Работа на дому: как маме с детьми работать дома и все успевать. Молодая мама: работать или нет? Когда дети думают, что их не любят

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".

«Стоит быть с ними построже», «Нужно держать таких детей в ежовых руковицах», «Не стоит потакать их прихотям», - говорим мы, видя очередную истерику. Например, в супермаркете, в школе или в детской поликлинике. «В наше время с детьми так не нянчились», «Дать ему подзатыльник (ремня)», - говорят люди постарше. А родители сгорают от стыда, потому что уже перепробовали все методы: и кнут, и пряник, и строгость, и предельную доброту. Некоторые даже обратились к врачам и психологам, и их детям поставили диагнозы: синдром дефицита внимания, биполярное расстройство или др. Такие дети могут проходить и медикаментозное лечение, однако решения проблемы все равно нет: дети как были , так и остаются, из года в год.

О таких детях написана книга «Взрывной ребенок», автор Росс В. Грин, американский психолог, более 20 лет специализирующийся на проблемах взрывных детей, от которых все отступились. Он утверждает, что проблему взрывного ребенка решить можно, но строгость и суровое воспитание не делает ребенка менее раздражительным и возбудимым.

Кто такие взрывные дети?

Мы уже описали взрывных детей. Их взрывоопасность выражается в скандалах, истериках, замыкании в себе, плаче. Такие дети могут быть взрывными только в определенных ситуациях (например, только в школе или только дома), могут взрываться по несколько раз в день или редко, раз в неделю, месяц.

Почему трудные дети так себя ведут?

Часто, когда ребенок взрывается, мы идем на уступки ему: проще выполнить его требования, чем часами скандалить и портить нервы себе, ребенку и всем окружающим. Люди, работающие с такими детьми (родители и учителя), уже перепробовали все методы, и уступка является менее болезненным методом. Жизнь окружающих такого ребенка часто превращается в сплошное испытание: взрывной ребенок не только взрывается, но взрывает окружающих вокруг себя: родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер (которые, кстати, считают, что взрывному ребенку больше дозволяется и уделяется больше внимания).

В уступках как основном способе поведения с такими детьми кроется проблема. Дело в том, что у детей (как и взрослых, как и животных) формируется привычка: стоит только ребенку устроить истерику, как его желание выполняется. Взрослые всеми силами пытаются противостоять этой привычке: настаивают на своем, однако ребенок все больше психует, в итоге на грани отчаяния и в пике скандала взрослые вынужденно сдаются. Ребенок получает свое, и привычка закрепляется.

При этом в определенных ситуациях этот же ребенок может вести себя хорошо, не выражает никаких предпосылок плохого поведения. Интеллект таких детей, как правило, соответствует возрастным нормам. Поэтому мы часто говорим такому ребенку: «Можешь (хорошо себя вести), когда хочешь». Отсюда мы делаем вывод, что ребенок устраивает истерику, когда сам этого хочет, делает это намеренно. Манипулирует.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Однако Росс В. Грин, несколько лет совместно с коллегами занимающийся проблемами таких детей, утверждает, что детям тоже не нужны истерики. «Дети ведут себя хорошо, если могут» - это основная позиция автора книги. Сравните с «Дети ведут себя хорошо, если хотят».

Бывают дети, которые не умеют хорошо рисовать или которые никогда не достигнут высоких результатов в спорте и музыке, а есть дети, имеющие особые проблемы - отсутствие адаптивности и самоконтроля - и таких детей мы называем взрывными, невоспитанными, трудными. Детьми, для которых единственный возможный вариант поведения в ряде ситуаций - истерика. Но почему? Что делает собака или другое животное (не обладающее речью), если ей наступят на хвост или зайдут на ее территорию? Рычит, лает, кусается и убегает. Что делает ребенок, не умеющий говорить или выражать свои эмоции? То же самое! Рычит, кричит, психует и убегает. А взрывные дети часто не умеют выражать свои эмоции: они не умеют анализировать свои чувства и желания и не обладают достаточным словарным запасом, чтобы описать свое беспокойство и потребности.

"Дети не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения, точно также как дети не выбирают сниженную способность к чтению".

Взрослые, понимая, что есть дети с проблемами интеллектуального и физического, должны признать, что есть дети и с проблемами адаптивности и самоконтроля. Это взрывные дети. Это другие дети. «Но ведь мои родители воспитывали меня так, как я воспитываю своего сына или дочь, и я вырос хорошим человеком, почему я должен идти на уступки своему ребенку?». А почему родители должны заниматься с ребенком решением логопедических проблем? Почему родители должны по особой методике учить детей с ДЦП? Эти примеры кажутся нам очевидными: мы знаем, что дети с нарушением речи и с ДЦП - другие, а взрывных детей мы считаем просто невоспитанными. Нам кажется, что нужно просто найти подход к этим детям, быть строже, не потакать капризам, «правильно» воспитывать. Конечно, капризам потакать не нужно, не нужно и вырабатывать связь «истерика - достижение цели». Но что же нужно? Как работать с такими детьми?

В чем же суть проблемы трудных детей?
Почему они не могут вести себя как «нормальные» дети?

Такие дети знают, что такое хорошо и что такое плохо, они знают, какое поведение считается приемлемым, однако их вспыльчивость отражает своеобразную задержку в развитии. Эти дети не умеют решать возникающие проблемы, находить точки соприкосновения с другими людьми, улаживать разногласия, уступать, контролировать себя в состоянии стресса. А стресс у таких детей вызывает совсем не то, что у «обычных» людей. Стрессовой ситуацией может стать замена одного урока другим, решение пойти в кино не в тот день, в который договаривались заранее, даже если ребенок хочет пойти на предлагаемый фильм и сам просил родителей об этом и т.д. Это происходит из-за того, что взрывные дети уделяют слишком большое внимание отдельным деталям, не умеют «перестраиваться» под другие условия, они в силу своих особенностей предпочитают предсказуемость, распланированную жизнь, простые однозначные ситуации, размеренность. Это не «легкие на подъем» дети.

Одной из проблем взрывного ребенка является то, что ребенок сам не понимает, почему он так себя ведет, не может описать это словами (скудный словарный запас) и не может сам справиться со своей натурой. Решение проблемы должен взять в свои руки взрослый, постепенно научающий ребенка справляться со своим стрессом или научая его не воспринимать отдельные жизненные ситуации как стрессовые.

Часто взрывные дети уже раздражительны из-за неуспеваемости в школе, травли одноклассников, отсутствия друзей, нормальных отношений со сверстниками. Усугубляется это повышенной возбудимостью нервной системы.

Взрывные дети - дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция - одно, решение проблемы - другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества - не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных - с отставанием. Перечисленные проблемы - это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Три стратегии общения с ребенком

  • А - жестко продавливаем свой вариант поведения (ешь печенку, а то конфету не дам; сегодня пойдем в бассейн - я сказала; собирайся живее - поедем к бабушке).
  • В - полное согласие с желанием ребенка (ничего хорошего, ведь ребенок нуждается в воспитании, особенно если у него не сформированы навыки общения, самоконтроля, уступок).
  • Б - договор между ребенком и взрослым, чтобы все стороны все устраивало. Это долго, трудно, порой со срывами, однако необходимо, если мы действительно хотим, чтобы ребенок вырос активным, самостоятельным, умеющим выстраивать свои отношения с окружающими. Взрывные дети обладают большим потенциалам, у них могут быть замечательные качества и способности, которые трудно разглядеть за постоянными скандалами.

Как же договариваться с детьми?

Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.

Об этом - основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, - активное слушание.

Активное слушание ребенка

Как разговорить ребенка? Задавайте наводящие вопросы, сочувствуйте ребенку - повторяйте его слова или мимику, жесты. Не бегите вперед паровоза, сразу предлагая свое решение.

Я не хочу идти сегодня в школу.

Ты не хочешь идти в школу. Что случилось?

Сегодня опять эта математика.

Да, у тебя в расписании математика.

Математичка вечно позорит меня перед всем классом за то, что я не умею решать уравнения. Я ненавижу ее.

Ты не умеешь решать уравнения. Твоя учительница плохо к тебе относится.

Далее стоит решить проблему уравнений и поведения учителя. Как? Об этом и стоит разговаривать с ребенком. Возможно, родитель с ребенком позанимаются вместе, возможно, найдут репетитора или обратятся к своему учителю. А ведь можно было сразу сказать ребенку: «Как это ты не хочешь в школу? Как не пойдешь? Портфель собрал? Вперед, вот еще что - не хочу в школу, учеба в школе - твоя обязанность. Одевайся!». И далее скандал, ремень, потерянные нервы и время.

В зависимости от ситуации, взрослый должен выбирать вариант А, Б или В. Чаще всего - Б, и постепенно проблема взрывоопасности ребенка сойдет на нет.

О книге «Взрывной ребенок»

  • Изд: Москва, Теревинф, 2002, 5-е издание. ISBN 978-5-4212-0056-7.

Купить книгу можно в интернет-магазинах: OZON , Лабиринт , My-shop.ru .

Низкие показатели внимания могут привести к выраженным проблемам в обучении даже при хорошем интеллекте. Часто ситуация выправляется к 4-5 классу, но ребёнко может приобрести низкую самооценку и потерять интерес к учёбе. Чтобы эього не произошло, ребёнку нужно помочь. Не сажать его на последнюю парту, поддерживать постоянный контакт в течении урока. Санкционировать перерывы, чтобы он мог встать посреди урока и помыть, например, доску. Не требовать неподвижности. Учить составлять планы и проговаривать действия вслух, проверять свои и чужие работы. Такие дети часто раздражают, но им самим тоже живётся несладко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слабое развитие концентрации внимания даже при хорошем интеллектуальном развитии может привести к выраженным трудностям в обучении. Такие дети отвлекаются на уроках, делают нелепые ошибки в тетради. Низкий уровень развития внимания может привести к снижению успеваемости даже при удовлетворительном уровне развития других психических процессов, поэтому эти учащиеся в первую очередь попадают в группу риска по развитию школьной дезадаптации.

Во многих случаях рекомендуется обследование невролога, так как низкое внимание часто является главным признаком минимальной мозговой дисфункции (ММД). Дети с ММД часто (но не всегда) отличаются и нарушенным поведением. Слабое внимание может быть также у часто болеющих и соматически ослабленных детей.

Этих учащихся не стоит сажать на последние парты, как бы ни хотелось. Им нужен постоянный контакт глазами с учителем. В течение урока к ним следует чаще обращаться. Стоит чаще заглядывать им в тетради: может оказаться, что они делают совсем не то, что надо.

Помните, что максимальное время, в течение которой обычный ребёнок может напряжённо заниматься однообразной деятельностью – 10 минут. У детей с нарушенным вниманием этот период 5 минут и меньше. Для них стоит «легализовать» периоды отвлечения. Например, видя, что ребёнок отвлёкся, задать ему вопрос (без всякой иронии), если явно утомился, предложить, например, стереть с доски или намочить губку.

Нельзя требовать от таких детей полной неподвижности, они, как правило, в неподвижной позе ничего не усваивают (мозг «подзаряжает батарею» с помощью движения).

У этих детей может быть нарушена не только концентрация, но и объём, распределение и переключение внимания. При внешней живости такой ребёнок медленно включается в работу, у него медленно вырабатываются навыки (например, письма). Чтобы усвоить какое-либо правило, он должен многократно его повторить. Поэтому нужно дать ему больше времени на выполнение письменных работ, позволять дописывать на перемене, дома.

Лучшие способы выработки самоконтроля и внимания – составление плана, алгоритма предстоящих действий, и проговаривание этих действий вслух. Также полезны самопроверки и взаимные проверки детьми работ.

Безусловно, таким детям необходимо соблюдение режима с достаточным временем для отдыха и прогулок. Об этом стоит напомнить родителям.

Следует отметить, что ситуация часто выправляется к 4-5 классу, но окружающим взрослым следует приложить усилия, чтобы у детей к этому времени не сформировалась негативная самооценка и отрицательное отношение к учёбе.


Можно признаться в собственном несовершенстве? Я до сих пор не научилась организовывать себя и своего 10-месячного ребенка так, чтобы все успевать – играть с ним, гулять, кормить, закупать продукты и готовить, убираться. А еще работать. Так уж получилось, что я занимаюсь несколькими проектами. Дома. И, учитывая наличие маленького Андрюши и довольно большого Макса, это получается со скрипом.

Если поблизости имеются помощники – супруг или бабушки, то все прекрасно. Делегирую я обязанности легко и непринужденно, благо никто не возражает. А вот если я с Андрюшей одна, то все по-другому. До умудренной опытом Лены Даниловой , которая растит пятерых детей и при этом успевает проводить тренинги, вести сайт и писать книжки – мне далеко.

Однако один секрет у меня имеется. Тот, что позволяет не сойти с ума от собственного несовершенства, усталости и ощущения, что в сутках не хватает часов этак 6 или 8. Секрет очень простой: надо вздохнуть полной грудью и расслабиться. Только и всего.

Предположим, что у меня есть серьезный такой списочек дел, которые необходимо выполнить. Сегодня. Желательно в определенном порядке. А Андрюше на этот список плевать. Никакого уважения к маминой трудовой деятельности. У него свои желания и потребности.

Может, где-то имеются дети, которые могут сосредоточено что-то рассматривать и во что-то играть, часами. Андрюша к ним не относится, точно.

Ты ему игрушку подсовываешь, конструктор красивый, а сама быстренько пытаешься вычитать последнюю верстку своей книжки. Вместо того, чтобы бодро ставить друг на друга красивые блоки, маленький наглец залазит к тебе на коленки и начинает рвать листочки и пускать на них слюни. На твои задачки. С красивыми картинками. Которые надо поправить и срочно отослать верстальщику.

Андрюше не нужны машинки, пазлы и прочие радости – ему нужна мама, которая занимается исключительно им. А не ерундой какой-то.

— Ну, хорошо, Андрюша, давай поиграем, любимый. Полный восторг. Играем. Вроде, увлекся, сам что-то делает. Тихонько отползаю в сторону и к задачкам. Через пару минут Андрюша дергает меня за ногу. Издевается, не иначе.

В голове коварная мысль – уложу спать, тогда поработаю. Ага, уложила. Вместо того, чтобы спокойно сопеть под одеялом, ребенок через полчаса подает голос – не спится ему без мамы, видите ли. С ним надо лежать, по спинке гладить и песенки напевать.

Если тебе действительно нужно просмотреть верстку именно сегодня, и просмотреть внимательно, то можно сойти с ума. Честно. Вместо верстки, кстати, можно любое другое дело вставить. Не связанное с ребенком. Которое нужно выполнить, а не получается. Никак.

Вопрос: что делать в такой ситуации? РАССЛАБИТЬСЯ. И совершенно точно – не психовать. Потому что если психовать, то будет еще хуже. Хуже и тебе, и ребенку.

Несколько месяцев назад на меня снизошло откровение, не смейтесь. Маленького ребенка нельзя организовать и упорядочить. Ты можешь десять раз все просчитать и распланировать. Вот сейчас я с ним погуляю, потом поиграю, потом уложу и займусь своими делами. И до того, как он проснется, у меня будет время на то-то и то-то. Но в какой-то момент у него заболит животик, он проснется в слезах и не вовремя или вовсе засыпать не захочет, и все, план не сработает, как бы прекрасно он ни был составлен.

Со вторым сыном я научилась принимать подобные вещи, как данность. Ну, вот так случилось. Не получается что-то сделать. По крайней мере, сейчас. Ну и ладно.

Да, хочется пойти и заняться своими делами, хочется «не терять времени». А нужно сделать именно это. Нужно сказать себе: «Вот сейчас я задвину все свои планы подальше и займусь исключительно ребенком». Буду качать его, танцевать с ним, щекотать и катать машинки.

«Никак не могу устроиться на работу - не берут, потому что есть маленький ребёнок», - жалуются молодые мамы на различных интернет-форумах и в кругу друзей. Действительно, далеко не все работодатели готовы проявлять лояльность по отношению к сотруднице, имеющей ребёнка. Но так ли безрадостны перспективы женщин с детьми?

Советы молодым мамам, не желающим превращаться в отчаянных домохозяек, дают специалисты .

Рынок труда на стороне материнства
Для начала нужно расстаться с мифом о том, что, имея маленького ребёнка, трудоустроиться очень сложно. По данным сайт, лишь 6% работодателей избегают брать на работу женщин, состоящих в браке и имеющих детей. Замужним дамам без детей приходится гораздо сложнее – им не рады 16% российских работодателей, полагающих, что не пройдёт и полугода, как женщина задумается о пополнении семьи. Так что вооружитесь оптимизмом и запаситесь терпением – Ваше положение не так печально, как принято считать.

Судьбоносный выбор
В первую очередь стоит определиться, на что Вы готовы ради покорения карьерных вершин? Не секрет, что для профессионального роста в солидной компании недостаточно работать восемь часов в день. Готовность быть на связи в нерабочее время, переработки, а возможно, и командировки – вот чего ждут работодатели от специалистов, претендующих на карьерный рост и высокий доход. И хотя однозначно на Вашей стороне, стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем с головой окунаться в построение карьеры. Не исключено, что чувство вины перед ребёнком, оставленным на бабушек и нянь, окажется сильнее удовлетворения от работы и высокой зарплаты. Впрочем, есть множество положительных примеров, когда организованная мама успевает и в офис, и в детский сад.

Вариант первый: полная занятость в офисе
Как бы там ни было, необязательно искать работу с возможностью быстрого карьерного роста. Устроиться в надёжную компанию по специальности тоже дорогого стоит. Определившись, кто будет заботиться о ребёнке в Ваше отсутствие – муж, бабушка, няня или детский сад, приступайте к поискам работы.

Для начала освежите свои знания по специальности. Скорее всего, они несколько устарели, пока вы занимались семьёй. Просматривая объявления о вакансиях, обращайте внимание на новые требования к специалистам Вашего профиля. Вы должны иметь чёткое представление о том, что изменилось в Вашей сфере. Читайте специальную литературу, общайтесь в профессиональных сообществах в интернете. Если это необходимо, освежите знание иностранных языков.

При составлении в графе «Семейное положение» укажите, что за ребёнком есть кому присмотреть кроме Вас. Такая информация поставит Вас на один уровень с другими кандидатами на вакансию.

На собеседовании важно подчеркнуть два момента. Во-первых, несмотря на вынужденный перерыв в работе, Вы остались профессионалом – читаете специализированную периодику, прошли курсы повышения квалификации, общаетесь с бывшими коллегами и т. д. Во-вторых, у Вас есть надёжные помощники в воспитании ребёнка и Вам не придётся часто брать больничные.

Сократить время на дорогу
Ежедневно экономить два-три часа можно, устроившись на работу недалеко от дома. Сегодня многие компании из финансовых соображений предпочитают арендовать офис не в центре города, а в спальных районах. Узнайте, какие организации расположены в Вашем районе, и рассмотрите возможности трудоустройства в них.

В обязательно укажите район Вашего проживания: кандидат, живущий недалеко от офиса, будет рассмотрен как потенциально более лояльный компании. Подчеркните это и на собеседовании, чтобы получить преимущество перед другими соискателями.

Вариант второй: работа на дому
Если постоянная разлука с ребёнком не для Вас, стоит пойти по другому пути, то есть работать дома. Удалённая работа (специалист находится в штате компании, но работает из дома), работа с гибким графиком, а также фриланс – неплохие варианты трудоустройства для молодых мам. Преимущества этих видов занятости оценили многие веб-дизайнеры, журналисты, программисты и прочие сотрудники, чьё постоянное присутствие в офисе не является необходимостью. Правда, налицо и минусы такой работы – , нехватка профессионального общения, а в случае с фрилансом ещё и нестабильность заработка.

В Рунете существует множество сайтов по поиску фриланса и временной работы. Поддерживайте связи с бывшими коллегами, возможно, они подскажут Вам, где есть потребность в выполнении разовых работ по Вашему профилю. Не забывайте и о юридической стороне вопроса: объёмы и сроки выполнения разовой работы необходимо фиксировать в договоре (подряда или оказания услуг), равно как и зарплату.

Вариант третий: госучреждение
Организации, в которых переработки не являются нормой жизни, всё ещё существуют. Это госучреждения. Например, многие молодые мамы устраиваются работать в детский сад, который посещают их дети.

На собеседовании, отвечая на вопрос о том, почему Вы хотите получить эту работу, подчеркните свой профессиональный интерес к вакансии и откровенно скажите, что работа по двенадцать часов в сутки сейчас не для Вас, но при этом Вы человек организованный и успеваете справляться с профессиональными задачами в пределах регламентированного рабочего времени.

Скорее всего, зарплата в госучреждении будет ниже, чем в среднем по рынку, зато уходить с такой работы Вы сможете в 5-6 часов вечера, да и к периодическим больничным там будут относиться спокойнее.

Немного о правах
Но какую бы форму работы ни выбрала молодая мама, необходимо знать, что российское законодательство содержит немало норм, призванных защитить её интересы. Так, запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с наличием детей. Если подобное с Вами произошло, Вы имеете право потребовать от работодателя официальный письменный отказ и обжаловать его в суде.

Работающим мамам каждые три часа полагаются получасовые перерывы для кормления ребёнка до полутора лет ( класс твитнуть

Хорошо, когда вы можете на какое-то время передать детей другим членам семьи или няне и спокойно поработать. Впрочем, даже это не спасает от казусов, как, например, профессора Роберта Келли во время интервью для BBC.

Это весело, но если дети постоянно мешают, приходится выкручиваться.

1. Сделайте детскую комнату и дом безопасными

Предполагается, что дети могут играть самостоятельно, пока вы работаете. Хотя бы по 15 минут. Поэтому должна быть безопасной настолько, насколько возможно. Закрытые наглухо розетки и окна, углы со смягчителями. Так вы не будете каждую минуту отвлекаться, чтобы проверить, всё ли хорошо с ребёнком.

Практика показывает, что самостоятельные игры - самые разрушительные. Поэтому нужно заранее смириться с разрисованными обоями, обклеенным картинками шкафом, уничтоженным ковром и прочими радостями. Лучше всего сразу предоставить детям возможности для безграничного творчества, чем дёргаться по каждому пустяку и отрываться от работы.

2. Создайте рабочую зону

Идеальный вариант - свой кабинет. Если у вас мало места, хотя бы оборудуйте рабочую зону, недоступную для детей. И сами не кладите на рабочий стол предметы, связанные с детьми. Это нужно, чтобы:

  • Защитить вещи от красок, пластилина и клея.
  • Настроиться на рабочий лад перед компьютером.
  • Дети поняли, что в доме есть особенное место, куда без разрешения нельзя.

3. Разделите виды работы

В любой работе есть мелкие процедуры вроде проверки почты. А есть деятельность, для которой нужна максимальная концентрация.

Подумайте, когда вам нужно сосредоточиться. Такую работу выполняйте, когда дети спят. А мелочи отложите на время, когда они самостоятельно играют или смотрят мультфильмы. Всё равно будете отвлекаться, но для небольших задач это не так критично.

4. Перейдите на детский режим дня

Mårten Vennelin / Flickr.com

Многие родители работают по ночам, а днём занимаются детьми. Всё хорошо, только непонятно, когда спать.

Дети спят больше взрослых, но не настолько, чтобы родители успевали всё на свете, пока ребёнок отдыхает.

Мой сын перестал спать днём в полтора года, зато ночью спал хорошо. Ложился вовремя, только вот я к 11 вечера была уже не в состоянии работать хоть сколько-нибудь эффективно, хотя я типичная сова. Просто возня с маленьким ребёнком отнимает много сил.

Я перешла на детский режим - засыпала в одно время с сыном и . Мне хватало времени, чтобы выспаться, сделать на свежую голову самую трудную работу, а когда просыпался ребёнок, занималась мелкими задачами.

Попробуйте, возможно, вы не такая сова, как вам кажется.

5. Объясните всем членам семьи, что работа из дома - тоже работа

Многие думают, что из дома работать хорошо, потому что всё можно успеть - и поиграть, и поработать, и кашу сварить. Если кто-то из домочадцев ещё верит в этот миф, развейте его. Пусть не ждут идеального порядка, обеда из трёх блюд и всего того, что может обеспечить домохозяйка, но на что нет времени у работника.

6. Когда садитесь за работу, приведите себя в порядок

Это общее правило для всех . Обязательно переоденьтесь во что-то, хотя бы приблизительно напоминающее офисную одежду.

  • Во-первых, так у вас не будет неприятных ситуаций, когда вам позвонили по Skype, а вы не можете ответить из-за каши в волосах.
  • Во-вторых, вы будете готовы к неожиданностям. Если во время беседы или звонка в рабочую зону ворвутся дети, вы сможете извиниться, встать и отвести их в соседнюю комнату, включив мультик. И никто не увидит, что у вас есть пиджак, но нет брюк, поэтому вы сидите в семейных трусах.
  • В-третьих, дети понимают больше, чем нам кажется. Когда мама или папа надевают рабочий костюм, для детей это сигнал: «Не отвлекайте меня, я на работу!»

7. Подружитесь с соседями

Иногда оставить ребёнка некому вообще. Даже на минуточку. Но вас ждёт важное собеседование или звонок. Как быть? Если у вас есть приветливые соседи, которые в течение дня могут на 10–20 минут взять ребёнка к себе или зайти в гости и занять его игрой, цените их.

Если вам кто-то позвонит, вы сможете перенести беседу на 10 минут и обратиться за помощью. Не надоедайте соседям с такими просьбами часто, это вариант на крайний случай. И не забывайте их за это благодарить.

8. Обязательно уделяйте внимание детям

Дети могут настойчиво требовать вашего внимания здесь и сейчас, немедленно. Иногда лучше отвлечься от работы, посвятить полчаса активным играм и обучению ребёнка, а потом вернуться к делам.

Режим «полчаса - игра, полчаса - работа» куда эффективнее, чем режим «весь день пытался поработать, но ребёнок не давал».

Ребёнок, который получил свою дозу заботы, спокойнее играет один. А если ребёнок понимает, что мама и папа готовы с ним общаться, то у него нет лишнего повода канючить и выпрашивать время на себя.

Делитесь своими лайфхаками, как совместить ребёнка и работу, если вы под одной крышей.