Стишки для массажа. Детские потешки для массажа малыша Стишки для массажа малышам спины

Ваш малыш уже успел полюбить массаж? Несомненно, это так, если вы уже успели побаловать массажем свое чадо. А чтобы этот процесс был еще веселее, занимательнее и увлекательнее, сопроводите его потешками да прибаутками. Такой массаж понравится не только самым маленьким. И, вот увидите, если частенько будете делать ребенку массаж с прибаутками, скоро и он вам сделает свой первый шуточный, но весьма приятный, массажик.

Массаж животика

Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая прибаутку:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малышку)

Массаж "Был у зайки огород"

Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки)
А весною в огоpод зайка с pадостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания)
А потом все заpовняет, заpовняет, заpовняет (поглаживания, как будто ямки заpавниваешь)
Семена пpосеет ловко (легкие быстpые постукивания всеми пальцами поочеpеди)
И пойдет сажать моpковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку пpидавить)
Закопает, заpовняет (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь выpастет его моpковь (пальцами пpобежать и на макушке пальцы изобpажают ботву от моpковки.

Массаж "Рельсы-рельсы"

Рельсы-рельсы (чертим на спине вертикальные линии)
Шпалы-шпалы (чертим горизонтальные линии)
Ехал поезд запоздалый (ведем по хребту с остановками на позвонках)
Открылось окно (чертим квадрат)
Посыпалось зерно (тыкаем в спину пальцами)
Пришли куры – поклевали (продолжаем тыкать)
Пришли гуси – пощипали (щиплем)
Прошел слон (стучим по спине кулаком)
Прошла слониха (стучим кулаком потише)
Прошел маленький слоненок (тихонько постукиваем кулаком)
Пришел дворник, все размел метлой (массажируем, гладим спину)
Пришел генерал (изображаем пальцами идущего человека)
Поставил стол (сильно стучим по спине)
Поставил стул (стучим тише)
И печатную машинку (стучим тихонечко)
И сел писать письмо:



Дзинь - точки
А себе купил штаны
Дзинь - точки
Небывалой ширины».
Письмо шло-шло-шло (водим пальцем по спине, изображая, как оно шло)
И в корзиночку пришло (лезем за шиворот холодными руками)
Мама его распечатала
И стала читать:
«Дорогие мои дочки (стучим по спине пальцами, как будто печатаем строчку)
Дзинь - точки (щекочем подмышки)
Посылаю вам носочки (цветочки, платочки, чулочки – что кому нравится)
Дзинь - точки
А себе купил штаны
Дзинь - точки
Небывалой ширины».

Массаж "Мышки"

Этот массажный комплекс является хорошей профи­лактикой ОРВИ. Взрослый читает текст и выполняет дви­жения, ребенок их повторяет.

В один прекрасный летний день на полянке играли мышки (кладем обе руки на голову, выполняем легкие движения кончиками пальцев по всей голове). Неожидан­но пошел дождик, который становился все сильнее и сильнее (стучим по голове кончиками пальцев, постепенно увеличивая силу прикосновений). Мышкам пришлось рыть норки, чтобы укрыться от дождя. Шустрые мыш­ки перекопали всю полянку (кончиками пальцев выпол­няем отрывистые движения от одной точки, направляя их в разные стороны).

Теперь у мышек есть уютная норка, и они отдыхают (кладем пальцы обеих рук на затылок).

Когда дождик закончился, мышки взяли грабли и ста­ли приводить свою полянку в порядок (растопыриваем пальцы и «причесываем» ими волосы).

Полянка вновь стала ровной и красивой, а мышки ре­шили почистить свои ушки (трем пальцами уши). Вдруг мышки услышали какой-то шум (тянем уши вверх-вниз). Ну-ка узнаем, что они там услышали (массируем уши, на­чиная от мочек и поднимаясь вверх по краю). Да это прос­то ветер шумит листвой деревьев! Успокоились мышки и стали разговаривать: «Пи-пи-пи» (произносим слоги).

Наговорились мышки и начали прихорашиваться: пригладили бровки (проводим по бровям поочередно каждым пальцем, начиная с большого), разгладили лоб (кладем кончики пальцев обеих рук на середину лба и ведем ими к вискам), «побегали» пальчиками по лбу (постукиваем по лбу кончиками пальцев). А щечки мыш­ки натерли так, что они стали розовыми (складываем пальцы рук в кулаки и трем ими щеки до тех пор, пока кожа не порозовеет). Проверили мышки, хорошо ли ню­хает их носик (закрываем указательным пальцем одну ноздрю и шумно дышим другой, а затем наоборот), и ле­гонько постучали по носику сначала одной лапкой, а затем обеими (постукиваем кончиками пальцев по перего­родке носа).

Примечание: Особенно активным и расторможенным детям, которые мо­гут причинить себе боль, завершающий этап массажа дела­ет взрослый.

Массаж "У оленя дом большой"

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
Лапу подавай!

Массаж медвежий

Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)…
Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: „Моееее поле“ (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: „Моеее поле“ (повыше голосом и шаги помельче).
Медвежонок закричал: „Мое“ (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

Наподобие таких потешек можно придумать для малыша и свой веселый массаж!

Массаж очень полезен для детей. А еще он доставляет радость не только ребенку, но и маме, которая его делает. Правда, иногда данная процедура является для детей слегка болезненной или пугающей. Для того чтобы успокоить или увлечь малыша в этот момент, мама может читать ему детские стихи для массажа.

Стихи, сопровождающие детский массаж рельсы-рельсы

Эта потешка многим из вас знакома с детства. Вот пошаговая или построчная инструкция, с помощью которой вы сможете использовать эти детские стихи для массажа:


Этот детский массаж со словами в стихах поможет вам с легкостью справиться с поставленной задачей и расслабить мышцы новорожденного без криков и истерик. Ведь нелюбимая процедура детей с помощью этих стихов может превратиться в веселую игру.

Другие потешки для детского массажа

У детей на первом году жизни, особенно в возрасте до пяти месяцев очень часто болит животик. Заботливые мамы, чтобы унять приступы, как правило, сразу бегут в аптеку и скупают там все нужные и не очень препараты. Пережить колики менее болезненно вам помогут легкие поглаживания животика и боков малыша теплыми руками. При этом можно использовать стихи для массажа новорожденных. Разденьте грудничка и положите его на спинку. Улыбайтесь крохе и говорите ровным и спокойным голосом:


Детский массаж со стихами можно делать также и с использованием следующих слов и движений:

  • Как к нашей Варе две сороки прилетали,
  • Да по спинке поскакали (стучите подушечками пальцев по спине),
  • Да они же нашу Варю обокрали, обобрали (легкие щипки ладошками),
  • А еще плутовки Варю обклевали, общипали (стучите подушечками пальцев, имитируя клювы сорок).
  • Лежит Варя наша плачет и рекою слезы льет (плавными движениями пальцев вдоль позвоночника изображаете реку).
  • Тут жалеть ее приходит добрый-добрый рыжий кот.
  • Слезы Варе он утрет, лапкою погладит, да сорок отвадит (гладите грудничка по спинке, завершая массаж).

При помощи этих несложных стихов можно обычный массаж превратить в своеобразный ритуал, который дети будут ждать с нетерпением.

СТИХИ ДЛЯ ДЕТСКОГО МАССАЖА.

Массаж полезен в любом возрасте, не только полезен, но и приносит удовольствие. Когда мама делает своему малышу массаж — довольны оба — мама и ребенок. А если прочитать во время массажа стишки — удовольствия, радости и улыбок будет вдвойне больше!

Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.

Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.

Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого.

Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.

Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.

Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым.

Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания.

Желательно, что бы взрослый подпевал, а позже пел под минусовую фонограмму.

Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.

Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты,
бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.

Взрослым с длинными ногтями при проведении массажа надо быть очень осторожными и использовать, если возможно, .соответствующие тексту песенок игрушки и предметы.

1. ЛАДОШКА
(1) Твоя ладошка - это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.

1 - медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 - дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 - указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 - потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 - осторожно переступать пальцами обеих рук

2. ДУБ
(1) Дятел на дубу сидит и стучит, стучит, стучит,
(2) Ищет под корой жучков и съедобных червячков.
(3) Ну а если грянет гром, и польётся дождь потом,
(4) Дятел спрячется в дупло, в нём и сухо и тепло.

1 - положить ладонь на спинку и постукивать указательным пальцем
2 - слегка пощипать
3 - на слово «гром» хлопнуть по спинке, а затем побарабанить пальцами
4 - попытаться сунуть руку за шиворот или подмышку

3.МЯЧИК
(1) Круглый мячик без запинки скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко от руки к земле так близко

Скок и скок и скок и скок, не скачи под потолок,
Скок и скок и стук и стук, не уйдёшь от наших рук.

1 - легко и ритмично похлопывать вдоль по спинке

4. МАЛЯР
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!

1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,
как метлой, ладонью и пальцами
3 - нажимаем указательным пальцем - «колем»
4 - круговые движения по спине
5 - растирание ребром ладони - «пилим»
6 - скользящие движения ребром ладони - «косим»
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии

5. ПАЛЬЧИКИ
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей,
Этот пальчик - всех длинней,
Этот пальчик - всех умней,
(2) Вместе - это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот - всех красивей,
Этот - всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.

(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот - всех красивей, и т. д.

1 - растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 - погладить сразу все пальчики
3 - взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 - сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 - нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша у ногтя

6.КАПУСТКА
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим

(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.

1 - лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 - попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 - нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев

7. ЛИСТОЧКИ
(1) Дождик травку поливает,
(2) Ветер дерево качает
(3) Листики висят, висят
(4) И тихонько вниз летят.
(5) Дети в садик выбегают
(6) И листочки собирают
(7) Их к себе домой несут
(И в коробочку кладут.

1 - легко постукиваем по спинке кончиками расслабленных пальцев
2 - положив руки на плечи, слегка раскачиваем
3 - тихонько дотронуться кончиками пальцами до плеч
4 - медленно погладить кончиками пальцев вдоль позвоночника
5 - пробежать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
6 - легонько пощипать
7 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
8 - положить бумажные листочки или концы пальцев на ладошку малыша
и закрыть его пальчики в кулачок.

8. ОКНА
(1) Вот мы тряпочки берём и окошки мыть идём.
(2) Это грязное (узкое/круглое) окно мыть пора давным-давно.

1 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке
2 - потереть своей ладошкой ладошку малыша (ручку/ушко)

9. ЁЖИК
(1) Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

1 - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками

10. ДОЖДЬ

(1) Посмотрите, дождь полил, воробьишку намочил.(2 раза)
(2) Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(1) Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.(2 раза)
(3) Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)
(1) Посмотрите, дождь полил, жеребёнка намочил.(2 раза)
(4) Скачет он к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил и утёнка намочил.(2 раза)
(5) Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

(1) Посмотрите, дождь полил, медвежонка намочил.(2 раза)
(6) Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (2 раза)

1 - постукивать пальцами по плечам и спине
2 - быстро похлопывать кончиками пальцев

4 - попеременно постукивать руками (косточками согнутых пальцев)
5 - «идти» ладошками обеих рук
6 - хлопать попеременно ладошками, сложенными «ковшиками»

11. НА САНОЧКАХ
(1) Подмели метлищей, стал двор чище
(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,
(4) И на кручу санки покатили сами.
(5) Побежали дети скоро, скоро
(6) Притащили саночки на гору.
(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,
(А на горку сани потащили сами.
(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.

1 - сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
2 - «поскрести» ребром ладони
3 - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»
и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку
4 - провести рёбрами ладоней по спинке вверх
5 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх
7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз
8 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

12. МОСТИК
(1) Над речкой - узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(2) Сначала кошка ловко по мостику прошла,
(3) За ней змея тихонько на пузе проползла.
За ней змея тихонько на пузе проползла.

(4) Петух, как на параде, за ней маршировал…
(5) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.
(6) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,
(7) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.

1 - погладить спинку снизу вверх
2 - переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
3 - волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх
4 - переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев
5 - простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх
6 - «идти» ладошками обеих рук
7 - «идти» указательным и средним пальцем, в конце песни - пощекотать.

13. ЛЁН
Лён зеленой при горе, при крутой.
(1) Уж я *сеяла, сеяла лён,
Уж я *сеяла, сеяла лён,
Уж я, сея, приговаривала,
Сапогами приколачивала.

*(2) стлала то (3) сушила (4) я мяла (5) чесала (6) я пряла

1 - легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев по голове малыша
2 - поглаживаем голову
3 - дуем на головку, шейку, а если поём под «минусовку», то заменяем слово «сушила»
на слово «трепала» и кончиками пальцев слегка треплем волосы
4 - «мнём» волосики
5 - чешем волосы кончиками пальцев
6 - «прядём» волосики

14. ЛЕТО
(1) Летом солнышка лучи стали очень горячи.
Да, да все лучи, да, да горячи,
(2) Даже старый воробей начал прыгать веселей
Чив, чив, воробей, чив, чив, веселей.
(3) Лягушонок длинноног по дорожке скок да скок,
Ква, ква, длинноног, ква, ква, скок да скок.
(4) Прилетел и сел на сук толстый и усатый жук
Жу, жу; толстый жук, жу - жу, сел на сук.
(5) Ветерок шумит в ветвях на берёзах и дубах,
Уф, уф, на берёзах, уф, уф, на дубах.

1 - положить ладони на плечики малыша
2 - указательным и средними пальцами прыгать по спинке под музыку
3 - лёгкие шлепки на зарифмованные слова, после шлепка - ладонь прижата
4 - поводить указательным пальцем в воздухе и дотронуться до ручки малыша
5 - дуть на шейку и руки малыша

15. ХОДИТ ЁЖИК
(1) Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
(2) А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,
(3) Где катают мышки маленькие шишки.

1 - тихонько походить ноготками по спинке
2 - провести подушечкой указательного пальца к бочку
3 - немного пощекотать ребёнка

16. ДОЖДИК, ЛЕЙ
(1) Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей,
На людей по ложке, на меня по крошке,
(2) Дождик лей посильней, будет травка зеленей.

Дождик, дождик, лей, лей, лей, на меня и на людей,
(3) А наш огород поливай весь год.

1 - постукивать указательным пальцем по плечикам и спинке
2 - тихонько барабанить всеми пальцами по плечикам и спинке
3 - сделать попытку побарабанить по бокам, где щекотно

17. МЫ ПИЛИМ
(1) Мы пилим, пилим доски для нового стола,
Стальные зубы остры, легко идёт пила.
Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда
Дзинда, дзинда, дзинда, дзинда, дза.

(2) Скользит, скользит послушно рубанок вдоль доски
И станет она гладкой, приятной для руки.
Вжих -так, вжих - так, вжих -так, вжих - так.
Вжих -так, вжих - так, вжих -так, вжих - так, вжих.

(3) А ну-ка веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём.
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук.

1 - ребром ладони под музыку водить поперёк спинки, как пилой
2 - вверх по спинке вести ребром ладони, обратно вниз - легко гладя
3 - легко и ритмично постукивать кулачком

18. ЛОШАДКА
(1) Вот бежит лошадка, сделана из ватки,
Она кашки не ест, молочка не пьёт,
Только скачет взад-вперёд, взад-вперёд, взад-вперёд.

1 - всеми пальцами одной руки быстро постукивать - «бежать под музыку
по спинке и по ручкам ребёнка

19. ЗАЙЧИК
(1) Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
(2) Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
(3) Пиф! Паф! Не попал,
(4) Зайчик быстро ускакал

1 - «маршировать» двумя пальцами левой руки по боку малыша снизу вверх
и остановиться
2 - «пробежать» двумя пальцами правой руки по другому боку малыша
3 - на слова «Пиф! Паф!» хлопнуть 2 раза в ладоши
4 - всеми пальцами левой руки ускакать, как зайчик

20. БАРАБАН
(1) По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,
И по *спинке постучу столько, сколько захочу
(2) Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,
Барабаню тут и там по утрам и вечерам.
Тук, тук, туки, туки, стук, стук, стуки, стуки.
(3) Кот не любит барабан, залезает под диван.

(*И по ручке, и по ножке, и по пяткам)
1 - похлопывать спинку (ручку/ножку/пятки) одной рукой
2 - похлопывать двумя руками
3 - сделать попутку переступая пальцами одной руки забраться за шиворот или
за пазуху малыша

21. ПРИХОДИТЕ, МЫШИ
(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели - можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.

(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!

(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!

1 - махать ручкой малыша
2 - «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке малыша
3 - сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 - гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 - пощекотать ладошку
6 - махать ручкой малыша

22. ПЁРЫШКО
(1) Смотрите, смотрите, что я принесла!
Смотрите, какое перо я нашла
Оно по ладошке тихонько ползёт
Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,
И шейку оно очень нежно ласкает.
Куда полетит - интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,
Одно и другое немножко щекочет
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

1 - в соответствии с текстом песенки трогать малыша вырезанным из бумаги
раскрашенным пёрышком

23. ВЕЛОСИПЕД
(1) А я сяду и поеду под окошечко к соседу:
Хватит спать, вставай, сосед, доставай велосипед.
Мы прокатимся к сараям, голубей перепугаем,
От сараев поворот, будут гонки до ворот.
Мы поедем вдоль забора до угла до светофора.
(2) Ну-ка быстро дай ответ: ты поедешь или нет?

1 - обводить указательным пальцем «контур» лежащего на животе или стоящего малыша
2 - прохлопать по спинке ритм слов «ты поедешь или нет»

МАССАЖ НОЖЕК.

Делаем массаж ножек (мама лёгкими пощипывающими движениями от кончиков пальчиков движется вверх до животика карапуза, а в конце стишка обязательно гладит его по головке).

Этот маленький жучок по траве гуляет,
Травку сочную найдёт и её кусает.
Этот маленький жучок, по кустам гуляет,
Листик сладенький найдёт и его щипает.
Этот маленький жучок по ветвям гуляет.
Этот маленький жучок выше залезает.
Он не будет нас кусать(гладим по головке),
Хочет он чуть-чуть поспать!!!

Или такой (движения те же):

Божья коровка,алая спинка,
Ухватилась крепко букашка за травинку.
Вверх,неспешным ходом, ползёт по стебельку,
К пахнущему мёдом, сладкому цветку!!! (гладим!)

Стихи о лягушках.

(Под них ребёночек сидит спиной к маме,ножки согнуты в коленочках(похоже на позу "лотоса"), а мама берёт его ножки(стопы) и быстро то соединяет их вместе, то разъединяет на первые 2 счёта, а на следующие разводит ножки широко в стороны. В конце стишка перед ребёнком кладётся мячик, что заставляет его хорошо потянуться за ним вперёд.

Лягушата на пруду разыгрались в чехарду
Ква,ква,ква,ква (широко ножки!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
Ква,ква,ква,ква. (широко!)
И нырнули в глубь пруда!!! (хорошо тянем спинку, нагинаясь вперёд)

Чьи там крики у пруда?
КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА КВА КВАсу, простоКВАши,
Надоела нам вода!!! (на каждое КВА ножки разводим широко в стороны)

После дождика лягушки КВА,КВА,КВА!
Веселились на опушке КВА,КВА,КВА!
Что за прелесть КВА,КВА,КВА!
Всюду мокрая трава!!!

МАССАЖ РУЧЕК.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
Паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять по ветке!

Две сороконожки бежали по дорожке,
Встретились! Обнялись! Еле растались! И попрощались!

Шла по полю черепаха,
И дрожала вся от страха!
Говорит она - кусь,кусь!
Никого я не боюсь!!!

Теперь берём мячики-ёжики и катаем их по спинкам или животикам малыша!

Мышь полезла в первый раз посмотреть который час.
Вдруг часы сказали - БОМ!
Мышь скатилась кувырком!!!
Мышь полезла второй раз посмотреть который час!
Вдруг часы сказали- БОМ,БОМ!
Мышь скатилась кувырком! (и так далее)

Ходит ёжик без дорожек по лесу,по лесу.
И колючками своими колется,колется.
А я ёжику-ежу ту тропинку покажу
Где катают мышки еловые шишки!!!

На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт
Мордочку ежонку трёт.
Только спинку,только спику,
Не потрёшь родному сынке.
Ходит по росе лесной
Ёж с немытою спиной.
Вот так, посудите сами
Дело обстоит с ежами.
Хорошо ребята,всё ж,
Что никто из нас не ёж!

С ветки яблочко упало и по саду побежало!
Побежало мимо Мурки,мимо Муркиных подруг,
Мимо Жучкиной конурки и в траве исчезло вдруг!
Как же яблочко без ножек убежало?!
Вот вопрос.
Это ёжик, просто ёжик
На спине его унёс!

Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы. Едет поез запоздалый.

Она известна каждому взрослому с детства!

Рельсы, рельсы.
(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы.
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.
(щипаем спинку)
Прошёл слон,
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«идём» кулаками, но с меньим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.
(поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол,
(изображаем — стол кулаком)
Стул,
(стул — щепотью)
Печатную машинку.
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал,
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,
(щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.

***
Били лён, били
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили
(растираем ладонями)
Колотили, колотили
(похлопываем)
Мяли, мяли
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали
(поглаживаем ладонями)

***
Мы капусту рубим, рубим
(рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём
(трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим
(точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём
(прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём
(поглаживающие движения ладонями)

***
(покалачиваем по пяточке)
Куй, куй, каблучок!
Подай бабка башмачок.
Не подашь башмачка —
Не подкуем каблучка.

***
Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому—
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому-
Лисичке-сестричке—
воробью — синичке
Кому в роток,
(гладьте большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку»

***
Птичка-птичка,
(водим пальчиком по ладошке)
Вот тебе водичка
(сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания)
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

***
Тушки-татушки,
испекли ватрушки
(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок—
Он на опарышке взмешён
(нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!
(Ручки поднимаются к макушке)

***
На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу
(кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери
(пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем малыша)

***
Чушки, вьюшки, перевьюшки
(крутим кулочки друг вокруг друга,)
Тимбирлим сидит в кадушке
(стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)
А мы его по макушке
(приближаем ручки малыша к его голове);
Бац-бац-бац
(прикасаемся кулачками к головке)

(постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

***
Потягунюшки, порастунюшки

Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки,

А в ушки — слышунюшки,
(показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показывают глазки)
А носику — сопунюшки,
(показывают носик)
А в роток — говорок,
(показывают ротик)
А в головку — разумок!

***
Потягунюшки, порастунюшки
(поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки,
(сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки,
(показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показывают глазки)
А носику — сопунюшки,
(показывают носик)
А в роток — говорок,
(показывают ротик)
А в головку — разумок!

Стихи для массажа Если мама делает массаж своему ребенку(неважно какого возраста) это способствует лучшей эмоциональной связи между ними, повышает уровень доверия, способствует выработке гормонов счастья(эндорфинов) . И для физического развития массаж очень полезен. Особенно в возрасте до года.Речь идет о профилактическом массаже, который не требует особых знаний и умений или даже о массаже в форме игры. 1.Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы Рельсы, рельсы Шпалы, шпалы Ехал поезд запоздалый Из последнего вагона Вдруг просыпалось зерно. Пришли куры – поклевали, поклевали. Пришли гуси – пощипали, пощипали. Пришел слон – потоптал, потоптал. Пришла слониха – потоптала, потоптала. Пришел слонёнок – потоптал, потоптал. (Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы) Пришел дворник, все подмёл, Поставил стол, Поставил стул И начал писать письмо: «Дорогие жена и дочка – вжик, точка, вжик, точка (справа, слева). высылаю вам чулочки – вжик, точка, вжик, точка. а чулочки не простые – вжик, точка, вжик, точка. В них застёжки золотые – вжик, точка, вжик, точка. Запечатал и отправил его по почте. 2. Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот И крутит, и крутит (крутим руками по окружности). Вставай дед, – говорит бабка, – Вези меня к врачу. Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками). И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились. Что делать? Видят стоит черепаха, комар, слон – На чем поедишь? (тот кому массаж делают – отвечает) – (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком) Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела. … И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором. Закончить можно так. Бабка закричала – Ой – дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном. 3. Массаж спинки(поглаживание) На малышку глядя, Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывет, Белка хвостиком метет, Как по небу облачка Мы погладили бочка. Как летят снежинки, Так мы гладим спинку! 4. Массаж животика (или при коликах). Нужно гладить живот по часовой стрелке, приговаривая: Розовый животик Мурлычет, словно котик, Заурчал щеночком, Забулькал ручеечком. Ах животик ты, живот, Кто же там внутри живет? Кто мешает баиньки Маленькому заиньке? Мы погладим пузики, Толстые арбузики. Спит щеночек, спит котенок. Улыбается ребенок. 5. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх) Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) Улетели (поглаживаем малышку) У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим) Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки) Зайка по лесу бежит (топаем ножками) В дверь ко мне стучится (ручками стучим) Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим) Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем) Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки) Лапу подавай! 6. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный. Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)… Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например). Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине). Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину). Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине). Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче). Медвежонок закричал: «Мое» (тоненьким голоском, мелкимипрыжками). Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит. И решили они посадить пшеницу. Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке). Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла… Выросли большие и красивые колоски… Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем). Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке). «Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи… Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами). Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке). А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек! 7. Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки, А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки) А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки) А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик) А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик) А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик) 8. Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём 9. Били лён, били (стучим кулачками по спине) Топили, топили (растираем ладонями). Колотили, колотили (похлопываем). Мяли, мяли (разминаем пальцами) Трепали, трепали (трясём за плечи) Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней) На столы накрывали (поглаживаем ладонями) 10. Как на этой на неделе Прилетали две тетери: Походили – пощипали, Походили – поклевали. Посидели-посидели И обратно улетели. Прилетят в конце недели Наши милые тетери. Мы тетерок будем ждать – Дадим им крошек поклевать. Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки. 11. Ручки-рученьки, да у деточки. Потягушеньки – словно веточки, Тянем к мамочке – потянушечки, И ладошечки, и подушечки. Ах вы, плечики, мои пышечки, Потягушеньки, да малышечки. Потянушечки – локотулечки, Потягушечки у лапулечки. Ножки-ноженьки, потягушечки, По дороженьке побегушечки, Ножки сладеньки, да ножулечки, Ножки маленьки, крохотулечки. На колешечках – сладка ямочка, Вот как солнышко любит мамочка! 12. Массаж стоп – растирание. Пяточки-топтаточки, Шекотки-щекотаточки, Розовы, да гладеньки, Как конфетки сладеньки. Маленькие стопочки, Стопочки-топ-топочки, До чего прекрасны. Шелковы-атласны. Маленькие пальчики, Девочки и мальчики. Розовы подушечки, Крохотны ногтюшечки, Пальчики-горошинки, До чего ж пригоженьки. Вот какие ножки Ходят по дорожке! 13. Рыбки плавали, плескались В чистой тепленькой воде (разводите руки ребенка как будто плывете) То сожмуться (прикладываете ручки ребенка, как будто он обнимает себя сам) Разожмуться (распахиваете ручки) То зароются в песке («зарываетесь в песок») 14.для самостоятельных Ветер дует к нам в лицо (Ребенок машет ручками на себя) Закачалось деревцо (качается из стороны в сторону) ветерок все тише тише (присаживается) а деревце все выше выше (потягивается на мысочки)

Рельсы-рельсы,
Шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек
Пришли куры поклевали.
Пришли гуси пощипали.
Пришёл слон потоптал.
Пришёл облиза облизал..
Прошла слониха
Прошёл маленький слоненок(пальчикам шагаю))
Проползла змея
Пришёл дворник всё подмёл.
Поставила стол, стул,
пришел директор и начала писать:
-Я купил жене и дочки

-заграничные чулочки
Дзынь дзылочки, Дзынь дзылочки
А себе и сыну новую машину
... не понравилось письмо, всё смял, смял(хорошенько помять спинку) и выбросил...
начал заново писать;
(По второму кругу, а можно и по третьему,если «не понравиться» письмо), в конце-
Поставил печать, пора отправлять! Fox kids (Гость)
А мне вот мама говорила "из последнего окошка высыпалась горсть горошка". Кто-то, видимо, его просто бросил кур покормить. Может, так вам правдоподобнее? Откуда в вагоне горох скажите мне люди. Вот зерно возят в вагонах Рельси рельси
Шпали шпали
Ехал поезд опоздалий
Вдруг из заднего вагона посипалось зерно пришли кури поклевали
Пришли гуси пощипали
А из четвёртого вагона вышла Алла Пугачёва ну из пятого вагона вышел Галкин ей на встречаю Саша (Гость)
Вы проверяйте грамотность,а то вы сОма придумали. Сом тр в чем виноват А у меня так (сома придумала)
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы едет поезд запоздалы а из третьего вогона посыпается зерно пришли куры поклевали поклевали пришли гуси пощипали пощипали пришёл дворник всёёё подмёл поставил стул,стол пишет письмо: пришли куры покливали, пришли гуси пощипали, пришёл слон потоптал всё он.я нарезааал травы кооорове МУ корооова дола молока молока у нас река! А вот моя версия:
Рельсы-рельсы!
Шпалы-шпалы!
Ехал поезд запоздалый (или из Антальи😁)
Из последнего окошка посыпалось зерна немножко (либо из последнего вагона посыпалось зерна полтонны😊)
Пришли куры поклевали-поклевали!
Пришли гуси пощипали-пощипали!
Прошёл слон! Потоптался-потоптался!
Прошла слониха! Потопталась-потопталась!
Прошёл слонёнок! Побегал-побегал!
(Далее тоже самое, только с пингвинами🐧)
Пришёл директор зоопарка!
Поставил стул, стол и печатную машинку и начал печатать:
Я куплю жене и дочке! Жик-жик-жик! Жик-жик-жик! Заграничные чулочки!Жик-жик-жик! Жик-жик-жик!
А ещё машину Киа! Жик-жик-жик! Жик-жик-жик!
И одну путёвку в Рио! Жик-жик-жик! Жик-жик-жик!
Поставил точку, запечатал конверт и отправил в почтовый ящик! Действительно, народное творчество получается))
у нас свой вариант - его слышала в детстве, потом своим деткам делала. Что-то забылось, что-то сочинилось)
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы,
ехал поезд запоздалый.
Из последнего вагона
просыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали-поклевали,
Пришли гуси – пощипали-пощипали.
Прошел слон, стал топтать: ТОП-ТОП-ТОП.
Пришёл дворник, всё подмёл - вжик, вжик, вжик.
поставил стул, стол, печатную машинку и стал печатать:
"Дорогая моя дочка - вжик-вжик,
Я купил тебе сапожки - вжик, вжик,
Будешь дочка их носить - вжик, вжик,
И отца благодарить - вжик, вжик!"
Запечатал в конверт и бросил в почтовый ящик.
а так как дети просили продолжения "массажа" началось "народное творчество")))
Рельсы-рельсы, шпалы - шпалы, провода-провода, столбы понатыканы..
открылись ворота зоопарка. Пробежал Слон, Слониха, Слонята. Проползли змеи, попрыгали Кенгуру... И так бесконечное количество разных животных, на что хватало фантазии "массажиста". Заканчивалось тем, что приходил директор зоопарка и закрывал ворота, либо сгонял всех животных обратно (то есть они все "пробегали" по спинке обратно)) Разноцветные платочки *дзынь-дзынь*"
Подпись поставил штамп поставил
И на почту поставил