Бензопила Дружба — особенности конструкции, ремонт, переделки из бензопилы. Бензопила Дружба — характеристики, ремонт своими руками, варианты самоделок Пила дружба электрическая

Каждый, даже самый консервативный владелец персонального компьютера рано или поздно задается вопросом о том, как обновить компьютер. Купленный всего два-три года назад, он уже безнадежно устарел, особенно в свете существования недорогих современных альтернатив. Менять сразу весь решаются не все, тем более простая замена процессора часто дает возможность «вдохнуть вторую жизнь». Обладая должной аккуратностью, это можно сделать самостоятельно.

Замена процессора начинается с чтения инструкции к используемой mainboard). Сейчас существует два основных производителя центральных процессоров - компании Intel и AMD. Их изделия между собой несовместимы ни электрически, ни по конфигурации ножек-выводов. Кроме того, даже у одного и того же производителя разные поколения процессоров могут кардинально отличаться.

Замена процессора подразумевает понимание смысла слова «сокет». Физически, центральный представляет собой микросхему. Для подключения ее к материнской плате применяется два способа:

Классический, когда с одной из сторон CPU припаяно множество тонких медных штырьков. Микросхема вставляется этими штырьками в особый разъем (сокет) на материнке. Такого способа придерживается AMD;

Совершенно иной подход выбран в Intel. Штырьки припаяны в самом разъеме, а на микросхеме CPU есть только медные контактные площадки.

По этому признаку сразу можно определить производителя, но намного важнее особенности установки, о чем укажем далее.

Подведем итог: кто решил увеличить быстродействие своего компьютера и изучает информацию по теме «замена процессора», должен заглянуть в инструкцию к материнке в разделе «CPU» и узнать список поддерживаемых процессоров. Останется лишь пойти в магазин и приобрести желаемый процессор из списка.

Выбор должен основываться на частоте и количестве ядер. Причем последнее дает более существенный прирост производительности в современных приложениях.

Замена процессора в ноутбуке и компьютере похожа. Отличие в том, что в ноутбуке нужно демонтировать всю внутреннюю систему охлаждения.

Рассмотрим порядок замены в персональном компьютере. Вот новый процессор куплен. Сначала нужно извлечь материнскую плату из корпуса. При достаточном опыте можно заменить CPU прямо в системном блоке, но новичкам так делать не следует.

Отключаем от системного блока все провода, поднимаем его на стол к свету, кладем боком и снимаем крышку корпуса. Теперь вынимаем платы расширения. Задача: освободить материнскую плату и извлечь ее из корпуса. Запоминаем, где что было!

На материнке остается система охлаждения с процессором под ней и (они не мешают). Демонтируем охлаждение. Если оно штатное, то отверток не потребуется. Обычно нужно повернуть пластиковый (-ые) фиксатор и снять всю конструкцию. Все удерживающие блокировки всегда находятся на виду, поэтому все делаем внимательно. Радиатор в стороны не шатать (особенно для сокета LGA), а тянуть только вверх. Процессор удерживается в разъеме прижимным рычажком. Разблокируем его и, взявшись пальцами за две стороны CPU, вынимаем. Контактов не касаться и на металл не класть!

Берем новый процессор и размещаем его в разъеме. Нужно быть очень аккуратным при работе с LGA и никаких усилий не прикладывать. На корпусе CPU есть метка-ключ, указывающая ориентацию в разъеме. Также многие модели CPU обладают особой формой, не позволяющей вставлять их в разъем неправильно. В инструкции к процессору всегда указывается способ установки (ключ разъема должен соответствовать ключу на CPU). Проверяем, чтобы процессор размещался без перекосов, и фиксируем его поворотом прижимного рычажка. Если на нижней стороне радиатора нет термопасты, то наносим ее на крышку процессора. При ее наличии (все современные модели именно такие) остается разместить систему охлаждения. Сборка выполняется в обратной последовательности по отношению к разборке.

Ж аль, что наши электронные друзья стареют слишком быстро. Вот и настало время, когда вчера еще шустрый ноутбук стал «ползать, как черепаха» и еле-еле тянуть необходимые вам и игры программы. Если расходы на новый никак не согласуются с вашим бюджетом, а терпеть тормоза больше нет сил, пора подумать об апгрейде.

Начнем с самой главной детали компьютера – центрального процессора. Сегодня речь пойдет о том, как заменить процессор на ноутбуке любой марки – Asus, Acer, Dell, HP, Samsung, Lenovo, MSI и т. д., более производительным.

А можно ли?

Р аз уж вы подумываете о замене ЦП, вам, конечно, хочется поставить что-то поновее и помощнее. Увы, но это возможно не всегда. Впрочем, о совместимости поговорим чуть позже, сначала нужно выяснить, поддается ли вообще ваш ноутбук такому апгрейду. Точнее, является ли его процессор съемным.

Как это узнать:

  • Используя диспетчер устройств, определите модель процессора.
  • Откройте спецификацию модели на сайте производителя и определите тип ее корпуса (сокета).

В этом примере показан съемный проц AMD, который вполне можно сменить на другой (неудивительно, ведь он десктопный ).

А вот еще один – мобильный несъемный:

Он, конечно, тоже поддается замене, но только в сервисных центрах на специальном оборудовании. Такие ЦП меняют исключительно в случае неисправности.

Что же в этих обозначениях указывает на съемность/несъемность процессора? Буквы в названии типа корпуса. Упоминание в любых сочетаниях аббревиатуры «BGA » (b all g rid a rray) говорит о том, что чип несъемный. Его контакты представляют собой массив шариков, которыми он припаян к плате.

В названии корпусов съемных процессоров Intel обычно присутствует сочетание «PGA » (p in g rid a rray). Контактами им служит массив «пинов» или ножек, которые вставляются в разъем (сокет).

У продукции AMD всё неоднозначно. Определить съемность ЦП одним взглядом на название корпуса не получится. Так, корпуса мобильных процессоров FT3, FP4 являются несъемными, а S1, FS1, AM2 – съемными. Информацию о них можете найти в Интернете.

Кроме «дядюшки Гугла» узнать тип сокета вашего «камушка» могут программы. Ниже приведены скриншоты утилит HWiNFO 32/64 , CPU-Z и Aida64 .

Они же внесут окончательную ясность в вопрос «апгрейдопрогодности» ноутбука, если проц выпускается в корпусах разных типов, как, например, Intel Core i3-2310M.

По каким параметрам определяют совместимость

У бедившись, что процессор можно демонтировать без паяльной станции, обратим свой взор на параметры, по которым подбираются совместимые модели. Их три:
  • Тип корпуса (сокета). Он, естественно, должен быть одинаковым и у старой, и у новой модели.
  • Кодовое имя ядра . Оно тоже должно совпадать, иначе чипсет платформы не сможет взаимодействовать с процессором. Взаимозаменяемость ЦП с разными кодовыми именами в рамках одной микроархитектуры (например, Sandy Bridge и Ivy Bridge) иногда возможна, но скорее как исключение, а не правило. Если хотите провести такой эксперимент, поинтересуйтесь опытом других пользователей.
  • Тепловая мощность (TDP ). У нового ЦП она должна быть такой же, как у старого, или ниже. Выше нельзя, так как система охлаждения не сможет обеспечить необходимый теплоотвод. Ноут по-прежнему будет тормозить, только теперь из-за перегрева. И, очень вероятно, быстро выйдет из строя.

Узнать эти параметры также поможет сайт производителя ЦП или утилиты, о которых я упомянул выше.

Находим совместимую модель

Д авайте в качестве примера посмотрим, на что мы сможем поменять вышеупомянутый Intel Core i3-2310M при условии, что нам досталась модификация в съемном корпусе. Выясним его характеристики по спецификациям на сайте Intel:
  • Сокет – PPGA988.
  • Кодовое имя – Sandy Bridge.
  • TDP (Intel называет этот параметр «расчетная мощность») – 35 W.

Получается, на замену подойдет ЦП линейки Sandy Bridge в корпусе PPGA988 (другие названия G2 или rPGA988B) с TDP до 35 W включительно.

Обратимся к сводной таблице мобильных процессоров на сайте notebook-center.ru и выберем модели с подходящими параметрами:

  • Intel Core i5-2540M
  • Intel Core i7-2620M
  • Intel Core i5-2520M
  • Intel Core i5-2450M и т. д.

Все они могут заменить собой наш Core i3-2310M.

В таблице не указаны типы сокетов. Чтобы это узнать, достаточно открыть страничку модели, кликнув по ее имени.

Кстати, по этой же таблице можно оценить целесообразность замены, взглянув на результаты бенчмарков, которые приведены в пяти последних колонках. Или обратиться к веб-сайту cpuboss.com , где приводятся детальные сравнения различных CPU.

Как достать из ноутбука старый проц и установить новый

И так, вы купили подходящую модель и готовы приступить к установке. Прежде чем браться за отвертку, компьютера до последней версии: без этого платформа может не распознать новый процессор. Также подготовьте инструкцию по разборке вашего ноутбука, тюбик термопасты и салфетку.

Инструкцию по разборке часто можно найти в Интернете по запросам «HP Pavilion disassembly », «Asus A52j service manual », «Acer Aspire One разборка » и т. п. Модель, разумеется, следует указать свою. Больше полезных результатов обычно дают англоязычные запросы.

При выборе термопасты ориентируйтесь на ее теплопроводность: чем она выше, тем лучше. Пасты с теплопроводностью меньше 3 Вт/(м·град) использовать нежелательно.

Всенародно любимая КПТ-8 для ноутбуков не подходит! Ее теплопроводность составляет всего 0,6-1 Вт/(м·град).

То, что описано дальше, выполняется на ваш страх и риск. Если компьютер на гарантии, вы ее потеряете

  • Отключите от ноутбука все источники питания.
  • Согласно инструкции, демонтируйте корпусные детали, которые прикрывают систему охлаждения. На некоторых лэптопах для этого достаточно снять крышечку одного отсека, на других – всё днище, на третьих – днище и клавиатуру, четвертые требуют почти полной разборки.
  • Снимите систему охлаждения – сначала вентилятор, потом радиатор. Обратите внимание: возле винтов, которыми последний крепится к плате, стоят цифры. Именно в таком порядке (1-2-3-4) необходимо их вкручивать, чтобы обеспечить равномерный прижим кристалла и не повредить его. Выкручивание, соответственно, производится в обратном порядке (4-3-2-1). Если цифр нет, начинайте выкручивать винты с любого края и переходите от одного к другому по диагонали или зигзагом.
  • Когда винты системы охлаждения имеют разную длину и толщину, запоминайте их места. Если перепутаете, последствия могут быть очень плачевными. Винтик, вкрученный в неподходящее по ширине отверстие, может со временем выпасть и вызвать замыкание. Чтобы не ошибиться, сделайте так: нарисуйте на листе бумаги схему расположения винтов и по мере выкручивания втыкайте их в те места схемы, где они находятся в реальности.
  • Выкрутив все винты и отсоединив вентилятор, возьмитесь за радиатор в районе теплосъемника (металлической площадки, которая прилегает к чипу) и поднимите его вертикально вверх. Старайтесь не прикладывать больших усилий. Если ощущаете сопротивление (его может создавать слишком вязкая или засохшая термопаста), осторожно подвигайте радиатор горизонтально.
  • На нижнюю поверхность теплосъемника налипают остатки термопасты и иногда – термопрокладки (вот эта фиолетовая «фигня» на фотографии ниже). Пастой покрывают процессор, а прокладки обеспечивают теплоотвод соседним узлам – мостам, видеочипу, сильно нагревающимся элементам цепей питания. Остатки пасты необходимо удалить (для этого вы и приготовили салфетку), прокладки можно использовать повторно, если они сохранили эластичность.

Заменять термопрокладки термопастой нельзя!

Возможно, вы знаете, что термопрокладки проводят тепло несколько хуже, чем паста. Так почему бы не заменить первое вторым? К сожалению, так не делается. Прокладки спасают положение в тех случаях, когда поверхности кристаллов не соприкасаются с теплосъемником. В ноутбуках слишком тесно, чтобы обеспечить каждому чипу индивидуальный теплоотвод, поэтому производители часто устанавливают в них один радиатор с общим теплосъемником. Но чипы, как вы догадались, имеют разную высоту. Пасту наносят на самый высокий (процессор), а остальные защищают термопрокладками.

  • Итак, вы сняли радиатор и добрались до цели. Теперь необходимо демонтировать процессор. С одной стороны его крепления находится винт с поперечной насечкой. Поместите в нее плоскую отвертку и поворачивайте, пока микролифт не вытолкнет процессор вверх. После этого подденьте и вытащите его.
  • и поместите в гнездо. Обратите внимание на ключ – маленький треугольник на одном из уголков процессора, возле которого нет одного-двух контактов. Он должен совмещаться с такой же меткой на сокете. Впрочем, вставить ЦП неправильно вам не удастся, если не приложить к этому значительную силу. «Камень» должен входить в гнездо без малейших затруднений. Для фиксации его в разъеме поверните винт в обратную сторону.
  • Установите на место радиатор системы охлаждения. После этого прикрутите и подключите вентилятор, а также закончите остальную сборку ноутбука.

Обязательно верните на место все защитные накладки, если вы снимали их в процессе демонтажа!

Только убедившись, что у вас не осталось «лишних» деталей и всё стоит на своих местах, подключите источник питания и нажмите кнопку Power. Если замена прошла удачно, ноутбук «оживет» и на экране появится изображение. Впрочем, другого результата быть не должно, иначе вы где-то допустили ошибку. Если компьютер не включается вообще или начинает шуметь, но экран остается черным, удостоверьтесь, что замена подобрана правильно и попробуйте повторить операцию сначала. Я уверен, что всё у вас получится.

Механизация валки леса и моторные пилы. В 2013 году, у большинства россиян, появление и того и того ассоциируется с бензопилой «Дружба» появившейся в конце 1950-х. И мало кто знает что массовое применение моторных пил в нашей стране началось за 10 лет до появления «Дружбы». Эту часть нашей истории Мотопила.ТВ и «Музей индустриальной культуры» планируют осветить в рамках выставки ВИВАТ-2013 на экспозиции «За 10 лет до «Дружбы»: электропилы на лесосеке.»

Отечественная история цепных пил начинается в 1930-х. В силу множества причин в СССР больше внимания уделалось цепным ЭЛЕКТРО, а не БЕНЗОпилам. В результате работы нескольких конструкторских коллективов на свет появилась цепная электропила ЦНИИМЭ К-5. Отличительными особенностями этой электропилы было то что она управлялась одним человеком и питалась электрическим током повышенной частоты — 200 Hz.

Новая электропила была лёгкой, надёжной и требовала для работы меньше людей, чем использовавшиеся на тот момент в нашей стране цепные пилы. В 1949 году создатели этой электропилы получили за её разработку Сталинскую премию и промышленность приступила к массовому производству К-5. Кстати, в электропиле К-5 была использована складная направляющая шина и лишь 10 лет спустя она была использована в бензопиле «Дружба».

Внедрение новой техники шло не только в лесу — проводилась широкая пропагандистская кампания среди населения. На выставке ВИВАТ-2013 представлены иллюстрации из советских журналов и репродукции агитационных плакатов 1950-х годов. К тому моменту как на историческую сцену вышла бензопила «Дружба», валка леса в нашей стране была массово механизирована с использованием электропил ЦНИИМЭ К-5.

В конце 1950-х, когда бензопилы стали вытеснять электропилы с лесосек, была создана следующая версия — ЦНИИМЭ К-6. Новая электропила стала использоваться при раскряжёвке деревьев и при строительных работах. В конце 1960-х была создана электропила ЭПЧ-3 дошедшая до наших дней.

О масштабах использования и роли этого типа электропил можно судить по тому насколько глубокий след они оставили в нашей культуре. Скульптуры, картины и даже художественный фильм вышедший в 1958 году — за три года до широко известных «Девчат». На выставке ВИВАТ-2013 представлена репродукция самой известной картины в которой фигурирует электропила К-6. Это полотно костромского художника Алексея Белых «Лесоруб». (Не смотря на название, на этой картине 1964 года изображён не лесоруб, а раскряжёвщик!)

Кроме репродукций, на выставке ВИВАТ-2013 будут представлены электропилы К-6 и ЭПЧ-3. Посетители своими глазами смогут увидеть инструменты которыми осуществлялось послевоенное восстановление нашей страны и сравнить их с классической бензопилой «Дружба».

Выставка Исторической и Военной АвтомоТехники — ВИВАТ

Выставка ВИВАТ проводится с 2008 года в Москве по адресу ул. Заречье, вл.3. ВИВАТ-2013 будет проходить 29-30 июня 2013 года и на нём будут представлены Реставрационная мастерская Евгения Шаманского, Музей «Сюзники и Ленд-лиз», Гараж «Скиба и сыновья», Военно-исторический клуб «Выстрел», Историческое Раменское автомобильное общество, Клуб «Столичная Артель», водно-моторный клуб «Дебаркадер» (Украина), «Победа-клуб», Клуб «Ретромобиль» г.Подольск и многие другие.


Легендарная бензопила Дружба 4М Электрон – это отличный пример того, как старый добрый садовый инструмент с более чем 2-летней историей, в наши дни может легко дать фору современные высокотехнологичным агрегатам. В чем заключаются преимущества советской бензопилы и где она используется – рассмотрим более подробно.

Устройство бензопилы Дружба – подробное описание конструкции

В основу конструкции известной советской бензопилы лег мощный 2-тактный одноцилиндровый двигатель МП-1 с воздушной системой охлаждения, обладающий повышенным моторесурсом и хорошей выносливостью. Смазка двигателя осуществляется посредством масла, которое разбавляется в бензине для приготовления топливной смеси. Очистка воздуха, подаваемого в карбюратор, выполняется при помощи поролонового воздушного фильтра. За запуск мотора отвечает надежный и долговечный стартер.

Пильная фурнитура связана с мотором при помощи фланцевых соединений, которые фиксируются крепящимся на рукоятках бензопилы хомутом. Благодаря такой необычной компоновке оператор получает возможность поворачивать шину с пильной цепью под любым, требуемым для работы углом. Помимо этого, данный способ соединения пильной фурнитуры и мотора дает возможность использовать последний в случаях, если появилась необходимость изготовить различные самодельные бытовые агрегаты.


С приготовлением топливной смеси в конструкции бензопилы Дружба 4 справляется карбюратор, состоящий из двух камер. За образование искры, необходимой для воспламенения топлива, отвечает электронное зажигание и свеча. В устройстве бензопилы предусмотрен стандартный глушитель, функция которого заключается в снижении уровня шума при работе с инструментом.

Для передачи и преобразования крутящего момента мотора в конструкции бензопилы Дружба предусмотрен редуктор. Он отличается высокой надежностью и крайне редко требует ремонта даже при эксплуатации бензопилы в тяжелых условиях.

Технические характеристики бензопилы Дружба


Бензопила Дружба 4 обладает отличными техническими характеристиками, что выгодно выделяет ее в числе современных профессиональных моделей. Среди конструктивных параметров советского инструмента следует выделить:

  • Мощность двигателя – 3,5 л. с./2600 Ватт;
  • Размер рекомендуемой для работы шины – 45 см;
  • Шаг пильной цепи – 0,325 “;
  • Резервуар для заливки горючего – 550 мл;
  • Бачок для смазочного средства – 260 мл;
  • Вес – 7 кг.

Представители 4-ого поколения бензопилы Дружба обладают самыми высокими техническими характеристиками среди всей линейки бензопил данной марки. К слову, их предшественница – бензопила Дружба 2 имеет мощность в 2,8 л. с., что значительно снижает способности инструмента при практическом использовании.

Ремонт и обслуживание бензопилы Дружба


Надежные запчасти и долговечные механизмы бензопилы Дружба не способны защитить инструмент от поломки. Чаще всего причинами неисправности инструмента служит неправильное обращение с ним или банальный износ механизмов.

Чтобы снизить риск преждевременной поломки бензопилы, следует использовать для ее заправки качественные бензин марки не ниже АИ-80, в котором следует разбавлять масло для 2-тактных моторов. Пропорция бензина и масла должна составлять 1:25, то есть, в 1 литре горючего следует разбавлять 40 мл моторного масла.

Масло для смазки цепи также должно обладать высоким качеством. Ни в коем случае не заливайте в масляный бачок бензопилы Дружба отработанный материал, иначе это приведет к поломке системы смазки инструмента. Чтобы цепь бензопилы не поддавалась чрезмерному трению, используйте только свежее масло от проверенных производителей.

Следует отметить, что использование качественной топливной смеси и смазочного средства еще не гарантирует постоянную бесперебойную работу бензопилы Дружба. Однако даже если вы обнаружили неисправность – не стоит сразу расстраиваться. Некоторые поломки довольно просто устранить своими руками. Ниже перечислим типичные неисправности отечественного инструмента и способы их самостоятельного устранения.

Регулировка карбюратора бензопилы Дружба


Если вы заметили, что бензопила Дружба заводится и глохнет – причина этому, скорее всего, кроется в нарушении заводских настроек карбюратора. В таком случае требуется немедленно отрегулировать карбюратор. Для процедуры потребуется задействовать 3 регулировочных винта, имеющие маркировку «H», «L» и «T». Как указывает инструкция по эксплуатации, выполнять настройку карбюратора нужно в таком порядке:
  1. Для поиска самых высоких оборотов мотора в режиме холостого хода необходимо медленно поворачивать винт, имеющий маркировку «L», по часовой стрелке. Как только вы найдете максимальные обороты, поверните этот же винт на ¼ оборота назад. Если после этого цепь на шине продолжает вращаться, то поверните винт с маркировкой «T» против стрелки часов до момента полной остановки пильного элемента;
  2. Поворачивание винта, обозначенного буквой «H» позволит настроить необходимую мощность и частоту оборотов. Для этого к бензопиле Дружба нужно подключить тахометр и путем поворачивания винта «H» найти указанное в инструкции оптимальное количество оборотов. Сразу после этого поверните винт «H» на ¼ оборота против стрелки часов;
  3. Затем необходимо выполнить точную регулировку оборотов мотора на холостом ходу. Для этого винт «T» следует повернуть до момента начала вращения пильной цепи. Сразу после этого поверните винт «T» в обратном направлении до момента полной остановки цепи.

Выполненная по указаниям регулировка карбюратора позволит вам снизить расход топлива бензопилой Дружба, и защитить ее детали от чрезмерного износа.

Как выставить зажигание на бензопиле Дружба?


Если при запуске мотора нет искры на бензопиле Дружба, то, в первую очередь, нужно проверить состояние свечи. В случае появления на ней следов масла и нагара, деталь нужно тщательно очистить от засорений и почистить пространство под ней. Если и после этого бензопила Дружба не заводиться, значит, необходимо проверить положение магнето в переходнике. Изначально и на переходнике, и на магнето бензопилы Дружба присутствует отметки. Если магнето правильно установлено в переходник, то положение отметок совпадает, и бензопила работает исправно. Однако если положение отметок нарушено, значит, бензопила не запуститься.

Чтобы правильно произвести ремонт инструмента, нужно внимательно изучить руководство по его эксплуатации. Как указывает инструкция по ремонту бензопилы Дружба, для установки зажигания нужно снять крышку, к которой крепится стартер, и повернуть магнето так, чтобы отметки на нем и переходнике совпали. После этого бензопила Дружба будет заводиться гораздо легче.

Что можно сделать из бензопилы Дружба своими руками?

В народе большой популярностью пользуется не только сама бензопила Дружба, но и самоделки из нее. Давайте рассмотрим, какие самоделки из бензопилы Дружба можно изготовить в домашних условиях, и что для этого может потребоваться.

Снегоход своими руками из бензопилы Дружба


Для изготовления снегохода на основе бензопилы Дружба, в первую очередь, необходимо подготовить и внимательно изучить чертежи. Имея под рукой схему, вы будете понимать, ы какой последовательности следует устанавливать детали агрегата, и выполните работу в разы быстрее.

В конструкцию снегохода из бензопилы Дружба должна входить прочная выносливая рама, на которой будут крепиться гусеницы, мотор и органы рулевого управления. Помимо гусениц для передвижения агрегату требуются полозья, рычаги сцепления и газа. Из-за того, что у бензопилы отсутствует трансмиссия, на снегоход из бензопилы Дружбы можно установить центробежное сцепление.

С целью повышения удобства при передвижении на снегоход нужно установить амортизаторы. В качестве «донора» органов рулевого управления можно задействовать старый велосипед или, еще лучше, мопед. Его руль следует переделать таким образом, чтобы ось по центру руля поворачивала лыжи снегохода.


Для собственноручного изготовления лебедки потребуется привод от бензопилы Дружба. Чем выше мощность мотора инструмента, тем лучше будет тяговое усилие лебедки. Этот показатель также можно в разы увеличить посредством применения дополнительного блока.

В конструкции лебедки также должны присутствовать ремни, крюки и отводной блок. Все перечисленные элементы крепятся при помощи мощных анкерных болтов.

Самодельная пилорама из бензопилы Дружба


Для изготовления этой конструкции из бензопилы Дружба потребуется прочная стальная рама, к которой посредством жесткого соединения крепится пила. Посередине рамы напротив бензопилы нужно закрепить направляющие в виде рельс, по которым древесина будет поступать к шине и цепи бензопилы Дружба.

Готовая конструкция может распиливать толстые бревна на 3–4 продольных части. Преимуществом такой пилорамы станет ее компактность и экономичность.


Для самостоятельного изготовления этого агрегата потребуется шнек, на конце которого будут крепиться винты. Для передачи крутящего момента от мотора бензопилы Дружба на шнек потребуется редуктор. Передаточное число редуктора должно составлять 2:1.

Готовый агрегат способен разгонять лодку с двумя взрослыми пассажирами до скорости 20 км/ч. Расход топлива, при этом будет составлять не более 1 л/ч.

В обилии конструкций и модификаций современных бензопил, советская бензопила «Дружба-4», начавшая свое победное шествие по лесоповалам СССР в далеком 1955 году, просто обязана была затеряться. Но этого не произошло. Она и сегодня пользуется неизменным спросом, а пройдя этап если не реинкарнации, то серьезной модернизации до современной пилы «Урал-2Т-Электрон», выпускается серийно и ныне.

Чем хороша «Дружба-4» и ее главные недостатки

Разработанный для этой бензопилы в 1953 году на запорожском «Прогрессе» двухтактный двигатель МП-1, мощностью 4 л.с., что и дало ей цифру 4 в названии, был, и остается, настолько простым в ремонте и обслуживании, что обеспечил ей успех на долгие десятилетия.

Но не единым двигателем «Дружба-4» заслужила свою популярность. Удобная для длительной работы компоновка, позволяющая вальщику работать стоя, в удобной позе, срезая деревья практически у самой земли, не повторяется ни в одной другой пиле, кроме тех, что являются лишь ее модификациями. А сколько их было? Существенная – реально одна, когда пила обрела новый, более мощный (5 л.с.) двигатель, редуктор с системой смазки пильной цепи и название «Урал». О мелочах, типа формы бака, говорить не стоит. Да и снижение веса, являющегося и на сегодня едва ли самым большим недостатком этой конструкции, с 12,5 до 11 кг, существенным достижением не назовешь.

Пила, получившая золотую медаль на брюссельской выставке 1958 года, выпускалась серийно до конца 90-х годов с небольшими изменениями:

  • в 60-х годах было осуществлено изменения крепления ручки;
  • в 80-х был заменен карбюратор («Дружба-4А») и установлено электронное зажигание («Дружба-4А-Электрон»);
  • в 90-х установлен очередной новый карбюратор («Дружба-4М»).

Следующим этапом собственно и стало создание «Урала», но он – лишь развитие «Дружбы».

Упоминаемые в некоторых источниках иные модификации данной пилы – плод фантазии авторов. Недавно выпущенная пила «Дружба-2» имеет уже традиционную для данного инструмента компоновку, похожую на модели лидеров рынка Штиль и Хускварну, и кроме названия ничем не напоминает легендарную предшественницу.

Достоинства «Дружбы-4»:

  1. Удобство работы при валке леса.
  2. Высокая ремонтопригодность.
  3. Простота конструкции.
  4. Невысокая стоимость.

Также среди удачных конструктивных особенностей стоит назвать крепление редуктора при помощи хомута, позволяющее развернуть его под любым углом, что дает возможность располагать пильную шину в горизонтальной плоскости. Простая центробежная муфта сцепления, в которой наружный Г-образный профиль ведущего барабана при увеличении оборотов прижимается к стенкам выступа ведомого, закрепленного на редукторе, обеспечивая передачу крутящего момента.

Недостатки бензопилы:

  • Плохая система обеспечения безопасности (отсутствие автоматического тормоза, кнопки «стоп», защиты от вибрации т.п.).
  • Съемный стартер, который часто теряется.

  • Большой вес.
  • Низкое качество запасных частей.

Близкое родство «Урала» и «Дружбы» позволяет активно использовать запчасти от первого на второй. Так пилы производства 60-х годов обретают вторую молодость после установки на них смазываемых редукторов с современными пильными шинами и цепями.

А запчасти к «Дружбе» по-прежнему выпускаются многими производителями и не являются дефицитом.

Тем более что на базе ее двигателя выпускались не только пилы, но и мотопомпы, лебедки, автономные электрические станции и многое другое.

Ремонт и модернизации пилы Дружба

Хоть данные пилы прекратили выпускать на рубеже тысячелетий, их огромное количество находится в пользовании и продается в интернете до сих пор. Некоторые далеко не исчерпали свой ресурс. Но даже те, что утратили вид и приобрели проблемы в работе – легко восстанавливаются.

Ведь корпусные детали данных пил практически не изнашиваются, а остальное подлежит замене. Видеоролик поможет вам избежать сложностей при разборке «Дружбы-4»:

Чаще всего при ремонте приходится менять подшипники коленвала, все сальники и прокладки.

Не лишней при разборке будет и замена поршневых колец. Возможна также установка ремонтного размера поршневой группы.

Если на вашей бензопиле стоит редуктор без смазки, то стоит установить более современный. Этим вы удлините срок службы пильной цепи.

А вот и видео устройства такого редуктора, на котором видно, чем он отличается от штатного:

Такой новый от «Урала» стоит порядка 3,5 тыс. руб., но при стоимости слегка подержанной «Дружбы» в 4 – 5 тыс. руб. эта цена может показаться чрезмерной. То же касается и других элементов. Так, если у вас работоспособно контактное зажигание, то отдавать за новое или устанавливать электронное за 500 – 600 руб. может и не стоит. Ведь главные проблемы с ним возникают вследствие повреждения сальника коленвала, и при его замене все может придти в норму.

Столько же стоит и съемный стартер, поэтому лучше его не терять. Некоторые закрепляют его жестко на саморезах на штатном месте и мирятся с определенными неудобствами в работе, а некоторые – на тросике, и находят ему место на ручке бензопилы.

Карбюратор дешевле ремонтировать при помощи ремкомплекта.

Стоимость нового составляет порядка 1 тыс. руб.

Самые большие переделки чаще всего производят с системой зажигания, а именно: устанавливают автомобильную катушку взамен вторичной обмотки штатной катушки. Как это грамотно сделать показано на видео:

При этом искра становится значительно мощнее, и устраняются проблемы с запуском пилы, особенно в зимнее время.

Сцепление бензопилы практически не выходит из строя, но иногда требует небольшого ремонта. Оно устроено так, что при малых оборотах Г-образный профиль не разжимается и редуктор не включается, но если ослабевают заклепки, на которых он крепится, то он может касаться внешней части муфты редуктора и на малых оборотах, тогда сцепление «ведет». Стоит попытаться заклепать их сильнее. А если причина не устраниться, то в этом случае покупать новую муфту.

Самоделки из «Дружбы-4»

Компоновка двигателя с редуктором у этой пилы настолько удачна, а сцепление настолько компактно, что устройство является почти готовым силовым агрегатом для многих интересных самоделок.

В 1973 году на базе этих двигателей был создан сверхлегкий вертолет МАИ Х-3, а за ним и модификации 4 и 5. Они были даже показаны на ряде выставок, но в серийное производство не пошли. Слишком тяжело было согласование работы целых 8-ми двигателей для 2-х пропеллеров, обеспечивавших его движение.

Но он летал! А вот ездить на движке от «Дружбы» значительно проще. По снегу и по твердым дорогам.

Правда, достаточно высокие обороты на выходном редукторе пилы требуют установки большой ведомой шестерни на тяговое колесо, промежуточного понижающего вала или уменьшения диаметра самого колеса.

А вот снегоуборочные машины и мотокультиваторы из нее получаются довольно продуктивные, но тоже с системой, понижающей обороты.

Напоследок стоит вспомнить о доукомплектовании пилы системой с гидравлическим клином.

Это приспособление здорово помогает именно при валке леса. А как оно работает, станет понятным после просмотра видеоролика:

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами;)