Что нужно знать о психическом развитии ребенка. Что нужно знать о своих детях

Последним временем, мне на почту приходят очень много писем с вопросами, относительно наших игр и развития в возрасте 1 года и чуть-чуть старше.
Решила поднять свои конспекты и написать специальную серию статей, посвященных этому периоду развития ребенка.

Надеюсь, эти посты окажутся для вас полезнымы 😉 Итак, все, что нужно знать о годовалом ребенке.

Ребенку 1 год: физиология

1. Распорядок дня ребенка: сон и бодрствование

P.S. И не забывайте регулярно много гулять с ребенком (про наши игры на сведем воздухе , а про игры на улице зимой — ).


Наш котик из снега

2. Здоровье, кормление, купание ребенка в год

Зубы

Зачастую, к этому возрасту во рту ребенка красуются двенадцать зубов , но опять же, все это очень относительно.


У кого-то зубки начинают расти в 2 месяца – у кого-то в 8. У кого-то в год 10 зубов, у кого-то 20 .

Например, у нас зубы начали расти в три месяца, и в год во рту было уже 20 зубов.


Про то, как можно помочь ребенку во время прорезывания зубов и наши «зубные эпопеи» я писала здесь:

Питание

В год мы ели пять раз в день , через каждые три-четыре часа.


Вот приблизительный распорядок питания:
Что мы ели в этом возрасте: мясо, рыбу, овощи и фрукты, яйца, творог, кефир и йогурт, детское печенье, соки. Рецепт нашего любимого супчика

Купание

Настенные животные
Здоровье

Первая высокая температура, первые сопли, кашель, больное горло.

Было непонятно, как это все правильно лечить, какие препараты разрешены малышу, а какие — нет, как не навредить малышу, нужно ли вызывать скорую помощь и когда, как сбить высокую температуру и т. д.

Вот статьи, где я детально обо всем этом пишу:

Ребенку 1 год: психология

1. Особенности психологического развития

В год у ребенка происходит очень важный психологический «переворот», кроха начинает осознавать себя отдельным от мамы существом , открывает для себя собственное «я»;

Ребенок начинает «проявлять характер» и понимать, что может оказывать влияние на взрослых, чем регулярно старается воспользоваться (Глеб этим пользовался постоянно:-))

Малыш становится все общительней и общительнее 🙂 старается много говорить и знакомится;

Ребенок старается копировать взрослых;

2. Чтение книг

Как вы уже смогли убедится, книги мы очень любим 🙂

Вот какие книги мы читали в этом возрасте :

  • Агния Барто «Стихи»
  • «Моя первая книга»
Моя первая книга, самая любимая
  • С. Маршак «Кошкин дом»
  • Г. К. Андерсон «Гадкий утенок»
  • «Рукавичка»
  • «Теремок»
  • «Коза-дереза»
  • «Сказки и картинки» Сутеева
  • «Сказки» Пушкина
  • Зденек Миллер «Кротик»
  • «Федорино горе»
  • «Чудо-дерево»
  • «Тараканище»
  • «Телефон»
  • «Мойдодыр»

Детальнее о наших книгах можно , а о том, как правильно выбирать детские книги: .

И пожалуй, самый важный вопрос, тревожащий большинства мам: что должен уметь ребенок в 1 год?

3. Навыки и умения ребенка в год (опять же, довольно относительные)

Пожалуй, самым главным навыком в этом возрасте можно назвать умение ходить и вставать самостоятельно;

Ребенок научился понемногу бегать при помощи маминой или папиной поддержки за руку;

Столь заветное мамино желание уже могло осуществиться: малыш научился говорить «мама!» (а также: «папа», «баба», «деда» и т.д.), а иногда: называть членов своей семьи по имени;

Ребенок умеет самостоятельно пить из чашки и есть ложкой , а также откусывать и пережёвывать твердую пищу;

Малыш может уже уметь ходить на горшок;

Ребенок знает названия частей тела и умеет поднимать ручки и ножки во время одевания и раздевания по маминой просьбе.

Ребенку 1 год: воспитание

Вот главные «тонкости» воспитания, которые лучше соблюдать. Итак:

Обязательно объясняйте ребенку, почему вы разрешаете ему одно и запрещаете другое.

Если что-то запрещаете – запрещайте до конца. Не уступайте при криках и истериках, иначе ребенок поймет, что с помощью воплей он может достичь желаемого и от истерик вы потом не отделаетесь.

Очень важно в этом возрасте установить свои семейные правила и добиться того, что эти правила неоспоримы и применимы для всех. Для нас, например, достаточно сложным оказалось добиться того, чтобы все члены семьи придерживались одних и тех же правил: бабушки упорно стремились баловать Глеба до последнего, все ему разрешать и «идти на поводу его воплей» 🙂

Вот, пожалуй, и все на сегодня. В следующей статье: наши любимые развивающие игры ребенка в 1 год , так что не пропустите, 😉

С любовью,

Марина Кручинская

Человек меняется и развивается на протяжении всей жизни, от рождения до смерти. Это касается и его психосексуальной сферы. Но о развитии сексуальности мы знаем очень мало. Наименее изучен период детства — своеобразная прелюдия сексуальной жизни взрослого человека.

До появления психоанализа младенчество и раннее детство считались асексуальными , а то и вовсе бесполыми. Выражение «детская невинность» до сих пор означает блаженное неведение и отсутствие каких бы то ни было эротических интересов. Напротив, Фрейд и его последователи считают, что почти все сексуальные проблемы и трудности взрослого человека определяются «травматическими переживаниями » его раннего детства. Не вступая в теоретические споры, перечислю основные проблемы, с которыми сталкиваются обычно родители.

Маленькие дети обоего пола испытывают повышенный интерес к своим половым органам, испытывают даже оргазмоподобные ощущения. Первоначально интерес ребенка направлен просто на собственное тело: трогая свои половые органы, он играет с ними точно так же, как и с другими частями тела. Если это доставляет ему чувственное удовольствие, интерес усиливается, игра превращается в мастурбацию (онанизм). Обычно мастурбация носит спонтанный, бессознательный характер.

Но особенно часто она наблюдается у детей, которым не хватает эмоционального тепла, одиноких, заброшенных. В подростковом и юношеском возрасте мастурбация — самая распространенная форма сексуального удовлетворения.

У детей младше 10 лет мастурбация, как правило, собственное открытие, у более старших — результат общения со сверстниками. Родители, обнаружив такую склонность у своего ребенка, очень переживают, боятся, что он вырастет «испорченным», будет неправильно развиваться. Однако мнение, будто мастурбация может стать причиной импотенции или других сексуальных расстройств, ошибочно. Забегая вперед, скажу, что, по данным сексопатологов, среди сексуально здоровых людей очень много тех, кто в отрочестве «грешил» онанизмом. У женщин, занимавшихся мастурбацией до начала половой жизни, аноргазмия (сексуальная холодность) встречается втрое реже.

Но вернемся к раннему возрасту. Более или менее осознанный интерес к половой сфере связан с осознанием ребенком собственной половой принадлежности и проявляется между двумя и пятью годами. Именно в этом возрасте дети замечают анатомические различия между полами, задают бесконечные вопросы, подглядывают за взрослыми, за тем, что происходит в туалетах, ванных комнатах и так далее. Особенно часто это случается в детских садах и яслях. Широко распространены игры в «папу-маму» или «доктора», когда дети, раздеваясь, рассматривают и даже ощупывают друг друга.

Термин «сексуальная игра» здесь очень условен, потому что мотивы участвующего в таких играх ребенка могут быть самыми различными. Иногда в них вообще нет ничего эротического. Это обычная ролевая игра, в ходе которой ребенок осваивает определенные социальные роли и ситуации. В других случаях эротическая окраска вполне очевидна. Тем не менее родителям на надо пугаться! И уж, во всяком случае, показывать свой страх ребенку. Панический ужас взрослых может только травмировать детей.

Когда малыш настойчиво вторгается в запретную область или нарушает общепринятые правила, например, демонстрирует свои половые органы или произносит «неприличные» слова, — это не столько сексуальный, сколько социальный эксперимент, нарушение правила как способ его проверки и познания. Здесь действует та же логика, что и в детских словесных игровых перевертышах, блестяще описанных Чуковским в книге «От двух до пяти».

Ничего нет страшного в том, что ребенок увидит родителей, не говоря уж о братьях и сестрах, обнаженными: это избавит его от необходимости подсматривать и научит воспринимать наготу как нечто естественное. Однако нужно помнить, что если ребенок расскажет об этом сверстникам, он может оказаться в центре далеко не благожелательного внимания. Так что правила внутрисемейного поведения не могут не учитывать тех норм и традиций, которые приняты в окружающей среде.

Сейчас много спорят о том, как и в каком возрасте родители должны открывать ребенку тайну деторождения. Прежде чем решить для себя этот вопрос, обдумайте такой факт: в подавляющем большинстве случаев сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека зависят от морально-психологической атмосферы, в которой протекало его раннее детство. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, эмоциональная раскованность, теплота и открытость семейных отношений, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы, отсутствие запретов на темы разговоров — все это облегчает ребенку формирование здорового отношения к сексуальности.

Но чем он становится старше, тем меньше влияние на него взрослых, тем сильнее влияние сверстников и старших ребят. Фрейд считал, что в психосексуальном развитии существует так называемая латентная фаза, когда ребенок вообще не интересуется вопросами пола. Это мнение кажется мне ошибочным. Просто 7-10-летний ребенок уже знает основные правила приличия, поэтому его поведение более скрытно и отличается от поведения дошкольника. Однако интерес к этим проблемам у него не исчезает, а видоизменяется.

Современные дети интересуются вопросами секса и знают о них гораздо больше, чем подозревают их родители и учителя. Жизнь показывает, что чем сильнее запреты на вопросы секса в семье и школе, тем выше стена между поколениями и тем сильнее влияние сверстников и старших подростков, со всеми вытекающими отсюда порой нежелательными последствиями.

Информация, которую ребенок получает от сверстника, часто недостоверная и односторонняя.
А процесс полового созревания вызывает множество психологических проблем и трудностей. Прежде всего подросток вынужден заново оценивать — а иногда и переоценивать себя с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о фемининности (женственности) и маскулинности (мужественности). Появляется тревога из-за слишком большого веса или недостаточного роста. Само половое созревание протекает крайне неравномерно. Мальчики, которые отстают в половом развитии, с завистью смотрят на своих более маскулинных сверстников. Бывает и наоборот, когда мальчики стесняются появления волос на лобке или возникающих в самый неподходящий момент эрекций — им кажется, что все это замечают. Девочки стесняются увеличения груди, начавшихся менструаций, поэтому бестактные шутки и замечания взрослых или сверстников по этим поводам больно ранят подростков.

В период полового созревания впервые отчетливо проявляется тип половой конституции. Особенно важен в этом смысле возраст пробуждения полового влечения и первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протекает и тем быстрее заканчивается. Более позднее начало созревания, напротив, чаще сопровождается и более вялым его течением.

Не менее важны социальные и культурные факторы. Американские ученые обследовали 7,5 тысячи подростков от 12 до 17 лет, сопоставив данные врачебных осмотров с результатами опросов. Оказалось, что возраст, когда подростки начинают ухаживать и назначать свидания, статистически связан с уровнем их индивидуального полового созревания, но еще больше — с нормами возрастной субкультуры. Многие подростки проявляют интерес к противоположному полу не столько вследствие собственного полового созревания, сколько под влиянием своей возрастной группы, нормы которой диктуют: надо ухаживать, пора влюбляться. Напротив, у детей с ранним, даже преждевременным половым созреванием наступление физиологической половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью. Их сексуальное поведение соответствует больше их психическому, чем гормональному возрасту.

В подростковых юношеских увлечениях очень много головного, нарочитого, придуманного. Влюбленность, ухаживание, об­мен записочками, первое свидание, первый поцелуй в этом возрасте важны не только и не столько сами по себе, как ответ на внутреннюю потребность, сколько как со­циальные символы, знаки взросления.

Подростковая любовь часто вообще отделена от секса. Мечта о любви и образ возлюбленной сплошь и рядом асексуальны, лишены чувственной окраски. Когда подростки называют свои зарождающиеся привязанности «дружбой», они не лицемерят. Они и вправду испытывают прежде всего потребность в общении, самораскрытии, эмоциональном тепле.

В то же время подросток, особенно мальчик, часто находится во власти сильных сексуальных переживаний. Его эротические фантазии проецируются на образ, представляющий собой только сексуальный объект, лишенный всяких психологических характеристик. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают повышенный интерес, позволяя заземлить, снизить волнующие подростков эротические переживания, к которым они не подготовлены ни психологически, ни общим уровнем своей культуры.

Не нужно думать, что это удел только испорченных мальчиков . Очень часто откровенный секс и возвышенный идеал прекрасной возлюбленной сосуществуют, не пересекаясь, в сознании одного и того же подростка. Впрочем, многих вполне устраивает чисто физиологический, «безлюбовный» секс. Они не знают, что простое прикосновение к руке любимой дает мужчине гораздо больше, чем самые изощренные ласки женщины, которая ему безраз­лична. Подростковая сексуальность — сложная психолого-педагогическая проблема. Взрослые должны подготовить подростка к новой стадии жизни своевременно, заранее дать ему необходимые анатомо-физиологические сведения о менструациях, ночных поллюциях — семяизвержении , научить его правилам сексуальной гигиены . А самое главное и трудное — помочь овладевать культурой общения, преодолевать собственную застенчивость и одновременно научиться чуткости к переживаниям другого.


Первые дни жизни новорожденного – важный и ответственный этап в развитии младенца. Маленький человечек познает окружающий мир и учится контактировать с мамой в непривычных для себя условиях. Что нужно знать молодым родителям о первых днях жизни малыша? Как происходит развитие ребенка в период новорожденности?

Период новорожденности

Новорожденным считается ребенок от рождения до достижения им возраста 28 дней. В этот особый период малыш активно растет, и все происходящее в первый месяц жизни влияет на развитие младенца. От молодых родителей во многом зависит, насколько благополучно пройдет период новорожденности и как адаптируется маленький человечек к новым условиям существования.

Доношенный новорожденный весит 2500-4500 г. Длина его тела составляет 47-55 см. На рост и массу тела малыша влияет наследственность, а также условия его внутриутробного развития. Большинство детей рождаются с весом 3-3,5 кг и ростом около 50 см.

В первые 3-4 дня жизни малыш заметно теряет в весе. В норме потеря массы тела может составлять до 5-8% . На 7-е сутки вес начинает восстанавливаться. В среднем в первый месяц жизни ребенок прибавляет в весе около 600 г.

В период новорожденности температура тела малыша остается неустойчивой и зависит от температуры окружающей среды. Малыш быстро охлаждается и перегревается, поэтому требует к себе особого внимания и ухода. В дальнейшем младенец научится контролировать свою температуру тела и будет гораздо легче переносить любые перемены.

Первые 2-3 дня жизни малыш обычно находится в роддоме вместе с матерью. При отсутствии осложнений ребенка выписывают домой на исходе 3 суток. С этого момента вся ответственность за младенца ложится на его родителей. Что следует знать мамам и папам об уходе за ребенком дома?

Питание

Лучшее питание для новорожденного – грудное молоко. Теоретически каждая женщина при правильно организованном грудном вскармливании способна выкормить своего малыша. По статистике только 3% всех молодых мам имеют серьезные проблемы со здоровьем, влияющие на выработку грудного молока. Речь идет в основном об эндокринных нарушениях, при которых развивается истинная гипогалактия (недостаточное образование молока в молочных железах). При отсутствии подобных проблем грудное молоко вырабатывается по требованию и ровно столько, сколько нужно для конкретного ребенка в конкретных условиях его существования.

При нехватке молока обратитесь к педиатру или консультанту по грудному вскармливанию.

Здоровый новорожденный должен питаться так часто, как ему это нужно. Ребенок может брать грудь каждый час и даже чаще, прерываясь лишь на сон. Такое состояние является совершенно нормальным и не считается поводом для беспокойства. Просто предлагайте малышу грудь каждый раз, как почувствуете его беспокойство. Со временем младенец выработает для себя свой собственный ритм, и организм женщины подстроится под этот режим своевременной выработкой грудного молока.

Сделать грудное вскармливание комфортным для мамы и малыша помогут следующие рекомендации.

  1. Кормите новорожденного по требованию.
  2. Позволяйте малышу сосать грудь столько, сколько ему это необходимо.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок правильно прикладывался к груди.
  4. Не сцеживайтесь без необходимости. Сцеживайте молоко только в том случае, если вам нужно сделать его запасы.
  5. Следите за состоянием груди. При появлении трещин сосков воспользуйтесь заживляющейся мазью.
  6. Носите удобную одежду, позволяющую вам кормить своего малыша в любой обстановке (дома, на прогулке, в поликлинике или в гостях).
  7. В первые 3-4 дня дома постарайтесь отгородить малыша от контакта с посторонними людьми.

К сожалению, далеко не всегда родителям удается наладить полноценное питание своего ребенка. Случается, что по каким-то причинам новорожденный не берет грудь. Такое возможно при наличии различных врожденных заболеваний, в том числе патологий центральной нервной системы. При переводе малыша на искусственное или смешанное вскармливание следует посоветоваться с педиатром и подобрать оптимальное детское питание, подходящее по возрасту и прочим параметрам.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в первые дни жизни включает в себя несколько важных аспектов.

О комнате для ребенка нужно позаботиться заранее. В тот момент, когда малыш окажется дома, для него должна быть подготовлена детская кроватка, пеленальный столик, комод для вещей и другие необходимые вещи. Некоторые родители обходятся без специальной кроватки, предпочитая совместный сон с рождения. При любом раскладе необходимо обеспечить комфортные условия для совместного пребывания молодой мамы и младенца в первые дни дома.

Комната, где будет жить ребенок, должна соответствовать следующим требованиям:

  • светлое, чистое, теплое помещение;
  • оформление стен и мебели в спокойных тонах;
  • возможность ежедневного проветривания и быстрой уборки;
  • температура помещения – 20-22 ºC;
  • влажность воздуха – 60-70%.

Гигиена

Педиатры рекомендуют каждое утро дома начинать с гигиенических процедур. Умывать малыша можно на пеленальном столике или на любой твердой поверхности, подложив клеенку и мягкую пеленку. Все тело младенца осторожно протирается ватными дисками, смоченными в обычной воде. Для умывания глаз следует использовать кипяченую воду. Также следует подмывать ребенка после каждой дефекации.

Носик младенца также требует к себе особого внимания. Ребенок еще не умеет самостоятельно избавляться от скопившейся слизи, поэтому родителям придется помочь малышу. Для очищения носовых ходов можно использовать детские ватные палочки с ограничителями. Перед процедурой необходимо оросить нос солевым раствором. Ушки малыша также аккуратно очищаются мягкими ватными палочками.

Особый уход требуется за пупочной ранкой. Обработка пуповинного остатка проводится ежедневно. Лучше всего для этой цели использовать перекись водорода. В среднем пупочная ранка заживает через 10-14 дней после рождения ребенка.

При развитии воспаления в области пупочного кольца обратитесь к врачу.

Купание

При купании малыша следует придерживаться несложных правил.

  1. Купать младенца лучше всего в специальной ванночке.
  2. Кипятить воду для купания можно, но не обязательно.
  3. Оптимальная температура воды — 37 °C.
  4. Время первого купания – 5-10 минут. Через каждые 3-4 дня можно постепенно увеличивать продолжительность водных процедур до 30 минут.
  5. В воду можно добавить ромашку, календулу или другие травы (при отсутствии у ребенка аллергии).

Прогулки

При плюсовой температуре и хорошем самочувствии малыша гулять можно уже на второй-третий день после выписки. Летом лучше не выходить из дома в пик солнечной активности (с 12 до 16 часов). Зимой разрешается гулять с младенцем при температуре не ниже 15° мороза.

Как одеть малыша на выход из дома? Для всех детей первого года жизни работает одно простое правило. Одевать младенца нужно так же, как себя, плюс один слой одежды. Для новорожденных лучше использовать специальный конверт, защищающий малыша от всех неблагоприятных погодных условий.

Развитие новорожденного

Развитие новорожденного идет полным ходом. Здоровый ребенок реагирует на яркий свет и громкий звук, заявляет о своих желаниях плачем и умеет находить материнскую грудь по запаху молока. Доношенный новорожденный демонстрирует около 75 рефлексов. Контроль рефлекторной деятельности имеет большое значение, ведь именно этот параметр позволяет в полной мере оценить физическое развитие ребенка в этот период.

За 28 дней новорожденный осваивает множество полезных навыков:

  • фиксирует взгляд на лице мамы или другого взрослого человека;
  • пытается приподнять и удержать голову;
  • различает голос мамы;
  • узнает запах матери и ее прикосновения;
  • активно двигается.

Развитие младенца не прекращается ни на минуту. Если в первые дни жизни ребенок почти не реагирует на происходящее вокруг, то уже к концу первого месяца жизни он просыпается от громких звуков и различает голоса родителей. Развитие слуха идет одновременно с развитием зрения новорожденного. Спустя 2-3 недели после рождения малыш отчетливо различает лица людей и крупные предметы на расстоянии 20-30 см.

Развитие новорожденного оценивает педиатр при посещении на дому. В первый месяц доктор должен повидаться с малышом 4 раза. Через 28 дней после рождения ребенка вместе с мамой будут ждать в детской поликлинике для планового осмотра. По результатам обследования врач даст свои рекомендации по уходу за грудничком в первые месяцы жизни.

Для воспитания детей недостаточно одной горячей любви к детям, готовности к самопожертвованию. Нужны знания о возрастных особенностях детей, как физических, так и психологических. Тогда родители смогут лучше их понимать, не делать ошибок и промахов при общении с ребенком, а также не предъявлять завышенные требования, невыполнимые для него не в силу капризов и упрямства, а по объективным причинам, связанным с возрастом ребенка и особенностями его психики.

Давайте научимся быть рядом с ним в нужный момент, «предлагая ему именно те слова и поддержку, какие важнее всего в эту минуту».

Протоиерей В. Зеньковский и А. Рогозянский, говоря о возрастных особенностях детей, выделяют 4 стадии развития и взросления ребенка.

Начальная стадия – это первое детство (до 6–7 лет). В этом возрасте происходит знакомство ребенка с окружающим миром, закладываются фундаментальные основы его отношения к людям, событиям и явлениям, формируются привычки. У ребенка еще не развит интеллект, отсутствует опыт, поэтому он опирается в своих ощущениях только на интуицию, чувства. Это так называемый «наивный эгоцентризм». Восприятие мира происходит только в связи с собой: «моя мама», «моя игрушка». Оценка самого себя, своих действий еще очень слабы, в мышлении нет места для критики и сравнения. Мораль ребенка такова: хорошо-плохо, можно-нельзя; все принимается на веру, родители – безусловный авторитет во всем. Основное воспитание происходит в семье, зависит от духовной атмосферы, царящей в доме.

Религиозное восприятие Бога и духовной жизни в раннем возрасте очень живо. В силу такой особенности детей, как подражание, дети сами охотно следуют примеру благочестивой жизни родителей, воспринимают простые религиозные обряды и правила. Поэтому задача родителей в этом возрасте максимально напитать ребенка духовно: показать, что основу жизни, центральное место занимает вера, Церковь.

Пусть чувства детские получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз, молитвы и священные песни – для слуха и прочее. Дитя еще не понимает ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к священным предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы. Особую заботливость должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они играют и проводят большую часть времени. (свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. С. 342).

В первые годы детской жизни душа ребенка так нежна, так впечатлительна и беспомощна. Она вся всему доступна и не защищена никакой защитной броней; все может стать или уже становится ее судьбой, все может повредить, «испортить ребенка».

В эти годы ребенка надо беречь, не терзать его никакими страхами и наказаниями, не будить в нем преждевременно элементарные и дурные инстинкты. Однако упускать эти годы в смысле духовного воспитания было бы столь же недопустимо и непростительно. Надо сделать так, чтобы в душу ребенка проникало как можно больше лучей любви, радости и Божией благодати. Здесь надо не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его и не топить его в физических ласках, но заботиться о том, чтобы ему нравилось, чтобы его умиляло и радовало все то, что есть в жизни божественного – от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… (И. Ильин. О семье // В доме Отца Моего. – М., С. 21).

Следующий этап развития детей – второе детство (до 10–11 лет). В этом возрасте ребенок старается усвоить практические стороны жизни, он погружается в реальность, старается определить, какое место в окружающем мире занимает. Появляется самосознание, контролируется поведение. Преобладает интеллект, идет активное усвоение рациональных сведений о мире, формируется собственное мировоззрение. В этом возрасте заимствуются взгляды и опыт старших в практической сфере жизни. Второе детство – торжество «практического разума». Мышление приобретает сравнительные и практические формы, более значим социальный аспект. Однако связь с семьей и ее пример еще велики: «А у нас дома так делают», «моя мама говорит, что.»

Но к концу «второго детства» постепенно начинается отход от семьи, в сферу сверстников ребенка.

Наряду с рационализацией ребенка, все большее значение для него приобретают моральные принципы. Все, что поддерживается всеми в семье, что справедливо, целесообразно, это считается хорошим для ребенка. Отступление от общепринятых, нравственных норм поведения – грех – сознается и переживается душой ребенка. Он бывает недоволен собой, испытывает уныние, скорбь от своих ошибок и слабостей. Поэтому исполнение религиозных обязанностей на этом этапе педантично – это и молитвы, и посещение храма. Вместе с тем наблюдается раздвоенность – воля ребенка зовет к исполнению, а сердце молчит. В храме ему бывает скучно, он должен что-то делать, например, следить за свечами, помогать в чем-то прислуживающим в храме или священнику. На этом этапе возникает опасность появления хитрости, двоедушия. Поэтому задача родителей – сохранить в ребенке стремление к возвышенному, не дать увлечься внешними нормами, усвоить лицемерное позирование, выполнение благочестивых дел напоказ. Родители должны привить детям вкус ко всему высокому и тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на вещи основой его мировоззрения.

Основной объем знаний о вере усваивается именно в этом возрасте, это годы интенсивной учебы. Родители, помните, во втором детстве у ваших детей идет интеллектуальное восприятие духовных начал. Вам необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. В этом вы должны подавать пример своим детям.

В это время привычки – даже в религиозной сфере – имеют роковое значение, ослабляя духовное внимание. Духовное оскудение и обмельчание ребенка во втором детстве (особенно к 9-10 годам) сплошь и рядом остается незамеченным, особенно если родители требуют одних только внешних религиозных навыков. Очень легко впасть в иллюзию, думать, что у ребенка все хорошо и благополучно. Между тем уже в эту пору наступают странные «засухи» в душе, когда не хочется молиться, под покровом привычных действий (молитва, крестное знамение и т. д.) происходит отделение их от духовного ядра личности, идет быстрое распыление и выветривание духовных движений. Внешнее совершение молитвы лишь усиливает тяжесть положения, иногда бывает заканчивается внезапным исчезновением религиозных запросов в душе. Сердце перестает быть руководящей силой и на его место становится близорукая социальная интуиция, приспособление и подражание.

Духовный интерес перемещается к миру, и это уже делает невозможным прежний наивный эгоцентризм; дети, конечно, остаются в какой-то доле эгоцентричными, сосредоточенными на себе, но для них уже невозможна прежняя бессознательная и наивная эгоцентричность, – наоборот, во всем проступает стремление сообразоваться либо с непосредственными житейскими требованиями, либо с «идеалом» и «моделью», взятыми из сказок, или истории, или окружающей жизни.

Духовная работа над ребенком в это время должна быть направлена на то, чтобы удержать прежнюю духовную жизнь в ее глубине и содержательности. Именно в эти годы душа ребенка особенно легко воспринимает и то, что можно назвать «религиозным мировоззрением». Обыкновенно здесь изучают Закон Божий. Но даже тогда, когда школа прекрасно справляется со своей задачей, на долю семьи остается и в этом отношении очень большое и существенное участие.

Можно навсегда связать в развитии ума сферу религиозных идей и сферу миросозерцания, но можно если и не навсегда, то надолго разместить их в разных плоскостях.

Дети типически «послушны» в эти годы. Однако они уже обладают свободой, еще не сознавая до конца ее смысла, ее власти, ее объема. Они еще легко допустят в это время угнетение свободы – но реакция придет в свое время в течение отрочества. (По работам прот. В. Зеньковского «О религиозном воспитании в семье» и «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. С. 154).

В отрочестве (до 16 лет) подросток отдаляется от семьи, его занимают проблемы пола. Он обнаруживает в себе неведомые до того чувства и влечения. Происходит замыкание в самом себе, отчужденность, он ощущает свое одиночество – «дурной субъективизм». Начинаются поиски своих собственных ориентиров, не таких, как у родителей. Это период бунтарства, поэтому подросток сближается с такой же средой сверстников, не принимающих существующих правил. Его мышление аналогично и отвергает всякие правила и авторитеты. Все становится важнее семьи, новые силы и чувства преобладают над интеллектом. Подросток ищет героизма, даже авантюры, склонен к неожиданным поступкам. Как он считает, в этом проявляется его личность, независимость от взглядов окружающих.

Внешние формы проявления религиозности, а порой, и сама религиозность, почти полностью отвергаются. Грех, хоть и переживается остро, но проникнут пафосом «гибельного восторга».

Задача взрослых – дать ребенку возможность проявлять свою индивидуальность, не запрещать общение в круге своих сверстников, но самим приблизиться, создать доброжелательную атмосферу и постараться стать для него и его товарищей другом. Необходимо сделать жизнь подростка более спокойной и уравновешенной, направив его в правильное русло, например, чтобы он занялся каким-либо творчеством, спортом, или, быть может, стал где-то подрабатывать. Но, непременно, вы всегда должны быть в курсе его дел. Подростковый кризис протекает не так бурно, если ребенок уважает родителей, считает их образ жизни достойным и заслуживающим интереса, тянется к среде взрослых, приходящих в его дом, потому что они могут помочь подростку разобраться во всем, ответить на волнующие его вопросы.

В этот период крушения авторитетов бессмысленно взывать к здравому смыслу, эстетическому чувству и долгу, каждодневно «пилить» подростка бесконечными увещеваниями и нотациями. Остается только надеяться, что весь этот сумбур мнений, идеалов и вкусов, – явление переходящее, основы внутренней культуры личности (если, конечно, они были заложены вовремя, с самого раннего детства) пробудятся-таки и дадут о себе знать, оградят его душу от тлетворных влияний окружающего мира.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развивающийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как жили люди и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего. (Иером. Серафим (Роуз) // Отечник. Вып. 2. Воспитание детей. С. 67).

В юности (это 19–21 год) уже вполне созревают все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая. Чувствуется готовность к жизни, но нет еще, в силу возраста, жизненного опыта. Этот период взросления характеризуется возвышенностью чувств, особой цельностью, способностями и желанием к творчеству. Но в наше время романтика юности, к сожалению, заменяется стремлением к легкой жизни и получению удовольствий. Юноша быстро утрачивает молодой задор, переключается на себя, даже преждевременно стареет. Если в эти годы не найдено положительного опыта применения своих сил, то молодые люди часто идут по пути или распутства, или участия в поп-культуре, бывает, становятся участниками каких-то бандитских групп.

Задача родителей – всеми силами поддержать чистоту устремлений юношей, направить их в правильное русло. Именно в эти годы молодой человек осознает и использует родительский опыт, семейные традиции, укладность семьи.

Юность, соединяя в себе все предыдущие периоды, постепенно вступает в фазу зрелости.

От второго детства в юность входит внимание к законам и порядкам внешнего мира, социального и морального, – но это все полно творческих замыслов о преображении мира. Юность хочет воздействовать на мир, чтобы творчески в нем проявить себя. Наконец, от отрочества в юность привходит могучая сила пола, но как бы уже просветленная, обычно находящая свой объект, в восторженном поклонении которому расцветают все лучшие силы души.

Личность достигает своего почти уже полного расцвета, со всем многообразием, которое в ней есть. Юность уже осознает до конца свое право на свободу, сознает всю ее силу. Порой в ней действует инерция житейских привычек, вошедших в душу от периода второго детства

По существу, юность можно охарактеризовать как религиозный период, но не в смысле содержания духовной жизни, а в смысле типа его – устремления к Бесконечности. Если юноша нецерковен, религиозная сила этого горения может оказаться неузнанной в своем подлинном смысле, и возможно даже, что юность в горении сердца и чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире.

Социальная слепота приводит к тому, что юноша может последовать идеям вместо любви к живым людям, фанатически устранять все, что мешает юношескому радикализму. Необходимо спасти личность от неверного ее погружения в себя, от фатального ее обособления. Оцерковление личности – это и есть ее спасение, и это и есть основная педагогическая проблема. К Церкви нужно вести детей с раннего детства – хотя процесс оцерковления личности, по существу, может начаться лишь в юности. Но питание ребенка благодатными силами Церкви должно начаться раньше, чтобы сердце юноши не оказалось глухим, когда придет час творческих исканий. (По работе прот. В. Зеньковского «Проблемы воспитания в свете христианский антропологии». См.: Рогозянский А. Хочу или надо?.. – С. 158–159).

Чтобы семья была прочной, счастливой, любящей, дети радовали родителей, дом должен быть построен на прочном основании – вере. Именно она дает человеку силы преодолевать все трудности, уныние, отчаяние.

Святитель Григорий Богослов подчеркивает, что в супружестве человек еще больше привязывается к Богу, потому что «имеет больше побуждений обращаться к Нему. Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога» и воспитывает в этом духе своих детей.

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.