Отчет воспитателя доу по работе с родителями. Анализ работы с родителями (законными представителями) воспитателя. Наглядно – информационное направление

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ». Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  • посещение семей воспитанников на дому
  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии
  • Дни общения
  • Дни добрых дел
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание предметно-развивающей среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • телефон Доверия
  • почта Доверия
  • семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.

Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!

В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает.

Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Винни-Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
  • библиотека – передвижка
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
  • фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»
  • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
    «Учись быть папой»
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
  • копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
  • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
  • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
  • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
  • совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»
  • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»
  • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
  • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
  • совместные походы «В мир прекрасного
  • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  1. Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  2. Консультации для родителей
  3. Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
  4. Распределение ролей взрослых
  5. Изготовление пригласительных билетов.
  6. Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
  7. Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
  8. Индивидуальные встречи и консультации
  9. Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок.

С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют.

Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен «Уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но стоило появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок – украшение нашей приемной.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

«Современный подход к работе с родителями дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС».

МБДОУ детский сад «Березка»

воспитатель Бекренева Валентина Ивановна

разновозрастная группа (5-7 лет)

Актуальность В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. [ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9]

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Имея большой опыт работы с детьми (29 лет), я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок - уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.

Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по четырем направлениям:.

Информационно - аналитическое,

Познавательное,

Наглядно - информационное,

Досуговое направление.

С этой целью использую разнообразные инновационные формы работы.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба, либо в виде кон сультаций. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность».

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола.

В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями - что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны темы консультаций: «Введение ребенка в школьную жизнь», «Готова ли ваша семья к школе?»

Проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по речевому развитию. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу?», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе?».

Были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось

некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревал.

Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание рассады цветов). На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Совместно с родителями организовали мини - музей «Моя семья».Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей. В музее хранятся совместные поделки детей и родителей, рисунки, оформленные родителями семейные «Генеалогические Древа семьи», альбомы «Моя семья», разные газеты, оформленные к праздникам.

Одной из результативных форм являются - Выставки совместного творчества.

Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках семейного творчества:

« У солнышка в гостях»,« Новогодняя игрушка от нашей семьи» « Весенний букет.» (поделки из бросового материала), в выставках рисунков:«Любимый вид спорта»,«Открытка Ветерану», «День победы».

А также участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. Не первый год родители принимают участие в районном спортивном конкурсе «Самая здоровая семья».

Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Практикую награждение участников выставок.

Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно - информационный материал: ширмы, стенды .« Скоро в школу» ,« Реализация ФГОС в ДОУ»,« Всё о здоровье детей», « Времена года».

Из папки - передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

Библиотека для родителей: «Готовимся в школу», «Здоровье детей».

Регулярная организация фотовыставок: .«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Организую акции: «Просто так», «Подари книгу детям» . У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми. Попробовать самим провести мероприятия «Все профессии нужны, все профессии важны».

Родители организовали интересные экскурсии на свои рабочие места для ознакомления со своими профессиями. Провели экскурсию в магазин, познакомили детей с профессией продавца. В Доме Культуры -знакомились с интересной работой актеров.

Очень увлекательно проходят встречи с интересными людьми- «Мастер своего дела».

Ребята узнали много интересного о работе полицейского (Куимов А.Е. -участковый полиции) из рассказа папы Вани Куимова.

Мама Тани Андреевой (Андреева О.В.- медсестра РЦБ) научила детей, как лечить больных, как вести здоровый образ жизни.

Ветеран труда Домрачева В.В.- интересно рассказала о своих детских годах, о школьной жизни, о своей профессии- повар.

Традиционно в нашей группе проводятся «Дни общения», дни рождения детей с хороводом, караваем, я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми слушаем рассказы,семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Мы пришли к выводу, что наиболее действенной формой будет семейный клуб, который получил название «Дружная семейка».

Поэтому у себя в детском саду мы тоже открыли клуб семейного общения. Его миссия - оказание всесторонней помощи и поддержки семье, а основной принцип работы - создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.

В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья: физического, психического и социального.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и родительской общественностью в целом.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю совместно с родителями. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых, изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен); изготовление атрибутов, пособий.

Провели в группе праздники: «Осень в гости приглашает» , «Мамочка любимая»,«8 Марта - праздник мам» ,«В гости к ёлке», «Мой папа самый лучший», «В гостях в деревне Хохотушкино»,- развлечение, «День Победы», « До свиданья детский сад».

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую- нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

Взаимодействие с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС позволило нам обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые умения.

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

В современный век информационных технологий, нам, воспитателям, приходится не стоять на месте, а искать новые пути и формы работы с родителями своих воспитанников.

Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в работе. Я ставлю перед собой целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. И традиционные, и инновационные формы помогают мне вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, стать полноправными партнерами в воспитании детей и активными участниками совместных мероприятий, проводимых в группе. Мое взаимодействие просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Мы живем в динамичное время. Родители часто загружены делами, не так активно, как бы хотелось, участвуют в жизни детского сада. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в детском саду решается мною в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • вовлечение родителей в деятельность детского сада;
  • совместная работа по обмену опытом;

Перед собой поставила цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для достижения данной цели, координации деятельности детского сада и родителей я работаю в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ над решением следующих задач;

Устанавливаю партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединяю усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;

Создаю атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников;

Активизирую и обогащаю умения родителей по воспитанию детей;

Поддерживаю уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Я провожу работу с родителями, применяя дифференцированный подход. Учитываю социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаю культуру педагогической грамотности.

В своей работе по налаживанию контактов с родителями, для решения задач воспитания и развития ребенка, я использую следующие формы работы:

  • информационно – аналитические (анкетирование, тестирование, посещение воспитанников на дому, вопросы - ответы);
  • познавательные (родительские собрания; консультации; беседы; дискуссии; совместное обогащение предметно – пространственной среды; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных совместно; участие родителей в подготовке к праздникам; оформление фотомонтажей; проведение Дней открытых дверей);
  • наглядно – информационные (папки – передвижки, родительский уголок, фотовыставки, библиотека – передвижка);
  • досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, выставка семейных коллекций).

Чаще я использую формы работы с родителями традиционные, но с внесением новых форм их проведения:

Родительские собрания 3 раза в год;

Групповые и индивидуальные беседы;

Творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

Консультации для родителей;

Дни открытых дверей.

Родительские собрания – я часто применяю такие формы как круглый стол, педагогическая гостиная. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями я тщательно и серьезно готовлю. Я хочу видеть в родителях не просто участников собрания, а добрых друзей, коллег и партнеров, вместе со мной заинтересованных в развитии детей, их воспитании. Важную роль в подготовке играет анкетирование, которое позволяет выявить интерес, компетентность родителей по теме собрания. Оно позволяет мне собрать разносторонний материал, выбрать формы представления той или иной информации (презентация, показ слайдов, фотографий и т.д.). По окончании собрания я всегда интересуюсь, стала ли информация, полученная родителями полезной, своевременной, достаточной. Если нет – работа продолжается совместно или в индивидуальном порядке. Мы говорили с родителями на разные темы: об адаптации к детскому саду, о воспитании нравственности, патриотизма, о духовности, о подготовке к школе и многих других вещах, решали проблемные ситуации. В результате интерес к вопросам воспитания у родителей значительно возрос, мы стали лучше понимать друг друга и чаще видеть друг в друге помощников. Так же, увеличилось количество посещающих собрания родителей, ищущих ответы на вопросы воспитания ребенка в контексте с воспитателем и специалистами.

В педагогической практике мною используются различные виды наглядности, в том числе и родительский уголок . В нем я помещаю материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, мероприятия детского сада. Здесь же вывешиваю и информационные листки с объявлениями о собраниях, предстоящих событиях, выражаю благодарность родителям за участие в делах детского сада, группы, оказанную помощь. Особенно интересует родителей информация о том, чем мы с детьми будем заниматься в течение месяца по всем видам деятельности воспитания и обучения. В результате я отметила, что родители стали интересоваться жизнью детей в детском саду и стараются закреплять пройденный материал дома, проявляют инициативу по поводу нахождения информации на детских сайтах, делятся своими успехами и неудачами в вопросах воспитания. Это мне очень помогает в работе с детьми.

Моей традицией в работе с родителями стало: к каждому празднику или значимому событию оформлять информационный стенд . В нем я размещаю рассказ о событии или празднике, интересные факты, стихи, поговорки и пословицы, фотоматериал, поделки, сделанные детьми и воспитателем, детьми и родителями, высказывания самих детей на заданную тему. Стараюсь сделать это ярко и красочно. Такие стенды были оформлены ко Дню Матери, Новому году, Рождеству, Дню защитника Отечества, Дню семьи, Яблочному Спасу и др. Они очень понравились детям и родителям. Родители с нескрываемым удовольствием и гордостью представляли свои работы. В результате, совместное творчество сплачивало семьи, позволяло разглядеть в своем ребенке талант, поднимало на высокий уровень авторитет родителей. А я радовалась этому сотрудничеству.

Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Они охотно проявляли свои умения и таланты в досугах, на праздниках: праздник мам « День 8 марта», папы участвовали в конкурсе: « А ну – ка, папы!», а вместе с детьми « День семьи, любви и верности», « День знаний». Бабушек и дедушек мы тоже не оставили без внимания, подготовили им концерт в « День пожилого человека», устроили «Бабушкины посиделки». Мною была организованна выставка работ по росписи икон бисером, выполненных бабушкой Айхлер Алины, что вызвало у детей и родителей гордость за свою семью. В результате проделанной мною работы, родители стали более открыты для общения, стали активными участниками различных конкурсов. Эмоции, возникающие после мероприятия, воспоминания о нем объединило больших и маленьких. Участие семей в конкурсах обогатило семейный досуг и объединило общим делом.

Озеленение и обустройство участка тоже происходило совместно с родителями и детьми. Мы вместе разбили клумбы и высадили рассаду, выращенную дома, вместе поливали и ухаживали за ней. Родители проявили творчество в изготовлении предметов декора, помогали разместить, развесить их. У родителей и детей совместно с воспитателем появилась потребность продолжить делать добрые дела. Отсюда возникли акции. В результате прошли акции: « Украсим детский сад ко Дню города», « Посади дерево», « Мастерим Рождественскую звезду», « Каждой пичужке по кормушке», « Посылка солдату» и др. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сплотила нас, позволила проявиться самым лучшим человеческим качествам, учила детей опыту взаимодействия, доверия, вызывала чувство гордости за своих родных. У взрослых появилась возможность заинтересовать ребенка своим примером, научить бережному отношению к вещам, внимательному отношению к людям, заботливому к своему детскому саду, городу, ко всему живому. Дети не только наблюдали со стороны за действиями взрослых, но и являлись активными участниками.

В результате тесных партнерских отношений между мной и родителями, я отметила прогресс в воспитании детей. Они стали ответственными, отзывчивыми, дисциплинированными, аккуратными, следили за чистотой и сохранностью оборудования.

Я считаю, что наиболее эффективным является деятельный подход во взаимодействии родителей, воспитателей и детей. Родители с удовольствием откликнулись на просьбу сопровождать детей на экскурсию на Лабинский хлебозавод, выступления на концертах в Доме культуры. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни группы, детского сада, приобрели опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с коллективом педагогов и родителей других детей.

Интересной формой сотрудничества, новой и востребованной стало проведение мастер – классов . Я проводила мастер – классы с целью помочь родителям в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционные техники рисования, работа с природным и бросовым материалом и т.д.), игр в вечерние часы и в выходные, праздничные дни, мастер – класс « Вежливость вокруг нас». Родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. У нас прошел такой мастер – класс по трудовому воспитанию. Я предложила провести маленький урок для коллег, таких же родителей. Родители сами объясняли, как привить ребенку трудолюбие: одна мама рассказала, как ее дочь ухаживает за обувью, вторая – как убирает в комнате, третья – как сын ухаживает за животными. Родители, любящие своего ребенка, всегда рады показать его лучшие стороны. И, главное, родители дают практические, действенные советы. Мы всегда подытоживали всю полученную информацию и делали выводы. Мама воспитанника, Копылова Елена Николаевна, провела с детьми мастер – класс: «Мастерим Рождественскую звезду». В результате нашей многогранной совместной деятельности проявились позитивные эмоции общения, родители стали более коммуникабельны, раскрепощенными, уверенными в положительном опыте своего воспитания, с удовольствием делились своими умениями и навыками.

Я регулярно провожу консультации с родителями на тему воспитания и образования детей, в том числе привлекая медицинскую сестру детского сада, специалистов. Например, проведены консультации: « Грипп и ОРИ, их профилактика», « Детские инфекции», « Как вырастить здорового ребенка»; « Роль физических упражнений в развитии ребенка», « Формирование здоровьесберегающего двигательного поведения», « Музыка в жизни малыша». Особое значение придаю консультациям, направленным на обеспечение безопасного поведения на улице, дома, на воде, в лесу, по пожарной безопасности. Мною предложены родителям консультации:

« Безопасность ребенка на улице», « Дисциплина на улице – залог безопасности», « Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», « Один дома!», « Как вести себя в опасных ситуациях» и другие. Консультации подобраны мною в начале учебного года и входят в план работы с родителями.

Для совершенствования образовательного процесса и информированности родителей, детский сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно – правовые документы ДОУ, памятки и консультации, новости из жизни сада и т.д. Я имею персональный блог , где размещаю полезную информацию для родителей, знакомлю с насыщенной и интересной садовской жизнью. Таким образом, у родителей появляется новый домашний собеседник и консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим проблемам. Родители получили возможность высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, и, наконец, просто узнавать нужную и полезную информацию. В разделе « Калейдоскоп» - я разместила фотоотчет о жизни и деятельности детей в саду. В раздел « Мастерилка» я помещаю образцы работ по изобразительной деятельности, советую, чем можно заняться с ребенком дома. У меня происходит общение с родителями и через сайт WhatsApp . Родителям нравится просматривать видио- и фотоматериалы из жизни детей в детском саду. Это новый этап в моей работе с родителями. Новые, современные формы работы очень востребованы родителями. Я получила много положительных откликов.

Проведенные мероприятия показали положительную динамику, так:

  1. 1. У родителей проявился устойчивый интерес к содержанию образовательного процесса с детьми. Увеличилось количество вопросов ко мне, как к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях. 62% родителей принимают участие в образовательной деятельности;
  1. 2. родители более вдумчиво стали относится к тем или иным методам воспитания. До 70% возросло число родителей, посещающих родительские собрания, активно участвующих в совместных мероприятиях, праздниках, акциях. Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно повлияла на воспитание;
  1. 3. возросло стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами.
  1. 4. родители уверились в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем;
  1. 5. родители по результатам наблюдений за деятельностью ребенка в детском саду могут выбрать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
  1. 6. по результатам мониторинга за 2015 – 2016 учебный год – 87 % родителей удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставленных ДОУ.

Заведующий муниципальным дошкольным А.А.Чумбуридзе

образовательным автономным учреждением

детский сад общеразвивающего вида №22

города Лабинска муниципального образования

Лабинский район

Дата:

Взаимодействие ДОУ с семьей обеспечит благотворное воздействие на хорошую адаптацию и интеграцию детей – дошкольников в разных видах жизнедеятельности в интересах социального формирования личности.

Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс продолжается, но виден результат: дети начинают с гордостью и уважением относится к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателем и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом родителей и воспитателей. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско – родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

в обогащении предметно – пространственной среды, в благоустройстве и озеленении участка

Отчет о работе с родителями в старшей группе № 7

За 2015-2016

Воспитатели: Асташина О.О.

Андрианова С.Г.

Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечивает подготовку к школе. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать.

Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса. Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений мы осуществляем планирование работы с семьёй.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью используем разнообразные формы работы с ними.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.

На тематическом собрании « Здоровье ребенка в ваших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга, спортивного кружка в детском саду. Были даны рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома. Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах, c которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.

В течении года были подготовлены следующие консультации: «Все о развитии детской речи», «Все о детском питании», «Игра как средство воспитания», «Как провести выходные с ребенком» , «Самостоятельность ребенка дошкольного возраста» .

Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Мамины руки», «Фабрика Деда Мороза», «Новогодняя фантазия», «Лекарства будущего» . Регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду» знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.

Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации праздников и развлечений: « Золотая осень», «День матери», «Новогодний бал» , « День защитников Отечества» , «Масленица » , «Танцевальный марафон».

Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.

Из папки – передвижки «Помогите детям запомнить правила дорожного движения», родители познакомились с методикой ознакомления дошкольников с правилами дорожной безопасности. В конце года было проведено собрание на тему «Чему мы научились за год», на котором родители могли увидеть какие знания и умения их ребенок получил за год.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия,родителей к детскому саду.

отчет по работе с родителями в средней группе

за 2013-2014 уч.год.

воспитатель: Бочарова В.А. МБДОУ « Д/С №7 « Забава»

В основе системы взаимодействия с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон «Об образовании», ст.18) и здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия.

При этом мною решаются следующие задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

Я использую дифференцированный подход при организации работы с родителями. Это и взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями и соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям, и учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.

В группе создан родительский клуб под председательством Кузнецовой О,В, Заседание родительского клуба – 1 раз в 3 месяца. Это и беседы за круглым столом и небольшими группами, где родители обмениваются опытом в воспитании и т.д. . Общаются посредством интернета, мобильной связи. В родительском уголке ежемесячно выдается информация в помощь родителями., по развитию речи, безопасности, здоровью, ПДД.... Регулярно проводилось анкетирование по разным волнующим темам (по питанию, оздоровлению,развитию речи, театрализованной деятельности.... и т.д.). 96% родителей полностью довольны работой воспитателей с воспитанниками.Проведенное социальное анкетирование на предмет взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что: 85% опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами;10% опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;5% опрошенных родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.Я стала проводить большую часть мероприятий с привлечением семьи.. Это и совместные выезды в снежный городок.,. На базе музея им. Чивилихина были проведены праздники "Масленица" , "Пасха".(о мероприятии вышла статья в местной газете "Вперед" и на сайте Дома-музея. и детского сада. Пополнена игровая зона(игрушки, НПИ, пазлы, конструкторы) .Физкультурная зона (мячи, обручи, скакалки, нетрадиционное оборудование). Наши дети участники Всероссийских конкурсов: так в конкурсах рисунков заняли призовые места: Носатова Катя 1-е место по в конкурсе "Инопланетян", Баженова Ульяна 1-е место в конкурсе "Осень", Дектярев Илья 1-е место в конкурсе "Пожарные машины". Участвовали в конкурсе поделок к пасхе (в краеведческом музее нашего города) Алексей Ткаченко, Лиза Максимова, Полина Вербенко стали призерами..Заняли призовые места и во Всероссийских конкурсах викторин.(Терлецкая Даша и Мещерякова Арина 1е место."Мульт-коты.")

В сентябре . Консультация «Кризис 4- 5 лет», групповое собрание «Развитие речи детей» где раскрывались особенности развития воспитанников. " "Театральная деятельность "Большую помощь оказывают (председатель родительского комитета Климова Е.А. оказывая спонсорскую поддержку в приобретении песочных наборов. ,игрушек, театральных кукол. Подготовка и проведение мероприятия к «Дню города», ко дню «Дошкольного работника», создание коллективного альбома с фотографиями родителей и детей «Здоровейка» (Мустафакулова Н.К., Попова Н.Б.). Создание альбома «Закаляйся на старт», создание уголка «Мои игрушки».

В октябре прошла индивидуальная консультация по результатам диагностики. Практикум по ПДД провела сотрудник ГАИ Пивоварова О.Г, «По дороге в детский сад и обратно», где раскрывались различные ситуации. .Консультация «Как правильно организовать общение детей с родителями и другими членами семьи». Создание альбома «Моя семья» (Носатова З.В), «Профессии наших мам»(Петрова И.В., Ткачева О. В.). Создание уголка уединения «Жду мою маму», помощь в создании картотеки «Потешки, песенки и колыбельные моей семьи» (Ткаченко Г.С., Мячина Е.Е.) Картотека игр по театрализованной деятельности.. Интересно проведен театрализованный праздник «Приключение Мухоморки"», и здесь же совместное с родителями чаепитие «За самоваром». Выставка детско-родительского рисунка «Осень золотая»(1-е место заняла работа Лавриченко Лёни, 2-е место разделили Цубекс Рината и Фролов Егор, 3-е место Пафанова Эльвира и Охотин Кирилл) . Совместная деятельность родителей и детей на экскурсии «На огород!» (мама и бабушка Салимова Султана). Участие родителей в оформлении зоны «Познание» по теме «Осень». Выставка поделок «Осенний вернисаж.!».

В ноябре : индивидуальные консультации «Особенности развития ребенка 4-5лет», «Как организовать театр дома." Совместно с родителями проведен праздник «День матери» с выпуском стенгазеты « Любовь к Родине начинается с любви к своей маме.» (родители Мустафакулова, Климова, Ступина) . Выставка детского творчества «Игрушки своими руками». Обогащение игровых зон современными игрушками и играми, развивающими дисками (Климова. Кузнецова, Охотина помогли закупить игрушки).

В декабре проведены следующие мероприятия: выставка информации для родителей группы «Один дома.». Консультации «Воспитание привычки у ребенка», «Формирование игротеки «маленькие гении дома»». Участие родителей в подготовке к конкурсу «Лучший зимний городок» (каждый у своего дома). Проведен конкурс «Новогодняя игрушка»(1-е место Носатова Катя, 2-е Максимова Лиза, 3-е Петров Вова), выставка детского рисунка «Дед Мороз и дети». Конкурс стихотворений «В гости к Дедушке Морозу». Участие родителей в подготовке новогоднего театрализованного представления "Сказочные приключения на Новый год." (Ступина Н.В., Шадрин А.А., Лавриченко Н.В.) Участие в конкурсе рисунков городских, региональных, областных и федеральных уровней, где занимали почетные места с вручением грамот.(Носатова Катя, Баженова Уля, Мячин Никита)

В январе , объединяясь в небольшие группы, родители с детьми и воспитатели ходили в лес на лыжах, папа Коростелевой Алены организовал катание на буране, тем самым продолжая оздоравливать наших детей. Было проведено родительское собрание по теме «Воспитание самостоятельности у детей»(мама Лёни Лавриченко). А как забыть "Колядки", родители наших детей работающие на ЛВЗ,добродушно приветствовали и щедро отблагодарили колядующих.(материал опубликован на сайте нашего сада.) А на заводе вышла стенгазета" Пришла Коляда -отворяй ворота." Индивидуально проведены консультации по промежуточной диагностике с каждым родителем. Проведены зимние соревнования. Участие в конкурсе» Зимние узоры», «Животные зимой», конкурс экологического плаката «Берегите птиц и животных зимой»(Бондарева О.Г., Ткачева Е.К, Фролова Н.С., Попова Н.М). Участие детей в городском конкурсе " Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли" принесло нам хорошие призовые места (1 е место у Лени Лавриченко.) Родителями были изготовлены и развешаны кормушки в парке (Носатов, Кузнецов, Салимов). Проведен конкурс «Зимушка», конкурс песен и стихов о зиме.(1-е место Носатова Катя, 2-е Родин Саша, 3-е место поделили Дектярев Илья и Терлецкая Даша) Родителями Шадриной Д.Е, Родиной Л.А, Ступиной Н.В.

В феврале с папами проведена игровая постановка «Аты-баты, мы-солдаты!»(папы Лёни Л., Вовы П., Саши Т.) . Спортивные соревнования с папами удались на славу.) После праздника традиционное катание на снегоходе (Коростелев С.А.). Проведен семинар-практикум «Игры, которые лечат». В родительском уголке появилась информация о роли папы в жизни ребенка. Создан альбом «С папой мы друзья!» . Собрана и пополняется коллекция машин «Военная техника». К дню защитников отечества проведена выставка детско-родительского творчества(Шадрин. А.Ю., Носатов А.А.) На подоконнике вырос огород. Интересным прошло наблюдение за всходами семян.Всю весну дети ели зеленый лук, который сами вырастили!

В марте. С приходом весны было проведено три больших мероприятия совместно с родителями. В начале марта традиционно "Масленица." Я сумела завлечь родителей, разработала сценарий совместно с Домом -музеем Чивилихина К празднику «8 марта», родители вместе с детьми учили песни и водили хороводы, после праздника традиционное чаепитие «У самовара». Родительский комитет Кузнецова О.В., Климова К.Т. выпустили альбом «Мамы всякие важны» (по профессиям). Стен. газета «Мамочка любимая» с фотографиями. Выставка работ «Умелые руки», поделок «Бабушкины руки не знают скуки», персональная выставка мамы Баженовой Ульяны «Вязаные куклы.». Организована выставка народного творчества. Каждую неделю мы приглашали бабушек наших детей.Мячина рассказала как прядут и вяжут красивые варежки, Махмаджанова – принесла вышивку, Вербенко рассказала о народных умельцах бересты, Терлецкая принесла свою коллекцию свистулек. Конкурс рисунков «Вот она какая расписная!». (Призовые подарки получили Носатова К. , Терлецкая Д, и Родин С

В апреле родителями оказана посильная помощь в проведении праздника «Веснянка». Бабушка Арины пришла с огромной корзиной. Дети отгадывали загадки, водили хороводы, играли в народные игры. Проведена выставка детского творчества «Птицы наши друзья», «Мы космонавты». Приняли участие в городском конкурсе «Мы космонавты». и Тамерлан А. занял призовое 3е место. Конкурс рисунков и поделок «Весна идет». Победителями стали Илья Д., Карина С., Лёня Л., Катя Н. Проведено совместное мероприятие на базе Дома-музея Чивилихина "Пасха" (материал опубликован на сайте детского сада и музея, а так же статья в газете "Вперед."

Май- это и майские праздники,и хлопоты на огороде. Оформили галерею картин на военную тему «День Победы», украшали окна голубками, цветами и лентами, салютами, флажками. А так же не забыли и про пасхальную выставку поделок (Ткаченко). Тема лето появилось и на стен газете «Ах это лето!» с фотографиями. В родительском уголке информация о лете «Как уберечься от укосов насекомых», «Ядовитые растения», «Солнечный ожог», «Тепловой удар»»Игры и развлечения в песочнице»»Подвижные игры на даче» Организованна выставка» Цветы на лугу». Совместно с родителями проведен посев семян цветов.(мама Лизы М, Лёни М, Арины М.). «Как провести экологическую прогулку с малышом». Проведено анкетирование «Детский сад глазами родителей». Фото сессия «Игры детей летом» фотографии размещены в стен газете (мама Арины М, Юли М. Дианы Ш). Мы вместе проводи экскурсии, походы на луг, речку. Проводиться любование природы в разные метеорологические условия «У природы нет плохой погоды». Слушаем звуки природы на DVD (шум дождя,голоса птиц и т.д.). Экскурсия на огород, где бабушки и мамы всегда придут на помощь, расскажут об огородных делах (бабушка и мама Салимова Султана). И традиционно большая игровая программа «Праздник детства», с тесной связью городского КДО «Праздник» и Дома-музея им.Чивилихина

Только совместными усилиями можно достичь определенных результатов.

Результативность

Родители : Самое главное моё достижение в работе - это то, в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме. Быть участниками жизни группы и детского сада.

Педагоги: Н епосредственное включение родителей в деятельность детского сада. Стремление стимулировать в детях и родителях истинный интерес к полезным видам деятельности, различных игр, совместного физического и умственного труда.

Дети: Сближение детей и родителей, развитие уверенности в своих силах, расширение кругозора, наслаждение совместной работой, чувство комфортности, формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям знать активную жизненную позицию.

Отчет «Работа с родителями по формированию нравственно- патриотического воспитания у детей средней группы.»

2013-14 уч. год.

Воспитатель: Бочарова В.А.МБДОУ « Д/С №7 « Забава»

Воспитание основ нравственности у дошкольников- процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени, что требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение должно быть непосредственным, развивающим, обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности. Необходимо понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у детей: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым, приобщать детей к природе, быту, истории, культуре родного края.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине. Но не стоит забывать, что развитие нравственных качеств у детей зависит, прежде всего, от родителей, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается личность ребенка и позже у нее решающая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.К сожалению, многие родители не считают должным воспитывать патриота, считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, надеются на детский сад. Но не стоит забывать, что работа по формированию основ патриотизма у детей более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители- большие и активные помощники детского сада. Поэтому мы работаем в сотрудничестве: родители- дети- детский сад, ведь воспитание должно идти совместно для большего воздействия на ребенка.Важно учить детей уметь вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. В каждой семье есть свои особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, все это основательно и постепенно входит в социальный опыт ребенка, как самые дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.Праздники и традиции- важная особенность нравственно- патриотического воспитания детей. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие, в оформлении фото выставок и выставок детского творчества «Дары Осени», «Новый год», «Русские сказки и стихи».Очень большая работа проводится к Дню Победы. Проводим занятия: «Их имен не смолкнет слава», «Города – герои» «Дети и война». В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок «Мы помним… ».Любовь к Родине начинается с малого- с любви к матери, с уважения к людям, с родного дома, улицы. Огромную работу проводим с детьми и родителями к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем выставки рисунков «Мамочка любимая моя», проводим праздник, посвященном Дню матери. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу, подчеркивают первостепенность истины. Не забываем и участвуем с детьми и родителями в народных праздниках «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях. Большие возможности патриотического воздействия заключается и в музыке, народные музыкальные произведения на занятиях, на досугах, музыкальных занятиях и праздниках знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Большое внимание уделяем работе над понятием «семья», проводим этические беседы о семье, о близких родственниках, дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Для родителей подготовлены консультации «Праздник в дом пришел», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании детей», «Сказка как средство патриотического воспитания» и др.В группе создан уголок «Моя Родина», где представлены фото- альбомы «Край ты мой любимый- мой родной Мариинск», флаг России, портрет президента, дидактические игры патриотической направленности «Народные промыслы», «Путешествие по городу», «Составь узор», «Найди и назови». Привлекаем и родителей к участию в сборе и пополнении экспозиций этого уголка в группе. Большую роль в организации работы по этой теме принадлежит игре- основной деятельности дошкольника. Дети в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Библиотека», «Экскурсия по городу», «Строим город» обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры –драматизации по сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Морозко», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», использование кукольного, настольного видов театра. Через все игры красной чертой проходит нравственное, патриотическое, физическое воспитание детей. Театрализованная деятельность и игра помогают детям ярко выплеснуть эмоции, выразить свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Совершили экскурсии по родному городу, в краеведческий музей дом-музей им. Чивилихина, к памятникам боевой славы, где знакомим детей с памятниками, достопримечательностями города, его историей названия города, воспитываем интерес к прошлым и настоящим событиям города. Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, стремление и желание ребенка изобразить то, что он услышал и увидел. Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводились занятия, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему: “Откуда хлеб на стол пришел? ”, “Сундучок бабушки Арины”, “В единстве наша сила”. Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям знать активную жизненную позицию.Для более целенаправленной результативной работы с родителями и детьми изучаем и используем методическую литературу, разработали план по патриотическому воспитанию детей. Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитание нравственно-патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. В дальнейшем планируем продолжить работу по данной теме, поскольку нравственность и патриотизм – главная черта народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Результативность

Родители: . Для более целенаправленной результативной работы с родителями и детьми изучаем и используем методическую литературу, разработали план по нравственно- патриотическому воспитанию детей. Родителям даем рекомендации, какие игры проводить дома, как провести праздники с пользой для детей.

Дети : Работа по нравственно- патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Собрали стихи, сказки, рассказы о Родине, истории, быте, культуре родного края, читаем детям во время занятий по этой тематике, в свободное время, рассматриваем картины, проводим беседы.

Педагог : В своей работе по воспитанию нравственности и патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.