Роль творчества в воспитании детей. Воспитание творчеством. Спасибо за внимание

Многие родители убеждены, что детям очень полезно заниматься творческой деятельностью. Это, в общем, совершенно верно, вот только под «творчеством» обычно понимается исключительно художественное творчество, искусство: чаще всего ИЗО и музыка. Многие родители убеждены, что сами по себе «занятия искусством» благотворно влияют на детей. Так ли это? Что это на самом деле такое – «творчество», и как можно его использовать в воспитании детей?

История 1. Бедная Аня

Как-то раз знакомая учительница музыки пригласила меня на концерт в детскую музыкальную школу. Концерт необычный - сольный. А солисту – вернее, солистке – 12 лет. Зовут её Аня Бойко, она лауреат всяких конкурсов, в том числе международных. Концертная программа рассчитана на полтора часа, исполняться будет, в основном, классика. Аня сыграет одна, с оркестром, с певцом и, наконец, со своей учительницей из музыкальной школы в четыре руки.

Я пошёл на концерт. Зал детской музыкальной школы мало чем отличается от обычного концертного зала: обитые зелёным бархатом откидные кресла, ярко освещённая сцена, оркестровая яма, откуда, как и положено, сверкают две-три отполированные до блеска лысины; на сцене – громадный, как мамонт, чёрный рояль. Зал набит битком и величиной тоже не уступает нормальному «взрослому» залу.

Вышла ведущая – та самая моя знакомая, солидная дама в длинном платье. Наконец, мы увидели героиню вечера – Аню. Знаменитая пианистка оказалась маленькой, тощенькой, бледненькой, заморенного вида девочкой. Одета в пышную, с кружевами и оборками, белоснежную блузку и тёмную длинную юбку – как курсистка XIX века.

Держалась на сцене она скованно, но совершенно спокойно: несложно догадаться, почему, – тут дело в привычке: она же постоянно выступает.

Потом она начала играть: детские пьесы Чайковского, этюды Черни – и в то же время большой кусок из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Шопена, что-то – уже не помню – из Бетховена Все эти вещи она исполнила совершенно одинаково: очень старательно, отчётливо, очень правильно – именно так, как учат в музыкальной школе – и очень скучно . Никакой разницы в исполнении, с одной стороны, детских вещей или этюдов – а, с другой стороны, концерта Шопена – не наблюдалось. Ей явно всё равно было, что играть.

После каждой новой пьесы Аня вставала и заученно, как манекен, раскланивалась. Публика – в основном, ученики и ученицы той же школы, их родители и прочая родня, – словом, болельщики – шумно аплодировала. Какой-то толстый дядя во втором ряду всё время басом кричал «Браво!» – таким голосом, будто хотел напутать Аню. Но она нисколько не пугалась.

Постояв положенное время, церемонно поклонившись, она снова усаживалась за рояль на высокий стульчик – и так же старательно оттарабанивала очередную вещь: без интереса, без понимания, без всяких чувств – как автомат. Потом снова вставала раскланиваться.

У этой бедной девочки были два явных достоинства: первое – замечательная моторика, второе – старательность. Впрочем, она ещё и явно послушная, отличница, наверное, – из тех, что беспрекословно, не задумавшись ни на минуту, выполняют любые распоряжения взрослых. И вот кто-то догадался отдать её в раннем возрасте в музыкальную школу. Теперь имеем результат.

Её натренировали – и очень довольны: куча лауреатских званий – школе честь, родителям слава, да и у самой Ани тоже ведь самолюбие есть.

Вот только эта девочка сходит за звезду исполнительского искусства только сейчас, пока она сравнительно маленькая. Взрослых дядечек и тётечек умиляет, что такое дитё так бойко отстукивает сложнейшие пассажи Шопена, какие и взрослому-то исполнителю не всегда под силу.

Однако она не любит музыку, не чувствует, не понимает её. В то же время её убедили, что она музыкант, она к этому привыкла. У неё отняли здоровье: она хиленькая, бледненькая. Неудивительно: чтобы так отбрякивать Шопена с Бетховеном, надо тренироваться каждый день по 3-4 часа. А ведь есть ещё обычная школа. Ей и гулять-то, наверное, некогда.

У неё украли детство, украли здоровье, обманули, внушив ложные надежды, посеяв в её душу иллюзии, которым никогда не суждено сбыться. Станет взрослой – и никому не будет нужна. Будет тянуть лямку или аккомпаниатором, или, ещё вернее, учительницей музыки, и довольно плохой, потому что музыку не любит. И всю жизнь чувствовать себя обиженной, ущемлённой, как ребёнок, которому обещали конфетку и не дали: ведь сулили такое будущее, такую карьеру! – и где она?

Догадается ли Аня, что взрослые – в том числе, увы, и собственные родители – попросту обманывали её ради собственной корысти: удовлетворяли за её счёт своё честолюбие?

Бедная, бедная Аня!

История 2. Как хорошо быть художником!

Кира раньше училась в художественной школе. Сейчас ей уже 17 лет: художественную школу она так и не закончила, бросила. Рисует она, по-моему, неважненько: ничего особенного.

Как-то Кира – а она не лишена чувства юмора – рассказала мне об особенностях этой, кстати, очень солидной и престижной, художественной школы.

Одного их преподавателя зовут Авессалом Аввакумович. Они его называли между собой Салям-Алейкум. Это очень художественного вида человек: малого росточка, но зато с длинной гривой плохо расчёсанных полуседых волос и с козлиной бородкой. По словам Киры, Салям-Алейкума никто из них не слушал: все что-то своё рисовали, болтали, смеялись, ходили по аудитории, не обращая внимания на преподавателя. Но он на своих учеников не обижался, а продолжал говорить – так что все были довольны друг другом: ученики не мешали учителю высказывать свои мысли, а он, в свою очередь, не мешал им делать и говорить всё, что им заблагорассудится.

На вопрос, чему же она научилась на уроках Авессалома, Кира, смеясь, ответила, что научилась пользоваться губной помадой (ей было 11 лет). Правда, этому искусству её научил не учитель, а другая девочка, постарше неё.

Ещё одна преподавательница, Зарема Руслановна, обычно начинала занятие очень серьёзно, делала перекличку, строго спрашивала домашнее задание – но потом, минут через 10-15, ей обычно кто-то звонил, и она выходила в коридор поговорить. После чего, как правило, наведывалась в ближайший магазин, а придя оттуда, долго беседовала с кем-нибудь из встретившихся ей в коридоре коллег. Только когда занятие уже заканчивалось, Зарема Руслановна снова появлялась перед своими учениками и строго спрашивала, что они нарисовали. Обычно выясняюсь, что ничего, поскольку большинство тоже отлучалось в магазин и всякие иные привлекательные места. Зарема Руслановна строго выговаривала нерадивым ученикам, обещала за них взяться на следующем занятии – и прощалась. В следующий раз, разумеется, всё повторялось сначала в той же последовательности.

Были, конечно, и добросовестные преподаватели. «Но они не учили нас любить искусство, а учили технике живописи. Как размешивать краски, как накладывать. Композиция, перспектива – то-сё. Мне это было неинтересно».

В итоге, проучившись в этой замечательной и, между прочим, небесплатной школе 2,5 года (а это значит по 3 часа 3 раза в неделю, по вечерам, она проводила там). Кира бросила её, о чём нисколько не жалеет.
Вот только зачем она потеряла столько времени? Неужели только для того, чтобы познакомиться со столь выдающимися личностями, как Авессалом Аввакумович и Зарема Русланивна?

История 3. Иван – крестьянский сын

А вот персонаж совсем в другом роде. Ваня. Живёт Иван в большой деревне, на юге. И семья у него большая: шестеро братьев и сестёр, мама и папа, бабушки, дедушки.

Ваня не занимается никакой художественной деятельностью. Зато однажды он вместе с братом Костей построил вокруг своего двора настоящий забор из дикого камня, скрепленного глиной. Забор невысокий, потому что всё равно никто ничего не украдёт: в селе всё на виду. Но для порядка нужно.

Ваня и Костя делали забор сами: им никто не помогал. Только дедушка иногда давал советы, если его спрашивали: сколько воды налить в глину, как класть камни, чтобы не развалились.

Получилось неплохо, только некоторые камни выпирают. Теперь Ваня с удовольствием, проходя мимо, поглаживает рукой свой забор , а иногда подмазывает его свежей глиной.

Ещё одно, тоже совершенно не творческое, дело сделал Ваня: он натаскал с опушки леса хорошей чёрной земли, насыпал во дворе и посадил кусты чёрной смородины . Шесть кустов! Это тоже забота: их надо окапывать, поливать, удобрять, защищать от вредителей. И ничего: смородина у Вани хорошо растёт, с каждым годом урожай ягод всё больше – хотя, когда мальчик посадил кусты, ему было только 8 лет и никто ему опять-таки не помогал.

Ещё Ваня – птицелов. Ловит он, главным образом, щеглов: на них есть спрос на птичьем рынке в городе. Чтобы поймать птичку, нужна «заподка» – западня: небольшая клеточка, разделённая перегородкой надвое. В одну половину помещается ручная подсадная птичка: она весело прыгает, клюёт корм – соблазняя тем самым своих товарок. В другой половине – открытая дверка с пружинкой. Птичка подлетает, садится на палочку, вставленную в дверку, пружина срабатывает и дверка захлопывается.

Такие заподки все мальчишки, и Ваня тоже, делают себе сами. Это огромная работа: вырезать ножом ровные палочки, пробить в них гвоздиком на равном расстоянии дырочки, протянуть проволоку. Но самая тонкая работа – та самая дверка с пружинкой. Сделаешь её слабой – птичка улетит. Сделаешь слишком сильной – дверка так прихлопнет крошечную пичугу, что может её покалечить.

Но Ваня умеет делать заподки, и он ещё ни одной птице не повредил.

Однако западня – это ещё полдела. Надо знать места в лесу, где кормятся и ночуют щеглы. Знать их повадки. Ведь если пойманная птичка долго просидит в клетке, она будет биться, стараясь вырваться, и может повредить себе крылья и голову и даже вовсе погибнуть. Птичку надо достать из клетки почти сразу после того, как дверка захлопнулась, а для этого приходится проверять свои ловушки на рассвете, когда все нормальные люди ещё спят: ведь птички с утра голодные, а потому менее осторожные – и часто попадаются в ловушки именно рано утром.

Потом нужно добывать для своих птиц корм. Пока их никто не купил, они должны хорошо питаться, чтобы выглядеть бодрыми и здоровыми. Впрочем, Ваня не всех своих птиц продаёт, потому что он не коммерсант по натуре, а увлечённый человек, а кроме того, он просто любит птиц, ему нравится с ними возиться, нравятся они сами по себе.

Щеглы ещё ничего – они едят семена репейника, а этого добра везде полно: надо только осенью заготовить достаточно. А вот некоторых птиц: соловьёв, например – надо кормить червяками, мотылём – живым кормом. Это посложнее.

Я познакомился с Ваней, когда ему было 10 лет. Простецкая веснушчатая физиономия, волосы, как солома, - под стать имени. Но какой он живой, инициативный, весёлый, здоровый - и какой творческий! Всё сам: и всегда у него всё получается. Так кто же у нас более творческий человек: Аня, Кира - или всё-таки Ваня?

Именно самостоятельная деятельность, требующая проявления инициативы, преодоления трудностей и с ответственностью за результат – действительно очень полезна с воспитательной точки зрения. А вот полезна ли вашему ребёнку заниматься музыкой или ИЗО – это зависит от множества обстоятельств: состояния его здоровья, его способностей, личностных особенностей; наконец, от того, какие учителя ему попадутся.

«Творческая деятельность», по мнению большинства современных педагогов и психологов, – это самостоятельная деятельность, в которую входит постановка цели (самостоятельная! кто делать будет, тот и цель ставит), планирование всех этапов её достижения; самостоятельные действия, направленные к её достижению, и, наконец, ответственность за результат (ответственность – перед самим собой, прежде всего). При этом творческой может быть абсолютно любая деятельность, если она строится описанным выше образом. И труд на земле, и забота о животных, и строительство – даже и просто забора. Важно не что делать, а зачем и как .

Некоторым родителям льстит, что их дочь или сын будут пиликать на скрипочке или малевать пейзажики: им почему-то кажется, что подобные занятия облагородят их дитё, придадут ему интеллигентский лоск и вообще «приобщат к культуре». Так вот – это ещё большой вопрос.

Довольно нередкий результат усиленных занятий музыкой в раннем возрасте – отвращение к музыке (хорошо, если без сколиоза в придачу).

Хотя действительно художественно одарённых детей нужно учить обязательно и начинать как можно раньше. Но многие родители заблуждаются относительно талантов своих детей. А, кроме того, надо учитывать и склонности самого ребёнка. Если мальчик жаждет гонять в футбол и ходить на рыбалку, усаживать его на 3 часа в день за инструмент – по меньшей мере, бесчеловечно, да и педагогически нецелесообразно. Сначала надо увлечь – а уже потом технически обучать.

И ещё. Психолог В. Ротенберг как-то сказал: «Наградой за творчество является само творчество» . А не дипломы и награды.

Творчество очень нужно всем людям, а детям прежде всего. Но не надо искать его в особых «специально отведённых для этого» местах. Творчески можно отнестись к любому делу, было бы желание. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества.

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

сайт и издательство «МИФ.Детство» с помощью книги Джин Ван"т Хал «Творческое воспитание» хочет приоткрыть родителям некоторые тайны воспитания в ребенке творческих способностей в рамках дома, внутри семьи. Книга представляет собой жизненный опыт американской мамы двух детей, автора популярного блога о творческих занятиях с детьми (ArtfulParent.com). Внутри книги найдутся секреты и советы по развитию художественных способностей, а также 60 мастер-классов для детей от 1 года до 8 лет.

Судить конкурс и выбирать художественные шедевры будет Лиза Арье – популярный блоггер (www.lizon.org ), автор книги «Новогодний переполох. Поделки и подарки своими руками», трижды обладатель премии от Блоги Мам «Блог года» (в том числе «Блог года 2015») и просто креативная мама трех разновозрастных мальчишек. «Стремлюсь замечать красоту в окружающем нас мире. И жить в мечтах, как в детстве. Мне всегда особенно приятно попытаться создать что-то интересное самой» – Лиза Арье.

Для участия в конкурсе будьте участником/подписчиком групп организаторов, судьи и спонсоров тура, в котором принимаете участие. Выложите фотографию работы, сделанной на основе мастер-класса конкретного тура, в социальные сети на своей странице. Сделайте корректную подпись тура и поставьте хэштег #творческое_воспитание.

Обязательное условие для всех участников: в период проведения конкурса аккаунт должен быть открыт, чтобы можно было посмотреть конкурсную работу.

Вконтакте : подпишитесь на организаторов PARENTSRUS , MIFDetstvo , судью Lizon.org и спонсора тура..org, спонсор....».

Instagram : подпишитесь на все аккаунты организаторов, судьи и спонсоров. Ставьте хэштег и подпись «Конкурс #творческое_воспитание от @journal_сайтs и @MifDetstvo , cудья @Lizon_org , спонсор тура....».

Facebook: подпишитесь на все аккаунты организаторов, судьи и спонсоров. Ставьте хэштег и подпись «Конкурс #творческое_воспитание от ParentsRusMagazine и MifDetstvo , cудья Lizon.org , спонсор тура....».

Среди всех участников каждого тура будут выбраны 3 победителя вне привязки к социальной сети участия: Вконтакте, Instagram, которые получат подарки от спонсоров.

Количество фотографий от одного участника не ограничено, но они не должны повторяться, так как площадкой проведения конкурса являются сразу 3 соцсети.

Творческая работа должна быть выложена после начала конкурсной активности. Фотография, опубликованная ранее, может принять участие в конкурсе, если ее заново выложат с корректной подписью и хэштегом #творческое_воспитание.

3 победителей нашего последнего тура получат в подарок от магазина КубиРуби набор для развития мелкой моторики, воображения и пространственного мышления. Комплект состоит из: 1 кг кинетического песка , набора 3d формочек и песочницы . Доставка призов будет произведена только по России.

Магазин КубиРуби предлагает все для творчества вне зависимости от возраста. Родители и дети особенно оценят 3d формочки, производимые в Германии.

Разработанные немецкой компанией Sand Creation, 3d формочки для песка (в том числе и кинетического), гипса и других материалов дадут малышу по-новому взглянуть на лепку куличиков. Они позволят создавать объемные и невероятно детализированные фигуры на пляже, дома или во дворе, летом и зимой (даже из снега!). Новые 3d формочки идеально подойдут для набирающих популярность игр с живым или кинетическим песком и познакомят малышей с понятием объема и формы. Они состоят из двух частей, в каждую из которых нужно насыпать материал, совместить части, поставить на твердую поверхность и убрать детали формы.
Отмечайте в подписи нашего спонсора в соцсетях: Вконтакте - Магазин КубиРуби , Facebook - KUBIRUBI.RU и в Instagram - @kubirubi .

В этом туре у нас 2 спонсора : производители эко-лошадок для маленьких и взрослых Craft_horse и издательство настольных игр для всей семьи HobbyWorld . ВНИМАНИЕ: В подписи к конкурсной работе необходимо указать обоих спонсоров, так как 3 победителей получат сразу по 2 подарка! Доставка призов будет произведена только по России.

Итак по порядку о призах:

3 (трое) победителей получат сувенирную лошадку в деревянной коробочке с именем малыша . Все лошадки Craft_horse сделаны из картона и являются стильным элементом декора и добрым подарком.

Вконтакте - craft_horse и в Instagram - @craft_horse .

Также они получат в подарок одну из 3-х развивающих и увлекательных настольных игр для детей от HobbyWorld .

«День сырка» - игра на развитие логического мышления и памяти для детей от 5 лет. Детям предлагается выступить в роли непоседливых мышек и попытаться собрать как можно больше сырных дырок.
«Чудо в перьях» - это озорная детская игра с простыми правилами, в которой игрокам в прямом смысле слова придётся забрасывать птиц на крону дерева. Игра определит самых ловких и детишек и позволит весело провести время.
Игра «Пятнышки» предлагает угадать, кто затаился в кустах: безобидный кролик или бодливая бурёнка. Настольная игра проверит детей на внимательность и реакцию. Перепутать божью коровку и грозного леопарда не так уж трудно! Игра основана на развивающей методике сравнения цветов и узоров для детей самого младшего возраста.
Отмечайте в подписи нашего спонсора в соцсетях: Вконтакте - Hobbyworld и Instagram - @hobbyworld .

Дополнительно двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

Объявление результатов 3 тура состоится 30 апреля после 12:00.
Фотографии, добавленные после этого времени - в конкурсе не учитываются.

Приз от компании «Две ладошки» - один из 3-х развивающих наборов для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Доставка призов будет произведена бесплатно только по России.

«Две ладошки» - это коробка весёлых идей для детей и родителей, которая каждый месяц приходит прямо домой. В каждом наборе содержатся не только оригинальные авторские идеи по развивающим играм с детьми от 1,5 до 5 лет, но и все необходимые материалы – книги, канцелярские принадлежности, дидактический материал, заготовки для поделок, дробные методические инструкции и многое другое. Каждый набор посвящен новой теме - Космос, Насекомые, Птицы и преподнесен в виде игры-сказки, все материалы включены в набор, остается только открыть коробочку и приступить к изучению новой темы.

Также двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

Приз от @Kotletka_shop и @Kottletka - один из 3-х стильных комплектов детской одежды, состоящих из модного свитшота с ярким принтом, легких леггинсов и аксессуара на голову (шапочки или повязки, на выбор), который очень пригодится летом.

Указывайте везде аккаунт нашего спонсора @Kotletka_shop .

Двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий

Белоусова Е.Ю.

Методическое пособие

«Воспитание творчеством»

(обобщение и ретрансляция опыта работы

Культурно-досугового центра)

Рецензенты: Омшина Л.Н., заместитель директора по УВР ФГОУ СПО

«Омский колледж профессиональных технологий»,

Омск-2011 г.

Введение.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.
1.1 Творческое развитие и навыки.

  1. Психологические особенности творческой личности.

  1. Воспитание творчеством посредством занятий в студиях культурно-досугового центра.

    1. Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

    2. Структура и деятельность Культурно-досугового центра

    3. Компетенции педагога дополнительного образования

    4. Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

    5. Обзор основных подходов работы со студентами в КДЦ

    6. Мониторинг деятельности КДЦ

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена. Обсуждение вопроса о творчестве затрагивает две проблемы. Первая - это проблема источников творчества. Вторая - проблема механизмов: при каких условиях имеет место творчество, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает нечто новое, как вообще возникает новое, не существовавшее ранее?

Существует попытка противопоставить педагогические задачи профессиональным, воспитательные функции – творчеству. Такая постановка вопроса говорит о непонимании главного в творческой деятельности, раскрывающей необычайные возможности воспитания человека средствами искусства.

Это воспитание отличается от любых иных форм воспитания тем, что идейное, нравственное обогащение человека происходит одновременно с обогащение одновременно с обогащением его эстетического кругозора, с раскрытием его творческого потенциала, с формированием в нем художника. Конечно, в какой-то степени функцию эстетического воспитания выполняет профессиональное искусство. И на этом пути ознакомления с искусством огромное значение приобретают музеи, театры, лектории. Но есть и другой, более действенный путь эстетического воспитания – путь приобщения к творчеству.

На этом пути познание, овладение культурой, формирование личности находятся в тесной связи с раскрытием этой личности. Но это может произойти только в тех случаях, когда человек вовлечен в процесс подлинного творчества. Он не созерцатель, а творец.

Человек воспитывается, творя искусство. И если результаты его творчества низки по своим художественным качествам, делу эстетического воспитания нанесен эстетический урон. Для того, чтобы достичь определенного эстетического уровня, нужно из человека, непричастного к искусству, сформировать художника, раскрыв его способность быть художником.

Уровень творческого процесса, уровень художественности являются важным фактором эстетического воспитания и, наоборот, активность воспитательного процесса, его направленность должны обеспечивать художественный уровень результата.

Воспитать творческую личность можно лишь в процессе подлинного творчества и активного общественного действия, которое не терпит компромиссов.

Современная социология и педагогика ставит во главу угла влияние коллектива на личность, уважение и понимание каждой индивидуальности. Не пропустить в своей работе ни одного человека и если он пришел в творческий коллектив, обязательно найти ему дело, в котором бы он почувствовал себя необходимым. И еще один важнейший фактор – проблема занятости. В обычной жизни человек не пользуется всеми возможностями своего организма. Часто физическое и духовное развитие у подростков находится в состоянии сна, когда привычные обязанности выполняются с минимальной затратой энергии, что в свою очередь порождает духовную лень, ограниченность интересов.

Наша задача - поменять ритм жизни. Заставить человека понять, что можно жить иначе, можно в каждую единицу времени прожить жизнь ярче во много раз, больше успеть, больше узнать.


  1. Творчество. Движущие силы творчества.

Творчество - процесс создания нового, антипод шаблонной стереотипной деятельности.

В философских учениях творчество предстает как условие и механизм продуктивного развития. В творчестве находят диалектическое взаимопроникновение материальные и духовные процессы, продуктивное и репродуктивное, логическое и интуитивное. Творчество охватывает познавательную и практически преобразующую деятельность как целостный процесс и его отдельные моменты - творческий поиск, открытие и его материальное воплощение.

Творчество в аспекте психологии - это продукт мыслительной деятельности. В психологической литературе на этот счет существуют две точки зрения. Согласно первой, необходимо развивать репродуктивное и творческое мышление. Процессуальный подход определяет творческую деятельность как деятельность по решению творческих задач.

Личностный подход в трактовке творчества большое внимание уделяет исследованию роли мотивационных и эмоциональных моментов в мышлении их продуктивной функции, творческая деятельность рассматривается со стороны ее неповторимости и индивидуальности. Рубинштейн С.Л. определил проявление творческой деятельности как выражение активности субъекта.

Возникает вопрос: можно ли научить творчеству?

"Творческость" (креативность) не есть некоторая особая характеристика познавательных процессов, это одна из глубинных характеристик личности.

Личность же нельзя сформировать, ее можно воспитать.

Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Уникальность и неповторимость личности, ведущая роль бессознательного в творческих актах не могут быть раскрыты с помощью только понятий, выведенных из деятельности.

Но толкование творческого акта только как деятельности оставляет за бортом самое существенное - источники творчества, лежащие в области бессознательного.

Но само определение творчества как создание чего-то принципиально нового как индивидуального вклада в культуру предполагает преимущественную детерминацию этого процесса со стороны субъекта.

Это показатель личной зрелости человека, который характеризуется следующими чертами: активным деланием себя, соответствием жизненных выборов (в том числе, профессии) индивидуальным особенностям, согласованием избранной профессии и способностей, стремлением познать себя, умением ценить и использовать эффективно и результативно время, выделить приоритеты в деятельности.

Деятельность, обнаруживая творческую активность человека, расширяет горизонт его личности, демонстрирует уровень развития его сознания, становится для него определенной ценностью.

Художник не может не реализовать заложенный в себе потенциал и, переводя его из внутреннего плана во внешний, он становится тем, чем задумала его природа.

И здесь надо сделать оговорку, касающуюся социальных условий. Талант расцветает в обществе на определенном витке его исторического развития. И то, в каком состоянии находится общество, его культурные традиции и отношение к мировой культуре, будет влиять на творчество данного человека.

Шуман был глубоко прав, когда обронил мысль о том, что если бы в его время родился талант, подобный Моцарту, то, скорее всего он стал бы писать музыку в духе Шопена.

В своем творчестве человек выражает не только свои собственные настроения и мысли в тех нормах художественного языка, который он застал. Хочет он того или нет, но он выражает и мироощущение людей той эпохи, в которой живет и творит.

Вероятно, главной отличительной чертой творческой личности является неудержимое стремление свои переживания и впечатления перелить в музыку, пение, танцы…, выразить свое существо на языке искусства.

Но все эти способности не смогут проявиться в полной мере, если личности не будут присущи такие качества как трудолюбие, терпение и стремление к творчеству. Мотивация творчества лежит не во внешних условиях благополучия, но во внутренних побуждениях к творчеству. Часто именно творчество оказывалось для многих той силой, которая помогала им жить в самых неблагоприятных условиях.

Природа, к сожалению, отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развития своих будущих способностей. Поэтому способный ребенок вынужден начинать свое обучение в раннем возрасте, в тот период развития, когда формируется организм и мировоззрение подростка.

Итак, творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а так же производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, может иметь, как объективный, так и субъективный характер.

Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрывается дотоле неизвестные закономерности, устанавливаются и объявляются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою, создаются произведения искусства, не имевшие аналога в истории культуры.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского и подросткового творчества.

Следует учитывать важность подросткового субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат.

Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов подросткового творчества.

В художественном творчестве (искусстве) открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

Творческое развитие и навыки.

Благодаря непрерывно совершенствующимся методам обучения можно наблюдать рост результатов, наглядно это проявляется в спорте, музыке, танцах и т.д. Из этого можно сделать вывод, что проявление способностей человека выполнять какую-либо деятельность зависит не только от его таланта, но и от освоения его педагогов методов, которые ведут к высоким результатам.

Нередко отсутствие знаний, умений и навыков воспринимается даже профессионалами как отсутствие нужных способностей.

Приоритет творческих заданий - необходимое условие проявления и развития художественной одаренности подростков в процессе обучения. Навыки абсолютно необходимы как средство развития творческих возможностей ребенка. Но когда их осваивают независимо от каких-либо творческих задач, фактически как самоцель, а не как средство, они могут заглушить ростки одаренности.

Иногда педагог видит свою задачу в том, чтобы передать ученику какую-то суммы специальных умений и навыков, которыми он потом сможет воспользоваться для творческой работы. На самом деле последовательность должна быть как раз обратной. Нужно, чтобы перед ним стояла конкретная творческая задача, а вот для ее решения понадобятся те или иные знания и умения, которых ему не достает.

Тут-то и нужна помощь педагога, который оснащает ученика приемами и способами достижения привлекательной цели.

Известно множество случаев (особенно в музыкальной практике), когда ребенок упорно отторгал все попытки обучения даже простейшим навыкам. И тот же самый ребенок стремительно, самостоятельно и незаметно для самого себя овладевал настоящим мастерством, когда приобщался к музыкальному творчеству.

Итак, художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает "технологию" искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретаемый навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Но, конечно, провозгласить приоритет творческой задачи над технической гораздо легче, чем реализовать этот подход в повседневной педагогической практике. Тем не менее, задача эта разрешима. Ее решает сознательно или интуитивно, каждый успешно работающий педагог.


  1. Психологические особенности творческой личности.

"Подростковый возраст (отрочество) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и т.д.). определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный характер."

(Психология: Словарь. М., 1990.- с. 279)

" Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности…"

(Психологический словарь. М., 1983.- с. 262)

С психолого-педагогической точки зрения подростковый возраст определяется как возраст общения. Иногда это положение рассматривают упрощенно, считая, что общение со сверстниками, ориентация на их мнение и оценку, блокирование в группы и группки заслоняют от подростков другие стороны учебной и внеучебной жизни.

Такая трактовка является односторонней. Тенденция к общению со сверстниками у учащихся этого возраста действительно ярко выражена. Но при разумно построенной воспитательной работе она выступает как форма, в которой (или наряду с ней) естественно появляются другие тенденции жизни подростков.

"При определении ведущей деятельности в подростковом возрасте у психологов возник ряд разногласий. Так, Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу о том, что ведущей деятельностью подростков на этом возрастном этапе является личное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают эти авторы, выступают возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми…

Однако эти авторы процесс общения подростков рассматривали в отрыве от всего многообразия коллективных видов деятельности, которые осуществляются ими на протяжении нескольких лет, - в отрыве от их учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной, спортивной деятельности. На самом деле именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении этих видов деятельности, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, поскольку каждая такая деятельность выполняется коллективно, а ее результаты подлинную оценку получают опять-таки в коллективе (будь то в учебном, трудовом, спортивном, музыкальном или каком-либо другом).

Благодаря этому и личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении им разных видов общественно полезной деятельности, которая на наш взгляд, и является ведущей деятельностью в подростковом возрасте".

Сталкиваясь с многообразием функций и ролей участников коллектива, подросток открывает для себя мир социальных отношений детей, а через них - своеобразие норм, регулирующих и психическую жизнь детей.

Их психологических качеств личности подростка выделим следующие:


  • тенденцию к установлению психологической общности в целях, установках, чувствах, оценках со сверстниками;

  • стремление к дифференциации психической жизни членов коллектива, к выявлению общественно значимых черт личности его участников (формирование субъективных представлений о "престижности", "компетентности", "поведения в коллективе");

  • особый интерес к представленным в коллективе внешним формам выражения духовной жизни (значимые в данной среде интонации, слова, формы выражения эмоций, мимика и пантомима);

  • стремление к самоутверждению в формах жизни данного коллектива (не только во внешнем поведении, но и в психологических проявлениях - "актеры" на социальной сцене жизни коллектива. Эффект "публичности", "демонстрируемости" является очень значимым для них).
Новизна для подростка выступает как форма, за которой скрыта проблемность фактов, событий социальной жизни или же новые оценки, ценности той жизни.

Оценка и самооценка - доминирующее звено, своеобразный стержень психической жизни подростка. Завышенность оценки и самооценки объясняет причины противоречивости в характере, в оценках учащихся этого возраста.

Педагогу нужно быть предельно чутким к этим противоречиям подростка, с тем, чтобы "завышенность" строя его психической жизни была бы естественно переплавлена в "завышенную" учебную и творческую деятельность, стала бы активностью обучения.

Никакими способностями невозможно заменить мастерство, которое является главным орудием в создании и исполнении (показе) художественного произведения (конечного результата).

Однако сами по себе профессиональные умения и навыки еще не определяют ценность результатов творческой деятельности. Суть творчества заключается не в накоплении знаний и мастерства, хотя это очень важно для творчества, а в умении человека открывать новые идеи, новые пути развития мысли, делать оригинальные выводы.

Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали, имеют много общих черт, по совокупности которых они существенно отличаются от людей менее творческих. Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тейлору, являются: стремление всегда быть на передовых рубежах в своей области; независимость и самостоятельность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; отсюда стремление изменить существующее положение дел; нестандартность мышления; дар общения.

Другие исследователи отличают такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; способность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения. Они хорошо чувствуют потребность общественного развития и хорошо понимают чувства других людей.

Подобные черты творческой личности делают ее не очень уживчивой с другими людьми. Своей независимостью, самостоятельностью, оригинальностью творческие люди приносят много хлопот коллективам, в которых им приходится работать, и тем, кто вынужден с ними общаться.

Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А. Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Здесь достижения в одной области могут не совпадать с достижениями в другой. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения.

Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежными показателями проявления творческой личности.

Что помогает творчеству?

Вдохновение - прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находится "в ударе". Что этому может способствовать?

Сильные эмоциональные переживания. При этом не важно, положительное оно или отрицательное.

Когда стремление к самовыражению становится особенно сильным, когда человека переполняют сильные чувства, то склонность к музыке или другим видам искусства оказывается ведущим средством выражения духовной жизни человека.

Жизнь - это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Суть творчества не в формальном накоплении знаний, умений, навыков, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого.


  1. Воспитание творчеством посредством занятий дополнительного образования в студиях культурно-досугового центра.

Роль и место дополнительного образования в образовательной среде.

В данной экономической ситуации к человеку, предла­гающему свои способности на рынке труда, предъявля­ются высокие требования: быть знающим, уметь ис­пользовать эти знания на практике, быть способным к поиску нужной информации, ее анализу, систематизации, рациональному использова­нию, уметь быстро и каче­ственно восполнять пробелы в своих знаниях. Современ­ный человек должен обла­дать навыками самообразова­ния, причем на протяжении всего созидательного этапа жизни. В таких социальных усло­виях серьезные требования предъявляются и к организа­ции образовательно-воспита­тельного процесса в системе дополнительного образова­ния подростков, необходимости изучения, разработки и вне­дрения в практику педагоги­ческой деятельности новых форм, методов, технологий. Исходя из практического анализа, можно констатиро­вать, что в обычных образовательных условиях полноценное внедрение новаций, активно пропагандируемых в настоя­щее время, несколько затруд­нено из-за наличия объектив­ных причин. Это, прежде всего:


  • жесткие образователь­ные стандарты;

  • ограниченное программами время;

  • статус учителя-лидера;

  • большая наполняемость классов (от 25 человек).
Дополнительное образова­ние способно гибко обойти объективные сложности образовательного процесса на основании специфики деятельности:

  • преобладание профиль­ного обучения;

  • вариативность программ;

  • основа педагогической деятельности – педагогика сотрудничества;

  • малые группы обучаю­щихся (до 15 человек);

  • добровольность выбора ребенком сферы деятельности;

  • принцип детоцентризма.
Поэтому можно утверж­дать, что система дополни­тельного образования обла­дает более благоприятными возможностями для развива­ющего обучения подростков, ведь в колледже неизбежна достаточ­но жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельнос­ти. В учреждениях дополни­тельного образования нет ти­повых образовательных стан­дартов, что дает возможность педагогу следовать природе познавательного развития подростка. Программы дополни­тельного образования содей­ствуют самореализации ре­бенка и обеспечивают выход в другие сферы деятельнос­ти, а также положительно сказываются на результатах общего образования. Вместе с тем, здесь существует воз­можность предусмотреть ва­риативность программ, т.е их доработку и незначитель­ные изменения в ходе педагогической деятельности, исхо­дя из возникающих ситуа­ций. В условиях дополни­тельного образования подростки могут удовлетворять свои ин­дивидуальные потребности, развивать творческий потен­циал, адаптироваться в совре­менном обществе; они имеют возможность полноценной организации свободного вре­мени: если, как отмечает кан­дидат педагогических наук Л.Н. Буйлова, «подросток жи­вет полноценно, социально реализует себя, готовится к освоению профессии, то у него больше шансов достичь успехов в будущем». Вместе с тем и количество обучае­мых в системе дополнитель­ного образования (наполняе­мость групп 12-15 человек) играет значительную роль при рассмотрении возможно­сти использования инноваци­онных обучающих техноло­гий.

Приведенные выводы ни в коей мере не показывают преимущества дополнитель­ного образования перед обычным. Тради­ционная школа за долгий пе­риод своего развития показа­ла не только состоятельность, но и большие преимущества своей обучающей системы - дать подросткам базовые знания, умения и навыки. Система дополнительного образова­ния рассматривается как вспомогательная, дающая возможность обеспечить раз­витие личности подростка не в разрез, а в помощь основному образованию.

Структура и деятельность Культурно-досугового центра

Для этого в 1999 году на базе нашего колледжа был создан культурно - досуговый центр.

Работа в центре построена так, что дополнительное образование доступно каждому. Каждый студент имеет свободу выбора объединения, направления, педагога, вида деятельности и форм его участия. Так же предусмотрен индивидуальный подход, что позволяет обучать детей с различными возможностями.

Цели и задачи КДЦ отвечают требованиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развития студента, нравственности, духовного здоровья, творчества, открытости, свободы выбора для каждого студента, а так же формирует взгляды, интересы и увлечения на дальнюю перспективу.

Координирует деятельность КДЦ педагог-организатор в области дополнительного образования. В его подчинении находятся педагоги дополнительного образования в различных видах искусств.

Каждый из них возглавляет студию по своему направлению деятельности:

Вокальная студия «Музыкальное созвездие»

СТЭМ «Вот те на!»

Ансамбль народной песни «Перезвон»

Хореографическая студия «Движение»

Студия народного танца «Берегиня»

Команда КВН «Аэропупырышки»

Гимнастическая студия «Грация»

Театральная судия «Зеркало»

Театр акробатики

Студия телерадио «Око»

Каждая студия работает по своей образовательной программе, которая представляет собой выстроенную систему подготовки участников студий, в соответствии с подпрограммой КДЦ и выбранным направлением искусства.

Занятия в студиях Культурно-досугового центра развивают у студентов следующие профильные умения:

Способность к организации и планированию;


  • способность решать проблемы и принимать решения;

  • способность работать в команде;

  • способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность к самообучению;

  • способность адаптации к новым ситуациям;

  • способность к лидерству и воля к успеху.
Студенты колледжа приходят в КДЦ добро­вольно, без отбора, нет и оплаты за предоставляемые обучающие услуги. А это значит, что в студиях КДЦ могут заниматься все желающие, независимо от их способностей. Этим и отличается дополнительное образование от специальных школ различного вида искуств. Соответственно, и методика преподавания строится с учетом специфики обучаемого контингента и, прежде всего, его неоднородности. В связи с этим задача выдвижения универсальных требований к ученикам представляется не только трудно выполнимой, но и методически неверной. «Подгонять» малоспособного ученика, натаскивая его, чтобы приравнять уровень его подвинутости к уровню ученика успевающего, - задача внешне заманчивая, но внутренне порочная. В результате могут быть не только загублены ростки интереса к выбранному виду искусства, но и деформирована личность. Ориентирами в работе педагога должны служить потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критериями – дидактические принципы доступности, наглядности, последовательности.

В связи с этим в программы введены дифференцированные требования.

Педагогически целесообразно для каждого уровня выработать свою систему требований. Однако неизменной остается стратегия: при обучении учеников всех уровней целевой установкой является развитие их личностного потенциала.

Следует особенно внимательно отнестись на третьем уровне к его техническому развитию, а так же увеличить требования к исполнительским качествам, артистизму, воспитать любовь к эстраде, к концертным выступлениям.

Ученики второго уровня требуют усиленного внимания к той из способностей, которая развита в наименьшей степени. В связи с этим могут быть внесены некоторые коррективы в типовую программу. Так же учеников второго уровня следует приобщать к концертной деятельности. Просветительская направленность выступлений не только приносит пользу их творчесому развитию, но имеет и воспитательное воздействие, формируя такие качества, как воля, коммуникабельность, бескорыстие и душевная открытость.

Воспитать чувство красоты, ввести в мир прекрасного и пробудить потребность ребенка к общению с произведениями искусства всех жанров – на этом должен сосредоточить свое внимание педагог дополнительного образования.

Занятия с учениками первого уровня ставят перед преподавателем особенно сложные задачи. Основная трудность заключается в том, чтобы, работая на посильном для ученика материале, добиться максимально развивающего эффекта. Разучиваемая программа должна носить адаптированный характер.

Внедрение в педагогическую практику названного дифференцированного подхода к учащимся в студиях связанно со сложностями этического порядка. Целесообразно поэтому было определить некоторые требования.

Поскольку способности развиваются только в деятельности, было бы ошибкой ранжировать ученика в начале обучения. Определить его уровень можно только к концу первого года обучения. Отнесение ученика к определенному уровню – не приговор, а лишь создание более комфортных условий для реализации его сегодняшних возможностей. Правильно ориентированный педагогический процесс усилит развитие его способностей, и он переместится на уровень выше. Однако это должно быть не целью, а желаемым следствием хорошо поставленного обучения.

Разделение по уровням – внутренне дело педагога. Нельзя забывать, что дети болезненно относятся к разного рода адаптированным группам и программам. Стремление же «догнать» учеников следующего уровня может создать атмосферу, не способствующую истинно художественной работе, нацеленной на развитие творческих качеств личности.

Поэтому при разработке программ дополнительного образования педагоги стара­ются учитывать современные интересы студента, пытаются совместить «полезное с приятным» в организации воспитательно-образова­тельного процесса. В про­граммах просматривается не традиционный упор на получение студентом зна­ний, умений и навыков по выбранному виду деятель­ности, а интегрированный подход к организации заня­тий, способствующий раз­витию и знаниевых, и лич­ностных качеств студента.

Основополагающими видами деятельности определены, прежде всего, свободный выбор студентом видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности студента, возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией, практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Компетенции педагога дополнительного образования

Творческая самореализация, осуществляемая педагогом в системе дополнительного образования, делает актуальной его педагогическую направленность на достижение целей творческого воспитания учеников. Для этого необходима реализация системы факторов, активизирующих внутренние процессы творческой самореализации педагогов: профессиональная интеграция и высокая мотивированность педагогической деятельности, учет индивидуально-типологических и половозрастных особенностей педагогов и референтность их как профессионалов, обладающих способностью к собственному саморазвитию, владеющих технологией и методикой самовоспитания. Для этого педагоги принимают активное участие в различных мероприятиях колледжа наравне со своими учениками. Слушая и видя выступление педагога, ученик видит, к какому результату ему нужно стремиться в своей тврческой деятельности. Каждый ученик испытывает чувство гордости и уважения к педагогу, видя его на концертной эстраде.

Поскольку педагогический процесс – явление двустороннее, творческий компонент входит в деятельность не только ученика, но прежде всего педагога. Урок, всегда ставящий перед собой определенные педагогическим задачи, спланированный заранее, должен быть актом творчества. Педагог должен владеть искусством импровизации; он призван создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую ученику познать радость открытия.

Базовой ценностью ста­новится на занятиях многих наших педагогов личност­ный подход, т.е. совокуп­ность взаимосвязанных со­циальных установок на от­ношение педагога к воспи­таннику, к самому себе и к организации педагогическо­го взаимодействия, что соот­ветствует технологии лично-стно-ориентированного об­разования (Г.К. Селевко). Это выражается в учете и признании своеобразия, не­повторимости, уникальнос­ти личности каждого ребен­ка, в принятии его мнения и позиции; в готовности к бе­зоценочному отношению к нему как к личности; в обще­нии, основанном на равно­правии и равноценности личностных позиций педаго­гов и школьников; в сотруд­ничестве, соуправлении всех участников педагогического процесса.

Профессиональная культура педагога дополнительного образования детей понимается нами как сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой реализуемую им динамическую систему ценностных ориентаций (личностные и профессиональные характеристики), систему профессиональных знаний и умений (психолого-педагогических, предметных, профессиональных умений и навыков), профессиональную деятельность и профессиональное поведение.

Изучение и распростране­ние опыта работы наших пе­дагогов дополнительного об­разования - это попытка до­казать возможность примене­ния новых обучающих техно­логий, использование кото­рых в школе затруднено по объективным причинам. Это наш путь к решению основ­ной задачи, поставленной го­сударством, - непрерывное образование, т.е. взаимодей­ствие учреждений общего и дополнительного образова­ния.

Нормативные документы и подпрограмма развития КДЦ

В своей работе КДЦ опирается на следующие нормативные документы:


  1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010г.

  2. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

  3. Положение о работе КДЦ

  4. Подпрограмма развития КДЦ

  5. Программы студий дополнительного образования

  6. Должностные инструкции ПДО
Для оптимальной организации воспитательного процесса разработана учебно-программная документация с учетом национально-регионального компонента, которая рецензирована специалистами учреждений культуры и образования.

Работа КДЦ строится на основе подпрограммы «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра». Срок реализации подпрограммы развития культурно-досугового центра рассчитан на срок обучения студента в колледже. В течение 4 лет каждый участник программы может попробовать себя в разных социальных ролях – исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что способствует социализации студента.

Подпрограмма развития творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра разработана в соответствии с концепцией и программой развития воспитания в Омгкпт, межведомственной программой развития системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование активно развивается в учреждениях начального и среднего профессионального образования, что позволяет объективно сочетать в едином процессе воспитание, обучение и творческое развитие личности.

Дополнительное образование в колледже представляет возможность студентам заниматься в студиях культурно-досугового центра в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными способностями.

Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию сегодня уже трудно отрицать. Часть советских психологов считает креативность (способность к творчеству) одной из неотъемлемых особенностей личности. Так В.В. Давыдов пишет: «Для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих мотивов». Другими словами, именно творческое начало отличает и выделяет личность, дает ей возможность выработать свое независимое представление об окружающей действительности и преобразовывать эту действительность на основе этих представлений.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Для формирования креативности необходимо:


  1. Отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца регламентированного поведения;

  2. Наличие позитивного образца творческого поведения;

  3. Создание условий для подражания творческому поведению и блокирования проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

  4. Социальное подкрепление творческого поведения.
Учитывая, что с одной стороны, одаренность неразрывно связана со всеми психическими проявлениями человека, сенсорными, когнитивными принципами, и эмоциональной сферой, а с другой стороны, если основной функцией одаренности считать максимальную адаптацию к миру, окружению, то в подпрограмму «Развитие творческой личности студента через систему творческих объединений культурно-досугового центра» положены два основополагающих фактора: социализация и развитие творческой одаренности детей.

ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Одно из главных умений, которым мы можем помогать развивать нашим детям, это умение творить. В тот момент, когда ребенок создает, он становится творцом и учится взаимодействовать с окружающим миром.

Таким способом дети начинают осознавать, что они не просто пришли в этот мир запоминать информацию и пользоваться различными вещами, они пришли в этот мир познавать себя и других, создавать и улучшать окружающий их мир.

В какой-то степени каждый ребенок становится маленьким богом - начинает создавать что-то новое, чего еще не было в этом мире. Каждый человек может запоминать информацию, повторять за другими, но все же более важно совершенствовать свои навыки, развивать свои таланты и применять свои умения для улучшения себя и окружающих. Именно творчество служит прекрасным помощником для каждого человека, превращая его из потребителя в создателя.

Дети каждый день с радостью готовы заниматься творчеством, но, к сожалению, не у всех детей есть родители, готовые им в этом помочь, творить вместе с ними, отвести на курсы. Из-за этого проходят годы, и дети превращаются во взрослых, так и не побыв волшебниками.

Но в современном мире это легко исправимо. В продаже имеется огромное разнообразие материалов по доступным каждому ценам (различная бумага, краски любых цветов, ткани, ножницы, клей, изделия для украшений, пластилин, мел и тысячи других мелочей). А для родителей есть множество сайтов и книг, в которых представлены идеи - чем интересным и полезным можно заняться с ребенком любого возраста.

Также хочу вам посоветовать книгу Джины Ван’т Хал "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье". В ней представлено 60 мастер-классов для детей от 1 до 8 лет.

Автор книги со своими двумя девочками ведет блог artfulparent.com , на котором постоянно выкладывает советы по творческим занятиям с фотографиями и подробными инструкциями. За годы существования блога накопилось большое количество материала, отобрав лучшие из которых, Джина внесла в книгу "Творческое воспитание”.

На страницах своей книги Джин Ван’т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи.

Эта книга поможет вам:

Найти время для творчества в течение дня.

Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку.

Обустроить место для занятий и хранения детских работ.

Выбрать художественные материалы и инструменты.

Поощрять и развивать творческое мышление.

Правильно говорить с ребенком о его рисунках.

«Творческое воспитание» - это книга о любви к детям, о воспитании свободной личности, о чутком созидательном отношении к миру, о том, как наполнить творчеством каждую минуту нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Художественно - творческое воспитание детей в процессе реализации авторской интегрированной программы "Сказочный мир театра".

В материале представлен опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ....

Конспект НОД по творческому воспитанию "Букет маме" с детьми старшей группы (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Цель:Выполнить праздничный букет маме в технике кляксография.Задачи: Совершенствовать работу по планированию предстоящих действий; Обучить...