Доктор комаровский воспитание детей после года. Как воспитывать в ребенке самостоятельность? Физическое воспитание малышей

Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.

В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Комаровский: дети до года

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц . Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев ("пинцетного захвата"). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц


В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

2 месяц


В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении : улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц


В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях : активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц


В моторике : перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц


В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится.

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги, меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц


В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц


В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях : активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц


В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц


В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях : может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.

Автор публикации: Анна Куликова

Евгений Олегович Комаровский - самый известный и авторитетный педиатр в России и СНГ, кандидат медицинских наук, телеведущий и автор 15 книг об уходе за детьми. Он очень доступно излагает нужную и полезную информацию о здоровье детей и их воспитании. Вот почему Евгений Олегович пользуется уважением многих родителей.

Предлагаю вашему вниманию 15 лучших высказываний доктора Комаровского, чьи советы уже помогли сотням тысяч людей.

100% взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9% не знают при этом, что потом делать с детьми.

Обеспечение психического благополучия матери, ухаживающей за ребенком, - главная задача отца. Именно папа обязан расставить точки над i в отношениях с родственниками и соседями.

Счастливый ребенок - это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.

Счастливый ребенок - это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Ни количеством, ни качеством педиатров проблемы здоровья детей решить нельзя. А нельзя, скорее всего, потому, что упомянутое здоровье в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых.

Ребенок никому и ничего не должен.

Лично я, когда ко мне обращаются родители часто болеющих детей, часто советую завести собаку. Ибо собака - реальный повод заставить взрослых 2 раза в день с ребенком гулять.

Если ваше дитя целый год болело, не гуляло и страдало, поездка на дачу (деревня в 30 км от города, лес, река) может оказаться значительно более полезной, чем отдых на побережье Средиземного моря, пусть даже и в пятизвездочном отеле.

Именно таким должен быть нормальный ребенок - худым и активным.

Уверен: большинство детей рождаются на свет здоровыми, но их лишают здоровья... родители и медицинские работники.

Появившийся на свет младенец (человеческий детеныш) - такой же биологический объект, как волчонок, поросенок или медвежонок. Поэтому самая главная задача на этапе начала жизни - не растерять биологическое, дабы иметь потом возможность развивать социальное.

Суть и идеология одноразовых подгузников состоят в следующем: памперс нужен не ребенку! Памперс нужен матери ребенка!

Главное - это счастье и здоровье семьи. Семья должна жить не интересами ребенка, а интересами семьи. Я не могу представить, чтобы моему ребенку подарили шоколадку, а он не разделил ее на три части.

Самое главное: ты не центр вселенной. Мы, семья, - вот центр вселенной.

Хорошие люди всегда и со всеми ведут себя хорошо. Делись хорошим: настроением, едой, вещами. Не скули.

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.


Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Близкая тема:

Психология воспитания ребёнка до года

Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама , хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.


Как приучить ребенка к самостоятельности?

Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

  • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он , один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
  • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.


Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Воспитание до года по Комаровскому

Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

Тематический материал:

Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.

Инструкция

Помогите ребенку избежать простуды. По мнению доктора Комаровского, именно сухой воздух является причиной многих заболеваний. Дело в том, что ежедневно в организм ребенка попадают миллионы бактерий и микробов. Проникают они преимущественно через нос. Попадая на слизистую,большинство из них погибает. Чрезмерное отопление и недостаточная влажность высушивают жидкие и вредоносные элементы проникают в организм, провоцируя возникновение инфекции. Поэтому следите, чтобы комнатная температура не поднималась выше 22оС, а влажность была не менее 50%. Если у вас дома очень сухо, задумайтесь о покупке увлажнителя воздуха.

Не пугайтесь запоров. Младенец, которому подходит молоко матери, усваивает более 80% своего питания. Остальные 20 медленно двигаются по кишечнику и только затем образуются в калловые массы. При этом, для очищения кишечника должно накопиться определенное количество переваренной пищи, поэтому стул столь нерегулярный. Дайте ребенку время. Если малыш питается взрослой едой, для предотвращения запора нужно временно перейти на блюда грубой обработке. Вместо пюре давайте картофель в мундире, вместо котлеты мясо и не забывайте о свежих овощах.

Кормите ребенка только тогда, когда он захочет. Доктор Комаровский убежден, что еда по расписанию и с требованием съесть все без остатка, только вредит ребенку. Все дети тратят энергию по разному, поэтому и количество пищи определяется самим организмом. Если вы переживаете, что ваш ребенок останется голодным, не давайте ему перекусывать сладостями. Когда наступит чувство голода, малыш сам сообщит об этом.

Закаляйте ребенка. Это одно из самых главных наставлений Комаровского. Однако он рекомендует не прибегать к искусственным процедурам укрепления иммунитета. Просо необходимо сделать закаливание и движение стилем жизни. Не старайтесь избегать пониженных температур, позвольте ребенку быть дома голышом и гуляйте с ним в любую погоду. Кроме того, помните, что ребенок ориентируется в первую очередь на вас. Поэтому постарайтесь перейти к активному образу жизни. Если с самого раннего возраста малыш будет видеть, что родители занимаются спортом и любят двигаться, это станет для него нормой и он с удовольствием последует вашему примеру.

Воспитывайте ребенка по намеченному курсу. Не поддавайтесь на провокации и плачь. Научитесь держать свое слово. Если вы сказали ребенку нет, стойте на своем во что бы то ни стало. Если вы боитесь не сдержаться и пойти у него на поводу, просто выйдите из комнаты, показав свою непреклонность. Если вы однажды что-то запретили, не делайте из этого сиюминутную меры. Будьте постоянны. Поговорите с ближайшими родственниками. Нельзя допускать разных методов воспитания. Если вы за что-то ругаете ребенка, другие члены семьи не должны одобрять его поступки.

Быть мамой и папой – не тяжкий труд, а удовольствие, считает известный педиатр. При условии, что родители обладают нужными знаниями

Большинство украинцев впервые услышали о докторе Комаровском во время прошлогодней эпидемии свиного гриппа, когда он раскритиковал руководство страны, да и общество в целом, за панику вокруг этой проблемы. Между тем многочисленная «мамская тусовка» уже давно нарекла Евгения Олеговича «гуру ребенковедения».

Сегодня заслуженный педиатр ведет свою программу «Школа доктора Комаровского» на телеканале «Интер», где обучает всему, что необходимо знать родителям для воспитания здорового ребенка. Сейчас свою главную задачу он видит не столько в лечении детей, сколько в просвещении взрослых.

Евгений Олегович, ваши родители по профессии тоже врачи?
Мои родители инженеры и большую часть жизни проработали на турбинном заводе. Никто из моих предков не имел ничего общего с медициной.
И я не перестаю этому удивляться, ибо мне часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически.
Моя мама, прежде чем стать инженером, окончила Институт культуры
и несколько лет проработала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы – огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению. На выбор моей будущей профессии повлияла прежде всего моя младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъятной любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мной как самое сильное эмоциональное потрясение детства. К моменту окончания школы вопрос о выборе ВУЗа уже не стоял: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет.

Там же вы познакомились со своей будущей супругой…
Мы учились на одном потоке, поженились после четвертого курса. До сих пор поражаюсь, как это мне с первого раза так повезло! Моя жена тоже детский врач (окулист). Екатерина Александровна в течение многих лет работала в государственной поликлинике. Год назад эта ситуация начала действовать на нервы и ей, и мне. Работа не приносила никакого заработка. Мы как-то подсчитали, что за прием одного больного она получала от государства около 20 копеек. При этом ремонт кабинета приходилось делать за собственный счет. По моему мнению, зарплата в 120 долларов в месяц унижает человеческое достоинство. А поскольку стаж у супруги достаточный, мы приняли решение о необходимости выхода на пенсию. Очень жаль, что государство не может создать высококлассному специалисту достойные условия для работы.

А чем занимаются ваши дети?
У меня двое взрослых сыновей. Старшему 28, он женат и работает в IT-сфере, младшему 22, он еще учится. Мы часто собираемся в кругу семьи: старший приезжает с невесткой, младший приводит подружку. Внуков пока нет и мы этот вопрос не форсируем. Хотелось бы иметь наследников, с другой, есть определенный страх. Я женился молодым и стал отцом в 21 год. После этого мне довелось общаться с по меньшей мере с 150-200 тысячами детей. Но откровенно говоря, я не могу спрогнозировать, какие чувства у меня возникнут, когда я возьму на руки собственного внука или внучку.

Интересно, где живет доктор Комаровский и как проводит свободное время?
Я живу в собственном доме в Харькове. Во дворе нет огорода, зато есть большой сад, елки, березки, два огромных столетних дуба. Наш двор – излюбленное место встреч с друзьями. Кроме того, у меня с детства страсть к рыбалке. Это больше, чем просто хобби – это патология какая-то! И зимой, и летом на рассвете в воскресенье вместе с друзьями и детьми я уезжаю на целый день рыбачить. Для меня это самый простой и эффективный способ привести в порядок мысли, отвлечься от «страстей» печальной отечественной педиатрии. Еще я очень люблю путешествовать. Правда, поездки по Украине в последнее время стали несколько проблематичными. Если в Киеве я собираюсь перекусить в ресторане, то пока не сфотографируюсь со всеми официантками, еды мне не дадут.

Но все-таки на 99 % моя жизнь занята работой. Раньше большую часть времени занимал прием маленьких пациентов. Сейчас ситуация изменилась, потому что я сосредоточил свои силы не столько на лечении детей, сколько на обучении родителей искусству правильного воспитания. Фактически мы являемся учебно-консультационным центром для мам и пап. Кроме того,
я занимаюсь своим сайтом, написанием книг и их переводом на разные языки. Мы (мне помогает целая команда) ведем огромную переписку, отвечаем на вопросы. Много времени занимают телевизионные программы.

В этом году вы поддержали «Манифест против курения». Насколько остро стоит эта проблема в Украине?
По статистике, 25 миллионов украинцев страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Все ранние инфаркты, инсульты, сосудистая патология, онкология однозначно связаны с курением. Для того чтобы хорошо работало сердце, нужна адекватная двигательная активность. А курящий человек не способен заниматься физическими упражнениями: при малейшей нагрузке у него начинается одышка. Курящие люди в возрасте 50-60 лет имеют реальный шанс «заработать» инсульт, слечь лет на 15 и стать обузой для своих близких.
И все это только потому, что они курят! К сожалению, в нашей стране нет условий ни для лечения лежачих больных, ни даже для того, чтобы уйти без боли.

Некоторые родители курят даже в присутствии детей…
В моей практике были случаи, когда приходилось лечить ребенка с астмой. Невооруженным, как говорится, взглядом было заметно, что родители курят. В этом случае есть два варианта лечения: принимать очень сильные гормональные препараты или постараться избегать контакта с табачным дымом. Поэтому в таких ситуациях я всегда говорю родителям: «Либо вы бросаете курить, по крайней мере, при ребенке, либо обращаетесь к другому врачу». Если у вас не хватает силы воли «завязать», то нужно хотя бы минимизировать вред от вашего курения для детей.

Признайтесь, вы тоже долгое время курили…
Я начал курить в 19 лет, когда пошел работать в отделение реанимации харьковского Института неотложной хирургии. Работа казалась настоящим адом: стоны, крики, каждый день кто-то умирал. Нужно было найти повод выбраться из всего этого хотя бы на несколько минут. Поначалу мне все говорили: «Женя, ты ведь не куришь, постой, посмотри!» И все медсестры убегали на десятиминутный перекур. Я посмотрел на них и тоже закурил. Благодаря этому у меня появилась возможность раз десять за дежурство передохнуть.
Я курил двадцать лет, по две пачки в день. А пять лет назад окончательно распрощался с этой пагубной привычкой.

Что заставило вас бросить?
Прежде всего состояние здоровья. Я почувствовал ишемические боли. Они возникают, когда нарушается кровоток сердечной мышцы. Это характерная боль в области сердца, которая отдает под лопатку или в левую руку. Я неоднократно говорил на телевидении: «Если вы курите и почувствовали вышеуказанные симптомы, то это колокольчик, который может превратиться в колокол на ваших похоронах. Тут либо вы, либо вас. Стоит задуматься над тем, что будет с вашими близкими, когда вас не станет. Если вы их любите, то обязаны бросить курить». Кстати, через два месяца после того, как я бросил курить, боли в сердце у меня прошли.
Хотя я и не легко поддающийся внушению человек, мне помогла известная книга Алана Карра «Легкий способ бросить курить». Сначала я хихикал над бредовостью и наивностью этой книги, но потом изменил свое мнение. На самом деле ее гениальность состоит в главном посыле: когда вы бросаете курить, вы не становитесь несчастным – наоборот, вы становитесь счастливее.

Пример: я ловлю рыбу, долго не могу вытянуть из воды щуку, борюсь с ней и наконец побеждаю. Раньше я что делал? Отмечал победу сигаретой! Именно так появляется цепочка действий, к которой ты привыкаешь. Потом ты бросаешь курить, говоришь себе «точка», на следующий день видишь человека с сигаретой и завидуешь ему. А на самом деле ты не завидовать ему должен, а пожалеть его. У тебя-то этой зависимости уже нет, а у него осталась.

Осенью традиционно начинается сезон простуд. Что бы бы вы посоветовали родителям?
Я бы сказал, что здоровье вашего ребенка прежде всего зависит от вас. Не надейтесь ни на бабушку, ни на педагогов, ни на педиатров – рассчитывайте только на свои силы. Читайте, думайте, анализируйте. Если неприятность все же произошла, в помещении с больным ребенком должно быть проветрено, а температура воздуха низкой… Почему-то в нашей стране температуру в 19 градусов считают низкой, а если я произнесу цифры «16-17 градусов», то меня вообще будут считать экстремистом. А вот, скажем, в Германии это считается нормальной температурой воздуха в спальне. Унас же все с ног на голову, поэтому главные проблемы связаны
с перегревом детей в быту. Например, у ребенка насморк.

Ночью он поспал в теплой сухой комнате и подышал ртом. Наутро его легкие пересыхают. В таких случаях родители часто сетуют, что вирус опустился ниже. Это абсолютно неправильный подход. Когда у ребенка сопли, его нужно тепло одеть, но дышать он должен прохладным влажным воздухом. Вот еще важный «просветительский» момент: 80 % вирусных заболеваний в нашей стране «лечат» антибиотиками, в то время как на вирусы никакие антибиотики не действуют. При любой вирусной инфекции в легких вырабатывается большое количество слизи, которую нужно откашливать. Если вы не откашляли слизь, то, накопившись в организме, она впоследствии может вызвать осложнения.

Вы занимаетесь просвещением людей: выпускаете книги, ведете программу на телевидении. Вы видите результаты своей работы?
Я вижу, что мамы перестают воспринимать бабушек как носителей единственно верной информации. Участковым педиатрам становится все труднее «морочить голову» людям. Все больше родителей анализируют действия врачей: для чего то или это делается, как поступать правильно и чего нельзя. Люди начинают задумываться над тем, что высококвалифицированный специалист в возрасте 30-40 лет, на котором лежит ответственность за жизнь и здоровье подрастающего поколения, не должен получать зарплату в 1200 грн.

И какой вы видите выход?
У меня в голове вызревает большая программа реформирования в этой отрасли. Но она практически нереализуема в этой стране. Я озвучу эту программу тогда, когда у меня будет институт телохранителей, потому что для ее реализации нужно разогнать половину номенклатурных работников. Даже в рамках тех денег, которые выделяются на медицину, можно самым принципиальным образом изменить качество оказания медпомощи. Необходимо прекратить подпитывать корыстные интересы огромного количества структур, которые зарабатывают на системе здравоохранения.

Было бы неплохо, если бы в Украине ввели закон, который бы обязывал всех госчиновников лечить своих детей
и лечиться самим в Украине, а не за границей, и только в обычных поликлиниках по месту прописки. Может быть, тогда ситуация кардинальным образом изменилась бы.