Коррекция заикания у дошкольников посредством логоритмики. Логомаг. Репетиции перед зеркалом

В этой статье:

Логоритмика – это комплекс упражнений на движения, с помощью которых человек одновременно двигается и произносить определенные звуки или высказывания.

Эта терапия активного типа. Она позволяет преодолевать речевые нарушения с помощью формирования и коррекции речевого развития, что позволяет человеку адаптироваться к внешним и внутренним условиям.

Как проходят занятия логоритмикой?

Задания на движения сопровождаются речевым материалом. При этом логоритмика для детей призвана следить за качеством этого материала. Важно так подбирать музыку, чтобы она не просто выполняла функцию сопровождающей, но и была своего рода руководящим началом.

Под воздействием регулярных занятий по логопедической ритмике, у детей перестраивается работа сердечно-сосудистой системы. Положительное влияние оказывается и на дыхание, и на движения, и на сенсорику, и на речедвигательную систему. Также подобные занятия позитивно влияют на эмоциональные и волевые качества человека.

Логоритмика включена в занятие по теме «Профессии»

Цель и задачи логоритмических занятий

Цель занятий: профилактировать возможные речевые расстройства у дошкольников до пяти лет во время выполнения упражнений на движения совместно с музыкой.

В результате этого можно реализовать такие задачи:

  • уточнить артикуляцию;
  • сформировать восприятие фонематики;
  • обогатить лексический запас;
  • формировать слуховое внимание;
  • развивать моторику;
  • вырабатывать координацию движений с речью;
  • формировать интонацию;
  • учить детей фантазировать и воображать.

Также у логопедической ритмики есть то, что позволяет формировать память человека, его внимание, его слух, моторику, речь, произношение звуков.

На занятиях используются игры с пальчиками, упражнения для глаз, ходьба или бег с музыкальным сопровождением, создание стихов, упражнения на развитие мимики, релаксационные занятия, чистоговорки, игры с использованием речи и музыки.

С какого возраста можно заниматься логоритмикой?

Если дошкольник в возрасте двух лет , нужно организовать занятия по логоритмике. Этот возраст характерен тем, что очень сложно организовать правильное логопедическое воздействие на малыша. Ведь дети быстро утомляются и не способны выполнять многие артикуляционные упражнения.

Дошкольникам постарше, которые уже находятся под наблюдением у логопеда, логоритмика для детей помогает закреплять произношение сложных звуков, отрабатывать навыки плавной речи, совершенствовать координацию движения, обучать детей навыкам коммуникации.

Логоритмика – это методика работы коррекционного типа, с помощью которой можно положительно влиять на динамику развития речи у детей с разными аномалиями в развитии с помощью речи, музыки и движения. Логоритмика – это составная часть коррекционной работы, которая непосредственно влияет на речь и моторику.

Главная задача логоритмики – это преодоление нарушений речи с помощью формирования двигательной сферы. Согласно этой цели подбираются и задачи логоритмических занятий: корректировать речь детей, воспитывать их и предоставлять им образование.

Коррекционные задания: устранение главного речевого нарушения, формирование дыхания, развитие голоса, работа с артикуляцией, совершенствования качеств психомоторики во всех типах моторики.

Воспитательно-образовательное направление логоритмических упражнений

  1. К образовательным задачам относятся: знакомство ребенка с разнообразными движениями, развитие навыков движения, понятие об организации тела в пространстве, о существующих в музыке терминах.
  2. К воспитательным задачам относят: развитие ритма при прослушивании музыкальных композиций, формирования ритма во время движений ребенка, развитие его навыков ритмичного движения под музыку, формирование способности критически воспринимать свои движения и оценивать свою речь адекватно.

На что влияют логоритмические упражнения?

На занятиях по логоритмике формирование моторики и психики происходит на неосознанном уровне. Благодаря тому, что развивается двигательная сфера, формируется речь ребенка. Любые навыки, которые были получены во время логоритмических занятий, могут быть закреплены в речевом материале.

Чтобы понять, что включается в содержание логоритмики, нужно определить, что вообще представляет из себя ритмика и зачем она нужна.

Организм людей постоянно находится в динамическом развитии. Особенно это касается детей. Совершенствуется структура организма, функциональность отдельных органов, ребенок учится приспосабливаться к внешней среде. Одно из важных направлений развития – это формирование двигательных навыков и умений.

Двигательные умения – это степень того, как ребенок овладел техникой дейсвтия. При этом для овладения необходимыми движениями нужно максимально концентрировать свое внимание на тех или иных частях совершаемого движения, а также на способах решения двигательных задач.

Навык движения – это такая степень владения техникой движения, которая позволяет автоматически им управлять с высокой надежностью.

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм» может иметь широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

Логоритмика в педагогическом понимании

С точки зрения педагогики ритмика – это комплекс упражнений физического характера, которые основаны на движениях с музыкальным сопровождением. На занятиях по ритмике формируется чувство ритма – это способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального метра.

Ребенок учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой.

Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Методы исследования воздействия логоритмики на организм

Методика формирования ритмических способностей впервые была описана в 1912 году. Ее изучал Эмиль Жак-Далькроз. Этот музыкант считал, что ритм можно использовать в качестве самостоятельной сущности. При этом ритм может быть музыкальным, может быть двигательным или поэтическим.

Логоритмика впервые была использована в качестве методики борьбы с заиканиями в 1932 году. Эти упражнения разработал В.А. Гиляровский, за что получил высокую экспертную оценку.

В.А. Гринер в 1936 году написал объемную статью, посвященную логоритмике. Он поставил задачу разработать специальные логоритмические занятия для борьбы с заиканиями и улучшения речи. Материал для подобных занятий использовался Н.С. Самойленко в ее статье, написанной в 1941 году.

Она провела классификацию упражнений, разделенных на разные категории трудности так, чтобы учитывать имеющиеся у детей нарушения моторики. Также она заложила основные принципы, по которым должно проводиться занятие.

В.А. Гринером был разработан практический материал, который бы позволил проводить серьезную работу с заикающимися дошкольниками. Она читала, что главное отличие логопедической ритмика заключается в том, что в отличии от ритмического воспитания здесь особое внимание уделено слову.

В 40-е годы логоритмика в нашей стране стала восприниматься, как важная часть работы с больными афазией. Логопедическая ритмика позволяла победить расстройства музической грани речи.

В середине 20 века стали появляться работы, посвященные логоритмике, как инструменту борьбы с заиканиями у дошкольников. Наиболее полно раскрывает эту тему переизданный в 1958 году труд В. А. Гринева.

Два года спустя еще один исследователь В.И. Рождественская разрабатывает упражнения на сочетание движений и слов. Согласно автору благодаря ритму во время движения удается нормализовать речь ребенка. Е.Ф. Шершнева позволяет использовать логопедическую ритмику для коррекции заикания у дошкольников старшего возраста.

Логоритмика для детей при коррекции заикания

Развитие направления в 80-е годы полностью основано на работе с детьми, страдающими заиканиями.

Н.А. Тугова выпускает работу с разработанной системой упражнений коррекционно-воспитательного характера. Эти упражнения подразумевают активное использование ритма и музыки во время занятий для воспитания у детей произвольного внимания.

Еще один исследователь, внесший вклад в развитие этой области – В.И. Дресвянников. Он сосредоточился на детях, учащихся в классах с шестого по восьмой. При этом он заметил, какая существует зависимость между экспрессивной речью и моторикой.

Также он заметил, что степень дефектов моторики напрямую влияет на степень нарушений речи. Он предложил целую систему занятий, которые бы помогли полностью устранить проблему заикания у школьников подросткового возраста.

Г.А. Волкова представила множество логоритмических материалов, которые отлично подходят для реабилитационной работы. Его книга, посвященная логопедической ритмике, позволяет бороться с разными видами речевых нарушений.

Логоритмику предлагает использовать во время коррекционных занятий и Н.А. Рычкова, которая разработала методику обследования моторики у детей с заиканиями.

Также широко раскрыта эта тема в трудах Е.В. Оганесяна, который описывал коррекцию невротического заикания у людей зрелого возраста.

Музыка на логопедических занятиях

В основу современного музыкального ритмического направления легли работы Э. Жака-Далькроза.

Не территории детского сада формирование ритмики осуществляется во время музыкальных занятий. А формирование моторики осуществляется за счет занятий по физкультуре.

Во время музыкальных уроков воспитатели стремятся формировать музыкальные способности всех детей. При этом дошкольники тренируются в разных видах деятельности: они учатся петь, внимательно слушать музыку, выполнять ритмические упражнения, играть на разных музыкальных инструментах.

Главные задачи занятий по музыке – это развитие интереса к музыкальному искусству разных жанров. Дети развивают мелодический слух, учатся различать высоту звуков, формируют навыки в пении, а также учатся красиво двигаться под музыку.

Музыкальные ритмические движения связаны с движениями общего плана. Эту особенность использует педагог физического воспитания.

Главная задача занятий физкультуры – формирование качеств моторики. Дети развивают мышечный тонус, учатся осуществлять координацию движений, переключаться с одного движения на другое. Они учатся владеть своим телом, ходить, бегать и прыгать, а также заниматься перестроением и играть в спортивные игры.

Задачи по формированию физических навыков у дошкольников решаются на протяжении всего дошкольного периода.

Это позволяет подготовить детей к большим нагрузкам в школе. Занятия по музыке и по физкультуре формируют психомоторные функции у детей, что хорошо влияет на их обучаемость в начальных классах.

У дошкольников, страдающих нарушениями речи, в отличии от остальных детей, наблюдаются отклонения в развитии речи и психомоторики.

Коррекционные воздействия логоритмики на нарушения речи

В группе дошкольников, страдающих недоразвитием фонематической составляющей речи, находятся ребята с диагнозом «дислалия». Также есть и дети с диагнозом «стертая дизартрия».

У них не наблюдаются серьезные нарушения в общей моторике. Однако их мелкая моторика и артикуляция имеет некоторые нарушения.

Дошкольники, страдающие стертой дизартрией, обладают недостаточно развитой общей моторикой. Их мышечный тонус повышен, однако координация движений нарушена, есть трудности в переключаемости движений, в ритме и темпе.

Это затрагивает всю моторную систему: от общей до артикуляционной. Страдает и мелкая моторика, и мимика детей.

У дошкольников, страдающих общим низким развитием речи, дефекты моторики проявляются в ее недоразвитии, в неловкости, в нарушениях пространственного восприятия. Главные навыки движения развиты недостаточно хорошо, они не подчинены ритмике, дети быстро двигательно истощаются, их внимание и память снижается.

У дошкольников, страдающих заиканием, нарушен тем движений. Также недостаточно развита координация движений.

На занятиях по физкультуре не решаются основные коррекционные задачи по формированию психомоторных функций. Более полезным приемом для работы с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями, является логопедическая ритмика.

Лечение с помощью движения осуществляется путем использования разных видов движений. С помощью комплекса физических упражнений, выполняемых под музыку, формируется чувство ритма. Это позволяет оказывать коррекционно-лечебную помощь.

Логоритмика позволяет связать движения, музыку и слова. Согласно Г.А. Волковой, логоритмика для детей – это одна из активных форм терапии, которая может быть использована в разных реабилитационных методиках, в лечении людей, которые обладают разными аномальными развитиями.

Таким образом, логопедическая ритмика – это методика работы с дефектами речи, которая опирается на связь слов с движениями и музыкой посредством ритма.

Заикание (логоневроз) - это вид речевого расстройства, при котором невозможно беглое слитное произнесение слов. В зависимости от речь может искажаться – от незначительных повторений отдельных слогов до полной невозможности произнести слово до конца.

Заикание чаще всего обусловлено психо-эмоциональными причинами, но может вызываться также травмами, инфекционными и органическими поражениями.

Чем раньше обнаружено расстройство и чем своевременнее начато его лечение (как , так и гимнастика от заикания), тем благоприятнее прогноз. Ниже мы разберем, какие упражнения можно рекомендовать для преодоления заикания.

Виды упражнений от заикания

Важно! Поскольку при логоневрозе нарушена, в основном, ритмически-дыхательная составляющая речи, необходимо подбирать комплекс упражнений от заикания, целенаправленно избавляющих от этого дефекта.

Различают следующие виды тренировок:

  • голосовые упражнения (основная цель - научиться не бояться говорить, уметь управлять своим голосом);
  • артикуляционные упражнения - помогают укрепить мышцы губ, языка для более четкого произнесения слов;
  • - направлены на регулирование дыхания в процессе речи, укрепление диафрагмы);
  • мышечная гимнастика - укрепляет мышцы резонаторной системы, диафрагмы;
  • ритмические упражнения - направлены на развитие ритмической стороны речи.


Мышечная гимнастика

Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

  1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
  2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
  3. Выпячивание живота, как мячик.
  4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).
  • Произнесение гласных нараспев.
  • Пение в любых видах.
  • Проговаривание слова с разной интонацией.
  • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).


Ритмическая гимнастика

Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Есть ли противопоказания к упражнениям по исправлению заикания?

Как таковых, общих противопоказаний к проведению упражнений от логоневроза нет. Поскольку зарядок существует достаточно много, всегда можно выбрать ту, которая больше нравится и не вызывает дискомфорта. Например, если у ребенка проблемы со спиной, то упражнения «Кошка» и «Насос» можно заменить на другие дыхательные практики, где не требуется активных наклонов туловища.

Избавление от логоневроза - процесс длительный. Следует понимать, что при работе с детьми, особенно младшего возраста, большое значение имеет занимательность занятий. Ребенок не должен скучать и чувствовать себя, как на допросе, или думать, что его принуждают. Важна доброжелательная обстановка, хорошее общее самочувствие.

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, если он этого не хочет, так можно лишь усугубить расстройство. Не рекомендуется также выполнение зарядки в ущерб полноценному отдыху или общению с другими детьми: занятия нужно проводить максимально естественно и как бы мимоходом, играя.

Желательно использовать веселые песенки, потешки; выполнение нужно сопровождать любимыми игрушками. Артикуляционную зарядку необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать, насколько правильно он все делает («Давай поиграем в рожицы»).

Важную роль играет и систематичность занятий. Хорошо бы незаметно ввести упражнения в ежедневный ритуал ребенка, например, при чистке зубов делать еще и дыхательную гимнастику, при купании - мышечную и т. п.

Важно, чтобы ребенок привык к повторяющимся действиям, и не нужно было его каждый раз усаживать принудительно.

Внимание! Результаты при лечении логоневроза наступают не ранее, чем через 2-3 месяца при условии постоянных ежедневных тренировок. Важно набраться терпения и четко соблюдать периодичность занятий. Необязательно проходить лечение только у логопеда, домашняя гимнастика от заикания также принесет положительный результат и поможет закрепить достигнутый эффект.

У заикающихся дошкольников средствами

Этапы формирования плавной речи

Организация логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординации движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2 - 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики.

1.Этап ограничения речи

Задача логопедической работы - ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.

Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков - инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2.Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 -5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.



На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.

З.Этап диалогической речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами ганца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и общения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию - чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение.

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания.

Основная часть

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать ее.

Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А. Волковой. К ним относится принцип:

  • этиопатогенетический. Он требует дифференцированного построения занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства;
  • сознательности и активности. Он заключается в активном и сознательном отношении ребенка к своей деятельности;
  • систематичности. Он заключается в регулярности, планомерности и непрерывности коррекционного процесса;
  • наглядности. Он заключается в непосредственном показе движений и использовании зрительного образа или образного слова педагога;
  • доступности и индивидуального подхода. Он предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей;
  • учета симптоматики. Он позволяет соотнести физические возможности детей с речевой патологией. Учитывая возможности детей, дозируется нагрузка;
  • этапности. Он определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков. В его основу положен подход от простого к сложному.

Все принципы связаны между собой и определяют единство развития, воспитания и коррекции функциональных систем ребенка с речевыми расстройствами.

Цель логоритмических работы – формирование произношения, развитие фонематических процессов, совершенствование всех компонентов речевой системы.

По мнению Н.А. Туговой, важнейшим элементом музыкально–ритмических занятий является сигнал : музыка, слово, жест. Музыка в виде сигнала в коррекционных целях используется особенно широко. Смена музыкальных темпов, форма музыкального произведения, отрывков, ритмов, характер и сила звука, а также контрастность регистров позволяют регулировать смену движений, которые составляют упражнение. Музыкальные темпы (быстрый, умеренный, ускоренный, замедленный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое. При этом дети могут научиться подчинять свои движения музыке.

Заикающиеся дети более медленно детей с нормальной речью устанавливают связь между изменением музыкального сигнала и движением. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.

Двигательные, речевые без музыкального сопровождения, музыкально–речевые, музыкально–двигательные, ритмические, двигательно–речевые упражнения и игры воспитывают динамическую и статическую координацию движений, способность управлять мышечным тонусом, продолжительностью выдоха и мягкую атаку голоса. Нормализация двигательной сферы заикающегося ребенка помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена положительными чертами характера и поведения, появляющиеся у ребенка в процессе коррекции психомоторики.

Занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом взаимосвязи речи, различных видов музыкальной деятельности и движений.

При проведении занятий необходима повторяемость заданий. Воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением, осуществляется в течение всего логопедического курса. При этом используется разный музыкальный репертуар.

Необходимо применять небольшой объем речевого, музыкального материала и движений. Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, музыкальными образами, регистрами, динамикой, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами.

Приемы и методы логоритмики в устранении заикания

В разные годы появлялись авторские методики по логопедической ритмике, созданные для работы с заикающимися детьми (Г.А. Волкова, В.А. Гринер, Н.А. Рычкова), с успехом использующиеся в настоящее время в комплексной системе коррекционной работы.

Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:

– упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.

Упражнение 1. Дети выполняют под тихую музыку движения флажками внизу и под громкую музыку сильные взмахи над головой.

Упражнение 2. Под громкую музыку движения по кругу с подскоками, под тихую – движения руками.

Упражнение 3. В процессе ходьбы по кругу под громкую музыку дети идут, выполняя определенные движения руками, под тихую – останавливаются и прячут руки за спину.

– упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.

Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. На слабую долю – непроизвольный выдох, руки в и.п.

Упражнение 2. Вдох носом – выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.

Упражнение 3. Исходное положение – сидя по–турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам.

– упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение.

Упражнение 1. Исходное положение – стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».

Упражнение 2. Исходное положение – стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».

Упражнение 3. Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».

– упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег.

Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Под музыку они начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Упражнение 2. Под музыку, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.

– упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха.

Упражнение 1. Детям дают задание называть числа, цвета, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.

Упражнение 2. По предложению педагога ребенок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей…» — и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок…».

Упражнение 3. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.

– упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.

Упражнение на развитие мелкой моторики, координации речи и движений:

Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки, протягивают по очереди руки вперед, разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.

Упражнения для координации речи с движением и развитие воображения:

Дети, взявшись за руки, бегут по кругу. Кружатся на носочках на месте.

Затем медленно приседают.

Упражнение «Сад»:

Дети шагают, тянутся и срывают «яблоки». Затем наклоняются и складывают «яблочки» в корзину. Дети несут перед собой корзину, пьют «компот».

Упражнение «Дерево»:

Дети поднимают руки вверх и качают руками. Затем усиливают движение качания вправо–влево.

Упражнение «Серенькие перышки»:

Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх–вниз. Дети стучат кулаками перед собой один о другой и дуют на раскрытые ладошки.

Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Затем кладут руки на пояс, делают наклоны туловища вправо–влево.
– упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Упражнение 1. Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.

Упражнение 2. Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.

Упражнение 3. Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторит 2 раза.

Примерное занятие с заикающимися детьми , направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:

  • вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;
  • упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук;
  • упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;
  • упражнения на воспитание произвольного внимания;
  • упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;
  • слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
  • игра–драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности;
  • заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу.

Литература:

  1. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] // Г.А. Волкова. – М. Изд–во Владос. – 2002.–272.с.
  2. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] // Л.М. Гладковская, Логопед.–2008.–№8.–с.60–67.
  3. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.–№ 3.–с.59.
  4. Казбанова, Е.С. Развитие темпо–ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова, Логопед.–2005.–№6.–с.28–32.
  5. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] // Т.Н. Набиева, Дефектология.– 1998.–№4.–с.30.
  6. Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] // И.И. Руденко, Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.–2005.–№1.–с.14–17.

Хаткутова О.В.,
учитель-логопед

Полезно обучать заикающихся петь песни без музыкального сопровождения. Такое пение способствует развитию слухового внимания, чистоте дикции и звука голоса.

Сначала заикающиеся поют в сопровождении фортепиано (мелодия чуть подыгрывается), затем поют вместе с педагогом и, наконец, самостоятельно, без музыкального сопровождения.

При работе с заикающимися всех возрастов можно использовать мелодекламацию. Отбор стихотворных и прозаических текстов производится с учетом возраста, состояния речи, развития музыкальных способностей, этапа коррекционной работы. Музыка, сопровождающая чтение, выразительное рассказывание, диалог или хоровое декламирование, должна соответствовать содержанию текста, помогать раскрытию сюжета, образа, персонажей произведения.

Зміст статті:

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗАИКАЮЩИХСЯ ОТ ЭТАПА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Воспитание правильной бессудорожной речи у заикающихся осуществляется постепенно: от облегченных ее форм до самостоятельной, эмоциональной речи в значимых для заикающихся жизненных ситуациях. Естественно, что в комплексном воздействии на заикающихся логопедическая ритмика зависит от задач логопедической коррекции. Методика занятий по логопедической ритмике с заикающимися дошкольниками в соответствии с этапами преодоления заикания разработана автором.1

Задачи периода ограничения речи (молчания и шепотного общения): воспитание общей произвольной моторики и мышц лица; речевого дыхания; слухового внимания и слуховой памяти; зрительного внимания и зрительной памяти; произвольного поведения путем развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания; работа над паузацией во фразе, произнесенной шепотом; активизация и пополнение словаря по следующим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты» - и их вариантам.

На логоритмических занятиях, в связи с задачами логопедического воздействия, проводятся безречевые упражнения и игры. Дается материал для развития мимики лица, орального праксиса, слухового и зрительного внимания, для ориентировки в пространстве, подражательности, общей и тонкой произвольной моторики и т. п. Проводятся этюды на данные логопедом темы, в которых двое заикающихся молча движениями, мимикой, пантомимикой показывают развитие сюжета темы. Этюды разыгрываются под музыкальный аккомпанемент и без него. На занятиях в этот период полезно слушание инструментальной и вокальной музыки в записи, в исполнении мастеров искусств. Тематика музыкальных произведений должна отражать темы логопедических занятий. Например, если логопедическое занятие проводится на тему «Осень» или отражает ее варианты («Овощи и фрукты», «Богатый урожай», «Лес осенью», «Лесные звери в осеннем лесу», «В лес по ягоды пошли», «Убираем урожай» и т. д.). то логоритмическое занятие включает слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень», мелодекламации по произведениям М. Пришвина, В. Бианки в исполнении педагога, отработку движений, имитирующих едущий поезд, машину; упражнения на регуляцию мышечного Тонуса в ситуации погрузки ящиков с овощами на машины в поле и разгрузки машин в овощном магазине и т. п. Логопед вводит детей в тему занятия так, чтобы оно проходило по единому сюжету, а логоритмические средства, сменяя друг друга, раскрывают сюжет. Как логопедическое, так и логоритмическое занятия носят обучающий характер. Дети учатся слушать логопеда, выполнять его указания, но сами при этом молчат. Логопед (музыкальный руководитель, воспитатель) говорит с детьми шепотом.

Логоритмические упражнения для детей от 1 года

Плохо говорящим детям не всегда будут интересны картинки, однообразные артикуляционные упражнения, стандартные задания логопеда. Такие малыши часто не понимают речь, не могут правильно выразить свою мысль, имеют трудности с установлением коммуникации. Поэтому незаменимой окажется логоритмика – система двигательных упражнений, в которой движения головы, рук, ног, тела сочетаются с проговариванием речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, коротких текстов, стихов). Логоритмика позволяет соединить работу речедвигательного и речеслухового анализатора с развитием общей моторики. Движения, сопровождающие произнесение речевого материала, характеризует плавность, интенсивность, напряжённость. В результате логоритмических занятий достигается:

Логоритмика заключается не только в коррекции речи, но и в развитии неречевых психических функций, эмоциональной сферы, адаптации к изменяющимся условиям среды. Занятия проводятся на ковре в течение 20-40 минут, обычно сопровождаются музыкой, которая должна быть весёлой, зажигательной. Речевой материал должен быть знаком детям и соответствовать их возрастным возможностям. Упражнения выполняются по подражанию. У плохо говорящих детей логоритмика вызывает интерес, яркие эмоции, именно с помощью логоритмики малыш может ощутить первые речевые успехи и почувствовать уверенность в себе. Логоритмика проводится в группе и учит детей коммуникативным навыкам.

Логоритмические занятия состоят из следующих упражнений:

1) Ходьба сочетается с маршировкой в различных направлениях и проводится в начале и в конце занятия. Ходьба учит ориентироваться в пространстве, является хорошей профилактикой сколиоза, развивает слуховое внимание.

Упражнение “Под барабан”

Ребенок ходит вокруг двух стульев, совершая шаги в ритм под звук барабана или какой-либо стук.

На полу размещаются различные предметы, через которые ребенок должен перешагивать, поднимая вверх одно колено, потом другое, а также по хлопку взрослого перепрыгивать препятствия.

2) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса помогают развить осознанное управление своим телом.

Упражнение “Ударь или хлопни”

Ребенок сидит в кругу по-турецки, взрослый включает музыку и регулирует ее громкость. Услышав громкую мелодию малыш должен ударить кулачками по полу, на тихую – легонько хлопнуть перед собой в ладоши.

Взрослый включает музыку, ребенок стоит перед ним около стула. Когда музыка громкая ребенок встает на цыпочки, когда тихая – садится на стул, при средней громкости встает прямо.

3) Дыхательные, артикуляционные, голосовые упражнения позволяют правильно распределять силу, продолжительность выдоха, сделать голос выразительным, менять его по силе, высоте, скорректировать произносительную сторону речи, выработать переключаемость артикуляционных движений.

Для занятия понадобится вертушка на палочке. Малыш должен изображать дуновение ветра и продолжительно непрерывно дуть на игрушку, регулируя силу потока выдыхаемого воздуха.

Упражнение “Вкусное варенье” – нужно представить на верхней и нижней губе есть варенье и облизать губы сначала по часовой стрелке, потом против неё.

Упражнение “Произнесём ПА” – разводя руки в стороны, говорим тихо “па”, затем поднимаем руки и говорим “па” громче и громче. По мере поднятия рук сила голоса увеличивается.

4) Упражнения на активизацию внимания и памяти развивают такие свойства внимания, как переключаемость, распределяемость, устойчивость, а также совершенствуют зрительную, слуховую, моторную память.

Попросите ребенка как можно подробнее рассказать о ярком событии – походе в зоопарк или дельфинарий, про день в детском саду, прогулку – выберите тему, которая ему более интересна. Расспрашивайте его обо всех деталях, о животных, которых он видел, светило ли солнышко, как он был одет, что говорили ребята, воспитательница. Главное – удерживать внимание малыша на протяжении 5-10 минут, не допускать, чтобы его мысли перескакивали на другую тему.

5) Счётные упражнения направлены на совершенствование темпо-ритмической стороны речи, закрепление навыков счёта в пределах 10.

Игра проводится во время зарядки. Ребенок становится перед взрослым и выполняет задания, который тот дает. На счет «один» или при слове «столб» – ребенок поднимает руки вверх, на счет «два» или «елка» – разводит руки в стороны, на счет «три» или «пенек» – приседает. Счет и слова могут меняться, например, взрослый говорит поочередно: «раз, елка, три» – малыш должен быстро сообразить, какое действие ему нужно совершить.

6) Речевые упражнения без музыкального сопровождения. В них за основу берётся стихотворный текст, который проговаривается с одновременным выполнением действий, но без музыки. Стихотворение само по себе задаёт ритм.

7) Ритмические упражнения позволяют научиться улавливать ритмическую основу слова. Благодаря этому малыш будет плавно и правильно произносить слова из 3-х и более слогов. Особенно полезны такие упражнения для заикающихся детей.

Например, учитель произносит слово “барабан”, делая акцент на ударении, и параллельно отхлопывает в ладоши ритмический контур этого слова.

8) Упражнение на темп способствуют развитию внятной речи и формированию нормального темпа голоса.

Упражнение “Повтори” – быстрое или медленное проговаривание слогов сочетается с чередованием быстрых или медленных движений. Также подходят для этих целей чистоговорки, скороговорки.

9) Музицирование на детских инструментах помогает развить чувство ритма, темпа, внимание, память, фонематический слух.

10) Пальчиковые игры развивают мелку моторику рук. Такие игры могут проводиться с проговаривание стихотворного текста, без него, а также с использованием мелких предметов (карандаши, грецкие орехи и т. п.).

Капля раз, капля два, ребёнок в медленном темпе ударяет указательным

Капля медленно сперва, пальцем по центру ладошки,

А потом как из ведра. Движения ускоряются.

11) Упражнения на развитие фонематического восприятия помогают ребёнку научиться различать все звуковые единицы языка.

Упражнение “Топни-хлопни” – педагог говорит слова со звуком С и З (зуб, сабля, снег, заяц и т. д.). услышав слова с З малыш должен хлопнуть, а с С – топнуть.

12) Упражнения на коррекцию звукопроизношения помогают добиться правильного и точного произношения того или иного звука. Ребёнок выполняет определённое движения и параллельно произносит звук.

Звук А: вдох, разведение руки вверх и в стороны при длительном произнесении А.

Звук П: руки сжаты в кулак, движения осуществляются в стороны то левой, то правой рукой с произнесением ПА-ПА-ПА.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Подобные работы из Базы знаний:

Упражнения на развитие общих движений, слухового и речевого внимания, памяти, музыкального ритма и темпа у младших дошкольников. Обследование психомоторного состояния взрослого с речевыми нарушениями. Логоритмические занятия для заикающихся детей.
Творческая работа , добавлена 22.07

Категориальный анализ понятий развитие, мелкая моторика, графический навык, речь. Проблема развития мелкой моторики у старших дошкольников. Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет. Особенности развития речи и речевые нарушения у детей.
Курсовая работа , добавлена 24.06

Причины замедленного формирования пространственных представлений ребенка. Признаки речевого нарушения детей. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями. Использование нетрадиционных техник рисования. Задачи по художественному творчеству.
Презентация , добавлена 04.06

Краткая характеристика развития внимания как психического процесса. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Экспериментальное исследование особенностей основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями, результаты.
Дипломная работа , добавлена 15.09

Изучение условий эффективного использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Методика исследования состояния звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.
Дипломная работа , добавлена 15.08

Формы коррекционного обучения. Дизартрия и стертая дизартрия. Схема обследования детей с дизартрией. Обследование анатомического состояния и моторики артикуляционного аппарата ребенка. Обследование мимической мускулатуры. Развитие неречевых процессов.
Контрольная работа , добавлена 26.05

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
Курсовая работа , добавлена 13.09.2003

Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психодиагностики лиц с речевыми нарушениями. Структура диагностического исследования. Подбор методов исследования. Экспериментальное исследование речи. Основные требования к построению и проверке теста.
Контрольная работа , добавлена 14.01

Характеристика детей с речевыми нарушениями. Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи. Обзор диагностических методик, направленных на изучение сторон психологической готовности дошкольника. Советы логопеда родителям.
Реферат , добавлена 31.05

Игровые упражнения для развития речи. Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Занятия для формирования образной речи у детей. Основные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Эмоционально-нравственное и патриотическое воспитание.
Практическая работа , добавлена 30.05

Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.
Курсовая работа , добавлена 18.05

Психофизиологическая структура процесса чтения и методика обучения ему. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями. Диагностика сформированности навыка правильного чтения у детей с ОНР, упражнения для его развития.
Курсовая работа , добавлена 13.08

Особенности развития младших школьников и их адаптации к школьной среде. Диагностика индивидуальных особенностей детей. Развитие познавательных способностей детей в процессе школьного образования. Упражнения на развитие мышления, памяти и внимания.
Дипломная работа , добавлена 01.02

Исследование психологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями и личности ребенка с нормальным развитием речи. Характеристика нарушений в применении языковых средств общения в речевой деятельности. Анализ комплекса коррекционных занятий.
Курсовая работа , добавлена 28.09

Зрительное восприятие как формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Степень нарушения зрения и зрительные возможности детей, уровень восприятия. Упражнения для детей 5 года жизни с нарушениями зрения.
Дипломная работа , добавлена 15.05

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития. Определение способности к переключению, распределению, продуктивности, устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста с речевыми расстройствами.
Курсовая работа , добавлена 06.02

Речевое развитие нормальных детей. Особенности логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения. Развитие артикуляторной моторики, слухового восприятия, внимания, памяти у умственно отсталых детей. Формирование грамматического строя речи.
Курсовая работа , добавлена 13.11

Развитие лексики в онтогенезе. Недоразвитие речи: понятие, этиология. Психолого–педагогическая характеристика детей. Опытно-экспериментальное выявление особенностей словарного запаса у дошкольников с речевыми нарушениями, интерпретация результатов.
Дипломная работа , добавлена 26.11

Характеристика личностно-социального развития дошкольника. Формирование его самооценки и самосознания. Исследование особенности развития речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
Дипломная работа , добавлена 07.07

Понятие, свойства и виды внимания и пути его развития. Особенности внимания детей с нарушениями речи. Невнимательность ученика глазами психолога и педагога. Внимание и индивидуальный темп. Корреляционная зависимость внимания у детей с нарушениями речи.
Дипломная работа , добавлена 25.06