Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Где спрятался воздух? Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологическому воспитанию детей
В гостях у волшебницы воды.

Средней группы.

Цель:
дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Задачи.
Обучающие:
-закреплять знания детей о пользе воды для всего живого на земле,
— познакомить с круговоротом воды в природе,

Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речь,
— развивать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности,

Воспитательные:
— формировать умение работать в коллективе,
— воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа.

Наблюдения за разными состояниями воды, отгадывание загадок о явлениях природы, чтение художественной литературы, оформление выставок детских работ по теме занятия, знакомство с глобусом, показ презентации «Очистка воды» и др.

Оборудование: конверт с заданиями, для проведения опыта на каждого ребёнка по два стакана, бумажная воронка, кусочек ваты, уголь активированный, грязная вода, аудио запись голоса Воды, шум воды, мультимедийный проектор.

Ход занятия:

И здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости, а к кому узнаете, если отгадаете загадку:
Живою может быть и мёртвой,
И жидкою и очень твёрдой.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться. (Вода)

Воспитатель: Да это вода. Вот сегодня мы и отправимся в царство, где живёт Волшебница Вода. Вода окружает нас повсюду.
-Где мы можем встретить воду?
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?

Воспитатель: Вода нужна всем живым существам. Без воды нет жизни на земле.

И так, мы отправляемся в путь. Закроем глаза, а волшебные звуки перенесут нас в царство воды. (Звучит музыка и звуки моря).

Открывайте глаза. Вот мы и на месте. (На фоне шума моря раздаётся голос Волшебницы воды).

Чтобы , а моих жителей от вымирания, я организовала клуб друзей воды. Я уверена, что вы тоже можете стать моими друзьями, но с условием, если вы выполните мои задания. Их вы найдёте в синем конверте. До скорой встречи.

Воспитатель: Вы хотите стать друзьями Воды? Тогда откроем конверт. (Открывают). Чтобы стать друзьями Воды нам надо выполнить три задания.

Задание №1.

Нужно ответить на вопросы:
-Что происходит с водой в очень жаркую погоду?
-Куда поднимается пар?
-Что помогает воде испаряться?
-Как появляются лужи?
-Откуда берётся дождь?

Ребята, посмотрите, что получается (слайд-изображение схемы круговорота воды).
Солнышко своими горячими лучами нагревает воду в луже и вода превращается в пар.
Пар поднимается вверх в тучу.

Поднялся ветерок, полетела наша туча по небу и пролилась дождём. На земле появилась большая лужа. После дождика вновь выглянуло солнышко и вода из лужи стала испаряться.

Наша вода всё время ходит по кругу. То поднимается вверх, то опускается в низ. Это явление так и называется «круговорот воды в природе».

Чтобы лучше это запомнить, мы сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Круговорот воды».

Динамическая пауза «Круговорот воды».

Задание №2.

Проведение опыта « Очистка воды»

Воспитатель:- Что делают люди, чтобы грязная вода не попадала в реки? (Строят очистительные станции).
– А как мы можем очистить воду?
Вот грязная вода. Что надо сделать, чтобы она стала чистой?
Дети рассказывают.

Воспитатель: У Волшебницы Воды есть экспериментальная лаборатория, давайте туда пройдём.
Дети проходят за столы и проводят опыт по очистке воды. (Звучит музыка).

Задание №3.

Отгадайте загадки.
Воспитатель: Вода умеет принимать разные формы. Она, то дождь, то снег, то мягкое облако. Дети отгадывают загадки о разных превращениях воды. Если дети отгадали правильно, то на слайде появляется картинка-отгадка.

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со всеми заданиями.

Ребята, скоро будет День Воды, а давайте поздравим Волшебницу Воду с праздником, украсим для неё поздравительную открытку.

Дети встают вокруг стола, где лежит большая открытка. Из готовых элементов создают узор и наклеивают его на бумаге.
Готовую открытку ставят на видное место.

Раздаётся голос Воды: Молодцы, ребята! Спасибо вам. Вы с честью прошли все испытания. Я рада принять вас в ряды моих друзей, а вот и награда за ваши труды. Раздаётся шум воды и на «берегу» появляется подарок – поднос, где лежат медали «Друг Воды» и стаканчики . Дети надевают медали и угощаются вкусной водой.
Под звуки волшебной музыки дети возвращаются в сад.

Воспитатель: — Где мы побывали? (В царстве Волшебницы Воды).
— Как называется явление, с которым мы сегодня познакомились? (Круговорот воды в природе).
– Кому понравилось занятие – поставьте цветок в вазу, а кому не понравилось – оставьте на подносе.

Вот какой большой и красивый букет у нас получился. Большое вам спасибо за работу.
Дети прощаются с гостями и уходят на прогулку.

Название:

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ ОВ ДС №1 «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно-речевому направлению
Месторасположение: пгт Опарино, Опаринского района Кировской области

Пояснительная записка . В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма - проведения : занятие - путешествие.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Цели и задачи:

1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);

2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;

3. Прививать бережное отношение к воде;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.

Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.

Материал : кукла «Капитошка», капли воды (большие и маленькие), три ёмкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле; готовые шаблоны для аквариума, макароны - рыбки.

Предварительная работа : заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка

Начинается река

А игра - начинается с улыбки!»

(дети проговаривают вместе с воспитателем)

2. Игровая ситуация

Ребята, кто-то спешит к нам в гости! Кто же это?

Это капелька, которую зовут Капитошка.

Наша гостья нам представилась, а теперь давайте, и мы назовём свои имена. (Каждый ребёнок берёт в руки куклу (картинку) и называет своё имя)

А пришла она к нам в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в группе.

Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

3. Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

В уголке природы: возле растений.

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)

У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.

Около раковины (мойки): помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)

В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)

У стола, на котором стоит графин с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)

В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)

Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в групповой комнате, чтобы Капитошка знала сколько их.

(Все вместе пересчитывают капельки)

Вот Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

4. Физкультминутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой, солнечной воде.

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке!»

(движения выполняются под музыкальное сопровождение)

5. Гимнастика для глаз

За - За - За - берегу свои глаза. Прослеживать взглядом движения пальца

Вправо-влево.

Зу - Зу - Зу - я увидела осу. Описать в воздухе рукой большой круг.

Са - Са - Са - на носу сидит оса. Коснуться пальцем кончика носа,

Проследить взглядом.

Ай - Ай - Ай - ты глазами поморгай. Быстро поморгать глазами.

Бай - Бай - Бай - крепко глазки закрывай. Крепко зажмурить глаза.

6. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой»

Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.

Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?

Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.

Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.

А что стало с нашей бумагой? Она стала грязной.

7. Массаж лица

Водичка, водичка, умой моё личико. Потереть ладонями щёки.

Чтобы глазки блестели. Пальцами провести, не надавливая по закрытым

глазам от внутреннего края века к внешнему.

Чтобы щёчки краснели. Подушечками пальцев легонько постукивать по

щекам.

Чтоб смеялся роток. Помассировать пальцами подбородок.

Чтоб кусался зубок. Помассировать большими пальцами вески.

8. Совместная деятельность

Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? В чистой.

Ребята у меня есть маленький волшебный аквариум с чистой водой. И живёт в этом аквариуме золотая рыбка. Но ей очень грустно быть одной и она просит нас помочь ей приобрести новых друзей. Я предлагаю ребята, поселить новых рыбок в аквариум. Рыбки наши из макарон, на клеящейся основе. Вы их, пожалуйста, расположите по всему аквариуму.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтоб они хорошо работали.

9. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)

Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)

Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

10. Практическая деятельность . Дети распределяют рыбок по аквариуму. Индивидуальная помощь. Ребята работают под музыку.

Посмотрите, какой у нас получился красивый аквариум, сколько в нём рыбок, теперь золотой рыбке будет не скучно в таком замечательном аквариуме. Ребята, вы молодцы очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, помогли золотой рыбке приобрести друзей.

11. Итог.

Ребята, давайте ещё раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.

Для чего нам нужна вода?

Как нужно беречь воду?

Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. И сейчас они расскажут их нам и Капитошке.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не покушать, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, которые будут поить нас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

(Каждому ребёнку вручается капелька)

Спасибо тебе Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.

Итог : дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

Используемая литература:

1. Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство «Учитель» стр. 199

2. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - №2, 2000 г.

3. Николаева С. «Формирование начал экологической культуры младшего дошкольного возраста» Дошкольное воспитание №8, 1999 г.

Конспект занятия в средней группе по экологии "Воздухоискатели".

Проводила Крайниченко М.С.
Описание материала: Данный конспект занятия по экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его фрагменты могут быть использованы в НОД педагога.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итого, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт.;игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей). На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ещё мы можем использовать для завершения наших композиций листочки деревьев, которые мы собрали с вами на прогулке!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.

Светлана Сенчурова
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Вода-водица»

Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)

Тема : «Вода ,водица»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования . Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры . Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла .

Образовательная область : Познание.

Интеграция : Коммуникация, Художественное творчество.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)

Методические приемы :

Игровой («Море очень широко» ).

Словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей ).

Материал :

Стаканчики с водой, молоком, соком, ложки (на каждого ребенка,карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа с детьми : Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «живая вода » .

Цель : Выявление умений и знаний детей о свойствах воды .

Задачи :

Уточнить и расширить знания детей о воде , познакомить со свойствами воды.

Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.

Расширять и активизировать словарь.

Воспитывать интерес к экологическим занятиям .

Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека.

Психологический настрой

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения. Воспитатель : Послушайте ребята одну очень интересную сказку : Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг навстречу ему ежик не головы не ножек.

- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться» !

- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

- «Да ну заяц, я тебе не верю» .

- «А давай проверим» ?

- «И как же это мы будем проверять» ?

- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня» .

- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг» !

- «Ежик и ты мне подари цветы» .

- «Да запросто на держи» .

- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

- «Хорошо заяц. До свидания» !

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

- «Ежик, ты что опять грустишь» ? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли» ?

- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Ребята, как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети : - О воде!

Воспитатель :- совершенно верно, о воде!

Ребята, подумайте и скажите мне пожалуйста, где мы могли сегодня столкнуться с водой?

Дети :- дома когда умывались, на улице, в детском саду.

Воспитатель :- А как вы думаете, для чего нужна вода , и как мы, люди, ее используем?

Дети :- Мы моем руки водой, пьем воду, моем водой пол и посуду, моемся водой,стираем белье.

Воспитатель : Все верно! А откуда же берется вода ? Подумайте! Ведь мы каждый день пользуемся водой, когда мы открываем кран вода течет и течет и не заканчивается пока мы не закроем кран.

Дети : Из реки.

Воспитатель : Молодцы ребята, действительно из реки. Вода которой мы моем руки, пьем проделала большой путь. Люди направили трубы в реку, поставили насосы,чтобы насосы качали из реки воду. Чтобы все люди могли пользоваться водой дома в детских садах и других учреждениях.

Воспитатель :- Ребята, как вы думаете,что же такое вода ?

Дети : Вода – это жидкость .

Воспитатель : Давайте с вами рассмотрим воду, для этого подойдите все к столу.

Опыт № 1 : «Вода прозрачная »

Воспитатель : Ребята посмотрите у меня на столе стоят два стакана, один стакан стоит с водой, а второй стакан стоит с молоком. В оба стакана я кладу ложечки. Ребята, в каком стакане ложка видна, а в каком нет?

Дети : В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.

Воспитатель : Молодцы! А как вы думаете почему?

Дети : Потому что вода прозрачная , а молоко нет.

Воспитатель : А теперь давайте попробуем, есть ли у воды вкус?

Дети пробуют на вкус воду.

Дети : У воды нет вкуса.

Воспитатель : Правильно! А теперь попробуйте молоко. Есть ли у него вкус?

Дети : Да, есть, вкус у молока сладкий.

Воспитатель : Когда человек хочет пить, он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода » , хотя на самом деле её не чувствует так как вода безвкусная .

Опыт № 2 Рассмотреть воду на текучесть

Воспитатель :- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода ?

Дети : Льется, течет, переливается.

Воспитатель. Почему?

Дети :- Потому что она жидкая.

Воспитатель. А еще вода умеет шуметь , послушайте.

Слушаем аудиозапись шум воды.

Опыт №3 «У воды нет запаха» .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете у воды есть запах?

Дети : ответы детей .

Воспитатель : У меня на столе стоят два стакана, один стакан с водой, другой стакан с апельсиновым соком. Подойдите все к столу и по очереди понюхайте сначала стакан с водой, а потом с апельсиновым соком, скажите в каком стакане есть запах, а в каком запаха нет.

Дети приходят к умозаключению : В стакане с водой запаха нет.

Физминутка. «Море очень широко»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка» .)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Опыт №4 «Вода бывает холодной , теплой, горячей»

Воспитатель : Перед вами на столе стоят три стакана с водой. Возле каждого стакана лежат ложечки. Подойдите пожалуйста к столу, возьмите ложечку и опустите в стакан по очереди. Скажите, где какая вода и почему .

Дети : - В первом стакане холодная вода ,потому что после того как опустили ложечку в стакан, ложечка стала холодной, во- втором стакане теплая вода , так как ложечка стала теплой, а в третьем стакане горячая вода , так как ложечка стала горячей после того как ее опустили в стакан с горячей водой. Вывод : Горячая вода может нагревать предметы.

Опыт № 5 «Лед –твердая вода » .

Воспитатель : Как вы думаете, лед – теплый или холодный?

Дети : -Холодный.

Воспитатель : а из чего образовался лед?

Дети :- Из воды.

Воспитатель : А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Дети :- Он начнет таять.

Воспитатель : -Почему?

Дети :- Потому что рука теплая, а лед холодный.

Вывод : лед – тоже вода .

Воспитатель : -Ребята, мы с вами сегодня хорошо занимались и очень многое узнали о воде. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали сегодня из опытов.

Дети :- вода – это жидкость , у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой, холодной и горячей.

Воспитатель : -Ребята к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно и экономно. А для того чтобы вы это поняли я расскажу вам оду очень поучительную сказку.

Сказка о воде

Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а воду для их зданий предоставляла им речка. В неё же люди сбрасывали отходы.

Речка загрустила. Она была рада помогать всем : и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место. Да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной : в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли : они отказались расти по берегам загрязнённой реки.

Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах , не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались странные круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали реку, а в солнечных лучах переливались радугой.

Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.

Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, когда-то трудолюбиво созданные её водами .

Исчезли из долины и люди : им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя настоящие руины.

Воспитатель : Понравилась вам сказка?

Дети : Да!

Воспитатель : Для того чтобы ни кто на земле не относился так к воде как в этой сказке, я предлагаю вам взять альбомный лист, карандаши и нарисовать эту историю, чтобы все люди нашей большой необъятной земли относились к воде очень бережно.

После чего детские рисунки вывешиваются на стенд с рисунками.

МДОУ « Детский сад №8 общеразвивающего вида»

Занятие по экологии

Кто живет в лесу?

(Средняя группа)

Воспитатель: Лапина Л.А

Мишкино 2010 год

Занятие по экологии в средней группе

Тема: Кто живёт в лесу?

Вид деятельности: интегрированная(познавательная, игровая) Образовательные области: «Художественное творчество», « Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Музыка»

Цели и задачи:

«Познание»

Расширять представления детей о лесе - дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные (волк, заяц, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида.

Активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок и разрешение проблемной ситуации;

«Социализация»

Формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе непосредственной – образовательной деятельности

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности;

Воспитывать любовь к родному краю, животным леса;

«Коммуникация»

Обогащать и активизировать словарный запас детей (бурый медведь, клыки).

«Физическая культура»

Обогащать двигательный опыт детей

Развивать мелкую моторику рук

« Безопасность »

Формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого

«Художественное творчество»

Закреплять знания о красоте леса;

Помочь увидеть красоту природы;

«Здоровье»

Формировать привычку здорового образа жизни

« Труд»

Формировать первичные представления о труде взрослых;

«Чтение художественной литературы»

Приобщать к познавательной литературе через чтение энциклопедий, литературе природоведческого содержания;

«Музыка»

Приобщать к слушанию звуков леса.

Оборудование: видеоматериал, компьютер, таз с водой, жир, полотенца.

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о животных, беседа.

Ход занятия:

Дети сегодня вас ждет замечательное путешествие в лес. Но в начале, я хочу вас спросить. Вы любите животных? Дети перечисляют

Да ребята лес наше богатство и животный мир леса очень разнообразен (раздается стук в дверь).

Ребята к нам кажется, идут гости (заходит Красная шапочка с ноутбуком)

Красная Шапочка: Здравствуйте ребята. Я узнала. Что вы много знаете про лес. И хотела, чтобы вы поделились со мной своими знаниями, потому что я живу в сказочном лесу, и ничего о настоящем лесе не знаю.

Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Но чтобы отправиться в лес, нужно сказать волшебные слова (закрывают глаза).

Круг волшебный покружись

Поскорей в лесу окажись.

Открываем глазки. (Звучит музыка и включается видео)

Воспитатель: Вот дети мы с вами и в лесу. Как здесь красиво. В лесу много разных деревьев. Каких?

Дети перечисляют

Воспитатель: А под ними, что растет? (грибы, ягоды, трава).

В лесу тихо и темно, потому что деревья высокие, солнце не видно, можно заблудиться.

Воспитатель: В каждом лесу есть не только деревья и другие растения.

Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?

Дети: звери, птицы, насекомые. Какие животные.

Красная Шапочка: А в моём сказочном лесу живёт волк. Они крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на каких зверей.

Кто из вас знает? (зайцы, утки)

Ребята отгадайте загадку

«У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая»

Кто это? заяц (видео зайца)

Теперь я расскажу вам ребята про зайца. Смотрите вот он, какой заяц. Давайте посмотрите. Какая у него шубка цветом (белая). Он уже приготовился к зиме и сменил ее.

Уши у зайца, какие? (длинные)

А какой хвост? (короткий)

Чем питается заяц (травой, корой). Кого зайчик боится (волка)

Физминутка. Давайте поиграем в игру «Зайцы и волк».

Воспитатель: Садитесь на стульчики. А сейчас, отгадайте загадку. «Живет в лесу, а зимой спит в берлоге» (медведь) видео

Скажите, какого размера наш медведь (большой)

А какого цвета у него шуба (бурая). Давайте посмотрим на экран. Бурый медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.

Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)

Ребята как вы, думаете, почему медведь не мерзнет? (У них теплая, меховая шкура и под кожей толстый слой жира)

Они очень любят купаться в ледяной воде и не мерзнут. Давайте с вами это выясним с помощью опыта.

Отпустите руки в воду. Какая вода холодная. Сразу же выньте ее и встряхните. Какая рука (мокрая). Вытираем насухо руки и смазываем жиром. Отпустите руки в воду. Выньте их и встряхните. Какие руки сухие. Вот поэтому медведь и не мерзнет, потому что его защищает толстый слой подкожного жира.

Воспитатель: Красная Шапочка и ребята, вы убедились, что настоящий лес полон разных зверей. Они сами умеют добывать себе пищу. А маленьким детям одним в лес ходить не стоит – опасно. Ну, вот ребята наше путешествие по лесу закончилось. Крутим волшебное кольцо и говорим волшебные слова

Круг волшебный покрутись

Детский садик покажись.

Вам понравилось в лесу?? Какие животные леса нам встретились

Красная Шапочка: Спасибо ребята мне пора в мою сказку. Я хочу вам подарить на память подарки (воздушные шары). До свидание.