Таджикские пары. Таджики меняют своих жен на русских. Семья невесты покупает одежду для жениха

Как и подобает представителям любой национальности таджикские мужчины имеют свои особенности как положительные так и отрицательные. Но остановимся на наиболее положительных качествах таджикских мужчин, которые были определены СМИ.


Умение готовить

Конечно дома в основном готовят женщины, но и они часто признаются, что когда за приготовление еды берется мужчина, блюда получаются чаще всего наивкуснейшие. Наверное это происходит оттого, что таджикский мужчина у плиты, или у казана вкладывает душу в процесс готовки еды.


Традиция платить за женщину

Если таджикский мужчина платит за женщину, то это значит, что он уважает женщину и себя, а не ущемляет ее права как к сожалению считают в последнее время некоторые женщины.


Любовь к танцам

Таджики считают, что танец изначально появился как средство самовыражения и общения с силами природы и Богом. Наверное поэтому многие таджикские мужчины умеют танцевать, и танцуют всегда когда предоставляется возможность двигаться под музыку и радоваться жизни.


Чай - любимый напиток

Пить чай не спеша, во время беседы, одно из любимых средств скоротать досуг. Поэтому и существует традиция приглашать домой "На чай", то есть если вы проходите мимо его дома, любой таджикский мужчина может пригласить вас "на пиалу чая". Редкий таджикский мужчина употребляет спиртное и тем более уходит в запой, так как любовь к чаю превыше всего.


Построить свой дом

Если таджикский мужчина посадил дерево, у него родился ребенок и наконец ему удалось построить свой дом, он будет считать, что жизнь удалась. Редкий таджикский мужчина согласится жить в доме жены, он будет изо всех сил стараться построить свой собственный дом.


Покупки на рынке

Таджикский мужчина считает, что походы на рынок и обеспечение семьи продуктами питания - это его святая обязанность. И конечно же таджикский мужчина в основном отлично справляется с этим.


Каждый таджикский мужчина в душе поэт

Таджикская женщина, очень часто слышит комплименты от таджикских мужчин, потому-что это часть культуры и когда она уезжает далеко за пределы Таджикистана ей очень не хватает поэтичных высказываний о ее достоинствах. Любой таджикский мужчина находясь рядом с женщиной, обязательно говорит красиво и таджикский язык сам по себе красив и певуч. Великие классики персидско-таджикской поэзии слагали прекрасные строки о женщине и часто таджикский мужчина встретив женщину, даже незнакомую вспоминает стихотворные строки и произносит их, делая день женщины лучше.

Источник информации и фотографий

О чем говорят 13 таджикских мужчин

«Женская логика оставляет неизгладимый след на мужской психике»

Пожалуй, в жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он готов обзавестись семьей и начать новую жизнь. Хоть и говорят, что «хорошее дело браком не назовут», семья это один из базовых институтов общества, цель и смысл жизни большинства людей. Однако в современном мире с возрастающей эмансипацией женщин и меняющимся отношением к семье, этот смысл порой утрачивается. В нашей традиционной культуре, формированию семьи отводится огромное количество времени и усилий, эта тема одновременно является чуть ли не самой важной и насыщенной многочисленными сплетнями и в то же время - очень редко обсуждается открыто. В этой статье я попытался приоткрыть занавес над этой злободневной для многих из моих друзей темой, и показать ее вам глазами молодых людей, пытающихся справиться с данным испытанием - каждый по-своему.

Заранее предупрежу милых дам, что все нижепредставленное покажется им очень субъективным мнением лишь с одной стороны, с элементами мужского шовинизма и скептицизма.

"Полнота красок жизни заключается именно в плюрализме взглядов на нее"


1. Большой и в чем то наивный мужчина, 24 года, холост.

«Прожив достаточно разную жизнь, я исколесил полмира, бежал от себя, от своей семьи, потратил много времени и денег с никчемными людьми вокруг, осознал ценность настоящей дружбы и семьи. Я не идеален, как говорят у меня имидж не самого лучшего человека, во мне много проблем и сложностей. Однако, когда речь идет о женитьбе я стараюсь прислушиваться к своему сердцу, в то же время именно в этом вопросе меня все больше беспокоит мнение и ожидания окружающих, ожидания моих родителей, наверное это самое таджикское во мне. Я вернулся на Родину, но она стала чуждой мне, мне стыдно признаться, но каждый раз я с огромной радостью покидаю её. Я всегда хотел жениться на таджичке, может выбирал не лучших девушек - мне не везло с ними, как мотылька меня привлекал свет и блеск, однако сейчас я понимаю, что за блеском скрывались пустота и никчемность. Можно сказать, что как и многие другие мои одинокие друзья, сейчас я нахожусь в полном разочаровании и на грани депрессии. В голове играют разные мысли, от мысли о необходимости женитьбы, в надежде на то что моя жизнь устаканится и приобретет смысл, до мысли о том как я смогу провести жизнь с чужим мне, ограниченным в своем мировоззрении человеком, с которым мне не поспорить об экспрессионизме и эпохе возрождения в архитектуре. Но это не самое страшное, страшнее быть с холодным и чужим человеком, не способным тебя понять. Раньше девушки проводили большую часть времени и общения со своими мамами, были похожи на них, понимали ценность института семьи, можно было легко определить склад ума и уровень воспитания по маме. Сегодня они живут за рубежом, у них многочисленные подруги, интернет, телефон, сотни друзей в одноклассниках и вконтакте, люди меняются, на них влияет социум, а в Душанбе сегодня он мягко говоря, не благоприятный»

2. Щедрый, добрый, но очень принципиальный мужчина, 25 лет, холост.

«Не могу понять таджикских девушек. Из моего достаточно солидного опыта общения с представителями противоположного пола, могу сказать, что я пришел к выводу, что лучше и безопаснее всего быть одному. Если бы можно было делать детей через клонирование, эта проблема бы во многом бы отпала для меня на долго. Прожив долгое время за рубежом, я полностью отдалился от бытовой реальности жизни таджикской молодежи. Я с трудом понимаю диалект и акцент на котором говорят современные девушки в Душанбе. Не говоря уже об их менталитете и ценностях. И количество возможных вариантов из 1 миллиона таджичек моего возрастного диапазона, уменьшается с каждым днем роста моих требований. Я считаю, что после женитьбы, у мужчины есть возможность всего 10 лет жить нормальной полноценной жизнью. Так как по истечению этого срока, обычно появляются дети, и женщина по силе данной ей природой начинает садиться на голову и крепко держать мужчину за одно место. Это может происходить и в мягкой форме, и в брутальной форме, и в мудрой форме. Это неизбежно, и с этим мирятся даже самые самоуверенные мачо. Получается, мужчине нужно совсем немного: чтобы человек согласился на его правила, не мешал нормально жить и зарабатывать хотя бы первые 10 лет. Однако, те кто согласны на эти условия не соответствуют критериям, а те кто соответствуют - не согласны. Девушки видят в нас современность и прогрессивность западной культуры, в которой мы живем. Однако прожив здесь долгий срок, сохраняя и тщательно оберегая свою культуру, мы стали более традиционными, что вызывает непонимание и выглядит архаизмом для современных девушек Душанбе. К примеру, я выступаю против социальных сетей и считаю что в браке супруги должны обращаться друг к другу на Вы. В современных условиях Душанбе, в среде образованных девушек из интеллигентных семей - это вызывает смех и непонимание»

3. Мягкий, верующий в Бога, честный мужчина, 26 лет, холост.

«У меня нет такого большого опыта как у моих товарищей, но на мой взгляд, являясь популярными среди представительниц противоположного пола, они вообразили себя принцами, не понимая, что к принцам тянутся лишь фейковые капризные принцессы. На мой взгляд человек не измерим мировоззрением и дипломами. Есть настоящие, тихие, сдержанные и во многом робкие девушки с большим сердцем и чистой бескорыстной душой. Если же заведомо лететь на свет и все яркое, можно обжечься и сгореть. Тем более нельзя забывать, что кроме того помимо тебя там сгорели десятки других мотыльков. Большинство выбирают себе жен по внешним признакам, уровню образования и происхождению семьи. Все это напоминает мне покупку яркой брендовой машины в люксовой комплектации, с высокой стоимостью содержания и риском угона. Жена же на мой взгляд должна быть надежной и неприметной, как говорят на Западе, той с которой ты можешь провести не только пятницу вечер, но и субботу»

4. Видавший многое и разное, способный выжить в любом месте, 28 лет, женат, есть ребенок.

«В уже далеком 2008 году, залого до того как я женился, вместе с автором этой статьи мы вывели достаточно интересное и жизненное правило, которое обозвали «синдромом принцессы», им болеет любая более или менее привлекательная девушка без жизненного опыта, которой уделили внимание несколько парней, его хорошо иллюстрирует моя цитата: "Принцессы нужны печальным принцам, а нам веселым комбайнерам нужны простые надежные доярки!" Каждый волен сам выбирать свой путь, я выбрал свой и могу сказать, что полностью счастлив, что вернулся в Таджикистан, женился на простой девушке, делаю карьеру и воспитываю сына. А воспоминания о другой жизни, о принцессах и другом ненатуральном мире остались позади. Есть сегодняшний день, моя семья и моя Родина. Может не самая лучшая, но моя, такая как есть»

5. Интеллигентный и сдержанный мужчина со своими принципами, 29 лет, женат дважды, есть ребенок

«У меня была большая нетаджикская любовь в жизни, может и звучит банально, но это была настоящая любовь, затем я, общество вокруг меня, мои друзья и родители и все вокруг - убедили меня отказаться от нее и жениться на таджичке. Женившись в спешке, я нарвался на пустую куклу с веселой семейкой в придачу, в первый же день после свадьбы она начала вести себя неадекватно. Оказалось, уровень восприятия мира у человека, с которым мне предстояло провести всю свою жизнь - был ограничен моим статусом, брендами, дорогими машинами с запоминающимися номерами, дешевыми понтами, скандалами и никчемностью. К счастью, мы попрощались с ней достаточно быстро. Причем развелись мы больше не из-за разногласий между собой, а скорее из-за общества вокруг нас. Были моменты, когда я думал об одиночестве, как об идеальной модели жизни для мужчины, затем родители предложили кандидатуру и я решил рискнуть во второй раз.….»

6. Успешный бизнесмен с добрым сердцем, 27 лет, женат, есть ребенок.

«Женитьбу я воспринимал, как бизнес сделку, она должна была пройти гладко и быстро, принести свой результат через 9 месяцев и стороны должны были остаться довольны. Следовательно, стороны должны были быть одного калибра и сделка должна была быть взаимовыгодной. Все условия партнерства - оговорены заблаговременно. А любовь -дело наживное. Конечно, тяжело осознавать, что с этим чужим человеком тебе ложиться в постель на протяжении всей оставшейся жизни. Но в то же время, на собственном опыте я убедился, что полгода воздержания способны воспитать любовь в любом человеке. Нельзя забывать, что ты скрепляешь союз практически с ребенком не равным тебе, не имеющим никакого жизненного опыта и понимания того о чем говорят мужчины. Призываю наших ребят к терпению и пониманию, порой в чем-то можно уступить своему самолюбию и звездности, во благо семьи и осмысленной жизни»

7. Веселый и понимающий, разный и свой в любой среде, 25 лет, женат, двое детей.

«Почти всю свою сознательную жизнь я прожил в Душанбе, пытался жить за рубежом, но вернулся дважды, женился я по любви и достаточно рано, это был мой выбор. Для меня никогда не было важно происхождение или образование человека, это все критерии, их может быть много, но не быть самого главного. Если нет любви, из союза критериев ничего не получится. Я боготворю человека, который рядом со мной, она подарила мне двух замечательных детей. Я счастлив. Можно сказать, что иногда общаясь со своими ровесниками, я задумываюсь, что женился рано и лишил себя многого, но когда я обнимаю своего сына, я забываю про все, в том числе и про большинство своих друзей. Любая мудрая женщина понимает, что мужчине нужна свобода и возможность периодически спускать пар. На мой взгляд, сегодня Душанбе переживает сексуальную революцию, появилась полная свобода и вседозволенность, меняется менталитет молодых людей и девушек. Те кто приезжают, не могут понять и уследить, так как уезжали они из одной страны, а вернулись в совсем другую, сохранив свои представления и ожидания неизменными»

8. Импульсивный слушатель порывов сердца с рациональным складом ума, 24 года, холост.

«Я человек сложный и самолюбивый, ищу свою таджикскую любовь уже больше трех лет, честно говоря, «чем дальше в лес, тем страшнее волки». Пытаюсь внушать себе то, что нужно перетерпеть и идти на жертвы ради детей и будущей семьи. В то же время живу за рубежом и узнаю о современном Таджикистане такое, что волосы дыбом, и порой понимаешь, что лучше жениться молодым и наивным. Недавно одна из девушек из Душанбе рассказала мне, что мечтой среднестатистической незамужней душанбинки является, конечно же, успешное замужество. Оказывается, есть два варианта современной мечты о принце на белом коне: обычно это дилемма - выйти замуж за «состоятельного лоха» или «брутального хара». Причем «лохом» считается муж, позволяющий своей жене работать, ездить за рулем и носить любую одежду. А за «брутального хара» можно только по любви, так как придется терпеть грубое обращение и побои. Ко всему была добавлена народная мудрость: «Лоха лох накни, гунохаш бар сари ту». Причем самое страшное, что я понимаю, что как бы и не хотелось быть «лохом», харом быть сложнее, и то что в нашей культуре есть тип женщин, которым действительно нужны «брутальные хары», которые, сплевывая насвай, могут покрыть матом и дать четко понять, кто в доме хозяин. Может, мне много хочется, но мне кажется что любовь и семейная жизнь должны приносить удовольствие, облегчая и наполняя смыслом нашу жизнь. В идеале, жена должна вместо того чтобы систематично насиловать мозг, регулярно делать массаж головы по вечерам».

9. Иногда задумывающийся эгоист, 25 лет, холост.

«Мне важно, чтобы она любили меня и не мешала мне любить себя. Может и звучит гиперэгоистично, но это моя природа. Конечно же хотелось бы, чтобы этот человек был внешне привлекательным, не обделенным образованием и происхождением, чтобы не было стыдно выйти в свет и познакомить с друзьями. Может быть, мужчине нужно время, чтобы созреть для женитьбы и посвятить себя одной женщине. Прежде всего, нужно разобраться в том, что ты хочешь и чего ты ждешь от брака. И насколько легко этот человек сможет войти в твою семью. Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь куда плывешь. Нужно четко представлять картинку в голове, жена совсем не обязательно будет тщательно и систематично выносить мозг на регулярной основе или будет на огромной дистанции. Это ненормально! Порой кажется, что все мужчины одинаково не счастливы со своими женами, но не признают этого, терпят ради детей и сохранения гармонии. Они придумали миф о том, что это нормально, они пьют и изменяют, считая это оправданным лекарством в такой ситуации. А женщины продолжают насиловать им мозг, не вникая в первопричину».

10. Мужик сказал, мужик сделал, 23 года, женат, есть ребенок.

«Сложный выбор, женитьба - это большой трудный шаг в пропасть, который лучше делать с закрытыми глазами. С первого дня приходит осознание того, что твоя жизнь значительно усложнилась. И если до свадьбы были легкие отношения по настроению, то после свадьбы - над отношениями нужно работать не покладая рук. Тут не до измерения настроения. Я убежден, что чем моложе человек, который переживает все это, тем легче ему все это дается, так же как и любое другое образование. Это большая школа взросления и понимания ответственности. Язык отношений мужа и жены достаточно своеобразен, особенно в нашей культуре, где мужчина должен четко «расставить все точки над «и» и полностью контролировать ситуацию, принимая решения за двоих. Так как в нашей культуре ты женишься практически на ребенке без жизненного опыта, получается, ты не создаешь союз с равным себе, а скорее удочеряешь ребенка и приобретаешь чувство ответственности за него. От того, как ты его воспитаешь и что объяснишь, зависит твой брак. В такой ситуации на мужчине лежит в разы больше ответсвенности, к которой мало кто готов, скажем по правде, на которую никто осознанно и на трезвую голову не пойдет. Все ведь смотрят фильмы и эмансипируются, умничают и представляют себе союз с равным человеком, забывая свою культуру и реалии. Поэтому и женятся рано - прыжок в пропасть с закрытыми глазами. Если же полностью понимать и осознавать весь уровень ответственности до свадьбы, то отпадет любое желание».

11. Человек стремящийся к идеалу, 24 года, холост.

«Несмотря на боль и разочарование в своей жизни, я скорее из тех, которые внушают себе, что счастье человека заключается в служении людям, в счастье всех окружающих его людей, а чтобы сделать людей счастливыми необходимо переступить через свой эгоизм и понять нужды окружающих. Вся моя жизнь- это борьба с самим собой. Жизнь в чем-то похожа на половой акт, от нее получаешь значительно большее удовольствие, если чувствуешь, какое удовольствие ты доставляешь окружающим. Но до этого уровня мышления необходимо дорасти, как необходимо дорасти до понимания благотворительности. Вечно голодный и ненасытный бедняк, не видевший полной тарелки в своей жизни - не сможет поделится кладом, свалившимся на него с неба. Так и с любовью - те, кто ей обделены всю свою жизнь, не смогут дарить ее и доставлять счастье окружающим бескорыстно, единственный выход - учиться дарить любовь, счастье и внимание бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Тогда полноценных людей в этом мире будет больше»

12. Виртуальный герой любовник, 28 лет, холост.

«Во многом все это наивно, может даже глупо. Выглядит, будто я иду на поводу у женщин. Из своих 28 лет, более пяти лет я прообщался лишь с одной девушкой, да и то только по телефону. Может это и смешно и невпечатляюще, однако, так как нас всегда разделяли тысячи километров, мы привыкли и к этому. Мы ругались, мирились, снова ругались и снова сходились, и все это происходило в рамках нашего виртуального общения. С одной стороны, отношения на расстоянии - нечто оптимальное в традиционных таджикских реалиях переполненных запретами, однако иногда это может доходить до абсурда. Не секрет, что в виртуальном общении человек по ту сторону провода или монитора может быть совсем другим в реальности. Смелая уверенная в себе девушка с аватаром из рекламы белья, в реальной жизни чаще всего оказывается застенчивой серой мышкой. А скромная стеснительная аватарка "в индийском стиле вид сбоку" или "фото на отвлеченную тему" могут скрывать за собой самых разных людей. По моим подсчетам я провел в телефонных разговорах и Интернет-общении безостановочно больше 18 месяцев из 5 последних лет. Прообщавшись с одним человеком столько времени, я отменил свою свадьбу в последний момент. Причем передумал не спонтанно, не по вине кого-либо, а скорее из предчувствия и своих личных принципов. Может, в чем то я попался на удочку «любовь вопреки», так как все были против наших отношений, а именно запретный плод особенно сладок. В итоге, я продолжаю общаться с этим же человеком виртуально, кто знает, может это единственный подходящий для нас вариант общения»

13. Маленький человек с большими амбициями, 22 года, женат, двое детей.

«Если ты назвался таджиком, продолжаешь им быть и стремишься создать союз с таджичкой, нужно идти до конца и быть последовательным во всем. Нужно следовать традициям во всем и не строить голливудских иллюзий о семейной жизни. Прежде всего, необходимо найти девушку традиционного воспитания «без голливуда в голове», без мифа о равноправии, эмансипации, без привычки обращения к мужчине на «ты», без претензий на право голоса и принятия решений. Нельзя быть и европейцем, и таджиком, если ты европеец, женись на европейках и не строй иллюзий о таджикской семье, так как нашим современным девушкам нельзя давать волю и говорить с ними о равноправии или давать им свободу, они не привыкли и морально не готовы к этому. Свободу можно сравнить с вирусом, малые народы целиком вымирали от легких вирусов, привнесенных европейцами, так как у них в крови не было выработано никаких антител. Также и наше общество не готово к всеобщей вестернизации и свободе. Поэтому каждый год растет количество разводов, матерей-одиночек и неверных жен».Читателям могло показаться, что большинство наших героев настолько устали от своих отношений, что стали женоненовистниками. Слишком уж много скепсиса и шовинизма в некоторых высказываниях, однако просьба не судить строго голую мысль и не искать аналогий с реальной жизнью. Дорогие женщины, мы Вас всех любим и не представляем своей жизни без Вас.

В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала , как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова : Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента - с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов - с секс-работницами; 8 процентов - с женой; 6,5 процента - с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера - как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант - в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен - с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик - это уже почти социальный статус.

Изнасилования считаются случайными связями

Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?

Разные. Чаще всего они обращаются к услугам «девочек по вызову», которых приглашают к себе: в 2010 году об этом сообщили 52 процента мигрантов, использовавших секс-услуги. 16,4 процента людей из этой группы отправляются домой к секс-работнице; 9 процентов посещает притоны; 7 процентов - массажные кабинеты; 5 процентов платили за секс сотрудницам на рабочем месте. Остальные назвали сауны, «специальные квартиры», машины.

Я видела два примера того, как были организованы секс-услуги. В одном случае это происходило в центре Москвы на строительной площадке. Там стоял небольшой вагончик, где работали три или четыре женщины - одна из них была для местного руководства.

Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто - клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.

Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.

Мигранты, которые работают в транспортном секторе, подбирают на трассах «плечевых» - это девушки, которые предоставляют секс-услуги дальнобойщикам.

А что тогда понимается под случайными связями?

Они очень разнообразны. Это может быть секс на рабочем месте, чаще всего с такими же гастарбайтершами - молдаванками, украинками, русскими, то есть внутренними мигрантками, однодневными подругами - секс на ночь. Это могут быть работницы, нанятые на день-два для выполнения определенных работ на строительстве и отделке дома. Случайные связи могут случаться и в цехах, например, по производству мебели. Мигранты ночуют прямо на работе - и женщины, и мужчины. Там все и происходит.

Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.

Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.

Почему это стало частым явлением?

Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей - до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.

Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?

Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются - в том числе таджиками - по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.

Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и - самое главное - не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.

Бывают случаи, когда россиянки вступали в половые отношения с мигрантами под влиянием алкоголя, или это был спонтанный секс, а наутро она обвиняла его в сексуальном насилии.

Взаимовыгодные сексуальные отношения

Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?

Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.

Обычно в одной квартире проживает несколько пар - это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.

То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?

Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран - с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес - строительство или торговля.

Их отношения похожи на семейные?

Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.

Презерватив - это стыдно

Как мигранты относятся к средствам контрацепции?

70 процентов всех мигрантов, которые вступают в контакт с нерегулярными партнерами (случайные связи, секс-работницы), используют средства контрацепции. Проблемы возникают в отношениях с постоянными партнершами, ведь когда мигрант начинает жить с подругой, то постепенно начинает воспринимать ее как жену и перестает использовать презервативы. Однако эти союзы временные и для него, и для нее: меняется ситуация, кто-то уезжает, появляется новый партнер или партнерша. В таких краткосрочных отношениях вероятность заражения резко возрастает.
Кроме того, я не уверена, что мигранты, которые используют презервативы, делают это всегда.

Получается, виноваты женщины?

Связь ВИЧ/СПИД и миграции - это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив - это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.

В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится , что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?

В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет - или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины - они понимают, что делают.

Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.

Жене лучше ни о чем не спрашивать

Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?

Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках - официальном и шариатском.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?

Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.

Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины - это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой - и то хорошо.

Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?

Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.

Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?

Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.

При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.

Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?

Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них - 78 процентов - возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.

А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?

Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи - это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами - уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.

Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?

Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики - «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).

Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.

Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.

«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью

Семьи Таджикистана, в отличие от Европейских семей, по обычаю очень большие. Под одной крышей проживают несколько поколений родственников, соблюдая между собой строгую иерархию. Отношения строятся в первую очередь на беспрекословном подчинении хозяину дома и почитании старших.

Женщине в таджикской семье отведена особая роль. С одной стороны мать является хозяйкой в доме и женой главы семьи, но с другой, она же беспрекословно исполняет любую волю своего мужа и его родителей. Несмотря на такое неприемлемое для европейских женщин отношение, все же дискриминацией назвать это нельзя.

Ведь такие отношения складывались веками. И пройдя многие испытания, порой в тяжелых местных условиях, понимание правильности таких отношений только укрепилось. Возрастом для замужества девушек считается 13-14 лет. И, несмотря на закон, по которому девушки должны дождаться своего совершеннолетия, негласно браки все же заключаются.

Брачные узы закрепляет Имам, а не ЗАГС. Жизнь таджиков определяется исламом. Религия чувствуется во всем: в быту, в традициях, в отношениях, в искусстве и в воспитании детей. Особую роль играют обряды, особенно свадьба. ЗАГС посещают только по желанию, а вот обряд «Никах», который проводит местный мулла - обязателен.

Без этого брак не будет считаться браком, а дети будут незаконно рожденными. Невесте одевают на голову семь платков. Мула заговаривает воду, а невеста должна ее выпить. Сорок дней после свадьбы молодая жена ходит в национальном костюме.

На свадьбу приглашают всех: родственников, друзей, коллег и даже просто знакомых. Свадьба проходит в несколько этапов: в начале дома у невесты, потом в доме у жениха, потом общая свадьба и гулянье для друзей и коллег. На самых скромных свадьбах присутствуют от 500 человек.

Так же пышно отмечают обрезания, рождение ребенка и многие другие памятные события. Для таджиков очень важно, чтобы столы были наполнены, и не было ни единого свободного места. И не важно, что еда останется, важно, чтобы ее было с избытком. Всем руководят старшие, а молодые только исполняют.

Традиционно должен быть калым (выкуп за невесту). Существует определенный перечень того, что молодожены должны взять у своих родителей. Чаще всего «приданное» начинают собирать с рождения ребенка. Вообще молодые полностью зависят от своих родителей.

Ведь очень рано женясь, они действительно еще многого не понимают. И даже если молодым что-нибудь вдруг не понравится, они промолчат. Старшие мудрее и знают, как правильно. Так воспитывают детей.

В Таджикистане нередко встречается многоженство. Официально, конечно, многоженство запрещено, но на практике это совсем не редкость. Регистрации, конечно, нет, но все же женой называется первая, и вторая, а может и третья.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью.

Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара. Женщина-таджичка должна всегда молчать. Без разрешения мужа или свекрови она не имеет права выйти на улицу.

Домашним хозяйством занимаются только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и ни в коем случае не должна навещать своих родителей.

На нее возлагается сразу очень много хозяйственных дел. Она полностью подчиняется во всем своей свекрови и всем остальным старшим родственникам, но в первую очередь своему мужу.

По свадебной традиции невеста должна плакать. Так это и происходит на всех свадьбах.

Таджички сами по себе очень красивы. У них прекрасные темные глаза необычной формы. Национальная одежда: платье и штаны под это платье из красивой ткани.

Таджикские семьи наполнены детьми. Их столько, сколько даст Бог. С раннего возраста малыши очень активны и самостоятельны. Они дружат большими компаниями, а главное, с детства воспитываются в традициях.

Старшие ребята заботятся о младших, младшие слушаются старших и везде ходят вместе. Большие дети носят маленьких, средние сами бегают за старшими.

Сами по себе дети очень общительны и активны. С самого малого возраста они помощники своей семье. Быстро и с охотой выполняют любые поручения взрослых. Легко справляются с домашней скотиной и многочисленными хозяйственными делами.

Дети не живут отдельно, они полноценно принимают участие в жизни семьи. Таджики не загоняют детей спать, не заставляют их есть, не скрывают от них взрослых дел. Дети живут так же, как и взрослые: подчиняются старшим, по-взрослому работают и отвечают за свои поступки.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. В ней всегда есть специальное почетное место для главного гостя.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него, обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди. Таджики могут позволить себе и спиртное.

Интересный факт, что первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. Для званого гостя таджики обязательно приготовят плов. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Женщины кушают отдельно в другом конце дома. Им нельзя входить в помещение во время застолья мужчин. Любой посторонний мужчина, желающий пообщаться с женщиной, должен обязательно спросить позволения у ее мужа или у хозяина дома. Таджикские мужчины никогда не ходят по дому в ночной одежде или с оголенным торсом.

Если хозяина нет дома, но пришел гость, жена обязана его пригласить в дом. Но мужчина не должен туда заходить. Нельзя посторонним мужчинам общаться с женщиной в отсутствие ее мужа, отца, или иного родственника мужского пола.

Таджики очень любят дарить подарки. Никогда они не придут в гости без даров. Вообще, таджикские мужчины, очень щедры. Они добытчики для своей семьи и им важно, чтобы в доме всего всем хватало. Но всего важнее для них мнение соседей, друзей и родственников. Они стремятся поддерживать отличные отношения и хорошее мнение о себе.

Для таджиков семья является основой их жизни. Для семьи они трудятся, семьей хвалятся. Все описанное выше, является образом традиционной таджикской семьи. В современном же мире, многие стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, еще есть множество семей, дорожащих своими традициями.

Ее муж - трудовой мигрант, работающий в России, недавно признался, что без брака с русской женщиной и получения гражданства он не сможет зарабатывать на жизнь и легально находиться в чужой стране. «Несколько лет мой муж настаивал на расторжении брака, чтобы жениться на россиянке. Я не соглашалась. Но недавно он приехал из России практически без копейки. Он показал чеки, почти половина заработанных денег у него ушла на подготовку документов и на патент», - говорит собеседница.

По ее словам, после того, как муж рассказал обо всех проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться на чужбине, она наконец-то согласилась на официальный развод. «Ревность ушла на второй план, стало очень жаль своего мужа», - объяснила свой выбор Мавлюда. Отец семейства с 2006 года выезжает на заработки, и обеспечивает свою семью и детей. Но в последнее время и мигрантам стало тяжело заработать на жизнь, а здесь еще повысилась стоимость патента и ужесточено миграционное законодательство.

Недавно муж Мавлюды выехал в Россию холостяком. Женщина надеется на временный брак мужа. Но где-то в глубине сердца нет-нет, да и промелькнет тревога, а вдруг муж не вернется к ней и детям?

12 тыс таджиков ежегодно женятся в России

Заключение браков с российскими женщинами стало привычным делом для таджикских мигрантов, которые таким образом надеются устроить свою жизнь на чужбине, а также узаконить пребывание на территории России.

По данным Управления ЗАГСа Минюста России, ежегодно в этой стране женятся около 12 тысяч граждан Таджикистана. Однако прежде чем заключить брак, российские власти требуют от заморского принца предъявить подтверждающую справку о том, что на родине у него нет семьи.

Данную справку выдает в Таджикистане министерство юстиции. Каждый вторник и четверг у ведомства собираются мигранты, их жены, сестры и матери, чтобы заполучить такую справку и сделать еще один шаг к получению российского гражданства.

«Я женился не по расчету!»

Однако нельзя говорить о том, что все браки таджиков в России заключаются по расчету. Большинство таджикских мигрантов – молодые люди в возрасте 20-28 лет и бывают случаи заключения супружеских союзов по большой любви.

Анвар Бакоев, представитель таджикской диаспоры в России, 14 лет назад женился на русской девушке. «Многие думают, что таджики женятся на русских женщинах исключительно по расчету ради гражданства или прописки. Но это не всегда так! Например, я женился на своей жене по большой любви. Когда узнал, что она носит моего ребенка под сердцем, подали заявление в ЗАГС. Сейчас у нас трое детей и я счастлив», - говорит он.

Полина, жена Анвара, сказала, что несмотря на различие культуры и религии, они с мужем живут во взаимопонимании и согласии. Она ценит в муже трудолюбие, верность и спокойствие. В знак уважения вероисповедания, супруги подарили друг другу томики Корана и Библии.

Ответственность за фиктивные браки

Лариса Никонова, заместитель начальника Управления ЗАГС по Свердловской области, говорит, что большинство таджиков после получения российского гражданства, разводятся со своими русскими женами.

По ее словам, только за первое полугодие 2017 года получено 38 заявлений от граждан Таджикистана с просьбой расторгнуть их брак.Ранее такие заявления были крайне редкими: 1-2 заявления в 5 лет.

В конце прошлого года депутат Калужской области предложила законопроект в Госдуму об ужесточении ответственности за фиктивные браки: в виде штрафов в размере 300 тыс рублей или 3 лет лишения свободы. Но проект закона не был поддержан и в случае выявления фиктивного брака он попросту аннулируется.