Комплекс закаливания во второй младшей группе. Комплекс закаливающих процедур после дневного сна во второй младшей группе. Рижский метод закаливания

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.

Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка, переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.

При закаливании детей соблюдаем основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

В своей работе мы используем систему закаливания, предложенную медицинскими работниками нашего детского сада:

В 1 квартале у нас запланировано постепенное обучение полоскания рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.

Начну с наиболее доступного вида закаливания - закаливание воздухом.

1. Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Поэтому следим, чтобы воздух в группе всегда был свежий и чистый. С этой целью проводим сквозное проветривание утром, до прихода детей в детском саду, во время прогулки или сна детей.

В утренние часы, перед приемом, расставляем тарелки с чесноком в раздевалке, в групповой комнате.

Перед сном проводим ионизацию воздуха с пихтовым маслом. Во время сна детей - кварцевание групповой комнаты. Соблюдаем температурный режим в группе.

Основное внимание уделяем одежде детей, так как закаливание оказывает благотворное воздействие в том случае, если одежда детей, как в помещении, так и на прогулке соответствует сезону, температуре воздуха и состоянию здоровья каждого ребенка Прогулки и игровую деятельность детей организовываем так, чтобы дети больше двигались и вовремя сменяли подвижную деятельность на спокойную.

Для оздоровления детей в своей работе не используем “комплекс оздоровительных мероприятий после сна” под редакцией Л В. Белкиной.

Пробуждение

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
“Просыпайтесь!” - говорит,
“Закаляйтесь!” - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. “Киски просыпаются” (предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спинку, вытянуть вверх руки, перевфнутъся с боку на бок.)

На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам олдыхать,

Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать.

2. Игры с одеялом. (Дети прячутся под одеялом и так 2-3 раза)

  1. Вот вдет лохматый пес,
    А зовуг его - Барбос!
    Что за звери здесь шалят?
    Переловит всех котят.

3. Легкий массаж (“поутюжить” руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

4. Ходьба на носочках из спальни в группу.

  1. Потянулись, быстро встали,
    На носочках побежали…

5. Ходьба по “дорожкам здоровья”.

(1 дорожка - обычная, 2 дорожка - ребристая, 3 дорожка - с плоскими пуговицами, 4 дорожка - с камешками.)

“Зашагали ножки - топ, топ, топ!”.

Закаливание проводим во время физкультурных занятий, утренней гимнастики. В утренние часы планируем и проводим бодрящую гимнастику, артикуляционную гимнастику - способствующую укреплению слизистой оболочки дыхательных путей. Одной из нетрадиционных форм закаливания в раннем возрасте является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует развитою мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения гимнастики не только развлекает деток, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.

2. Вода - общепризнанное средство закаливания.

Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка.

В 1 квартале, как я уже говорила, у нас запланировано постепенное обучение полосканию рта (начинают полоскать со 2 младшей группы), Элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода (мытье рук до локтя).

В целях профилактики можно чесночный напиток в осенненвесенний период и ромашковый чай.

Во втором квартале запланирована ходьба по мокрым дорожкам от 15-20 секунд.

3. Закаливание солнцем.

Наиболее широкие возможности для оздоровление и закаливания наших детей солнцем представляется летом. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон. Количество солнечных ванн, а также место их проведение в летний период определяется врачом детского садика.

Чтобы добиться хороших результатов по снижению заболеваемости активно проводим с родителями работу по обучению пальчиковым играм с использованием материал из книги Л.В. Белкиной “Адаптация детей раннего возраста”.

Летом в родительском уголке выставляются консультации по закаливанию детей:

  • “закаливание солнцем - памятка для родителей”
  • “прогулки в лес”
  • “ребенок на даче”
  • “тебе пора купаться”.

Осенью подготовим консультацию осенние прогулки – с рекомендациями для родителей, как одевать детей по сезону, какими играми разнообразить прогулки детей.

Вывод. Таким образом закаливание, соблюдение температурного режима, графика проветривания помогло добиться хороших результатов по снижению заболеваемости и укреплению здоровья детей.

Вагабова Марьям
Закаливающие процедуры во второй младшей группе

Закаливающие процедуры во второй младшей группе

Актуальность :

Закаливание создаёт основу для физического и психического развития детей раннего возраста.

Закаливание - это активный процесс , который формирует сознательное активное отношение к физическому воспитанию.

Закаливающие процедуры способствуют укреплению здоровья и снижения заболеваемости у детей раннего возраста.

Объект исследования :

Процесс закаливания детей раннего возраста.

Предмет исследования :

Методы закаливания детей 3 – 4 летнего возраста.

Цель исследования :

Изучить теоретические основания и практический опыт закаливания детей раннего возраста и особенности организации педагогической работы по закаливанию детского организма .

Задачи :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Охарактеризовать особенности процесса закаливания детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть методы закаливания с детьми 3-4 летнего возраста;

4. Разработать комплекс мероприятий по закаливанию с детьми второй младшей группы .

Особенности процесса закаливания детей дошкольного возраста :

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка;

2. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на

закаливающую процедуру ;

3. Систематичность закаливания ;

4. Постепенность увеличения закаливающих воздействий ;

5. Последовательность применения закаливающих процедур ;

6. Многофакторность закаливания ;

7. Сочетаемость общих и местных охлаждений.

Традиционные методы закаливания во второй младшей группе :

1. Утренняя гимнастика;

2. Одежда в группе и на улице по погоде;

3. Прогулки каждый день с подвижными играми;

4. Хождение босиком до и после сна;

5. Гимнастика и хождение по «дорожкам здоровья» ;

6. Фитонциды – лук, чеснок;

7. Умывание водой;

8. Воздушные ванны, обливание ног и ходьба босиком по песку, траве;

9. Полоскание горла.

Комплекс мероприятий по закаливанию детей раннего возраста

№п. /п. Мероприятия Периодичность Ответственные

1 Воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями После дневного сна Воспитатели, помощник воспитателя, инструктор по физической культуре

2 Обширное умывание с постепенным понижением температуры Несколько раз в день

3 Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика Ежедневно

4 Ходьба по «дорожкам здоровья» (коврик с пуговичками, шипами, ребристая доска, ходьба босиком по полу для профилактики плоскостопия детей) Ежедневно до и после дневного сна

5 Проветривание помещения По графику Воспитатели, помощник воспитателя

6 Утренняя гигиеническая гимнастика в проветренном помещении Ежедневно Воспитатели

7 Физкультурные занятия на свежем воздухе В течение года Воспитатели, инструктор по физической культуре

8 Дозированные солнечные ванны В летний период июнь-август с учётом погодных условий Воспитатели

9 Воздушные ванны на прогулке

10 Контрастное босо хождение (трава-песок)

Заключение :

Закаливание в детском возрасте создает основу для физического и психического развития, формирует сознательное активное

отношение к физическому развитию, то есть закаливание - это активный процесс .

В дошкольном учреждении закаливание детей является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.

Публикации по теме:

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть! Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть! Часто нам с вами закаливание кажется очень сложным и неинтересным процессом. На самом.

Консультация для родителей «Закаливащие процедуры» Все без исключения родители знают о пользе закаливания. Оно нужно для того, чтобы ребенок легче и без осложнений переносил простудные заболевания,.

Модель охраны и укрепления здоровья дошкольников в ДОУ. Закаливающие мероприятия Физкультурно- оздоровительная работа в детском дошкольном учреждении является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы.

Профилактические и закаливающие мероприятия. Схема закаливающих мероприятий для детей 1 года обучения Сентябрь - октябрь -закаливание -оздоровительные мероприятия -воздушные ванны:.

Закаливающие процедуры в детском саду Организм ребенка старается приспособиться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Закаливание детей в детском саду призвано.

Закаливание детей во второй младшей группе.
Дошкольное образование в последние годы уделяет много внимания оздоровлению дошкольника, так как здоровье детей напрямую связано с благополучием нашего общества. Статистика состояния здоровья маленьких детей на сегодняшний день не дает возможности смотреть в будущее с оптимизмом. Если не уделять должного внимания улучшению здоровья детей, то с возрастом процент заболеваемости будет только расти. Поэтому я решила уделить внимание - закаливанию. В нашей второй младшей группе (возраст детей 3-4 года) режим дня направлен на закаливание организма ребенка и оздоровительная работа ведется постоянно. Утро начинается с гимнастики. Она важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Прогулку организуем 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Прогулка является мощным средством закаливания организма. Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Переодевание для занятий также способствует закаливанию организма, так как некоторое время он получает воздушную ванну. После дневного сна проводим гимнастику пробуждения. Это способствует закаливанию организма. 1.Гимнастика пробуждения в кроватке, включает постепенное пробуждение ребенка и упражнения для различных групп мышц. Гимнастику начинаю проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Воспитатель пробуждает каждого ребенка индивидуально, мягким поглаживанием, а затем мы выполняем 3-4 упражнения. Так создается постепенный щадящий переход от сна к бодрствованию. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение. Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.
Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках. Суть заключается в выполнении комплекса упражнений с носом. Для того, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, а также желание выполнять упражнения вместе с воспитателем использую игровые упражнения, сопровождая их различными стихами. Далее дети переходят на ходьбу босиком, идут по дорожкам «Здоровья». Дорожки здоровья являются хорошим помощником в оздоровительной работе. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме. При ходьбе босиком по «дорожке здоровья» мы производим своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируем весь организм. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола. Далее мы выполняем упражнения. Ходьба, прыжки, наклоны, в зависимости от комплекса. Упражнения планируется также по 2-3 мин. Общей сложностью по 5-7 мин. В конце мы обязательно проводим упражнение на восстановления дыхания. Так же с детьми два раза в неделю проводятся физкультурные занятия. Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем руки до локтя, а после и до плечевого сустава. Проводится влажное обтирание груди и живота. Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну. Процесс перемещения ребенка из спальни в группу, в туалетную комнату, обратно в группу. Таким образом, происходит смена температурного режима, что также является закаливающим фактором. Важно, чтобы продолжительность закаливающих процедур была не более 20 минут.
Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов: Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года. Например, постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня. Необходимо отметить, что, осуществляя закаливание, необходимо соблюдать следующие условия: Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. При этом начать нужно с беседы с родителями – они должны поддерживать эффект и в домашних условиях. Обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым. Все мероприятия, проведенные в детском саду, невозможно без участия семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения. В группах оформили стенды для родителей, регулярно проводим консультации, родительские собрания. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей, укреплению их здоровья.

В связи с тенденцией ухудшения здоровья детей закаливающие мероприятия приобрели особую актуальность. Воспитатели 2 младшей группы проводили предварительную работу, а именно:

Изготовление ковриков для гимнастики после сна;

Беседы о полезных и вредных привычках «Хитрые пальчики»;

Конкурс рисунков «Весёлые витаминки»;

Совместные письма родителей и детей к Мойдодыру;

Игра- эстафета «К Мальвине за причёской»

Закаливающие мероприятия во второй младшей группе начинаются с утреннего приёма на свежем воздухе. Далее, в проветренной группе, под музыкальное сопровождение, проводится гимнастика. На протяжении дня для снятия психологического утомления воспитатели проводят:

Упражнения на дыхание «Динозаврик», «Надуем шарики», «Горячий чай»;

Пальчиковая гимнастика «Зайчики-пальчики», «Жук», «Пальчик в лес пошёл».

Во время прогулки на свежем воздухе проводятся подвижные игры «Яблочко», «Не дадим ножкам замёрзнуть», «Гуси».

После тихого часа под мелодичную, тихую музыку дети выполняют упражнения в постели, повторяя каждое упражнение 3-4 раза. Это различные повороты, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют на нём различные действия. Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями.

Так же проводится индивидуальная или дифференцированная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки с использованием игровых модулей («Ручками похлопаем 1,2,3…», «На лошадке», «Змейки»).

Воспитатели 2 младшей группы считают целесообразным проводить закаливание по подгруппам с учетом групп здоровья детей. Так как рецепторы на руках и ногах одинаковы, то детки начинают процедуры с рук. Начальная температура воды- 37 градусов, постепенно снижается на 1 градус каждые 2-3 дня, доводя её до 22 градусов. Игры с водой дети просто обожают:

- «Водопад»;

- «Хитрое мыльце»;

- «Маленький рыбак».

Таким образом, данные закаливающие мероприятия способствуют снижению возбудимости, быстрому засыпанию, уменьшению числа болеющих детей.