Психологические особенности развития девятилетних детей. Психологические особенности развития девятилетних детей Может ли девочка в 9 лет

– Мы собираем детей разного возраста в одном месте, где они должны научиться находить «общее плечо» в различных ситуациях. Мы собираем огромный зал, предположим пятьсот или тысяча детей разного возраста. Как мы должны с ними взаимодействовать?

– Вы сразу переходите на массу. Это неверно.

Мы видим, как ребенок развивается в природе: сначала он в маме; потом рядом с мамой; потом ползает в метре-двух от мамы; потом делает от нее несколько шагов; еще пять-десять метров от нее по квартире; потом он выходит в окружающий мир, но он все равно рядом с ней – в коляске, привязан к ней (в разных культурах по-разному).

Мы видим, что он очень постепенно, только в той мере, в которой может правильно общаться с окружающей средой, получает доступ к ней. И так расширяет свой круг.

Так же должно быть и здесь. Вы не можете собрать сразу тысячу детей и рассчитывать на то, что сможете ими правильно управлять – это невозможно.

Вы можете их подавить. Вы можете их посадить, выключить свет, поставить экран – и пускай смотрят какой-то мультик. Это не воспитание, и вы таким образом ничего не достигаете. Вы просто их отключили от них самих. А воспитание должно строиться на расширении.

Если у вас уже есть группы, которые могут соединяться между собой, как один человек, дети, которые понимают друг друга, то вы можете пытаться соединять несколько групп. Три-четыре группы – это как три-четыре ребенка вместе.

Вы можете это сделать, когда они уже находят между собой общий язык. Но только после того, как будет проделана предварительная работа с каждым ребенком в каждой группе, когда они будут чувствовать внутри себя эту общность.

– Что Вы можете сказать о возрастных рамках?

– До 9-10 лет полностью закладывается весь фундамент человека. Полностью! После 9-10 лет вы только развиваете то, что в нем заложено: подсознательное, сознательное, всевозможные инстинкты, генетические данные. Все, что есть в нем, далее лишь развивается – нового, практически, нет ничего.

Необходим очень четкий план относительно поведения себя с детьми именно в период накапливания первичных впечатлений от окружающего мира, а это до 9-10 лет, максимум. После этого очень трудно с ребенком что-то сделать.

Конечно, он будет перенимать от вас нормы поведения, устав. Но это будет как инструкция, а не его личное – как если бы рождаясь, вырастая, он постепенно впитывал от вас отношение к миру, как свое собственное. Если он услышал о чем-то впервые после 9-10-летнего возраста, оно уже не будет его личным.

– Я уточню. Если мы готовим ребенка с раннего детства, и он проходит определенные состояния, то до возраста девяти лет он уже имеет опыт объединения в большие группы?

– Он должен понимать, для чего это делается. Он должен приобрести определенные навыки в этом. Должен прочувствовать положительные и отрицательные ощущения, контакты, действия, следствия на его уровне понимания, восприятия, инстинктов.

Мы должны в нем все это как бы накопить, аккумулировать эти образы. Они должны в нем быть, как закладки, как данные: я вместе со всеми, я против всех, это хорошо, это плохо... Они должны в нем накопиться, как какие-то кадры хроники.

А затем, в процессе жизни, он будет этими кадрами, этими форматами пользоваться. Эти модели будут постоянно в нем как ориентиры – сознательные, подсознательные. Они будут постоянно возбуждаться в нем. И он будет на них ориентироваться, часто даже не осознанно, не понимая.

Необходимо с самого юного возраста как можно больше наполнить его положительными и отрицательными впечатлениями о единстве, глобальности, интегральности. И это даст ему путевку в новый мир.

Мы с вами продолжаем обсуждение развития детей на первом году жизни и основные навыки, которым они обучаются за это время. Мы уже обсудили многие из умений крохи, продолжаем с вами вести речь о возрасте примерно 8-9 месяцев.

Итак, родители сейчас активно развивают познавательные навыки крохи, если ребенку говорят, что нужно взять машинку и отнести ее маме или папе, он правильно выполняет все просьбы. Важно хвалить кроху за любые правильно выполненные указания. Иногда он может специально ошибаться, чтобы отследить вашу реакцию, как бы дразня родителей, но делает это нечасто. Обычно неудачи сильно расстраивают родителей, поэтому дети быстро пронимают подобное положение вещей и перестают ошибаться. На полу для ребенка выделен отдельный детский уголок, в котором разбросаны игрушки разных размеров и цветов, яркие подушки и книжки для самых маленьких, рядом на стане висит небольшое небьющееся зеркало, в которое ребенок с удовольствием смотрится. Когда он играет в своем уголке, он может подползать к зеркалу один ил с родителями, строит смешные рожицы или соревнуется в этом с родителями.

Если ему хочется поиграть в какие-либо из уже хорошо освоенных и полюбившихся игр, он будет немедленно сообщать об этом жестами родителям. Это значит, нужно взять его ручки, хлопать ими в ладошки и играть, например, в ладушки, напевая песенки и по ходу действия, повторяя все положенные движения. Обычно завершение игры приводит к глубокому восхищению малыша происходящим, а затем к тому, чтобы пробовать проведение подобных действий уже самостоятельно, повторяя за словами песенки, произносимой родителями. Получаться может не сразу, но по мере тренировок все выходит очень даже неплохо. Стоит менять тактику игр по ходу действия, побуждая ребенка к проявлению самостоятельности. Совсем скоро крохе будет девять месяцев и нужно подвести небольшие итоги. Прежде всего, он может же самостоятельно держать в ручке кусочек хлеба и откусывать от него зубками или десенками, уверенно может пить из чашки, придерживая ее двумя ручками, вместе со взрослым. Родители начинают приучать малыша к опрятности, и он с пониманием относится к предложениям посидеть на горшке, не пытаясь вставать с него ранее времени. Конечно, крохе не нравится ходить мокрым, и если родители угадывают тот момент, когда ребенок хочет помочиться, у него все чаще и чаще получается хождение в горшок как по-большому, так и по-маленькому. Однако, промахи случаются часто, и ругать ребенка за них нельзя. Сроки приучения к горшку существенно варьируют.

Возраст 10-12 месяцев: новые достижения.
Итак, ребенок достиг возраста почти десяти месяцев, еще немного и ему уже исполнится годик. Он стал очень активным и самостоятельным, уверенно и активно, с большим удовольствием перемещаясь в пространстве. Большей частью он делает это ползком, и постепенно учится ходить. Также он прекрасно может работать двумя руками, что дает ему огромные возможности в дальнейшем освоении и изучении мира. При подражании маме или другим близким родственникам, он начинает больше понимать различные свойства предметов и действия, он может уже связывать причины и следствия. Сейчас он гораздо лучше, чем это было ранее, понимает обращенную к нему речь, пока, конечно, в сочетании с интонациями и жестами. Помимо этого, при помощи звуков и слогов, мимики и жестов, он почти всегда уже может объяснить взрослым свои требования и пожелания. Его лепет, исходя из сочетания слогов, интонаций и ритма, все больше становится похожим на речь окружающих его взрослых людей.

Сейчас его навыки уже достаточно обширные, он умеет различать предметы по их форме и может отличать кубик от кирпичика. Ему нравится рассматривать фотографии, находя на них знакомые ему лица. Если он видит на фотографиях маму, он трогает ее и радостно смеется. Ему очень нравится привлекать к себе внимание взрослых, и он прекрасно знает, как это можно сделать. К примеру, он пытается петь и танцевать, хлопать в ладошки, при этом взрослые восхищенно на него смотрят и улыбаются. Сейчас ребенку нравится, когда в гости приходят родственники, которые веселые и которые любят играть с малышом, уделяя ему много времени. Он их быстро запоминает, узнает и при их визите бежит к ним, принося и показывая свои новые игрушки, предлагая с ним поиграть. Он очень любит игры, когда любимую игрушку прячут за спиной, и он с удовольствием ее ищет, а если не находит, тогда просит жестами и слогами отдать ее назад, и тогда игрушка тут же находится. Когда родственники, погостив, уходят домой, ребенок искренне огорчается.

Родители понимают тот факт, что чтобы уверенно ходить, нужно учиться активно удерживать равновесие в вертикальном положении, что создает необходимость упорных тренировок. Мама может ставить ножки ребенка на свои ноги, удерживая кроху за плечи, и таким образом вдвоем они отправляются в путешествие. Можно таким образом учиться ходить с любыми из родных. Под музыку тренировать равновесие тела ребенку гораздо интереснее и приятнее, можно одном у из родных держать ребенка за ручки, вытянутые в стороны, и слегка наклонять его влево ил вправо, смещая опору тела с одной ножки на другую. Постепенно нужно уменьшать поддержку ребенка, и ему все больше придется учиться и стараться держать тело, чтобы не падать. Наконец, он начинает качаться с опущенными вниз ручками, и сам держится только за мамины пальцы, сначала двумя руками и потом постепенно уже и одной. Родители могут танцевать вместе с крохой и помогать ему совсем немного, чтобы он не падал.

По мере того, как он научится контролировать равновесие тела, он начнет делать большие успехи в процессе освоения ходьбы. На улице родители учат ребенка играть на горках, он самостоятельно приставными шагами поднимается на горку бочком, держась за перила с одной стороны, и постепенно переставляя ручки. Также он может подниматься и прямо, держась за перила с обеих сторон. Точно также он и спускается, не отпуская перила из рук, чтобы не упасть. Родители должны всегда находиться рядом и контролировать выполнение всех действий. Ребенок постепенно начинает ходить и ему это очень нравится. Сначала он ходит, держась за опору и приставными шажками, затем делает чередующиеся шаги и умеет уже некоторое время стоять без опоры, особенно если забывает, что так он может упасть.

Изначально ребенку может быть страшно, но важно, чтобы он знал, родители всегда рядом и подхватят его при падении. По мере того, как он набирается смелости, и родители активно зовут его к себе, он отпускает опору и делает два-три самостоятельных шажочка вперед. Затем ему становится страшно, и он ищет опору или садится на попку. Начало пути положено, по мере того, как ребенок осмелеет, и тело его укрепится, он станет делать как можно больше самостоятельных шажков. По мере времени, пройдет буквально пара недель, он начнет ходить самостоятельно чередующимися шагами, вполне легко изменяя свое направление. Однако, пока еще на дальние расстояния или если передвижение требует скорости, ребенок предпочитает ползание, которое у него получается сейчас гораздо лучше и быстрее. Не стоит искусственно подстегивать хождение, применяя различные приспособления, это не улучшит, а только ухудшит освоение важного навыка.

Еще статьи на тему "Физиологическое взросление":
































В возрасте 9 лет ребенок стремится успеть все. Он быстро двигается, старается быстрее поесть и приступить к другому делу. В этот период увлечения могут резко меняться. Даже в этих временных увлечениях он стремится быть первым, а проигрыш становится поводом обратить внимание на другую деятельность. Возникает страсть к коллекционированию, причем привлечь ребенка может любая сфера - от марок до скрепок.

Учебная деятельность становится основной деятельностью ребёнка. На первых этапах она нравится из-за того, что ребенок приобретает новый более взрослый статус. Но затем ситуация меняется, и обучение становится привычным делом. Важным для этого периода являются новые знания и приобретенные с ними возможности.

Ребёнок учится владеть собой, использовать логическое мышление, правильно вести себя в коллективе. Приобретают значимость личностные качества учащегося: внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность, организаторские способности.

Но не всегда ребенок может сосредоточиться на занятиях. В большей степени это касается мальчиков, которые из-за бурлящей энергии не могут усидеть на месте, неосознанно затягивая время приготовления уроков в несколько раз. Также мальчики чаще девочек страдают перепадами настроения, то превознося свои таланты, то уверяя, что они ни на что не способны.

В 9 лет человек стремится к самоутверждению в обществе и признанию среди окружающих. К концу этого периода ребенок определяет границу своих возможностей.

Словарный запас становится очень обширным. Но и здесь не малую роль играет гендерное деление: мальчики чаще используют слова-действия, а девочки - предметно-оценочные слова. Девочки становятся общительнее, делятся секретами с подругами. Мальчики пока предпочитают активные игры в группе, не спеша раскрываться перед друзьями.

В этот период нравственный облик ребёнка ещё не оформлен.

Физиология возраста

Начинается усиленный рост тела в длину, усиливается темп роста позвоночника. Теперь средний рост составляет 131 сантиметр, а вес - 28 килограмм. Ребенок продолжает вытягиваться в росте, оставаясь при этом достаточно худым. Энергия ребенка бьет через край, но надолго ее не хватает, поэтому необходим отдых в течение дня. Скелет еще не до конца сформировался, поэтому необходимо быть острожными во время активных игр. Молочные зубы продолжают меняться на коренные.

Начинается половое развитие ребенка. Выявляются половые различия в размерах и форме тела. Кости детей удлиняются, что, подчас, бывает болезненно. Девочки начинают расти быстрее мальчиков. У мальчиков уменьшается слой детского жира, а у девочек он наоборот растет: бедра заметно округляются, таз становится шире.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (5-9 лет) составляет 6376 тысяч человек. Из них мальчиков- 3262 тыс. человек, девочек- 3114 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2010 или 2011

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

На чтение 9 мин.

Как утверждают специалисты, «фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной черты воспитание родителей имеет характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у их чада. По мнению психологов, возраст от 9 и до 12 лет считается препубертатным. Характер детей несколько меняется и имеет свои отличительные особенности. Все эти нюансы ответственные родители должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного процесса», когда мама и папа оставляют ребенка наедине с самим собой (включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление его развития. В хорошую или плохую сторону - зависит от отца и матери. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок требует повышенного внимания.

Дети в 9-10 лет переходят на новый этап развития

9 - 10 лет - начало препубертатного периода

Препубертат, в основном, проходит для обоих родителей спокойно в равных долях. Чадо все так же сговорчиво, уступчиво. Однако, в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, спортсмены и так далее).

Влияние родителей по маленьким каплям утекает. В возрасте 9 - 10 лет мальчик или девочка проходят путь, в течение которого они превращаются в подростков – сложных, нервных, беспокойных детей.


Общение со сверстниками выходит на первый план

Ребёнок утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный возраст - основа того, каким в дальнейшей жизни будет дитя. База уже заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный период - решающее.

Развитие детей 9 - 10 лет

Как правило, дети такого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, легко завязывают знакомства и находят общий язык с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (ребёнок хорошо пишет и рисует), ответственны в домашних делах (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному поддержанию чистоты и порядка). В таком возрасте, дети являются действительно образцовыми. Что мальчик, что девочка одинаково прилежны.


Школьные успехи становятся очень важными

Особенности воспитательного процесса

Ранее было оговорено, что в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников.

В этот момент родителям важно поддерживать самооценку их чада и всячески придавать уверенность в собственных силах, отмечать его уникальность и индивидуальность. Данная позиция не имеет ничего общего с безосновательным поощрением любых действий дитя. Мать и отец должны хвалить ребенка за его полезные, хорошие действия. Родителям нужно найти сильные стороны чада, отмечать их в нем. И отец должен, и мать так же в равной степени должна активно заниматься воспитанием дитя.


Поддержка мамы более важна для дочки

Такая поддержка способствует нескольким позитивным тенденциям:

  • ребенок комфортнее себя чувствует в обществе;
  • ему легче выстоять в схватках с внешним давлением;
  • ребёнок полон задора и уверенности в себе, а значит - его успехи приумножаются;
  • связь с семьей не теряется: мальчик или девочка понимают, что родители - это его/ее друзья, его/ее надежный тыл;
  • возрастает уровень доверия между членами семьи, родители всегда будут в курсе событий ребенка, тем самым, могут скорректировать ход событий и предупредить негативные последствия различных ситуаций.

Дети такого возраста стараются всячески слиться со своими сверстниками: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения. Если папа и/или мама пытаются ограничить свободу выбора 9 - 10 летнего чада, то ребёнок такие попытки будет воспринимать в штыки. Поэтому так важно дать ту свободу, тот глоток независимости и самостоятельности, который позволит ребенку почувствовать себя почти взрослым, он должен дать крылья ему. Элементарно, возложив на ребенка некоторые обязанности по дому (самостоятельная уборка своей комнаты, мытье посуды или своевременный полив цветов), родители получат отдачу. Ребёнок будет искренне благодарно за такое доверие и всячески постарается оправдать ожидания, так как ему предоставили возможность быть равным в семейном кругу.


Поддержка отца – главное для мальчика 9-10 лет

Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать дитя в несвоевременном или ненадлежащем выполнении своих обязанностей.

Такие замечания могут напрочь отбить желание и понизить самооценку.

В данный отрезок возраста дети большое внимание уделяют своей успеваемости в школе. Они переживают за свою учебу, возрастает конкуренция между учащимися. Младшие классы уже позади, нагрузка увеличивается. Родителям следует уделить особое внимание такому моменту.

Необходимо чаще общаться с учителями, помогать ребенку с уроками.


Детские шалости в этом возрасте не приносят вреда

И, пожалуй, последний аспект - это особенности воспитательного процесса при неблагоприятных ситуациях, когда чадо шалит. В предпубертатном возрасте характерны мелкие шалости, которые не приносят существенный вред окружающим. Чаще всего юнцы любят взбираться на заборы, деревья, бегать в парке без передышки. Даже если пакость произошла (например, хулиганские звонки в двери или что-то иное совершил ребенок), то не стоит ругать ребенка. Пусть даже его воспитание порицают чужие люди. Необходимо поддерживать с ним доверительные отношения. Лучший выход из ситуации - это дать активный всплеск юнцу через игры, в которых будет задействовано как можно большее количество человек (поиск сокровища в саду, к примеру). Мальчиков лучше всего приобщить к какому-то виду спорта.

Сексуальное воспитание

И пусть родители не думают, что 9 - 10 лет - это еще рано для объяснения чаду нюансов половой жизни. В современное, прогрессивное время технологий и сети Интернет дети получают большинство информации именно оттуда. Родители не могут отследить качество такой информации. В просторах всемирной паутины много «шлака», искажающего реальность и способного вырастить из здорового ребенка деградирующую особь, у которой практически вовсе воспитание отсутствует. Поэтому лучше нормальным языком поведать своему сыну и/или дочери о том, что такое секс. В таком возрасте ребёнок адекватно воспримет всю информацию (если ее грамотно подать).


Сексуальное воспитание – задача родителей

Для родителей важно вести разговор в серьезном тоне, не преподнося эту тему в смешном свете.

Мальчик и/или дочь должны четко понимать, что это такое и какие последствия могут наступить при преждевременном начале половой жизни. Сексуальное воспитание на сегодняшний день – это неотъемлемая часть самой программы воспитания в целом. Девочкам необходимо разъяснить, что такое менструации, как себя вести при первом дне. Для мальчиков нужна информация о поллюциях.


Нельзя пускать сексуальное воспитание на самотек – интернет научит лишнему

Культура поведения

9 - 10 лет - это возраст, когда ребёнок еще является податливым и может беспрекословно принять родительские наставления. Не нужно упускать шанс выработать в маленькой личности хорошие манеры, уметь вести себя в обществе. Воспитание, поведение в обществе - это визитная карта персоны. Неплохо было бы обучить ребенка правилам этикета (за столом, в общественных местах). Мальчиков этому обучить ничуть не сложнее, чем девочек. К этому относится и разъяснения о вреде никотина, алкоголя и наркотических веществ. Пропагандируя с детства ребенку здоровый образ жизни (а еще лучше - показывать и доказывать это на собственном примере), велика вероятность того, что он и будет его придерживаться. В 9 - 10 лет дети очень настойчивые и целеустремленные, поэтому, если они внушили себе, что пить и курить плохо - значит, вряд ли они пойдут против своих убеждений в дальнейшем. Ребенок усвоит для себя полезные советы, психология детей этого возраста именно такая.


Хорошие манеры родители должны прививать с детства

Подготовка к быту

В указанном возрасте (9 – 10 лет) дети уже владеют основными навыками обращения с бытовыми приборами, введены в курс дел домашних. Необходимо эту сферу расширять. Особое внимание заслуживают опасные бытовые приборы (газовые плиты, колонки, техника с высоким показателем Ватт). Правила безопасности в обязательном порядке должны быть изложены ребенку. Так же, нужно разъяснить правила поведения при экстренных ситуациях (куда звонить, какие дальнейшие действия предпринимать). Так, в отпрыске закладывается база ответственности и чувства долга, тем самым, ребенок становится ответственным и серьезным.

Полезный совет для родителей: психология чада такова, что восприятие требует серьезных разговоров на данную тему в этом возрасте.


В этом возрасте детей надо привлекать к домашним делам

Не нужно уподобляться изложению в виде игры, которое предлагается в книгах. Ребёнок должен понимать всю серьезность и опасность некоторых бытовых предметов.

Проблемные моменты

В препубертатном возрасте у мальчиков и девочек могут возникать определенные критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:

  • низкую самооценку;
  • застенчивость;
  • чрезмерное подражание кумирам.

Такие проблемы могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, не любит себя. Он отказывается от публичных выступлений, с нежеланием идет в школу, не хочет контактировать с окружающими, пребывает в нервозном состоянии. Робость проявляется при встрече с ровесниками, взрослыми.


Досуг в 9-10 лет должен контролироваться родителями

Ребенок отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что беспокоит. В таких ситуациях необходимо внушить малышу доверие и дать ту моральную поддержку, которая так необходима ему. Мальчик может сомневаться в своих физических способностях и силе, а девчонки могут комплексовать из-за внешности. Можно поработать над его имиджем, стилем, позаботиться о мелочах внешнего вида, устранить возможные барьеры при общении с окружающими (неприятный запах изо рта, неопрятную одежду). Любой из родителей должен уметь найти правильный подход и ребёнок снова войдет в нормальное русло жизни.

Совет для родителей: ребенок нуждается в одобрении своих действий, оценке своего внешнего вида, в признании в социуме.

Ему нужна похвала и, в то же время, объективный взгляд на себя.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни мальчиков и девочек главной задачей родителей является верное направление отпрыска во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.