Каллиграфия учимся писать красиво. Уроки каллиграфии для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения. Обучения готической каллиграфии

После орнаментальных упражнений можно перейти к выполнению пером шрифта антиквы.

Старайтесь писать его крупно.
Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание .

Упражнение начинаем с букв 1-й группы, состоящих только из вертикальных и горизонтальных штрихов - Г, Е, Н и др. Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий - А, Ж, И и др. За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми - Б, В, Ч и др. 4-й группой пишем круглые буквы - З, О, С и др. После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Шрифт, выполненный ширококонечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

К отмеченным звездочкой буквам см. иллюстрацию ниже.

Улучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером. Вверху - буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота пера). Внизу - (рекомендуется при продвинутом уровне) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных элементов.

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разнообразия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размеров; прозаический текст чередовать со стихотворным. Как, например, в работе Любомира Краткого.

Любомир Краткий (Lubomir Kratky).
Extrait du «Petit Prince», de Saint-Exupery.
1987, 50x40 см.
Бумага, краски, коленкоровая кисть.

Упражнения для пера (часть II)

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала необязательно.

Приведенные ниже упражнения помогут вам освоить написание курсивного шрифта. От вас требуется аккуратность и усидчивость, и вы сами не заметите, как все начнет получаться.

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще всего возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяйтесь с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первоначальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными буквами.

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первоначальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

Гюнтер Жунге (Gunther Junge).
Шрифтовая вариация .

Упражнения для пера (часть III)

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение общеизвестных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее - он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразование какого-нибудь известного стиля без коренного изменения .

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта со связанными и несвязанными буквами.

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характернейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие - хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля - понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте - наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.

Упражнения и образцы для изучения курсивного шрифта с несвязанными буквами.

Различные приемы выполнения засечек.

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью. То же самое относится к шрифту со слишком узкими межстрочными промежутками.

Ольдржих Менхарт.
Образцы исполнения некоторых строчных букв.

Хочется еще раз отметить, что навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

Упражнения для пера (часть IV)

Круглоконечное перо - одно из простейших орудий для написания шрифта. Конец пера имеет дискообразную линию одинаковой ширины независимо от направления движения пера. Круглоконечные перья изготовляются шириною от 0.5 до 5 мм .

В процессе письма вся дискообразная поверхность пера должна равномерно прилегать к бумаге. Если это требование не выполняется, линия получается неровная, неодинаковой ширины. Круглоконечное перо так же, как и ширококонечное, не следует направлять концом вперед, т.е. снизу вверх и справа налево.

Упражнения по орнаменту в технике круглоконечного пера.

Гротеск, исполненный круглоконечным пером. Стрелки показывают направление штрихов, цифры - их последовательность.

Круглоконечным пером пользуются главным образом шрифтовики-любители при выполнении вывесок, объявлений и т.д. Употребляется оно и при исполнении стандартного шрифта в технических чертежах. Круглоконечное перо помогает обучающемуся приобрести элементарные навыки и дисциплинирует руку и глаз, но для выполнения полноценного, высокохудожественного шрифта оно почти не пригодно. Процессиональный художник употребляет круглоконечное перо реже, чем ширококонечное и большей частью как вспомогательное средство при рисовании шрифта (например, рубленного). Иногда линию круглоконечного пера или концы букв дорабатывают чертежным пером или акварельной кистью.

Рукописная гарнитура Жихарева.
Типографский шрифт.
Художник И.С. Жихарев.
Москва, 1955.

Подобный шрифт легко воспроизвести круглоконечным пером, доработав элементы букв тонким пером.

Писать, красиво выводя буквы - это настоящее искусство, которому наши предки придавали большое значение. Сегодня пришла пора выяснить, что такое каллиграфия, почему раньше она была так важна, а сегодня утратила свою актуальность? Есть ли у людей XXI века возможность научиться выдержанно и элегантно писать? Где и как это можно сделать? Давайте разбираться!

Что такое каллиграфия: определение

Слово «каллиграфия» перешло в русский язык из греческого, где оно, в свою очередь, было сложено из составных элементов, а именно «каллос» - «красота» и «графо» - «писать». Иначе говоря, это понятие описывает древнюю отрасль искусства, суть которой заключается в красивом и четком письме на бумаге. Сегодня большей части людей знакомо иное определение, и вопрос: «Что такое каллиграфия?» вызывает у них ассоциации с красивой и быстрой письменностью. Это - побочное ответвление, которое называется прикладная, или бытовая каллиграфия.

Каллиграфия как учебная дисциплина

Подобное эстетическое оформление рукописного текста имело место не только в области прикладной графики, но и в школах в качестве учебной дисциплины, где детям предлагались прописи для каллиграфии и преподавались её базисные основы: одинаковый размер букв, равномерность наклона и расположения букв, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость как слов, так и знаков препинаний. В начальных классах каллиграфия называлась чистописанием. Оно требовало дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания и, например, в СССР являлось единственным школьным предметом, унаследованным от времен дореволюционной России.

История развития каллиграфии связана с двумя положениями: во-первых, это эволюция шрифта, орудий письма (птичье, металлическое, тростниковое перо, кисть) и листовых материалов (папирус, шелк, пергамент, бумага), и, во-вторых, стилистические изменения каллиграфии как отдельного вида искусства и человеческой деятельности.

Для чего изначально предназначалась каллиграфия?

С незапамятных времен красивый почерк выполнял следующие основные функции:

  1. Упрощение чтения.
  2. Сообщение письму эмоциональной образности, графической выразительности.

Для каллиграфии по первому пункту всегда была характерна ясность очертаний и деталей, предоставление человеку возможности читать на расстоянии, в то время как по второму - экспрессивный скорописный курсив или же узорность декоративного оформления. Последнее особенно высоко ценилось в Китае и других дальневосточных азиатских странах, где каллиграфия рассматривалась как искусство передачи за простым графическим знаком целой палитры эмоционально-символических значений и смыслов, сущности слова, мыслей и чувств пишущего.

Каллиграфия на территории Западной Европы: происхождение

«Что такое каллиграфия?» - вопрос, который можно считать выясненным. Однако необходимо заметить, что каллиграфия - это не универсальное для всех территорий явление. Ключевым объединяющим элементом для исторического развития каллиграфии разных стран является её эволюция в общем русле изобразительного искусства. Однако, вместе с этим, красивое письмо «от руки» изменялось с течением времени в зависимости от преобладающего в определенную эпоху стилистического влияния. Во-первых, степень и периодичность конкретного направления в двух государствах могла быть разной, а, во-вторых, существенную роль играли также традиции, мотивы, символика, характерная для той или иной местности. Именно поэтому сегодня миру знакомо сразу несколько уникальных каллиграфических школ.

Каллиграфия в Европе развивалась из греко-римского письма, классические каноны которого, разработанные ещё в античную эпоху, используются даже в настоящее время. Первые алфавиты греков и римлян появились еще в III тысячелетии до н.э. Предшественником латинского выступил этрусский алфавит. Первоначально в письме использовались исключительно заглавные буквы; строчные появились позже, во времена правления на территории Европы императорской династии Каролингов. В меньшей степени на западноевропейское искусство красивого почерка оказала кириллица.

Период активного развития европейского письма

Каллиграфия на западноевропейских территориях начала наиболее активно развиваться с распространением христианства, ведь появилась необходимость в копировании Библии и других текстов на религиозную тематику, их гармоничном оформлении. Поэтому уроки каллиграфии преподавались священнослужителям, доказательством чего служат многие сохранившиеся памятники средневекового каллиграфического мастерства. Пик искусства каллиграфии приходится на VII-IX века, когда в Шотландии и Ирландии монахами создавались иллюстрированные Евангелия - уникальные средневековые шедевры. Они представляли собой рукописные книги, богато украшенные красочными орнаментами и миниатюрами. На Руси подобная каллиграфия, обучение которой также проводилось среди монахов и служителей церкви, приобрела название «лицевой рукописи».

Помимо вышеупомянутого, в XI веке появилось также письмо готическое, на основе которого был создан шрифт, названный «псевдоготическим». К основным ответвлениям такой каллиграфии относились:

  • фрактура - острая письменность с ломаными краями и очертаниями;
  • текстура - просто острое письмо;
  • ротунда - переходный тип письменности от готического к антикве, или типографскому шрифту с характерными засечками;
  • швабахер, или бастарда - ломаная письменность с округленными очертаниями некоторых конкретных букв;
  • куррент - курсив в готическом стиле; в начале XX века в качестве традиционного готического курсива был утвержден шрифт Зюттерлина.

На основе кириллицы в Западной Европе был также создан характерный псевдославянский шрифт. С XV века главенствующая роль в традиции европейской каллиграфии перешла к художникам, переписчикам и граверам, после чего, с изобретением в этом же столетии Иоанном Гутенбергом книгопечатания, роль каллиграфии резко уменьшилась.

Каллиграфия в Восточной Азии

Совершенно по-своему каллиграфия развилась в Корее, Японии и Китае, а также в мусульманских государствах. В переводе с китайского и корейского понятие переводится как «путь письма» и представляет собой утонченную форму живописного мастерства. Для искусства рукописного текста здесь традиционно применялись не перья для каллиграфии, не ручки, а кисточки для письма и тушь. К известным мастерам китайской каллиграфии относятся Сюань-Цзун (VIII век), Ван Си-Чжи (IV век), Ми Фэй. В списке крупнейших исламских каллиграфов первыми стоят Ибн Мукла (X век), специализировавшийся на шрифте «насхи», уроженец Средней Азии Мир Али Тебризи (XIV век), который расписывал материалы уникальным шрифтом «насталик», и других.

Нужно заметить, что в государствах ислама каллиграфия имела особенно неразрывную связь с религией. Так, каллиграфические надписи широко использовались для украшения мечетей и при переписи Корана. В арабских странах с помощью графики (называемой здесь «хутут», или «хатт») утверждалась манифестация десакрализованной Красоты, пропитывающей собой каждый уголок народной культуры. У арабов сложилась собственная система из 6 каллиграфических почерков, каждый из которых использовался в определенных обстоятельствах. Их названия:

  • насх;
  • сульс;
  • мухаккак;
  • райхани;
  • тауки;
  • рук’а.

Кстати, к характерным особенностям арабской каллиграфии можно отнести непозволительность изображения животных, людей или Аллаха, ведь, согласно религиозным догматам, поклонение богу через картину уподобляет человека неверующему. По этой же причине не разрешается изображать никакое другое существо. Однако если каллиграфические изображения создаются отдельно, но в итоге складываются в единый элемент, то в этом случае правила подобного не запрещают.

Традиционный набор каллиграфа

Минимальный набор для обучения искусству красивого письма включает в себя перья для каллиграфии, тушь и бумагу. Кроме того, в качестве основного пишущего инструмента может использоваться ручка с пастой желаемого цвета, гуашь, акварель, чернила, уголь, пастель, баллончик с краской (если речь идет о современном ответвлении каллиграфии - граффити) и многое другое. Интересно, что до использования перьев люди обходились палочками, благодаря которым выдавливали знаки на глине, или просто высекали надписи на камнях, ведь запечатление знаков на относительно твердых поверхностях было распространено издавна: сюда относится и писание на воске или бересте. Первые (тростниковые) перья в период Средневековья сменились на птичьи, преимущественно гусиные. Затем они стали составными, а в XVIII веке уступили место стальным. Становится очевидно, что каноничного инструмента каллиграфа не существует, ведь в разные периоды писцами использовались разные вспомогательные средства.

Каллиграфия для начинающих: о возрасте и методах

В настоящее время каллиграфия воспринимается скорее как своеобразный эстетический феномен. Однако не утратила она и своего практического значения; так, сегодня искусство красивого почерка является базой для разработки гарнитур наборных компьютерных шрифтов. Каллиграфия для начинающих сегодня вполне доступна как для самостоятельного изучения, так и для отработки с преподавателем. Много программ существует для усвоения материала школьниками, ведь детям в раннем возрасте переучиться куда легче, чем взрослым. Педагоги и кураторы проектов предлагают родителям заказать уроки каллиграфии.

Обычно практикуется система посещения и присутствия в реальном времени, однако занятия могут проходить и в виде дистанционных онлайн-курсов. В последнем случае они включают методические рекомендации для взрослых и предлагают прописи для каллиграфии с тем, чтобы родители в домашних условиях могли скорректировать и поставить правильный почерк своему ребенку. Те же особенности распространяются и на программы обучения взрослых людей.

Умение красиво выводить буквы, делать одинаковые закорючки, создавая ровный каллиграфический шрифт - дело, которое по плечу не каждому.

Почерк считают чуть ли не наследственным фактором: если пишет, как курица лапой - значит так и будет всю жизнь.

Это заблуждение легко опровергнуть. Почерк можно изменить, и сделать это под силу каждому, в любом возрасте. Нужно только работать над собой, выполнять упражнения, которые помогут развить навыки.

В человека заложен потенциал, развивая который приобретают различные навыки.

Сегодня проблема плохого почерка становится острой из-за частой замены ручного письма печатью.

Компьютеризация упростила труд во всех организациях и сферах жизни, люди стали реже пользоваться ручкой. Письма сегодня отправляются в основном по электронной почте.

Мало кто помнит, как красиво писать от руки. А умение по-прежнему необходимо развивать, независимо от возраста.

Каллиграфический почерк - это красивые ровные буквы с закруглёнными линиями. Красота его построена на ровных одинаковых линиях.

Добиться такого эффекта не сложно, принципы письма каллиграфическим почерком не отличаются от обобщённых правил чистописания.

Правила, соблюдая которые, вы научитесь писать каллиграфическим почерком:

Правила Дополнительная информация
1 Сидите прямо Вспомните школьный урок по правильному положению спины и локтей. Спина прямая, подвиньтесь ближе к столу.

Локти находятся за пределами стола, руки свободно лежат на поверхности. Голова чуть опущена. Следите, чтобы спина не начала изгибаться, приближая лицо к тетради

2 Держите ручку правильно Зажмите ручку тремя пальцами на расстоянии полутора сантиметров от видимой части стержня
3 Ежедневные тренировки Чтобы привить себе новый навык уделяйте этому от 10 до 30 минут в день - сколько можете себе позволить.

Любая цель требует времени и усилий. Тренируйтесь ежедневно, и результат не заставит себя ждать

4 Медленное повторение Начните с того, чтобы сделать все написанные буквы ровными и красивыми. Для этого выводите буквы по одной, через равные интервалы.

Делайте это аккуратно и медленно. Рисуйте их. Когда станет получаться легко, увеличьте скорость написания, переходите к целым словам.

Но не позволяйте себе небрежности в угоду скорости писания, ведь целью является эстетическая составляющая

5 Урок чистописания Вспомните, как в первом классе обводили буквы по образцу. Скачайте из интернета картинку с образцом каллиграфического почерка.

Скачайте из интернета шрифт, который вам по душе, заполнить им вордовский документ и распечатать.

Обводите буквы, учитесь выводить красивые завитушки от руки самостоятельно. Тренируйтесь на каждой букве отдельно

Как красиво писать цифры?

Красиво писать цифры не сложно. Их всего 10.

Учимся красиво писать цифры:

  1. Сядьте за стол, пододвиньте стул ближе, выпрямите спину.
  2. Возьмите ручку и листок бумаги.
  3. Выводите цифры медленно.
  4. Следите, чтобы у каждой был одинаковый наклон и размер в обе стороны.
  5. Когда станет получаться, попробуйте писать немного быстрее.
  6. Меняйте ручку: пишите гелевыми и шариковыми ручками. Для тренировки используют карандаш и фломастер.

Следите, чтобы получалось одинаково красиво с любым предметом в руках.

Как аккуратно писать печатными буквами?

Вспомните школьный предмет - черчение. Там важно точно и правильно передать на рисунке все параметры фигуры.

Подписываются они строго печатными буквами. Первые уроки отводились тому, чтобы научиться красиво писать эти самые буквы. Черчение требовало точности и чёткости во всём, включая почерк.

Не путайте: написание прописных и печатных букв очень отличается. Правила остаются прежними: усердные ежедневные тренировки, медленное выведение каждой буквы в отдельности.

Постепенный переход к написанию целых слов и предложений.

Важно! Когда навыки письма войдут в привычку, тренируйтесь писать текст под диктовку. Вы научитесь делать это быстро и машинально.

Как научить ребенка красиво писать?

Значительно легче научить красиво писать ребёнка. Его навык владения ручкой находится в стадии формирования примерно до 5 класса.

За это время уделите внимание его манере сидеть, способу захвата ручки и старательности.

Объясните ребёнку, насколько важно иметь красивый почерк, как это умение пригодится в жизни. Вдохновлённый ребёнок будет старательно соблюдать все ваши указания.

Приёмы, помогающие детям развить навыки красивого почерка:

  • Привяжите банковскую резинку к кончику ручки, и перекиньте через запястье. Это тренировка для мышц руки, кисти, пальцев. Повторяйте ежедневно.
  • Только человек с хорошей моторикой и развитой мускулатурой может красиво и ровно писать.

    Занимайтесь спортом с ребёнком, делайте ежедневно зарядку. Уделяйте внимание мышцам спины, рук и кистей.

  • Обозначьте на пальце ребёнка фломастером точку соприкосновения с ручкой. Это поможет привить навыки правильного захвата. А правильно положение ручки в руке - уже половина успеха.
  • Учите взрослых и детей, используя простую шариковую ручку. Для детей выбирайте тонкую, чтобы было удобно держать в руке. Причиной плохого почерка бывает неправильный выбор ручки.
  • Выполняйте с ребёнком упражнение: пусть он возьмёт ручку тремя пальцами за самую верхушку и постепенно, надавливая на стол, спустится пальцами вниз.

    Так ручка правильно ложится в руку. Помогите ребёнку запомнить это положение.

  • Развивайте мелкую моторику - от неё зависит, как мы пишем. Пусть ребёнок занимается оригами, бисероплетением, перебирает крупы в мешочке. Даже простые чётки способны развить мелкую моторику.

«Быть каллиграфом - почти то же самое, что быть танцором: нужно тренироваться каждый день, чтобы стать мастером», - Николя Ушенир.

Всего 25-30 лет стремительного развития технологий – и мы живем в мире, где бумагу для письма вытесняют дисплеи, электронные книги в сумках сменили обычные, а дети учатся набирать текст на клавиатуре раньше, чем берутся за ручку. В таком контексте может показаться, что каллиграфия — искусство обреченное. Но это не так.

Что объединяет модников Dior, Белый дом и IT-гиганта Apple?

Заглянем на секунду в Париж, на показы модных домов Dior, Miu Miu, Louis Vuitton, Lanvin. У каждого гостя - от первого места у подиума до последнего возле входа, в руках именные приглашения, выполненные в превосходном каллиграфическом стиле. Все карточки придуманы одним человеком - французским каллиграфом Николя Ушениром.

Он не просто подписывает вручную около 15 тысяч карточек в сезон, но и придумывает для притязательных клиентов новые шрифты, логотипы, «графические карты» бренда. У мастера с детства был хороший почерк, однако тогда он и мечтать не мог, что стильные завитки и буквы могут стать настоящей профессией и откроют перед ним двери легендарных домов.

Древним искусством «красивого письма» пользуются лидеры IT-рынка. Компания Apple пригласила американского каллиграфа Джейка Вайдманна, обладающего редким титулом Master Penmen, презентовать новый iPad Pro со стилусом Apple Pencil. В промо-ролике Джек с помощью стилуса повторяет движения пера и рисует на экране планшета что-то невероятное. На самом деле мастер никогда не изменяет ручному письму: он уверен, что рука человека – лучший инструмент, способный создавать пусть не идеальные, но наполненные смыслом надписи и картины.

Каллиграфия занимает особое место в жизни Белого дома. Сотрудники отдельного офиса несут ответственность за все письма, конверты с адресами, приглашения и оповещения, которые рассылает резиденция президента США. В дипломатии высшего уровня с помощью личного характера корреспонденции подчеркивают уважение к адресату. И даже карточки с именами гостей за праздничным столом в День благодарения тоже написаны штатными каллиграфами.

Зачем учиться каллиграфии

Научиться делать утонченные надписи на конвертах, открытках, приглашениях на вечеринку и свадьбу может тот, кто этого хочет. Даже если сейчас кажется, что вы способны испортить блокнот неразборчивым почерком, при должном усердии все получится. Любить каллиграфию можно уже за то, что она способствует художественному самовыражению, учит терпению и аккуратности: попробуйте не пролить чернила на стол и не растереть так тщательно прорисованный символ.

Это хобби занимает немного времени, а минимальный набор инструментов не потребует значительных финансовых затрат. В конце концов, неужели не любопытно прикоснуться к древним традициям «красивого письма», восходящим не только к истории европейской цивилизации — Древней Греции и Рима, но и восточных Китая и Японии?

Как выбрать первые инструменты

Начнем с главного инструмента каллиграфии - условного пера. На самом деле сегодня им может быть металлическое перо с держателем, перьевая ручка, роллерная ручка, кисть, более современный брашпен и даже настоящее гусиное перо. Выбор инструмента зависит от вашего «стажа» в каллиграфии, стиля и шрифта, который хотите выучить.

Новичкам будет легче справиться с перьевой или роллерной ручкой, которую можно заправлять готовыми чернильными картриджами разных цветов. Некоторые мастера советуют также остроконечное металлическое перо и простой прямой держатель , выполненный из металла или дерева. Скошенный держатель - для более опытных учеников. Он позволяет менять угол наклона пера и экспериментировать, - например, с латинским алфавитом.

Существует также ширококонечное перо, удобное для шрифтов италик и готик. Работать с ним не так просто, но интересно. Оно менее гибкое при нажатии, чем остроконечные перья. Его часто выбирают левши. Толщина пера указывается на упаковке в миллиметрах.

После первых уроков можно приобрести набор перьев разной гибкости с держателем, чтобы индивидуально подбирать толщину линий.

В китайской и японской традиционной каллиграфии для прорисовки иероглифов используют не перья, а кисти. Как правило, ворсинки на кистях сделаны из синтетических материалов, поэтому они хорошо держатся вместе. Кисти подходят для так называемых «квадратных» шрифтов.

Опытные каллиграфы умудряются писать не только цветными чернилами, но и гуашью, акварелью и акриловыми красками - выглядит необычно , но кто сказал, что в каллиграфии нельзя фантазировать?

С чего начать?

Уделите внимание организации рабочего пространства. Пусть на столе будет много свободного места и мало лишних предметов. Рука должна лежать удобно и держать перо под углом 45 градусов. Чернильницу поставьте справа от руки (если вы левша, то слева), чтобы нечаянно не перевернуть ее. Многие мастера каллиграфии советуют писать на наклонной поверхности наподобие мольберта или старой школьной парты.

Перед первым использованием нового пера следует снять с него масляное покрытие, иначе оно не будет гладко скользить по бумаге. Используйте для этого спирт или специальный раствор для очистки перьев.

После того, как вы закончили работу, обычные чернила смойте слегка мыльной водой и просушите перо. Водостойкую тушь, акриловые или индийские (пигментные) чернила нужно снимать специальным раствором.

Помните уроки письма в 1-м классе? Вот и сейчас, прежде всего, придется научиться рисовать прямые и кривые. У каллиграфических кривых есть особенность: линия, которую ведут вверх, должна быть тонкой, а опускающаяся вниз - наоборот, толстой. Меняйте силу нажима пера, но не давите слишком сильно, и линии будут правильными.

Когда элементы букв освоены, пора переходить к буквам, и лишь потом - к отдельным словам. Разучите начертание каждой буквы выбранного вами шрифта. В этом поможет тетрадка с каллиграфическими упражнениями или листы-шаблоны. Те части букв, которые находятся ниже строки, должны быть параллельны друг другу.

Прежде всего, советуем посмотреть уроки владельца лондонской каллиграфической студии Пола Антонио, которые помогут сделать первые шаги в каллиграфии. Клиенты мастера - ювелирный дом Tiffany, Ralph Lauren и Louis Vuitton. Вот несколько основных роликов начального уровня: Первые штрихи, Как выбрать кисть для каллиграфии, Подбор инструментов и советы по их применению. У каллиграфа есть свой канал на YouTube, где собрано много обучающих материалов.

Еще три полезных урока для новичков: Урок 1. Как правильно держать перо и рисовать прямые. Урок 2. Рисуем кривые и первые буквы. Урок 3. Буквы для начинающих.

Количество людей, увлекающихся леттерингом, растет день ото дня, ведь помимо того, что это просто интересное и творческое занятие, оно может при развитии должных навыков приносить дизайнеру дополнительный, а иногда и основной доход. Предлагаем и вам освоить леттеринг для начинающих, а мы расскажем, как это дело можно структурировать, с чего начать и чем продолжить, какие материалы и инструменты использовать. Поехали!

А что такое леттеринг?

Вы точно знаете, что такое леттеринг, если довольно активно пользуетесь Интернетом, любите модные штучки и посещаете популярные современные места. Даже удивительно, насколько прочно леттеринг вошел в нашу жизнь: креативные текстовые композиции из разнообразных шрифтов, вычурных и не очень, можно увидеть на меловых досках для меню в кафе, среди логотипов мировых брендов, на уличных билбордах, современных открытках, свадебных пригласительных, в заголовках журналов, в шапках веб-сайтов - список можно продолжать еще долго. Выглядит это, например, вот так:

И даже так:

Примеры можно приводить тысячами, потому что ограничивается леттеринг лишь фантазией авторов - но с учетом основ типографики и каллиграфии, конечно. В некотором смысле леттеринг - это современная каллиграфия, только доля творческой свободы здесь очень велика, и правила не так строги. Кстати, а в чем отличие каллиграфии и леттеринга? Ведь для начинающих эти понятия поначалу не имеют ощутимой разницы. Но давайте выясним:

  • Само понятие «леттеринг» - заимствованное, транслитерованное кириллицей английское слово «lettering», которое по сути значит «начертание букв». Если быть точным, к леттерингу относят графическое начертание различных букв и символов, которые образуют собой единую композицию из одного или разных шрифтов, имеющую общую стилистику и подходящую к какой-нибудь конкретной ситуации.

  • Собственно каллиграфия - это создание ручной надписи/текста, где все буквы имеют единый стиль и выглядят читабельно. Ее обычно используют при написании более объемных текстов, писем, грамот. Например:

Чтобы хорошо уяснить разницу между каллиграфией и леттерингом, запомните следующее: буквы в каллиграфии исключительно пишут, а в леттеринге их скорее рисуют.

Мы уже вкратце описали, где вы могли встречать леттеринг - значит, в этих же областях вы и сможете зарабатывать, если освоите леттеринг для начинающих, а потом отточите мастерство и соберете портфолио. Можно рисовать логотипы для брендов, создавать модные хенд-мейд открытки или принты для одежды и головных уборов, создавать скетчбуки и визитки, оформлять модные кофейни и другие заведения (тут следует освоить меловой леттеринг), оформлять сайты и блоги, рисовать стикеры - потенциал применения данного навыка огромен. А еще леттеринг преподают для начинающих - желающих его освоить сейчас просто море.

Если работы будут достойными, то вы сможете предлагать свои услуги по леттерингу и бороться за выполнение заказов вместе с другими дизайнерами, а если работы будут очень хорошими, и у вас соберется большая аудитория поклонников (речь о подписчиках в популярных соцсетях), то заказчики сами станут вас находить. Тогда начертание букв и слов, вероятно, сможет стать вашим основным источником дохода - ну не прекрасно ли?

В конце концов, занятия леттерингом просто очень увлекательны, помогают реализовать себя в творчестве, снять напряжение после тяжелого дня, отвлечься от повседневной суеты. А ваши открытки родным, друзьям и коллегам, оформленные с помощью таких креативных текстовых надписей, станут самым оригинальным подарком.

Леттеринг для начинающих - инструкция по освоению

Конечно, самый простой способ - пойти на курсы леттеринга для начинающих, где опытные дизайнеры вам все расскажут и, главное, покажут наглядно. Вы сможете работать в более активном темпе, чем дома, будете получать своевременные подсказки от преподавателей, наблюдать за ошибками других студентов, чтобы потом самому их не повторять. Однако, специалисты есть не везде, да и работают отнюдь не бесплатно, поэтому перейдем к следующему варианту.

Второй способ - самостоятельное обучение. Сейчас такое направление графики как нельзя более популярно, что имеет большое значение для начинающих, ведь благодаря широкому спросу формируется соответственное предложение. Как результат - информации вокруг очень много, бери да пользуйся: продается специальная литература, рабочие тетради, печатные скетчбуки с подсказками и советами для начинающих, а в Интернете есть туториалы и видеоуроки для начинающих, причем в немалом количестве. Большинство контента, правда, на английском языке - но в случае с видеоуроками многое будет понятно и без слов.

Выберите принадлежности

Существует множество инструментов, с помощью которых можно создавать шрифтовые композиции, причем использование разных принадлежностей поможет добиваться разнообразных результатов, упростит освоение некоторых техник и сделает сам процесс еще более интересным. Однако стоят все эти штуки недешево, поэтому совсем необязательно в первый же день тратить на материалы и инструменты для леттеринга целое состояние. Можете начать с самых простых и доступных принадлежностей, которые, возможно, уже имеются у вас дома - к примеру, обычных черных ручек и фломастеров.

Пользуются в леттеринге разными инструментами, в зависимости от выбранного стиля и личных предпочтений, но в основном это:

  • перманентные маркеры - рисуют плотно и матово;
  • лайнеры - похожи на плотные фломастеры, рисуют насыщенно и без «проплешин»;
  • ручки - обычные гелевые или шариковые ручки для прописей и тренировок;
  • water-brush (ручка-кисть для красок) - для рисования акварельными красками, создания плавных градиентных переходов;
  • brush-pen (маркер-кисть) — маркер с очень мягким и гибким кончиком, помогает создавать тонкие линии;
  • синтетические кисти - более простой инструмент для красок и туши.

Бумага для леттеринга должна быть плотной, поэтому обычная офисная не подойдет. Для начинающих подойдут и простые альбомы для рисования, либо плотные скетчбуки, также можете пользоваться акварельной бумагой и специальной бумагой для принтера. Красиво смотрится леттеринг на разноцветной бумаге, даже на черной - но тогда нужно покупать белые лайнеры или белую краску.

Изучайте шрифты и основы типографики

Прежде всего, гуру леттеринга не советуют начинать обучение сразу же с рисования. Люди, которые с ходу учатся рисовать, не получают должного развития, что-то в их работах продолжает оставаться «сырым», неправильным, лишним. Недостающая часть пазла - четкое понимание основ типографики и каллиграфии, понимание форм, стилей, композиции и других нюансов. Именно эти знания переведут вас на другой уровень в искусстве леттеринга.

Статей и видео о типографике и шрифтах в Интернете очень много, скажем, на сервисе Youtube, а если вы понимаете английский язык, то возможностей изучить все самостоятельно появляется еще больше (леттеринг для начинающих хорошо помогают освоить видеоуроки Sean McCabe, например). Предлагаем посмотреть одно из полезных видео - интересные примеры того, как типографика используется в нашей повседневной жизни:

Наблюдайте за шрифтами и леттерингом в повседневной жизни: в магазинах, журналах, в кафе, на рекламных плакатах и т. д. Попытайтесь увидеть закономерность их использования, призовите на помощь собственные ощущения как клиента: какие буквы для вас работают лучше? Какая надпись привлекает больше, какая вернее передает содержание? В кофейню с каким леттерингом вы бы охотнее зашли? Почему?

Такие наблюдения помогают обрести понимание «анатомии» букв, законов типографики. К примеру, будет полезно разбираться в том, что именно шрифт Serif привносит в какую-нибудь текстовую композицию в сравнении со шрифтом Sans-Serif, какой добавляет тексту больше объема и глубины, и т. п. При этом вы обнаружите, что леттеринг дает возможность играть со шрифтами в каждом отдельном случае - создавать интересные переходы, к примеру, или разбавлять строгие шрифты игривыми каллиграфическими завитушками.

Набивайте руку

Для начинающих леттеринг на первом этапе выглядит как уроки каллиграфии: вам нужно просто найти образцы красивых шрифтов, которые вам нравятся, и начинать прописывать их в тетради или разлинованном альбоме. Прописывайте букву за буквой, и строчные, и заглавный, совсем как мы это делали в первом классе школы, соблюдая порядок изображения разных частей букв и соблюдая одинаковое расстояние между ними.

Затем тренируйтесь рисовать различные завитки, хвостики, закорючки, которые потом будете вводить в написание букв и слов. Уделите внимание и рукописным шрифтам, и фигурным, и строгим типографическим. Важно, чтобы вы научились уверенно держать в руке инструмент, и развивали мышечную память при написании букв.

Начните с простого

Теперь из букв и завитков можно составлять слова и фразы. Советуем сразу тренироваться писать и на русском, и на английском - в последнем, кстати, благодаря особенностям латинского алфавита, существует еще больше возможностей создать красивую текстовую композицию. Можете брать первые попавшиеся слова и прописывать в альбоме, а может тренироваться, записывая свои любимые цитаты или фразы. Не бойтесь экспериментировать, прописывайте каждое слово/фразу несколько раз, меняя стиль написания и даже шрифт. Пробуйте разные инструменты, и ручку, и маркеры, и краски, оттачивайте мастерство.

Копируйте других

Конечно, перерисовать чужие работы в коммерческих целях не стоит - это воровство авторского контента, но в целях тренировки такой метод может помочь вам научиться лучше чувствовать композицию, следить за взаимодействием разных стилей и шрифтов, и снова развивать мышечную память рук, запоминая, как выполняются на бумаге те или иные буквы и оформительные элементы. В Интернете можно найти массу красивого леттеринга, а также туториалов, которые помогут вам более точно воспроизвести работу.

Генерируйте собственный контент

И, наконец, самый важный этап - это создание собственных буквенно-фразовых композиций и рисунков. Теперь, когда вы набили руку на прописывании букв и шрифтов, научились идеально воспроизводить уже существующие рисунки, воспитали в себе чувство стиля, прониклись работой типографов, дизайнеров и шрифтовиков - можно создавать и свои, оригинальные работы по леттерингу. Это тот этап, который позволит вам больше не складывать рисунки «в стол», а, возможно, публиковать их в соцсетях или блоге, и получать отклики других пользователей, а также полезную критику, которая поможет вам совершенствоваться дальше.

Каким именно способом нужно создавать свои рисунки? На самом деле, каждый художник выбирает для себя тот алгоритм, который удобен ему более всего, но в основном вы можете следовать следующим шагам:


Практикуйтесь как можно больше

Леттеринг для начинающих кажется сложным делом, и новички относятся к своим работам крайне скептически, однако последующая практика всегда меняет дело. Чем больше вы будете рисовать, прорабатывать прописи и шрифты, несколько раз перерисовывать композицию, когда потребуется, тем лучше станут ваши навыки.

Готовьтесь к тому, что леттеринг занимает немало времени, и к этому занятию нужно относиться не просто как к развлечению, но и как к серьезной учебе. Особенно в случае, когда вы планируете потом зарабатывать на этом. Рисуйте много, каждый день рисуйте своих рисунков больше, чем вы видите чужих работ. Пробуйте новые техники, добавляйте новые элементы, представьте, будто вы рисуете открытку, обложку для книги, логотип для известной компании. И результат не заставит себя ждать!

А напоследок, поскольку сейчас очень популярен меловой леттеринг, предлагаем вам посмотреть мастер-класс по созданию красивой текстовой композиции в следующем видео: