Речевое развитие старшая группа сентябрь. Методические рекомендации к планированию развития речи в старшей группе. Ноябрь. Приобщение детей к художественной литературе

Конспект организованной образовательной
деятельности по развитию речи в старшей группе
«Осень»

Подготовила: Носкова Ирина Борисовна
воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №21 «Теремок»
города Дубны Московской области.

Цели: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления и знания о времени года – осень. Учиться видеть красоту осенней природы, любить природу.

Ход: Воспитатель приглашает детей поиграть. Проводится игровое упражнение

«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а теперь садимся на свои места.
Отгадайте мою загадку, о каком времени года моя загадка?
(воспитатель загадывает загадку)
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится, все переливается
Как же это чудо в природе называется? (осень)

Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Правильно, это загадка об осени! Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
- Ну и последний осенний месяц, который мы не назвали? (октябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем (Дети по желанию читают стихотворение «Заглянула осень в сад»).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природы
- Какое сегодня солнышко?
- Какое сегодня небо?
- Сравните осенние денечки с летними
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых сейчас?

На доске появляется первая картинка.
Вот осень художница нарисовала свою картинку для нас.
Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
какие птицы от нас улетают (гуси, грачи, журавли…)
Появляется вторая картинка на доске
А как изменилась жизнь животных в лесу? (медведь, еж будут спать, зайчик и елочка меняют окрас шерстки)
Появляется третья картинка на доске
А какие перемены принесла осень в жизнь человека (урожай в саду, на огороде, делают заготовки, варят варенье, в лесу собирают грибы)
Что делают люди на огороде?
Зачем люди ходят осенью в лес?
А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду)
Вот оказывается у людей сколько осенних хлопот и забот.
Появляется четвертая картинка на доске
Вот сколько картин нам о себе нарисовала осень
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая)?
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.

Проводится игра

Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Перспективный план работы по речевому развитию в старшей группе

Октябрь

1 неделя

Осенняя пора, сезонные изменения.

2 неделя

Фруктовый пир

3 неделя

Овощной салат

4 неделя

Листопад

(деревья осенью)

Нод 1

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Гербова В.В. стр.35

Сравнение и описание предметов (фрукты)

Цели:

Сравнение и описание предметов (овощи)

Цели: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы; учить сравнивать предметы, выделят существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду»с.315

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней

Цель: Совершенствовать умение детей составлять последовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Гербова В.В. стр.38

Нод 2

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения И.Белоусова «Осень» (в сокращении)

Гербова В.В. стр. 37

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц

Цель: Закрепить правильное произношение звуков с-ц; учить дифференцировать звуки; различать в словах, выделять слова с заданном звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слушать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.

Гербова В.В. стр.44

Рассказывание по скороговорки

Задачи: связная речь: воспитывать навыки связной речи грамматика: учит использовать в речи сложноподчиненные предложения;

ЗКР: уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и ц; учить детей дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе.

О.С.Ушакова, стр.136

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Гербова В.В. стр.50

Ноябрь

1 неделя

День народного единства

2 неделя

Культура поведения

(на улице, в транспорте,

в помещении)

3 неделя

Мальчишки и девчонки, а также их родители

4 неделя

Женские профессии

(День матери)

5 неделя

Проектная неделя

Книга -лучший друг

Нод 1

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Цель: 1. Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения.

2. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

3.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи. (конспект прилагается)

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Цель: Познакомить детей с необычной сказкой Б.Шергина «Рифмы» и стихотворением Э.Мошковской «Вежливое слово».Обогащать словарь вежливыми словами.

Гербова В.В. стр.74

Обучение рассказыванию.

Цель: Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении).

Гербова В.В. стр.55

«Путешествие в страну женских профессий»

Задачи:

Расширение, активизация словаря по теме “Женские профессии”.

Закреплять умение строить простые предложения.

Развивать внимание, память, чувство ритма, умение ориентироваться в

пространстве, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. - Воспитывать уважение и любовь к профессиям.

(конспект прилагается)

Веселые рассказы Н.Носова.

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Гербова В.В. стр40

Нод 2

Звуковая культура речи: работа со звукам ж-ш

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух; упражнять в различении (на слух) знакомого звука; в умении дифференцировать звуки ж-ш а словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Гербова В.В. стр.53

Учимся вежливости

Заучивание стихотворения Р.Сфера «Совет»

Цель: Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р.Сфера «Совет», научить выразительно, читать его.

Гербова В.В. стр.48.

Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя Гербова В.В. стр.56.

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е.Балогиной «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном».

Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Гербова В.В. стр.91

Литературный калейдоскоп

Цель: Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Гербова В.В. стр.49

Декабрь

1 неделя

Организм человека, здоровье

2 неделя

О, спорт, ты – мир!

(зимние и летние виды спорта)

3 неделя

Одежда, обувь, головные уборы

4 неделя

Новый год

(традиции)

Нод 1

Игра «Живые слова»

Цели: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение.

О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Занятия по развитию речи в детском саду» с.240

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРОЖНЕНИЕ:»Хоккей», «Кафе»

Цель: Упрожнять детей в умении различать и выполнят задания на пространственное перемещение предмета «Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («кафе»).

Гербова В.В. стр.61

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Цель: помочь детям составлять план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Гербова В.В. стр.43

Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце» К.Фофанова «Нарядили елку…»

Цель : Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Гербова В.В. стр.68

Нод 2

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш

Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слое.

Гербова В.В. стр. 64.

Дидактические игры со словами.

Цель: Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифму слова.

Гербова В.В. стр.69.

Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст связанно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;

Словарь: учить подбирать подходящее по смыслу определения;

Грамматика: закрепить умение употреблять трудные формы Р.П. мн.ч. сущ.(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек);

ЗКР: привлечь внимание детей к громкости и четкости произнесения слов.

О.С.Ушакова, стр.152.

Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цель: Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Гербова В.В. стр.66

Задачи:
- расширять представления детей о территории России, народах её населяющих;
- воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
- знакомство детей со всероссийским праздником - День Народного Единства;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран) .
Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание картинок кукол в «Национальных костюмах»; разучивание пословиц о дружбе, разучивание стихов. Беседа о народах нашей страны.
Звучит песня о Родине. "Я, ты, он, она! - С. Ротару
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, Вы любите праздники?
Дети: да!
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете?
Дети: День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери.
Воспитатель:
- Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?
Послушайте «Гимн Российской Федерации»
Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы). Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит. (называют). Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоска – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
Ребёнок 1:
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Ребёнок 2:
Флаг бывает разный, но мне всего милей
Бело-синий-красный флаг Родины моей.
Красный – это кровь, пролитая за Русь.
За Родину свою ты постоять не трусь!
Ребёнок3:
Символ синий – вечность, символ мира – белый.
Уважай ты честность! Будь всегда ты смелый!
Крепость, мощь и сила в Российском флаге есть,
Он для нас и символ, достоинство и честь.
Воспитатель: Россия наша всегда богата урожаем фруктов и овощей. Урожай собирай и игру начинай!
Игра «Собери урожай»
Воспитатель:
А что любят делать дружно ребята из нашей группы?(Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Дети раз отца спросили:
- Все ли русские в России?
- Как сказать вам, малыши?
Вот соседи – чуваши,
Кум – еврей наполовину,
Дядя – славный армянин,
Прадед крёстной тёти Нины
Настоящий был грузин.
Все мы разные, так что же?
Все мы – Люди, мы – похожи!
Будем жить в единстве дружном,
Кровь друг друга лить не нужно!
Физминутка
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)
Реки глубокие (присели,
Степи широкие (руки в стороны) ,
Леса большие (руками описываем круг,
А мы - ребята вот такие!
- Ребята, что вы можете сказать о народах нашей страны?
Ответы детей (Живут в различной местности – тайге, степи, городах, сёлах; могут разговаривать на разных языках; носить разную национальную одежду) .
- Какие национальности, проживающие в России, вы знаете?
Ответы детей (татары, казаки, чеченцы, чуваши, мордва, ненцы, чукчи и др.)
- А как вы думаете, дружно ли живут народы в нашей стране?
А знаете ли вы пословицы о дружбе?
Ответы детей (Старый друг лучше новых двух. Нет друга, так ищи, а нашёл - береги. Дружба - великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Друг за друга держаться - ничего не бояться.)
- Вот какие пословицы сочинил наш народ. Потому что понимал, что дружба – это великая сила. Народы всех национальностей живут сплочённо, помогают друг другу, не ссорятся. А вы ребята, умеете дружить?
А если вдруг поссоритесь? Что сделаете?(Ответы детей)
Сейчас ребята, я вам покажу слайды на которых вы увидите историю происхождения этого праздника. Хотите узнать, почему народы России так крепки и едины?
Кто освободил русскую землю?
Показ слайдов.
- Ребята, о каком празднике вы сегодня узнали? Почему появился этот праздник? Кто стал народными героями России?
- Я желаю вам жить дружно и мирно и помнить о подвигах своих предков.
Ребята, сегодня вы больше узнали о Дне Народного Единства, о нашей Родине- России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете, прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Методические рекомендации к

планированию развития речи

и ознакомлению детей с окружающи
м миром

и явлениями общественной жизни

Старшая группа

В старшей группе планируются следующие занятия:

Виды занятий

Количество занятий в
неделю

Ребенок и окружающий

мир: Предметное окружение. Явления
общественной жизни.

1 (чередуется)

Природное окружение. Экологическое воспитание

Развитие речи

Ознакомление с художественной литературой

За основу планирования по данному разделу программы взяты «Занятия по

развитию речи для детей старшей группы» под редакцией В.В. Гербовой. Так

же
использовалась методическая литература из приложения (См.
«Используемая
литература»).

Одновременно ведется работа по трем рабочим тетрадям:

Рабочая тетрадь Развитие речи у дошкол
ьников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь Прописи для дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Работа по тетрадям планируется исходя из изучаемых

тем. Р/Т № 2 «Прописи …»
используется еженедельно

на занятиях по окружающему миру. Один раз в неделю
выполняется одно задание из упражнения на странице.

Планирование раздела «Природное окружение. Экологическое воспитание»
дополняется методическими рекоме
ндациями к программе С.Н. Николаевой «Юный
эколог».

Планирование развития речи включает занятия по обучению рассказыванию
(пересказ, составление описательных рассказов по игрушкам, предметам, картинам,
рассказы из опыта). Один раз в месяц проводятся заняти
я по воспитанию звуковой
культуры речи. Эти занятия дополняются выполнением заданий из Р/Т «Уроки грамоты».

Приобщение детей к художественной литературе

происходит

на знакомстве с
программными сказками

(их 12), чтением стихотворений, рассказов, отрывков и
з
произведений. Каждый месяц планируется заучивание наизусть. Кроме занятий ежедневно
в свободной деятельности знакомят детей с рекомендованными программными
произведениями.

Планирование раздела предусматривает несколько резервных занятий
,

которые
проводит педагог на свое усмотрение.

Предлагаемое планирование занятий помогает педагогу рационально распределить
программный материал, но не исключает вне
сение изменений на усмотрение педагога.

целью формирования грамматически правильной речи,
активизации, обогащении
уточнении словаря ребенка, а также закреплению правильного звукопроизношения
рекомендуется проводить ежедневно речевые игры и упражнения. За
планированные игры и
упражнения воспитатель проводит на свое усмотрение в различных режимных моментах.

Используемая литература

Программа «От рождения до школы»

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Москва
Просвещение 1983

В
.В. Гербова Развитие речи в детском саду Программа и методические
рекомендации для работы с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез 2005

В.В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

-
7
лет Москва Мозаика
-
Синтез
2008

О.В. Дыбина Ребенок и окружающий мир. Программа и методические
рекомендации для занятий с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез 2008

А.И. Максакова Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для
педагогов дошкол
ьных учреждений для занятий с детьми от рождения до семи лет.
Москва Мозаика
-
Синтез 2007

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Этические беседы с детьми 4
-
7 лет. Нравственное
воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов Москва Мозаика
-
Синтез 2007

О.
А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2
-
7 лет Москва Мозаика
-
Синтез
2008

Рабочая тетрадь Развитие речи у дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь П
рописи для дошкольников старшая группа Москва Мозаика
-
Синтез 2008

Рабочая тетрадь Уроки грамоты для дошкольников

Москва Мозаика
-
Синтез 2008

13. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Работа с
детьми средней и старшей группы. Мо
сква Просвещение 1999 г.

Условные сокращения:

номер книги по списку литературы (В.В. Гербова Занятия по развитию
речи в старшей группе детского сада Москва Просвещение 1983)

номер занятия (Рассказывание детям русской н
ародной сказки «Заяц
-

хваста»)

номер
страницы в

номер книги по списку литературы (С.Н. Николаева «Методика
экологического воспитания в детском саду» Москва Просвещение 1999 г.)

122

номер
страницы в книге

рабочая тетрадь

наглядно
-
дидактическое пособие

демонстрационный материал

Ноябрь

Виды занятий

и количество

Название. Источник

Название. Источник

Название. Источник

Название. Источник

Ребенок и
окружающий мир.

(1 чередуются)

Беседа на тему «Правила
дорожного движения»
3.3.70

«Развитие речи»

Т «Транспорт» с.3

Ознакомление со
свойствами стекла
3.6.75

«Прописи» З. 5 №2 с.5

Дидактическое упражнение
«Хоккей»
3.9.77

«Прописи»
З.6 №1с.6

«Вместе тесно, а врозь
скучно»
8..30

«Прописи» З.6 №2 с.6

Игры и упражнения

Образование по аналогии
глаголов
3.14

Что ты видишь? (о
материалах из которых
сделан предмет)

Доскажи словечко

Отгадай загадку
(Транспорт)

Природное
окружение.

Э
кологическое
воспитание (1)

Составление детьми
рассказов на тему «Дары
природы»
3.5.73

«Прописи» З. 5 №1 с.5

Рассказ воспитателя о
домашних животных.
Чтение рассказа
«Верблюдья варежка»

Г. Снегирева
3.10.78

«Жизнь хомяка в природе»

«Как лесны
е звери

медведь и белка

готовятся к зиме»
13.126

Игры и упражнения

Кто закончит правильно
предложение (В детском
саду красивая мебель: …
т.д.)

Выделение звука из слов
(хлопнуть если услышал
нужный звук)

Образование
прилагательных по
аналогии
3.14

Скор
оговорки

Развитие речи (1)

Пересказ эскимосской
сказки «Как лисичка бычка
обидела»
3.2.69

Составление рассказов на
тему «Знакомьтесь

наш
детский сад»
3.8.77

Обучение рассказыванию:
сюжетно
-
ролевая игра
«Ателье»
3.12.81

ЗКР: дифференциация
звуков
ж
-
ш
3.1
1.79

«Уроки грамоты»

Т: «Звуки ж
-
ш» с.6

Игры и упражнения

Использование
притяжательных
местоимений (Мой, твой,
наш)
3.14

Придумывание слов
отличающихся одним
звуком

Закрепление правильного
звукопроизношения Ж
-
Ш

Оз
накомление с
художественной
литературой (1)

Рассказывание детям
русской народной сказки
«Лисичка
-
сестричка и
серый волк»
3.7.76

«Развитие речи»

Заучивание стихотворения
«Дуб» И.Токмакова.
Дидактическое упражнение
«Что лишнее?»
3.1.67

«Развитие речи»

Резервное занятие на
усмотрение воспитателя

Повторение и закрепление
пройденного за месяц

Т: «Сравнение» с.5

Т: «Четвертый лишний» с.4

Игры и упражнения

Чтение текстов с использованием пиктограмм (Школа Ушинского)

Наглядно
-
демонстрационный материал
по развитию речи в старшей группе

Ребенок и окружающий мир

Экологическое воспитание

Развитие речи

Знакомство с художественной
литературой

Демонстрационный материал
Издательство «Ранок» 2004 г.

Музыкальные
инструменты

Профессии,. Спорт

Транспорт

Российская геральдика и
государственные
праздники

Права ребенка

Народы мира

Народы России и
ближнего зарубежья

Расскажи про детский сад

Демонстрационный материал
Издательство «Айрис
дидактика» 2007 г.

Профессии

Дидактические игры и
материалы

В гостях у баб
ушки
(загадки)

Семья (настольно
-
развивающая игра
-
лото)

Демонстрационный материал
Издательство «Ранок» 2004 г.

Уроки экологии

Животные разных широт

Дикие животные и их
детеныши

Демонстрационный материал
Издательство «Айрис
дидактика» 2007 г.

Животные в лесу: времена
года

Времена года

Дидактические и
гры и
материалы

Береги живое (2 части)
(игровой
дидактический
материал по экологии)

Кто? Что сказал?
(стихотворное лото)

Четвертый лишний
(растительный и
животный мир)

Поиграй
-
ка (игра
Ди
дактические игры и
материалы

Буковка (азбука
-
игрушка)

Игра пирамида (найди
противоположности)

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Мир в картинках»
Мозаика
-
Синтез 2003 г.

Дымковская игрушка

Городецкая роспись по
дереву

Инструменты
домашнего мастер
а

День победы

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Грамматика в
картинках» Мозаика
-
Синтез
2004 г

Словообразование

Множественное число

Один

Демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы

Художник Ю.А.
Васнецов «Русские
потешки» М. Малыш
1980

Портреты писателей

Из твоих любимых
книг

Русские народные
сказки Художник Г.
ФилатовМ.
Изобразительное
искусство 1979

Лю
бимые сказки.
Иллюстрации И.И.
Хохлова М. Советский
художник 1985

Приключение
Мюнхаузена Рисунки
М. Майофиса М.
Малыш 1990

Славный лес рисунки
Т. Капустиной М.
Малыш 1991

Демонстрационные материалы

Л.И. Мусякина, В.Г.
Червякова Картины «Кем
быть»

Коллекция
промышленных образцов
тканей и ниток

Беседы по картинкам
«Времена года»

Осень. Зима.

1. Лес, точно терем расписной
лиловый, золотой, багряный.
(Жизнь растений осенью)

2. Есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора. (Жизнь
растений осенью)

3. Мы животных очень любим,
их не будем обижать! (Жизнь
животных осенью)

4. Избежать нам нужно холодов и
вьюг, соберемся ст
аями

полетим на юг. (Жизнь птиц
осенью)

5. Будет фруктов, овощей у
народа вволю, урожай в саду
собрали и собрали в поле.

(Труд в селе осенью)

6. Зиму в гости ожидаем, город
чисто убираем. (Труд осенью в
городе)

7. Осенью семь погод на дворе…
(Осенние явл
ения природы)

8. Что такое доброта

это сердца
высота. (Добрые дела осенью)

занятие)

Наглядно
-
дидактическое
пособие «Мир в картинках»
Мозаика
-
Синте
з 2003 г.

Лесные ягоды

Животные жарких
стран

Животные средней
полосы

Серия «Домашние животные»

Корова с теленком

Коза с козлятами

Собака со щенятами

Лошадь с жеребенком

Корова с теленком

Кошка с котятами

Гуси и утки

Свинья с поросятами

Гуси и утки

Серия «Дикие животные»

Зайцы зимой

Медведь с медвежатами

Лиса с лисятами

белый медведь с
медвежатами

Уроки экологии

Экологический светофор

В зоопарке

Берегите добрый лес

Государственная
Третьяковская галерея
Выпуски 1,2 М. Советский
художник 1985

В.В. Гербо
ва Картинки по
развитию речи в старшей группе
М. Просвещение 1985

Рассказывание по серии
картинок

1.
Первое сентября

Кто вежливее?

Октябрятское дело

В гостях у дедушки
Мороза

На горке

Памятник Советскому
солдату

Октябренок Михась

друг пограничников

Корму
шка

Первое мая

Серия «Мы играем»

Катаем шары

Строим дом

Едим в автобусе

Играем в поезд

Кормим курицу

Помогаем товарищу

Играем с матрешками

Обучение грамоте
(наглядно
-
8.

Русские сказки
рисунки В. Лосина М.
Малыш 1978

Про зверей рисунки Г
Никольского М.
Ма
лыш 1988

Веселись, играй, да
дело знай М. Малыш
1991

9. Лето со снопами, осень с
-

пирогами. (Слава хлебу на столе)

10.Дождь со снегом, морозец

скоро осени конец (Поздняя
осень)

11.Лишь поздняя осень ушла со
двора, как зимняя гост
ья явилась
с утра. (Пришла зима)

12.Скатерть белая весь свет
одела. (Жизнь животных зимой)

13.Новый год, новый год

это
радость и восторг. (Новый год)

14. Воробышки игривые, как
детки сиротливые … (Жизнь
птиц зимой)

15.Зимой под водой. (Жизнь рыб)

16.Заме
тает пурга зимний путь
… (Зимние явления природы)

17.Где работа, там и густо, а в
ленивом доме пусто. (Труд в селе
зимой)

18.Берись дружно, не будет
грузно. (Труд зимой в городе)

19.Защищать страну родную

большая в мире честь! (Защита
Отечества)

20.Добры
е дела зимой.

Весна. Лето.

Весна торопится на старт
… (Ранняя весна)

Засвищут скоро соловьи
… (Растения весной)

Ребята, поскорей растите,
4.

Мы коллекционеры

Жалобная книга природы

Синичкин день

Календарь

Комнатные растения

Встречайте птиц

Посадим дерево

Экологическая тропинка

Чем богата Земля

Вода

это жизнь

Мы хотим защищать

Все живое на земле

Мир вокруг нас. Звери (с
методическими
рекомендациями)

Волки зимой

Волки летом (Волчица с
волчата
ми)

Белки летом (Белка с
бельчатами)

Белка зимой

Белки осенью

Белые медведи летом

Белые медведи зимой
(Медведица с
медвежатами)

Бурые медведи летом
(медведица с
медвежатами)

Бурые медведи весной

10.Бурые медведи летом

11.Зайцы зимой

12.За
йцы летом (Зайчиха с
демонстрационный
материал)

I
-
7
Составь слова

II
-
1 Каковы предметы по цвету

II
-
3 Ка
ковы предметы по
величине

II
-
5 Каковы предметы по цвету

II
-
6 Поставь ударение

II
1
-
1 Составь предложение: «Что
Вася делал летом»

III
-
3 Составь предложение: «Как
Валя помогала бабушке»

III
-
4

Составь предложение: «Что
Оля делала в каникулы»

III
-
5 Составь пре
дложение: «Что
делает повар»

VI
-
1 Разгадай ребус «Имена
детей»

Разгадай ребус

Разгадай ребус

VII
-
11 Напиши предложение.
Кто это?

Пособие для детских садов
«Звучащее слово»

5. Заблудился

6. Брат и сестра

7. Озорной котенок

8. Избушка на курьих
ножках

11.За обедом

12.Лисяба
-
братья

14.Три щенка

22.Догадайся сам

Аппликационный материал
для работы с фланелеграфом

исследуйте бескрайний
космос! (День
космонавтики)

Прилет птиц

Жизнь животных весной

День победы

Тр
уд весной

Поздняя весна

Добрые дела весной

Наступило лето

Вкусное лето

Отдых на море

Летом в огороде и саду

Щедрое лето

Аппликационный материал
для работы с фланелеграфом

Виды спорта (1/2 большого
формата)

Баскетбол

Волейбол

Коньки

Сне
жки

зайчатами)

13.Лиса зимой (2
-
е картинки)

Экологические плакаты

Кто на дубе живет?

кто в озере живет?

Серия «Из жизни диких
животных» С.Н. Николаева
Н.Н. Мешкова

Семья хомяков

Хомяки и сова

Лягушки у пруда

Черепахи

(Большого формата)

Девочка играет с котенком

Что я делаю дома

Что делают дети в разное время
года

В спортивном зале

Играю летом во д
воре

В магазине

Труд летом

Режим дня

1/4 от большого формата

Мальчик с птичкой в клетке

Мальчик играет в футбол

Мужчина читает газету с собакой

Девочка рисует

Дети лепят снеговика

Мальчик у доски

Ящик куб

Цветик
-
семицветик

Котенок и ворона

Девочка пр
ыгает на скакалке

Девочка с котенком на лавочке

В.В. Гербова

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Планы занятий

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Гербова Валентина Викторовна – кандидат педагогических наук, автор пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной литературе.

Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой представлена в работах В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2008), «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Пособие «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», написанное в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников на занятиях. Практическое назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение тем и целей обучения, способов их реализации).

Особенности развития речи детей шестого года жизни

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонетических и грамматических). Каковы речевые навыки у детей 5–6 лет и что обусловливает их успешное формирование на этом возрастном этапе?

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики , включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики . В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко – медвежий) . В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (притолстился, вертучий, сосульчатый) . Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий) , а также обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.) . Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет) . В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Блонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания («Потом принц хотел навсегда жить у Золушки, но у него дома была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке», – Алеша, 5 лет 8 месяцев).

К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков : у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование (например, горловое или одноударное произнесение звука р и др.). Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звуки р и л . Это приводит к тому, что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Мощные темпы овладения родным языком, характерные для пятого года жизни ребенка, на шестом году жизни замедляются. Исследователи детской речи считают, что после пяти лет речевые умения совершенствуются незначительно, а некоторые становятся даже хуже. Так, увеличивается количество кратких просьб и распоряжений (Отойди! Поставь сюда!) и сокращается число реплик доброжелательных, аргументированных, содержащих объяснения. (Не мешай мне, пожалуйста, – не видишь, я же самолет завожу!) По данным Г. Ляминой, количество случаев объяснительной речи уменьшается вдвое. Теперь дети реже сопровождают речью свои действия. Однако если дошкольнику 5–6 лет предлагается задача, при решении которой он испытывает затруднения, у него возникает внешняя речь, хотя прямо и не обращенная к собеседнику (опыты Л. Выготского, описанные А. Лурией). Психологи объясняют это тем, что в старшем дошкольном возрасте формируется новая функция речи – интеллектуальная, то есть планирующая, регулирующая практические действия (речь «для себя», речевое овладение собственным поведением). Интеллектуальная функция речи имеет коммуникативное назначение, так как планирование своего поведения, решение мыслительных задач – это составляющие деятельности общения.

Особенности работы с детьми на занятиях

Организация занятий по развитию речи

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки – корешки», «Кто лишний и почему?» («Что лишнее?»), «Определи на ощупь» (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), «Что не так?» (картинки-путаницы), «Что изменилось?» и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…» Педагог предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Чего на свете не бывает?» («Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек» и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх («Что получится, то и получится», «Кто это был?»), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.