потому как самый древний ткацкий станок имеет историю в 6 тысяч лет.

Но вот что интересно, если глянуть на простейшую ткань, то можно увидеть перпендикулярные нити, переплетённые между собой. Несложно заметить, что аналогичный приём лежит в основе плетения из бересты, где вместо нитей - ленты. Когда имеет место такой принцип переплетения, ничто не мешает распространить его на другие материалы, а значит почему бы не возникнуть берестоплетению, как только человеком найдено белоствольное древо. В любом случае, это всего лишь предположение и бездоказательная лирика.

Берестоплетение как ремесло

Исходя из определения ремесла (мелкое ручное производство), плетение из бересты однозначно попадает под такую трактовку. Если учесть, что берёзы широко встречаются в северной части Евразии и Северной Америки, то можно сделать выводы о приблизительной площади распространения берестоплетения, ведь когда есть материал - найдётся тот, кто будет его использовать. Иной разговор, что не каждый вид берёз пригоден для плетения, но это совершенно другая история. На нашей земле наиболее широко использовалась береста жителями Сибири и Дальнего Востока, как утверждают некоторые открытые источники.

Позволю себе ещё одно предположение о плетении из бересты: украшения из бересты, различного рода сувениры, игрушки и прочее возникли позже утилитарных изделий. Думаю, что изначально производилась посуда, обувь и может быть элементы мебели, то есть то, что позволяет сделать жизнь крестьянина комфортнее.

Для сыпучих предметов можно было сплести тару с крышкой, для сбора ягод и грибов - корзину или короб. Любой крестьянин мог на коленке сплести себе лапти или их починить прямо во время движения от деревни к деревне, если говорить об обуви. Для хранения вещей могли быть сплетены или оплетены сундуки и шкатулки. Не удивлюсь, если какой-нибудь мастер тех времён придумал головной убор из бересты.

Позже, скорее всего, стали появляться игрушки и какие-нибудь ритуальные предметы, обереги, что могло быть на прилавках ярмарок.

Если не рассматривать применение бересты в качестве плетения, то тут-то вообще изобилие: от строительства до рыболовных поплавков. Об этом можно почитать в статье про свойства бересты .

Береста могла продлить жизнь, например, расколотому керамическому изделию, если оплести его, сохранив целостность.

Плетение из бересты хорошо сочетается и с другими видами обработки бересты . Например, внешний слой туесов может быть частично или полностью сплетен, а также выигрышно дополнен тиснением и резьбой по бересте.

Чуть хуже, на мой взгляд, сплетённые элементы выглядят на изделиях, допустим, из лозы. Я бы старался воздерживаться от такого скрещивания, но это, возможно, дело вкуса. С утилитарной точки зрения совершенно не важно какие материалы применены в изделии - тут важна его конкретная прикладная польза. Лучшим решением будет компромисс между практичностью и эстетикой.

Плетение из бересты XXI

Сейчас плетение из бересты ещё живо кое-где в виде школьных кружков, живёт среди редких старых мастеров без преемников, почти не живёт на уровне предприятий, занимающихся потоковой реализацией изделий. Много сейчас на этом не заработаешь, а реализовать себя проще в областях отличных от умирающих ремёсел. Я же стараюсь в свою очередь сохранить сведения о плетении из бересты на страницах Интернета.

Конечно, можно со мной не согласиться и, набрав в Яндексе словосочетание "плетение из бересты", показать множество источников, где есть и мастера, и даже интернет-магазины с невероятным ассортиментом плетёных изделий. Да, кто-то все ещё серьёзно этим занимается, но точно не молодёжь, а значит ремесло стареет, и когда-нибудь наверняка будет потеряно.

Можно много рассуждать о причинах такого положения вещей с ремёслами в целом и плетением из бересты в частности, но только это рассуждение - бесполезное занятие. Изучив какое-нибудь рукоделие, вы или я сделаем гораздо больше, чем просто сотрясая воздух о том, что мир стал синтетическим и ничего в нем натурального не осталось.

На сайте «СПЛЕТЕНО.РУ» вы можете увидеть множество мастер-классов по плетению из бересты, где рассматривается прежде всего основы берестоплетения , позволяющие создавать самостоятельно сложные утилитарные или художественные изделия. Среди мастер-классов встречаются обучающие материалы по выполнению отдельных элементов, из которых строятся плетённые изделия, а также статьи о выполнении полноценных популярных предметов от начала до конца.

Очень надеюсь, что читателю понравятся и пригодятся сведения из статей, а ещё рассчитываю, что вы поддержите автора добрым словом в комментариях или покажете результаты своих трудов, чтобы пополнить галерею фотоматериалов.

Напоминаю, что на сайте действует система отправки ошибок, и, хотя я очень стараюсь писать доступно и грамотно, переписываю периодически некоторые статьи, получается не всегда и не так хорошо, как хотелось бы, поэтому помощь читателей в улучшении ресурса тоже не будет лишней. Спасибо всем, кто уже мне помогает сделать сайт более грамотным.

В статье использованы некоторые материалы сайта muz-school9tihvin.eduface.ru

Берестой называют податливую тонкую березовую кору, которая является благодатной почвой для творчества. Что делают из бересты? Множество изделий: хлебницы, коробы, другие бытовые предметы и даже бижутерию! Плетеные сувениры всегда пользовались хорошим спросом, будь то небольшие поделки в детский сад или объемный пестерь для сбора грибов.

Такие поделки отличаются простотой, но выглядят невероятно красиво. Небольшой мастер-класс поможет начинающим освоить искусство плетения из бересты.Сделать что-то красивое просто!

Не бойтесь начинать занятия таким видом рукоделия как плетение из бересты. Для него так же, как и для вязания, существуют простые и понятные схемы, картинки, иллюстрирующие процесс, и различные мастер классы и видео уроки.

Заготовку коры нужно проводить в конце мая - начале июля. Именно в этот период ее легко снять, она обладает приятным золотистым оттенком. Запомните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев в местах плановых рубок. Снимать кору из деревьев , стоящих на корню, нельзя: так наносится непоправимый вред, они могут погибнуть. Основные правила заготовки следующие:

Какие инструменты используют при работе с берестой:

  • резаки;
  • пробойники с трубок, имеющие разный диаметр и форму (круг, овал, ромб и др.), вместо трубок может использоваться листовая сталь;
  • чеканы — инструменты, с помощью которых наносят углубленный рельеф, материалом для них могут служить как толстые медные прутки, так и толстая древесина (самшит, груша, можжевельник);
  • шила, конец которых немного притуплен;
  • липовые или осиновые подрезные доски;
  • деревянные молотки;
  • проволока;
  • линейки из металла.

Поделки из бересты очень популярны, они могут стать не только достойным украшением интерьера, но и отличным подарком как для взрослых , так и для детей. Даже начинающим будет несложно разобраться в том, как плести поделки из бересты своими руками. Подробный мастер-класс в этом поможет, в частности, вы сможете сделать красивый короб из бересты своими руками.

Галерея: поделки из бересты (25 фото)





















Оно может быть косым и прямым, зависимо от угла пересекающихся лент относительно горизонта. Основным является косое плетение, такие поделки отличаются более высокой прочностью. Прямое плетение подойдет, когда создаются плоскостные изделия - салфетки, книжные обложки и т.п. Объемные изделия - корзины, вазы, шкатулки, ремешки плоского типа можно сделать методом косого плетения. Данный мастер-класс ознакомит с техникой изготовления поделок.

Важный нюанс: в технике прямого плетения количество лент может быть любым, а при косом - только четное количество.

В создании корзины из бересты первым и самым главным этапом является создание дна. Его получают, переплетая полосы, пока не образуется квадрат, на котором можно увидеть шахматную доску. Размер зависит только от числа используемых лент: 4х4, 6х6 и т. д. Количество лент: 8, 12 и т. д. Чтобы фиксировать полосы в процессе плетения, применяются грузы (к примеру, стекло) с зажимами. После получения четкого квадрата приступают к разметке дна, оно может иметь квадратную или прямоугольную форму .

Затем приступают к формированию стенок. В технике прямого плетения корзинок из бересты объем формируют вокруг шаблонов с соответствующими размерами. Все выступающие полоски по очереди следует сгибать под прямым углом к верху и перевязывать веревками. Потом с любого угла проводят дополнительные полосы по горизонтали, переплетают ими вертикальные. Высота готового короба зависит именно от количества горизонтальных полосок.

В косом плетении угол следует образовать в месте нанесения разметки, перекрещивая и переплетая расположенные по соседству полосы. После того как все углы будут переплетены, задается нужная высота берестяного короба. Чтобы у изделия были ровные стенки , можно применить шаблон, вокруг которого формировали изделие. При работе стенки все время прижимают, и получается плотная стенка.

После завершения внутренней части ленты сгибают вниз и приступают к плетению наружного слоя. Все поделки состоят из двух слоев, видимым будет и внешний, и внутренний. Если длины не хватает, ее следует нарастить: завести под предыдущий слой, аккуратно приподнимая ножницами или шилом с притупленным концом. Как правило, плетение короба из бересты заканчивают на наружной стороне дна.

Плетение хлебниц из бересты

Если хотите дополнить интерьер кухни необычным, но красивым и неповторимым элементом из дерева, попробуйте сплести берестяную хлебницу своими руками. Технику плетения народные мастера называют «коврик»: четное количество полосок собрать, сложить, протянуть и переплести на горизонтальной плоскости. Лицевую сторону лент бересты нужно разместить сверху, а полученная поверхность разместится дном до низу.

Березовый лес подарил народным умельцам чудесный материал - бересту, - легкий, прочный, доступный. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на ней нарастает новый слой и она становится толще. Наружные слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым... Эта сторона у мастеров называется лицевой. Поэтому все изделия плетут с таким расчетом, чтобы видимой была лицевая сторона, а белый слой находился внутри плетева.

Плетение - один из самых древних способов обработки бересты. Из ее узких полосок, так же как из лыка, на русском Севере изготовляли обувь, пестери - заплечные кошели для сбора грибов, лукошки для ягод, игрушки, посуду, утварь. Многие вещи, которые плели крестьяне в прошлом, не утратили своего практического значения и теперь. Снимают бересту с погибших берез: упавших или сухостойных.


Среди упавших нужно выбирать такие, у которых древесина еще крепкая, а слой камбия, находящийся между стволом и берестой, уже разрушился, а значит, и кора легко отделится от ствола. Сделайте на упавшем или сухостойном дереве надрез. Под берестой вы обнаружите темно-коричневый рыхлый слой камбия.


Подденьте бересту ножом, и она легко отделится от ствола. У бересты, снятой с погибших берез, есть свои особые декоративные достоинства. Внутренний слой ее окрашен в красно-коричневый цвет с различными оттенками. Если бересту пропарить в горячей воде и потереть жесткой щеткой, то она приобретает розоватый или зеленовато-желтый цвет.

Чтобы снять со ствола длинную ленту, прочертите шилом вокруг него по спирали линию. Расстояние между витками должно быть равным ширине заготавливаемой ленты (рис. 1, поз. 1). Обычно применяют ленту шириной от 1 до 3 см.


Небольшие сувенирные изделия изготовляют из более узкой ленты - шириной от 0,5 до 0,7 см. На глазок трудно сохранить постоянное расстояние между витками, а значит, и параллельность линий. Поэтому желательно сделать специальную чертилку.


Она представляет собой согнутую пополам стальную проволоку, концы которой заточены на конус, закруглены и отшлифованы так, чтобы легко скользили по бересте, оставляя на ней неглубокие, но хорошо заметные вмятины. Прорежьте бересту вдоль проведенных линий резаком и смотайте готовую ленту в клубок. Еще удобней резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограни-- чителем.


Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола. Основной инструмент, применяемый при плетении из бересты, - плоское шило с крючкообразным изгибом (рис. 1, поз. 2).


В различных областях России его называли по-разному: кото-чиком, костыгом, свайкой, кодочигом, кочедыком или же просто лапотным шилом. Но все же более известно плоское шило как кочедык. Кроме кочедыка, под руками плетельщика всегда был острый нож, которым он разрезал ленты и заострял их концы. Кроме этих двух инструментов, нам потребуются также сапожное шило с квадратным сечением, прямое с закругленным и отполированным кончиком, нож-косяк или сапожный нож. Пригодятся в работе и ножницы.


Сапожным шилом мы будем прокалывать отверстия для сшивания бересты, прямое используем вместо карандаша. Скользя по бересте, полированный кончик должен оставлять хорошо заметный след. Резаком раскраивают бересту на отдельные ленты.Для временного закрепления плетева в процессе плетения применяют простейшие самодельные зажимы. Их изготавливают из березового прутка толщиной с карандаш и длиной 7-. 10 см каждый.

В середине заготовки сверлят отверстие, а затем с одного торца ее раскалывают вдоль сердцевины до этого отверстия. Вместо самодельных зажимов можно использовать бельевые прищепки, а при работе над мелкими вещами - канцелярские скрепки.


Ленточное плетево представляет собой ритмичное чередование квадратов. Их стороны, образованные переплетением берестяных лент, могут быть расположены параллельно основанию или же под углом 45°. В первом случае плетение называется прямым, а во вто ром - косым. По технике исполнения прямое плетение проще косого. Поэтому осваивать приемы ленточного плетения надо именно с него. Прежде чем приступать к работе, потренируйтесь на бумажных лентах.

Дорожная солонка.


Любое изделие плетется с помощью шаблона (рис. 2, поз. 1). Чтобы сплести солонку, которую удобно брать в поход, нужно подобрать шаблон. Это может быть коробка, брусок с квадратным основанием.
Берестяные ленты берут равными по ширине одной трети стороны основания. Положите три ленты на стол лицевой стороной вверх и переплетите их с тремя другими. Подрежьте концы лент в форме клина, чтобы удобно было работать. Затем согните ленты вдоль ребер основания, прижмите к гранямшаблона и обвяжите тонкой -бечевкой.

Начиная от основания (донышка), последовательно оплетите вертикальные ленты плетева тремя рядами горизонтальных лент. Уберите шаблон. Он больше не понадобится. Переплетите вертикальные ленты между собой так, чтобы образовалась верхняя грань солонки. Все концы заделайте в плетево, оставив только две ленты у края квадратного отверстия. Ими вы будете крепить горлышко к корпусу.


Концы этих двух лент просуньте под ленты на верхней грани куба. Получатся две петли. Пропустите в них специально заготовленную ленту несколько раз, чтобы образовалось многослойное кольцо. Потяните за кончики лент, и петли зажмут кольцо, плотно прижав его к верхней грани солонки. Оставшиеся концы заделайте в плетево.


Для прочности наденьте на горлышко берестяное кольцо со специальным замком. Как вырезается замок, видно из рисунка (рис. 2, поз. 2). Кольцо, соединенное замком, опустите на несколько минут в горячую воду. Распаренное, оно легко наденется на горловину солонки, а высохнув, плотно обожмет ее.




Как бы вы ни старались плотно подогнать друг к другу ленты, между ними все равно останутся хотя бы небольшие просветы. А значит, и соль из такой солонки будет высыпаться. Чтобы этого не произошло, плетево обязательно уплотняют, вплетая в него второй слой лент. Их подсовывают под первые кочедыком. Помните, перед началом плетения вы расположили ленты лицевой стороной вверх.


Теперь же лицевая сторона оказалась внутри солонки, а изнаночная - снаружи. Это сделано было для того, чтобы внутренняя поверхность солонки была чистая. Такая же поверхность должна быть и на внешней стороне. Поэтому ленты уплотняющего слоя вплетают лицевой стороной наружу.


Завершают работу над солонкой изготовлением деревянной пробки. Пробку вырезают с таким расчетом, чтобы она плотно входила в горлышко, а ее выступающая часть имела красивую и удобную форму. Потом солонку протирают тряпочкой, смоченной растительным маслом, чтобы снять с бересты сизый налет, и растирают сухой тряпкой до появления едва заметного глянца.

Суперобложка для книги.

Прямое плетение можно использовать при изготовлении суперобложки для книги (рис. 3, поз. 2). Шаблон для плетения вырезают из толстого картона в виде прямоугольника по формату книги. Тонкие берестяные ленты укладывают лицевой стороной вверх, переплетают между собой, кладут на них шаблон и оплетают его с двух сторон.


Затем оплетают с помощью кочедыка вторым слоем так, чтобы ленты были вплетены лицевой стороной наружу. Отдельно из двух согнутых пополам узких лент плетут закладку и прикрепляют ее к верхнему краю суперобломки.


Берестяные ленты можно использовать для сплетения стеклянной и металлической посуды: бутылей, банок, фляг (рис. 3, поз. 1). Берестяное сплетение не только украшает невзрачную стеклянную посуду, но и надежно предохраняет ее при удара


х. Кроме того, во фляге, оплетенной берестой, вода в летнее время долго остается прохладной. В старину тонкими берестяными лентами обвивали треснувшую глиняную посуду. Береста надежно скрепляла отдельные черепки. Благодаря ей глиняные горшки служили многие годы.

Лукошко.

Лукошко для хранения продуктов или сбора ягод может быть квадратным или прямоугольным. От его размера зависят количество и ширина применяемых лент. Если вы решили сделать дно квадратным, то берите четное число лент.


На рисунке показана последовательность плетения небольшого лукошка с квадратным дном из восьми лент. Чтобы плетево не распадалось, в местах переплетения крайних лент временно скрепите его четырьмя зажимами. Посередине установите шаблон так, чтобы его грани находились под углом 45° к сплетенным лентам. Приподняв часть плетева, снимите зажим и прижмите плетево к одной из граней шаблона. Другую часть плетева прижмите к соседней грани.


Переплетая в шахматном порядке прижатые к граням ленты, вы получите один из углов лукошка. Скрепите сплетенный угол зажимом и в той же последовательности сплетите остальные.суглы. Затем продолжайте выплетать борт лукошка. Для жесткости вплетайте в него обруч из березового или ивового прута. Периметр обруча сделайте равным периметру донышка. Концы прута срежьте на ус и свяжите прочными нитками. Готовый обруч наденьте на корпус, а концы лент перегните через обруч, последовательно подсовывая их под ленты первого слоя плетения с внешней стороны.


Как только ленты кончатся, подсуньте новые и продолжайте работу до тех пор, пока не оплетете все лукошко. Второй спой не только укрепляет и уплотняет плетево, но и украшает изделие. Народные мастера выработали даже специальные приемы декоративного плетения.
На рисунке 4 (поз. 7) показана последовательность выполнения декоративных элементов, так называемых «конвертиков». Известны и другие приемы узорчатого сплетения: «в шахматку», «ступеньками», «пояском».К оплетенному лукошку остается подвязать ручку. На противоположных сторонах борта прорежьте два узких отверстия, разных по ширине ленте, приготовленной для ручки. Пропустите ленту через прорези несколько раз.


Сложенные вместе пять-шесть слоев ленты обмотайте оставшимся концом, плотно прижимая виток к витку. Чтобы витки держались на ручке прочно и не смещались после очередного витка, конец ленты нужно подсовывать под верхнюю ленту ручки.


Футляр для бруска.

Способом косого плетения можно изготовить футляры для инструментов " или для точильного бруска (рис. 5, поз. 1). Такой брусок обычно берут на покос. Выплетают футляр на шаблоне, вырезанном из доски. Для плетения заготавливают шесть берестяных лент. Вначале переплетают две ленты, согнув их пополам, а затем последовательно вплетают остальные. Плетево надевают на шаблон и оплетают его, плотно подгоняя одну ленту к другой. Заделав борта, футляр оплетают вторым уплотняющим слоем. На задней стенке прикрепляют лямку, за которую футляр подвешивают к ремню или на стену.

Подстаканники.

Для плетения подстаканника нужно брать узкие ленты. Чем уже они будут, тем плотнее лягут на цилиндрической форме. Для шаблона берется деревянный цилиндр, вытесанный вручную или выточенный на токарном станке. Перед началом работы ленты можно немного подержать в теплой воде. Распаренная береста становится более эластичной и легко огибает форму. Однако не следует сильно натягивать берестяные ленты, иначе подстаканник будет трудно снять с шаблона, когда ленты подсохнут. Борт подстаканника можно сделать не прямым, а «зубчиками» (рис. 5, поз. 2).


Туески.

Плетеными «рубашками» народные мастера часто украшают туески. На рисунке 6 (поз. 1) показано устройство туеска, предназначенного для хранения сухих продуктов.


Пестерь

Так называют заплечный кошель для сбора грибов наподобие ранца. Он хорошо прилегает к спине и не оттягивает руки, как корзина.


Плетется пестерь тоже по шаблону - подходящему по форме и размерам ящику, подобно тому, как и лукошко.


Борт передней стенки делается ниже задней, а боковые стенки имеют скос под углом 45° (рис. 6, поз. 2). Заделав переднюю и боковые стенки, продолжают плести заднюю. Ее выступающая часть служит крышкой пестеря.


Заделав края крышки, оплетите пестерь вторично и прикрепите лямки. Их изготавливают тем же способом, что и ручку лукошка.


Для прочности между лентами положите брезентовую полоску.


На низкой стенке пестеря прикрепите две застежки в виде плоских дощечек с вырезами, равными ширине берестяных лент.


Дощечки подсуньте на углах под ленты плетева. Петли сделайте из бечевки или сыромятной кожи и привяжите их на углах крышки.



У любителей рукоделия часто возникает проблема с местом для хранения материалов. Если вы любите и умеете работать руками, нелогично покупать различные органайзеры , пеналы и коробочки, ведь их можно изготовить самостоятельно. Мы уже рассказывали, как сплести корзинку из газетных трубочек, а в данном мастер классе предлагаем попробовать сделать корзину из природного материала, бересты. Корзина квадратная, поэтому, изготовив несколько штук, их можно легко скомпоновать на столе или в шкафу. Корзинки из бересты отлично подойдут для хранения материалов для хендмейда, а также других мелочей, которых много в любом доме. При плетении корзинок, размеры можно варьировать, подбирая их под свои нужды.

Материалы и инструменты для плетения корзинки:

  • береста
  • металлическая линейка
  • ножницы
  • прищепки

Как сплести корзинку из бересты своими руками

Поместите бересту в теплую воду примерно на час. Подвесьте ее, чтобы стекла лишняя вода.
Когда на поверхности бересты не останется видимой влаги, нарежьте полоски одинаковой длины. Длина колосок и их количество будут зависеть от размеров корзинки.


Важно : количество горизонтальных и вертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.

Мы использовали схему 7×7 полос. Длина полосок бересты зависит от высоты бортиков корзины. Тут действует принцип «лучше перебор, чем недобор».
Возьмите половину заготовленных полосок и разложите их на столе, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата.


Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы ее края загибались к вам.


Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней).


Вплетя все горизонтальные полоски бересты, в центральной части у вас должен получиться квадрат.


Проверьте, в какую сторону лучше загибать бересту. В одну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, а при загибе в другую сторону, береста может слоиться.


Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста не слоилась. Загните все полоски по граням плетеного квадрата, используя металлическую линейку.


Выровняйте полоски вдоль одной из сторон квадрата и вплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило на все четыре стенки нашей корзинки. Не забывайте о классической схеме плетения, и удостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается в вашу сторону.


Таким же образом вплетите еще две полоски бересты.


Загните все три полоски по линии пересечения с последней из вертикальных полос, в которые они вплетены.


Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению по углам.


Повторите те же операции с полосками вдоль третьей и четвертой сторон квадрата.




Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой.


Корзинка из бересты обретает форму. На этом этапе можно вплести еще несколько полосок в стенки, чтобы добиться желаемой их высоты.


Важно : после плетения стенок должно остаться приблизительно по 7 см полосок, из которых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть и вплести внутрь корзинки.

Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите их под третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать до нужной длины.


Проделайте эту операцию со всеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся не вплетенными. Внутри корзинки, по периметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить с помощью прищепок.


Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика и вплетите их под вторую сверху горизонтальную полосу бересты.


Обрежьте вертикальные полоски до нужной длины, чтоб они не торчали из под горизонтальных.




По той же технологии можно изготовить и корзины из бересты размером, например, 5×5 или 9×9 полос. Думаем, вы сразу же найдете им достойное применение.

Данный мастер-класс открывает цикл обучающих статей по плетению из бересты , благодаря которым вы изучите фундаментальные основы этого ремесла и сможете накопить опыт, достаточный для создания собственных уникальных изделий. Начать стоит понимания принципа берестоплетения, в основе которого всегда лежит «ячейка» - клетка.

Планирование и подготовка

Ранее уже рассматривалось, как подготовить материал и рабочее место . Но прежде чем приступить к плетению, необходимо представить себе изделие: форму, размер и назначение.

На этом мастер-классе я выполню изготовление примитивной салфетки, которая будет служить подставкой под кружку с горячим напитком, а вы, повторяя за мной, постарайтесь усвоить главный принцип берестоплетения и основные приёмы переплетения лент.

Итак, будущая салфетка будет представлять собой плоский квадратный многослойный коврик со стороной в восемь клеток и шириной не более 10 см. Береста является неплохим теплоизолятором, поэтому утилитарное назначение такого изделия имеет место быть.

Чтобы было проще ориентироваться, в статье размещены фотографии и схемы, изображающие технологию выполнения некоторых элементов.

Подготовка лент

Пресловутая ячейка в берестоплетении образуется краями двух перпендикулярно пересекающихся лент. В большинстве случаев используются ленты одинаковой ширины, что на пересечении даёт простую геометрическую фигуру - квадрат.

Иногда применяется и разная ширина лент, и, благодаря такому приёму, изделию придаётся интересный декоративный вид, но сильно сужается разнообразие форм и плотность плетения.

Для изготовления салфетки со стороной восемь ячеек необходимо приготовить минимум 16 лент. Лучше учесть вероятные ЧП и запастить ещё двумя-четырьмя дополнительными лентами. О длине лент рассказывается в отдельной статье.

В идеале, ленты должны быть из эластичной бересты с неповреждённым лицевым слоем. Ширина и толщина тоже должна быть одинаковой. Для обучения же подойдёт и низкосортная береста или даже бумага, но тогда ожидайте неприятностей.

Далее необходимо согнуть все ленты пополам, чтобы определить центр. Не обращайте внимание на то, что ленты могут быть разной длины и уж тем более не стремитесь нарочно подогнать их по длине - это совершенно лишнее действие, которое приведёт только к бОльшему расходу бересты. Главное, чтобы ленты были длиннее, чем ширина задуманного коврика. В крайнем случае полосы можно нарастить.

Набор коврика

Практически каждое плетёное изделие из бересты начитается с набора коврика. Коврик здесь не обязательно станет донцем, он представляет собой некую ячеистую плоскость, которую при помощи различных манипуляций можно превратить даже в ёмкость интересной формы. Так, например, два противоположных края коврика можно сомкнуть, образовав цельный цилиндр.

Набор любого коврика начинается с четырёх переплетённых лент, которые образуют четыре ячейки. Вот и весь принцип плетения из бересты - поочерёдное переплетение лент, расположенных перпендикулярно друг к другу.

Обратите внимание на фотографии: при каноническом плетении из бересты все ячейки финального изделия квадратные и одинаковые. В процессе плетения могут возникать ситуации, когда ячейке необходимо быть прямоугольной, перекрывать две-три соседних полоски, но это временно и на этапе набора коврика таких ситуаций быть не должно.

С самого начала следует позиционировать набираемые полоски бересты таким образом, чтобы их середина, предусмотрительно отмеченная линией сгиба, всегда совпадала с линией сгиба соседней параллельной ленты. Делается это для симметрии, чтобы концы каждой ленты были равноудалены от центра. В этом случае не возникнет ситуации, когда вдруг кончится одна из лент, ещё не выполнив свой манёвр переплетения.

Существует две техники плетения: прямое и косое. Определиться с выбором следует уже на этапе задумки изделия, но набор коврика одинаков для обеих техник. На этом мастер-классе я познакомлю вас с прямым плетением.

Важный момент: при наборе коврика для салфетки прямого плетении лучше самые длинные ленты расположить по краям салфетки. Они будут использованы при образовании кромки и их длина для нас будет очень критична.

Береста имеет неприятное свойство: скручиваться. Когда ленты сильно скручены, необходимо выпрямить их. Это можно сделать, протащив ленту в руках через край ножниц или другого предмета таким образом, чтобы принудительно заставить бересту скрутиться в другую сторону, скомпенсировав естественный изгиб. Будьте осторожны, чтобы не испортить нежную лицевую поверхность бересты. Некоторые сорта бересты очень ранимы, и можно наблюдать трещины на поверхности и рваный край по бокам лент и чечевичек.

Набирать коврик можно несколькими способами:

  • беспорядочно,
  • поочерёдно с каждой стороны,
  • поочерёдно попарно с каждой стороны.

Я рекомендую последний способ, так проще отслеживать линию сгиба полос по центру коврика. Посмотрите на фотографии: коврик состоит из чётного количества лент, размер каждой стороны увеличивается на две полосы за проход симметрично от центра (2 - 4 - 6 - 8 полос, всего четыре итерации для данного изделия).



Следите за плотностью плетения. Чем меньше размер просветов в углах клеток, тем качественнее и ценнее изделие, и тем сложнее его изготавливать. Для плетения могут применяться скрепки, которые предотвратят расползание лент при росте коврика и прочих манипуляциях. Скрепки также очень пригодятся, если вы решили отложить плетение на какой-то срок.




В итоге коврик симметрично набран и имеет форму квадрата. От центра коврика всегда должно отходить равное количество лент с каждой противоположной стороны. Для некоторых изделий может быть сделан прямоугольный коврик, но это все решается на стадии задумки изделия.

Плетение кромки

Следующий этап в нашем первом уроке плетения из бересты - создание края. Выполнение кромки и перенаправление лент на образование следующих слоёв - это тот момент, когда коврик оформляется в финальное изделие. На этом важном этапе может быть совершено множество ошибок, некоторые из них мы рассмотрим в процессе обучения и научимся их исправлять или вовсе не допускать.

Переверните коврик лицевой (жёлтой) стороной вниз. При прямом плетении салфетки оба торца каждой полоски во время образования кромки загибаются в противоположное направление и встречаются друг с другом.

Для удобства описания пронумеруем одни ленты Цифрами (вертикальные), а другие Литерами (горизонтальные). Ячейки будем обозначать как в прямоугольной таблице: на пересечении лент (A1...D8).

Чтобы правильно и при этом с наименьшими проблемами заплести кромку при прямом плетении, необходимо работать сразу по всему периметру изделия. Этот процесс сложно описать в рамках статьи, поэтому буду рассматривать формирование кромки на одной стороне салфетки с упором на то, что читатель самостоятельно будет проводить аналогичные действия сразу с четырьмя сторонами.

Главной кромка-образующей лентой здесь послужит лента A. Определите с какого края коврика эта лента перекрывается перпендикулярной полоской. В моем случае в ячейке A8.

Теперь загните конец ленты A (в ячейке A8) в обратную сторону белым слоем вовнутрь. При этом она перекроет крайнюю перпендикулярную ей ленту 8. Такие же манипуляции сделайте с тремя оставшимися углами.

Очень важный момент: буквенно-цифирное обозначение, которое я ввёл, не привязано к конкретной ленте и работает для каждой стороны. Повернёте коврик на 90 градусов по часовой стрелке, и лента 1 предыдущего положения станет лентой A в текущем положении. Исходя из этой поправки следует, что при загибании ленты A третьим слоем, эта самая лента A в конце своего пути должна лечь под такую же ленту А на другом углу. Надеюсь вы поняли.

У вас должно получиться, что в угловых ячейках по четыре слоя бересты, и при этом конец каждой полоски A в каждой угловой клетке находится на третьем слое(!).

На примитивных схемах показан срез ленты A, параллельный краю салфетки на разных этапах формирования кромки. Пишите в комментариях, насколько полезно такое схематическое изображение.

Далее необходимо закрепить новый слой концами лент 3,5,7. Для этого нужно загнуть их в противоположное направление, перекрыв верхний слой ленты А, и проплести под ближайшей перпендикулярной лентой (под лентой C в ячейках C3-C5-C7 соответственно). В ячейках A3, A5, A7, как и по углам, будет четыре слоя бересты. Сгибы лент на схеме показаны полупрозрачными прямоугольниками.

Когда лента не лезет под ячейку, необходимо увеличить щель между слоями с помощью кочедыка. Говоря начистоту, тут может помочь любой предмет, имеющий подходящие размеры. Мне иногда попадались под руку канцелярские скрепки, обеденные приборы или шило и т.д. Тут самое главное не порвать верхнюю поперечную ленту.

Когда конец рабочей ленты "распушился" или погнулся, можно его снова обстричь в виде трапеции и вернуть упругость.

В ячейке A1 необходимо обрезать отработавший конец ленты A вровень с краем салфетки. Убедитесь, что все четыре стороны у вас выглядят одинаково по расположению и очерёдности слоёв лент.

Пришло время воспользоваться вторым торцом ленты A. На всех четырёх сторонах следует провести такие же действия, как и с первым концом ленты A, но только в обратную сторону.

Итак, нужно загнуть конец поверх предыдущих слоёв и закрепить уже лентами 2-4-6, проплетя их под полоской B в ячейках B2-B4-B6 соответственно.

На финальной стадии кромки мы имеем шесть слоёв бересты по углам салфетки (A1 и A8) и пять слоёв на промежуточных клетках (A2-A7).

Стоит заменить, что при выполнении такой же салфетки по технологии косого плетения, количество слоёв в крайних ячейках может быть не более четырёх, в то время как уменьшение слоёв бересты прямого плетения приведёт к расслоению края.

Если говорить о выполнении кромки при прямом плетении для некой ёмкости, то главное условие отсутствия расслоения - наличие среднего слоя, который будет зажат между слоями соседних ячеек.

Завершение плетения

Когда кромка заплетена, следует приступить к наращиванию новых слоёв в каждой ячейке. В процессе завершения плетения вы неминуемо столкнётесь с двумя задачами:

  1. Стыковка и иссечение лент
  2. Выбор рабочего слоя

Дополнительно может возникнуть ситуация с наращиванием лент. Однако, обзор всех нюансов никак не укладывается в рамки данного мастер-класса, поэтому вынесу их в отдельные статьи.

На данном же этапе требуется заплести все торчащие концы равномерно в ячейки нашей салфетки. Следует стремиться к минимальному расхождению в количестве слоёв на всех клетках, а также к формированию равномерной фактуры поверхности.

Для завершения первого изделия достаточно закрыть все "белые" клетки лицевым "жёлтым" цветом.

Итак, вплетаем ленты оставшиеся концы между слоями, закрывая белые ячейки, пока не встретятся оба торца полоски бересты. Тогда один из концов обрезается, а второй конец вплетается поверх первого новым слоем. На выходе оставшийся конец иссекается в месте выхода по самому краю ячейки, чтобы не оставалось видимой части.

Рекомендуется отсекать один из встречающихся концов с остаточной длинной в ширину ячейки. Тогда этот обрезок будет упираться в место выхода второго конца, который свободно проплетётся между обрезком и верхним слоем ячейки.

Если длины ленты недостаточно - требуется вплести (нарастить) новую ленту аналогичной ширины на место предыдущей. Разумеется, длины новой ленты должно быть достаточно для закрытия всех "белых" участков.

При плетении моей салфетки получилось так, что все ленты оказались слишком коротки, но я без проблем нарастил их без ущерба эстетике и прочности.

Завершение изделия всегда является ответственным моментом, потому как формируется внешний вид изделия, и необходимо оставлять как можно меньше дефектов. По устранению таких дефектов тоже постараюсь сделать отдельную статью.

Заключение

Изготовление первого изделия - очень важный шаг в освоении технологии плетения из бересты. При создании примитивного изделия - салфетки под горячую кружку - были задействованы почти все основы берестоплетения.

Несмотря на примитивность салфетки, её простую квадратную форму, исполнение этого изделия по технологии прямого плетения является сложным процессом. Если вы сможете разобраться с формированием кромки, наращиванием лент и при этом не нарушить принцип плетения, соблюдая необходимую плотность, то в дальнейшем уже не встретите проблем с освоением этого ремесла.

Напоминаю, что при возникновении вопросов я всегда готов ответить на них в комментариях, личной переписке или даже развёрнутым ответом в виде статьи. Дополнительно прошу активнее оставлять корректные и положительные комментарии, ведь именно такая форма поддержки автора будет лучшим двигателем развития ресурса: вам не сложно, а мне приятно. :)