Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по осеннему лесу. Конспект занятия по обучению грамоте «Цветик семицветик Ольга Витальевна ДыбинаЗанятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты заня

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74»

План – программа по ознакомлению с окружающим миром

средняя группа

на 2017-2018 учебный год.

Воспитатели: Грачева Н.В.

г. Березники

2017г.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема: Целевая прогулка « Что такое улица».

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Литература:

1. Целевая прогулка к пешеходному переходу.

2.Отгадывание загадок о транспорте.

1. Рассматривание фотографий с видами города.

2. Рассматривание альбома «Березники».

1. Фотографии с видами города.

2. Альбом «Березники».

3 неделя

Тема: «Что нам осень принесла?»

Программное содержание

1.Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП», с.28

1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка».

2.Рисование и лепка овощей и фруктов.

1. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Игры с муляжами овощей и фруктов.

1. Иллюстраций с изображением овощей и фруктов.

2. Муляжи овощей и фруктов.

СЕНТЯБРЬ

ООД

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Д/с наш так хорош – лучше саде не найдешь».

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литер. О.В.

Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Заучивание стихов о детском саде (индивидуально).

2.Экскурсии в кабинеты работников детского сада.

1.Рассматривание картинок с изображением жизни детского сада.

2.Рассматривание фотографий сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

1. Картинки с изображением жизни детского сада.

2. Фотографии сотрудников детского сада на рабочих местах.

3.Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Дом для Кисточки».

Программное содержание: дать детям представление о лесе как экосистеме, показать взаимосвязь животных организмов в природе.

Литер. См. разработки.

1. Беседа «Где живут белки?».

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Дикие животные»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Дома диких животных».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Дикие животные»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Дома диких животных».

3 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое кресла».

Программное содержание: Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История кресла»

2.Чтение сказки «Три медведя».

3. Отгадывание загадок про мебель.

1.Рассматривание альбома «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Мебель»

2. Д/и «Что лишнее?»

ОКТЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. « Поможем Незнайке вылепить посуду».

Программное содержание: Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умение лепить из глины.

Литер. О.А.

1.Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».

2. Опыты с сырым и сухим песком.

1.Рассматривание альбома «Посуда»

2. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.

1.Альбом «Посуда»

2.Пластилин

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Чудесный мешочек» - рассматривание фруктов и овощей.

Программное содержание: познакомить с названиями фруктов, учить описывать фрукты, развивать логическое мышление, развивать потребность создавать что – то своими руками; закреплять знания цветов; воспитывать самостоятельность, желание доставить радость персонажу.

Литер. См. разработки.

1. Чтение стихотворений об овощах и фруктах.

2. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

3. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

3.Д/и «Назови одним словом»

1.Рассматривание натуральных овощей.

2.Рассматривание альбомов «Овощи», «Фрукты».

1. Д/и «В саду, в поле, в огороде»

2. Д/и «Назови одним словом»

3. Альбома «Овощи»

4.Внести натуральные фрукты.

4 неделя

Тема. «Расскажи о любимых предметах».

Программное содержание: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Д/и «Опиши предмет»

2.Отгадывание загадок об игрушках.

3.Чтение стихотворений А.Барто «Игрушки»

1. Рассматривание игрушек.

2. Рассматривание альбома «Игрушки»

1. Внести альбом «Игрушки»

2.Поместить в уголок книги иллюстрированную книги стихов А. Барто «Игрушки»

НОЯБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

5 неделя

Тема. «Моя мама - замечательный врач».

Программное содержание: Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательноеотношение к ним.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1. Индивидуальные и групповые беседы с детьми о профессии их родителей.

2.Чтение стихотворений о различных профессиях.

3.Отгадывание загадок о профессиях.

4.Развивающее лото «Кем быть»

1.Сюжетно-ролевая игра «Больница»

2.Рассматривание альбома «Профессии»

1. Развивающее лото «Кем быть»

2. Альбом «Профессии»

3.Внести атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»

ДЕКАБРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Путешествие в прошлое одежды».

Программное содержание: Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Беседа «История одежды»

2.Д/и «Расскажи, какая одежда».

3. Отгадывание загадок про одежду.

1.Рассматривание альбома «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

1. Альбом «Одежда»

2. Д/и «Что лишнее?»

3 неделя

Тема: « Стайка снегирей на ветках рябин»

Программное содержание

1.Расширять представления детей о многообразии птиц.

2.Учить выделять характерные особенности снегиря.

3.Развивать любознательность.

4.Воспитывать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с48

1. Наблюдение за птицами.

2. Кормление птиц.

3.П/и «Воробушки и автомобиль»

1. Рассматривание альбома «Птицы».

2.Рисование и лепка птичек.

1. Альбом «Птицы».

ЯНВАРЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

3 неделя

Тема. «Петрушка идет трудиться».

Программное содержание: Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассказ воспитателя о том, какие есть орудия труда и для чего они нужны.

1.Рассматривание альбома «Орудия труда»

1. Альбома «Орудия труда»

ФЕВРАЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Для чего нужны эти вещи»

Программное содержание: Формировать представление детей о предметах, облегчающих труд людей; научить правильно произносить названия инструментов, их частей, действий с ними; осуществлять классификацию инструментов. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых и бережное отношение к вещам.

Литер. См. разработки.

1.Загадывание загадок об инструментах.

2. Беседа о профессии плотника.

1.Рассматривание инструментов с объяснением их назначения.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением различных инструментов.

1.Внести различные инструменты.

2.Иллюстрации с изображением различных инструментов.

3 неделя

Тема. «Секреты здоровья»

Программное содержание: учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Литер. См. разработки.

1. Беседы о здоровье.

2.Чтение стихотворений о видах спорта и спортивном инвентаре.

3. Д/и «Полезно – вредно».

1.Рассматривание спортивного инвентаря.

2.Рассматривание альбомов «Зимние виды спорта».

1. Внести спортивный инвентарь.

2. Альбомы «Зимние виды спорта».

4 неделя

Тема. «Защитники Отечества».

Программное содержание: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества ; обогащать словарный запас с помощью новых существительных и прилагательных: парашютист, танкист, лётчик; воспитывать чувство гордости за свою армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, любовь к Родине, к родным людям, воспитывать доброту, умение дружить.

Литер. См.разработки

1.Заучивание физ.минутки «Чтобы сильным стать и ловким».

2 Отгадывание загадок о военной технике.

3.С/р игра «Пограничники»

1.Рассматривание альбома с представителями различных родов войск.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок с военными профессиях.

1.Альбом с представителями различных родов войск.

2.Иллюстраций, картинок с военными профессиях.

5 неделя

Тема. «Мои друзья».

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Разучивание пословиц, поговорок о дружбе,

2.Чтение сказок и рассказов о дружбе, друге.

3.Игра «Комплименты»

1. Рисование на тему «Мой любимый друг».

1. Аудио запись песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

МАРТ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Наша Масленица».

Программное содержание: Знакомить детей с историей, традициями русского народа, с русскими народными играми.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Продолжать обогащать словарный запас (Масленица, скоморох, забавы и т.д.).

Литер. См. разработки.

1.Чтение русского народного фольклора (пословицы, скороговорки, потешки, заклички).

2. Народные игра «Воротца».

3. Прослушивание русских народных песен.

1.Рассматривание иллюстрации Масленицы.

2.Рассматривание альбома «Русские народные костюмы».

1. Иллюстрация Масленицы

2. Альбом «Русские народные костюмы».

3 неделя

Тема. «Мой город».

Программное содержание: Продолжить закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город (поселок)

Литер. О.В. Дыбина «Занятия по озн. с окр.»,

1.Рассматривание альбома «Березники, мои Березники…»

1.Закрепить название родного города, знание домашнего адреса.

2.Развивать внимание, память.

3.воспитывать у детей чувство любви к своему городу.

1. Альбом «Березники, мои Березники…»

2. Открытки с видами города Березники.

4 неделя

Тема. «Перелетные птицы».

Программное содержание: Расширить представление детей о птицах, их образе жизни и внешнем виде, продолжать дифференцировать понятия «зимующие» - «перелётные» птицы.

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику. Расширять и активизировать словарь по теме.

Литер. См. разработки.

1. Наблюдение за птицами.

2.Отгадывание загадок о птицах.

1. Рассматривание альбома «Птицы»

2. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц.

1. Альбом «Птицы».

2. Иллюстраций с изображением перелетных птиц.

АПРЕЛЬ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

2 неделя

Тема. «Космос».

Программное содержание: Обобщение представлений детей о космосе, познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики, дать первоначальные сведения о планетах солнечной системы. Активизировать словарь детей словами: космос, планета, космонавт.

Литер. См. разработки.

1.Беседа о космосе.

2.Отгадывание загадок о космосе.

3.Подвижная игра «Космонавты»

1.Рассматривание планет солнечной системы.

2.Рисование звездного неба.

1.Игрушки планеты солнечной системы.

3 неделя

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание

1.Расширять представления детей о разнообразии насекомых.

2.Закреплять знания о строении насекомых.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

4.Развивать умение отгадывать загадки о насекомых.

Литература: О.А.Соломенникова «Занятия по ФЭЭП»,с.59

1. Рассматривание альбома «Насекомые», «Безопасность в природе».

1. Альбом «Насекомые», «Безопасность в природе».

4 неделя

Тема. «Экологическая тропа весной».

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литер. О.А.

Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с»,

1. Отгадывание загадок о временах года.

2.Повторенте стихотворений о весне.

3. Работа с календарём природы.

1.Рассматривание альбомов «Весна», «Деревья».

1.Альбом «Весна», «Деревья».

2. Д/и «Времена года»

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

1 неделя

Тема. «Животные жарких стран».

Программное содержание: Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях, названий детенышей.

Повторение схемы составления рассказа-описания животного.

Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.

Развитие связной речи, мелкой моторики, внимания.

Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.

Литер. См. разработки.

1. Беседа о животных жарких стран.

2.Д/и «Чьи вы детки?»

3.Д/и «Животные жарких стран»

1. Д/и «Угадай, кто это?»

2.Рассматривание альбома «Животные жарких стран».

1. Д/и «Чьи вы детки?»

2.Д/и «Животные жарких стран»

3. Д/и «Угадай, кто это?»

4. Альбом «Животные жарких стран».

3 неделя

Тема. «В стране насекомых».

Программное содержание: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения; развитие внимания. Действовать по алгоритму с опорой на схему. Действовать по словесной инструкции;
воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Литер. См. разработки.

1. Отгадывание загадок о насекомых.

2.Рассматривание насекомых на прогулке.

1. Рассматривание альбома «Насекомые».

2.Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

1. Альбом «Насекомые».

2. Иллюстраций с изображением насекомых.

МАЙ

Занятие

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Пополнение развивающей среды

4 неделя

Тема. «Путешествие в лес».

Программное содержание: расширять представления детей о лесе; воспитывать любовь к родному краю, животным леса; обогащать и активизировать словарный запас детей; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого; формировать привычку здорового образа жизни;

Литер. См. разработки.

1. Беседа о диких животных.

2.Отгадывание загадок о диких животных, о здоровом образе жизни.

3.П/и «Зайцы и волк».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3.Рассматривание альбома «Дикие животные».

1. Д/и «Узнай, кто это?»

2.Д/и «Где чей домик?»

3. Альбом «Дикие животные».

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.

2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». (Средняя группа). М.: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.

3. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Конспекты занятий. – М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 80 с.

В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром детей 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

    Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий 1

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

Здравствуйте, уважаемый читатель. Помочь себе при ОКР — дело сложное. Особенно, если Вы испытываете обострение. Иногда может казаться, что никакие методы не помогут и что всевозможные техники — есть пустой звук, который на деле не способен помочь ни вам, ни кому-то еще. Такие чувства понятны. Когда тебе тяжело, тебя чуть ли не трясёт — относиться серьезно к дыхательным упражнениям или приёмам из НЛП не получается.

Слово медитация же вызывает лишь нервную усмешку. Читаешь такие рекомендации и думаешь, что над тобой издеваются. Действительно, конкретные упражнения могут казаться недейственными или даже смехотворными, но важны не столько они, сколько сами принципы, на которых они построены. Кроме того, если тревога захватила вас, что называется с головы до пят — тот тут уже трудно пытаться использовать какие-либо приёмы и способы.

Организм уже растревожен и раскачен до нельзя. Коня на скоку же остановить не так просто. Огромным минусом любых техник по борьбе с ОКР, и об этом мало где говорят, является тот факт, что пытаясь не уделять внимание ОКР, вы уделяете внимание техникам против него. Тут уже сами эти техники могут превратиться в компульсии — и важно понимать… или скорее чувствовать, где эта грань.

Действительно, променять обсессии на постоянное прокручивание в голове каких-то мантр — дело не слишком привлекательное. Шило на мыло получается. Сознание в итоге все равно остаётся занятым проблемой ОКР и тревога никуда не уходит. Поэтому еще раз подчеркну, что важны не техники сами по себе, а принципы на которых они основаны.

Договориться с ОКР невозможно.

Самой бесполезной вещью на свете являются попытки убедить ОКР, что тревоги и опасения им навязанные являются беспочвенными. Если ОКР считает, что дела обстоят так, а не иначе — Вы будете испытывать тревогу. Рациональна она или нет, ОКР всегда скажет «а вдруг?» и страх придёт снова. Поэтому разговаривать с этим расстройством — пустая трата времени. На всякое ваше «нет» — найдется его «да».

Есть навязчивости, которые просто снять компульсиями — например, проверить несколько раз, закрыт ли газ — относительно просто. Куда сложнее удовлетворить ОКР связанный со страхом загрязнения. Здесь глазу ничего не видно и сознанию тяжело освободится от идеи, что в кожу могли попасть микробы. Комфорки — видно, микроструктуры кожи — нет. Здесь-то мышление, искажённое ОКР сразу все и нафантазирует. ОКР разовьёт своеобразное древо из представлений о том, что вы заражены…а следом придет тревога, образы болезни и смерти.

Эти представления будут неполностью осознаны, они будут скрыты где-то в глубине мышления и именно оттуда будет приходить страх. И сколько бы вы не пытались убедить ОКР в том, что тревоги беспочвенны — оно всегда шагнет дальше и снова заставит вас испытывать тревогу. Некоторые обсессии относительно легко удовлетворить за счет реализации компульсий, другие же — сложнее. Последние являются, соответственно, более мучительными. Грубо говоря, ОКР может заставить выглядеть реальной какую угодно фантазию.

Больной ОКР ребёнок может действительно верить в то, что если он не совершит определенный ритуал, погибнет его близкий человек. Эта ситуация, таким образом, будет создавать в нём негативные эмоции соответствующего масштабам. Во-первых, страх утраты. Во-вторых чувство собственной ответственности за это. Но сколько бы он не совершал ритуал, ОКР будет снова пугать его этими картинами и требовать совершить ритуальные действия. Таким образом, человек превращается в раба ОКР. Буквально вынужденного повторять их до последнего дыхания, что бы «уберечь» своих близких.

И сколько бы он не совершал компульсий, следом все равно придёт обсессия. Это продолжается, в прямом смысле слова, бесконечно. Следует добавить, что больному ОКР человеку очень трудно, даже осознавая нереальность мыслей, уйти от тревоги, фиксации и повторения компульсий. В этом и состоит сущность заболевания. ОКР снова убедит больного в своей правоте.

— Да, то, что тебя беспокоит нереалистично и глупо, это не может быть правдой. -скажет здравый смысл.

— А вдруг? — ответит ОКР. И тревога придет снова. Этот механизм всегда работает так и он является непреодолимым.

Не против и не за, а вне.

Ниже приведена простая схема. Стрелкой черного цвета обозначен обсессивный поток мыслей. Стрелкой красного цвета обозначено все те реакционные действия, которые совершает человек. Чем больше человек пытается подавить мысль, тем сильнее становится давление обсессии. Это все равно, что пытаться сложить песок, поднявшийся со дна реки руками на место. Вместо того, что бы сделать воду чистой вы лишь поднимите со дна больше и больше песка. То же происходит, если пытаться сознательно избегать обсессивных мыслей или даже надеяться на то, что их удастся избежать. Здесь срабатывает простой механизм. Или же: попытайтесь не думать о белой обезъяне. В итоге вы все равно направляете внимание в русло ОКР.

ОБСЕССИИ

КОМПУЛЬСИИ

Таким образом, невозможно избежать мысли, пытаясь её избежать. Ваше внимание должно выйти во вне, переключиться, но не за счет целенаправленного дейстия, а естественным образом. Иногда это оказывается практически невозможно, если человек испытывает острый эпизод ОКР. Здесь всякие ваши попытки что-либо остановить — лишь будут подливать масла в огонь. Вы будите тревожиться сильнее, испытывая все вегетативные симптомы.

И обсессии и компульсии являются работой сознания. Свобода от ОКР — не есть работа мысли. Свобода от ОКР — есть отсутствие мысли.

В этом заключается минус многих техник. В том, что они тем не менее предлагают что-то делать с мыслями, тем самым, подпитывая их существование.

Идём в страх.

Это простоя техника и она хорошо работает со многими обсессиями. Суть в том, что если человека пугают мысли о смерти, он должен просто прийти на кладбище или зайти на сайт так или иначе посвященный этой тематике. Он также может закрыть глаза и представить собственное умирание — не пытаясь подавлять или бежать. Этот топорный метод с некоторыми видами обсессий является чрезвычайно эффективным. Постепенно, поступая так, больной заметит, что мысли о собственной смерти уже вообще не вызывают в нём тревоги. Он может порассуждать, чего бы он больше хотел для себя после смерти — кремации или захоронения. Вы не только не подавляете мысли о смерти, но напротив — сами их вызываете. Этот подход способен разрушить механизм обсессии. Если больной сильно тревожен, то такие действия могут показаться ему вообще невозможными и издевательскими. Но, многие больные ОКР, их успешно применяли.

Развивая эту тему, можно сказать, что мысленно можно помещать себя в любые пугающие ситуации. И это сможет очень хорошо помочь. Некоторые обсессии в результате применения такой техники могут полностью отступить. Постоянно контактировать с пугающим объектом или ситуацией — одна из хороших техник психотерапии.

Как гласит русская пословица: «Испугался не беги, побежишь — голову потеряешь». Дело в том, что наши фантазии зачастую оказываются более страшными, чем та реальная ситуация, которую мы боимся. Как Вы думаете, что произойдет с человеком, боящимся загрязнения, если он скажет «Да, наплевать, заражусь и заражусь… умру, так умру, но рабом этого страха я быть не намерен!». Поначалу это может быть невозможно. К детям тоже сложно применить такую технику. Но если взрослый будет повторять такие упражнения, уровень тревоги обязательно снизится. А некоторые обсессии так можно вылечить полностью.

Подобные техники будут гораздо более правильным решением, чем совершение компульсий или бесплодное подавление обсессий.

Чем меньше будет подавления и избегающего поведения, тем реже будут становиться обсессии.

Ведите дневник

К сожалению, сознание больного ОКР устроенно таким образом, что некоторая «странность» мышления все равно будет сохраняться. На этот случай все мысли, абстрактное мудрствование можно выписывать в дневник. Подробно, тщательно. Не стесняясь и не сдерживаясь изливать свои странные мысли на бумагу до опустошения. Это станет неплохим подспорьем в психотерапии.

Психологическая свобода не достигается путем действия. У здорового человека или у вас самих в нормальном состоянии обсессивные мысли просто не зарождаются. И тогда вы не тревожитесь. Это нормальное автоматическое состояние сознания.
Контроль автоматизма — вызывает сбой его реализации. Поэтому подавлять ОКР, пытаясь прийти в норму — бесполезно. Это все равно, что пытаться правильно переваривать пищу или пытаться заснуть. Чем менее напряженными вы будете, чем менее ожесточенно вы будите пытаться избегать негативных мыслей, тем, как это не казалось бы парадоксально, вы будите более свободными.

Качественно занять себя чем-то еще.

Очень хорошо делать вещи, которые полностью занимают внимание. Это может быть игра в шахматы, рисование, физическая культура, общение с друзьями. Нужно направить внимание на что-то созидательное и конструктивное. Это тоже может помочь. Занятие которое приносит вам радость может хорошо отвлекать от тревоги. Как живет человек никогда не страдавший ОКР? Он занимает свое время тем, что он должен делать, а на досуге — занимается тем, что ему нравится. Он не потерян также и в общечеловеческом смысле. Он планирует свой день, свою неделю и действует, позволяя оставаться своей голове пустой. Это казалось бы просто и очевидно, но больному ОКР нужно также видеть и конечный образ цели, а именно жизни, притом здоровой психически. Это будет хорошим ориентиром для психотерапии и самопомощи.

Установить границы. Иногда нужно спросить себя, а когда я уже подумал достаточно для решения того или иного вопроса? Иначе проблема выбора при ОКР — может стать бесконечной. Больному ОКР нужно учиться оставлять голову просто пустой — тогда, когда она уже не нужна. Это касается перфекционизма, упорядочивания и постоянных размышлений на тему принятых решений и сделанных выборов. Когда я уже подумал об этом достаточно? — вот хороший вопрос.
Умейте обращаться с неразрешимыми вопросами. В философии есть так называемая проблема финальной причины. То бишь почему вещи происходят так, как происходят? Почему существует гравитация или отчего мы любим одних людей, а других нет? Отчего один вкус нам приятен, а другой отталкивает? Есть такая точка, где в своих размышлениях больной ОКР должен удовлетвориться ответом «Так просто есть» и избавить себя от бесконечной аналитической умственной жвачки. В некотором смысле способности человеческого разума объяснять — ограничены. Он выявляет причинно-следственные связи, а почему они такие, а не иные — это известно лишь матери природе. Например, почему вода кипит при 100 градусах Цельсия, а не при 115? Почему зеленый цвет зеленый, а не какой-то еще? Или почему у собаки четыре лапы и один хвост? А все дело в генах… а почему в генах? А почему? А почему? А почему. Это способ навязчивого мышления продолжаться.

Читайте также:

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте, Вадим. А нет ли такой техники, как доверие себе? Т.е. доверие мыслям? Например раньше часто болела простудными заболеваниями. И стоило только подумать, через день-два простывала. Делала всякие движения, чтобы остаться здоровой. Но когда стресс поутих (год с перерывами на валерианке), подумала, что с этим делать. Вдруг кто увидит движения и как быть. Ну и решила, что не просто так мозг генерирует мысли. И движение должно быть с пользой. Прислушалась к себе и когда появляется мысль о простуде, в ближайшее время пью чай с лимоном или витамин с. Или еще, что есть под рукой. Ну в общем 7 лет здорова. Такого результата не ожидала. Ведь это тоже окр по сути, но полезный, редкий, внешне красиво выглядит, да еще и вкусный. Так может вся наша жизнь окр, только людей, кот не слышат своих мыслей, окр заставляет действовать по многу раз и навязчиво, а чел не понимает как и дергает рукой, например. У меня много примеров из жизни, как ритуал заменила реальным действием и все ок. Самый мощьный был-когда была не замужем в 30 лет. Так пошла на курсы, читала, тренировалась, тк не было прложительного опыта в семье и вышла замуж. А так могла бы долго представлять и делать псих техники и радоваться ремиссиям. И до сих пор бы была не замужем, то есть случилось бы то чего боялась и что представляла до конца типа осуществившееся, по рекомендации из статьи. Так вот я замужем, конечно как и любая женщина боюсь все-равно быть одной, но благодаря опыту и знаниям, страх стал конструктивным, он помогает в семье. Это как работник с высшим образованием боится потерять работу, поэтому не орет на боса, но в тоже время знает, что и на другую работу сможет устроится в случае чего. Например было и такое, что на компьютере с нажатием сохранить файл, проговаривалось-схоронить. Подумала и решила, если и дальше по 16 часов без выходных работать, точно схоронить будет. Сделала себе график работы нужный и навязчивость исчезла.
    У нас с мужем спор. Я мою руки, как прихожу домой, а он может забыть. Говорит, что я гоню. Это тоже окр тк хочу быть здоровой и считаю, что нужно мыть руки и что это полезно. А он болел гепатитом А в детстве и ему пофиг. И на чесотку тоже, тк уборка и стирка на мне. Те получается, что мои страхи реальны. И реальный пример муж, кот в детстве не приучили мыть руки-болел тем, о чем предупреждает гигиена. Вот решила на сайте найти, что это норма для людей и ему показать, а нашла то, что люди окр-ом озадачены. Не так это страшно, люди действуйте, учитесь тому чего боитесь и страх уйдет. А почемучки это хорошо. Это наши стиральные машинки и прочее современное в мире. Не было б навязчивых идей, не было б прогресса.

    • Уважаемая,Юлия!ОКР это на самом деле очень страшно,я сама им страдаю с детства,однажды у меня случился ужасный приступ,навязчивые мысли и страхи довели до такого состояния,что неоднократно даже думала о суициде!Упекли меня в психушку,где кололи транквилизаторы,посадили мне все здоровье!Иногда бывают мысли и у меня,что навязчивости полезны,но на самом деле они постепенно овладевают всем сознанием и доводят до ужасного состояния,из которого очень трудно выбраться,с постоянными ритуалами,с такими,что из ванны не можешь вылезти по несколько часов,пугающие места обходишь за несколько км,и постоянно жудкий страх,который захватывает и наступает ступор,тупеешь на глазах(это ужасное состояние),на данный момент мне ни один психолог не помог справиться с моим этим ужасным состоянием…Все мои мысли мне очень мешают полноценно жить,т.к порой я даже из дома не могу выйти,но при этом страх не за себя,я дума,что если я сделаю то или иное действие,что-то плохое произойдет с кем-то из моих родных!!!За себя я не переживаю никак…

    Мое ОКР связанно со многими вещами в жизни. Я боюсь вдруг докменты на машину и водителськое удостоврение исчезнут или окажутся не моими (я понимаю, что это бред), но постоянно приходится проверять их в сумке, что все с ними нормально и т.д. Иногда бывает не могу с первого раза положить телефон, поттому что в голову врезается мысль «А вдруг я поцарапаю камеру?))» Вроде все это мелочь, но этой мелочи много происходит в один день. Устал уже. Может посоветуете что-нибудь?

    Здравствуйте. Дело в том, что у меня невроз навязчивых состояний, на протяжении уже 6-7 лет. Я лежала в больнице, так как была сложная стадия. Меня мучали часто повторяющиеся негативные мысли, а в ответ на них я постоянно делала определенные повторяющиеся действия, чтобы эти мысли, так сказать, не материализовались. Сейчас я далеко продвинулась в лечении, я примирилась со многими мыслями, научилась правильно реагировать на них и теперь уже редко отвечаю на их возникновение.



    Дело в том, что у меня невроз навязчивых состояний, на протяжении уже 6-7 лет. Я лежала в больнице, так как была сложная стадия. Меня мучали часто повторяющиеся негативные мысли, а в ответ на них я постоянно делала определенные повторяющиеся действия, чтобы эти мысли, так сказать, не материализовались. Сейчас я далеко продвинулась в лечении, я примирилась со многими мыслями, научилась правильно реагировать на них и теперь уже редко отвечаю на их возникновение.
    Но вот уже около месяца меня беспокоят навязчивые воспоминания об умерших людях, чаще насильственной смертью. Проблема в том, что я думаю о них постоянно, об одних и тех же людях, и вспомнив кого-то я тут же про себя говорю Покойся с миром, или желаю, чтобы земля была пухом, или царствия. Но вспоминаю я постоянно, эти мысли стали навязчивостями, и пожелания им стали навязчивостями. Я делаю это постоянно, параллельно с делами, это мешает концентрироваться на важном, внимание рассеянное, я тревожусь и быстро устаю.
    Пожалуйста, подскажите, с точки зрения религии, каждый раз вспомнив умершего человека, действительно, необходимо желать ему покоиться с миром? Могу я игнорировать эти мысли? Ничего им не желать и просто заниматься своими делами?
    Я очень боюсь обидеть их, проявить неуважение, боюсь меня накажут за игнорирование.
    Мой психолог в отпуске, я не могу её беспокоить. Пожалуйста, ответьте мне. Я очень жду. Спасибо

Антонина Есенова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Это я!»

Цель : Формирование представления детей о себе, о частях своего тела.

Задачи : 1. Расширять представления детей о себе (я мальчик, я девочка, мне 3 года, я расту) . Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, различных его функциях.

2. Активизировать детей (голова, руки, ноги, животик, шея) .

3. Повысить интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к себе, своему организму.

4. Закреплять навык общения детей друг с другом и с взрослыми.

Материал : повязки для глаз, тарелочки с конфетами, тарелка с кусочками яблока, фруктовый сок натуральный, стаканы по количеству детей.

Предварительная работа : разучивание пальчиковых игр, беседы о строении человека.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, подойдите все ко мне. Давайте все вместе возьмёмся за руки, и вот так каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова…

Дети : Здравствуйте! Мендвт!

Воспитатель : А кому вы еще говорите это слово?

Дети : Маме, папе, бабушке, дедушке!

Воспитатель : Что же означает это слово ? Давайте послушаем стихотворение

«Что такое «Здравствуйте?»

«Что такое «Здравствуй!»

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй»

Значит, будь здоров.

Правило запомни,

Знаешь – повтори :

Старшим это слово

Первым говори!»

(Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом и гостями)

Воспитатель : Мы с вами много раз беседовали о вашей семье, друзьях. Как одним словом можно назвать их всех и вас, дети?

Дети : Все мы люди!

Воспитатель : Да! Но все ли мы одинаковые?

Дети : Нет! Все мы разные. Есть совсем маленькие дети, есть постарше, есть взрослые люди, есть пожилые и старые.

Воспитатель : А вы какие?

Дети : Мы – дети, но не совсем маленькие.

Воспитатель : Вы примерно одного возраста. Чем же вы отличаетесь? (Какого цвета у вас глаза, волосы? Одинакового ли вы роста)

Воспитатель : У каждого у вас есть имя, и у всех оно свое. А чем же мы еще не похожи?

Дети : Я – девочка! Я – мальчик!

(Игра «Улыбнись!» )

Воспитатель : Верно! А как одеваются девочки? А мальчики? Скажите, а какие у нас мальчики? (сильные, смелые, ловкие) . А девочки? (красивые, добрые, нежные) . А сколько вам лет? Вы все знаете?

Воспитатель : Скажите, дети, а чем мы похожи?

Дети : У нас всех есть ручки, ножки, голова.

Воспитатель : Верно, у всех нас есть голова, рот, язык, мы можем говорить. Голова держится на шее. Ниже шеи – плечи, от плеч – две руки. Давайте поиграем. Я буду называть часть тела, а вы показывать.

Головушка-соловушка (гладят себя по голове,

Лобик-бобик,

Носик-курносик,

Щечки-комочки (трут кулачками,

Глазки-краски (моргают,

Ушки-непослушки,

Ручки-хватушки,

Пальчики-мальчики,

Пузик-арбузик,

Спинка-тростинка,

Коленки-поленки,

Ножки-сапожки.

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

(Игра «Найди названную часть тела» : детям надевают повязки на глаза, воспитатель на калмыцком языке называет части тела).

Воспитатель : Посмотрите на свои руки. На каждой руке у нас есть что? Правильно, пальчики. Посмотрим, какие они дружные?

(Пальчиковая гимнастика «Моя семья» на калмыцком языке).

Воспитатель : Давайте проверим, сможем ли мы без рук взять конфету?

(Проводится эксперимент : на столе тарелочка с конфетой, дети прячут руки за спину и пробуют взять конфету).

Воспитатель : Не получается? А теперь попробуем взять кусочек яблока в руку и вытянуть ее. Не сгибая руки, как можно скушать яблочко? Не получается, почему? Вот так без частей тела очень плохо. Это всё нужно человеку. А чтобы расти крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, часто умываться, кушать только полезные продукты и витамины. Я сегодня хочу вас угостить соком, в нём много витаминов и полезных веществ. Но сначала я хочу вам всем пожелать здоровья, а вы пожелайте здоровья нашим гостям!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: Этикет для малышей «Сказочные друзья» Цели занятия:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности. Тема «Посуда». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР I года.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Почему ластик стирает?» Задачи: познакомить детей с ластиком и его свойствами уточнить, какую пользу резина приносит человеку активизировать познавательную.

Цель: Образовательные: закрепить версию названия Черного моря; закрепить название рыб Черного моря; учить различать моллюсков по внешнему.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Беседа о весне» Задачи: Образовательные: закреплять у детей представление о весеннем времени года. Создавать у них радостное настроение, обратив внимания.


Конспект занятия по обучению грамоте «Цветик – семицветик» в предшкольном классе.

Программное содержание: Обучающие по грамоте

Закрепить понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «гласные звуки», «согласные звуки»

Закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова

Упражнять в чтении слов с изученными буквами

Закрепить умение правильно называть звуки и буквы

Закреплять умение делить слова на слоги

Обучающие по озн. с окр.миром

Закрепить, уточнить и расширить знания детей о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу

Закрепить правила поведения в природе

Развивающие:

Развивать умения логически верно выражать свои мысли, развивать познавательные интересы и способности

Развивать речь, память, логическое мышление, фонематический слух, внимание, творческое воображение, мелкую моторику

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в своих возможностях, желание работать в коллективе, любознательность, взаимопомощь

Воспитывать интерес к учению, доброжелаельное отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к природе.

Технология: на игровой ситуационной основе;

На элементах здоровьесберегающей основе

Вид занятия: Путешествие по стране занимательная грамматика с цветиком – семицветиком

Тип занятия: закрепление ЗУН

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, проблемно-поисковый, практический

Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Речевые игры и упражнения.


  • Эмоциональный настрой

  • Орг.момент

  • Целепологание

  • Аутотренинг «Волшебный лес»

  • Мозговая атака

  • 1 – лепесток – Анаграммы. Работа в парах.

  • Музыкально – ритмическое упражнение. Физминутка «Танец маленьких утят»

  • 2-лепесток – Игра «Допиши словечко». Минутка чистописания

  • 3 – лепесток – Пальчиковая гимнастика «Цветок»

  • 4 – лепесток – Точечный массаж

  • 5 – лепесток – Игра «Поезд» или «Поварёнок»

  • Гимнастика для глаз. Работа по офтальмотренажёру с бабочкой

  • 6 – лепесток – Игра «Ловля звуков с применением упражнения на развитие речевого дыхания

  • 7 – лепесток – Игра с мячом «Цепочка слов»

  • Рефлексия

  • Награждение сладкими призами
Ход занятия:
    • Эмоциональный настрой.

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую.

    • Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня,
Рады мы конечно им.
Всё покажем, что умеем,
Может, даже удивим.


  • Целепологание
Воспит-ль: - Ребята! Сегодня я получила странное письмо. Я прочитаю, а вы подумайте, кто бы мог написать это письмо.

Ребята, помогите! Я забыла желания, которые мне нужно загадать! С уважением Женя.

Как вы думаете, кто мог написать мне такое письмо?

Дети : Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитатель: ребята, вы знаете, а я то же подумала про Женю, когда прочитала это письмо. Но чтобы помочь Жене, нам нужно найти Цветик-семицветик. Я предлагаю поискать этот волшебный цветок в лесу.

Вы готовы к такому непростому путешествию? Тогда отправимся в путь. Путь будет долгим и я думаю интересным, потому что мы возьмём с собой наши знания,

дружбу и хорошее настроение. Ребята, а в какой лес нам нужно попасть, чтобы найти цветок: в зимний, осенний, весенний или летний?

Дети : В летний.

Воспит-ль: Почему?

Дети : Потому что цветы растут только летом.


  • Аутотренинг «Волшебный лес»

Воспит-ль : Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Я предлагаю вам пофантазировать. Представьте, что наступило лето. Мы отправляемся в «Волшебный лес».Я говорю волшебные слова: эни, бени, раба, 1, 2, 3, и мы оказались в чудесном лесу.

(Звучит фонограмма “Лесные звуки”) .

«Представьте себе, что мы вошли в волшебный лес, Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Послушайте, как весело щебечут птицы! Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Ноги идут по мягкой, пушистой траве, слышится журчание ручейка. Нас встречают стройные сосны, развесистые ели, кудрявые клёны, стройные берёзы. Где-то, возле берёзки, притаился подберёзовик, возле пенька опята. Тихо шурша, пробежал ёжик. Сколько много цветов вокруг. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветов. Давайте глубоко вздохнём, постарайтесь почувствовать запах травы, цветов. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.

Как легко дышится, даже голова немного закружилась. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

1, 2, 3, 4, 5.

Откройте глаза.

– Вам понравилась прогулка в Волшебный лес?

Как должны вести себя люди в лесу? (ответы детей)

– А для чего люди ходят в лес?

(За грибами, за ягодами, полюбоваться природой, подышать свежим воздухом.)

Открываю половинку доски, на которой находится Цветик-семицветик.

Воспит-ль : Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла в лесу!. Как называется этот цветок? Из какой сказки этот цветок?Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик». Сколько на нём лепестков? (7). Если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала? Ребята! Но как же нам помочь Жене? Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! Ребята, давайте поможем Жене, чтобы её желания исполнились, ведь люди должны помогать друг другу. А заодно и проверим ваши знания.


  • «Мозговая атака»
Воспит-ль: - Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте немного вспомним. Из чего состоит наша речь?

Дети: - Наша речь состоит из предложений.

Воспит-ль: - А предложения из чего состоят?

Дети: - Из связанных между собой по смыслу слов.

Воспит-ль: - Из чего состоят слова?

Дети : - Из слогов.

Воспит-ль: - А слоги из чего состоят?

Дети: - Из букв.

Воспит-ль: Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

Воспит-ль: На какие две группы делятся звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Воспит-ль: Дайте общую характеристику гласным звукам.

Дети: Гласные звуки – это звуки, которые мы можем петь, обозначаем красной фишкой.

Воспит-ль: Дайте общую характеристику согласным звукам.

Дети: Согласные звуки бывают твёрдые, и бывают мягкие. Твёрдый согласный звук обозначаем синей фишкой, мягкий согласный звук – зелёной.


  • 1 задание (жёлтый лепесток).
Игра «Анаграммы». Работа в парах.

(заранее разложены карточки)

Воспит-ль: Ребята, вспомните, какое было первое желание у Жени? (Вернуться домой с целыми баранками). Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по–моему вели!

Читаю задание:

У вас на партах лежат карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Под буквами стоят цифры. Вам нужно прочитать слово, начиная с той буквы, под которой стоит цифра «1». Затем сделать звуковой анализ этого слова.

Дети выполняют это задание.

Воспит-ль: А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание? Нарисуйте смайлик с улыбкой, если задание выполнено верно, но если есть ошибка, то ничего не рисуйте.


  • Музыкально – ритмическое упражнение.
«Танец маленьких утят»

Включаю фонограмму «Танец маленьких утят» (телевизор).


  • 2 задание (красный лепесток)
Минутка чистописания. Игра

«Допиши словечко»

Воспит-ль: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание. Какое было второе желание? (разбитая вазочка сделалась целой).

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Читаю задание:

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждёт:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну – ка, кто меня найдёт?»

Воспит-ль: - Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Допиши словечко». Я буду читать стихи, а вы назовите недостающее слово. А затем это слово вам нужно записать в тетради. Прежде чем открыть тетрадь, что мы с вами повторяем?

Дети говорят хором:

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Взяли карандаш и приготовили резинку. Слушайте внимательно

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без…. (воды)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …… (гол)

Произношу слово, а дети записывают в тетради.

Крыша в шапке меховой,

Белый дом над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла….. (зима)

Произношу слово, а дети записывают в тетради. Вывешиваю слова – отгадки на доску, дети проверяют написание слов у себя в тетради.

Воспит-ль: - Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Что же Женя пожелала в третий раз? (Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе). Отрываю лепесток. Вика произнеси волшебные слова.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 3 задание (синий лепесток):
Читаю задание : лепесток нам предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

Включаю фонограмму «Твоя ладошка». Дети под музыку выполняют пальчиковую гимнастику.


  • 4 задание (зелёный лепесток):

Воспит-ль: Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь! Оторву зелёный лепесток и поможем Жене.

Дети повторяют слова хором, срываю лепесток.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Читаю задание: Помогите Жене не простудиться

Точечный массаж

Воспит-ль: 1. Нагреем руки: трём ладони.

2. Проводить точечный массаж необходимо кончиком указательного пальца.

3. Нажимайте кончиком указательного пальца на так называемые "носовые точки", при этом делайте вращательные движения по часовой стрелке.


  • 5 задание (оранжевый лепесток):
Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!

Читаю задание : «Цветик – семицветик» предлагает нам поиграть в игру «Поезд»

Игра «Поезд». Делим слова на слоги.

Игровой материал : картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки.

Воспит-ль: - Ребята, животные решили отправиться в путешествие на поезде. А у этого поезда есть свои определённые правила. Животные должны садиться в тот вагон, где количество окошек совпадает с количеством слогов в названии животного. Но животные не учатся в школе, и они не умеют делить слова на слоги. Давайте поможем друзьям нашим меньшим сесть в нужный вагон и отправиться в путешествие

На доске: макет поезда и вагонов; картинки животных на магнитной доске. Ученик выходит к доске выбирает картинку, делит слово на слоги и садит животное в нужный вагон.


  • Гимнастика для глаз.
Работа по офтальмотренажёру.

Воспит-ль: Садьте удобно и посмотрите на мою указку. К нам прилетела бабочка и хочет с вами поиграть. Следите за бабочкой одними глазами, не поворачивая головы. Она будет водить ваши глазки по цветным дорожкам.

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Включаю фонограмму песни «Песня Добра»

Методика выполнения упражнения
1. Дети встают на расстоянии не менее 2 м от офтальмотренажёра;
2 . Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3 . Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4 . Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6 . Продолжительность упражнения - 1 минута.

Воспит-ль: - Ребята! Пока отдыхали ваши глазки, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 6 задание (фиолетовый лепесток):
Игра «Ловля звуков». Развитие

речевого дыхания

Читаю задание : Если вы хотите помочь Жене поиграйте в игру «поймай звук».

Воспит-ль: Поднимите правую руку вверх, а левую чуть ниже. В правую руку будем ловить первый звук слова, а в левую – последний звук слова. Звук, который мы не поймали, пропоём, по правилам речевого дыхания.

Напоминаю правила речевого дыхания : вдыхаем воздух носом, а при выдохе произносим нужный звук, пока не закончится воздух в ваших лёгких.

Слово ЖУК. Выполняем движение, как бы ловим звуки.

Воспит-ль: Вика. Какой звук поймала в правую руку?

Дети: Ж

Воспит-ль: Какой звук поймала в левую?

Вика: К

Какой звук остался не пойманным?

Вика: У

Сделайте глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Воспит-ль: слово ДОМ, Рэкс, Кит, Рак.

Воспит-ль : И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…Яна, произнеси эти слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 7 задание (голубой лепесток):
Игра с мячом «Цепочка слов»

Читаю задание : Ребята, умеете ли вы играть в игру «Цепочки слов»?

Воспит-ль : Я кидаю мяч и называю слово, а вы, должны услышать: на какой звук заканчивается слово и назвать своё слово, которое будет начинаться на последний звук моего слова.

Воспит-ль: слово СТОЛ


  • Рефлексия
Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. С чем вы легко справились сегодня? Что было для вас интересно?

(Ответы детей)

А что было для вас трудно?

(Ответы детей)

Молодцы! Вы очень постарались сегодня! Для вас»Цветик-семицветик приготовил подарки: вот такие цветики-одноцветики. Раскрасив лепестки, у вас получится волшебный цветик-семицветик, который тоже будет исполнять ваши желания. Но желания будут исполняться, если вы всегда будете добрыми, отзывчивыми, милосердными и честными.

И Женя приготовила для вас вот такие сладкие сюрпризы, которые называются «привет из леса»

Раздаю детям цветы и сладкие призы под музыкальный клип «Лети, лети лепесток» .