Как делать массу папье-маше из газеты или бумаги? Папье маше своими руками для начинающих. Рецепты и пошаговое фото папье маше из туалетной бумаги и газеты

На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Сейчас вы узнаете, каковы правила изготовления папье-маше, и как сделать из него простые, но очень красивые вещи.­

Для изготовления сувенира, подарка или просто полезной вещи, совсем не обязательно быть мастером гончарных дел. Вы можете запастись большим количеством ненужной бумаги и начать творить. Как делать папье-маше из того, что имеется под рукой, мы сейчас разберемся подробнее. Благодаря этим рекомендациям вы легко усвоите все тонкости этого дела, поняв основные сложности и нюансы.

История папье-маше

Папье-маше представляет собой однородную массу, созданную из бумажных отходов с добавлением любого клеящего состава. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века.

Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными. Если изначально массу использовали только для создания кукол, то позднее она стала применяться для изготовления посуды, сувениров, масок, игрушек, элементов декора. Но особенно незаменимо папье-маше в театральном искусстве, где из него делают муляжи и театральную бутафорию.

Методики создания бумажной массы

На сегодняшний день­ существует всего три способа создания массы папье-маше:

  • Самой простой ­является­ послойная технология. Небольшие кусочки бумаги накладываются на заранее подготовленную форму из глины, гипса или другого материала. В некоторых случаях количество наложенных слоев может доходить до ста. Как правило, для этого нарезается несколько полосок, накладываются друг на друга в различном направлении.­
  • Особенно важно, чтобы полоска была промазана клеем с обеих сторон, что впоследствии обеспечит прочность готового изделия. Как только будут созданы первые слои в количестве 3-4 штук, необходимо тщательно просушить изделие. Только после этого продолжают работу, просушивая каждые 4 слоя. Дальнейшая работа напрямую зависит от назначения поделки.
  • Более древним способом считается изготовление папье-маше из бумажной мякоти. Для этого нужно нарвать газету или другую бумагу на мелкие кусочки и замочить горячей водой на 8-10 часов. Далее подогрейте смесь, чтобы волокна разрушились. С помощью дуршлага слейте воду, а бумагу измельчите в однородную массу (миксером или блендером). В нее добавьте клейстер или клей, в зависимости от выбранной методики. В результате получится однородная масса, работать с которой также легко, как и с пластилином.
  • Третий способ более сложный и нередко применяется в промышленных условиях. Листы картона накладываются друг на друга и промазываются клеевым составом, после чего спрессовываются. Как только заготовка просохнет, она шлифуется и окрашивается. В данной технике изготавливаются плоские элементы, требующие особой прочности.

Как подготовить материал для работы с папье-маше

Любая инструкция, касающаяся создания папье-маше, начинается с подготовки необходимых расходных материалов. В первую очередь, это бумага. Для первого раза используйте газету. Она легко размокает, а готовое изделие окажется особенно прочным. Не менее легко работать с обычной туалетной бумагой или салфетками. Кроме перечисленного, подходят упаковки от яиц, картон, в том числе и гофрированный, и прочие подобные бумажные изделия.

В виде клеевого состава применяют готовый клей. Как правило, это ПВА, разбавленный водой, в соотношении 1:1. В домашних условиях может использоваться крахмал или мука, из которых готовится клейстер. Густота состава зависит от опыта работы и вида изготавливаемого изделия.

Кроме этого вам понадобится основа или форма для лепки, растительное масло которым смазывается ее поверхность во избежание приклеивания массы к форме, акриловая краска и лак. При отсутствии специальной краски можете смешать в равных частых гуашь и клей ПВА. Этот состав легко смывается с изделия, когда еще не высох окончательно, а после полного высыхания не размазывается даже при нанесении последующих слоев или лака.

Прежде чем заниматься бумагой, нужно приготовить клейстер. Для этого кипятится небольшие количество воды. В отдельной посуде смешивается 2-3 ложки муки или крахмала с водой, до равномерного состояния. Тонкой струйкой вливается этот состав в кипящую воду и нагревается до загустения. Чем больше вы положите крахмала или муки, тем гуще будет ваш клейстер. Намного проще готовится клей. Для этого нужное количество клея наливают в отдельную посуду и добавляют столько же воды, тщательно размешивая.

Выбранный материал (газету или бумагу) необходимо измельчить. Эта работа кропотливая, но от того насколько мелко вы порвете бумагу, будет зависеть дальнейший процесс. Кусочки нужно залить горячей водой и дать им постоять в течение нескольких часов. После этого сливаем воду и с помощью миксера измельчаем бумагу в однородную массу. Если масса слишком жидкая, просто откиньте ее на дуршлаг и отожмите лишнюю воду. Подобная техника используется независимо от того, какой материал вы применяете.

Полученную труху необходимо смешать с клеем до состояния пластилина и дать ему отлежаться. Если лепка не планируется сразу после приготовления, то можете хранить массу в плотном пакете в прохладном месте. Для тех, кто не до конца понял особенности приготовления массы, рекомендуем посмотреть видео урок.

Для того чтобы изделие было особенно прочным, не поленитесь сделать больше слоёв. Особенно это касается масок и тарелок. Во время работы нужно одевать перчатки во избежание загрязнения рук, иначе клей и клейстер будут сохнуть на коже, и изделие начнет прилипать к рукам.

Экспериментируйте с использованными материалами. Постепенно вы найдете то, с чем вам удобнее работать. Обязательно покрывайте основу маслом, иначе после высыхания вы просто не сможете снять с нее заготовку. Особенно важно не резать бумагу, а рвать. Только так вы сможете нарушить связь волокон, и масса будет однороднее.

Важный совет по окраске изделий из папье-маше. Если планируется создание белого изделия, то нужно использовать белую бумагу, причем только для последних двух слоев. В остальных случаях можете изделие просто покрасить в нужный цвет. А вот лаковое покрытие убережет поделку от влаги.

Обязательно застелите рабочую поверхность, иначе клей потом будет тяжело отмыть. Не торопитесь наносить следующие слои, не дождавшись высыхания предыдущих. Красить также нужно только после того, как все слои тщательно просохли.

Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

  1. Приготовьте тарелку – она будет у нас основой. Ее нужно смазать растительным маслом или вазелином.
  2. Если используется готовая масса, то просто наносим ее на тарелку необходимым слоем, тщательно приминая к поверхности.
  3. При применении полосок просто наклеиваем их в хаотичном порядке на тарелку.
  4. Проглаживаем поверхность пальцами, смоченными в клее, создавая идеально ровную поверхность.
  5. Отставляем заготовку просушиться в течение 2-3 дней (в зависимости от толщины).
  6. Аккуратно снимаем тарелку с формы и просушиваем ее в таком виде еще сутки.
  7. Далее используем краски или, как пример, смесь гуаши и клея ПВА. Также можете задекорировать изделие салфетками для декупажа, лаком для кракелюра или использовать для декора прочие техники.
  8. Через сутки после нанесения последнего слоя нужно покрыть изделие лаком с обеих сторон и просушить.
  9. Тонким сверлом делается отверстие (в том случае, если изначально планировалось повесить тарелочку на стену).

Пошаговое изготовление карнавальной маски из папье-маше

  1. Приготовим форму. Это может быть готовая маска из пластика. Также вы можете слепить ее из пластилина. Особенно легко делать маски с помощью банок. Для этого на банке рисуется контур, а из пластилина создается выпуклость носа и лба.
  2. После того как поверхность смазана, наносим массу и просушиваем все слои.
  3. Данная работа продолжается до тех пор, пока маска не станет прочной. Обязательно придерживайтесь руководства по работе с послойным папье-маше, иначе при недостатке клея между листочками бумаги готовое изделие просто рассыплется.
  4. Далее повторяется предыдущая схема: маска покрывается красками, декорируется перьями, бисером и прочими элементами, а также покрывается лаком.

Изготовления бус из папье-маше

  1. Бусы можете сделать совершенно любой формы. Нужно определить, как будет выглядеть наше изделие. После этого приготовьте тонкую проволоку, плоскогубцы и ножницы. В данном случае все шаги нужно выполнять как можно аккуратнее,­так как­от этого зависит внешний вид всего изделия.
  2. Из массы папье-маше сделайте нужное количество элементов: шарики, треугольники, овалы и так далее.
  3. Даем им немного просохнуть, но не до конца. С помощью проволоки делаем петли и аккуратно вставляем их в заготовки. Создаем нужную длину и закрепляем замочек.

Подобным образом­ своими руками делаются не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Посмотрите на фото, и выберите наиболее привлекательный для себя вариант. Можете подключить свою фантазию.

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация - я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

А что, есть варианты? - спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, - перебила Веселина, - давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Папье-маше - необходимые материалы

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много - они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.


Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.


Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.


Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Папье-маше из газет и клея ПВА - фото мастер класс

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.


Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.


Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.


Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит - должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.


Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.


Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.







После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.



Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.



Следующий этап - сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.


По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.



Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.


После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.


Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.



Папье-маше своими руками - видео мастер класс

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.

Иногда для полноты уюта и стиля нашему дому не хватает какой-то одной детали. Настенные часы, картины, статуэтки — всё это непременно дополнит дизайн жилища. Сегодня специализированные магазины богаты выбором интерьерных украшений. Но ничто не заменит украшения, созданные своими руками. Ведь кто как не сам хозяин знает, чего именно не хватает его дому. Сегодня мы изготовим красивую тарелку в китайском стиле из газеты в технике папье-маше.

На заметку: Техника папье-маше получила своё начало ещё во II веке в Китае. В переводе с французского «papier mâché» означает рваная или жёваная бумага. В древние времена из этой пластичной массы изготавливались различные вещи, начиная с кухонной утвари и заканчивая шлемами, а затем покрывались лаком. Этот несложный мастер-класс с пошаговыми фотографиями познакомит вас с данной техникой, а тарелка папье-маше из газет своими руками украсит ваш интерьер.

Для изготовления тарелки в технике папье-маше нам понадобятся:

  • Газетные листы;
  • Тарелка;
  • Клей ПВА или клейстер;
  • Тарелка с водой;
  • Краски;
  • Кисть.

Мастер-класс «Как сделать тарелку папье-маше из газет»

1) Для начала разорвём газетные листы на маленькие клочки. Но не сильно маленькие, пусть они будут по 2 см. Теперь возьмём блюдце и перевернём дном вверх.

Будем брать по одному клочку газетной бумаги и смачивать их в заранее приготовленной тарелке с водой. Смачиваем так, чтобы клочки были полностью мокрыми. Обкладываем тарелку смоченными клочками, как бы приклеивая их. Обкладываем только наружную часть тарелки. Накладываем так, чтобы газетные клочки выходили за края тарелки. Потом мы их обрежем.

После того, как выложим первый слой, нужно промазать тарелку клеем. Можно обычным ПВА, а можно приготовить клейстер. В данном случаем воспользуемся ПВА. Промазываем тарелку не густым слоем по всему диаметру.

Теперь сверху накладываем ещё один слой газетных клочков, также смоченных в воде. После того, как выложим второй слой, нужно снова промазать тарелку клеем. Далее снова накладываем слой клочков, смоченных в воде.

После того, как будет готов третий слой, нужно снова промазать тарелку клеем и дать ей немного отдохнуть.

Когда тарелка слегка подсохнет, сверху снова наложить слой газетных клочков, смоченных в воде. Так накладываем ещё два слоя. То есть, после того, как тарелка подсохла, снова кладётся три слоя. Обязательно после каждого слоя промазывать клеем, чтобы после высыхания клочки не топорщились и не отходили. После того, как будет выложен шестой слой, снова смазываем клеем и оставляем тарелку подсыхать.

Чем больше слоёв вы наложите, тем толще и плотнее будет ваша тарелка. Лучше накладывать девять слоёв.

Когда вы выложите все слои, нужно оставить тарелку хорошенько просохнуть. Оставьте её на ночь.

2) Когда наша газетная тарелка окончательно высохнет, подрезаем ножницами края, ориентируясь на настоящую тарелку, которую обклеивали. Вынимаем из газетной тарелки настоящую и убираем. Теперь переходим к дизайну. Берём гуашь. Белым цветом хорошенько закрашиваем нашу тарелку. Красим до тех пор, пока текст из газетных клочков станет незаметным.

3) Так как мы будем делать тарелку в китайском стиле, то, после того как белая гуашь высохнет, прокрашиваем красным цветом дно тарелки и кайму. Красим в несколько слоёв. Во время окрашивания желательно использовать как можно меньше воды, чтобы белая гуашь не начала смываться и смешиваться с красной.

4) Теперь берём чёрный цвет и прокрашиваем часть дна и каймы тарелки. Краску так же кладём в несколько слоёв.

5) Теперь будем рисовать веточку сакуры. Для этого сменим кисть на более тонкую. Сначала рисуем саму ветку.

6) Теперь прорисуем произвольно разветвления.

В предыдущем уроке мы рассказали вам, как сделать маску папье маше своими руками . Сегодня мы подробно поговорим о том,как делать папье маше - то есть массу,из которой мы будем ваять наши оригинальные поделки .
Папье-маше в переводе с французского языка означает "бумага жеванная". Это смесь
из картона или бумаги и клеящего элемента (крахмал, гипс). Маски, игрушки, шкатулки, украшения и даже предметы мебели можно создать из массы папье-маше.

Подготовьте рабочее место: большой просторный стол застелите клеенкой (которую не жалко выбросить), либо газетами. Под рукой должен Быть лоскут сухой ткани, чтобы вытирать ладони от клея. перед тем,как подробно рассказать о том,как делать папье маше своими руками и о том,какие материалы и инструменты потребуются для работы,коснемся немного вопроса техники изготовления поделок и некоторых нюансов.
С помощью техники
, тарелки, элементы для дизайна интерьера и многое другое. Интереснее всего участвовать в этом процессе детям 5-10 лет. У ребенка поднимается настроение, разрабатываются пальчики, развивается эстетическое восприятие. Выполнение работы из папье-маше не включает сложных действий: необходимо оклеить выбранную форму несколькими шарами не жесткой бумаги. Придется проявить усидчивость, потратить некоторое время, чтобы воплотить задуманное в реальность.

Сразу определитесь, останется форма внутри поделки или планируете ее достать. В первом случае форма смазывается клеющим веществом, во втором - вазелином, а сверху накладывается первый пласт бумаги.
Бумага (газета) рвется только руками, резать ее ножницами недопустимо. Первый бумажный слой папье маше должен полностью покрыть форму папье маше поделки. Потом его смазывают клеем и накладывают следующий пласт. Лучше брать для каждого слоя бумагу иного цвета, дабы не запутаться где сколько шаров наклеено. Сохраняя порядок действий форму нужно оклеить несколькими пластами бумаги .

Как делать папье маше поделки поэтапно? Чем меньшими кусочками нарвать бумагу или газету , тем дольше придется трудиться. Большие элементы следует опускать в клей (чтобы промокли), а потом накладывать на форму. Они могут создавать складки, которые необходимо сразу выравнивать пальцами. На форму клей не наносим.

Существует технология выполнения папье-маше из бумажной консистенции. Тут можно дать разгуляться воображению и обклеить, например, воздушный шар.

Выбор клейкого вещества для массы папье маше:
Для папье-маше идеальный вариант - клей обойный. Разведите его следуя инструкции на упаковке.
За неимением такового сварите клейстер.
Крахмал разводим в слегка теплой воде и помешиваем, пока консистенция не станет похожей на сметану. Не забывая постоянно мешать, доливаем кипяток, пока вещество не станет прозрачным и густым как кисель. Даем остыть готовому клейстеру. Жидкость не сохраняет свои качества долго, для каждого изделия ее нужно варить заново.

Далее мы подробно расскажем вам о то,как делать папье маше в домашних условиях своими руками . Приготовить специальную массу для создания удивительных поделок или причудливых масок очень легко! Вы узнаете,как подготовить к рабочий стол и какие материалы и инструменты потребуются для работы,а также сможете научиться технике изготовления изделий из папье маше своими руками . Делать поделки из разных материалов - увлекательное и полезное занятие и привлекать ребенка к процессу изготовления поделок желательно с самого раннего возраста (для начала можно познакомить маленького ребенка со свойствами бумаги и пластилина,а когда малыш подрастет,то можно научить его делать поделки из природных материалов,глины,пластика,фольги,ниток и т.д.)


Теперь вы сможете делать своими руками оригинальные поделки из такого замечательного материала,как папье маше. С помощью папье маше можно сделать изделие самой причудливой формы и раскрасить его в самые яркие цвета! Такая поделка станет прекрасным подарком к любому знаменательному событию для ваших друзей и знакомых - будь то Новый год,День Валентина или День Рождение.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ.

Изделия из папье-маше многим знакомы с детства. Как часто малыши оказываются жертвами «фальшивых» фруктов, изготовленных из этого материала и заботливо разложенных в вазочки в столовых, гостиницах, пансионатах. Родителям бывает весьма непросто объяснить своему чаду, что это красивое яблоко совершенно невкусное и служит своеобразным украшением. И это лишь один частный пример использования столь доступного материала.

Как сделать папье-маше своими руками?

Материал этот состоит из клейстера, обойного или другого) и бумаги (абсолютно любой, начиная с газетной и заканчивая туалетной). А создавать из папье-маше домашние шедевры можно двумя способами. Первый предполагает получение однородной массы путем смятия бумаги и погружения ее в клей. Второй — это оклеивание полосками газеты (обоев и т. д.) готового изделия (фигурки, тарелки, чашки, вазы) для дальнейшего создания уникального дизайна. И первый, и второй способы предусматривают последующее покрытие полученного предмета краской. В большинстве случаев используется акриловая, но могут быть и другие варианты, например, гуашь.

Технология создания папье-маше

Как делать однородную массу из клея и бумаги, многие помнят с детства (в советских художественных, а порой, и общеобразовательных школах обучали этому искусству). Бумагу (например, газету) следует руками порвать на мелкие части и залить водой. По возможности, ее кипятят на протяжении получаса на медленном огне. В противном случае оставляют разбухать на час-полтора. Затем массу как следует разминают руками, стараясь достичь максимальной однородности. Желательно пользоваться медицинскими перчатками из тонкой резины, поскольку и газета, и клей негативно влияют на кожу. Полученную бумажную массу отжимают. Это можно сделать руками или воспользоваться ситечком. А затем в нее постепенно добавляют клей, получая нечто, похожее на тесто. Как только масса становится послушной, ее можно считать готовым сырьем для папье-маше.

Как вылепить браслет или бусы?

Получив материал, можно приступать к созданию самого простого изделия. Новичкам, которые впервые сталкиваются с данной технологией, рекомендуют начать с чего-то простого. Это могут быть елочные игрушки из папье-маше (сделать шар легче всего), браслет или бусы. Во всех перечисленных случаях сначала скатывается шар из папье-маше необходимого размера. Затем, когда их будет изготовлено достаточное количество, с помощью иглы делают сквозные отверстия для лески и оставляют сушиться. Завершающий, самый интересный этап создания украшения — его раскраска. Бусины можно просто покрыть одним цветом, или же при помощи тонкой кисти нарисовать на них цветы, звезды, какой-то интересный орнамент. Все зависит от умения и фантазии автора. После высыхания краски, их нанизывают на леску и, в зависимости от ее длины, получатся бусы или браслет из папье-маше.

Как делать тарелку?

Обычно при изготовлении посуды используется иная технология. Ингредиенты понадобятся те же самые: клей, бумага (газета и тонкая белая, например, калька, примерно в равном количестве), а также краски, но действовать нужно будет другим способом. Дополнительно потребуется керамическая тарелка, облепив которую, получают такую же из папье-маше. Как делать подобные вещ? Очень просто. Сначала газету рвут небольшими квадратами (2Х2 или 3Х3 см). Ножницами пользоваться не рекомендуется, поскольку неровные края обеспечивают незаметную границу между фрагментами. Затем аналогичным образом поступают с белой бумагой. В блюдце или другую посуду наливают клей, чтоб в него было удобно макать кусочки. Тарелку необходимо смазать чем-то жирным, чтобы было легче отделить от нее готовое изделие. А затем на нее наклеивают слой газетных кусочков, обмакивая каждый из них в клей. Делать это нужно так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, образуя однородную поверхность. Как только вся тарелка будет обклеена, сверху по такому же принципу наносят белую бумагу. Таким образом, чередуя слои, их наносят от 8 до 10. После этого тарелка должна высохнуть. Как правило, на это уходит около суток.

На подсохшую поверхность наклеивают еще 4-5 слоев белой бумаги так, чтобы газета сквозь нее перестала просматриваться. Спустя еще сутки, керамическую тарелку убирают, а готовое изделие оклеивают с нижней стороны еще несколькими слоями белой бумаги. Спустя 24 часа, можно приступать к раскрашиванию, после чего поделка считается завершенной. При желании, тарелку можно покрыть прозрачным лаком, который сделает ее крепче, а рисунок более стойким.

Маски из папье-маше

Существует еще один популярный сувенир из этого материала. Маски обычно создают из кусочков бумаги, но можно и вылепить из предварительно подготовленной массы. Их изготовление считается более сложным, чем создание бусин или тарелок. Так что приступать к работе, не имея никакого опыта, не стоит. Если маску планируется именно лепить из папье-маше (как делать саму субстанцию, описано выше), то, кроме нее и красок больше ничего не понадобится. В этом случае необходимо просто руками придать ей необходимую форму. Чтобы это было проще сделать, можно использовать манекен или наносить папье-маше непосредственно на чье-то лицо, смазанное кремом. Готовую маску сушат и разрисовывают акриловыми красками по своему желанию. Особое внимание нужно уделять отверстиям для глаз. При необходимости, окончательно откорректировать их можно канцелярским ножом после высыхания.

Если же планируется использовать кусочки бумаги, то желательно предварительно вылепить основу, например из пластилина. Ее следует оклеить кусочками бумаги, аналогично тарелке. Убирать пластилиновую основу лучше после того, как маска высохнет. Чтобы ее можно было использовать по назначению, а не просто в качестве сувенира, с обеих сторон делают небольшие отверстия, в которые в дальнейшем можно вставить ленту или резинку.

Фигурки из папье-маше

Подобная сувенирная продукция часто встречается в специализированных магазинах. Но при желании фигурки животных, мифических персонажей, куклы, цветы или фрукты можно создавать и самостоятельно. Если речь идет о небольших сувенирах, то их обычно лепят из бумажно-клеевой массы. В случае более крупных объектов, предварительно изготавливают макет, который сверху покрывают кусочками бумаги. Особой популярностью к рождественским праздникам пользуются фигурки животных по символу наступающего года. Это дракон, змея или лошадь из папье-маше. Несомненно, чтобы создать такое творение, нужен и талант, и определенные навыки. Ведь это не простые шарики или тарелки. Но иногда бывает достаточно одного желания, чтобы соорудить забавную (пусть и не очень похожую на настоящую) зверушку и подарить ее близкому человеку. Чтобы она была более устойчивой и крепкой, можно сначала сделать каркас из проволоки. А уже потом облепить его бумажной массой и разукрасить.

Как хранить изделия из папье-маше?

Общеизвестно, что бумага — материал капризный. Она легко разрушается под действием влаги, может менять свои свойства от высокой или низкой температуры и прямых солнечных лучей, легко воспламеняется. Зная, как делать папье-маше (из бумаги кусочками или приготовленной вперемешку с клеем массы), следует понимать и то, как правильно хранить изделия. Несомненно, и сам клей, и краски, и всевозможные каркасы, используемые в работе, делают его несколько прочнее. Но, папье-маше, как и обычная бумага, боится сырости. Поэтому хранить изделия следует исключительно в сухом месте. При этом желательно не допускать сверхнизких и слишком высоких температур и открытого огня поблизости. При правильном хранении статуэтки, посуда и прочие фигурки могут радовать владельца на протяжении долгих лет.

Как сделать материал более прочным?

Профессионалы, изготавливающие фигурки для продажи, стараются их сделать максимально крепкими и устойчивыми к воздействию внешних факторов. Для этого предварительно создают жесткий каркас из проволоки или иного материала. Также можно добавить в массу немного цемента или гипса. В итоге получится уже не совсем папье-маше, но зато достаточно прочный и удобный для использования материал. Вот только работать с ним уж точно придется в перчатках.

Использование техники для детского творчества

Малыши дошкольного возраста и ребята постарше очень любят что-то мастерить руками. Это развивает творческие способности и развивает моторику пальцев. Как правило, в качестве материала используется пластилин или глина. Но папье-маше ничуть не хуже. Ведь это абсолютно натуральный безопасный материал (особенно, если он изготовлен на основе клейстера), с которым с удовольствием поработают дети любого возраста. Конечно же, саму массу лучше приготовить кому-то из взрослых. А вот лепить из нее можно всем вместе: от самых маленьких и до старшеклассников.

Тем, кто никогда не работал в данной технике, но хочет попробовать себя в этом направлении, необходимо понимать некоторые нюансы. Во-первых, касательно материалов. Бумага, из которой делают папье-маше, может быть любой, но крайне желательно, чтобы она хорошо размокала. Клей лучше всего использовать натуральный (клейстер или ПВА), чтобы и сама масса, и изделие из нее оказались не токсичными. Покрывать готовое изделие лучше всего акриловыми красками, поскольку они наиболее долговечные. Если же речь идет о детском творчестве, лучше взять гуашь. Для того чтобы фигурка или иная конструкция была прочнее, следует использовать проволочный каркас. Гуашь на поверхности фиксирую при помощи лака.

И никогда не стоит расстраиваться, если с первого раза не получаются сложные фигуры. Начинать лучше с чего-то попроще, а со временем и опытом выйдет все: и куклы, и зверушки, и другие фигурки.