Почему бедные беднеют, а богатые богатеют (или очевидность «закона Матфея»). Мне метод понравился. Попробую Честность с самими собой

…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. (Мф 25:29).

Беседовал я тут на днях с одним бельгийцем (кстати, что важно — своим погодком), которого волей судьбы занесло в Украину. И он, на правах человека интересующегося историей и политологией, как бы невзначай проронил: «меня не устраивает, что богатые становятся все богаче, а бедные все беднее»…

«Елки-палки, неужели в Европе все еще витает дух социализма с призраком коллективизации где-то в контексте?» — подумал я, и пошел гуглить…

Понятное дело, что среднего мнения по больнице я не нагуглил (тьфу-тьфу-тьфу), но наткнулся на другую интересность…

Может быть вы слышали о «Законе Матфея» (да-да, это фраза из эпиграфа, которую на свой манер пересказал мне мой иностранный собеседник)? «Закон Матфея» — это закон неравномерного распределения… Когда богатые становятся богаче, а бедные беднее; когда именитых ученых цитируют все чаще, а их непопулярных коллег – все реже; когда катализаторами одних веществ являются элементы самих этих веществ (автокатализ), в то время как катализаторами других являются внешние элементы…

Не поленитесь, взгляните на статью в «Википедии» … Здесь есть все – историческое прошлое, проблематика, полемика в научных кругах и даже свои «апологеты» (например, некий Дэниэл Ригни написал об этом эффекте несколько книг!)…

Но у меня вот, по мере изучения, назрел следующий болезненный вопрос… Кто из нас идиот? Кагалда научных сотрудников, или я сам, возомнивший что названный «эффект» яйца выеденного не стоит. (Не спешите саркастично улыбаться, я знаю, к какому ответу вы склоняетесь).

Давайте сыграем в игру – проведем мысленный эксперимент. А материалом для него нам послужит выражение: «имеющий знания с каждым днем обладает все большим их количеством, а не имеющий знаний с каждым днем – все меньшим». Обратите внимание, я не использую эмоционально окрашенные выражения типа «развивается» иди «деградирует» — только факты, только хардкор. А теперь разберемся…

Предположим, есть у нас два друга – Д1 и Д2.

Д1 – ученый. А Д2 – алкоголик. Вам ведь тоже очевидно, кто из них обладает большим количеством знаний?

Не сомневаюсь.

Точно так же я не сомневаюсь, что в 999 999 из 1 млн. случаев, в течение ближайших адцати лет Д1 будет становиться все умнее, обрастать узкими знаниями и научными степенями, а Д2 все ближе будет подбираться к состоянию первичного хаоса, а затем и ящику известной формы.

Скажите, это тоже неравномерное распределение?

А ведь это «социально несправедливо», что «умные – умнеют, а дураки – регрессируют». Нужно отобрать книжки у умных и раздать глупым. Вот тогда-то и воцарится мир, дружба, равенство и братство.

В общем, что я хочу сказать по существу…

Движение времени усиливает тенденции. Вот и весь «закон Матфея».

Чем больше времени сегодня вы уделяете спорту, тем выше шансы на то, что завтра вы будете здоровее остальных. Чем усерднее учите иврит, тем выше вероятность, что со временем прочтете «Тору» в оригинале. Чем настойчивее создаете систему маркетинга в своем бизнесе, тем возможнее, что однажды он станет финансово предсказуемой машиной по производству денег…

А по поводу «закона средних чисел» и «равномерного распределения» отправляю вас с Нассиму Талебу. Разумеется, прислушиваться не обязательно, особенно, если вы осознаете тенденцию, которую таким образом создаете…

Здравый смысл врет [Почему не надо слушать свой внутренний голос] Уоттс Дункан

Эффект Матфея

Эффект Матфея

Финансы во многих отношениях - еще не самое страшное: наличие таких индексов, как S&P 500 , обеспечивает хотя бы общепринятые точки отсчета, относительно которых измеряются результаты деятельности отдельных инвесторов. В бизнесе, политике или индустрии развлечений, однако, единая мерка для оценки индивидуальных способностей отсутствует вообще, а независимых «показателей», относительно которых можно производить измерения, еще меньше. Что особенно важно, серийные достижения обычно не являются независимыми демонстрациями навыков и способностей в том смысле, как, скажем, независима каждая из побед Роджера Федерера в профессиональном теннисе. Можно предположить, что репутация спортсмена пугает противников, предоставляя ему психологическую фору, или что турнирная сетка составлена таким образом, что лучшие игроки встречаются друг с другом только в последних раундах. И то, и другое может рассматриваться как преимущество, вытекающее из предыдущих успехов. Тем не менее каждый раз, когда Федерер выходит на корт, он должен выиграть в более или менее тех же обстоятельствах, что и в первый раз. Никто ведь не думает, что ему следует предоставить, скажем, дополнительную подачу, или право опровергать судью, или любое другое преимущество только лишь потому, что он так часто побеждал в прошлом. Аналогичным образом, было бы странно начислить команде дополнительные очки в начале второй игры плей-офф Национальной баскетбольной ассоциации только за то, что она выиграла первый из семи матчей этого раунда. Одним словом, в спорте мы придаем огромное значение равенству стартовых условий для всех.

Большая часть жизни, однако, характеризуется тем, что социолог Роберт Мертон назвал эффектом Матфея - в честь библейского Матфея, говорившего: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Матфей имел в виду только богатство (отсюда фраза «богатые богатеют, бедные беднеют»), однако, согласно Мертону, то же правило применимо к успеху вообще. Иными словами, победы в начале карьеры дают определенные структурные преимущества, которые в свою очередь повышают вероятность последующих успехов вне зависимости от способностей человека. Младшие научные сотрудники, получившие работу в лучших университетах, как правило, имеют меньше педагогической нагрузки, привлекают лучших аспирантов и легче добиваются грантов и публикации своих статей, чем их коллеги из второстепенных вузов. В итоге два человека, работающие в одной области и характеризовавшиеся сопоставимыми способностями в начале карьеры, через пять-десять лет добьются совершенно разных результатов. И только лишь потому, что их наняли разные институты! И чем дальше, тем глубже будет разделяющая их пропасть. Но и это еще не все. Успешные ученые, как правило, получают львиную долю признания за все, к чему ни приложат руку. Например, когда они пишут статью в соавторстве с никому не известными аспирантами, именно последние порой выполняют большую часть работы или подают ключевые идеи. Как только кого-то признали «звездой», он получает не только больше ресурсов и возможностей сотрудничества (что обеспечивает наилучшие результаты), но и более чем заслуженную долю при знания {264} .

Мертон писал о карьере в науке, однако те же самые процессы действуют и в большинстве других профессий. Успех ведет к известности и признанию, которые, в свою очередь, дают больше возможностей преуспеть, больше ресурсов и большую вероятность того, что последующие ваши удачи заметят и припишут именно вам. Отделить эффекты такого аккумулированного преимущества от различий во врожденных способностях (таланте) или упорном труде весьма сложно. Впрочем, в ряде исследований ученые обнаружили: как бы старательно ни была отобрана группа людей со схожим потенциалом, со временем их состояния станут разительно отличаться, что в основе своей согласуется с теорией Мертона {265} . Например, известно, что студенты, закончившие колледжи в период экономического спада, зарабатывают в среднем меньше тех, кто закончил их во время экономического подъема. Само по себе это не кажется странным. Однако суть в том, что это различие применимо не только к годам самой рецессии, но и аккумулируется с десятилетиями. Поскольку год выпуска, безусловно, не имеет ничего общего с врожденным талантом, устойчивость таких эффектов является четким свидетельством вездесущности эффекта Матфея.

Как правило, нам не очень-то импонирует мысль о том, что мир устроен именно так. Живя в меритократическом обществе, мы хотим верить, что успешные люди более талантливы или более трудолюбивы, чем их менее удачливые коллеги. В крайнем случае они должны эффективнее использовать представляющиеся им возможности. Когда бы мы ни пытались понять, почему та или иная книга стала бестселлером, когда бы мы ни пытались объяснить, почему тот или иной человек богат или успешен, здравый смысл подсказывает нам: результат определяется некими «внутренними качествами» самого объекта или человека. Бестселлер должен быть хоть чем-то хорош, иначе «люди не стали бы его покупать». Состоятельный человек должен обладать некими способностями, иначе «он не был бы богат». Впрочем, эффекты ореола и Матфея учат нас, что эти основанные на здравом смысле общепринятые объяснения в корне ошибочны. Возможно, некомпетентные люди действительно редко преуспевают, а выдающийся талант редко дает плачевные результаты - но лишь немногие из нас попадают в эти крайности. Для большинства комбинация случайного стечения обстоятельств и кумулятивного преимущества означает, что относительно обычные люди могут добиться либо очень хороших, либо очень плохих, либо средних результатов. А поскольку мы всегда можем рассказать историю, которая правдоподобным образом «объясняет» чей-то успех, то всегда можно убедить себя, будто результат, свидетелем которого мы стали, - продукт врожденного таланта. Соответственно, столь излюбленный циниками вопрос «Если вы такой умный, почему такой бедный?» неправилен. Причин две. Во-первых - и это очевидно, - хотя бы некоторых одаренных людей интересуют не только материальные блага, но и иные вознаграждения. А во-вторых, талант есть талант, а успех - это успех, и последний не всегда отражает первый {266} .

Ничто из вышесказанного не означает, разумеется, будто люди, продукты, идеи и компании имеют одинаковые качества. Нам по-прежнему следует верить, что качество должно вести к успеху. Суть в том, что талант должен быть очевиден сам по себе. Для понимания того, что Роджер Федерер - великий теннисист, вовсе не обязательно знать, что он - первая ракетка мира. Это и так видно. Аналогичным образом: если все знающие Билла Миллера соглашаются, что он - исключительно умный и вдумчивый инвестор, значит, так оно, наверное, и есть. Как подчеркивал сам Миллер, статистика, подобная его 15-летней полосе успеха, является как артефактом, так и индикатором таланта {267} . Не следует также оценивать последний на основе совокупного успеха всей карьеры, ибо и он может быть сведен на нет одним-единственным промахом. Как это ни печально, лучший способ оценить его - просто наблюдать за инвестициями {268} . Вывод, к которому мы в итоге придем, будет или не будет коррелировать со статистикой его успехов и неудач. Однако в тех случаях, когда мы судим о таланте не с позиции того, на что человек действительно способен, а с точки зрения социальных критериев успеха - призов, богатства, титулов, - мы сами себя обманываем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Эффект ореола или эффект обобщения Для того чтобы было понятно, что подразумевается под этим эффектом, приведем простой пример. Очень часто наши успехи или, что хуже, неудачи в какой-либо области деятельности пролонгируются на другие области. Вот это и есть эффект ореола.

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Эффект эха Эхо - это повторение слова или фразы. Самая частая цитата из Кеннеди - фраза из его инаугурационной речи. Поэтому, дорогие американцы, не спрашивайте, что страна может сделать для вас, - спросите, что вы можете сделать для своей страны. Самая известная фраза

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив,

Из книги 33 стратегии войны автора Грин Роберт

Эффект спирали В 281 году до н. э. между Римом и Тарентом, который был расположен на восточном побережье Италии, началась война. Тарент некогда был основан как колония греческой Спарты; горожане говорили по – гречески и полагали себя цивилизованными спартанцами, а прочие

Из книги Психологические подсказки на каждый день автора Степанов Сергей Сергеевич

Эффект ожидания Привычным кажется представление, что действительность существует независимо от нас, то есть объективно. Информация о мире поступает в наше сознание и складывается в определённую картину мира. Но объективна ли эта картина?Для истории науки очень

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 18. Психотерапия и Евангелие от Матфея Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Евангелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись идеи гештальттерапии. Кроме того, там также прослеживаются идеи трансактного и экзистенциального анализа,

Из книги Принцип сперматозоида автора Литвак Михаил Ефимович

4.2. Идеи принципа сперматозоида в Евангелии от Матфея Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Евангелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись идеи гештальттерапии. Кроме того, там также прослеживаются идеи трансактного и экзистенциального анализа,

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

Тренировочный эффект и эффект истории Чем больше сгибаний рук с гантелями вы сделаете, тем больше вырастет ваш бицепс. Увеличьте количество повторений или вес, и бицепс увеличится в размерах и силе. Это не сверхпремудрость. Просто это тренировочный эффект.Когда вы

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Эффект оценки Любой человек, которого негативно оценивают по каким-либо параметрам его внешности, поступкам, одежде, социальному положению или другим вещам, связанным с ним, начинает смущаться, отшучиваться, оправдываться и стараться показать себя с лучшей стороны. Это

автора Худ Брюс

Эффект владения Наша привязанность к вещам может иметь меньше отношения к личному выбору, чем мы предполагаем. Ричард Талер провел исследование в области экономического поведения, которое мы сейчас считаем классическим. В эксперименте участвовали старшекурсники

Из книги Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг автора Худ Брюс

Эффект Люцифера Вы считаете себя злым? Вы можете причинить боль и страдания другому человеческому существу или беззащитному животному? Подумайте, насколько вероятно, что вы совершите что-либо из следующего. Убьете насмерть электрическим током себе

автора Болен Джин Шинода

Эффект Медузы У женщины-Афины есть способность запугивать других и лишать спонтанности, живости и созидательной силы людей, которым она не нравится. Иначе говоря, она обладает способностями Медузы.Богиня Афина носила символ своей власти - эгиду, украшенную

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Эффект Пигмалиона Я думаю, что тот, кто поддерживает мечту, помогая человеку расцветать и развивать свои таланты, - психотерапевт, наставник, учитель или один из родителей, - вызывает «эффект Пигмалиона», названный так ученым-психологом Робертом Розенталем в честь

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Эффект бабочки Несложно себе представить, как действие человека, нажавшего кнопку, чтобы сбросить ядерный боезаряд, повлияет на реальность многих других людей; не стоит говорить, что такие поступки могут стать причиной разительных перемен на всем земном шаре. Вы

Из книги Миллионер за минуту. Прямой путь к богатству автора Хансен Марк Виктор

Воистину никогда не знаешь, как могут быть использованы хорошо всем известные слова, вырванные из своего контекста. Эта участь постигла и следующий фрагмент:

Мф.13:12 « кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет »

Известный ученый Роберт К. Мертон на основании многочисленных интервью Хэрриет Заккерман (Zuckerman) с лауреатами Нобелевской премии вывел тенденцию в науке, которую он назвал «эффектом Матфея». В этих интервью неоднократно повторяется мысль, что знаменитым ученым воздаются несоразмерно большие почести за их вклад в науку, тогда как заслуги относительно малоизвестных ученых часто оцениваются несоразмерно низко, хотя вклад их нередко бывает сопоставимым. Один лауреат премии по физике сформулировал это так: «Когда речь идет о признании заслуг, научное сообщество поступает весьма своеобразно. Оно склонно приписывать все заслуги тем людям, которые уже знамениты». Таким образом, эффект Матфея (хотя слова, положенные в основу этого названия, сказаны не Матфеем, а Иисусом Христом) заключается в том, что ученые готовы преувеличивать достижения своих коллег, уже составивших себе имя благодаря тем или иным прежним заслугам, а достижения ученых, еще не получивших известности, они, как правило, преуменьшают или вообще не признают. По мысли автора, библейская притча порождает соответствующую социологическую формулу - ведь представляется, что именно в такой форме происходит распределение морального дохода и когнитивного богатства в науке.

По мнению Мертона, когнитивное богатство в науке выступает в виде изменяющегося запаса знаний, а социальный компонент морального дохода ученых принимает форму крупиц признания коллег, которые, постепенно накапливаясь, образуют богатство его репутации. Существует определенная градация признания заслуг (или «монет», говоря словами Мертона). Монеты бывают разного достоинства: самая дорогая и редкая - это то высокое признание, символом которого является присвоение имени ученого целой научной эпохе, - так, например, мы говорим об эпохах Ньютона, Дарвина, Фрейда, Кейнса. Следующая планка, существенно более низкая, но все же близкая к вершине признания в наше время, - это Нобелевская премия. Другие формы и эшелоны "ономастики" в науке, т.е. практики присвоения имени ученого сделанному им открытию или отдельному аспекту этого открытия, включают тысячи законов, теорий, теорем, гипотез и констант, носящих имя их создателей. Так, мы говорим о теореме Гаусса, константе Планка, принципе неоп ределенности Гейзенберга, распределении Парето, коэффициенте Джини, латентной структуре Лазарсфельда. Другие формы признания заслуг среди ученых, раздаваемые в куда больших количествах, имеют еще более мелкую градацию - избрание членом почетного научного общества, присуждение разнообразных медалей и премий, присвоение имени ученого кафедре, учебному или научно-исследовательскому институту и, наконец, самая распространенная и базовая по существу форма признания ученого - использование другими учеными его трудов и открытое признание его авторства.

Выводы Мертона подтверждают и исследования других ученых. Так, Стефен Коул, проведя исследование выборки американских физиков, обнаружил, что чем выше научная репутация автора, тем более вероятно, что среди других статей примерно одинакового качества (оцениваемого по числу позднейших ссылок на эти статьи) его статьи получат быстрое признание в научных кругах (измеряемое по количеству ссылок на эти статьи в течение первого года после публикации). Прежние заслуги авторов в определенной мере ускоряют распространение их последующих результатов (Cole S . Professional Standing and the Reception of Scientific Discoveries // American Journal of Sociology , 1970, v .76, p .291-292. ).

Роберт Мертон обращает внимание и на другую проблему, связанную с эффектом Матфея. По его словам, существующая в большинстве стран система образования ориентирована на тех, кто проявляет незаурядные способности для своего возраста. Все академические блага - стипендии, интернатура, жилье по месту учебы - достаются именно им. Как утверждает другой ученый, А. Грег, «система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником проявления способностей в будущем. По сути, таким образом, мы невольно преуменьшаем главный образовательный капитал человека - время, отпущенное ему природой на созревание… Таким образом, рано развившееся дарование может победить в текущей конкурентной борьбе, но в конечном счете победа эта происходит за счет мутантов, развивающихся медленнее, но имеющих больший потенциал» (Gregg A. For Future Doctors. - Chicago: University of Chicago Press , 1957. , p.125). Подобные медленно созревающие «мутанты» проскальзывают сквозь институциональное сито для отбора дарований, поскольку это сито устроено так, что в основу оценки относительных способностей человека закладывается его физический возраст. Эта система особенно болезненно бьет по молодым людям из бедных семей. Если они не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают обучение и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал. В результате многие из [вероятно] более многочисленных одаренных выходцев из бедных семей, по-видимому, оказываются навсегда потерянными для науки. Таким образом, привилегированное положение талантливой молодежи, характерное для наших институтов, наносит глубокий [и обычно скрытый] ущерб [потенциальным] поздним талантам, не имеющим каких-либо экономических или социальных преимуществ.

Автор также обращает внимание и на такую проблему, как отсутствие у представителей старшего поколения ученых такой самокритичности и душевной щедрости, как у Исаака Барроу, первого председателя кафедры математики в Кембридже, который освободил это почетное место в «почтенном возрасте» тридцати девяти лет в пользу своего двадцатисемилетнего ученика - некоего Исаака Ньютона. В наше время, во всяком случае - в годы академического полноводья и кажущейся беспредельной научной экспансии - Барроу, конечно, остался бы заведовать кафедрой, а для Ньютона создали бы новую.

Источник : Robert K. Merton. The Matthew Effect in Science, II: Cumulative Advantage and the Symbolism of Intellectual Property // ISIS , 1988, v.79, p.606-623.

Видеомаркетинг -
мощный инструмент продвижения

Плюсовать ВСЁ. Закон Умножения сработает обязательно!

Тема номера «Вкус Жизни», и мы постарались осветить действенные методы и рекомендации на пути достижения заветной мечты. Достичь исполнения мечты можно по-разному: дойти, доползти или чтобы само все приходило – все варианты зависят от нас самих. Но главное – делать шаги вперед и иногда «стоять на паузе», а не уходить с головой в застой или останавливаться совсем, уходя в депрессии и уныние. У каждого из нас есть линия пути с ее отрезками – это и есть линия успеха, как бы мы не хотели в это не верить. Нужно всего лишь приложить усилия и проходить эти затянувшиеся порой отрезки, преодолевая себя, договариваясь с собой. Прекрасный пример, как это сделать, описан в истории «Принцип Матфея», автор Вероника Кирилюк.

Она вспомнила анекдот, который на днях рассказала подруга. Пришел новый русский в магазин, чтобы сдать новогоднюю гирлянду. – Не работает? – спрашивает его продавец.
– Почему? Очень даже работает, – отвечает тот.
– А в чем тогда дело?
Покупатель вздохнул и ответил: – Не радует.

Вот так было и у неё: все вроде бы хорошо, но ничто не радовало. И странное дело, но с каждым месяцем проблемы только накапливались. Сначала прорвало трубу в ванной, и она затопила соседей снизу. Потом поцарапали крыло ее джипа. Затем щенок подруги, пока они пили чай на кухне, испортил ее новые итальянские туфли. Ну, а когда среди ночи вдруг упала картина и чуть ее не пришибла, то ОНА поняла, что где -то явно накосячила.

Когда она утром рассказывала об этом коллегам, маркетолог Света только пожала плечами: – Принцип Матфея, дорогая.
– В смысле? – не поняла ОНА.

Ну, в Библии написано: «…кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

– Кто будет отнимать?
– Ну, кто-кто? – как маленькой, ответила Света и подняла глаза к небу.
– И что делать? Света вздохнула: – ПЛЮСОВАТЬ.
– Что? – не поняла ОНА.
– ВСЁ! – ответила та. – И хорошее, и плохое.

ОНА бы забыла об этом странном принципе, но через пару минут охранник сказал, что поцарапали второе крыло. И тогда она решила, что стоит попробовать этот Светкин закон…

Поэтому, когда в обед директор раскритиковал ее новый проект, она спокойно ответила: – Это к счастью, – и вышла из кабинета. Приплюсовала.
Затем решила сделать себе приятное – зашла в люби – мое кафе. Через 10 минут позвонила секретарь: «Давай обратно. Шеф решил, что кто-то из конкурентов заинтересовался твоим проектом, поэтому он срочно поставил его в разработку». До конца недели на все мелкие проблемы ОНА отвечала: «Засчитывается», «Плюсую», «К счастью». И скрепя сердце принимала более крупные: «Ну, хорошо, и это в копилку», «Все к лучшему».

И что странно, но каким-то непонятным образом этот принцип Матфея работал. Потому что где-то отнималось, но при этом открывались какие-то новые возможности. Причем там, где ОНА совершенно не ожидала.

И когда от нее вдруг решил уйти её парень… она даже не удивилась.
– Тебе что, вообще наплевать, что я сейчас собираю вещи? – возмущенно спросил он.
– Не наплевать, – ответила ОНА – Но ты за гражданский брак, не готов к детям и даже не хочешь знакомить меня с друзьями. У меня тогда вопрос к себе самой: « А зачем ты мне такой нужен, если я за отношения, хочу детей и обычно душа компании?» Поэтому твой уход, к счастью». Тот офигел от таких слов и даже перестал собирать вещи, но ОНА уже стала ему помогать, вытащив второй чемодан … Света была права: принцип Матфея работал, и теперь никто не отрезал кусочки от того, что она имела. Наоборот, там, где было мало, откуда -то приплюсовывалось. Если же появлялись проблемы, то как урок или напоминание: не делай другим плохо – обязательно вернется. Но все -таки больше было хорошего. В разы больше. Просто кто замечает, что уже имеет, тому дано будет и приумножится».

Сформулирован в Евангелии от Матфея: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет" (25, 29). П. М. совместно с принципом уравнительности составляет, дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. П. М. фиксирует определенную тенденцию, присущую всем обществам, хотя в разных масштабах и реализуемых с разной скоростью. Всякое новшество, новые формы деятельности имеют очаговый характер, возникают в точках роста, развития, в центрах, в очагах более высокой, более творческой формы деятельности, что требует определенной концентраций в них ресурсов. Следствием этого является поляризация общества на управляющих и управляемых, на богатых и бедных, что открывает возможность социальных антагонизмов. Развитие этих тенденций ограничено в каждой культуре некоторой мерой, переход через которую рассматривается как недопустимый, как вызывающий дискомфортное состояние, возможно порождающее косу инверсии, сметающей центры власти и центры богатства; приводит к торжеству уравнительности. Однако этот результат постоянно подвергается давлению П. М., что опять может нарушить меру. В условиях либеральной цивилизации при росте самосознания и ответственности личности П. М. в возрастающих масштабах переходит в сферу духа. Знания, умения, духовное и культурное развитие растут тем больше, чем больше продвинуты в этой области люди. Этот процесс становится все более важным духовным ресурсом в системе управления любого сообщества, общества в целом, все более важным элементом капитала, оттесняя на второй план все иные формы ресурсов, что приводит к преодолению капитализма. возникновению информационного общества.


Смотреть значение Принцип Матфея в других словарях

Принцип — м. научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают.
Толковый словарь Даля

Принцип — Азбучный, актуальный, базовый, бесспорный, благородный, важный, ведущий, верный, всеобщий, генеральный, главный, гвоздевой (разг.), железный (разг.), жизненный, кардинальный,........
Словарь эпитетов

Принцип М. — 1. Основное исходное положение какой-л. научной системы, теории, политического устройства и т.п. // Основной закон какой-л. точной науки. 2. Внутренняя убежденность в чем-л.,........
Толковый словарь Ефремовой

Принцип — (лат. principium основное начало) - 1) основное, исходное положение какой-л. теории, учения и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежденный взгляд........
Политический словарь

Принцип Вариантности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогностического фона.
Политический словарь

Принцип Верифицируемости Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов.
Политический словарь

Принцип Непрерывности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования.
Политический словарь

Принцип Рентабельности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.
Политический словарь

Принцип Системности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов.
Политический словарь

Принцип Согласованности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.
Политический словарь

Бухгалтерский Учет: Принцип Постоянства Методов Учета — CONSISTENCYПринцип, требующий соблюдения постоянства модели и практических методов бухучета фирмы; для оптимальной сопоставимости данных по отчетным периодам
Экономический словарь

Принцип — и (устар.) , принципа, м. (от латин. principium - начало) (книжн.). 1. Основное начало, на к-ром построено что-н. (какая-н. научная система, теория, политика, устройство и т. п.) буржуазного........
Толковый словарь Ушакова

Принцип — -а; м. [от лат. prīncipium - начало]
1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка. Главные........
Толковый словарь Кузнецова

Паритетный Принцип — - принцип международных отношений, означающий договорное обязательство установить для иностранных граждан и юридических лиц такой же правовой режим, каким пользуются........
Экономический словарь

Принцип — - 1. основное исходное
положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения,
организации; 2. внутреннее
убеждение человека, определяющее его
отношение........
Экономический словарь

Принцип (principle) — фундаментальная
идея, на которой основываются другие положения.
Экономический словарь

Принцип Аддитивности Стоимости — Преимущественно используется, когда стоимость целой группы активов в точности равна сумме стоимостей отдельных активов, составляющих данную группу. Иными словами,........
Экономический словарь

Принцип Акселерации — ACCELERATION PRINCIPLEКонцепция Афтальона (Aftalion), к-рая заключается в том, что определенное изменение потребительских расходов при полном использовании капитала (капитального........
Экономический словарь

Принцип Беспрепятственного Осуществления Гражданских Прав — - основной принцип гражданско-правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского........
Экономический словарь

Принцип Благоразумия — - международный принцип бухгалтерского учета, направленный на то, чтобы нереализованные прибыли не распределялись среди акционеров в виде дивидендов. В соответствии........
Экономический словарь

Принцип Брутто — Обязательства по поставке ценных бумаг и денежным расчетам исполняются по каждой сделке. п. 2.11.1
Приказа ЦБ РФ от 18.06.1997 № 02-263
Экономический словарь

Принцип Бухгалтерских Записей По Документам — согласно этому принципу не должно быть ни одной бухгалтерской записи без документа.
Экономический словарь

Принцип Вертикальной Справедливости — принцип, в соответствии с которым
субъекты, находящиеся в неравных
условиях, должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.
Экономический словарь

Принцип Взаимности — принцип международного
права, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичную
ответственность.
Экономический словарь

Принцип Вины — - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 5 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) лицо подлежит уголовной ответственности только........
Экономический словарь

Принцип Вклада (contribution, Principle Of) — принцип оценки, определяющий сумму, на которую увеличивается или уменьшается
стоимость или
чистый
доход от хозяйственного
объекта вследствие наличия........
Экономический словарь

Принцип Возрастающих И Уменьшающихся Доходов (increasing And Decreasing Returns, Principle Of) — принцип оценки, согласно которому по мере добавления ресурсов к фиксированному
набору факторов производств чистые
доходы увеличиваются нарастающими темпами........
Экономический словарь

Принцип Восстановления Нарушенных Прав — - один из основополагающих принципов гражданского права. Вводя этот принцип, государство обеспечивает тем самым условия для решения одной из важнейших задач в области........
Экономический словарь

Принцип Всеобщего Уважения Прав Человека — - один из основополагающих принципов международного права. Становление этого принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному........
Экономический словарь

Принцип Выгоды В Налогообложении — BENEFIT PRINCIPLE OF TAXATIONНалоги взимаются органами центрального и местного управления всех уровней на основе двух основных принципов: принципа выгоды и принципа платежеспособности.........
Экономический словарь