Нпл психология. Нлп, нейролингвистическое программирование. Секреты применения НЛП довольно просты


Нейролингвистическое программирование или НЛП это универсальный ключ в успешном общении с окружающими Вас людьми. Это новые мысли, новые мечты, новые цели. НЛП даст вам возможность легко и быстро приобретать друзей, поднимет вашу популярность. НЛП поможет вам склонять людей к своей точке зрения, увеличит ваше влияние, ваш престиж, ваше умение добиваться своего.

НЛП наделит вас способностью привлекать новых клиентов, новых


Заказчиков и повысит ваше умение зарабатывать, улучшит ваши деловые качества. При этом НЛП поможет вам сдерживать недовольство, избегать споров, поддерживать ровные и любезные отношения c людьми, сделает вас более искусным оратором, более интересным собеседником. НЛП научит вас легко и свободно применять принципы психологии в ежедневном общение c людьми и поможет вам поднимать деловой энтузиазм среди ваших сотрудников.

Существует только один путь под небом убедить кого-либо что-либо

сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный путь - это заставить другого захотеть сделать это. Запомните, другого пути нет. Единственный способ, которым могут убедить вас что-либо сделать - это предложить вам то, чего вы хотите. A что вы хотите?



Почти все нормальные взрослые люди хотят:

1. Здоровья и безопасности.

4. Денег и того, что на них приобретают.

5. Уверенности в своем будущем.

6. Сексуального удовольствия.

7. Благополучия для своих детей.

8. Чувства своей значительности.

Почти все эти желания удовлетворимы, все за исключением одного, столь же глубокого и важного, как потребность в пище и сне, но оно редко бывает удовлетворенным. Фрейд его называет – «желанием быть великим»

В начале беседы необходимо расположить к себе собеседника Если вы хотите располагать к себе людей, то ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСТИННЫЙ и ИСКРЕННИЙ ИНТЕРEC K ЛЮДЯМ! Если вы хотите располагать к себе людей, правило 2 гласит: У Л Ы Б A Й T E C Ь! Правило 3 гласит: ПОМНИТЕ, ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЗВУК ЕГО ИМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ СЛАДКИМ И САМЫМ ВАЖНЫМ ЗВУКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЧИ. Чаще повторяйте имя собеседника.Если вы хотите располагать к себе людей, правило 4-e гласит:

БУДЬТЕ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ. ПООЩРЯЙТЕ ДРУГИХ PАССКАЗЫВАТЬ O СЕБЕ. Если вы хотите располагать к себе людей, правило 5-e гласит: ВЕДИТЕ РАЗГОВОР B КРУГЕ ИНТЕРECOB ВАШЕГО СОБЕСЕДНИКА!

Итак, если вы хотите располагать к себе людей, правило 6-e гласит:

ДАВАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВСТВОВАТЬ ИХ ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЛАЙТЕ ЭТО ИСКРЕННЕ.

P E З Ю M E:

ШЕСТЬ СПОСОБОВ РАСПОЛАГАТЬ K СЕБЕ ЛЮДЕЙ:

Правило 1: Проявляйте искренний интерес к другим людям.

Правило 2: Улыбайтесь!

Правило 3: Помните, что для человека звук его имени является самым

сладким и самым важным звуком человеческой речи.

Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать

Правило 6: Давайте людям почувствовать их значительность - и делайте

это искренне. .
Как СКЛОНЯТЬ ЛЮДЕЙ K СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ

Лучше уступить дорогу собаке, чем, вступив c ней в спор за право первым пройти, оказаться укушенным ею. Даже убив eё, вы не исцелите этим полученную рану. Поэтому правило 1-e гласит:

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ДОБИТЬСЯ ЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА B СПОРЕ - ЭТО

УКЛОНИТЬСЯ OT СПОРА.

Итак, если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 2

гласит:

ПРОЯВЛЯЙТЕ УВАЖЕНИЕ K МНЕНИЯМ ДРУГИХ. НИКОГДА HE ГОВОРИТЕ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТО OH НЕПРАВ.

Вспомните старую пословицу: "Дракой многого не добьешься, a уступив,

получищь больше, чем ожидал". Было бы весьма благоразумно

запомнить правило 3-e, которое гласит:

ЕСЛИ ВЫ НЕПРАВЫ, ПРИЗНАЙТЕ ЭТО СРАЗУ И ЧИСТОСЕРДЕЧНО.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, не забывайте

применять правило 4-e:

ВНАЧАЛЕ ПРОЯВИТЕ CBOE ДРУЖЕСКОE ОТНОШЕНИЕ.

Если вы хотите склонить людей к своей точке зрения, правило 5-e

гласит:

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК C САМОГО НАЧАЛА БУДЕТ ВЫНУЖДЕН ОТВЕЧАТЬ BAM:

"ДА, ДА".

Итак, если вы хотите убедить кого-нибудь в своей точке зрения,

применяйте правило 6-e:

ДАЙТЕ СОБЕСЕДНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫГОВОРИТЬСЯ.

Таким образом, если вы хотите убедить в своей точке зрения кого-то,

пользуйтесь правилом 7.

ПУСТЬ ВАШ СОБЕСЕДНИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ИДЕЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕМУ САМОМУ.

Двадцать пять веков назад китайский философ Лао-Цзы сказал слова,

которыми могут воспользоваться и сегодня:

"Причина того, что в реки и моря вливаются сотни горных потоков в

том, что реки и моря расположены ниже гор. Поэтому они в состоянии

властвовать над всеми горными потоками.

Так и мудрец, желая быть над людьми, он становится ниже их, желая быть впереди, он становится сзади.

Поэтому, хотя его место над людьми, они не чувствуют его тяжести, хотя его

место перед ними, они не считают это несправедливостью".

Поэтому, если вы хотите, чтобы люди изменили свое мнение или

действия, не испытывая недовольства или обиды, применяйте правило 8:

ЧЕСТНО ПОПЫТАЙТЕСЬ УВИДЕТЬ ВЕЩИ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО.

Если вы хотите убедить в своей точке зрения,пользуйтесь правилом 9:

ПРОЯВЛЯЙТЕ СОЧУВСТВИЕ K МЫСЛЯМ И ЖЕЛАНИЯМ ДРУГИХ.

Поэтому, если хотите склонить людей к своей точке зрения, применяйте

правило 11:

ПРИДАВАЙТЕ СВОИМ ИДЕЯМ НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСЦЕНИРУЙТЕ ИХ.


КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВОЗБУЖДАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Если вы должны указать человеку на его ошибку,начинайте следующим образом.

применяйте правило 1:

НАЧИНАЙТЕ C ПОХВАЛЫ И ИСКРЕННЕГО ПРИЗНАНИЯ ДОСТОИНСТВ ЧЕЛОВЕКА.

Как критиковать и не вызывать при этом ненависти, не нанося ему обиды, пользуйтесь правилом 2:

ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ HA ИХ ОШИБКИ, ДЕЛАЙТЕ ЭТО B КОСВЕННОЙ ФОРМЕ.

Сначала говорите o своих собственных ошибках,чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая в нем негодования, применяйте правило 3:

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ КРИТИКОВАТЬ ДРУГОГО, СКАЖИТЕ O СВОИХ НЕДОСТАТКAX.

Никто не любит приказного тона.Никогда не говорите, например: "сделайте это, сделайте то" или "не делайте этого". Говорите: "He подойдет ли это или то?" "He думаете ли вы, что так будет лучше?" Итак, чтобы изменить человека, не нанося ему обиды и не возбуждая его негодования, применяйте правило 4:

ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ BMECTO ТОГО, ЧТОБЫ ОТДАВАТЬ ПРИКАЗАНИЯ.

Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Как побуждать людей к успеху и работе, пользуйтесь правилом 6:

ХВАЛИТЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ УСПЕХ И БУДЬТЕ ПРИ ЭТОМ "ИСКРЕННИ B CBOEM ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ B ПОХВАЛАХ".

Почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор - старается оправдать

хорошую репутацию, если он ею обладает.


Таким образом, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования, помните правило 7

СОЗДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ДОБРОЕ ИМЯ, ЧТОБЫ OH ЖИЛ B СООТВЕТСТВИИ C НИМ.

Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым.

Итак, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая его негодования, запомните правило 8:

ШИРЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПООЩРЕНИЕМ. СДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ НЕДОСТАТОК ВЫГЛЯДЕЛ ЛЕГКО ИСПРАВИМЫМ, A ДЕЛО, КОТОРЫМ ВЫ ХОТИТЕ ЕГО УВЛЕЧЬ, ЛЕГКО ВЫПОЛНИМЫМ.

Старайтесь, чтобы люди c удовольствием делали то, что вы хотите.

Этот прием - награждение титулами и почетными званиями - приносил

пользу Наполеону, он принесет пользу и вам.

Такова человеческая природа. Так что, если вы хотите изменить

человека, не нанося ему вреда и не вызывая его негодования, применяйте правило 9:

ДЕЛАЙТЕ TAK, ЧТОБЫ ЛЮДЯМ БЫЛО ПРИЯТНО ВЫПОЛНИТЬ TO, ЧТО ВЫ ХОТИТЕ.


ДЕВЯТЬ СПОСОБОВ, КАК ИЗМЕНИТЬ ЧЕЛОВЕКА,

HE НАНОСЯ ЕМУ ОБИДЫ И HE ВЫЗЫВАЯ НЕГОДОВАНИЯ

Правило 1. Начинайте c похвалы и искреннего признания достоинства

человека.
Правило 2. Обращайте внимание людей на их ошибки, делая это в

косвенной форме.э

Правило 3. Прежде, чем критиковать другого, скажите o своих

собственных ошибках.

Правило 4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказы.

Правило 5. Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

Правило 6. Хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и

будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы.

Правило 7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в

соответствии c ним.

Правило 8. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостаток,

который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, a дело,

которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

Правило 9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы

хотите.

Шесть ПРАВИЛ,

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ Собеседника якобы СЧАСТЛИВЕЕ.

Правило 1. Ни в коем случае не придирайтесь!!!

Правило 2. He пытайтесь переделывать своего партнера.

Правило 3. He критикуйте.

Правило 4. Будьте искренне признательны.

Правило 5. Проявляйте чуточку внимания.

Правило 6. Будьте вежливы.

Изменения, относящиеся к физической стороне процесса общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не очевидными. Прежде всего, надо самому расцепить руки, а затем, когда собеседник уже последовал вашему примеру, вынудить его изменить положение ног.
То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса общения, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышенных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого подстраивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны: (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)
Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав се на практике. Возможно, поначалу техника "подражания и ведения" покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.

Прислушайтесь, какими именно предикатами пользуются эти люди в своей повседневной речи. Эти предикаты могут относиться к трем основным модальностям - зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не доминирует ли среди этих модальностей какая-то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

Внимательно изучите отчет или какое-либо письмо, написанное интересующим вас человеком. Проанализируйте этот документ на предмет характерных предикатов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.
- Начните сами использовать в разговоре некоторые характерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффектом своих действий. Вероятно, в самом скором времени вы поймете, почему в разговоре с человеком, обладающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа "я ухватил вашу идею" или "мне немного не по себе от этого". Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подобным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.
- Оцените значение невербальных характеристик поведения (в том числе движений глаз) вашего собеседника.
- Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, готовя для них отчеты или служебные записки. Используйте соответствующие сенсорные предикаты. Инициатива движения навстречу собеседнику должна принадлежать инициатору общения. Можно попробовать склонить собеседника в сторону какой-либо другой, не свойственной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по-иному. Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как "что вам видится в данном случае?" или "что вы по этому поводу скажете?", хотя они интуитивно и кажутся ему "неправильными", все же допустимо для него в рамках техники частичной "подстройки и ведения".

Проанализированные техники могут быть применимы в самых разнообразных ситуациях.
Вот несколько примеров:
Как успокоить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по-разному, и поэтому при общении приходится применять различные варианты техники "подражания и ведения". Например, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его манеры. Вы должны установить контакт, следуя за собеседником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса общения. Именно вы должны контролировать весь ход общения в целом и его конкретные цели.
Как применять юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натянутым, примените технику "подстройки и ведения", для того чтобы создать более непринужденную обстановку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттенка легкого юмора в сочетании с использованием соответствующего "языка" тела.
Как поменять чье-либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы "сбить" настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожиданный жест может привлечь внимание собеседника и вернуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд прервать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего собеседника
Как закончить беседу. Неожиданное действие с вашей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседника или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем-либо, то действуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону.

Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы - найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап - это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас - лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап - нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Процесс самогипноза - процедура довольно сложная (особенно, для новичков) и требует настойчивой и терпеливой практики. Чтобы узнать больше подробностей о самогипнозе, вы можете посетить эту страницу .

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

НЛП, нейролингвистическое программирование - брэнд и направление в практической психологии со своей историей, персонами, языком, методиками и традициями​ . По сути, это совокупность технологий, объединенных общим языком и методологией, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладения клиентом расширенного набора поведенческих ​, то есть свободой выбора ответных реакций.

Для создателей НЛП человек - сложная информационная машина, имеющая свои языки и программы. Аффективная сфера, эмоции, чувства и воля описываются лишь ресурсные или нет состояния, создаваемые теми или иными программами, но не имеющие собственной природы и закономерностей. НЛП работает как с бессознательным, так и с сознанием; много и подробно работает со структурой субъективного опыта, уходя от вопроса об объективности происходящего.

"Карта не равна территории" - один из любимых тезисов НЛП, ориентирующий на изучение того, как человек воспринимает, интерпретирует и структурирует приходящую к нему информацию.

НЛП мало интересуется прошлым субъективным опытом клиента, он не ищет причины в прошлом, а изучает способ восприятия и на этой основе строит настоящее и будущее. Филогенез, формирование личности или психических функций - все это вне интересов НЛП. НЛП ориентирован прежде всего не на объяснение, а изменение. Задача НЛП - реальные личностные изменения, не почему, а КАК. НЛП интересуется теориями ровно настолько, насколько это необходимо для практики, подчеркивая при этом, что эти теории для него - не истина, а только рабочие модели. Не более, чем рабочие модели. Традиционная позиция НЛП: «Все, что мы вам рассказываем, это неправда. Дело только в том, что это работает».

У такого подхода есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы - практичность, здоровый прагматизм, минусы - безразличие к конкретной картине мира, которая по сути внушается клиенту. При использовании шаманских техник, часто используемых в НЛП, клиент материалистическую картину мира меняет на мистическую.

​​​​​​​Любопытная особенность приверженцев НЛП - безразличие к разумным обоснованиям и убежденность, что все коммуникативные взаимодействия между людьми есть только и исключительно внушения. И ничего, кроме внушений. Разумные обоснования НЛПеры рассматривают только как разновидность внушений, эффективных для людей с личностным типом "рационал", и в общении с рационалами моделируют разумные обоснования лишь в той мере, насколько эти как бы обоснования убедительно выглядят. "Правда", "логика", "обоснованность", "объективность" и "научная честность" для приверженцев философии НЛП лишь смешные слова для наивных людей, на место которых НЛП ставит "эффективность" и "экологичность".

НЛП стремится к технологичности и использует пошаговое описание процедур изменения, где каждый шаг имеет сенсорно очевидные признаки - это привлекает к нему людей, склонных к инженерно-рациональному подходу. С другой стороны, в психотерапевтической работе НЛП использует преимущественно трансовое (измененнное) состояние психики клиента во время реализации своих техник, что создает подходу ореол "волшебства" и привлекает тех, кто любит получать результаты без сознательных усилий.

Коллекция технологических приемов НЛП - почти исключительно приемы воздействия через бессознательное и внушения, действующие скрыто, помимо и вне сознательного контроля. Игнорирование открытых и разумных вариантов взаимодействия психолога и клиента явно обедняет инструментарий НЛП, с другой стороны придавая ему привлекающую многих окраску магии и волшебства.

НЛП в первую очередь технология, прежде всего - инструментальный, а не ценностный подход. НЛП не рассказывает, как жить правильно, не решает вопросы смысла жизни или переустройства общества. Клиенты приходят со своими проблемами - НЛП переформулирует это в задачи и помогает в решении, отсекая только явно варианты.

В НЛП вообще нет понятия «правильного человека», причем как на уровне ценностей, так и на уровне поведенческих стратегий. В этом подходе не используется понятия «поведение правильное» или «неадаптивное поведение» как поведение, есть поведение более или менее подходящее под . Когда-то внимание фокусируется на нежелательном поведении и его коррекции, когда-то - на новых выборах поведения - это не так важно, важно дать возможность конкретному человеку в данном контексте подобрать нечто более подходящее (эффективное, экологичное, надежное, доступное).

Ориентировка на эффективность и безразличие к ценностям привело к тому, что НЛП стойко ассоциируется с манипулятивными технологиями. Действительно, НЛП придерживается позиции, что манипулируют все и всегда, и ставит лишь задачу делать это более осознанно.

НЛП применяется в самых различных областях: психотерапии, рекламе, спорте, личностном росте, коучинге, продажах и т.д. Метод НЛП исходит из того, что если в какой-то области кто-то умеет вести себя успешно, то другие люди могут эту успешность смоделировать и в той или иной мере воспроизвести. Нередко эту идею выдвигают как основу НЛП-подхода, утверждая, что НЛП - это технология моделирования успешности. Выделять это как особенность НЛП оснований нет, поскольку практически все авторы, работающие в практической психологии (Д. Карнеги и Б. Трэйси, Н. Козлов и С. Кови) свои наработки создавали на основе анализа особенностей общения успешных людей, анализа жизни успешных людей и руководителей успешных компаний.

В области психотерапии НЛП моделирует работу успешных психотерапевтов, в области рекламы - моделирует работу рекламистов, получающих стабильный результат. НЛП предполагает, что успешная деятельность - это в первую очередь эффективные поведенческие технологии, и если детально изучить структуру поведения (в том числе внутреннего поведения), то другие люди смогут повторить чужой успех.

Идея великолепная, но имеет слабое место. Успех - это не только технологии, это еще и способности, которые у разных людей разные. Если для деятельности дирижера требуется абсолютный музыкальный слух, а у вас его нет, моделирование гениального дирижирования вам поможет в небольшой степени.

Сильная сторона НЛП - выстроенность учебного процесса. Курс обучения (формат: ​ и ​) включает в себя востребованные темы и ориентирован на практическое применение полученных навыков в различных областях жизни. Циклы "НЛП-практик", "НЛП-мастер", "НЛП-тренер" хорошо стандартизированы по содержанию и методике обучения, в результате чего изучившие НЛП в одном учебном центре хорошо понимают выпускников другого учебного центра и могут продолжить там свое обучение.

НЛП легко узнается через свой особенный язык, отличается конкретной и техничной терминологией в противовес принятой в большинстве ранних психологических школ общей и абстрактной манере. Процедуры изменений описываются методично, подробно и пошагово, большинство понятий в НЛП стараются ввести в через наблюдаемые или сенсорно очевидные признаки. Другая черта - наукообразность и серьезность языка описания: если что-то можно описать понятно, а можно научно, в НЛП это опишут обязательно научно.

В состояние, когда человек светится радостью и заряжает радостью окружающих, будет названо Солнышко . На языке НЛП то же самое может быть названо как "Транслируемый ресурс позитива" и описано как ресурсное состояние, визуально калибруемое как метасообщение хорошего настроения.

Очень спорный вопрос - какие приемы и техники считать принадлежащими НЛП. Существует исторически сложившееся поле, которые по традиции считается полем НЛП. , глазодвигательные реакции , нейрологические уровни , договор с бессознательным , рефрейминг, якорение - когда специалисты это слышат, они уверенно говорят: «Это НЛП». С другой стороны, многие из техник, которыми пользуются нлперы и считают своими, были созданы людьми, к НЛП отношения не имеющими. Опыт Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Милтона Эриксона был сохранен и донесен до людей усилиями Гриндера и Бендлера, за это им огромная благодарность. С другой стороны, если какой-то специалист разработал качественную психотехнику, а нлпер ее подсмотрел и описал, смоделировал, чья теперь это методика? Моделирование стало со временем способом присвоения чужих разработок по принципу: "То, что описано на языке НЛП, становится НЛП и продается как НЛП".

​Сторонники НЛП причисляют к НЛП все то удачное, что они им понравилось у сторонних специалистов и было ими описано на технологичном нлперском языке. Чаще всего это "фишки" - приемы, которые несложны в освоении, дают быстрый, похожий на "волшебный" эффект и хорошо продаются. Большинство таких фишек использует бессознательное, транс и гипнотические техники.

В НЛП популярен рефрейминг, используемый для прямой коммуникации со структурами, обеспечивающими функционирование за пределами сознания. Якорение - другая методика НЛП, используемая для ассоциативного связывания приятного чувства от воспоминания прошлого приятного события с воспоминаниями, всегда сопровождавшимися неприятными чувствами. Действуя совместно, рефрейминг и якорение могут вызывать приятные воспоминания и чувства в данный момент. При психотерапевтическом применении НЛП обеспечивает излечение многих и иррациональных мыслей в течение одного сеанса.

Создатели НЛП мало что создали сами, но научились талантливо моделировать созданное другими, качественно описывать и энергично продавать через систему обучения. Для популяризации практической психологии НЛП сделало больше, чем какое-либо другое направление конца 20 века.

Где можно пройти обучение НЛП в Москве? В тренинг-центре Синтон:


Развитие современной практической психологии заставляет людей задумываться над тем, какие методики могут оказаться полезными в повседневной жизни. Одна из них - нейролингвистическое программирование. Как научиться этой популярной технологии, чтобы достигать высот и завязывать правильные знакомства, хотят знать многие. Для начала важно разобраться, что такое НЛП, и как оно работает.

НЛП поможет достичь успеха в жизни

Суть нейролингвистического программирования

НЛП - одна из областей практической психологии. Она ставит перед собой задачу разработки техник прикладного характера, моделирующих приемов для их последующего использования в обычной жизни. В качестве основы нейролингвистическое программирование использует положительный опыт специалистов в различных областях психологии.

На текущий момент времени для разработки методов НЛП используются материалы следующих сфер науки:

  1. психотерапия;
  2. гипноз;
  3. лингвистика;
  4. психоанализ;
  5. гештальтпсихология.

Нейролингвистическое программирование перерабатывает модели поведения, приемы жизни успешных людей и научные заключения, делая их общедоступными. С помощью этой современной и постоянно развивающейся области методы практической психологии можно самостоятельно применять в повседневности.

Всем тем, кого интересует непосредственное изучение НЛП, стоит помнить, что эта область не является наукой. Также важным фактом является то, что создатели этого направления не ставили перед собой цели создать научную теорию в классическом ее понимании. Их приоритетом был поиск техник, которыми может воспользоваться каждый. И этого они добились, раскрывая сложные и непонятные для начинающих людей техники, получившие известность в психологии.

Сферы применения НЛП

История развития методики

Формирование и становление этой области началось в 60-х годах XX века. Совместную работу начали несколько специалистов из Калифорнийского университета.

Над работами и исследованиями известных психологов трудились:

  1. Грегори Бейтсон;
  2. Джон Гриндер;
  3. Фрэнк Пьюселик;
  4. Ричард Бендлер.

В основу исследования этих людей вошли работы из таких областей, как семейная терапия, эриксоновский гипноз и гештальт-терапия. В 1975 году их изучение дало свои результаты. Они были опубликованы в том же году. Буквально через год вышла вторая книга этой группы специалистов. Она содержала в себе расширенные материалы прошлых исследований.

Также была выпущена книга, написанная в соавторстве с Вирджинией Сатир – известным в области семейной терапии специалистом.

В результате проведенной исследовательской работы была сформирована метамодель, которую используют многие уроки, курсы и тренинги. Также эта созданная модель стала фундаментом для многих последующих исследований. Эти работы сформировали отдельную область, которую называют нейролингвистическим программированием.

Области применения

Обучение методикам такого программирования подразумевает под собой научение человека пониманию, воздействию на себя и на окружение с той же эффективностью, как у опытных мастеров коммуникативных техник и психотерапевтов. Это обуславливает широчайший спектр применения тех навыков, которые развивает правильное обучение и постоянная практика.

На текущий момент времени можно выделить следующие области деятельности людей, в которых развиваемые навыки и умения окажутся чрезвычайно полезными:

  1. писательство и журналистика;
  2. ораторское мастерство;
  3. юриспруденция;
  4. менеджмент и управление;
  5. продажи;
  6. актерское мастерство;
  7. образование;
  8. управление временем;
  9. психотерапия.

Упражнения в этой области способствуют тому, что человек развивает коммуникативные навыки, применимые в любой жизненной ситуации. Также изучение НЛП помогает в личностном развитии. Обучение и последующая практика позволяют научиться корректно понимать свое эмоциональное состояние, формировать поведенческую гибкость и разностороннее восприятие мира. С помощью более продвинутых техник можно перебороть фобии, устранить психологические травмы, поддерживать работоспособность на высоком уровне и сохранить хорошую психическую форму.

В чем поможет теория и практика НЛП

Возможные способы обучения

Как утверждают основные постулаты, каждый желающий способен собственными силами научиться всем навыкам и техникам, которые использует нейролингвистическое программирование. Сделать это можно несколькими способами.

Достаточно часто можно встретить объявления от центров, проводящих специальные обучающие тренинги. Практически всегда они предлагают три варианта обучающего курса, а именно:

  1. Курс практик: освещает главные вопросы, объясняет основные навыки и помогает научиться применять их на практике;
  2. Мастер-курс предлагает более глубокое изучение методик, техник и навыков;
  3. Курс тренера: полное изучение теории, практическое применение навыков работы с аудиторией и обучение методикам программирования других людей.

Однако часто люди сталкиваются с тем, что подобные НЛП-тренинги достаточно дорого стоят, а длительность обучения составляет несколько недель. Это может остановить человека. Но на текущий момент времени посещение очных курсов не является единственной возможностью научиться контролировать свое состояние и моделировать свою жизнь.

Эффективным средством обучения может быть специальная литература, которой выпущено достаточно много. Также можно использовать уроки для самостоятельного изучения.

Книги по НЛП для новичков

Прежде чем штудировать книги, стоит четко определиться, для какой цели нужно изучение методики. Как уже оговаривалось, применение его методик полезно во многих сферах человеческой деятельности. Поэтому определение основной цели – первый шаг, с которого необходимо начать свой путь к познанию новых навыков.

Новичкам лучше всего начать свое познание с литературы, признанной лучшей в плане применения навыков программирования в конкретной области. Выбирая литературу для себя, стоит делать свой выбор вдумчиво, взвешенно и тщательно.

Управление

Искусство править и управлять всегда отличалось динамикой и требовательностью. Поэтому в современном мире просто не обойтись без знания и умения применять навыки этого программирования.

Для работы над своими управленческими способностями начинающему человеку окажутся полезными следующие работы:

  1. Р. Дилстс. «Моделирование с помощью НЛП», простое и понятное объяснение принципа этой области в психологии.
  2. А. Плигин «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха»: опыт одного из консультантов, рассказывающий реальные истории реальных людей.
  3. А. Любимов «НЛП. Мастерство коммуникации»: автор затрагивает в книге проблемы взаимопонимания между людьми, говорит о необходимости уметь общаться.

После того как в этой литературе все станет понятно, а навыки начнут применяться как бы сами по себе, можно переходить к изучению более сложных источников информации. Не зря же говорят, что нет предела совершенству.

Книги по НЛП для начинающих

Область самопознания

Полученные навыки сложнее всего применить в отношении самого себя. Благодаря кропотливой работе и самосовершенствованию можно достичь уровня полного контроля над своим эмоциональным состоянием и настроением.

Познать и принять все стороны своего характера помогут следующие литературные источники:

  1. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Используйте свой мозг для изменения»: книга содержит в себе новые прогрессивные методики, с помощью которых оказывается возможным изменить свое сознание собственными силами;
  2. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Черепахи до самого низа»: с помощью этой книги и описанных в ней нестандартных способов у человека появляется возможность раскрыть свои гениальные способности и развить их.

Используя эту литературу как самоучитель, стоит помнить о том, что изучение теории не принесет в жизнь человека кардинальных изменений по мановению волшебной палочки. Практическое применение усвоенной информации является ключом к достижению успеха в самопознании и самосовершенствовании.

Продажи

Продавцы, у которых есть опыт работы, знают, что можно увеличить объемы продаж, используя особые хитрости и навыки в работе с клиентами. С помощью этого программирования можно получить способы, помогающие разрабатывать отношения с клиентами на основе взаимной выгоды и создать мотивирующую почву для приобретения определенного товара.

Тем, кто только начинает свой путь познания в этой области, рекомендуется поработать с книгой «Рефрейминг», написанной Р. Бендлером и Д. Гриндером.

Применяя эту книгу как руководство, можно развить навык влияния на определенную часть подсознания. Использовать его впоследствии можно не только в продажах, но и в других жизненных ситуациях.

Продвижение по карьерной лестнице

В современном мире уже недостаточно просто хорошо знать свои обязанности и так же их выполнять. Работник, который может продвинуться вверх по карьерной лестнице, обязан быть коммуникабельным, универсальным и должен уметь оказывать свое мотивационное влияние на организационный процесс в коллективе и рекламировать себя.

Знание основных навыков, предлагаемых программированием нейролингвистическим, и умение их применять на практике предоставляют особое преимущество по отношению к остальным сотрудникам. Сформировать базу можно на материале следующих книг:

  1. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Из лягушек в принцы». Эта книга признана лучшей для тех, кто только начал свое изучение этой современной и постоянно развивающейся области психологии. Авторы книги рассматривают множество состояний человека и описывают способы воздействия на них.
  2. Г. Олдер, Б. Хэзер «NLP. Полное практическое руководство». С помощью жизненных ситуаций, используемых в качестве примера, авторы книги позволяют читателю подробно познакомиться с человеческой психикой.

Изучив информацию, человек способен сделать ряд полезных для себя выводов. А на их основании работать над изменением самого себя и окружающей жизни.

Знание методик НЛП поможет в продвижении по карьерной лестнице

Онлайн-уроки

Помимо штудирования книг и посещения тренинг-центров, есть общедоступные средства изучения NLP. Для их использования требуется всего лишь желание самого человека, доступ к интернету и устройство, с которого можно просматривать интересующие страницы.

Подобные уроки содержат в себе теоретические сведения по основам этого программирования. Такой же материал отрабатывают во время тренингов начального уровня.

Кроме того, в таких уроках содержатся специальные упражнения, которые позволяют закрепить полученные знания и сделать первый шаг к правильному применению изученного.

Также разработчики подобных онлайн-курсов предлагают своим пользователям дополнительные материалы, которые выходят за рамки курса уроков, но могут оказаться полезными людям, которых заинтересовала эта практика. Это связано с широким применением знаний и навыков, а также с постоянным увеличением методов, взглядов и подходов к нейролингвистическому программированию.

Заключение

В 2018 году для того, чтобы понять свое эмоциональное состояние и изменить его получения выгоды, вовсе не обязательно записываться к психотерапевту и проходить долгие и порой мучительные курсы терапии. Практическая психология, которая активно развивается, предлагает свои методы преодоления таких ситуаций, которые под силу каждому человеку. Как показывает практика, доступность методик и литературы в данной области позволяет начать свой путь к самосовершенствованию и изменению своей жизни тогда, когда это необходимо.

Взаимодействие речевых механизмов и психики человека – одно из тех направлений, которое разрабатывает НЛП – раздел психотерапии под названием «нейролингвистическое программирование ». Будучи разновидностью суггестивного воздействия (через внушение), НЛП полностью сосредотачивается на вербальных формулировках, способствующих изменению человеческого поведения. Каким образом это реализуется, попробуем разобраться.

Основы НЛП

Нейролингвистическое программирование как технология воздействия стремиться установить связь индивида с собственным подсознанием. Обладая богатыми скрытыми ресурсами психики, каждый человек должен уметь их использовать.

Доступ к невидимым ресурсам проводится путем их извлечения из подсознания и доставки в сознательную часть психики. Существует и обратный механизм: в сферу бессознательного закладываются стереотипы восприятия окружающего мира (мировоззренческие установки, информация), способствующие п озитивным для психики изменениям поведения человека.

Высшая нервная деятельность человека, в том числе психика, работает на основе процесса усвоения информации, который, исходя из НЛП-подхода, разделяется на ряд подсистем:

  • восприятие данных (локализуется через репрезентативные системы);
  • обработка данных (локализуется в сознании);
  • хранение данных (локализуется в подсознании).

Приверженцы и последователи НЛП-подхода также делают акцент на определенных принципах , способствующих эффективности человека как личности:

  1. Согласованность (раппорт): должна существовать как с самим собой, так и с окружающим миром. Конструктивнее не пытаться изменить что-либо/кого-либо, а признать факт существования того или иного явления «как есть».
  2. Ясность представлений (результат): касается результативности чего-либо (ситуации, процесса, достижений) – она должна обладать четкостью, пониматься однозначно и быть предметной (представленной в сознании).
  3. Открытость и внимательность (чувствительность): относится к процессу достижения результата – лишь сосредоточенность и внимание к своим чувствам, которые должны быть открытыми, покажет, есть ли движение к поставленной цели.
  4. Пластичность в подходах (гибкость): связана с умением удачно изменять свои действия до момента достижения желаемого.

Репрезентативные системы

Основные приемы, используемые НЛП для воздействия на человека, основываются на знаниях про особенности сенсорных каналов восприятия информации индивидом.

Три основные категории (модальности ) репрезентативных систем отображают ведущий канал внешней информации, на который в первую очередь обращает внимание человек:

  • на визуальную (визуалы) – центральными в восприятии являются зрительные ощущения;
  • на аудиальную (аудиалы) – центральными в ходе восприятия являются слуховые ощущения;
  • на кинестетическую (кинестетики) – центральными во время восприятия являются тактильные ощущения.

Любой человек обладает всеми описанными модальностями восприятия, но по максимуму обычно используется одна – это и есть основная модальность (репрезентативная система).

Основной (предпочтительный) канал восприятия информации формируется у индивида в ходе его развития.

Обычно на данное формирование влияет целый комплекс факторов:

  • от естественных, природных (особенности и свойства объектов внешнего мира),
  • до социально-культурных (социальная, интеллектуальная, культурная среда, в которой происходит формирование индивида как личности).

«Секреты» аббревиатуры Н-, Л-, П-

С методологической точки зрения «нейро » Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.

«Лингвистическое » Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

«Программирование » П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.

Целью НЛП является рассмотрение вопроса, как именно нужно строить и организовывать свой опыт, что на него влияет и каким образом им можно управлять. Освоение обновленного опыта выглядит для человека как процесс получения нового образования – переобучение мозга.

Техники и методы воздействия

Методы воздействия на человека посредством НЛП имеет целью задействовать потенциал скрытых возможностей человека через формирование тех программ и способов действия, которые позволяют добиться надлежащего результата. Речь идет как о самовоздействии, так и о воздействии на психику другого индивида (пациента, партнера по общению и пр.).

Из наиболее известных техник, практики в области НЛП упоминают следующие:


В НЛП также разработаны техники манипулирования людьми, направленные исключительно на изменение поведения окружающих людей на желательное:

  • техника «требуй большего »: нужно сосредоточиться на результате, намного большем, чем требуется человеку – такая «неадекватность» заставит оппонента отказать просителю, зато потом можно требовать и добиться выполнения уже реалистических целей (проявится стремление избежать негатива от отказа в выполнении просьбы);
  • техника лести : широко знакома и используется многими, позитивными словами и похвалой (даже безосновательной) можно добиться безусловного и некритического отношения к себе – хотя здесь важно не «перегнуть палку» (не применять откровенную ложь);
  • техника перефразирования : вроде бы пересказывается мысль собеседника, но в слова вкладывается иной смысл, необходимый для манипулирующего индивида (так осуществляется психологический прессинг).

НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека. Также, помогает избежать того, что «неэкологично».

Видео: